Методическое пособие Рефлексия
Оценка 4.6

Методическое пособие Рефлексия

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
классное руководство
4 кл
01.06.2017
Методическое пособие Рефлексия
в данном методическом пособии вы сможете найти рефлексию на любой эта урока. В пособии подробно всё описано и наглядно изображено. подобранный материал можно использовать как в начальном звене, так и в среднем и старшем. Данное методическое пособие может стать настольной книгой любого учителя.В данном методическом пособии представлены виды рефлексии на уроках в начальной школе. Формы рефлексии, которые мы предлагаем помогут ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия. Педагоги найдут интересные идеи и рекомендации, которые могут использовать в своей педагогической деятельности.
методическое пособие рефлексия.docx
Рефлексия в начальной школе Авторы­составители: Паршина А.В., Семизбаева О.Г. В   данном   методическом   пособии   представлены   виды   рефлексии   на   уроках   в начальной   школе.   Формы   рефлексии,   которые   мы   предлагаем   помогут   ученикам сформулировать   получаемые   результаты,   определить   цели   дальнейшей   работы, скорректировать   свои   последующие   действия.   Педагоги   найдут   интересные   идеи   и рекомендации, которые могут использовать в своей педагогической деятельности.  : Оглавление Введение................................................................................................................................... 3 Рефлексия настроения и эмоционального состояния...........................................................5 Рефлексия деятельности.........................................................................................................9 Рефлексия содержания учебного материала......................................................................17 2 Введение   готовой   к   самообразованию, Приоритетной   целью   современной   образовательной   концепции   стало   развитие личности,   самовоспитанию   и   саморазвитию.  В   связи   с   этим   одной   из   задач   образования   является   формирование   у   ребенка способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения   учиться,   познавательных   интересов   и   готовности   к   успешному   обучению. Рефл ксия (от позднелат.  reflexio — обращение назад) —  это конечный результат, то что мы достигаем на уроке.  ее В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её  результатов. Обязательным   условием   создания   развивающей   среды  на  уроке  является   этап рефлексии.   Она   помогает   ученикам   сформулировать   получаемые   результаты, определить   цели   дальнейшей   работы,  скорректировать   свои   последующие  действия. Рефлексия связана с формированием личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, с технологией критического мышления. При   взаимодействии   с   учащимися   учитель   использует,   в   зависимости   от обстоятельств,   один   из   видов   учебной   рефлексии,   отражающих   четыре   сферы человеческой сущности. 1. Физическую (успел – не успел); 2. Сенсорную  (самочувствие: комфортно – дискомфортно); 3. Интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);  4. Духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других). Рефлексия бывает:  А) индивидуальная – формирование реальной самооценки (зачто ты можешь оценить свою работу, беседа с ребенком по результатом самооценки –почему выбран тот или иной уровень); Б) групповая – акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи. («Смогли бы сделать, если бы с нами не работал …(имя)», « Какую помощь в работе оказал … (имя)») Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация: ­ рефлексия настроения и эмоционального состояния  ­ рефлексия деятельности (Этот вид приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ; он даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных способов, а применение в конце урока покажет активность каждого ученика). ­ рефлексия содержания учебного материала  (Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение   поставленных   в   начале   урока   целей,   свою   активность,   эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы). 3 Рефлексия   может   осуществляться   не   только   в   конце   урока,   как   это   принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не   просто   уйти   с   урока   с   зафиксированным   результатом,   а   выстроить   смысловую цепочку, сравнить свои способы и методы с другими. 4 Рефлексия настроения и эмоционального состояния «Смайлики» Самый простой вариант ­ показываем учащимся карточки с изображением трех  лиц: веселого, нейтрального и грустного. «Пейзаж» Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина  проникнута грустным, печальным настроением, другая ­ радостным, веселым. Ученики  выбирают ту картину, которая соответствует их настроению. «Времена года» Учащимся предлагаются две картины с изображением времен года (лето – осень). Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая ­ радостным,  веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению. \ 5 «Гномы» Ученики выбирают гнома по своему настроению. «Градусник»  Используя такой символ можно определить состояние эмоций, новизну материала,  урока, оригинальность и т.д.                                             ­ настроение хорошее                                            ­ настроение плохое «Пик настроения»           Настроение изображено в виде ступеньки .Первая ­ настроение крайне скверное. Вторая ­ плохое. Третья ­ хорошее. Четвертая ­ уверен в силах. Пятая – отличное. В конце урока, дня ученик ставит себя на ту ступеньку, какое у него настроение. 6 «Солнышко»  Рефлексия   эмоционального   состояния,   может   использоваться   на   различных   этапах урока.   Учащимся   предлагается   выбрать   солнышко,   которое   соответствует   их настроению. «Эмоционально – музыкальная рефлексия» Учащиеся слушают фрагменты из двух музыкальных произведений (желательно указать композитора   произведения).   Звучит   тревожная   музыка   и   спокойная,   восторженная. Учащиеся выбирают музыкальный фрагмент, который соответствует их настроению. «Что ты чувствуешь сейчас?»  Учащиеся 3 – 4 классов могут оценить не только настроение, но и своё эмоциональное состояние. И вопросы «Что ты чувствуешь сейчас? Какие эмоции ты испытываешь?» быстро становятся привычными и не вызывают у ребят удивления. В помощь учащимся для   высказывания   предлагаем   опорный   конспект,   который   также   способствует запаса.  расширению лексического     «Острова»  Ребята выбирают, на каком из предложенных островов они находятся в конце урока: остров Удовлетворения, остров Грусти, остров Знаний, остров Радости. «Карта настроения» В конце занятия ребята заполняют карточки эмоционального состояния, в  которых отмечают свое самочувствие, указывают свое отношение к уроку, вписывая то, что понравилось (не понравилось) на занятии. 7 8 Рефлексия деятельности «Лестница успеха».  «Корзина» Ученикам предлагается корзина с яблоками: красного, жёлтого и зелёного цвета. Если ученик усвоил материал ему предлагается красное яблоко, если нет, то зелёное, а если ещё не разобрался то жёлтое. «Дерево успеха» Ученикам раздаются стикеры   в виде листочков и каждый ребёнок определяет, где может расположиться его листочек вверху, внизу или в середине.  9 «Светофор» Учащиеся   в   начале   урока   выбирают   один   из   цветов:   красный,   желтый   или зеленый. После урока или выполненной работы ребята должны высказать свое мнение по вопросу цвета. Красный – нет (что не понравилось, ошибки), желтый – не совсем (сомнения, трудности) и зеленый – да (что понравилось, что получилось). «Букет» Букет составляется из разных цветов, если ученикам всё понятно то берутся  ромашки, если не совсем васильки, если всё понятно то тюльпаны. 10 « Пятерочка» Учащимся предлагается на листе обвести свою руку. Каждый палец – это какая – то позиция, по которой необходимо высказать своё  мнение. Большой палец – для меня важно и интересно; Указательный палец ­ мне было трудно ( не понравилось ); Средний – для меня было недостаточно; Безымянный палец – мое настроение; Мизинец – мои предложения. «Слон» Ученикам дается на листочках нарисовать слона. Листочки собираются учителем для дальнейшего анализа работы учащегося на уроке.  Ученикам затем устно дается  характеристика элементов. Уши­ значит человек  внимательно слушает, воспринимает больше на  слух; глаза  ­ внимательно смотрит, воспринимает больше зрительно; хобот – знания, которые вы  приобретаете; голова – это мыслительные процессы; посмотреть на соотношение  головы и туловища: большая голова – автор рисунка больше действует головой;  ноги  тонкие – неуверенность.  «Дело  в шляпе» Учащиеся   передают   шляпу   друг   другу,  когда   заканчивается   музыка   или считалка, тот, у кого в руках осталась шляпа, анализирует свою работу на уроке или ставит оценку работающим у доски и обосновывает ее. 11 12 «Три М» Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в   процессе   урока,   и   предложить   одно   действие,   которое   улучшит   их   работу   на следующем уроке. «Запустите корабль в море Знаний» Те ребята, которые считают, что хорошо усвоили тему, помещают свой кораблик в  море, а те, кто не уверен в этом, остаются в заливе правил.  ЗАЛИВ ПРАВИЛ МОРЕ ЗНАНИЙ «Чемодан, мясорубка, корзина» На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины. Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем. Мясорубка – информацию переработаю. Корзина – всё выброшу. Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной  на уроке. «Письменное интервью» Вариант групповой письменной рефлексии в форме вопросов и ответов  участников группы. Данный способ позволяет в достаточно короткий промежуток  времени провести письменную рефлексию с целью взаимообмена мнениями. 13 14 «Пантомима» Учащиеся пантомимой должны показать результаты своей работы. Например,  руки вверх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично. «Экспертная комиссия» В начале урока выбираются эксперты (учащиеся, справившиеся с контрольной  работой отлично). Они в течение всего урока фиксируют деятельность учащихся (ряда, варианта). В конце урока эксперты анализируют деятельность своих подопечных,  указывают успехи и ошибки, выставляют им оценки. «10 баллов» Оценить по 10­бальной шкале работу на занятии с позиции: „Я"           0________10 „Мы"        0________10 „Дело"     0________10 «Дерево» Учащиеся записывают свое мнение об уроке на бумаге в форме листьев дерева,  можно предложить ряд вопросов, затем прикрепляют их на заготовку дерева на  плакате. «Звездочки» На символах в виде «звездочек» учащиеся записывают свои личные достижения  на уроке, за неделю, четверть и т.п. и прикрепляют их в дневник, на стенд, на доску и  т.д. «Мишень» На доске рисуется мишень, которая делится на сектора. В каждом из секторов  записываются параметры­ вопросы рефлексии состоявшейся деятельности. Например,  оценка содержания, оценка форм и методов проведения урока, оценка деятельности  педагога, оценка своей деятельности. Участник ставит метки в сектора соответственно  оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем ближе к десятке, на краях мишени  оценка ближе к нулю. Затем проводят её краткий анализ. 15 «Мордашки» Рефлексия эмоционального состояния, может использоваться на различных  этапах урока. Учащиеся рисуют «мордашки», которые соответствуют их настроению  или выбирают из имеющихся.  16 Рефлексия содержания учебного материала Экран с незаконченными предложениями находится перед глазами детей. Они по «Рефлексивный экран» желанию выбирают себе фразу и заканчивают ее самостоятельно. Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я выполнял задания… Я понял, что… Теперь я могу… Я почувствовал, что… Я приобрёл… Я научился… У меня получилось… Я смог… Я попробую… Меня удивило… Урок дал мне для жизни… Мне захотелось… Расскажу дома, что … «Синквейн»  ­ первая строка – название темы (одно существительное);  ­ вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;  ­ третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами;  ­ четвёртая строка –это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме  (целое предложение);  ­ последняя строка – синоним, который повторяет суть темы. «Анкета» 17 1.На уроке я работал 2.Своей работой на уроке я 3.Урок для меня показался 4.За урок я 5.Мое настроение 6.Материал урока мне был активно / пассивно  доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен 7.Домашнее задание мне  кажется  легким / трудным интересно /не интересно  «Моделирование или схематизация» Составление кластеров и постеров. «Таблица ЗУХ» Учащиеся заполняют таблицу ЗУХ (в начале урока заполняют  графу Знал,  после изучения новой темы  заполняет графу Узнал и потом самостоятельно  определяет для себя, что Хотел бы узнать)Понятие    Знал    Узнал     Хочу  узнать «Инсерт» Учитель читает текст, ученики для себя отмечают на полях  «+» ­ знал, «!» ­ новый  материал (узнал),  «?» ­ хочу узнать. Знал Узнал Хочу узнать «Восстановление деформированного высказывания, правила, текста» Ученикам предлагается: текст, правила, высказывание с пропущенными словами.  Ученики должны вставить нужные слова. Ученикам предлагается задание с ошибками, надо найти ошибки и их исправить. «Лови ошибку» 18 «Дискуссия» Ученикам предлагается тема для обсуждение. Группам раздаётся одинаковый  текст для ознакомления. После этого задаётся вопрос. Ученики не просто должны  отстоять свою точку зрения, а найти подтверждение в тексте. «Бортовой журнал» Ученики после изучения материала, должны для себя сделать вывод, что знал, и  что узнал. Знал Узнал 19 «Верные и неверные утверждения» Данный  приём предполагает не только работу с новым материалом, но и на этапе закрепления для самостоятельной работы. Верные утверждения Неверные утверждения «Одноминутное эссе» Ученикам предлагается за 1 минуту написать свои мысли  «Рыбья кость» Приём заключается в том, что голова рыбы­ это проблема, кости с одной стороны это причина, с другой стороны следствие, хвост – выводы. 20

Методическое пособие Рефлексия

Методическое пособие Рефлексия

Методическое пособие Рефлексия

Методическое пособие Рефлексия

Методическое пособие Рефлексия

Методическое пособие Рефлексия

Методическое пособие Рефлексия

Методическое пособие Рефлексия

Методическое пособие Рефлексия

Методическое пособие Рефлексия

Методическое пособие Рефлексия

Методическое пособие Рефлексия

Методическое пособие Рефлексия

Методическое пособие Рефлексия

Методическое пособие Рефлексия

Методическое пособие Рефлексия

Методическое пособие Рефлексия

Методическое пособие Рефлексия

Методическое пособие Рефлексия

Методическое пособие Рефлексия

Методическое пособие Рефлексия

Методическое пособие Рефлексия

Методическое пособие Рефлексия

Методическое пособие Рефлексия

Методическое пособие Рефлексия

Методическое пособие Рефлексия

Методическое пособие Рефлексия

Методическое пособие Рефлексия

Методическое пособие Рефлексия

Методическое пособие Рефлексия

Методическое пособие Рефлексия

Методическое пособие Рефлексия

Методическое пособие Рефлексия

Методическое пособие Рефлексия

Методическое пособие Рефлексия

Методическое пособие Рефлексия

Методическое пособие Рефлексия

Методическое пособие Рефлексия

Методическое пособие Рефлексия

Методическое пособие Рефлексия

Методическое пособие Рефлексия

Методическое пособие Рефлексия
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.06.2017