Семейное воспитание – общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов. Воспитание в семье и воспитание в колледже должны осуществляться в неразрывном единстве. И здесь, конечно, определяющая роль отводится семье.
о семейном воспитании.doc
О семейном воспитании
Пайвина О.П., преподаватель ГБПОУ «ШПК»
Родители были, есть и будут для своих детей наиболее значимыми лицами,
обладающими большими возможностями влияния на процесс формирования
личности ребенка.
Семейное воспитание – общее название для процессов воздействия на детей
со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых
результатов. Воспитание в семье и воспитание в колледже должны
осуществляться в неразрывном единстве. И здесь, конечно, определяющая роль
отводится семье. Семья отражает и колледж, и средства массовой информации,
и общественные организации, трудовые коллективы, влияние литературы и
искусства. То есть успешность формирования личности обусловливается прежде
всего семьей. За редким исключением, роль семьи в формировании личности
определяется зависимостью: какая семья, такой и выросший в ней человек. Как
правило, какая семья, такой и выросший в ней человек. Семья и ребенок –
зеркальное отражение друг друга.
Эта зависимость давно используется на практике. Если семья так сильно
влияет на процессы и результаты становления личности, то, конечно, именно
семье должно уделяться первостепенное значение в организации правильного
воспитательного воздействия.
В нашем современном обществе все заметнее становится кризис семьи.
Сегодня семья все хуже реализует свою главную и основную функцию –
воспитание детей. И главная причина тому – разрушение устоев, ухудшение
нравов и человеческих отношений, отсутствие морали.
Легкомысленное отношение к браку и семье, раннее материнство, забвение
накопленных временем добрых традиций, нравственных принципов, пьянство,
наркомания, отсутствие самодисциплины и половая распущенность, высокий
процент разводов пагубно отражаются на воспитании детей.
Ведь хорошо известно, что именно в семье и через семью формируются
первичные представления ребенка, его ценностные ориентации и социальные
установки. Семья закладывает основы отношений между людьми, формирует
ценностные ориентации своего дитя на всю жизнь.
Поэтому:
влияние семьи на ребенка очень велико;
в семье формируются все главные его качества;
из семьи выходят члены нашего общества;
именно семья воспитывает гражданина, патриота, законопослушного члена
общества, будущего семьянина;
оказывает влияние на выбор профессии. Современные семьи переживают не лучшие времена. В большинстве
нынешних семей основные силы и время родителей расходуются на
материальное обеспечение. Общение же родителей с детьми по моим
наблюдениям как классного руководителя сводится в основном к контролю за
учебой ребенка, а сам контроль ограничивается вопросом: «Как дела в
колледже?» и желанием услышать ответ: «Все нормально». При этом не
утруждая себя если уж не прийти в колледж и поговорить с классным
руководителем, посмотреть журнал успеваемости, то хотя бы позвонить и
узнать, как учится их ребенок и ходит ли он вообще на занятия.
Среди наиболее веских причин неудовлетворительного воспитания детей в
семье следует отметить:
1. Невысокий материальный уровень большинства семей студентов моей
группы (и вообще, а не только в моей группе), когда основное время
родители тратят на добывание средств к существованию.
2. Жизнь в состоянии постоянного стресса – угроза потери работы изза
сокращения, боязнь заболеть, социальная напряженность, неуверенность в
завтрашнем дне. Из 11 полных семей (а всего в группе учится 20 человек)
в 5 семьях работает только один родитель. При этом из 9 неполных семей
в 5 семьях мама имеет двоих и более детей.
3. Двойная нагрузка на женщину в семье – работа и семья. А если мама одна
«тянет лямку», воспитывая при этом несколько детей?
4. Если даже семья полная – все равно воспитание детей ложится на плечи
женщины – матери. Отцы в большинстве случаев самоустраняются от
этого. За 3 года работы в этой группе только четверо из пап принимают
активное участие в воспитании своих детей.
5. В таких неблагополучных семьях, где детей не ждали, не любят и не
приемлют, ребенок обнаруживает себя внешним видом, одеждой, манерой
общаться, набором нецензурных выражений, неуравновешенностью
психики, что выражается в неадекватных реакциях, замкнутости или
агрессивности, озлобленности, отсутствием интереса к учебе. Поведение
такого ребенка не только говорит об его проблемах, но и взывает о
помощи. Но вместо помощи окружение часто реагирует на него
отторжением, подавлением или угнетением его. Ребенок сталкивается с
непониманием окружающих, неприятием и оказывается в еще большей
изоляции. И именно такого ребенка мы, преподаватели и классные
руководители, должны видеть в первую очередь. Наша задача –
постараться окружить его вниманием и заботой, обогреть его, дать ему то
тепло, в котором он так нуждается и которого его лишили самые близкие
ему люди.
Методическое сообщение "О семейном воспитании"
Методическое сообщение "О семейном воспитании"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.