Настоящая публикация является электронным учебным пособием по прикладной меди-цинской информатике. В нем подробно изложены основные понятия об интерфейсах ин-формационных систем, а также принципы их построения. На наглядных примерах показаны разнообразные задачи и функции интерфейсов различных уровней и назначения: пользова-тельского, аппаратного и программного.
Учебное пособие содержит ссылки на действующие законодательные акты и нормативные документы системы здравоохранения РФ и ОМС.
В помощь учащимся в электронное пособие включены блоки, позволяющие осуществить проверку усвоенного материала: контрольные вопросы и кроссворды.
Предназначено для студентов Елецкого медицинского колледжа, имеющих первоначаль-ную подготовку по общей информатике и стремящихся расширить свои знания в области современных информационных технологий и их применении в медицине и здравоохране-нии
Интерфейсы информационных систем-1.docx
Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение
«Елецкий медицинский колледж имени
Героя Советского Союза К.С.Константиновой»
Интерфейсы
информационных систем:
Аппаратнопрограммные интерфейсы.
Методическое пособие для
внеаудиторной самостоятельной работы студентов
по дисциплинам
«Информатика и ИКТ», «Информатика»,
«Информационное обеспечение профессиональной деятельности».
Специальность 31.02.01 Лечебное дело,
34.02.01 Сестринское дело,
33.02.01 Фармация
Подготовил
Барбашин С.И.
преподаватель Елец
2018 г.
Оглавление
1.
2.
Введение. Интерфейсы информационных систем ………………………………..………3
Аппаратнопрограммные интерфейсы ПК …………………………………...…………... 5
2.1. Параллельный и последовательный интерфейсы.........................................................5
2.2. Внешние интерфейсы......................................................................................................7
2.3. Внутренние интерфейсы персонального компьютера…………………...................21
Контрольные вопросы ………………………………………………..………………… 25
3.
4.
Кроссворды ……………………………………………………….…………………….. 27
5. Список литературы …………………………………………………………………... 29
.
1 Настоящая публикация является электронным учебным пособием по прикладной
медицинской информатике. В нем подробно изложены основные понятия об интерфейсах
информационных систем, а также принципы их построения. На наглядных примерах показаны
разнообразные задачи и функции интерфейсов различных уровней и назначения:
пользовательского, аппаратного и программного.
Учебное пособие содержит ссылки на действующие законодательные акты и нормативные
документы системы здравоохранения РФ и ОМС.
В помощь учащимся в электронное пособие включены блоки, позволяющие осуществить
проверку усвоенного материала: контрольные вопросы и кроссворды.
Предназначено для студентов Елецкого медицинского колледжа, имеющих первоначальную
подготовку по общей информатике и стремящихся расширить свои знания в области
современных информационных технологий и их применении в медицине и здравоохранении.
2 1. Введение. Интерфейсы информационных систем.
«Интуитивно понятный интерфейс это такой интерфейс,
для работы с которым нужна недюжинная интуиция».
Ну что ж, давайте попробуем подключить нашу интуицию и попытаемся ответить на вопрос: что
же такое интерфейс. Если язык медицины – это латынь, то язык информационных технологий – это
английский. Поэтому давайте для начала заглянем в англорусский словарик и посмотрим, что
означает данный термин:
a)
b)
c)
interface (сущ.) сопряжение, поверхность раздела, перегородка
interface (гл.) – соединять, взаимодействовать
interface (прил.) – граничный.
Обобщив полученные данные перевода, можно сделать вывод, что интерфейс – это граница в двух
системах, средах, программах или устройствах, а условия взаимодействия через эту границу
определяются как характеристиками тех самых систем/ сред/ устройств/ программ, так и условиями
соединения. Интерфейс — совокупность возможностей взаимодействия двух систем,
устройств или программ, определённая их характеристиками, характеристиками
их соединения, сигналами обмена и т. п.
Т.о., термин интерфейс имеет множество значений и определений, но основное его значение
укоренилось в нашей речи в связи с возрастающим значением в нашей жизни компьютеров и
вычислительной техники.
Интерфейсы являются основой взаимодействия пользователя с вычислительной машиной и стали
важным звеном вычислительного процесса всех современных информационных систем.
Интерфейс в компьютерной технике – это средство взаимодействия пользователя с
программой, игрой или операционной системой самого устройства. К основным задачам
интерфейсов относятся ввод и вывод информации, управление программным обеспечением,
командные операции и обмен данными при помощи различных внешних носителей. Даже
задняя панель системного блока компьютера также является интерфейсом, который
позволяет подключать другие устройства.
Интерфейс какоголибо объекта (персонального компьютера, программы, функции) не
изменяется (то есть стандартизирован), что даёт возможность модифицировать сам объект, не
перестраивая принципы его взаимодействия с другими объектами. Например, если
пользователь отлично владеет навыком работы в графическом редакторе Paint, то он с
3 легкостью освоит и другие подобные программы, так как они имеют похожий однотипный
интерфейс.
В случае, если одна из взаимодействующих систем — человек, чаще говорят лишь о
второй системе, то есть об интерфейсе той системы, с которой человек взаимодействует.
Пример:
при использовании персонального компьютера, связь между человеком и его ПК осуществляется
посредством клавиатуры и мыши, в то время как клавиатура и мышь осуществляют связь с
компьютером по внутреннему соединению и вызову соответствующих программ, а программы, в свою
очередь, тоже связаны между собой посредством взаимодействия друг с другом.
Соответственно, согласно этому, интерфейсы могут существовать как:
Способ взаимодействия физических устройств (аппаратный уровень).
• Сетевой интерфейс
• Сетевой шлюз — устройство, соединяющее локальную сеть с более крупной, например,
Интернетом
• Шина (компьютер)
Способ взаимодействия виртуальных устройств (программный уровень).
Для виртуальных (программных) устройств существуют следующие интерфейсы
(Программный интерфейс):
• Интерфейс функции
• Интерфейс программирования приложений (API): набор стандартных библиотечных
методов, которые программист может использовать для доступа к функциональности другой
программы.
• Удалённый вызов процедур
• COMинтерфейс
• Интерфейс объектноориентированного программирования.
Способ взаимодействия человекмашина (пользовательский уровень).
Совокупность средств, при помощи которых пользователь взаимодействует с различными
программами и устройствами (Интерфейс пользователя):
• Интерфейс командной строки: инструкции компьютеру даются путём ввода с
клавиатуры текстовых строк (команд).
•
Графический интерфейс пользователя: программные функции представляются
графическими элементами экрана.
• Диалоговый интерфейс: например, Поиск
• Естественноязыковой интерфейс: пользователь «разговаривает» с программой на
родном ему языке.
• Тактильный интерфейс: руль, джойстик и т. д.
• Нейрокомпьютерный интерфейс: отвечает за обмен между нейронами и электронным
устройством при помощи специальных имплантированных электродов.
и др.
•
В вычислительной системе взаимодействие может осуществляться с использованием 3 типов
интерфейса:
1. Пользовательский – то есть пользователь выполняет какиелибо действия. В данном случае:
нажал на клавишу «Пуск».
2. Программный – то есть взаимодействие на программном уровне, когда одна программа
обменивается данными с другой. В примере это стандартный запуск загрузочных системных файлов:
config.sys, bio.sys, утилиты и т.п.
3. Аппаратный или физический то есть соединение осуществляется на уровне контактов
внутри аппаратного обеспечения («железа») современных компьютеров. Чаще всего речь идёт
о компьютерных портах.
4 Поэтому в этой части нашей методички мы и поговорим именно о разъемах, портах
персонального компьютера, т.е о аппаратных интерфейсах.
2. Аппаратнопрограммные или физические интерфейсы ПК.
Аппаратнопрограммные интерфейсы предназначены для обеспечения взаимодействия
различных средств вычислительной техники и их компонентов между собой. В этом
случае слово «интерфейс» может обозначать как способ (протокол, стандарт) передачи
данных, так и различные разъемы (порт, слот) компьютера, по которому ведется обмен
данными.
Иногда аппаратнопрограммные интерфейсы называют просто аппаратными, что является
неправильным. Взаимодействие средств вычислительной техники обеспечивается не простым
объединением их электрических сетей, а передачей, приемом и обработкой сигналов,
циркулирующих по этим сетям. Таким образом, к аппаратному интерфейсу может быть
отнесен только лишь кабель, подключающий компьютер к питающей его электрической сети.
2.1. Параллельный и последовательный интерфейсы
По способу (протоколу) обмена данными различают параллельный и последовательный
интерфейсы.
интерфейс
Параллельный
обеспечивает
одновременную передачу двоичных данных по
нескольким линиямпроводам.
В области телекоммуникаций и информатике
параллельным соединением называют метод передачи нескольких сигналов с данными
одновременно по нескольким параллельным каналам. Это принципиально отличается от
последовательного соединения; это различие относится к одной из основных характеристик
коммуникационного соединения.
Последовательный интерфейс обеспечивает передачу последовательности битов по
единственной линии.
5 Основное различие между параллельным и последовательным
каналами связи заключается в количестве проводов или
стекловолокон на физическом уровне, используемых для
одновременной передачи данных устройством. Параллельное
соединение предполагает более одного такого провода/волокна,
помимо заземления. 8битный параллельный канал передает восемь
бит (или 1 байт) одновременно. Последовательный канал будет передавать эти биты по
одному за раз. Если оба канала работают на одной и той же тактовой частоте, то
параллельный канал окажется в восемь раз быстрее. Параллельный канал в общем случае
обладает дополнительными контрольными сигналами, такие как такт, для указания того, что
данные переданы корректно, а также могут присутствовать ещё и другие сигналы для
установки соединения и направленного контроля передачи данных.
Рассмотрим процесс передачи данных по данным каналам подробнее.
Схема передачи данных (например 1 байта) по параллельному интерфейсу состоит из
следующих фаз:
Внешнее устройство, например принтер, генерирует сигнал запроса данных
устанавливает логическую единицу высокий уровень сигнала на линии «Запрос».
Компьютер, получив и обработав сигнал запроса, устанавливает на линиях «Данные»
уровни сигналов, соответствующие передаваемому байту данных (в нашем примере –
двоичное число 10110101), после чего сообщает принтеру об их готовности, установив
высокий уровень сигнала на линии «Готово».
Принтер, получив и обработав сигнал готовности, выставляет сигнал «Занят», указывая на
занятость приемом и обработкой байта.
По окончанию приема данных принтер снимает сигнал запроса данных – устанавливает его
в низкий уровень.
Компьютер снимает сигнал готовности, данные и обнуляет линии передачи данных.
По окончанию обработки данных принтер снимает сигнал занятости.
Шаги 1 – 6 повторяются для каждого следующего байта.
Таким образом, параллельный интерфейс позволяет передавать параллельно несколько (в
нашем примере 8) бит данных или целый байт. Поэтому эти он обладает достаточно высокой
пропускной способностью, которая может достигать 160 Мбит/с, но канал связи содержит
большое число сигнальных жил, которые к тому же, для исключения помех, должны
чередоваться с экранирующими «земляными».
При передаче данных по последовательному интерфейсу компьютер начинает передачу
данных посредством генерирования стартового бита, т.е. перевода линии связи в логическую
единицу на время, точно равное времени передачи одного бита. Затем происходит передача
данных – битов передаваемого байта (в нашем примере – двоичное число 01001100), начиная с
младшего значащего бита. За последним битом передаваемого байта данных следует бит
контроля четности, служащий для проверки правильности приема переданных данных. Он
принимает значение единицы, если сумма единичек в передаваемом байте включая бит
контроля четности является четной. Затем следует стоповый бит и линия переводится в
состояние логического нуля. В результате общее количество посланных бит на один
передаваемый байт данных составляет 11 бит.
Для передачи данных по последовательному интерфейсу требуется, как минимум,
двухпроводная (односторонний обмен) или трехпроводная (двусторонний или синхронный
обмен) линия связи. Для обмена данными в асинхронном режиме, т.е. когда в один и тот же
промежуток времени производится либо прием, либо передача данных, достаточно
двухпроводной линии связи. Именно так осуществляется обмен данными по двухпроводной
телефонной линии с использованием модема.
6 Скорость передачи данных по последовательному интерфейсу теоретически ниже, чем по
параллельному. Однако, в обоих случаях она зависит от тактовой частоты, на которой
передаются данные. Чем выше тактовая частота, тем меньше времени занимает передача
одного бита (см. рис. 27) и тем больше данных можно передать в единицу времени.
Ограничения на скорость передачи данных накладываются физической средой передачи
данных. Так, например, диапазон частот, передаваемых по телефонному кабелю, лежит в
интервале 0,6 — 3,0 кГц. Таким образом, хороший телефонный канал при условии слабых
помех позволяет передавать данные со скоростью до 33,6 Кбит/c. Напротив, в
оптоволоконных линиях связи используется световой поток с частотами 10 ГГц и выше, что
позволяет достичь скорости передачи данных до 10 Гбит/с.
Применение
До появления USB параллельный интерфейс был адаптирован помимо принтеров к
большому числу периферийных устройств. Вероятно, одним из первых таких устройств были
электронные ключи для защиты программного обеспечения от копирования. Вскоре
параллельный интерфейс нашёл применение в накопителях на гибких магнитных дисках
Iomega Zip и сканерах, за которыми последовали и другие устройства: принтеры, модемы,
звуковые карты, вебкамеры, геймпады, джойстики, внешние жёсткие диски и CD
диски. Появились адаптеры для подключения SCSI устройств через параллельный интерфейс.
Могли подключаться параллельно и другие устройства, такие как EPROM и аппаратные
контроллеры.
Наиболее часто для последовательного порта персональных компьютеров используется
стандарт RS232C. Ранее последовательный порт использовался для подключения
терминала, дисплеев,
позже для модема или мыши. Сейчас он используется для
соединения с источниками бесперебойного питания, для связи с аппаратными средствами
разработки встраиваемых вычислительных систем, спутниковыми ресиверами, кассовыми
аппаратами, а также с приборами систем безопасности объектов.
С помощью COMпорта можно соединить два компьютера, используя так называемый
«нульмодемный кабель» (см. ниже). Использовался со времен MSDOS для перекачки
файлов с одного компьютера на другой, в UNIX для терминального доступа к другой машине,
а в Windows (даже современной) для отладчика уровня ядра.
Достоинством технологии является крайняя простота оборудования. Недостатком
является низкая скорость, крупные размеры разъемов, а также зачастую высокие требования к
времени отклика ОС и драйвера и высокое количество прерываний (одно на половину
аппаратной очереди, т.е. 8 байт)
По расположению интерфейсов в компьютере различают внешние и внутренние
интерфейсы. Необходимо заметить, что по отношению к целому ряду интерфейсов такое
разделение является достаточно условным, т.к. они могут располагаться как внутри, так и на
корпусе компьютера.
2.2. Внешние интерфейсы
Интерфейс RS232
Интерфейс RS232 — это стандартный интерфейс для последовательной двунаправленной
передачи данных, поддерживающий синхронную и асинхронную связь. Под RS232 также
понимается популярный протокол, применяемый для связи компьютеров со стандартными
внешними устройствами (принтер, сканер, модем, мышь и др.), а также для связи
компьютеров между собой. Максимальная скорость передачи данных составляет 115 Кбит/с
на расстояние до 15 м.
7 Для подключения внешних устройств по интерфейсу RS232 используются 9контактные
или 25контактные (реже) разъемы и кабели (рис. 5,6 и 7). В случае передачи данных только
из компьютера во внешнее устройство используют две линии связи, для двунаправленного
обмена – четыре. Все 9 сигналов интерфейса задействуются только при соединении
компьютера с модемом.
Рис.5.
9ти контактный электрический интерфейс разъем
интерфейса RS232 (слева)
Рис. 6. Переходник с 9ти контактного RS232 разъема на 25ти
контактный RS232 разъем.
Рис.7.Универсальный кабель для подключения внешнего
устройства к компьютеру по интерфейсу RS232.
В
настоящее время в связи с широким распространением интерфейса
USB, многие компьютеры не имеют встроенного разъема для интерфейса RS232. В этом
случае, для обеспечения возможности обмена данными по протоколу RS232, в слот
материнской платы компьютера устанавливают платы расширения или используют
соответствующие переходники (Рис. 8).
Рис. 8. 8ми портовая RS232 плата Universal PCI MOXA CP168U для установки в слот
материнской платы компьютера (слева) и переходник USB – RS232.
Интерфейс Centronics
8 Международным стандартом параллельного интерфейса для подключения к компьютеру
периферийных устройств является стандарт IEEE 1284 или интерфейс Centronics ,
называемый также параллельным или LPT портом.
В основном он используется для подключения к компьютеру принтера, сканера и других
внешних устройств, например – устройств хранения данных, однако может применяться и для
других целей (организация связи между двумя компьютерами, подключение какихлибо
механизмов телесигнализации и телеуправления).
Порт на стороне управляющего устройства (компьютера) имеет 25контактный 2рядный
разъём (Рис. 9). На периферийных устройствах обычно используется 36контактный разъём
Centronics (Рис. 10), поэтому кабели для подключения периферийных устройств к
компьютеру по параллельному порту обычно выполняются с 25контактным разъёмом на
одной стороне и 36контактным на другой. Длина соединительного кабеля не должна
превышать 3х метров.
Рис. 9. 25контактный разъём DB25,
используемый как LPTпорт на персональных
компьютерах (IEEE 1284A)
Рис. 10. Кабельный 36контактный разъём
Centronics для подключения внешнего устройства
(IEEE 1284B)
Стандартный параллельный порт (англ. Standard Parallel Port, SPP) имеет максимальную
скорость передачи данных от ПК к периферийному устройству, равной 140 Кбит/с. Он
является однонаправленных, хотя имеет сигнальные линии, обеспечивающие обратную связь
компьютера с принтером или другим устройством. Его расширенной версией является
двунаправленный EPP (англ. Enhanced Parallel Port, усовершенствованный параллельный порт)
для высокоскоростных устройств, например, внешних накопителей, сетевых адаптеров, ZIP и
CDROMдисководов, который позволяет достичь скорости в 2 Мбит/с.
Для данного интерфейса также имеется переходник по порт USB (рис.11 )
Рис.11. Кабель предназначен для подключения
устройств с интерфейсом Centronics 36 контактов
(в частности,
принтеров) к порту USB
компьютера.
9 Интерфейс SCSI.
Интерфейс SCSI (англ. Small Computer System Interface, произноситься «скази») представляет
собой шину, в которой сигнальные выводы множества устройств соединяются друг с другом
«один в один». Она реализуется в виде отдельного кабельного шлейфа, который допускает
соединение до 8 устройств внутреннего и внешнего исполнения. Одно из них связывает шину
SCSI с системной шиной компьютера, семь других свободны для периферии. К шине могут
подключаться дисковые внутренние и внешние накопители (CDROM, винчестеры, сменные
винчестеры, магнитооптические диски и др.), стримеры, сканеры, фото и видеокамеры, а
также другое оборудование. Для подключения внешних устройств используются разъемы DB
25 (Рис. 9) или Centronics (Рис. 10).
Интерфейсы RJ45 и RJ11
Для подключения компьютеров к вычислительным сетям по стандарту Ethernet с помощью
кабеля «витая пара» используется интерфейс 8P8C (Рис. 33), чаще всего называемый RJ45
(англ. Registered Jack, читается «эрджей»). Данный интерфейс используется для построения
вычислительных сетей (т.е. подключения компьютера к ВКС).
Рис. 12. Штекер (слева) и порт интерфейса 8P8C (RJ45).
На интерфейс RJ45 очень похож интерфейс RJ11 (Рис. 13), но он имеет всего четыре
контакта, тогда как у RJ45 их восемь. В компьютерных системах интерфейс RJ11
используется, главным образом, для подключения модема к телефонной линии.
Рис. 13. Штекер (слева) и порт RJ11 на ноутбуке.
Интерфейс PCMCIA
Интерфейс PCMCIA (англ. Personal Computer Memory Card International Association –
международная ассоциация компьютерных карт памяти) первоначально разрабатывался для
стандартизации карт расширения памяти и интерфейса для подключения этих карт. Со
временем спецификация была доработана, что позволило использовать PCMCIA для
подключения всевозможных периферийных устройств: сетевых карт, модемов и внешних
«винчестеров» и т.д. Различные устройства, реализованные на картах PCMCIA, позволяют без
особых усилий значительно расширить возможности мобильных компьютеров, таких как
10 ноутбуки и КПК. Сложности с аббревиатурой привели к тому, что для обозначения этого
интерфейса стали использовать термин PC Card.
Непосредственно карты PCMCIA (Рис. 14) представляют собой 68контактные
дополнительные устройства для подключения к ноутбукам. Существуют 3 типа карт, все
различие между которыми заключается в разной толщине устройств: 3,3, 5,0 и 10,5
миллиметров для карт типа I, типа II и типа III соответственно.
Рис. 14. Адаптер для флешкарт (PC Card типа I), вставленный в PCMCIAслот ноутбука
(слева) и ТВтюнер AverTV Cardbus Plus
Самыми известными картами PCMCIA типа I являются карты flash памяти CompactFlash.
Карты типа II (Рис. 15) – это, чаще всего, различные дополнительные порты вводавывода,
сетевые карты, модемы и т.д. Тип III используется в устройствах, физические габариты
которых не могут быть размещены в типе II, например, внешние жесткие диски.
Рис. 15. PCMCIAадаптеры (PC Card типа II), для подключения принтера (слева) и кабеля
интерфейса RS232
На сегодняшний день компьютерные карты, которые используют интерфейс PCMCIA
огромное количество. Это: телевизионные тюнеры, карты сканирования биометрической
информации (отпечатки пальцев), GPS карты, ISDN адаптеры, инфракрасные адаптеры
беспроводной связи, карты видеозахвата, внешние звуковые карты и многое другое.
Интерфейс всех современные карт PCMCIA типа II носит название CardBus. Он обладает
возможностью выполнять операции в многопоточном режиме, что приводит к существенному
увеличению производительности. Карты, благодаря системе многопоточности могут
выполнять до 8 функций одновременно.
В картах CardBus реализована технология горячего подключения устройств, то есть для
подключения устройства не требуется выключать компьютер. Также применена технология
экономии электроэнергии, которая позволяет отключать устройство при его неактивности,
что является очень важным для мобильных компьютеров.
Интерфейс IEEE1394
11 Последовательный интерфейс стандарта IEEE1394 был разработан для обмена данными с
устройствами, требующими высокую скорость обмена: внешними жёсткими дисками,
цифровыми видеокамерами и различными сетевыми устройствами. Его также называют
FireWire
(от Sony). Спецификация интерфейса IEEE1394
предусматривает последовательную передачу данных со скоростями 100, 200, 400, 800 и 1600
Мбит/с при длине соединения не более 4,5 метров.
(от Apple) и i.Link
Все устройства IEEE1394 соединяются между собой шестижильным экранированным
кабелем, имеющим две пары сигнальных и пару питающих проводников. Провода питания
рассчитаны на ток до 1,5 А при напряжении до 40 В. Для подключения используются 6ти
контактную вилки, которые обеспечивают питание (Рис. 16). У 4контактной вилки питание
не подводится.
Рис. 16. 6контактный разъём IEEE1394 с питанием (слева) и 4контактный разъём без
питания. Такой обычно используется на цифровых видеокамерах и ноутбуках.
Рис. 17. Порт FireWire имеет два больших 6контактных порта и один маленький 4
контактный.
Т.о., IEEE 1394 (FireWire, iLink) — последовательная высокоскоростная шина,
предназначенная для обмена цифровой информацией между компьютером и другими
электронными устройствами.
Шина IEEE 1394 может использоваться для:
Создания компьютерной сети.
Подключения аудио и видео мультимедийных устройств, а так же аудио и
видеоаппаратов.
Подключения принтеров и сканеров.
Подключения жёстких дисков, массивов RAID.
Интерфейс PS/2
Порт PS/2 пришел на смену разъему DIN5, используемому в первых персональных
компьютерах. Названные в честь IBM PS/2 эти разъёмы сегодня широко используются в
качестве стандартных интерфейсов для клавиатуры и мыши, но постепенно уступают место
USB. Сегодня распространена следующая схема цветового кодирования: фиолетовый – для
подключения клавиатуры, зелёный для мыши (Рис. 18). Однако, и сегодня весьма часто
можно встретить гнёзда PS/2 нейтрального цвета, как для мыши, так и для клавиатуры.
Перепутать разъёмы для клавиатуры и мыши на материнской плате вполне возможно, но
12 никакого вреда компьютеру это не принесёт. Ошибка обнаруживается достаточно быстро: не
будет работать ни клавиатура, ни мышь, а многие компьютеры даже не загрузятся.
Рис. 18. Гнезда (слева) и штекеры PS/2 для подключения клавиатуры и мыши (слева)
отличаются цветовой маркировкой: фиолетовая – для подключения клавиатуры, зелёная для
мыши.
Интерфейсы для обмена видеоданными
Интерфейс VGA (англ. Video Graphics Array) использует для подключения монитора 15
контактный интерфейс MiniDSub (Рис. 19), по которому передаются аналоговые сигналы
красного, зелёного и синего цветов, а также сигналы для горизонтальной (HSync) и
вертикальной (VSync) синхронизации. Разработанный фирмой IBM в 1987 г., он позволил
подключать к компьютерам как цветные, так и к монохромные мониторы в во всех
стандартных для того времени режимах. Видеоадаптер VGA имеет возможность
одновременно выводить на экран 256 различных цветов, каждый из которых может принимать
одно из 262.144 различных значений (по 6 битов на красный, зелёный и синий компоненты).
Официальным последователем VGA стал стандарт SuperVGA (англ. Super Video Graphics
Array, SVGA), поддерживающий режимы работы с разрешением 800×600, 1024×768,
1280×1024 точек (и более) с одновременным выводом на экран 16 или 256 цветов. Разъемы
VGA и SVGA внешне не различаются.
Рис. 19. Порт VGA на панели компьютера (слева) и интерфейс VGA на кабеле монитора.
Как уже было сказано, стандарты VGA и SVGA являются аналоговыми. Для того, чтобы
не переводить цифровые сигналы графической карты в аналоговые, а затем выполнять
обратное преобразование в дисплее, консорциумом Digital Display Working Group был
13 разработан стандарт DVI (англ. Digital Visual Interface цифровой видеоинтерфейс). Он
предназначен для передачи видеоизображения на цифровые устройства отображения, такие
как жидкокристаллические мониторы и проекторы.
Существует 3 вида стандарта DVI: DVIA только аналоговая передача данных, DVII
аналоговая и цифровая передача (Рис. 20) и DVID только цифровая передача. Наиболее
широко распространён интерфейс DVII, позволяющий одновременно использовать как
цифровое, так и аналоговое подключение .
Рис. 20. Многие видеокарты используют несколько разъемов для подключения
видеосигналов.I
В комплект со многими графическими картами входит переходник с интерфейса DVII на
VGA, который позволяет подключать аналоговые мониторы с 15контактной вилкой DSub
VGA.
Современные видеокарты часто имеют аналоговые разъемы
SVideo (англ. Separate Video), которые применяется в основном
для вывода компьютерного изображения на телевизоры и другую
видеотехнику (рис. 21). Заметим, что в современных
видеокартах могут использоваться несколько вариантов разъема
SVideo, с разным количеством контактов (4 или 7). Их
совместимость обеспечивают соответствующие переходники.
Рис. 21. 4х контактный интерфейс SVideo.
Для передачи цифровых видеоданных высокого разрешения (до 1920x1080, или 1080i) и
многоканальных цифровых аудиосигналов в 2002 г. был разработан интерфейс HDMI (англ.
High Definition Multimedia Interface, цифровой мультимедийный интерфейс высокой
четкости). HDMI имеет пропускную способность в пределах от 4,9 до 10,2 Гбит/с при длине
14 кабеля до 15 метров (рекомендуется 4,5 м). Кроме того, HDMI может обеспечить передачу до
8 каналов звука с разрядностью 24 бита и частотой 192 кГц. Для подключения используются
гнезда и вилки с 19 контактами (Рис. 22). Интерфейс HDMI использует ту же технологию
передачи сигналов, что и DVID, в связи с чем имеются переходники HDMI – DVI (Рис. 23).
Рис. 22. Гнездо и штекер интерфейса HDMI.
Рис. 23. Переходник HDMI – DVI.
Рис. 24. Гнезда RCA для обмена аналоговыми видео и аудиоданными (слева) и разъемы
RCA («тюльпан»).
Рис. 25. Гнезда для обмена цифровыми звуковыми данными по стандарту SPDIF и
TOSLINK (оптоволокно) и оптический разъем интерфейса TOSKLINK (справа).
15 Рис. 26. Разъем интерфейса SVidio.
Разъёмы RCA или «тюльпан»(рис.24) могут используются в паре с коаксиальными
кабелями(рис.26) для передачи многих электронных сигналов. Обычно вилки «тюльпан»
имеют цветовую маркировку, которая приведена в табл.1.
Стандартные цвета
Таблица1.
Звуковые интерфейсы
16 Звуковой интерфейс персональных компьютеров основывается на спецификации AC'97
(англ. Audio Codec '97 Component Specification), разработанной корпорацией Intel.
Интегрированная в материнскую плату звуковая подсистема (называемая «интегрированный
AC97 звук») выполняет оцифровку, цифровую обработку и воспроизведение звука.
Спецификация AC'97 позволяет реализовать различные варианты компоновки звуковых
интерфейсов с частотой до 48 кГц.
Преемником и эволюционным продолжением спецификации AC’97 является стандарт HD
Audio (англ. High Definition Audio). Он поддерживает звуковые форматы с большим
количеством звуковых каналов (до 8ми) высокого качества звучания (до 192 кГц), что
совпадает с дословным переводом названия стандарта.
Технология HD Audio также поддерживает расширенные функции распознавания речи, а
также функцию изменения назначения разъемов, когда компьютер сам определяет, когда в
аудиоразъем подключается устройство. При этом он определяет тип устройства и, если
устройство подключается к неверному порту, изменяет функцию порта. Например, если
микрофон подключается в разъем для колонок, компьютер распознает ошибку и изменит
функцию разъема для поддержки микрофона. Это очень важный шаг к повышению общего
удобства аудиоподсистем, когда пользователям не нужно беспокоиться о том, чтобы
подключать устройства в «правильные» разъемы.
Рис. 27. Гнезда звукового интерфейса
Акустическая система включает в себя фронтальные колонки, обеспечивающие
воспроизведение большей части звука и прослушивание музыки, колонки центрального
канала, воспроизводящие речь и обеспечивающие плавный перенос звука от одной
фронтальной колонки к другой, колонки канала окружения для воспроизведения звуков
окружающей среды и дополняющие звуковое восприятие видеоизображения реалистическими
эффектами и сабвуфер для звуковых спецэффектов. Тыловых колонок может быть две
(система 5.1), три (6.1), четыре (7.1) и более.
17 Рис. 28. Штекеры (в центре – моно, справа – стерео) звукового интерфейса
Гнезда звукового интерфейса имеют цветовую маркировку, однако их назначение в
зависимости от используемой схемы звукового воспроизведения может меняться (табл. 2).
Назначение и цветовая маркировка звуковых гнезд
Таблица 2.
Интерфейс USB
Распространенным видом последовательного интерфейса является USB (Universal Serial
Bus). Спецификация USВ определяет две части интерфейса: внутреннюю и внешнюю.
Внутренняя часть – hostконтроллер – делится на аппаратную (собственно корневой
концентратор и контроллер USB) и программную (драйверы контроллера, шины,
концентратора, клиентов). Внешнюю часть представляют USBустройства: принтер, мышь,
клавиатура, портативный жёсткий диск, цифровая камера и пр. Теоретически, к одному host
18 контроллеру USB можно подключить до 127 устройств. Максимальная скорость передачи
составляет 12 Мбит/с для стандарта USB 1.1 и 480 Мбит/с для HiSpeed USB 2.0. Разъёмы
стандартов USB 1.1 и HiSpeed 2.0 одинаковы. Различия кроются в скорости передачи и
наборе функций hostконтроллера USB компьютера и самих USBустройств.
Все устройства USB соединяются между собой четырехжильным кабелем. По одной паре
передаются данные, по другой — электропитание (не больше 500 мА на 5 В), которое при
необходимости используется внешним устройством. На концах кабеля монтируются разъемы
типов «А» и «В» (Рис. 39). С помощью разъема «А» устройство подключают к компьютеру
или к концентратору. Разъем типа «В» устанавливают на концентраторы для связи с другим
концентратором и на устройства, от которых кабель должен отключаться (например,
сканеры). Разъёмы миниUSB: обычно используются цифровыми видеокамерами, внешними
жёсткими дисками и т.д.
С целью упрощения пользования компьютером реализована процедура подключения
периферии к шине USB в «горячем» режиме. Подключенное в свободный порт устройство
вызывает перепад напряжения в цепи. Контроллер немедленно направляет запрос на этот
порт. Присоединенное устройство принимает запрос и посылает пакет с данными о классе,
затем ему присваивается уникальный идентификационный номер. Далее происходит
автоматическая загрузка и активация драйвера устройства, его конфигурирование и, тем
самым, окончательное подключение, после чего устройство готово к работе.
Рис. 29. Разъемы USB на задней панели материнской платы компьютера с подключенными
кабелями.
Рис. 30. Разъем USB «тип A» (слева) и USB «тип B» (справа).
19 Рис. 31. Разъёмы миниUSB обычно встречаются на цифровых камерах и внешних жёстких
дисках.
Рис. 32. Адаптеры USB/PS2 для клавиатуры (слева) и мыши.
Интерфейсы аналогового видеоввода
Персональный компьютер в «стандартной» комплектации не имеет интерфейсов
аналогового видеоввода (цифровые видеоданные могут вводиться с помощью интерфейсов
USB или IEEE1394). Для этого используются дополнительные платы, выполняющие
оцифровку аналогового видеосигнала, поступающего на их входы, и сохраняющие
оцифрованный видеопоток на жестком диске компьютера в файле. Как правило, они
выполняют и обратное преобразование «цифры» в аналоговый видеосигнал. Одновременно с
видео всеми этими платами обрабатывается и звуковое моно или стереофоническое
сопровождение видеоряда.
Весьма популярными устройствами видеоввода являются платы для нелинейного
видеомонтажа (например, серии miroVIDEO DC30) и TVтюнеры (например, Beholder TV),
устанавливаемые в слоты материнской платы компьютера (Рис. 33). Выпускаются также
устройства для работы с ноутбуками, например ТВтюнер AverTV Cardbus Plus (Рис. 33).
Рис. 33. Платы для оцифровки аналоговых видеосигналов: miroVIDEO DC30 (слева) и
Behold TV M6.
Для вывода и ввода видеоизображения и звука используются пары стандартных разъемов
RCA («тюльпан») и SVideo (см рис. выше). Поставляемое с устройствами программное
обеспечение обеспечивает работу со всеми видеостандартами, позволяет обрабатывать
входящий видеосигнал и производить сжатие аудио и видеоряда с различной степенью и
качеством.
Новой разработкой японской компании Plextor явилось компактное внешнее устройство
ConvertX PXAV200U для оцифровки аналогового видеосигнала, работающее с компьютером
через USBпорт. Небольшой аппарат размером с зажигалку (Рис. 34) работает со всеми
20 основными видеостандартами, а поставляемое с ним программное обеспечение позволяет не
только записывать результат оцифровки в файлы форматов AVI, DVAVI, MPEG1 VCD и
др., но и «на лету» корректировать параметры обрабатываемого видеопотока (яркость,
контрастность, оттенок, насыщенность и четкость картинки).
Рис. 34. Внешнее устройство для оцифровки аналогового видеосигнала Plextor ConvertX
PXAV200U
Абсолютное большинство продаваемых сегодня видеокарт имеют установленный ТВ
выход в виде гнезда SVideo. Однако встречаются ситуации, когда изображение, выводимое
на экран монитора через стандартный аналоговый VGAинтерфейс требуется опять
оцифровать и сохранить в виде файла. Например, многие аппараты для ультразвуковых
исследований имеют VGAразъем для подключения дополнительного монитора, но не имеют
цифрового или аналогового интерфейса для вывода и записи изображения.
Для таких случаев были разработаны специальные устройства – конвертеры, которые
позволяют подключить любую аппаратуру, имеющую 15контактный VGAвыход на монитор
к любой аппаратуре с RCA видеовходом. Такие «внешние ТВвыходы» позиционируются, как
оборудование для презентаций и в зависимости от класса, могут обладать различными
презентационными свойствами. Простейшим примером такого устройства является конвертер
AverKey Lite компании AverMedia (Рис. 35).
Конвертер имеет кабели для подключения к источнику VGA
сигнала, USBконнектор, используемый только для питания
электронной схемы конвертера, а также комплект кабелей для
вывода телевизионного видеосигнала: один четырёх контактный
SVideo и три составляющих компонентного выхода. При этом
канал Y, входящий в состав этого компонентного выхода,
является полноценным самостоятельным композитным выходом.
Сформированный конвертером видеосигнал можно подать на
вход платы видеоввода (см. выше) или на видеовход телевизора,
видеомагнитофона или иного устройства.
Рис.
35.
Конвертер
AverKey Lite позволяет
преобразовать
аналоговый
VGAсигнал в сигналы
телевизионного формата.
2.3. Внутренние интерфейсы персонального компьютера
Интерфейс ATA (англ. Advanced Technology Attachment Присоединение по продвинутой
технологии) является внутренним параллельным интерфейсом для подключения к
21 компьютеру накопителей (жёстких дисков и оптических приводов). Разные версии ATA
известны под синонимами IDE, EIDE, UDMA, ATAPI.
Рис. 36. Разъем для подключения ATA (или IDE) интерфейса 9слева) на материнской
плате компьютера (справа).
Для подключения жёстких дисков с интерфейсом ATA обычно используется плоский
кабель (именуемый также шлейфом). Каждый шлейф обычно имеет два или три разъёма, один
из которых подключается к разъёму контроллера на материнской плате (Рис. 36), а один или
два других подключаются к дискам (рис. 37 и 38). В один момент времени шлейф ATA
передаёт 16 бит данных.
Долгое время шлейф ATA содержал 40 проводников, но с введением режима Ultra
DMA/66 (UDMA4) появилась его 80проводная версия. Все дополнительные проводники —
это проводники заземления, чередующиеся с информационными проводниками. Такое
чередование проводников сокращает взаимные наводки. Хотя число проводников удвоилось,
число контактов осталось прежним, как и внешний вид разъёмов. У 80проводных кабелей
разъёмы обычно имеют различную расцветку (синий, серый и чёрный), в отличие от 40
проводных, где обычно все разъёмы одного цвета (чаще чёрные).
Рис.
37.
80ти
проводной ATAшлейф.
Если к одному шлейфу подключены два устройства, одно из них обычно называется
ведущим (англ. Master), а другое ведомым (англ. Slave). Назначение устройству роли «master»
или «slave» производится с помощью небольшой перемычки на накопителе. Начиная с ATA5
стала широко распространенной настройка, именуемая «Cable Select» (т.е., «выбор,
определяемый кабелем», кабельная выборка), исключающая необходимость переставлять
перемычки на дисках при любых переподключениях. Если привод установлен в режим «cable
22 select», он автоматически устанавливается как ведущий или ведомый в зависимости от своего
местоположения на шлейфе.
38.
Подключение DVDпривода:
Рис.
красная полоска на шлейфе, обозначающая
первый контактный провод, должна всегда
находиться рядом с разъёмом питания.
Слева от шлейфа видна перемычка,
устанавливающая устройство в режим
«slave».
Скорость обмена данными по ATAинтерфейсу не превышает 80 Мбит/с для жесткого
диска и 7,03 Mбит/с для 48скоростного привода компактдисков при максимальной длине
кабеля равной 46 см. На практике это скорость обмена данными гораздо ниже, т.к. имеются
задержки, обусловленные необходимостью перемещения головок чтения/записи над
поверхностью диска.
Интерфейс SATA (англ. Serial ATA) является последовательным интерфейсом для
подключения накопителей (сегодня это, в основном, жёсткие диски) и является развитием
параллельного интерфейса ATA.
Стандарт Serial ATA первого поколения сегодня используется очень широко и
обеспечивает максимальную скорость передачи данных 150 Мбит/с при максимальной длине
кабеля 1 метр. SATA использует подключение «точкаточка», когда один конец кабеля SATA
подсоединяется к материнской плате компьютера (Рис. 36), а второй к жёсткому диску (Рис.
39). Дополнительные устройства к этому кабелю не подключаются, в отличие от
параллельного ATA, когда к каждому кабелю можно было подключать два привода. Таким
образом накопители здесь не имеют обозначения «master» или «slave».
SATAустройства (Рис. 39) используют два разъёма: 7контактный для подключения шины
данных и 15контактный – для питания.
Рис. 39. Кабеля данных (слева) и питания, подключенные к SATA накопителю..
23 Рис. 40. Да порта SATA на материнской плате.
Интерфейс PCI (англ. Peripheral Component Interconnect,
соединение внешних компонентов) является стандартной
параллельной шиной для подключения периферийных
устройств: сетевых карт, модемов, звуковых карт и плат
захвата видео. Наиболее распространена шина PCI стандарта
2.1, работающая на частоте 33 МГц и имеющая ширину 32
бита (Рис. 41). Она обладает пропускной способностью до 133 Мбит/с. Более высокую
пропускную способность имеет шина PCIX, обеспечивающая пропускную способность до 1
Гбит/с (с частотой шины 133 МГц и разрядностью 64 бита).
Рис. 41. Слоты PCI Express x4 (вверху), x16, x1, опять x16 и стандартный 32разрядный
слот PCI (внизу) на материнской плате
Конструктивно разъемы шины PCI состоят из двух рядов контактов, разделенных
поперечными перегородками (ключами) на секции. Благодаря наличию перемычекключей в
слот может быть вставлена только соответствующая ему плата расширения (Рис. 42).
24 Рис. 42. Перемычкавыступ предотвращает установку в слот PCI не соответствующих ему
карт.
PCI Express или PCIE, также известная как 3GIO (от англ. 3rd Generation Input/Output
Interconnection 3е поколение шины вводавывода) — компьютерная шина, работающая по
протоколу последовательной передачи данных. Для подключения устройства PCI Express
используется двунаправленное последовательное соединение — линия. Слот PCI Express (Рис.
63) может содержать одну или несколько (2, 4, 8, 12, 16) линий, каждая из которых имеет
суммарную пропускную способность 512 Мбайт/с. Таким образом, слот PCI Express x16
имеет пропускную способность 8 Гбайт/с.
Для быстрой передачи потока видеоданных компания Intel разработала и предложила
использовать отдельную интерфейсную шину AGP (англ. Accelerated Graphics Port
ускоренный графический порт). Очень быстро этот стандарт вытеснил существовавшие ранее
интерфейсы, использовавшиеся видеокартами: ISA, VLB и PCI. Главным преимуществом
новой шины стала ее высокая пропускная способность – до 2 Гбайт/с. Для сравнения: шина
ISA позволяла передавать до 5,5 Мбайт/с, VLB до 130 Мбайт/с, чрезмерно загружая при
этом центральный процессор, а PCI до 133 Мбайт/с. Разъемы графических карт AGP и PCI
Express различаются (Рис. 43).
Рис. 43. Графическая карта AGP (сверху) и графическая карта PCI Express (снизу).
25 Контрольные вопросы. Интерфейсы информационных систем.
1. Дайте определение понятию «интерфейс».
2. Назовите преимущества и недостатки ввода данных с клавиатуры и выбора из
выпадающего списка.
3. В чем разница функций радиокнопок и флажковотметок?
4. Перечислите основные свойства стандартизированного интерфейса.
5. Почему качество интерфейса пользователя является важной характеристикой
качества программного продукта?
6. Для чего предназначен аппаратнопрограммный интерфейс?
7. Охарактеризуйте принцип передачи данных по параллельному аппаратно
программному интерфейсу.
8. Охарактеризуйте принцип передачи данных по последовательному аппаратно
программному интерфейсу.
9. Назовите преимущества и недостатки параллельного и последовательного
аппаратнопрограммных интерфейсов.
10. От чего зависит скорость передачи данных по последовательному аппаратно
программному интерфейсу.
11. Приведите примеры параллельного и последовательного аппаратнопрограммных
интерфейсов.
12. В чем преимущества стандарта DVI по сравнению со стандартом SVGA?
13. Как от вида интерфейса стандарта DVI на аппарате УЗИ зависит выбор типа
дополнительного монитора?
14. Назовите цель использования интерфейсов аналогового видеоввода.
26 Интерфейсы информационных систем.
Кроссворд №1
27 Вопросы
По горизонтали:
2. Интерфейс, который обеспечивает одновременную передачу двоичных данных по
нескольким линиямпроводам.
5. Американский предприниматель и программист, создатель пакета Norton Utilities, в
который входит файлменеджер для операционной системы MSDOS Norton Commander.
7. Набор параметров, управляющих работой запускаемых программ.
8. Свойство интерфейса, которое заключается в том, что он не вынуждает пользователя
существенно изменять привычные для него способы решения задачи.
10. Способность самонастраивания интерфейса, который учитывает уровень подготовки,
потребности и производительность труда пользователя.
12. Свойство интерфейса, основанное на принципе «прощения» пользователя.
По вертикали:
1. Прямоугольник с надписью в панели меню.
3. Элемент управления, который выполняет уточняющую функцию, означает выбор
(утверждение) пользователем признаков и свойств.
4. Совокупность средств и приемов, при помощи которых пользователь взаимодействует с
информационной системой: управляет работой программ и устройств, вводит данные.
6. Элемент управления, взаимодействие пользователя с которым ограничивается одним
действием – нажатием.
9. Свойство интерфейса, которое обеспечивает легкость овладения пользователем новым
программным средством, а также полноту использования его возможностей.
28 Кроссворд №2
Вопросы
По горизонтали:
1. Аппаратнопрограммные средства, обеспечивающие графическое отображение и обмен
информацией между человеком и компьютером.
5. Элемент графического интерфейса, нарисованный на экране или находящийся на
корпусе какоголибо устройства кроме клавиатуры.
6. Американский предприниматель и программист, создатель пакета Norton Utilities, в
который входит файлменеджер для операционной системы MSDOS Norton Commander.
8. Набор параметров, управляющих работой запускаемых программ.
11. Интерфейс, который
обеспечивает передачу последовательности битов по
единственной линии.
По вертикали:
2. Картинка, обозначающая приложение, файл, устройство и др.
3. Интерфейс, который обеспечивает одновременную передачу двоичных данных по
нескольким линиямпроводам.
4. Свойство самонастраивающегося интерфейса, которое заключается в том, что
учитывается уровень подготовки пользователя.
7. Свойство интерфейса, которое обеспечивает возможность применения пользователем
имеющихся у него знаний и навыков на новые программные продукты.
9. Свойство интерфейса, при котором сообщения и результаты, выдаваемые программным
приложением, не должны требовать дополнительных пояснений, поскольку они будут мешать.
10. Прямоугольник с надписью в панели меню.
29 Список литературы
1. СТО МОСЗ 91500.16.00022004. Стандарт организации «Информационные системы
в здравоохранении. Общие требования» Дата введения – 1 июля 2004 г.
2. Приказ Федерального фонда обязательного медицинского страхования № 52 от 16
марта 2007 г. «О порядке направления Федеральным фондом обязательного
медицинского страхования в бюджеты территориальных фондов ОМС средств на
осуществление завершения расчетов за фактически отпущенные лекарственные
средства отдельным категориям граждан в 2006 году».
3. Национальный стандарт РФ «Информатизация здоровья. Состав данных сводного
регистра застрахованных граждан для электронного обмена этими данными. Общие
требования».
30
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.