Методичка "Интерфейсы информационных систем: Аппаратно-программные интерфейсы".
Оценка 5

Методичка "Интерфейсы информационных систем: Аппаратно-программные интерфейсы".

Оценка 5
Лекции +1
docx
информатика
10 кл—11 кл +1
12.08.2018
Методичка "Интерфейсы информационных систем: Аппаратно-программные интерфейсы".
Настоящая публикация является электронным учебным пособием по прикладной меди-цинской информатике. В нем подробно изложены основные понятия об интерфейсах ин-формационных систем, а также принципы их построения. На наглядных примерах показаны разнообразные задачи и функции интерфейсов различных уровней и назначения: пользова-тельского, аппаратного и программного. Учебное пособие содержит ссылки на действующие законодательные акты и нормативные документы системы здравоохранения РФ и ОМС. В помощь учащимся в электронное пособие включены блоки, позволяющие осуществить проверку усвоенного материала: контрольные вопросы и кроссворды. Предназначено для студентов Елецкого медицинского колледжа, имеющих первоначаль-ную подготовку по общей информатике и стремящихся расширить свои знания в области современных информационных технологий и их применении в медицине и здравоохране-нии
Интерфейсы информационных систем-1.docx
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Елецкий медицинский колледж имени  Героя Советского Союза К.С.Константиновой» Интерфейсы информационных систем: Аппаратно­программные интерфейсы. Методическое пособие для внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплинам «Информатика и ИКТ», «Информатика», «Информационное обеспечение профессиональной деятельности». Специальность  31.02.01 Лечебное дело,                             34.02.01   Сестринское дело,                              33.02.01  Фармация Подготовил  Барбашин С.И. преподаватель Елец 2018 г. Оглавление         1.            2.             Введение. Интерфейсы информационных систем ………………………………..………3  Аппаратно­программные интерфейсы ПК …………………………………...…………... 5 2.1. Параллельный и последовательный интерфейсы.........................................................5 2.2. Внешние интерфейсы......................................................................................................7 2.3. Внутренние интерфейсы персонального компьютера…………………...................21  Контрольные вопросы ………………………………………………..…………………   25 3.            4.             Кроссворды ……………………………………………………….……………………..   27 5.         Список литературы  …………………………………………………………………...     29 . 1 Настоящая публикация является электронным учебным пособием по прикладной  медицинской информатике. В нем подробно изложены основные понятия об интерфейсах  информационных систем, а также принципы их построения. На наглядных примерах показаны разнообразные задачи и функции интерфейсов различных уровней и назначения:  пользовательского, аппаратного и программного.  Учебное пособие содержит ссылки на действующие законодательные акты и нормативные  документы системы здравоохранения РФ и ОМС.  В помощь учащимся в электронное пособие включены блоки, позволяющие осуществить  проверку усвоенного материала: контрольные вопросы и кроссворды.  Предназначено для студентов Елецкого медицинского колледжа, имеющих первоначальную  подготовку по общей информатике и стремящихся расширить свои знания в области  современных информационных технологий и их применении в медицине и здравоохранении.  2 1. Введение. Интерфейсы информационных систем.  «Интуитивно понятный интерфейс ­ это такой интерфейс,   для работы с которым нужна недюжинная интуиция». Ну что ж, давайте попробуем подключить нашу интуицию и попытаемся ответить на вопрос: что же такое интерфейс. Если язык медицины – это латынь, то язык информационных технологий – это английский.   Поэтому   давайте   для   начала   заглянем   в   англо­русский   словарик   и   посмотрим,   что означает данный термин: a) b) c) interface (сущ.) ­ сопряжение, поверхность раздела, перегородка interface (гл.) – соединять, взаимодействовать interface (прил.) – граничный. Обобщив полученные данные перевода, можно сделать вывод, что интерфейс – это граница в двух системах,   средах,   программах   или   устройствах,   а   условия   взаимодействия   через   эту   границу определяются как характеристиками тех самых систем/ сред/ устройств/ программ, так и условиями соединения. Интерфейс  —   совокупность   возможностей   взаимодействия   двух   систем, устройств или программ, определённая их характеристиками, характеристиками их соединения, сигналами обмена и т. п. Т.о.,   термин  интерфейс  имеет   множество   значений   и   определений,   но   основное   его   значение укоренилось   в   нашей   речи   в   связи   с   возрастающим   значением   в   нашей   жизни   компьютеров   и вычислительной техники. Интерфейсы являются основой взаимодействия пользователя с вычислительной машиной и стали важным   звеном   вычислительного   процесса  всех   современных  информационных   систем. Интерфейс   в   компьютерной   технике   –   это   средство   взаимодействия   пользователя   с программой,   игрой   или   операционной   системой   самого   устройства.  К   основным   задачам интерфейсов относятся ввод и вывод информации, управление программным обеспечением, командные   операции   и   обмен   данными   при   помощи   различных   внешних   носителей.   Даже задняя   панель   системного   блока   компьютера   также   является   интерфейсом,   который позволяет подключать другие устройства. Интерфейс   какого­либо   объекта   (персонального   компьютера,   программы,   функции)   не изменяется (то есть стандартизирован), что даёт возможность модифицировать сам объект, не перестраивая   принципы   его   взаимодействия   с   другими   объектами.   Например,  если пользователь   отлично   владеет   навыком   работы   в   графическом   редакторе   Paint,   то   он   с 3 легкостью освоит и другие подобные программы, так как они имеют похожий однотипный интерфейс.   В  случае,  если  одна  из  взаимодействующих   систем   —  человек,  чаще  говорят  лишь  о второй системе, то есть об интерфейсе той системы, с которой человек взаимодействует.  Пример: при использовании персонального компьютера, связь между человеком и его ПК осуществляется посредством   клавиатуры   и   мыши,   в   то   время   как   клавиатура   и   мышь   осуществляют   связь   с компьютером по внутреннему соединению и вызову соответствующих программ, а программы, в свою очередь, тоже связаны между собой посредством взаимодействия друг с другом. Соответственно, согласно этому, интерфейсы могут существовать как: Способ взаимодействия физических устройств (аппаратный уровень). • Сетевой интерфейс • Сетевой шлюз — устройство, соединяющее локальную сеть с более крупной, например, Интернетом • Шина (компьютер) Способ взаимодействия виртуальных устройств (программный уровень). Для   виртуальных   (программных)   устройств   существуют   следующие   интерфейсы (Программный интерфейс): • Интерфейс функции • Интерфейс  программирования приложений  (API):  набор стандартных  библиотечных методов, которые программист может использовать для доступа к функциональности другой программы. • Удалённый вызов процедур • COM­интерфейс • Интерфейс объектно­ориентированного программирования. Способ взаимодействия человек­машина (пользовательский уровень). Совокупность средств, при помощи которых пользователь взаимодействует с различными программами и устройствами (Интерфейс пользователя): • Интерфейс   командной   строки:   инструкции   компьютеру   даются   путём   ввода   с клавиатуры текстовых строк (команд). • Графический   интерфейс   пользователя:   программные   функции   представляются графическими элементами экрана. • Диалоговый интерфейс: например, Поиск • Естественно­языковой   интерфейс:   пользователь   «разговаривает»   с   программой   на родном ему языке. • Тактильный интерфейс: руль, джойстик и т. д. • Нейрокомпьютерный интерфейс: отвечает за обмен между нейронами и электронным устройством при помощи специальных имплантированных электродов. и др. • В вычислительной системе взаимодействие может осуществляться с использованием 3 типов интерфейса:  1. Пользовательский – то есть пользователь выполняет какие­либо действия. В данном случае: нажал на клавишу «Пуск».  2.   Программный   –   то   есть   взаимодействие   на   программном   уровне,   когда   одна   программа обменивается данными с другой. В примере это стандартный запуск загрузочных системных файлов: config.sys, bio.sys, утилиты и т.п. 3. Аппаратный или физический  ­ то есть соединение осуществляется на уровне контактов внутри аппаратного обеспечения («железа») современных компьютеров. Чаще всего речь идёт о компьютерных портах. 4 Поэтому   в   этой   части   нашей   методички   мы   и   поговорим   именно   о   разъемах,   портах персонального компьютера, т.е о аппаратных интерфейсах.   2. Аппаратно­программные или физические интерфейсы ПК. Аппаратно­программные интерфейсы предназначены для обеспечения взаимодействия различных средств вычислительной техники и их компонентов между собой. В этом случае   слово   «интерфейс»   может   обозначать   как   способ   (протокол,   стандарт)   передачи данных,   так   и   различные   разъемы   (порт,   слот)   компьютера,   по   которому   ведется   обмен данными. Иногда аппаратно­программные интерфейсы называют просто аппаратными, что является неправильным. Взаимодействие средств вычислительной техники обеспечивается не простым объединением   их   электрических   сетей,   а   передачей,   приемом   и   обработкой   сигналов, циркулирующих   по   этим   сетям.   Таким   образом,   к   аппаратному   интерфейсу   может   быть отнесен только лишь кабель, подключающий компьютер к питающей его электрической сети. 2.1. Параллельный и последовательный интерфейсы По способу (протоколу) обмена данными различают параллельный и последовательный интерфейсы.    интерфейс  Параллельный обеспечивает одновременную   передачу   двоичных   данных   по нескольким линиям­проводам.  В   области   телекоммуникаций   и   информатике параллельным   соединением   называют   метод   передачи   нескольких   сигналов   с   данными одновременно   по   нескольким   параллельным   каналам.   Это   принципиально   отличается   от последовательного соединения; это различие относится к одной из основных характеристик коммуникационного соединения. Последовательный   интерфейс   обеспечивает   передачу   последовательности   битов   по единственной линии. 5 Основное   различие   между  параллельным  и  последовательным каналами   связи   заключается   в   количестве   проводов   или стекловолокон   на   физическом   уровне,   используемых   для одновременной передачи данных устройством. Параллельное соединение предполагает более одного такого провода/волокна, помимо заземления. 8­битный параллельный канал передает восемь бит   (или   1   байт)   одновременно.   Последовательный   канал   будет   передавать   эти   биты   по одному   за   раз.   Если   оба   канала   работают   на   одной   и   той   же   тактовой   частоте,   то параллельный канал окажется в восемь раз быстрее. Параллельный канал в общем случае обладает дополнительными контрольными сигналами, такие как такт, для указания того, что данные   переданы   корректно,   а   также   могут   присутствовать   ещё   и   другие   сигналы   для установки соединения и направленного контроля передачи данных. Рассмотрим процесс передачи данных по данным каналам подробнее. Схема передачи данных (например 1 байта) по   параллельному интерфейсу состоит из следующих фаз: Внешнее   устройство,   например   принтер,   генерирует   сигнал   запроса   данных   ­ устанавливает логическую единицу ­ высокий уровень сигнала ­ на линии «Запрос». Компьютер,   получив   и   обработав   сигнал   запроса,   устанавливает   на   линиях   «Данные» уровни   сигналов,   соответствующие   передаваемому   байту   данных   (в   нашем   примере   – двоичное   число   10110101),   после   чего   сообщает   принтеру   об   их   готовности,   установив высокий уровень сигнала на линии «Готово». Принтер, получив и обработав сигнал готовности, выставляет сигнал «Занят», указывая на занятость приемом и обработкой байта. По окончанию приема данных принтер снимает сигнал запроса данных – устанавливает его в низкий уровень. Компьютер снимает сигнал готовности, данные и обнуляет линии передачи данных. По окончанию обработки данных принтер снимает сигнал занятости. Шаги 1 – 6 повторяются для каждого следующего байта. Таким образом, параллельный интерфейс позволяет передавать параллельно несколько (в нашем примере ­ 8) бит данных или целый байт. Поэтому эти он обладает достаточно высокой пропускной способностью, которая может достигать 160 Мбит/с, но канал связи содержит большое   число   сигнальных   жил,   которые   к   тому   же,   для   исключения   помех,   должны чередоваться с экранирующими «земляными». При передаче данных по последовательному интерфейсу компьютер начинает передачу данных посредством генерирования стартового бита, т.е. перевода линии связи в логическую единицу на время, точно равное времени передачи одного бита. Затем происходит передача данных – битов передаваемого байта (в нашем примере – двоичное число 01001100), начиная с младшего   значащего   бита.   За   последним   битом   передаваемого   байта   данных   следует   бит контроля четности, служащий для проверки правильности приема переданных данных. Он принимает   значение   единицы,   если   сумма   единичек   в   передаваемом   байте   включая   бит контроля  четности   является  четной.  Затем  следует  стоповый  бит   и  линия   переводится  в состояние   логического   нуля.   В   результате   общее   количество   посланных   бит   на   один передаваемый байт данных составляет 11 бит. Для   передачи   данных   по   последовательному   интерфейсу   требуется,   как   минимум, двухпроводная  (односторонний  обмен) или трехпроводная (двусторонний  или  синхронный обмен) линия связи. Для обмена данными в асинхронном режиме, т.е. когда в один и тот же промежуток   времени   производится   либо   прием,   либо   передача   данных,   достаточно двухпроводной линии связи. Именно так осуществляется обмен данными по двухпроводной телефонной линии с использованием модема. 6 Скорость передачи данных по последовательному интерфейсу теоретически ниже, чем по параллельному.   Однако,   в   обоих   случаях   она   зависит   от   тактовой   частоты,   на   которой передаются   данные.   Чем   выше   тактовая   частота,   тем   меньше   времени   занимает   передача одного   бита   (см.   рис.   27)   и   тем   больше   данных   можно   передать   в   единицу   времени. Ограничения   на   скорость   передачи   данных   накладываются   физической   средой   передачи данных.  Так,  например,   диапазон  частот,  передаваемых   по  телефонному  кабелю,   лежит  в интервале 0,6 — 3,0 кГц. Таким образом, хороший телефонный канал при условии слабых помех   позволяет   передавать   данные   со   скоростью   до   33,6   Кбит/c.   Напротив,   в оптоволоконных линиях связи используется световой поток с частотами 10 ГГц и выше, что позволяет достичь скорости передачи данных до 10 Гбит/с. Применение До   появления   USB  параллельный   интерфейс  был   адаптирован   помимо   принтеров   к большому числу периферийных устройств. Вероятно, одним из первых таких устройств были электронные   ключи  для   защиты   программного   обеспечения   от   копирования.   Вскоре параллельный   интерфейс   нашёл   применение   в  накопителях  на   гибких   магнитных   дисках Iomega Zip и сканерах, за которыми последовали и другие устройства: принтеры, модемы, звуковые   карты,  веб­камеры,  геймпады,  джойстики,  внешние   жёсткие   диски  и  CD­ диски. Появились адаптеры для подключения SCSI устройств через параллельный интерфейс. Могли   подключаться   параллельно   и   другие   устройства,   такие   как   EPROM   и   аппаратные контроллеры. Наиболее часто для последовательного порта персональных компьютеров используется стандарт   RS­232C.   Ранее   последовательный   порт   использовался   для   подключения терминала,  дисплеев,    позже   для  модема  или  мыши.   Сейчас   он   используется   для соединения с источниками  бесперебойного питания, для связи с аппаратными средствами разработки   встраиваемых   вычислительных   систем,   спутниковыми   ресиверами,   кассовыми аппаратами, а также с приборами систем безопасности объектов. С   помощью   COM­порта   можно  соединить   два   компьютера,   используя   так  называемый «нуль­модемный   кабель»   (см.   ниже).   Использовался   со   времен   MS­DOS   для   перекачки файлов с одного компьютера на другой, в UNIX для терминального доступа к другой машине, а в Windows (даже современной) ­ для отладчика уровня ядра. Достоинством   технологии   является   крайняя   простота   оборудования.   Недостатком является низкая скорость, крупные размеры разъемов, а также зачастую высокие требования к времени   отклика   ОС   и   драйвера   и   высокое   количество   прерываний   (одно   на   половину аппаратной очереди, т.е. 8 байт) По   расположению   интерфейсов   в   компьютере   различают   внешние   и   внутренние интерфейсы.  Необходимо  заметить,  что по отношению к целому  ряду интерфейсов такое разделение является достаточно условным, т.к. они могут располагаться как внутри, так и на корпусе компьютера. 2.2. Внешние интерфейсы Интерфейс RS­232 Интерфейс RS­232 — это стандартный интерфейс для последовательной двунаправленной передачи   данных,   поддерживающий   синхронную   и   асинхронную   связь.   Под   RS­232   также понимается популярный протокол, применяемый для связи компьютеров со стандартными внешними   устройствами   (принтер,   сканер,   модем,   мышь   и   др.),   а   также   для   связи компьютеров между собой. Максимальная скорость передачи данных составляет 115 Кбит/с на расстояние до 15 м. 7 Для подключения внешних устройств по интерфейсу RS­232 используются 9­контактные или 25­контактные (реже) разъемы и кабели (рис. 5,6 и 7). В случае передачи данных только из компьютера во внешнее устройство используют две линии связи, для двунаправленного обмена   –   четыре.   Все   9   сигналов   интерфейса   задействуются   только   при   соединении компьютера с модемом.   Рис.5.   9­ти   контактный   электрический   интерфейс   разъем интерфейса RS­232 (слева) Рис.   6.   Переходник   с   9­ти   контактного   RS232   разъема   на   25­ти контактный RS232 разъем.  Рис.7.Универсальный   кабель   для   подключения   внешнего устройства к компьютеру по интерфейсу RS­232. В настоящее   время   в   связи   с   широким   распространением   интерфейса USB, многие компьютеры не имеют встроенного разъема для интерфейса RS­232. В этом случае,   для   обеспечения   возможности   обмена   данными   по   протоколу   RS­232,   в   слот материнской   платы   компьютера   устанавливают   платы   расширения   или   используют соответствующие переходники (Рис. 8). Рис. 8. 8­ми портовая RS­232 плата Universal PCI MOXA CP­168U для установки в слот материнской платы компьютера (слева) и переходник USB – RS­232. Интерфейс Centronics 8 Международным стандартом параллельного интерфейса для подключения к компьютеру периферийных   устройств   является   стандарт   IEEE   1284   или   интерфейс   Centronics   , называемый также параллельным или  LPT портом. В основном он используется для подключения к компьютеру принтера, сканера и других внешних устройств, например – устройств хранения данных, однако может применяться и для других   целей   (организация   связи   между   двумя   компьютерами,   подключение   каких­либо механизмов телесигнализации и телеуправления). Порт на стороне управляющего устройства (компьютера) имеет 25­контактный 2­рядный разъём (Рис. 9). На периферийных устройствах обычно используется 36­контактный разъём Centronics   (Рис.   10),   поэтому   кабели   для   подключения   периферийных   устройств   к компьютеру   по   параллельному   порту   обычно   выполняются   с   25­контактным   разъёмом   на одной   стороне   и   36­контактным   на   другой.   Длина   соединительного   кабеля   не   должна превышать 3­х метров. Рис.   9.   25­контактный   разъём   DB­25, используемый как LPT­порт на персональных компьютерах (IEEE 1284­A) Рис.   10.   Кабельный   36­контактный   разъём Centronics для подключения внешнего устройства (IEEE 1284­B) Стандартный параллельный порт (англ. Standard Parallel Port, SPP) имеет максимальную скорость   передачи   данных   от   ПК   к   периферийному   устройству,   равной   140   Кбит/с.   Он является однонаправленных, хотя имеет сигнальные линии, обеспечивающие обратную связь компьютера   с   принтером   или   другим   устройством.   Его   расширенной   версией   является двунаправленный EPP (англ. Enhanced Parallel Port, усовершенствованный параллельный порт) для высокоскоростных устройств, например, внешних накопителей, сетевых адаптеров, ZIP­ и CD­ROM­дисководов, который позволяет достичь скорости в 2 Мбит/с.  Для данного интерфейса также имеется переходник по порт USB (рис.11 ) Рис.11. Кабель предназначен для подключения устройств с интерфейсом Centronics 36 контактов (в   частности,   принтеров)   к   порту   USB компьютера. 9 Интерфейс SCSI. Интерфейс SCSI (англ. Small Computer System Interface, произноситься «скази») представляет собой шину, в которой сигнальные выводы множества устройств соединяются друг с другом  «один в один». Она реализуется в виде отдельного кабельного шлейфа, который допускает  соединение до 8 устройств внутреннего и внешнего исполнения. Одно из них связывает шину  SCSI с системной шиной компьютера, семь других свободны для периферии. К шине могут  подключаться дисковые внутренние и внешние накопители (CD­ROM, винчестеры, сменные  винчестеры, магнитооптические диски и др.), стримеры, сканеры, фото­ и видеокамеры, а  также другое оборудование. Для подключения внешних устройств используются разъемы DB­ 25 (Рис. 9) или Centronics (Рис. 10). Интерфейсы RJ45 и RJ11 Для подключения компьютеров к вычислительным сетям по стандарту Ethernet с помощью кабеля «витая пара» используется интерфейс 8P8C (Рис. 33), чаще всего называемый RJ45 (англ. Registered Jack, читается «эр­джей»). Данный интерфейс используется для построения вычислительных сетей (т.е. подключения компьютера к ВКС). Рис. 12. Штекер (слева) и порт интерфейса 8P8C (RJ45).   На интерфейс RJ45 очень похож интерфейс RJ11 (Рис. 13), но он имеет всего четыре контакта,   тогда   как   у   RJ45   их   восемь.   В   компьютерных   системах   интерфейс   RJ11 используется, главным образом, для подключения модема к телефонной линии.   Рис. 13. Штекер (слева) и порт RJ11 на ноутбуке. Интерфейс PCMCIA Интерфейс   PCMCIA   (англ.   Personal   Computer   Memory   Card   International   Association   – международная ассоциация компьютерных карт памяти) первоначально разрабатывался для стандартизации   карт   расширения   памяти   и   интерфейса   для   подключения   этих   карт.   Со временем   спецификация   была   доработана,   что   позволило   использовать   PCMCIA   для подключения   всевозможных   периферийных   устройств:   сетевых   карт,   модемов   и   внешних «винчестеров» и т.д. Различные устройства, реализованные на картах PCMCIA, позволяют без особых   усилий   значительно   расширить   возможности   мобильных   компьютеров,   таких   как 10 ноутбуки и КПК. Сложности с аббревиатурой привели к тому, что для обозначения этого интерфейса стали использовать термин PC Card. Непосредственно   карты   PCMCIA   (Рис.   14)   представляют   собой   68­контактные дополнительные  устройства  для подключения к ноутбукам. Существуют  3 типа карт, все различие   между   которыми   заключается   в   разной   толщине   устройств:   3,3,   5,0   и   10,5 миллиметров для карт типа I, типа II и типа III соответственно.  Рис. 14. Адаптер для флеш­карт (PC Card типа I), вставленный в PCMCIA­слот ноутбука (слева) и ТВ­тюнер AverTV Cardbus Plus Самыми известными картами PCMCIA типа I являются карты flash памяти CompactFlash. Карты типа II (Рис. 15) – это, чаще всего, различные дополнительные порты ввода­вывода, сетевые   карты,   модемы   и   т.д.   Тип   III   используется   в   устройствах,   физические   габариты которых не могут быть размещены в типе II, например, внешние жесткие диски.  Рис. 15. PCMCIA­адаптеры (PC Card типа II), для подключения принтера (слева) и кабеля интерфейса RS232 На   сегодняшний   день   компьютерные   карты,   которые   используют   интерфейс   PCMCIA огромное   количество.   Это:   телевизионные   тюнеры,   карты   сканирования   биометрической информации   (отпечатки   пальцев),   GPS   карты,   ISDN   адаптеры,   инфракрасные   адаптеры беспроводной связи, карты видеозахвата, внешние звуковые карты и многое другое. Интерфейс всех современные карт PCMCIA типа II носит название CardBus. Он обладает возможностью выполнять операции в многопоточном режиме, что приводит к существенному увеличению   производительности.   Карты,   благодаря   системе   многопоточности   могут выполнять до 8 функций одновременно. В картах CardBus реализована технология горячего подключения устройств, то есть для подключения устройства не требуется выключать компьютер. Также применена технология экономии электроэнергии, которая позволяет отключать устройство при его неактивности, что является очень важным для мобильных компьютеров. Интерфейс IEEE­1394 11 Последовательный интерфейс стандарта IEEE­1394 был разработан для обмена данными с устройствами,   требующими   высокую   скорость   обмена:   внешними   жёсткими   дисками, цифровыми   видеокамерами   и   различными   сетевыми   устройствами.   Его   также   называют FireWire  (от   Sony).   Спецификация   интерфейса   IEEE­1394 предусматривает последовательную передачу данных со скоростями 100, 200, 400, 800 и 1600 Мбит/с при длине соединения не более 4,5 метров. (от   Apple)   и  i.Link  Все   устройства   IEEE­1394   соединяются   между   собой   шестижильным   экранированным кабелем, имеющим две пары сигнальных и пару питающих проводников. Провода питания рассчитаны на ток до 1,5 А при напряжении до 40 В. Для подключения используются 6­ти контактную вилки, которые обеспечивают питание (Рис. 16). У 4­контактной вилки питание не подводится. Рис. 16. 6­контактный разъём IEEE­1394   с питанием (слева) и 4­контактный разъём без питания. Такой обычно используется на цифровых видеокамерах и ноутбуках.   Рис. 17. Порт FireWire имеет два больших 6­контактных порта и один маленький 4­ контактный. Т.о.,   IEEE   1394   (FireWire,   i­Link)   —   последовательная   высокоскоростная   шина, предназначенная   для   обмена   цифровой   информацией   между   компьютером   и   другими электронными устройствами. Шина IEEE 1394 может использоваться для: Создания компьютерной сети. Подключения   аудио   и   видео   мультимедийных   устройств,   а   так   же   аудио­   и видеоаппаратов. Подключения принтеров и сканеров. Подключения жёстких дисков, массивов RAID. Интерфейс PS/2 Порт   PS/2   пришел   на   смену   разъему   DIN5,   используемому   в   первых   персональных компьютерах.   Названные   в   честь   IBM   PS/2   эти   разъёмы   сегодня   широко   используются   в качестве стандартных интерфейсов для клавиатуры и мыши, но постепенно уступают место USB. Сегодня распространена следующая схема цветового кодирования: фиолетовый – для подключения клавиатуры, зелёный ­ для мыши (Рис. 18). Однако, и сегодня весьма часто можно   встретить   гнёзда   PS/2   нейтрального   цвета,   как   для   мыши,   так   и   для   клавиатуры. Перепутать разъёмы для клавиатуры  и мыши  на материнской  плате вполне  возможно, но 12 никакого вреда компьютеру это не принесёт. Ошибка обнаруживается достаточно быстро: не будет работать ни клавиатура, ни мышь, а многие компьютеры даже не загрузятся. Рис. 18. Гнезда (слева)  и штекеры PS/2 для подключения клавиатуры и мыши (слева) отличаются цветовой маркировкой: фиолетовая – для подключения клавиатуры, зелёная ­ для мыши. Интерфейсы для обмена видеоданными Интерфейс VGA (англ. Video Graphics Array) использует для подключения монитора 15­ контактный интерфейс Mini­D­Sub (Рис. 19), по которому передаются аналоговые сигналы красного,   зелёного   и   синего   цветов,   а   также   сигналы   для   горизонтальной   (H­Sync)   и вертикальной (V­Sync) синхронизации. Разработанный фирмой IBM в 1987 г., он позволил подключать   к   компьютерам   как   цветные,   так   и   к   монохромные   мониторы   в   во   всех стандартных   для   того   времени   режимах.   Видеоадаптер   VGA   имеет   возможность одновременно выводить на экран 256 различных цветов, каждый из которых может принимать одно из 262.144 различных значений (по 6 битов на красный, зелёный и синий компоненты). Официальным последователем VGA стал стандарт SuperVGA (англ. Super Video Graphics Array,   SVGA),   поддерживающий   режимы   работы   с   разрешением   800×600,   1024×768, 1280×1024 точек (и более) с одновременным выводом на экран 16 или 256 цветов. Разъемы VGA и SVGA внешне не различаются. Рис. 19. Порт VGA на панели компьютера (слева) и интерфейс VGA на кабеле монитора. Как уже было сказано, стандарты VGA и SVGA являются аналоговыми. Для того, чтобы не   переводить   цифровые   сигналы   графической   карты   в   аналоговые,   а   затем   выполнять обратное   преобразование   в   дисплее,   консорциумом   Digital   Display   Working   Group   был 13 разработан   стандарт   DVI   (англ.   Digital   Visual   Interface   ­   цифровой   видеоинтерфейс).   Он предназначен для передачи видеоизображения на цифровые устройства отображения, такие как жидкокристаллические мониторы и проекторы. Существует 3 вида стандарта DVI: DVI­A ­ только аналоговая передача данных, DVI­I ­ аналоговая и цифровая передача (Рис. 20) и DVI­D ­ только цифровая передача. Наиболее широко   распространён   интерфейс   DVI­I,   позволяющий   одновременно   использовать   как цифровое, так и  аналоговое подключение . Рис. 20. Многие видеокарты используют несколько разъемов для подключения видеосигналов.I В комплект со многими графическими картами входит переходник с интерфейса DVI­I на VGA, который позволяет подключать аналоговые мониторы с 15­контактной вилкой D­Sub­ VGA. Современные видеокарты часто имеют аналоговые разъемы S­Video (англ. Separate Video), которые применяется в основном для вывода компьютерного изображения на телевизоры и другую видеотехнику   (рис.   21).   Заметим,   что   в   современных видеокартах могут использоваться несколько вариантов разъема S­Video,   с   разным   количеством   контактов   (4   или   7).   Их совместимость обеспечивают соответствующие переходники. Рис. 21. 4­х контактный интерфейс S­Video. Для передачи цифровых видеоданных высокого разрешения (до 1920x1080, или 1080i) и многоканальных цифровых аудио­сигналов в 2002 г. был разработан интерфейс HDMI (англ. High   Definition   Multimedia   Interface,   цифровой   мультимедийный   интерфейс   высокой четкости). HDMI имеет пропускную способность в пределах от 4,9 до 10,2 Гбит/с при длине 14 кабеля до 15 метров (рекомендуется 4,5 м). Кроме того, HDMI может обеспечить передачу до 8 каналов звука с разрядностью 24 бита и частотой 192 кГц. Для подключения используются гнезда и вилки с 19 контактами (Рис. 22). Интерфейс HDMI использует ту же технологию передачи сигналов, что и DVI­D, в связи с чем имеются переходники HDMI – DVI (Рис. 23). Рис. 22. Гнездо и штекер интерфейса HDMI.   Рис. 23. Переходник HDMI – DVI. Рис. 24. Гнезда RCA для обмена аналоговыми видео­ и аудиоданными (слева) и разъемы   RCA («тюльпан»). Рис.   25.   Гнезда   для   обмена   цифровыми   звуковыми   данными   по   стандарту   SPDIF   и TOSLINK (оптоволокно) и оптический разъем интерфейса TOSKLINK (справа).   15 Рис. 26. Разъем интерфейса S­Vidio. Разъёмы   RCA   или   «тюльпан»(рис.24)   могут   используются   в   паре   с   коаксиальными кабелями(рис.26)   для   передачи   многих   электронных   сигналов.   Обычно   вилки   «тюльпан» имеют цветовую маркировку, которая приведена в табл.1. Стандартные цвета Таблица1. Звуковые интерфейсы 16 Звуковой интерфейс персональных компьютеров основывается на спецификации AC'97 (англ.   Audio   Codec   '97   Component   Specification),   разработанной   корпорацией   Intel. Интегрированная в материнскую плату звуковая подсистема (называемая «интегрированный AC97   звук»)   выполняет   оцифровку,   цифровую   обработку   и   воспроизведение   звука. Спецификация   AC'97   позволяет   реализовать   различные   варианты   компоновки   звуковых интерфейсов с частотой до 48 кГц. Преемником и эволюционным продолжением спецификации AC’97 является стандарт HD Audio   (англ.   High   Definition   Audio).   Он   поддерживает   звуковые   форматы   с   большим количеством   звуковых   каналов   (до   8­ми)   высокого   качества   звучания   (до   192   кГц),   что совпадает с дословным переводом названия стандарта. Технология HD Audio также поддерживает расширенные функции распознавания речи, а также функцию изменения назначения разъемов, когда компьютер сам определяет, когда в аудиоразъем   подключается   устройство.   При   этом   он   определяет   тип   устройства   и,   если устройство   подключается   к   неверному   порту,   изменяет   функцию   порта.   Например,   если микрофон  подключается в разъем  для колонок, компьютер распознает ошибку  и изменит функцию разъема для поддержки микрофона. Это очень важный шаг к повышению общего удобства   аудиоподсистем,   когда   пользователям   не   нужно   беспокоиться   о   том,   чтобы подключать устройства в «правильные» разъемы. Рис. 27. Гнезда  звукового интерфейса Акустическая   система   включает   в   себя   фронтальные   колонки,   обеспечивающие воспроизведение   большей   части   звука   и   прослушивание   музыки,   колонки   центрального канала,   воспроизводящие   речь   и   обеспечивающие   плавный   перенос   звука   от   одной фронтальной   колонки   к   другой,   колонки   канала   окружения   для   воспроизведения   звуков окружающей среды и дополняющие звуковое восприятие видеоизображения реалистическими эффектами   и   сабвуфер   для   звуковых   спецэффектов.   Тыловых   колонок   может   быть   две (система 5.1), три (6.1), четыре (7.1) и более. 17 Рис. 28. Штекеры (в центре – моно, справа – стерео) звукового интерфейса Гнезда   звукового   интерфейса   имеют   цветовую   маркировку,   однако   их   назначение   в зависимости от используемой схемы звукового воспроизведения может меняться (табл. 2). Назначение и цветовая маркировка звуковых гнезд Таблица 2.  Интерфейс USB Распространенным видом последовательного интерфейса является USB (Universal Serial Bus).   Спецификация   USВ   определяет   две   части   интерфейса:   внутреннюю   и   внешнюю. Внутренняя   часть   –   host­контроллер   –   делится   на   аппаратную   (собственно   корневой концентратор   и   контроллер   USB)   и   программную   (драйверы   контроллера,   шины, концентратора,  клиентов). Внешнюю  часть представляют   USB­устройства:  принтер, мышь, клавиатура, портативный жёсткий диск, цифровая камера и пр. Теоретически, к одному host­ 18 контроллеру USB можно подключить до 127 устройств. Максимальная скорость передачи составляет 12 Мбит/с для стандарта USB 1.1 и 480 Мбит/с для Hi­Speed USB 2.0. Разъёмы стандартов USB 1.1  и Hi­Speed 2.0  одинаковы. Различия  кроются в скорости передачи и наборе функций host­контроллера USB компьютера и самих USB­устройств. Все устройства USB соединяются между собой четырехжильным кабелем. По одной паре передаются данные, по другой — электропитание (не больше 500 мА на 5 В), которое при необходимости используется внешним устройством. На концах кабеля монтируются разъемы типов «А» и «В» (Рис. 39). С помощью разъема «А» устройство подключают к компьютеру или к концентратору. Разъем типа «В» устанавливают на концентраторы для связи с другим концентратором   и   на   устройства,   от   которых   кабель   должен   отключаться   (например, сканеры). Разъёмы мини­USB: обычно используются цифровыми видеокамерами, внешними жёсткими дисками и т.д. С   целью   упрощения   пользования   компьютером   реализована   процедура   подключения периферии к шине USB в «горячем» режиме. Подключенное в свободный порт устройство вызывает перепад напряжения в цепи. Контроллер немедленно направляет запрос на этот порт. Присоединенное устройство принимает запрос и посылает пакет с данными о классе, затем   ему   присваивается   уникальный   идентификационный   номер.   Далее   происходит автоматическая   загрузка   и   активация   драйвера   устройства,   его   конфигурирование   и,   тем самым, окончательное подключение, после чего устройство готово к работе. Рис. 29. Разъемы USB на задней панели материнской платы компьютера с подключенными кабелями. Рис. 30. Разъем USB «тип A» (слева) и USB «тип B» (справа).   19 Рис. 31. Разъёмы мини­USB обычно встречаются на цифровых камерах и внешних жёстких дисках. Рис. 32. Адаптеры USB/PS2 для клавиатуры (слева) и мыши. Интерфейсы аналогового видео­ввода Персональный   компьютер   в   «стандартной»   комплектации   не   имеет   интерфейсов аналогового видео­ввода (цифровые видео­данные могут вводиться с помощью интерфейсов USB   или   IEEE­1394).   Для   этого   используются   дополнительные   платы,   выполняющие оцифровку   аналогового   видеосигнала,   поступающего   на   их   входы,   и   сохраняющие оцифрованный   видео­поток   на   жестком   диске   компьютера   в   файле.   Как   правило,   они выполняют и обратное преобразование «цифры» в аналоговый видеосигнал. Одновременно с видео   всеми   этими   платами   обрабатывается   и   звуковое   моно­   или   стереофоническое сопровождение видеоряда. Весьма   популярными   устройствами   видео­ввода   являются   платы   для   нелинейного видеомонтажа (например, серии miroVIDEO DC30) и TV­тюнеры (например, Beholder TV), устанавливаемые   в   слоты   материнской   платы   компьютера   (Рис.   33).   Выпускаются   также устройства для работы с ноутбуками, например ТВ­тюнер AverTV Cardbus Plus (Рис. 33). Рис. 33. Платы для оцифровки аналоговых видео­сигналов: miroVIDEO DC30 (слева) и Behold TV M6. Для вывода и ввода видеоизображения и звука используются пары стандартных разъемов RCA  («тюльпан») и  S­Video  (см рис. выше). Поставляемое с устройствами программное обеспечение   обеспечивает   работу   со   всеми   видеостандартами,   позволяет   обрабатывать входящий видеосигнал и производить сжатие аудио­ и видеоряда с различной степенью и качеством. Новой разработкой японской компании Plextor явилось компактное внешнее устройство ConvertX PX­AV200U для оцифровки аналогового видеосигнала, работающее с компьютером через   USB­порт.   Небольшой   аппарат   размером   с   зажигалку   (Рис.   34)   работает   со   всеми 20 основными видеостандартами, а поставляемое с ним программное обеспечение позволяет не только записывать результат оцифровки в файлы форматов AVI, DV­AVI, MPEG­1 VCD и др.,   но   и   «на   лету»   корректировать   параметры   обрабатываемого   видеопотока   (яркость, контрастность, оттенок, насыщенность и четкость картинки). Рис. 34. Внешнее устройство для оцифровки аналогового видео­сигнала Plextor ConvertX PX­AV200U Абсолютное   большинство   продаваемых   сегодня   видеокарт   имеют   установленный   ТВ­ выход в виде гнезда S­Video. Однако встречаются ситуации, когда изображение, выводимое на   экран   монитора   через   стандартный   аналоговый   VGA­интерфейс   требуется   опять оцифровать   и   сохранить   в   виде   файла.   Например,   многие   аппараты   для   ультразвуковых исследований имеют VGA­разъем для подключения дополнительного монитора, но не имеют цифрового или аналогового интерфейса для вывода и записи изображения. Для   таких   случаев   были   разработаны   специальные   устройства   –   конвертеры,   которые позволяют подключить любую аппаратуру, имеющую 15­контактный VGA­выход на монитор к любой аппаратуре с RCA видеовходом. Такие «внешние ТВ­выходы» позиционируются, как оборудование   для   презентаций   и   в   зависимости   от   класса,   могут   обладать   различными презентационными свойствами. Простейшим примером такого устройства является конвертер AverKey Lite компании AverMedia (Рис. 35). Конвертер имеет кабели для подключения к источнику VGA­ сигнала,   USB­коннектор,   используемый   только   для   питания электронной схемы конвертера, а также комплект кабелей для вывода телевизионного видеосигнала: один четырёх контактный S­Video и три составляющих компонентного выхода. При этом канал   Y,   входящий   в   состав   этого   компонентного   выхода, является полноценным самостоятельным композитным выходом. Сформированный конвертером видеосигнал можно подать на вход платы видео­ввода (см. выше) или на видеовход телевизора, видеомагнитофона или иного устройства. Рис.   35.   Конвертер AverKey   Lite   позволяет преобразовать аналоговый VGA­сигнал   в   сигналы телевизионного формата.   2.3. Внутренние интерфейсы персонального компьютера Интерфейс ATA (англ. Advanced Technology Attachment ­ Присоединение по продвинутой технологии)   является   внутренним   параллельным   интерфейсом   для   подключения   к 21 компьютеру   накопителей   (жёстких   дисков   и   оптических   приводов).   Разные   версии   ATA известны под синонимами IDE, EIDE, UDMA, ATAPI. Рис. 36. Разъем для подключения ATA (или IDE) интерфейса 9слева) на материнской   плате компьютера (справа). Для   подключения   жёстких   дисков   с   интерфейсом   ATA   обычно   используется   плоский кабель (именуемый также шлейфом). Каждый шлейф обычно имеет два или три разъёма, один из которых подключается к разъёму контроллера на материнской плате (Рис. 36), а один или два других подключаются к дискам (рис. 37 и 38). В один момент времени шлейф ATA передаёт 16 бит данных. Долгое   время   шлейф   ATA   содержал   40   проводников,   но   с   введением   режима   Ultra DMA/66 (UDMA4) появилась его 80­проводная версия. Все дополнительные проводники — это   проводники   заземления,   чередующиеся   с   информационными   проводниками.   Такое чередование проводников сокращает взаимные наводки. Хотя число проводников удвоилось, число контактов осталось прежним, как и внешний вид разъёмов. У 80­проводных кабелей разъёмы   обычно   имеют   различную   расцветку   (синий,   серый   и   чёрный),   в   отличие   от   40­ проводных, где обычно все разъёмы одного цвета (чаще чёрные). Рис.   37.   80­ти проводной ATA­шлейф. Если   к   одному   шлейфу   подключены   два   устройства,   одно   из   них   обычно   называется ведущим (англ. Master), а другое ведомым (англ. Slave). Назначение устройству роли «master» или «slave» производится с помощью небольшой перемычки на накопителе. Начиная с ATA­5 стала   широко   распространенной   настройка,   именуемая   «Cable   Select»   (т.е.,   «выбор, определяемый   кабелем»,   кабельная   выборка),   исключающая   необходимость   переставлять перемычки на дисках при любых переподключениях. Если привод установлен в режим «cable 22 select», он автоматически устанавливается как ведущий или ведомый в зависимости от своего местоположения на шлейфе.   38.   Подключение   DVD­привода: Рис. красная   полоска   на  шлейфе,   обозначающая первый   контактный   провод,   должна   всегда находиться   рядом   с   разъёмом   питания. Слева   от   шлейфа   видна   перемычка, устанавливающая   устройство   в   режим «slave». Скорость обмена данными по ATA­интерфейсу не превышает 80 Мбит/с для жесткого диска и 7,03 Mбит/с для 48­скоростного привода компакт­дисков при максимальной длине кабеля равной 46 см. На практике это скорость обмена данными гораздо ниже, т.к. имеются задержки,   обусловленные   необходимостью   перемещения   головок   чтения/записи   над поверхностью диска. Интерфейс   SATA   (англ.   Serial   ATA)   является   последовательным   интерфейсом   для подключения накопителей (сегодня это, в основном, жёсткие диски) и является развитием параллельного интерфейса ATA. Стандарт   Serial   ATA   первого   поколения   сегодня   используется   очень   широко   и обеспечивает максимальную скорость передачи данных 150 Мбит/с при максимальной длине кабеля 1 метр. SATA использует подключение «точка­точка», когда один конец кабеля SATA подсоединяется к материнской плате компьютера (Рис. 36), а второй ­ к жёсткому диску (Рис. 39).   Дополнительные   устройства   к   этому   кабелю   не   подключаются,   в   отличие   от параллельного ATA, когда к каждому кабелю можно было подключать два привода. Таким образом накопители здесь не имеют обозначения «master» или «slave». SATA­устройства (Рис. 39) используют два разъёма: 7­контактный для подключения шины данных и 15­контактный – для питания.    Рис. 39. Кабеля данных (слева) и питания, подключенные к SATA­ накопителю.. 23 Рис. 40. Да порта SATA на материнской плате. Интерфейс PCI (англ. Peripheral Component Interconnect, соединение   внешних   компонентов)   является   стандартной параллельной   шиной   для   подключения   периферийных устройств:   сетевых   карт,   модемов,   звуковых   карт   и   плат захвата видео. Наиболее распространена шина PCI стандарта 2.1, работающая на частоте 33 МГц и имеющая ширину 32 бита   (Рис.   41).   Она   обладает   пропускной   способностью   до   133   Мбит/с.   Более   высокую пропускную способность имеет шина PCI­X, обеспечивающая пропускную способность до 1 Гбит/с (с частотой шины 133 МГц и разрядностью 64 бита). Рис. 41. Слоты PCI Express x4 (вверху), x16, x1, опять x16 и стандартный 32­разрядный слот PCI (внизу) на материнской плате Конструктивно   разъемы   шины   PCI   состоят   из   двух   рядов   контактов,   разделенных поперечными перегородками (ключами) на секции. Благодаря наличию перемычек­ключей в слот может быть вставлена только соответствующая ему плата расширения (Рис. 42).  24 Рис. 42. Перемычка­выступ предотвращает установку в слот PCI не соответствующих ему карт. PCI Express или PCI­E, также известная как 3GIO (от англ. 3rd Generation Input/Output Interconnection ­ 3­е поколение шины ввода­вывода) —  компьютерная шина, работающая по протоколу   последовательной   передачи   данных.   Для   подключения   устройства   PCI   Express используется двунаправленное последовательное соединение — линия. Слот PCI Express (Рис. 63) может содержать одну или несколько (2, 4, 8, 12, 16) линий, каждая из которых имеет суммарную   пропускную   способность   512   Мбайт/с.   Таким   образом,   слот   PCI   Express   x16 имеет пропускную способность 8 Гбайт/с. Для   быстрой   передачи   потока   видеоданных   компания   Intel   разработала   и   предложила использовать   отдельную   интерфейсную   шину   ­   AGP   (англ.   Accelerated   Graphics   Port   ­ ускоренный графический порт). Очень быстро этот стандарт вытеснил существовавшие ранее интерфейсы,   использовавшиеся   видеокартами:   ISA,   VLB   и   PCI.   Главным   преимуществом новой шины стала ее высокая пропускная способность – до 2 Гбайт/с. Для сравнения: шина ISA позволяла передавать до 5,5 Мбайт/с, VLB ­ до 130 Мбайт/с, чрезмерно загружая при этом центральный процессор, а PCI до 133 Мбайт/с. Разъемы графических карт AGP и PCI Express различаются (Рис. 43). Рис. 43. Графическая карта AGP (сверху) и графическая карта PCI Express (снизу). 25 Контрольные вопросы. Интерфейсы информационных систем.  1. Дайте определение понятию «интерфейс». 2. Назовите   преимущества   и   недостатки   ввода   данных   с   клавиатуры   и   выбора   из выпадающего списка. 3. В чем разница функций радио­кнопок и флажков­отметок? 4. Перечислите основные свойства стандартизированного интерфейса. 5. Почему   качество   интерфейса   пользователя   является   важной   характеристикой качества программного продукта? 6. Для чего предназначен аппаратно­программный интерфейс? 7. Охарактеризуйте   принцип   передачи   данных   по   параллельному   аппаратно­ программному интерфейсу. 8. Охарактеризуйте   принцип   передачи   данных   по   последовательному   аппаратно­ программному интерфейсу. 9. Назовите   преимущества   и   недостатки   параллельного   и   последовательного аппаратно­программных интерфейсов. 10. От   чего   зависит   скорость   передачи   данных   по   последовательному   аппаратно­ программному интерфейсу. 11. Приведите примеры параллельного и последовательного аппаратно­программных интерфейсов. 12. В чем преимущества стандарта DVI по сравнению со стандартом SVGA? 13. Как   от   вида   интерфейса   стандарта   DVI   на   аппарате   УЗИ   зависит   выбор   типа дополнительного монитора? 14. Назовите цель использования интерфейсов аналогового видео­ввода. 26 Интерфейсы информационных систем. Кроссворд №1 27 Вопросы По горизонтали: 2.   Интерфейс,   который   обеспечивает   одновременную   передачу   двоичных   данных   по нескольким линиям­проводам. 5.   Американский предприниматель и программист, создатель пакета Norton Utilities, в который входит файл­менеджер для операционной системы MS­DOS Norton Commander. 7. Набор параметров, управляющих работой запускаемых программ. 8. Свойство интерфейса, которое заключается в  том, что он не вынуждает пользователя существенно изменять привычные для него способы решения задачи. 10. Способность самонастраивания интерфейса, который учитывает уровень подготовки, потребности и производительность труда пользователя. 12. Свойство интерфейса, основанное на принципе «прощения» пользователя. По вертикали: 1. Прямоугольник с надписью в панели меню. 3.   Элемент   управления,   который   выполняет     уточняющую   функцию,   означает   выбор (утверждение) пользователем признаков и свойств. 4. Совокупность средств и приемов, при помощи которых пользователь взаимодействует с информационной системой: управляет работой программ и устройств, вводит данные. 6. Элемент управления, взаимодействие пользователя с которым ограничивается одним действием – нажатием. 9. Свойство интерфейса, которое  обеспечивает легкость овладения пользователем новым программным средством, а также полноту использования его возможностей. 28 Кроссворд №2 Вопросы По горизонтали: 1.  Аппаратно­программные средства, обеспечивающие графическое отображение и обмен информацией между человеком и компьютером. 5.   Элемент графического интерфейса,   нарисованный на экране или   находящийся на корпусе какого­либо устройства кроме клавиатуры. 6.   Американский предприниматель и программист, создатель пакета Norton Utilities, в который входит файл­менеджер для операционной системы MS­DOS Norton Commander. 8. Набор параметров, управляющих работой запускаемых программ. 11.   Интерфейс,   который     обеспечивает   передачу   последовательности   битов   по единственной линии. По вертикали: 2. Картинка, обозначающая приложение, файл, устройство и др. 3.   Интерфейс,   который   обеспечивает   одновременную   передачу   двоичных   данных   по нескольким линиям­проводам. 4.   Свойство   самонастраивающегося   интерфейса,   которое   заключается   в   том,   что учитывается уровень подготовки пользователя. 7. Свойство интерфейса, которое обеспечивает возможность применения пользователем имеющихся у него знаний и навыков на новые программные продукты. 9. Свойство интерфейса, при котором сообщения и результаты, выдаваемые программным приложением, не должны требовать дополнительных пояснений, поскольку они будут мешать. 10. Прямоугольник с надписью в панели меню. 29 Список литературы 1. СТО МОСЗ 91500.16.0002­2004. Стандарт организации «Информационные системы в здравоохранении. Общие требования» Дата введения – 1 июля 2004 г. 2. Приказ Федерального фонда обязательного медицинского страхования № 52 от 16 марта   2007   г.   «О   порядке   направления   Федеральным   фондом   обязательного медицинского страхования в бюджеты территориальных фондов ОМС средств на осуществление   завершения   расчетов   за   фактически   отпущенные   лекарственные средства отдельным категориям граждан в 2006 году». 3. Национальный стандарт РФ «Информатизация здоровья. Состав данных сводного регистра застрахованных граждан для электронного обмена этими данными. Общие требования». 30

Методичка "Интерфейсы информационных систем: Аппаратно-программные интерфейсы".

Методичка "Интерфейсы информационных систем: Аппаратно-программные интерфейсы".

Методичка "Интерфейсы информационных систем: Аппаратно-программные интерфейсы".

Методичка "Интерфейсы информационных систем: Аппаратно-программные интерфейсы".

Методичка "Интерфейсы информационных систем: Аппаратно-программные интерфейсы".

Методичка "Интерфейсы информационных систем: Аппаратно-программные интерфейсы".

Методичка "Интерфейсы информационных систем: Аппаратно-программные интерфейсы".

Методичка "Интерфейсы информационных систем: Аппаратно-программные интерфейсы".

Методичка "Интерфейсы информационных систем: Аппаратно-программные интерфейсы".

Методичка "Интерфейсы информационных систем: Аппаратно-программные интерфейсы".

Методичка "Интерфейсы информационных систем: Аппаратно-программные интерфейсы".

Методичка "Интерфейсы информационных систем: Аппаратно-программные интерфейсы".

Методичка "Интерфейсы информационных систем: Аппаратно-программные интерфейсы".

Методичка "Интерфейсы информационных систем: Аппаратно-программные интерфейсы".

Методичка "Интерфейсы информационных систем: Аппаратно-программные интерфейсы".

Методичка "Интерфейсы информационных систем: Аппаратно-программные интерфейсы".

Методичка "Интерфейсы информационных систем: Аппаратно-программные интерфейсы".

Методичка "Интерфейсы информационных систем: Аппаратно-программные интерфейсы".

Методичка "Интерфейсы информационных систем: Аппаратно-программные интерфейсы".

Методичка "Интерфейсы информационных систем: Аппаратно-программные интерфейсы".

Методичка "Интерфейсы информационных систем: Аппаратно-программные интерфейсы".

Методичка "Интерфейсы информационных систем: Аппаратно-программные интерфейсы".

Методичка "Интерфейсы информационных систем: Аппаратно-программные интерфейсы".

Методичка "Интерфейсы информационных систем: Аппаратно-программные интерфейсы".

Методичка "Интерфейсы информационных систем: Аппаратно-программные интерфейсы".

Методичка "Интерфейсы информационных систем: Аппаратно-программные интерфейсы".

Методичка "Интерфейсы информационных систем: Аппаратно-программные интерфейсы".

Методичка "Интерфейсы информационных систем: Аппаратно-программные интерфейсы".

Методичка "Интерфейсы информационных систем: Аппаратно-программные интерфейсы".

Методичка "Интерфейсы информационных систем: Аппаратно-программные интерфейсы".

Методичка "Интерфейсы информационных систем: Аппаратно-программные интерфейсы".

Методичка "Интерфейсы информационных систем: Аппаратно-программные интерфейсы".

Методичка "Интерфейсы информационных систем: Аппаратно-программные интерфейсы".

Методичка "Интерфейсы информационных систем: Аппаратно-программные интерфейсы".

Методичка "Интерфейсы информационных систем: Аппаратно-программные интерфейсы".

Методичка "Интерфейсы информационных систем: Аппаратно-программные интерфейсы".

Методичка "Интерфейсы информационных систем: Аппаратно-программные интерфейсы".

Методичка "Интерфейсы информационных систем: Аппаратно-программные интерфейсы".

Методичка "Интерфейсы информационных систем: Аппаратно-программные интерфейсы".

Методичка "Интерфейсы информационных систем: Аппаратно-программные интерфейсы".

Методичка "Интерфейсы информационных систем: Аппаратно-программные интерфейсы".

Методичка "Интерфейсы информационных систем: Аппаратно-программные интерфейсы".

Методичка "Интерфейсы информационных систем: Аппаратно-программные интерфейсы".

Методичка "Интерфейсы информационных систем: Аппаратно-программные интерфейсы".

Методичка "Интерфейсы информационных систем: Аппаратно-программные интерфейсы".

Методичка "Интерфейсы информационных систем: Аппаратно-программные интерфейсы".

Методичка "Интерфейсы информационных систем: Аппаратно-программные интерфейсы".

Методичка "Интерфейсы информационных систем: Аппаратно-программные интерфейсы".

Методичка "Интерфейсы информационных систем: Аппаратно-программные интерфейсы".

Методичка "Интерфейсы информационных систем: Аппаратно-программные интерфейсы".

Методичка "Интерфейсы информационных систем: Аппаратно-программные интерфейсы".

Методичка "Интерфейсы информационных систем: Аппаратно-программные интерфейсы".

Методичка "Интерфейсы информационных систем: Аппаратно-программные интерфейсы".

Методичка "Интерфейсы информационных систем: Аппаратно-программные интерфейсы".

Методичка "Интерфейсы информационных систем: Аппаратно-программные интерфейсы".

Методичка "Интерфейсы информационных систем: Аппаратно-программные интерфейсы".

Методичка "Интерфейсы информационных систем: Аппаратно-программные интерфейсы".

Методичка "Интерфейсы информационных систем: Аппаратно-программные интерфейсы".

Методичка "Интерфейсы информационных систем: Аппаратно-программные интерфейсы".

Методичка "Интерфейсы информационных систем: Аппаратно-программные интерфейсы".

Методичка "Интерфейсы информационных систем: Аппаратно-программные интерфейсы".

Методичка "Интерфейсы информационных систем: Аппаратно-программные интерфейсы".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.08.2018