Методичка по Информационным технологиям
Оценка 5

Методичка по Информационным технологиям

Оценка 5
Лекции
doc
информатика
Взрослым
09.04.2018
Методичка по Информационным технологиям
Данные материалы написаны в соответствии с действующей рабочей программой по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности» для студентов БПОУ ВО «Череповецкий строительный колледж имени А. А. Лепехина». Данные материалы предназначены для студентов специальности 08.02.07 Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции и содержат темы практических работ и требования к их выполнению по дисциплине «Информатика». Основными целями данных материалов являются: -прочное и сознательное овладение студентами знаниями и умениями в области информационных технологий; -развитие логического и алгоритмического мышления; -воспитании умений действовать по заданному алгоритму и конструировать новые.
Прак. раб. Информатика МиЭВСУКиВВ.doc
Департамент образования Вологодской области БПОУ ВО «Череповецкий строительный колледж имени А. А. Лепехина» А.В.Соломатина Методические рекомендации к выполнению практических работ методические материалы по дисциплине  «Информатика» для студентов специальности 08.02.07 Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции 2017 2 Рассмотрено на заседании методической комиссии Протокол № ___ от  _______2017 г. Председатель МК/_________/Федотова С.В. Рецензенты:  Белова О.А., преподаватель высшей квалификационной категории БПОУ   ВО   «Череповецкий   строительный   колледж   имени   А.   А. Лепехина». Разработала: Соломатина   А.В.,   преподаватель   проектной   деятельности   БПОУ ВО «Череповецкий строительный колледж имени А. А. Лепехина» Данные   материалы   предназначены   для   студентов специальности  08.02.07   Монтаж   и   эксплуатация   внутренних сантехнических   устройств,   кондиционирования   воздуха   и вентиляции и содержат темы практических работ и требования к их выполнению по дисциплине: «Информатика».  3 Введение Данные материалы написаны в соответствии с действующей рабочей программой по дисциплине «Информационные технологии в   профессиональной   деятельности»   для   студентов   БПОУ   ВО «Череповецкий строительный колледж имени А. А. Лепехина».  Данные   материалы   предназначены   для   студентов специальности  08.02.07   Монтаж   и   эксплуатация   внутренних сантехнических   устройств,   кондиционирования   воздуха   и вентиляции и содержат темы практических работ и требования к их выполнению по дисциплине «Информатика». Основными целями данных материалов являются: ­прочное и сознательное овладение студентами знаниями и умениями в области информационных технологий; ­развитие  логического и алгоритмического мышления; ­воспитании умений действовать по заданному алгоритму и конструировать новые. 4 Практическая работа №1 Тема: Элементы автоматизации в MS Word Цель работы: рассмотреть Элементы автоматизации в MS Word. Порядок выполнения работы: Автотекст Атотекст служит   для   быстрой   вставки   повторяющихся   блоков текста (например, адресов учреждения в деловых письмах). Можно создать   набор   цитат   из   правовых   документов   для   вставки   их   в деловые документы.  Для   создания   элемента Автотекста нужно   выделить необходимый фрагмент текста, затем выбрать команду: ВСТАВКА   –   группа   Текст   ­   Экспресс­блоки   –   Сохранить выделенный текст в коллекцию экспресс­блоков. В диалоговом окне ввести имя элемента Автотекста. В качестве имени Word предлагает первые 32 символа выделенного фрагмента текста. 5  Для   вставки выбрать команду ВСТАВКА –   группа   Текст   ­   Экспресс­блоки   – Общие. автотекста     нужно   Использование средства Автозамены при вводе Последние   версии   текстового   процессора   Word   позволяют эффективно   сократить   объем   вводимого   текста   за   счет использования средства Автозамены. Оно позволяет заменить ввод длинных последовательностей символов произвольным (желательно коротким) сочетанием других символов. Например, если в тексте очень   часто   встречается   словосочетание   "диалоговое   окно",   его можно   заменить   коротким   сочетанием   ".до".   Точка   перед символами стоит специально, чтобы отличать их от двухбуквенных предлогов или союзов, таких как "до". Настройку   средства Автозамены выполняют   в   диалоговом окне Параметры   Word ­ Раздел   Правописание   –   Настройка исправления и форматирования текста при вводе – Параметры автозамены. 6 В   диалоговом   окне Автозамена надо   ввести   заменяемую комбинацию   в   поле Заменить,   а   замещающую   комбинацию   в поле На,   после   чего   пополнить   список   автозамены   щелчком   на кнопке Добавить. Как будет показано ниже, средство автоматической замены символов   при   вводе   используется   также   для   ввода   специальных символов. Например, выполнив соответствующие настройки, можно вводить греческие буквы, специальные знаки и т.д. Создание оглавления, предметных указателей и др. Для   больших   документов   (рефераты,   диссертации,   книги) характерны   такие   элементы   оформления   как титульный лист, оглавление, предметный указатель, колонтитулы, нумера ция заголовков, рисунков и ссылки на них. Для выполнения многих из этих операций существуют приемы автоматизации. Оглавлением называется   список   заголовков   данного документа. Список, в каждой строке которого слева  расположен заголовок, справа ­ номер страницы. 7 По   умолчанию   Word   автоматически   строит   оглавление, состоящее из гиперссылок. Если щелкнуть по элементу оглавления, то произойдет переход в соответствующее место документа. Для печатной копии документа это не имеет значение, а в электронном документе является новым и очень удобным средством. Существует несколько способов сборки оглавления.  Самый оглавление из заголовков документа.   Для   этого   нужно   ко   всем заголовкам   применить   готовые   соответствующие   стили заголовков (Заголовок 1, Заголовок 2 и т.д.) из коллекции стилей на вкладкеГЛАВНАЯ. собрать простой     ­     Другой способ изменить присвоенный тексту уровень структуры командой ССЫЛКИ   –   группа   Оглавление   –   Добавить   текст (Уровень 1, уровень 2, уровень 3)  Поместите   курсор   в   то   место   документа,   где   должно появиться   оглавление,   и   выберите   команду ССЫЛКИ   – группа   Оглавление   –   Оглавление. В   диалоговом окне Оглавление выберите вкладку Оглавление.  В   списке Форматы выделите   один   из   семи   форматов оглавления и щелкните по клавише OK. 8  Установите   флажок Показать   номера   страниц и флажок Номера страниц по правому краю.  В   списке Заполнитель выделите   стиль   заполнителя пространства   между   заголовком   и   номером   страницы   в оглавлении. Это могут быть точки, дефисы, сплошная линия и т.д.  В   счетчике Уровни установите   уровень   заголовка.   В оглавлении   будут   участвовать   все   заголовки,   начиная   с уровня  1 и  до  указанного  уровня  включительно.  Нажмите кнопку OK. Если в документе к фактическим заголовкам не применен один из встроенных стилей заголовков, то такие заголовки не попадут в автоматически   собранное   оглавление.   В   этом   случае   нужно назначить   заголовкам   соответствующий   стиль   и   обновить оглавление или построить его заново. 9 Задание 1:  создать текстовый документ (выбрать научную статью),   в   документе   создать   оглавление,   произвести   автозамену слов, которые в статье написаны аббревиатурами. Практическая работа №2 Тема: Создание комплексного документа с элементами автоматизации Цель:  научиться создавать  комплексные документы с элементами автоматизации. Порядок выполнения работы: Редактирование текста означает изменение содержания текста. Редактирование включает в себя:  ­ удаление или копирование фрагментов текста; ­ изменение порядка слов, предложений или абзацев.  При проведении этих действий необходимо выделить фрагмент текста.  Чтобы выделить произвольный фрагмент строки, подведите курсор к началу или концу фрагмента, и нажав левую кнопку мыши,   проведите   курсор   до   противоположного   конца фрагмента.  Чтобы выделить одно слово, подведите курсор к любой букве слова и дважды щелкните мышью.  Чтобы  выделить   строку,   поместите   курсор   мыши   слева   от текста   вне   рабочей   области,   где   курсор   меняет   форму,     и щелкните   мышью.   Выделение   можно   распространить   на несколько строк, перемещая курсор мыши вверх или вниз по тексту. Чтобы  выделить   предложение,   надо,   удерживая   нажатой   щелкнуть   мышью   в   любом   месте клавишу   CTRL, предложения. 10 Чтобы  выделить   абзац,   установите   курсор   к   левому   краю строки   так,   чтобы   он   изменил   вид,   после   чего   дважды щелкните мышью. Для  выделения   несколько   абзацев  надо   распространить выделение, дважды щелкнув и оставив нажатой кнопку мыши. Весь документ  можно выделить с помощью тройного щелчка в зоне выделения у левого края текста в любом месте документа, или  → Правка с помощью меню (Правка  Выделить все) или Меню   → Выделить всё или сочетанием клавиш Ctrl+A. Для отмены выделения надо щелкнуть мышью в любом месте  текста. Изменение порядка слов, предложений, абзацев осуществляется  либо с помощью команд «Правка» (Выделите текст  Меню   Правка  Вырезать   поставьте курсор в место вставки    Правка   Вставить),    либо с помощью перетаскивания (Выделите  текст. Установите курсор в правый нижний угол фрагмента. Нажав  левую клавишу мыши переместить курсор в нужное место вставки  текста.).  Копирование текста Существуют несколько способов перемещения или копирования фрагментов текста за пределы экрана или из одного документа в другой: 1. Способ   копирования   и   вставки   с   помощью   команд   меню,   в котором   используется   так   называемый   «Буфер   Обмена» (Меню    Правка    Буфер   Обмена)   и   кнопки   панели инструментов «Копировать», «Вставить».  2. С   помощью   кнопок   «Вырезать»   или   «Копировать».  Для этого выделите фрагмент текста и выберите команду  Меню   Правка    Вырезать/Копировать;   затем   установите курсор в нужное место и выберите команду Меню  Правка  Вставить. 3. С помощью контекстного меню. 11 Одновременное расположение нескольких окон на экране Для   более   наглядной   работы   иногда   бывает   полезно расположить   все  документы   на   экране одновременно. Для этого следует в меню «Окно» выбрать команду «Расположить все» или  «Упорядочить все», «Сравнить рядом с..». открытые   Форматирование текста Форматирование  текста это определение расположения текста в пространстве рабочего поля. Все   команды   форматирования   выполняются   для  всего  абзаца. Чтобы отформатировать группу абзацев их необходимо выделить. Форматирование абзаца Для   форматирования   абзаца   необходимо   установить   курсор   в любое место абзаца, а затем воспользоваться командой  Меню   Формат    Абзац.  В   открывшемся   окне   форматирования установить следующие параметры:  ­ Общие: ­ Отступ:  ­ Интервал:  o тип  выравнивания текста  по краям рабочего поля (по левому краю, по центу, по правому края, по ширине рабочего поля); o Уровень  (присвоение   тексту   определённого уровня: основной текст, уровень1, уровень2 и т.д.) o установка   размеров   отступов   от   границ рабочего поля;  o отступа в красной строке абзаца; o установка размеров интервалов перед и после абзаца (в точках); 12 o установка  межстрочного   интервала (одинарный, полуторный, двойной, множитель (если   интервал   больше   двойного),   минимум или   точно   (если   интервал   меньше одинарного)). 13 Рис.7.  Окно установок команды  Формат  Абзац. Границы абзаца и абзацный отступ (красная строка) также можно установить с помощью движков на горизонтальной линейке. Для установки межстрочных интервалов и выравнивания абзацев по левому, правому краю, центрирование и выравнивание абзацев по ширине можно использовать кнопки панели инструментов. Создание списков Чтобы оформить перечисление в виде списка: 1. Наберите   элементы   перечисления,   разделяя   их символами конца абзаца; 2. Выделите весь требуемый текст­список; 3. Выберете опцию  Меню      Формат, а в ней затем опцию «Список» и в выведенной форме (Рис. 8. а)­в)) списка: выберите «Маркированный», и «Многоуровневый». «Нумерованный» необходимый       вид     4. Если   параметры   списка,   заданные   по   умолчанию устраивают Вас, то переходите к следующему пункту. Иначе   возможно   их   изменить,   щелкнув   по   кнопке «Изменить»   и   в   открывшейся   форме   установить необходимые   параметры   списка.  В   данном   случае программа   позволяет   создать   нужный   стиль,   путём изменения   шрифта   и   символа   маркера,   положения маркера, положение текста, интервала между текстом и маркером. 14 5. Нажмите кнопку «ОК». Вы получите необходимый вид списка. Если маркированные или нумерованные списки уже введены, но требуется их изменить (перемаркировать). То приступайте сразу к   выполнению   пункта   2   «Оформления   перечисления   в   виде списка».  Задать   нумерацию   перед   началом   ввода   абзаца   можно, щёлкнув на кнопке «Нумерованный список по умолчанию» (или «Нумерация»   рис.   8   г)).   При   нумерации   с   использованием   букв наберите вместо цифры «1»  букву «А»  и начинайте ввод текста. Word  пронумерует   второй   и   последующие   абзацы   буквами   «В», «С»,   «D»   и   т.д.     Если   пронумеровать   первый   абзац   буквой   «I», Word установит нумерацию римскими цифрами.  15 При включённой нумерации или маркировке (при включении в  начале ввода кнопки «Маркированный список по умолчанию»  рис. 8. г)) Word подставляет стандартные маркеры и сохраняет  заданный по умолчанию интервал между маркером или числом и  текстом, следующим за ним.  Возможно, выбирать различные символы маркеров, формат  нумерации или размер интервалов до начала ввода списка, а также  изменять форму уже существующего списка. Разбиение текста на колонки Когда   необходимо   разбить   существующий   текст   на   колонки нужно   выделить   текст,   который   необходимо   преобразовать   в колонки. Затем выбрать:  Меню    Формат    Колонки.  Выбрать количество колонок. Установить расстояние между колонками. 16 Если   на   одной   странице   должен   быть   размещен   текст   в   одну колонку,   а   далее   текст   в   несколько   колонок,   то   между   этими частями   текста   с   различным   форматированием   необходимо вставить   разрыв   (Вставка    Разрыв    Установить   опцию  «на текущей странице»). Для вставки принудительного разрыва между страницами можно также выделить строку, где необходим принудительный (жёсткий) разрыв страницы и нажать кнопки: «Ctrl+Enter». Для того, чтобы убрать принудительный разрыв страницы подведите к нему курсор и нажмите кнопку «Delete». Обрамление текста, изменение цвета фона абзаца Команда   «Границы   и   заливка»   меню   «Формат»   применяется для создания обрамлений (рамок) вокруг абзацев, ячеек таблицы, графики, раздела документа или всего документа.   Также данная команда применяется для изменения цвета фона текста, абзаца или рисунка. При   открытии   окна   «Границы   и   заливка»   появляются   три вкладки: граница, страница и заливка. Вкладка   «Граница»   служит   для   создания   обрамлений   вокруг текстов, рисунков или абзацев. Вкладка «Страница» служит для создания обрамлений ко всему документу или к его части (разделу). Вкладка   «Заливка»   служит   для   изменения   цвета   фона   текста, рисунка или абзаца. 17 На вкладке «Граница» в разделе «  Тип   » выбирается нужный тип   устанавливаемого обрамления:       пункт «Нет» удаляет все обрамления выделенных абзацев; пункт «Рамка» вставляет рамку вокруг выделенных  абзацев; пункт «Тень» создает обрамление или рамку с тенью; пункт «Объёмная» создает объёмное обрамление вокруг  выделенного текста; пункт «Другая» позволяет создать произвольное  обрамление; пункт «Тип» позволяет выбрать нужный тип линии для  обрамления; пункт «Цвет» позволяет выбрать нужный цвет линий;  пункт «Ширина» позволяет выбрать нужный стиль линий.   »  показывает,   как   будет   выглядеть   документ, если к нему применить выбранные команды. Чтобы добавить или удалить обрамления абзацев, ячеек таблицы, необходимо щелкнуть в нужных местах на модели в группе «Образец».  Образец   Раздел   «     С   помощью   раздела   «Применить   к»   возможно   выбрать применение   обрамлений   к   тексту,   рисунку,   абзацу   (вкладка «Граница»)   или   к   разделу   документа,   ко   всему   документу   (на вкладке «Страница»).  Линия   С помощью опции «  » можно добавлять или удалять линии   обрамления и выбирать их стиль и цвет.  Параметр   Кнопка «    ы» задает требуемое расстояние от текста до обрамления.  Изменение напечатанных символов (строчные буквы на  прописные и др.). Команда  Меню    Формат    Регистр  позволяет   заменять выделенные символы на прописные буквы, на строчные буквы или их комбинацию: 18 1. С   помощью   опции   «Как   в   предложениях»   первая   буква первого слова выделенного предложения или первого слова после конца предложения становится прописной. 2. С помощью команды «все строчные» все буквы выделенного текста становятся строчными. 3. С   помощью   команды   «ВСЕ   ПРОПИСНЫЕ»  все   буквы выделенного текста становятся прописными. 4. С помощью команды «НАЧИНАТЬ С ПРОПИСНЫХ» первая буква каждого слова выделенного текста становится прописной. 5. Опция   «ЗАМЕНИТЬ   РЕГИСТР»   заменяет   в   выделенном тексте все прописные на строчные и все строчные на прописные буквы. Изменение и создание стиля Стилем  называется   набор   параметров   форматирования, который применяется к тексту, таблицам и спискам, чтобы быстро изменить   их   внешний   вид.   Стили   позволяют   одним   действием применить сразу всю группу атрибутов форматирования. Например, вместо форматирования названия в три приема, когда сначала задается размер 16 пунктов, затем шрифт Arial и, наконец, выравнивание по центру, то же самое можно сделать одновременно, применив стиль заголовка. Ниже   приведены   типы   стилей,   которые   можно   создать   и применить.  Стиль абзаца полностью определяет внешний вид абзаца, то есть   выравнивание   текста,   позиции   табуляции, междустрочный   интервал   и   границы,   а   также   может включать форматирование знаков.   Стиль знака задает форматирование выделенного фрагмента текста   внутри   абзаца,   определяя   такие   параметры   текста, как   шрифт   и   размер,   а   также   полужирное   и   курсивное начертание.   Стиль   таблицы   задает   вид   границ,   заливку,   выравнивание текста и шрифты.  19  Стиль   списка   применяет   одинаковое   выравнивание,   знаки нумерации или маркеры и шрифты ко всем спискам.  Для изменения стиля необходимо: 1. Выбрать команду Меню  Формат Стили и  форматирование.  2. Щелкните   стиль,   который   требуется   изменить,   правой кнопкой мыши, а затем выберите команду Изменить.  3. Выберите нужные параметры.  4. Для просмотра дополнительных параметров нажмите кнопку Формат, а затем выберите атрибут, например  Шрифт  или Нумерация, который требуется изменить.  5. После   изменения   атрибута   нажмите   кнопку  OK,   а   затем измените таким же образом остальные атрибуты.  Для создания нового стиля нужно: 1. Выбрать   команду   Меню    Формат  Стили   и 2. В области задач Стили и форматирование нажмите кнопку форматирование.   Создание стиля.  3. В поле Имя введите имя стиля.  4. Выполните одно из следующих действий, для того элемента для которого создаётся стиль:  o В списке Стиль выберите Знака.  o В поле Стиль выберите Абзаца.  o В поле Стиль выберите Таблицы.  o В поле Стиль выберите Списка.  5. Выберите нужные параметры или нажмите кнопку  Формат для просмотра дополнительных параметров.  Для получения справочных сведений о параметре нажмите кнопку с вопросительным знаком, а затем щелкните интересующий параметр.  Задание:  в   тексте   практической   работы   №1   выполнить следующие действия: 20 1. Выровнять по ширине; 2. Выставить номера страниц внизу по центру; 3. Изменить стиль текста; 4. Выделить первый абзац красным цветом; 5. Заменить   прописные   буквы   второго   абзаца   на заглавные; 6. Создать разноуровневый список; 7. Произвести автозамену слов; 8. Создать оглавление. Практическая работа №3 Тема: Настройка параметров печати. Печать текстовых документов Цель: научиться печатать текстовые документы. Порядок выполнения работы: Установка параметров страниц документа перед печатью Для   установки   параметров   команда Файл/Параметры страницы.   Появится   диалоговое   окно Параметры   страницы, содержащее 4 вкладки: 1. на   вкладке Страница задаётся   книжная   или   альбомная ориентация листа, масштаб относительно оригинала, формат бумаги и разрешение в точках на дюйм (качество печати), как и на каком количестве страниц должен быть расположен документ;  2. на   вкладке Поля можно   задать   размеры   полей   страницы   и выровнять содержимое документа по центру;  3. на   вкладке Колонтитулы можно   выбрать   стандартный   или задать   новый   колонтитул,   причём   для   создания   нового колонтитула   предоставляется   много   шрифтов   и изображений;  4. вкладка Лист предназначена   для   выбора   области   печати, определения   сквозных   строк   и   столбцов   для   указания заголовков,   указания   порядка   вывода   страниц   на   печать. 21 Здесь   же   можно   задать   печать   сетки,   чёрно­белую   или черновую печать, ввести комментарии.  Размещение листа на странице В   программе   Excel   существует   возможность   печатать страницы не только в натуральную величину, но и в уменьшенном или   в   увеличенном   виде.   Для   изменения размера   печатаемого листа применяют   элементы   управления,   расположенные   в области Масштаб   вкладки Страница диалогового   окна Параметры страницы. Чтобы   пропорционально   изменить   размер   документа относительно   его   натуральной   величины   нужно   установить переключатель Установить и задать в его поле значение диапазона от 10 до 400. Если это значение больше 100, документ печатается в увеличенном виде, а если меньше 100 – в уменьшенном. Выбор переключателя Разместить не более чем на позволяет задать   количество   страниц,   на   которых   необходимо   разместить печатаемую   таблицу,   тогда   программа   подбирает   масштаб документа автоматически. Чтобы быть компактным и читабельным, документ должен удовлетворять трём условиям: 1. логически связанные данные нужно располагать рядом, а не на разных страницах;  2. при размещении информации на одной странице документ должен оставаться удобным для чтения и наглядным. Настройка параметров печати Командой Файл/Параметры   страницы можно   установить ориентацию   страницы,   её   размер   и   масштаб,   качество   печати принтера и номер первой страницы. По умолчанию задана книжная ориентация  страницы. Выводимый на печать текст по умолчанию разбивается таким образом, чтобы полностью заполнить страницу. Но автоматическая  разбивка на страницы может быть выполнена некорректно (например, имена полей оторваны от значений). Чтобы увидеть, в каких местах будут разрывы страниц, нужно выполнить команду Вид/Разметка на кнопке Разметка   страницы в   окне Предварительного   просмотра (в   страницы. Можно   щёлкнуть   22 данном режиме выводятся не только выводимые на печать данные, но и номера страниц). На Рабочем листе разрывы страниц отображаются пунктирными линиями. Можно выделить строку или столбец, снизу или справа которого требуется поместить линию разрыва, затем в контекстном меню   выбрать   команду Добавить   разрыв   страницы. Разрывы, установленные   вручную,   отображаются   на   экране   как   сплошные синие   линии.   Можно   менять   диапазон   печати,   перемещая   линии разрывов. В   режиме   разметки   страница   редактируется   также   как   в   Вернуться   в   Обычный   режим   можно обычном   режиме. командой Вид/Обычный. Сбросить   все   разрывы,   установленные вручную,   можно   командой   контекстного   меню Сброс   разрывов страницы. В   окне Параметры   страницы можно   задать   порядок   вывода страниц на печать, получить несколько копий, установить качество печати, вывести на печать номера строк и названия столбцов.  Предварительный просмотр документа Кнопка Предварительный   просмотр установит   данный режим. В данном режиме отображается только одна страница. Для просмотра следующих страниц есть кнопки Далее и Назад, которые недоступны,   если   в   документе   всего   одна   страница.   Можно просмотреть несколько рабочих листов, выделив их перед командой Предварительного просмотра. Можно просмотреть диапазон ячеек в увеличенном виде с помощью кнопки Масштаб. Замечание  1: в окне Предварительного просмотра можно перемещать диаграммы, в нём   доступны   все   операции   по   подготовке   документа   к   печати, причём сразу можно отправить документ на печать. Печать документа Для   вывода   документа   на   печать   выполнить команду Файл/Печать или   щёлкнуть   на   кнопке Печать на Стандартной панели инструментов, после чего на экране откроется диалоговое окно Печать. В   диалоговом   окне   Печать   можно   задать   для   печати Выделенный   диапазон,   Выделенные   листы   или   Всю  книгу,   задать 23 количество   копий   для   печати   и   поставить   флажок   Разобрать   по копиям, страниц   для   печати.  Диспетчер отчётов и печать сводной таблицы   диапазон   задать         которого использовалось Таблицу   можно   вывести   на   печать   в   виде отчёта,   при составлении несколько сценариев. Сценарием   называется   именованный   набор   входных значений, который подставляется в электронную таблицу. В виде сценария   в   листе   рабочей   книги   сохраняются   различные   группы значений.   Листы,   представления   и   сценарии   объединяются   в сводные   отчёты.   Сформированный   таким   образом   отчёт сохраняется   вместе   с   книгой,   поэтому   его   можно   распечатать   и позднее. Команды для просмотра сценариев и отчётов находятся в меню Вид,   хотя   в   используемой   версии   программы   их   может   не быть. Представлением называется   именованный   набор   параметров отображения   и   печати,   который   можно   применить   к   книге.   Для создания   и   сохранения   представления   используется   команда Вид/Представления.   В   книге   можно   создать   несколько представлений.   В   представлении   сохраняются   области   печати, установленные ранее для листов книги. Если лист не содержит эти области, он будет напечатан целиком. Для печати отчёта сводной таблицы нужно   выделить   диапазон   ячеек,   содержащих   нужный отчёт. В окне Параметры станицы установить параметры страницы: поля, заголовки, колонтитулы. Чтобы заголовки отчёта повторялись на каждой странице, нужно указать сквозные строки и столбцы на вкладке Лист окна Параметры   страницы. При   необходимости установить   на   рабочем   листе   принудительные   разрывы   страниц. Посмотреть   страницу,   внести   изменения,   если   нужно,   повторно задать разметку и отправить на печать. Задание 1: 1. Откройте файл из предыдущей работы.  2. Задайте   поля   документа   по   3   см,   альбомную   ориентацию листа.  3. Создайте   нижний   колонтитул,   добавьте   в   него   текущее значение даты и времени, выровненные по левому краю, и 24 название   рабочего   листа,   выровненное   по   правому   краю. Сохраните изменения.  4. Создайте верхний колонтитул, добавьте в него своё имя и имя файла книги. Сохраните изменения.  5. Вызовите   команду Предварительный   просмотр и   в появившемся   окне   щёлкните   на   кнопке Поля,   чтобы убедиться в корректности выполненных установок.  6. Изучите способы размещения листа на странице.  7. Изучите настройку параметров печати.  8. Посмотрите   документ   в   режиме Предварительного просмотра.   Изучите   возможности   панели   инструментов   в режиме предварительного просмотра.  9. Измените   поля   документа   в   режиме Предварительного просмотра.  10. В   нижний   колонтитул   добавьте   рисунок   и   сохраните изменения.  11. Изучите опции диалогового окна Печать: печать в черновом режиме,   печать   в   чёрно­белом   режиме,   печать   без   линий сетки.  Практическая работа №4 Тема: Создание сводных таблиц Цель: научиться создавать сводные таблицы. Порядок выполнения работы: Как   и   любую   другую   программу   пакета   Microsoft   Office, Excel можно запустить: в меню Пуск, выбрать пункт Программы, а затем Microsoft Excel . После активизации ярлыка осуществляется запуск   программы,   окно   которой   имеет   вид,   аналогичный текстовому   редактору,   который   включает   текстовое   меню, графическое меню, рабочее поле. Здесь рабочее поле представлено в таблицы.  Документ,   созданный   в   электронной   таблице   называется рабочей книгой, содержащий несколько листов, в которые могут входить таблицы, т.д. диаграммы, макросы виде     и         25 свои ссылки   (например,   затем   от   AA   до   AZ, Рабочее поле электронной таблицы состоит из строк и столбцов, имеющих имена.  Имена строк – это их номера. Нумерация строк начинается с 1 и заканчивается   максимальным   числом,   устанавливаем   для   данной программы.  Имена столбцов – это буквы латинского алфавита сначала от A до Z,   BZ   до   BZ   и   т.д. Максимальное   количество   строк   и   столбцов   определяется особенностями   используемой   программы   и   объемом   памяти компьютера, например, в табличном процессоре Excel 265 столбцов и более 16 тысяч строк. Современные программы дают возможность создать электронные таблицы, содержащие более 1 млн. ячеек, хотя для практических целей в большинстве случаев этого не требуется. Пересечение строки и столбцов образует ячейку таблицы, имеющую свой уникальный адрес. Для указания адресов ячеек в формулах используются     А2   или   С4). Ячейка – область, определяемая пересечением столбцов и строки электронной   таблицы,   имеющая   свой   уникальный   адрес. Адрес ячейки определяется именем (номером) столбца и именем (номером)   строки,   на   пересечении   которых   находятся   ячейка, например А1. Текущей   (активной) называется   ячейка   электронной   таблицы,   в которой   в   данный   момент   находится   курсор.   Активная   ячейка обычно выделяется жирной рамкой. Адрес и содержимое текущей ячейки   выводятся   в   строке   ввода   электронной   таблицы.  Ссылка ячейки. В   электронных   таблицах   можно   работать   как   с   отдельными ячейками,   так   и   с   группами   ячеек,   которые   образуют   блок. Блок   ячеек   – группа   смежных   ячеек,   определяемая   с   помощью адреса. Блок ячеек может состоять из одной ячейки, строки (или ее части), столбца (или его части), а также последовательности строк и столбцов частей).  Адрес блока ячеек задается указанием ссылки первой и последней его   ячеек,   между   которыми   ставится   разделительный   символ   – двоеточие   ( : )   или   две   точки   подряд   (..).   Если   блок   имеет   вид – указание   адреса     (или     их     26 прямоугольника, то его адрес задается адресами левой верхней и правой нижней ячеек, входящих в блок (например, D4:F5). Практическая работа №5 Тема: Работа с графическими возможностями электронной таблицы Цель:  научиться   работать   с   графическими   возможностями электронной таблицы. Порядок выполнения работы: 1.   Запустите   редактор   электронных   таблиц   Microsoft   Excel   и создайте   в   своей   папке   новую   электронную   книгу   под   своей фамилией. Рис. 1. Исходные данные  2. Введите заголовок таблицы «Финансовая сводка за неделю (тыс. р.)», начиная с ячейки А1. 3. Для оформления шапки таблицы выделите ячейки на третьей строке A3:D3 и создайте стиль для оформления. Для этого 27 открывшемся выполните   команду Формат/Стиль и   в   открывшемся окне Стиль наберите имя стиля «Шапка таблиц» и нажмите кнопку Изменить. В на вкладке Выравнивание задайте Переносить   по   словам и выберите   горизонтальное   и   вертикальное   выравнивание — по   центру,   на   вкладке Число укажите   формат — Текстовый,   на   вкладке Шрифт установите Arial Cyr,   размер 12, на вкладке Границы – внешние. После нажмите кнопку Добавить. начертание полужирный, этого     окне         4. На третьей строке введите названия колонок таблицы — «Дни недели»,   «Доход»,   «Расход»,   «Финансовый   результат»,   далее заполните таблицу исходными данными согласно рис. 1. 5.   Произведите   расчеты   в   графе   «Финансовый   результат»   по следующей формуле: Финансовый результат = Доход – Расход. Для этого в ячейке D4 наберите формулу =В4­С4. 6. Для ячеек с результатом расчетов задайте формат «Денежный» с выделением   отрицательных   чисел   красным   цветом (Формат/Ячейки/вкладка Число/формат — Денежный/ отрицател ьные числа — красные. Число десятичных знаков задайте равное 2). 7. Рассчитайте средние значения Дохода и Расхода, пользуясь  мастером функций (кнопка fx). Функция «Среднее значение»  (СРЗНАЧ) находится в разделе «Статистические». Для расчета  среднего значения дохода установите курсор в ячейке В11,  запустите мастер функций  (Вставка/Функция/категория — Статистические/СРЗНАЧ). В  качестве первого числа выделите группу ячеек с данными для  расчета среднего значения — В4:В10. Аналогично рассчитайте  «Среднее значение» расхода. 28 8. В ячейке D13 выполните расчет общего финансового результата  (сумма по столбцу «Финансовый результат»). Для его выполнения  удобно пользоваться кнопкой Автосуммирования ( инструментов или функцией СУММ. В качестве первого числа  выделите группу ячеек с данными для расчета суммы — D4:D10. ) на панели  Σ 9.   Проведите   форматирование   заголовка   таблицы.   Для   этого выделите   интервал   ячеек   от   А1   до   D1,   объедините   их   кнопкой панели   инструментов Объединить   и   поместить   в   центре или командой меню (Формат/Ячейки/вкладка Выравнивание/отображение — Объеди нение ячеек). Задайте начертание шрифта — полужирное; цвет — по вашему усмотрению. Конечный вид таблицы приведен на рис. 2.   Рис. 2. Таблица расчета финансового результата 10.   Постройте   диаграмму   (линейчатого   типа)   изменения финансовых результатов по дням недели с использованием мастера диаграмм.   Для   этого   выделите   интервал   ячеек   с   данными 29 и     результата финансового выберите команду Вставка/Диаграмма. На первом шаге работы с мастером диаграмм выберите тип диаграммы — линейчатая; на втором шаге на вкладке Ряд в окошке Подписи оси Х укажите интервал ячеек с днями   недели   —   А4:А10.   Далее   введите   название   диаграммы   и подписи   осей.   Дальнейшие   шаги   построения   диаграммы осуществляются   автоматически   по   подсказкам   мастера. Дальнейшее   форматирование   выполните   самостоятельно   в соответствии с видом диаграммы на рис. 3. Рис. 3. Конечный вид диаграммы Практическая работа №6 Тема: Решение производственных ситуаций средствами электронных таблиц Цель: научиться решать производственные ситуации средствами  электронных таблиц. Порядок выполнения работы: 30 Данные указанные ниже на рисунке следует графически отобразить двумя графиками с разными шкалами:    показатели роста – надо отобразить гистограммой; показатели веса – следует отобразить линейным графиком с маркерами; показатели возраста будут отображаться только как подписи для данных, а не как значения графика. Обратите внимание на форматы ячеек:  в столбце A каждая ячейка содержит число и текст (так как эти значения будут подписями данных); в столбцах B и C находятся числовые значения оформлены нестандартным форматом.  Наш график будет построен по принципу «два в одном». Только сначала сделаем гистограмму и на нее наложим линейный график: 1. Выделите   диапазон   A1:C6   и   выберите   инструмент: «Вставка»­«Диаграммы»­«Гистограмма»­«Гистограмма   с группировкой». 31 2. Правой   кнопкой   мышки   щелкните   по   любому   столбику гистограммы, но только второго ряда и выберите опцию в контекстном меню «Изменить тип диаграммы для ряда». 3. В появившемся окне «Изменение типа диаграммы» укажите на новый тип: «График»­«График с маркерами». 4. Добавляем   дополнительную   вертикальную   ось   на   график. Щелкните   правой   кнопкой   мышки   по   ново­созданному линейному графику и в контекстном меню выберите опцию: «Формат   ряда   данных».   В   появившемся   окне   поставьте пункт   напротив   опции:   «Параметры   ряда»­«Построить ряд»­«По   вспомогательной   оси»   И   нажмите   кнопку «Закрыть». 32 В результате у нас получился очень информативный график! В   столбце   A   мы   отображаем   числа   в   текстовом   формате ячеек, чтобы Excel распознал их как подписи данных на графике. Если   же   этого   не   сделать,   то   при   создании   графического представления буде добавлен еще один ряд данных на график. И нам бы пришлось его удалить. Или же перед созданием нужно было­ бы   выделять   диапазон,   который   охватывает   только   значения представляемых  данных  B1:C2.   А потом  изменять  и  настраивать выбор с диаграммами»­«Конструктор»­«Выбрать   данные».   А   так   все настроилось автоматически. источника данных:     «Работа     В   Excel   большинство   задач   можно   решить   несколькими путями. Мы знакомим Вас с самыми короткими из них. ЗАДАНИЕ   НА   ПОСТРОЕНИЕ   ГРАФИКОВ   С НАКОПЛЕНИЕМ Допустим, мы пытаемся накопить 2000$ на любые цели за любой срок.   Каждый   день   недели   записываем,   сколько   нам   удалось отложить.   Создадим   график   «термометр»,   который   будет отображать, сколько у нас накоплено денег и процент реализации цели. 33

Методичка по Информационным технологиям

Методичка по Информационным технологиям

Методичка по Информационным технологиям

Методичка по Информационным технологиям

Методичка по Информационным технологиям

Методичка по Информационным технологиям

Методичка по Информационным технологиям

Методичка по Информационным технологиям

Методичка по Информационным технологиям

Методичка по Информационным технологиям

Методичка по Информационным технологиям

Методичка по Информационным технологиям

Методичка по Информационным технологиям

Методичка по Информационным технологиям

Методичка по Информационным технологиям

Методичка по Информационным технологиям

Методичка по Информационным технологиям

Методичка по Информационным технологиям

Методичка по Информационным технологиям

Методичка по Информационным технологиям

Методичка по Информационным технологиям

Методичка по Информационным технологиям

Методичка по Информационным технологиям

Методичка по Информационным технологиям

Методичка по Информационным технологиям

Методичка по Информационным технологиям

Методичка по Информационным технологиям

Методичка по Информационным технологиям

Методичка по Информационным технологиям

Методичка по Информационным технологиям

Методичка по Информационным технологиям

Методичка по Информационным технологиям

Методичка по Информационным технологиям

Методичка по Информационным технологиям

Методичка по Информационным технологиям

Методичка по Информационным технологиям

Методичка по Информационным технологиям

Методичка по Информационным технологиям

Методичка по Информационным технологиям

Методичка по Информационным технологиям

Методичка по Информационным технологиям

Методичка по Информационным технологиям

Методичка по Информационным технологиям

Методичка по Информационным технологиям

Методичка по Информационным технологиям

Методичка по Информационным технологиям

Методичка по Информационным технологиям

Методичка по Информационным технологиям

Методичка по Информационным технологиям

Методичка по Информационным технологиям

Методичка по Информационным технологиям

Методичка по Информационным технологиям

Методичка по Информационным технологиям

Методичка по Информационным технологиям

Методичка по Информационным технологиям

Методичка по Информационным технологиям

Методичка по Информационным технологиям

Методичка по Информационным технологиям

Методичка по Информационным технологиям

Методичка по Информационным технологиям

Методичка по Информационным технологиям

Методичка по Информационным технологиям

Методичка по Информационным технологиям

Методичка по Информационным технологиям

Методичка по Информационным технологиям

Методичка по Информационным технологиям

Методичка по Информационным технологиям

Методичка по Информационным технологиям

Методичка по Информационным технологиям

Методичка по Информационным технологиям

Методичка по Информационным технологиям

Методичка по Информационным технологиям

Методичка по Информационным технологиям

Методичка по Информационным технологиям

Методичка по Информационным технологиям

Методичка по Информационным технологиям

Методичка по Информационным технологиям

Методичка по Информационным технологиям

Методичка по Информационным технологиям

Методичка по Информационным технологиям

Методичка по Информационным технологиям

Методичка по Информационным технологиям

Методичка по Информационным технологиям

Методичка по Информационным технологиям

Методичка по Информационным технологиям

Методичка по Информационным технологиям

Методичка по Информационным технологиям

Методичка по Информационным технологиям

Методичка по Информационным технологиям

Методичка по Информационным технологиям

Методичка по Информационным технологиям

Методичка по Информационным технологиям

Методичка по Информационным технологиям

Методичка по Информационным технологиям

Методичка по Информационным технологиям

Методичка по Информационным технологиям

Методичка по Информационным технологиям

Методичка по Информационным технологиям

Методичка по Информационным технологиям

Методичка по Информационным технологиям

Методичка по Информационным технологиям

Методичка по Информационным технологиям

Методичка по Информационным технологиям

Методичка по Информационным технологиям

Методичка по Информационным технологиям

Методичка по Информационным технологиям

Методичка по Информационным технологиям

Методичка по Информационным технологиям

Методичка по Информационным технологиям

Методичка по Информационным технологиям

Методичка по Информационным технологиям

Методичка по Информационным технологиям

Методичка по Информационным технологиям

Методичка по Информационным технологиям

Методичка по Информационным технологиям

Методичка по Информационным технологиям

Методичка по Информационным технологиям

Методичка по Информационным технологиям

Методичка по Информационным технологиям

Методичка по Информационным технологиям

Методичка по Информационным технологиям

Методичка по Информационным технологиям

Методичка по Информационным технологиям

Методичка по Информационным технологиям

Методичка по Информационным технологиям

Методичка по Информационным технологиям

Методичка по Информационным технологиям

Методичка по Информационным технологиям

Методичка по Информационным технологиям

Методичка по Информационным технологиям

Методичка по Информационным технологиям

Методичка по Информационным технологиям

Методичка по Информационным технологиям

Методичка по Информационным технологиям

Методичка по Информационным технологиям

Методичка по Информационным технологиям
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.04.2018