Методичка "Применение интерактивных тренажеров на логопедических занятиях"
Оценка 4.6
Работа в классе
docx
русский язык +2
Взрослым
29.11.2018
Методичка "Применение интерактивных тренажеров на логопедических занятиях" подготовлена учителем логопедом специальной школы-интерната для помощи учителям-логопедам в организации логопедических занятий.Применение интерактивных тренажёров на логопедических занятиях позволяет эффективно формировать устойчивый познавательный интерес ученика к предмету, мыслительную деятельность, самостоятельность в поисках способов решения поставленных задач.
методичка Левина Л.А..docx
Применение интерактивных тренажеров
на логопедических занятиях
Учительлогопед
Левина Лариса Андреевна
С каждым годом количество детей с задержкой психического
развития, поступающих в школуинтернат увеличивается. Дети с
ЗПР имеют следующие особенности: недостаточный запас знаний и
представлений об окружающем, пониженная познавательная
активность, замедленный темп формирования высших психических
функций, слабая регуляция произвольной деятельности, нарушения
различных сторон речи. Чтобы заинтересовать учащихся с ЗПР,
сделать их обучение осознанным, нужны нестандартные подходы,
индивидуальные коррекционные программы, новые методы и
технологии.
Логопедические занятия помогают учащимся
преодолеть имеющиеся трудности, которые мешает детям –
логопатам успешно овладеть навыками чтения и письма. Большим
моим помощником и партнёром детей стал компьютер. Как
показывает практика, из всех существующих технических средств
обучения компьютер наиболее полно удовлетворяет дидактическим
требованиям, так как обладает целым рядом дополнительных
возможностей, позволяющих управлять процессом обучения,
максимально адаптировать его к индивидуальным особенностям
обучаемого.
Компьютеризация обучения дает возможность
создавать методические основы альтернативных форм учебного
процесса, реализовывать дифференциацию и индивидуализацию
обучения, интенсификацию самостоятельной работы учащихся с
ЗПР, повышение познавательной активности и мотивации.
На логопедических занятиях использую интерактивные
тренажеры: «Учение с увлечением», « Интерактивные речевые
игры» и т.д., которые создают оптимальные условия для внедрения
информационных технологий в коррекционный процесс.
Интерактивные игры с буквами и словами на логопедических
занятиях способствуют становлению у младших школьников лингвистического мышления, то есть способности осознавать речь,
предложение, слово, звук как предмет наблюдения и изучения,
выполнять с различными средствами языка операции анализа,
синтеза, сравнения, классификации, обобщения, создают условия
для совершенствования у детей природной языковой интуиции,
склонности к догадке.
Дидактическая игра способствует
закреплению основ, необходимых знаний и умений – читательских,
речевых, фонетикографических, орфографических и др.
В 1 классе игра, наряду с обучением, занимает важное место в
развитии ребёнка. В тот момент, когда младший школьник
включается в дидактическую игру, у него значительно повышается
интерес к учебной деятельности, изучаемый материал становится
более доступным, повышается работоспособность. С помощью
увлекательных игр ребёнок
познает буквы, учится читать,
запоминает правильное написание слов, осваивает основы фонетики.
Одной из задач федерального государственного образовательного
стандарта начального образования является задача формирования
метапредметных компетенций обучающихся, а именно – развитие
навыков самоконтроля как одного из важнейших компонентов
учебной деятельности. Наряду со множеством современных средств
обучения эту задачу умело и эффективно помогают решать
интерактивные тренажёры. Использование тренажёров позволяет
выполнять ряд важных учебных функций в коррекционном
процессе:
• отслеживать правильность выполнения учебных задач;
• экономить и рационально использовать время на занятии;
• выступать одним из средств развития самоконтроля и
самообразования учащихся;
• обеспечивать формирование навыков работы с информацией;
• перейти от объяснительноиллюстративного способа обучения к
деятельностному;
• повысить положительную мотивацию обучения;
• способствовать повышению уровня знаний.
Цели применения тренажёров в коррекционном процессе: формирование познавательного интереса к логопедическим
обеспечение интенсификации учебной деятельности учащихся с
ЗПР;
расширение возможностей индивидуализации обучения и общения;
обеспечение реализации программы коррекционной работы,
направленной на развитие жизненной компетенции обучающихся с
ЗПР;
занятиям через многообразие приемов дидактических игр;
введение элемента психологической разгрузки;
развитие функционально грамотной личности;
Применение интерактивных тренажёров на логопедических занятиях
позволяет эффективно формировать устойчивый познавательный
интерес ученика к предмету, мыслительную деятельность,
самостоятельность в поисках способов решения поставленных задач.
Использование интерактивных тренажёров дает возможность
осуществлять интенсификацию коррекционного процесса и
организовывать различные виды деятельности учащихся с ЗПР:
1) информационноучебную;
2) учебноигровую;
3) самостоятельную.
В содержании тренажёров заложена основа для овладения
первоклассниками определённым объёмом знаний и умений в
соответствии с содержательными линиями лингвистического
образования: лексика, фонетика, морфология, орфография, развитие
речи. При этом каждый тренажёр, в соответствии со спецификой
своего содержания, вносит вклад в формирование у учащихся 1
класса как предметных умений, так и универсальных учебных
действий.
Одной из приоритетных задач образовательного процесса является
задача повышения качества знаний учащихся, а это немыслимо без
хорошо отработанных навыков. В данном случае использование
тренажёра в учебном процессе очень кстати, так как тренажёр – это
тренировочные однотипные упражнения, подобранные по одной теме
и направленные на отработку навыков, доведённых до автоматизма. Работу с тренажёрами включаю на различных этапах занятия: при
первичном закреплении,
при обобщении и систематизации
полученных знаний (контроле). Нельзя не отметить одно из главных
достоинств интерактивных тренажёров – это способность развития у
учащихся регулятивных навыков контроля и самоконтроля.
Проверка выполненного задания осуществляется легко и быстро, что
позволяет мне одновременно оценить уровень знаний учащегося по
конкретной теме и в случае необходимости выявить «западающие»
компетенции проверяемого и спланировать дальнейшую работу по
устранению данных пробелов в знаниях учащегося.
возможности
Применение интерактивных тренажёров представляет
неограниченные
для индивидуализации и
дифференциации обучения. Для оказания индивидуальной помощи
учащимся, а также в случае необходимости могу выполнять
контролирующую функцию,
управляя тренажёром на
демонстрационной доске.
Возможны различные формы работы с тренажёром:
индивидуальная и групповая. В случае групповой работы учитываю
индивидуальные психологические качества ребёнка, а также его
особенности работы с информацией. Самое главное, чтобы ученик,
работающий за компьютером, находился в комфортном состоянии и
все усилия направлял на решение поставленной задачи.
Индивидуальный подход при работе с тренажёрами обеспечиваю за
счёт разноуровневых заданий, а также за счёт учёта индивидуальных
способностей ученика. Так, например, ребенку с приоритетной
визуальной системой восприятия полезнее выполнять задания на
компьютере в то время, когда я провожу слуховой диктант.
Ученику, для которого аудиальная система восприятия является
ведущей, предлагаю поработать за компьютером в наушниках, пока
остальные выполняют задания по карточкам. Особенно важную роль
тренажёры играют при обучении детей с заниженной самооценкой.
Развивая их возможности, я создаю с помощью современных
технологий обучения ситуацию успеха для таких школьников и тем
самым повышаю их мотивацию учения. В основе каждого
Предлагаемые интерактивные тренажёры соответствуют одному
из главных дидактических принципов первоначального обучения –
принципу наглядности.
тренажёра
прослеживается сюжетная линия либо заложена игровая ситуация.
Игровые действия ребёнка,
сопровождающиеся высоким
эмоциональным подъёмом, устойчивым познавательным интересом,
являются наиболее мощным стимулятором его активности в
познании.
Такой подход создаёт условия для развития познавательных
интересов, стимулирует стремление ребёнка к размышлению и
поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в
возможностях своего интеллекта. Во время таких занятий у
учеников происходит становление и развитие форм самосознания и
самоконтроля, исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается
тревожность и необоснованное беспокойство, тем самым создаются
необходимые личностные и интеллектуальные предпосылки для
успешного протекания процесса обучения на последующих этапах.
Следует отметить, что работа с тренажёрами возможна с
использованием интерактивной доски при фронтальной работе с
группой, где логопаты могут по очереди выполнять задания,
используя «стилус» как «мышку», либо тренажером у доски
управляю я после предварительного обсуждения с группой
правильного ответа. При возникновении ошибок обязательно
обсуждаем и находим правильный путь решения учебной задачи.
Использование тренажёров на логопедических занятиях повышает
и сохраняет интерес учащихся к учению, не перегружает
образовательный процесс однообразным коррекционным
материалом, предоставляет возможность ученикам активно
выполнять задания и упражнения для самоорганизации и
самообразования, помогает им научиться постигать учебу весело и с
увлечением.
Методичка "Применение интерактивных тренажеров на логопедических занятиях"
Методичка "Применение интерактивных тренажеров на логопедических занятиях"
Методичка "Применение интерактивных тренажеров на логопедических занятиях"
Методичка "Применение интерактивных тренажеров на логопедических занятиях"
Методичка "Применение интерактивных тренажеров на логопедических занятиях"
Методичка "Применение интерактивных тренажеров на логопедических занятиях"
Методичка "Применение интерактивных тренажеров на логопедических занятиях"
Методичка "Применение интерактивных тренажеров на логопедических занятиях"
Методичка "Применение интерактивных тренажеров на логопедических занятиях"
Методичка "Применение интерактивных тренажеров на логопедических занятиях"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.