МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ СКЛОННОСТИ К ОТКЛОНЯЮЩЕМУСЯ ПОВЕДЕНИЮ

  • doc
  • 26.01.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала СКЛОННОСТИ К ОТКЛОНЯЮЩЕМУСЯ ПОВЕДЕНИЮ.doc

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ СКЛОННОСТИ К ОТКЛОНЯЮЩЕМУСЯ ПОВЕДЕНИЮ

       Назначение методики: Выявление склонности старших подростков и юношей к различным формам девиантного поведения:

Применение методики: Индивидуально с лицами старшего подросткового и раннего юношеского возраста.

Проведение исследования:

Предлагается 98 вопросов, на которые подростки дают ответы «да» или «нет».

Инструкция:

Внимательно прочитайте каждый вопрос. Оцените, как он характеризует именно вас, ответив на него «да» или «нет».

Текст опросника

1.      Я предпочитаю одежду неярких, приглушенных тонов.

2.      Бывает, что я откладываю на завтра, что должен сделать сегодня.

3.      Я охотно записался бы добровольцем для участия в каких – нибудь боевых действиях.

4.      Бывает, что я иногда ссорюсь с родителями.

5.      Тот, кто в детстве не дрался, вырастает «маменькиным сынком» и ничего не может добиться в жизни.

6.      Я бы взялся за опасную для жизни работу, если бы за нее хорошо платили.

7.      Иногда я ощущаю такое сильное беспокойство, что просто не могу усидеть на месте.

8.      Иногда бывает, что я немного хвастаюсь.

9.      Если бы мне пришлось военным, то я хотел бы быть летчиком – истребителем.

10.   Я ценю в людях осторожность и осмотрительность.

11.   Только слабые и трусливые люди выполняют все правила и законы.

12.   Я предпочел бы работу, связанную с переменами и путешествиями, даже если она и опасна для жизни.

13.   Я всегда говорю только правду.

14.   Если человек в меру и без вредных последствий употребляет возбуждающие и влияющие на психику вещества – это вполне нормально.

15.   Даже если злюсь, я стараюсь не прибегать к ругательствам.

16.   Я думаю, что мне бы понравилось охотиться на львов.

17.   Если бы меня обидели, то я обязательно должен отомстить.

18.   Человек должен иметь право выпивать сколько он хочет и где он хочет.

19.   Если мой приятель опаздывает к назначенному времени, то я обычно сохраняю спокойствие.

20.   Мне обычно затрудняет работу требование сделать ее к определенному сроку.

21.   Иногда я перехожу улицу там, где удобнее, а не там, где положено.

22.   Некоторые правила и запреты можно отбросить, если испытываешь очень сильное сексуальное (половое) влечение.

23.   Иногда я не слушаюсь родителей.

24.   Если при покупке автомобиля мне придется выбирать между скоростью и безопасностью, то я выберу безопасность.

25.   Я думаю, что мне бы понравилось заниматься боксом.

26.   Если бы я мог свободно выбирать профессию, то стал бы дегустатором вин.

27.   Я часто испытываю потребность в острых ощущениях.

28.   Иногда мне так хочется сделать себе больно.

29.   Мое отношение к жизни описывает пословица «Семь раз отмерь, один раз отрежь».

30.   Я всегда покупаю билеты в общественном транспорте.

31.   Среди моих знакомых есть люди, которые пробовали одурманивающие, токсические вещества.

32.   Я всегда выполняю обещания, даже если мне это невыгодно.

33.   Бывает, что мне так и хочется выругаться.

34.  Правы люди, которые в жизни следуют пословице: «Если нельзя, но очень хочется, то можно».

35.  Бывало, что я случайно попадал в драку после употребления спиртных напитков.

36.  Мне редко удается заставить себя продолжать работу после ряда неудач.

37.  Если бы в ваше время проводились бои гладиаторов, то я бы обязательно в них поучаствовал.

38.  Бывает, что я говорю неправду.

39.  Терпеть боль назло иногда бывает даже приятно.

40.  Я лучше соглашусь с человеком, чем стану спорить.

41.  Если бы я родился в давние времена, то стал бы благородным разбойником.

42.  Если нет другого выхода, то спор можно разрешить и дракой.

43.  Бывали случаи, когда мои родители, другие взрослые высказывали беспокойство по поводу того, что я немного выпил.

44.  Одежда должна с первого взгляда выделять человека среди других в толпе.

45.  Если в кинофильме не6т никакой приличной драки – это плохое кино.

46.  Когда люди стремятся к новым, необычным ощущениям и переживаниям – это нормально.

47.  Иногда я скучаю на уроках.

48.  Если меня кто – то случайно задел в толпе, то я обязательно потребую от него извинений.

49.  Если человек раздражает меня, то я готов высказывать ему все, что о нем думаю.

50.  Во время путешествий и поездок я люблю отклоняться от привычных маршрутов.

51.  Мне бы понравилась профессия дрессировщика хищных зверей.

52.  Если ты уж сел за руль, то стоит ехать только очень быстро.

53.  Когда я читаю детектив, то мне часто хочется, чтобы преступник ушел от преследования.

54.  Иногда я просто не могу удержаться от смеха, когда слышу неприличную шутку.

55.  Я стараюсь не употреблять разговоре выражений, которые могут смутить окружающих.

56.  Я часто огорчаюсь из – за мелочи.

57.  Когда мне возражают, я часто взрываюсь и отвечаю резко.

58.  Мне больше нравиться читать о приключениях, чем о любовных историях.

59.  Чтобы получить удовольствие, стоит нарушить некоторые правила и запреты.

60.  Мне нравится бывать в компаниях, где в меру выпивают и веселятся.

61.  Меня раздражает, когда девушки курят.

62.  Мне нравится состояние, которое наступает, когда в меру и в хорошей компании выпьешь.

63.  Бывало, что у меня возникало желание, хотя я понимал, что сейчас не время и не место.

64.  Сигарета в трудную минуту меня успокаивает.

65.  Мне легко заставить других людей бояться меня, и иногда ради забавы я это делаю.

66.  Я смог бы своей рукой казнить преступника, справедливо приговоренного высшей мере наказания.

67.  Удовольствие – это главное, к чему стремишься в жизни.

68.  Я хотел бы поучаствовать в автомобильных гонках.

69.  Когда у меня плохое настроение, то ко мне лучше не подходить.

70.  Иногда у меня бывает так5ое настроение, что я готов первым начать драку.

71.  Я могу вспомнить случаи, когда был таким злым, что хватал первую попавшеюся под руку вещь и ломал ее.

72.  Я всегда требую, чтобы уважали мои права.

73.  Мне понравилось бы прыгать с парашютом.

74.  Вредное воздействие на человека алкоголя и табака сильно преувеличивают.

75.  Я редко даю сдачи, даже если кто – то ударит меня.

76.  Я не получаю удовольствия от ощущения риска.

77.  Когда человек в пылу спора прибегает к «сильным» выражениям – это нормально.

78.  Я часто не могу сдерживать свои чувства.

79.  Бывало, что я опаздывал на уроки.

80.  Мне нравится компании, где все подшучивают друг над другом.

81.  Секс должен занимать в жизни молодежи одно из главных мест.

82.  Часто я не могу удержаться от спора, если кто – то не согласен со мной.

83.  Иногда я не выполнял школьные домашние задание.

84.  Я часто совершаю поступки под влиянием минутного настроения.

85.  Мне кажется, что я не способен ударить человека.

86.  Люди справедливо возмущаются, когда узнают, что преступник остался безнаказанным.

87.  Бывает, что мне приходится скрывать от взрослых некоторые свои проступки.

88.  Наивные простаки сами заслуживают того, чтобы их обманывали.

89.  Иногда я бываю так раздражителен, что стучу по столу кулаком.

90.  Только неожиданные обстоятельства и чувство опасности позволяют мне по – настоящему проявить себя.

91.  Я бы попробовал какое – нибудь одурманивающие средство, если бы твердо знал, что это не повредит моему здоровью и не повлечет наказания.

92.  Когда я стою на мосту, то меня иногда так и тянет прыгнуть вниз.

93.  Всякая грязь меня пугает или вызывает сильное отвращение.

94.  Когда я злюсь, то мне хочется кого – нибудь ударить.

95.  Я считаю, что люди должны отказываться от всякого употребления спиртных напитков.

96.  Я мог бы на спор влезть на высокую фабричную трубу.

97.  Временами я не могу справиться с желанием причинить боль другим людям.

98.  Я мог бы после небольших предварительных объяснений управлять вертолетом.

Каждому ответу в соответствии с ключом присваивается один балл. Затем по каждой шкале подсчитывается суммарный балл, который и сравнивается с тестовыми нормами, приведенными ниже. При отклонении индивидуальных результатов испытуемого от среднего суммарного балла по шкале больше, чем на 1, измеряемую психологическую характеристику можно считать выраженной. Если индивидуальный суммарный балл испытуемого меньше среднего по тестовым нормам из 1, то измеряемое свойство можно оценивать как маловыраженное.

       Ключи:

1.      Шкала установки на социально – желательные ответы – 15 пунктов: 2(нет), 4(нет), 6(нет), 13(да), 21(нет), 30(да), 32(нет), 33(нет), 38(нет), 47(нет), 54(нет), 79(нет), 83(нет), 87(нет).

2.      Шкала склонности к преодолению норм и правил – 17 пунктов: 1(нет), 10(нет), 11(да), 22(да), 34(да), 41(да), 44(да), 50(да), 53(да), 55(нет), 59(да), 61(нет), 80(да), 86(нет), 88(да), 91(да), 93(нет).

3.      Шкала склонности к аддиктивному поведению – 20 пунктов: 14(да), 18(да), 22(да), 26(да), 27(да), 31(да), 34(да), 35(да), 43(да), 46(да), 59(да), 60(да), 62(да), 63(да), 64(да), 67(да), 74(да), 81(да), 91(да), 95(нет).

4.      Шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению – 21 пункт: 3(да), 6(да), 9(да), 12(да), 16(да), 24(нет), 27(да), 28(да). 37(да), 39(да), 51(да), 52(да), 58(да), 68(да), 73(да), 76(да), 90(да), 91(да), 92(да), 96(да), 98(да).

5.      Шкала склонности к агрессии и насилию – 25 пунктов:3(да), 5(да), 15(нет), 16(да), 17(да), 25(да), 37(да), 40(нет), 42(да), 45(да), 48(да), 49(да), 51(да), 65(да), 66(да), 70(да), 71(да), 72(да), 75(да), 77(да). 82(да), 85(да), 89(да), 94(да), 97(да).

6.      Шкала волевого контроля эмоциональных реакций – 15 пунктов: 7(да), 19(да), 20(да), 29(нет), 36(да), 49(да), 56(да), 57(да), 69(да), 70(да). 71(да), 84(да), 89(да), 94(да).

7.      Шкала склонности к делинквентному поведению – 20 пунктов: 18(да), 26(да), 31(да), 34(да), 35(да), 42(да), 43(да), 44(да), 48(да), 52(да), 55(нет), 61(нет), 62(да), 63(да), 64(да), 67(да), 74(да), 86(нет), 91(да), 94(да).

 

1.      Методика определения уровня самооценки

Инструкция. Ниже предлагается ряд вопросов об особенностях вашей самооценки, отвечая на которые, вам необходимо поставить баллы в зависимости от выбранного вами варианта ответа:

«очень часто» - 4 балла;

«часто» - 3 балла;

«иногда» - 2 балла;

«редко» - 1 балл;

«никогда» - 0 баллов.

 

1.      Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.

2.      Постоянно чувствую свою ответственность за работу.

3.      Я беспокоюсь о своем будущем.

4.      Многие меня ненавидят.

5.      Я обладаю меньшей инициативой, нежели другие.

6.      Я беспокоюсь за свое психологическое состояние.

7.       Я боюсь выглядеть глупцом.

8.       Внешний вид других куда лучше, чем мой.

9.      Я боюсь выступать с речью перед незнакомыми людьми.

10.  Я часто допускаю ошибки.

11.  Как жаль, что я не умею говорить, как следует с людьми.

12.   Как жаль, что мне не хватает уверенности в себе.

13.   Мне бы хотелось, чтобы мои действия ободряли другие чаще.

14.  Я слишком скромен.

15.   Моя жизнь бесполезна.

16.  Многие неправильного мнения обо мне.

17.   Мне не с кем поделиться своими мыслями.

18.  Люди ждут от меня очень многого.

19.   Люди не особенно интересуются моими достижениями.

20.  Я слегка смущаюсь.

21.  Я чувствую, что многие люди не понимают меня.

22.  Я не чувствую себя в безопасности.

23.  Я не часто понапрасну волнуюсь.

24.  Я чувствую себя неловко, когда вхожу в комнату, где уже сидят люди.

25.  Я чувствую себя скованным.

26.  Я чувствую, что люди говорят обо мне за моей спиной.

27.  Я уверен, что по характеру почти все люди легче, чем я.

28.  Мне кажется, что со мной должна случится какая – нибудь неприятность.

29.  Меня волнует мысль о том, как люди относятся ко мне.

30.  Как жаль, что я не так общителен.

31.  В спорах я высказываюсь только тогда, когда уверен в своей правоте.

32.  Я думаю о том, чего ждут от меня люди.

Для того чтобы определить уровень самооценки, необходимо сложить баллы по всем 32 суждениям.

Сумма баллов от 0 до 25 говорит о высоком уровне самооценки, при котором человек, как правило, не отягощен «комплексами неполноценности», правильно реагирует на замечания и оценки других, редко сомневается в своих действиях.

Сумма баллов от 26 до 45 свидетельствует о среднем уровне самооценки. Если вы набрали такое количество баллов, то, вероятно, время от времени ощущаете необъяснимую неловкость во взаимоотношениях с другими людьми, нередко недооценивая себя и свои способности без достаточных на то оснований.

Сумма баллов от 46 до 128 указывает на низкий уровень самооценки, при котором человек нередко болезненно переносит критические замечания в свой адрес, чаще старается «подстроиться» под мнение других людей, в большей степени страдает от «комплекса неполноценности».

Примерная циклограмма работы социального педагога

1-      Получение информации о ребенке.

2-      Знакомство с ребенком.

3-      Информация из ОДН РУВД.

4-      Ознакомление с семьей.

5-      Посещение на дому.

6-      Выработка совместных действий с инспектором ОДН РУВД.

7-      Постановка социо – педагогического диагноза.

8-      Ходатайство о постановке на учет в ОДН РУВД.

9-      Обмен информацией с инспектором ОДН РУВД.

10-  Работа с родителями.

11-  Направление учащегося в кружок по интересам.

12-  Составление совместного плана работ.

13-   Направление к педагогу – психологу.

14-  Обсуждение проблем режима учебы ребенка с врачом.

15-  Обсуждение проблем ребенка с педагогическим коллективом.

16-  Беседа с родителями.

17-  Рассмотрение вопроса о помощи других организаций.

18-   Контроль посещения кружка по интересам.

19-  Получение информации инспектора ОДН РУВД.

20-   Беседа с родителями.

21-  Направление информации о семье в Отдел опеки и попечительства Муниципальных Советов.

22-  Психолого – педагогический консилиум по итогам проведенной работы.

23-  Постановка целей и задач на будущий учебный год.

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru