Методика диагностики уровня эмоционального выгорания

  • doc
  • 05.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 24.doc

Методика диагностики уровня эмоционального выгорания

Во время работы педагог находится далеко не в комфортных условиях. Здесь имеются в виду не только физиологические факторы, связанные с нездоровыми условиями труда: гиподинамия, повышенная нагрузка на слуховой и голосовой аппарат и т. д. Прежде всего, речь идет о психологических и организационных трудностях, связанных с преподаванием, а именно: необходимость постоянно «быть в форме», невозможность эмоциональной разрядки, неравномерность временной занятости, непостоянство возрастного состава учащихся и т. д. Все они могут привести к «эмоциональному выгоранию»

По мнению автора методики (В. В. Бойко), эмоциональное выгорание - это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия.

Эмоциональное выгорание представляет собой стереотип эмоционального, чаще всего профессионального проведения. «Выгорание» отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В го же время могут возникать и дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами. Под термином «партнер» понимается субъект профессиональной деятельности. В педагогической деятельности это учащиеся.

Методика позволяет диагностировать ведущие симптомы «эмоционального выгорания» и определить, к какой фазе развития стресса они относятся: «напряжения», «резистенции», «истощения». Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома «выгорания», можно дать достаточно объемную характеристику личности, оценить адекватность эмоционального реагирования в конфликтной ситуации, наметить индивидуальные меры

Методика состоит из 84 суждений, позволяющих диагностировать три симптома «эмоционального выгорания»: напряжение, резистенция и истощение. Каждая фаза стресса, диагностируется на основе четырех, характерных для нее симптомов.

 

Фаза стресса

СИМПТОМ

НАПРЯЖЕНИЕ

1

Переживание психотравмирующих обстоятельств

2

Неудовлетворенность собой

3

«Загнанность в клетку»

4

Тревога и депрессия

РЕЗИСТЕНЦИЯ

1

Неадекватное эмоциональное реагирование

2

Эмоционально-нравственная дезориентация

3

Расширение сферы экономии эмоций

4

Редукция профессиональных обязанностей

ИСТОЩЕНИЕ

1

Эмоциональный дефицит

2

Эмоциональная отстраненность

3

Личностная отстраненность (деперсонализация)

4

Психосоматические и психовегетативные нарушения

 

Инструкция. Прочтите суждения и, в случае согласия отвечайте «Да», а в случае несогласия - «Heт».

Текст опросника

1.  Организационные недостатки на paботе постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться.

2.                 Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.

3.                 Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место).

4.                Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее).

5.                 Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит or моего настроения - хорошего или плохого.

6.                 От меня как профессионала мало зависит благополучие партнера.

7.                  Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа 2-3) мне хочется побыть наедине, чтобы со мной никто не общался.

8.                 Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие).

9.                 Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует профессиональный долг.

 

10.         Моя работа притупляет эмоции.

11.         Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе.

12.         Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой.

 

13.         Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения.

14.         Работа с людьми приносит мне все меньше удовлетворения.

15.         Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.

16.          Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь.

17.   Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты.

18.   Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером.

19.        Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше.

20.        Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимание партнеру меньше, чем положено.

21.       Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение.

22.        Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров.

23.       Общение с партнерами побудило меня сторониться людей.

 

24.    При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение.

25.       Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций.

26.       Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами.

27.       Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной

28.    У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли я сделать все как надо, не сократят ли и т. д.

 

29.       Если партнер мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания.

30.        В общении не работе я придерживаюсь принципа: «не делай людям добра, не получишь зла».

31.    Я охотно рассказываю домашним о своей работе.

32.       Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты).

33.       Порой я чувствую, что надо проявить к партнеру эмоциональную отзывчивость, но не могу.

34.       Я очень переживаю за свою работу

35.       Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь oт них признательности.

36.        При мысли о работе мне обычно становится не по себе начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль.

37.       У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным руководителем.

38.        Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям.

39.        Последнее время (или как всегда) меня преследуют неудачи на работе.

40.       Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние.

 

41.       Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно.

42.       Я разделяю деловых партнеров (субъектов деятельности) на приятных и неприятных.

43.    Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми.

44.    Я обычно проявляю интерес к личности партнера помимо того) что касается дела.

45.    Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении.

46.    Я иногда ловлю себя на том, что работаю с партнерами автоматически, без души.

47.       На работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого.

48.    После общения с неприятными партнерами у меня бывает ухудшение психического и физического самочувствия.

49.   На работе я испытываю постоянные физические и психические перегрузки.

50.        Успехи в работе вдохновляют меня.

51.        Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется безысходной.

52.        Я потерял покой из-за работы.

53.        На протяжении последнего года были жалобы (была жалоба) в мой адрес со стороны партнеров.

54.        Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое происходящее с партнерами я не принимаю близко к сердцу.

55.    Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции.

56.       Я часто работаю через силу.

57.   Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам, чем теперь.

58.        В работе с людьми руководствуюсь принципом: не трать нервы, береги здоровье.

59.        Иногда иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать.

60.        После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание.

61.        Контингент партеров, с которыми я работаю, очень трудный.

62.        Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю

63.       Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив

64.   64 Я в отчаянии оттого, что на работе у меня серьезные проблемы.

65.   Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мною.

66.   Я осуждаю партеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание.

67.        Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил заниматься домашними делами.

68.        Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился.

69.       Состояния, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют.

70.        Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий меня от чужих страданий, и отрицательных эмоций.

71.       Работа с людьми (партнерами) очень разочаровала меня.

72.       Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства.

73.       Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко.

74.       Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я -достигаю в силу обстоятельств.

75.       Моя карьера сложилась удачно.

76.       Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой.

 

77.        Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел бы видеть и слышать.

78.       Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям (партнерам), забывая о собственных интересах.

79.       Моя усталость на работе обычно мало сказывается (никак не сказывается) в общении с домашними и друзьями.

 

80.        Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил.

81.        Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе.

82.        Ко всему (почти ко всему), что происходит на работе, я утратил интерес, живое чувство.

83.                 Работа с людьми плохо повлияла на меня как профессионала - обозлила, сделала нервным, притупила эмоции.

84.                 Работа с людьми явно подрывает мое здоровье.

Обработка и интерпретация данных

(лист обработки лежит здесь)

1. Определите сумму баллов, раздельно для каждого из 12 симптомов «выгорания». Для этого выпишите название четырех шкал по каждому из симптомов. Обнаружив совпадение ответов с ключом, оцените тем количеством баллов, которое указано рядом с номером вопроса в графе «Б». Каждая шкала включает семь вопросов и максимальное количество баллов равно 30.

2. Подсчитайте сумму показателей симптомов для каждой из 3-х фаз формирования симптома «выгорания». Для этого сложите результаты по четырем шкалам каждой фазы в отдельности.

3. Найдите итоговый показатель синдрома «эмоционального выгорания», подсчитав сумму показателей всех 12 симптомов.

 


Ключ

 НАПРЯЖЕНИЕ

 

Переживание психотравмирующих обстоятельств

Б

Б

Б

Б

Б

Б

Б

1+

2

13+

3

25+

2

37-

3

49+

10

61+

5

73-

5

Неудовлетворенность собой

2–

3

14+

2

26+

2

38-

10

50-

5

62+

5

74+

3

«Загнанность в клетку»

3+

10

15+

5

27+

2

39+

2

51+

5

63+

1

75-

5

Тревога и депрессия

4+

2

16+

3

28+

5

40+

5

52+

10

64+

2

76+

3

РЕЗИСТЕНЦИЯ

 

Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование

Б

Б

Б

Б

Б

Б

Б

5+

5

17-

3

29+

10

41 +

2

53+

2

65+

3

77+

5

Эмоционально-нравственная дезориентация

6+

10

18-

3

30+

3

42+

5

54+

2

66+

2

78-

5

Расширение сферы экономии эмоций

7+

2

19+

10

31-

2

43+

5

55+

3

67+

3

79-

5

Редукция профессиональных обязанностей

8 +

5

20+

5

32+

2

44-

2

56+

3

68+

3

80+

10

ИСТОЩЕНИЕ

 

Эмоциональный дефицит

Б

Б

Б

Б

Б

Б

Б

9+

3

21+

2

33 +

5

45-

5

57 +

3

69-

10

81+

2

Эмоциональная отстраненность

10 +

2

22 +

3

34-

2

46+

3

58 +

5

70+

5

82+

5

Личностная отстраненность (деперсонализация)

11 +

5

23 +

3

35+

3

47+

5

59+

5

72+

2

83 +

10

Психосоматические и психовегетативные нарушения

12+

3

24 +

2

36+

5

48 +

3

60+

2

72+

10

84+

5

 


Предложенная методика дает подробную картину синдрома «эмоциональною выгорания» Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов

9 баллов и меньше - не сложившийся симптом,

10-15 баллов - складывающийся симптом,

16 и более - сложившийся симптом

Симптомы с показателями 20 и более баллов относятся к доминирующим в фазе или всем синдроме «эмоционального выгорания»

В каждой стадии стресса возможна оценка от 0 до 100 баллов. Однако, сопоставление полученных баллов по фазам не правомерно, так как не свидетельствует об их относительной роли или вкладе в синдром. Дело в том, что измеряемые в них явления существенно разные - реакция на внешние и внутренние факторы, приемы психологической защиты, состояние нервной системы

По количественным показателям правомерно судить только о том, несколько каждая фаза сформировалась в большей или меньшей степени

36 и менее баллов фаза не сформировалась,

37-60 баллов - фаза в стадии формирования,

61 и более баллов - сформировавшаяся фаза

При интерпретации результатов можно рассмотреть следующие вопросы

·     какие симптомы доминируют;

·     какими сложившимися и доминирующими симптомами сопровождается «истощение»,

·     объяснимо ли «истощение» (если оно выявлено) факторами профессиональной деятельности, вошедшими в симптоматику «выгорания», или субъективными факторами,

·     в каких направлениях надо влиять на производственную обстановку, чтобы снизить нервное напряжение;

какие признаки и аспекты поведения самой личности подлежат коррекции, чтобы «эмоциональное выгорание» не наносило ущерба ей, профессиональной деятельности и партнерам.


Скачано с www.znanio.ru