Методика «Домик»
Цель: определение уровня развития произвольного (зрительного) внимания.
Стимульный материал: простой карандаш, чистый лист бумаги, образец с изображением домика (см. приложение), протокол для фиксации параметров.
Форма исследования: индивидуальная или групповая.
Процедура исследования: ребенку предлагают срисовать домик, состоящий из набора различных геометрических фигур и графических элементов. Задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, точно копировать его, что предполагает определенный уровень развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсорной координации и тонкой моторики руки.
Инструкция: «Посмотри на этот рисунок. На нем изображен домик. Попробуй рядом нарисовать такой же. Будь внимателен. По окончании работы проверь, все ли нарисовано верно. Неточности в рисунке можно исправить. Приступай к работе».
Обработка и анализ данных: фиксируемыми параметрами выступают ошибки при выполнении задания. Проводится подсчет баллов, начисляемых за ошибки. Ошибками являются:
- отсутствие какой-либо детали рисунка (забор, дым, труба, крыша, окно, основание домика) – 4 балла;
- увеличение отдельных деталей рисунка более чем в 2 раза при относительно правильном сохранении размера всего рисунка (баллы начисляются за каждую деталь) – 3 балла;
- неправильно изображенный элемент (колечки дыма, забор – правая или левая стороны, штриховка на крыше, окно, труба) - 2 балла. Элемент оценивается в целом. Если часть его скопирована верно, то начисляется 1 балл. Количество элементов в детали рисунка не учитывается; т.е. не считается ошибкой увеличение или уменьшение количества деталей (элементов забора, полос на крыше, колец дыма и т.д.).
- неправильное расположение деталей в пространстве (забор не на общей с основанием домика линии, смещение трубы, окна и т.д.) – 1 балл;
- отклонение прямых линий более чем на 30 градусов от заданного направления (перекос вертикальных и горизонтальных линий, заваливание забора) – 1 балл;
- разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены (за каждый разрыв) – 1 балл. Если штриховка крыши не доходит до ее линии, 1 балл ставится за всю штриховку в целом;
- одна линия заходит за другую (за каждое залезание) - 1 балл. Штриховка крыши оценивается в целом;
- безошибочное копирование рисунка – 0 баллов.
За хорошее выполнение рисунка выставляется 0.
Таким образом, чем хуже выполнено задание, тем выше полученная ребенком суммарная оценка.
Нормативы развития произвольного внимания:
Баллы за ошибки |
6-й год жизни |
7-й год жизни |
0-2 |
очень высокий |
высокий |
3-6 |
высокий |
средний |
7-10 |
средний |
низкий |
11 и более |
низки |
низкий |
Стимульный материал к методике «Домик» (Гуткиной Н.И.)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.