Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние

  • doc
  • 28.01.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Мотив-3.doc

Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние

 

Литература:

Лукьянова М.И., Калинина Н.В. Психолого-педагогические показатели деятельности школы: Критерии и диагностика. – М.: ТЦ «Сфера», 2004. – 208 с. (С.114-117).

Анкета

Дата_

Ф.И.

Класс

Дорогой друг!

Внимательно прочитай каждое неоконченное .предложение и предложенные варианты ответов к нему. Выбери для окончания предложения 3 варианта из предлагаемых ответов, самые спра­ведливые и действительные по отношению к тебе. Выбранные ответы подчеркни.

1. Я стараюсь учиться лучше, чтобы...

а)  получить хорошую отметку;

б)  наш класс был лучшим;

в)  принести больше пользы людям;

г)  получать впоследствии много денег;

д)  меня уважали и хвалили товарищи;

е)  меня любила и хвалила учительница;

ж)  меня хвалили родители;

з)  мне покупали красивые вещи;

и) меня не наказывали;

 к) я больше знал и умел.

2. Я не могу учиться лучше, так как...

а)  у меня есть более интересные дела;

б) можно учиться плохо, а зарабатывать впоследствии хорошо;

в) мне мешают дома;

г)  в школе меня часто ругают;

д) мне просто не хочется учиться;

е)  не могу заставить себя делать это;

ж)  мне трудно усвоить учебный материал;

з)  я не успеваю работать вместе со всеми.

3. Если я получаю хорошую отметку, мне больше всего нра­вится то, что...

а) я хорошо знаю учебный материал;

б)  мои товарищи будут мной довольны;

в)  я буду считаться хорошим учеником;

г)  мама будет довольна;

д)  учительница будет рада;

е)  мне купят красивую вещь;

ж)  меня не будут наказывать;

з)  я не буду тянуть класс назад.

4. Если я получаю плохую отметку, мне больше всего не нравится то, что...

а)  я плохо знаю учебный материал;

б) это получилось;

в) я буду считаться плохим учеником;

г)  товарищи будут смеяться надо мной;

д) мама будет расстроена;

е)  учительница будет недовольна;

ж) я весь класс тяну назад;

з)  меня накажут дома;

и) мне не купят красивую вещь.

 

Спасибо за ответы!

 

 

 

Обработка результатов

Учащимся предлагается выбрать 3 варианта ответов, чтобы ис­ключить случайность выборов и получить объективные результаты.

Каждый вариант ответов имеет определенное количество бал­лов в зависимости от того, какой мотив он отражает (табл. 7).

Внешний мотив — 0 баллов.

Игровой мотив — 1 балл.

Получение отметки — 2 балла.

Позиционный мотив — 3 балла.

Социальный мотив 4 балла.

Учебный мотив — 5 баллов.

Таблица 7

 

 

Варианты ответов

Количество баллов по номерам предложений

1

2

3

4

а)

2

3

5

5

б)

3

3

3

2

в)

4

0

3

3

г)

4

4

3

3

д)

3

1

3

3

е)

3

3

0

3

ж)

3

5

0

4

з)

0

3

4

0

и)

0

0

к)

5

Баллы суммируются и по оценочной табл. 8 выявляется ито­говый уровень мотивации учения.

Таблица 8

 

Уровни мотивации

Сумма баллов итогового мотивации

уровня

I

41—48

II

33—40

III

25—32

IV

15—24

V

5— 14

Выделяются итоговые уровни мотивации школьников на мо­мент перехода учащихся из начальных классов в средние.

I очень высокий уровень мотивации учения;

II высокий уровень мотивации учения;

III  нормальный (средний) уровень мотивации учения;

IV    сниженный уровень мотивации учения;

V низкий уровень мотивации учения.

Качественный анализ результатов диагностики направлен на определение преобладающих для данного возраста мотивов (табл. 9). По всей выборке обследуемых учащихся подсчитывается коли­чество выборов ими каждого мотива, а затем определяется про­центное соотношение между ними

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 9

Выявление ведущих мотивов у учащихся 5-х классов

 

 

Варианты ответов

Выбранные мотивы по номерам предложений

1

2

3

4

а)

О

П

У

У

б)

П

П

П

 

в)

С

в

П

П

г)

С

с

П

П

д)

П

и

П

П

е)

П

П

в

П

ж)

П

У

в

с

з)

В

П

с

в

и)

В

-

-

в

к)

У

-

-

-

Условные обозначения мотивов:

у — учебный мотив; С — социальный мотив; П — позиционный мо­тив; О — оценочный мотив; И — игровой мотив; В — внешний мотив.

Вывод об успехе и эффективности образовательного процесса возможен в том случае, если в выборах учащихся явно преобладают познавательный и социальный мотивы. Таким образом, оценка эф­фективности образовательного процесса на данном этапе тестиро­вания осуществляется по следующим групповым показателям:

-   количество учащихся с высоким и очень высоким уровнем развития учебной мотивации, выраженное в процентах от обще­го числа обследуемых;

-   количество учащихся со средним уровнем учебной мотива­ции, выраженное в процентах от общего числа обследуемых;

-   количество учащихся с низким уровнем учебной мотива­ции, выраженное в процентах от общего числа обследуемых.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бланк

 

Бланк ответа_________________________________________________________

 

 

Варианты ответов

Выбранные мотивы по номерам предложений

1

2

3

4

а)

 

 

 

 

б)

 

 

 

 

в)

 

 

 

 

г)

 

 

 

 

д)

 

 

 

 

е)

 

 

 

 

ж)

 

 

 

 

з)

 

 

 

 

и)

 

 

 

 

к)

 

 

 

 

 

 

 

 

Бланк ответа_________________________________________________________

 

 

Варианты ответов

Выбранные мотивы по номерам предложений

1

2

3

4

а)

 

 

 

 

б)

 

 

 

 

в)

 

 

 

 

г)

 

 

 

 

д)

 

 

 

 

е)

 

 

 

 

ж)

 

 

 

 

з)

 

 

 

 

и)

 

 

 

 

к)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бланк ответа_________________________________________________________

 

 

Варианты ответов

Выбранные мотивы по номерам предложений

1

2

3

4

а)

 

 

 

 

б)

 

 

 

 

в)

 

 

 

 

г)

 

 

 

 

д)

 

 

 

 

е)

 

 

 

 

ж)

 

 

 

 

з)

 

 

 

 

и)

 

 

 

 

к)