Методика Карта интересов

  • doc
  • 10.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала карта интересов.doc

Методика, «Карта интересов»

Методика А.Е. Голомштока, 1968; Е.А. Климова и соавторов позволяет предварительно анализировать интересы, близкие к тому или иному виду деятельности. Рекомендуется применять методику для испытуемых в возрасте 9-12 лет (5, 6 классы).

Организация и проведение.

Для проведения исследования потребуется; вопросник из 65 вопросов «Карта интересов», отражающий направленность интересов к 13 сферам деятельности: общение, математика, изобразительное искусство, литература, общественная деятельность, риторика, музыка, трудовое обучение, сценическое искусство, русский язык, природоведение, экология, история, физкультура и спорт.

Инструкция испытуемому. «Предлагаем тебе ответить на вопросы о том, что тебе правится и что тебе интересно. Хорошо подумай перед тем, как ответить на каждый вопрос. Отвечай на вопросы, не пропуская ни одного. Если ты согласен, то рядом с номером вопроса в бланке ответов напиши «да», если не согласен — «нет». Время для выполнения не ограничено.

Примечание. Если тебе нравится еще что-нибудь, о чем мы не спрашивали, то напиши об этом на полях листа ответов».

Вопросы:

1.Нравится ли тебе проводить свободное время с друзьями?

 2.Тебе нравятся уроки по математике? 

3.Нравится ли тебе рисовать?

4.Ты любишь читать книги?

5.Нравится ли тебе помогать в организации внеклассных мероприятий?

6.Нравится ли тебе учиться говорить и писать грамотно?

7.Тебе нравится наблюдать за игрой на музыкальном инструменте?

8.Тебе нравятся уроки трудового обучения?

9.Тебе нравится декламировать, петь в хоре, выступать на сцене перед зрителями?

10.Нравятся ли тебе уроки по русскому языку?

11.Тебе нравится читать книги о природе?

12.Тебе нравятся уроки истории?

13.Нравится ли тебе посещать спортивные соревнования, слушать и смотреть спортивные радио- и телепередачи?

14.Хочешь ли ты принимать участие в играх, где задействовано много детей?

15.Ты хотел бы участвовать в олимпиадах по математике?

16.Хотел ли бы ты заниматься в художественном кружке?

17.Хочешь ли ты быть автором литературного произведения, книги?

18.Хочешь ли ты быть старостой класса?

19.Хочешь ли ты писать рассказы и стихи, сочинять сказки?

20. Хочется ли тебе иногда послушать симфоническую музыку?

21. Ты хочешь знакомиться с изготовлением промышленных товаров?

22. Хочешь ли ты посещать концерты и театры?

23. Ты с желанием пишешь диктанты и изложения?

24. Хочешь ли ты ухаживать за домашними животными?

25. Хочешь ли ты изучать обычаи и взгляды людей, живших много веков назад?

26. Ты хочешь стать учителем физкультуры, когда вырастешь?

27. Хочешь ли ты знакомиться с новыми людьми?

28. Ты хочешь решать сложные математические задачи?

29. Хочешь ли ты, когда вырастешь, быть художником?

30. Хочешь ли ты рассказывать о прочитанных книгах?

31. Ты хочешь участвовать в мероприятиях, проводимых в школе?

32.  Хочешь, ли ты слушать красивую, грамотную речь?

33. Ты хотел бы участвовать в конкурсе музыкальных; исполнителей?

34. Хочешь ли ты знакомиться с различными инструментами?

35. Ты хочешь участвовать в театральных смотрах-конкурсах?

36. Хочешь ли ты участвовать в олимпиадах по русскому языку?

37. Ты хочешь узнавать новое о природе своего края?

38. Хочешь ли ты изучать историческое прошлое других стран?

39. Ты хочешь принимать личное участие в спортивных   соревнованиях?

40. У тебя много друзей?

41. Стараешься ли ты находить разные способы решения математических  задач?

42. Знакомишься ли ты с жизнью и творчеством выдающихся художников?

43. Перечитываешь ли ты книги по нескольку раз?

44. Ты стараешься устанавливать дисциплину среди сверстников
или младших?

45. Ты высказываешь свое мнение по поводу прочитанного и услышанного?

46. Ты учишься в музыкальной школе?

47. Ты делаешь различные поделки из пластилина, глины, цветной
бумаги и другого материала?

48. Ты занимаешься в театральном кружке?

49. Стараешься ли ты красиво писать, выводя каждую букву?

50. Ты подкармливаешь зимой Птиц?

51. Ты читаешь книги об исторических событиях?

52. Ты посещаешь спортивные секции?

53. Ты участвуешь в коллективных играх?

54. Ты решаешь математические головоломки?

55. Ты участвуешь в конкурсах рисунков?

56. Обсуждаешь ли ты поступки литературных героев?

57. Принимаешь ли ты активное участие в деятельности детской организации?

58. Доказываешь ли ты свою правоту, отстаиваешь свою точку зрения?

59. Играешь ли ты на музыкальном инструменте?

60. Даришь ли ты подарки, сделанные своими руками?

61. Участвуешь ли ты в смотре художественной, самодеятельности?

62. Ты изучаешь происхождение слов и отдельных словосочетаний?

63. Наблюдаешь ли ты за растениями, птицами, животными?

64. Ты смотришь фильмы об истории нашей страны?

65. Ты играешь в спортивные игры?

 

Обработка результатов

Положительный ответ на вопросы с 1-13 оценивается в 1 балл, с 14-40 оценивается в 2 балла, с 41-65 оценивается в 3 балла. Ответы «нет» на все вопросы оцениваются в 0 баллов.

Сумма баллов за ответы на вопросы 1, 14, 27, 40, 53 свидетельствует об интересе к общению; на вопросы 2, 15, 28, 41, 54 — к математике; на вопросы 3, 16, 29, 42, 55 — к изобразительному искусству; на вопросы 4, 17, 30, 43, 56 — к литературе; на вопросы 5,18, 31, 44, 57 — к общественной деятельности: на вопросы 6, 19, 32, 45, 58 — к риторике; на вопросы 7, 20, 33, 46, 59 — к музыке; на вопросы 8, 21, 34, 47, 60 — к трудовому обучению; на вопросы 9, 22, 35, 48, 61 — к сценическому искусству; на вопросы 10, 23, 36, 49, 62 — к русскому языку; на вопросы 11, 24, 37, 50, 63 — к природоведению и экологии; на вопросы .12, 25, 38, 51, 64 — к истории; на вопросы 13, 26, 39, 52, 65 — к физкультуре и спорту.

Таким образом, получается 13 цифр со знаком плюс пли минус, которые соответствуют 13 видам деятельности.

Сферы интересов:

1.                 Общение

2.                 Математика

3.                 Изобразительное творчество

4.                 Литература

5.                 общественная деятельность

6.                 Риторика

7.                 Музыка

8.                 Труд

9.                 Сценическое искусство

10.             Русский язык

11.             Природоведение, экология

12.             История

13.             Физкультура и спорт.

 

Анализируя полученные данные, необходимо выделить те сферы, которые получили наибольшее количество баллов. Если среди них окажется несколько сфер с одинаковым количеством баллов, то следует считать, что более выраженным интересам соответствуют те из них, которые содержат наибольшее количество положительных ответов. Данные, полученные с помощью этой методики, позволяют выявить не только круг интересов учащегося, но и степень их выраженности.

Интерпретация:

0 баллов — интерес к данной области деятельности отрицается;

1-3 балла — интерес выражен слабо, ребенок ограничивается восприятием интересующего объекта, но не проявляет активности, чтобы глубоко его познать, овладеть им и заняться творчеством в интересующей деятельности;

4-5 баллов — выраженный интерес, ребенок не ограничивается восприятием интересующего объекта, он стремится к овладению деятельности;

6-11 баллов — ярко выраженный интерес, ребенок не ограничивается созерцанием, а действует и активно участвует в видах деятельности, связанных с областью интересов.