Методика «Найди и вычеркни»
Цель: диагностика объема, устойчивости и продуктивности внимания.
Стимульный материал и оснащение: лист с изображением различных Контурных предметов (геометрических фигур), протокол для фиксации параметров.
Форма исследования: индивидуальная.
Процедура исследования 1-й вариант: перед началом выполнения задания ребенку показывают лист со значками и объясняют, как с ним работать.
Инструкция 1: «Внимательно посмотри на верхнюю строку, ты должен будешь в каждом круге ставить – крестик, в треугольнике – круг, в прямоугольнике – черточку. Приступай к работе».
Процедура исследования 2-й вариант: ребенок работает по инструкции с рисунком, на котором в случайном порядке изображены простые фигуры. Ему дано задание искать и разными способами зачеркивать две неодинаковые фигуры, например: звездочку перечеркивать вертикальной линией, а кружочек – горизонтальной. Ребенок работает 2,5 минуты, в течение которых пять раз подряд (через каждые 30 секунд) ему говорят «начинай» и «стоп». Экспериментатор отмечает на рисунке ребенка то место, где даются соответствующие команды.
Инструкция 2: «Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру: я покажу тебе картинку, на которой нарисовано много разных знакомых тебе предметов. Когда я скажу тебе «начинай», ты по строчкам этого рисунка начнешь искать и зачеркивать названные мной предметы. Это необходимо будет делать до тех пор, пока я не скажу «стоп». В это время ты должен будешь остановиться и показать мне то изображение предмета, которое ты увидел последним. Я отмечу на твоем рисунке место, где ты остановился, и снова скажу «начинай». После этого ты продолжишь искать и вычеркивать из рисунка заданные предметы. Так будет несколько раз, пока я не скажу слово «конец». На этом выполнение задания завершится».
Обработка и анализ данных: фиксируемые параметры – время выполнения задания, S – показатель переключения и распределения внимания; N – количество геометрических фигур, просмотренных и помеченных соответствующими значками в течение 2 минут (или все время работы, а также отдельно за каждые 30-секундный интервал); n – количество ошибок, допущенных во время выполнения задания.
Общий показатель переключения и распределения внимания определяется по формуле: S = (0,5N – 2,8n) / 120.
Ошибками считаются неправильно проставленные знаки или пропущенные, т.е. непомеченные соответствующими знаками, геометрические фигуры.
Оценка результатов:
10 баллов – S > 1,00 – очень высокий уровень,
8-9 баллов – 0,75 < S > 1,00 – высокий результат;
6-7 балов – 0,50 < S > 0,75 – средний уровень;
4-5 баллов – 0,25 < S > 0,50 – низкий уровень;
0-3 балла – 0,00 < S > 0,25 – очень низкий уровень.
Для каждого 30-секундного интервала определяется отдельный показатель S, по которым строится график, анализ которого дает возможность судить о динамике изменения продуктивности и устойчивости внимания ребенка во времени. При построении графика показатели продуктивности и устойчивости оцениваются (каждый в отдельности) по 10-балльной системе.
Стимульный материал к методике «Найди и вычеркни» для детей 3-4 лет.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.