Методика обучения броску баскетбольного мяча одной рукой сверху в движении.
Оценка 4.6

Методика обучения броску баскетбольного мяча одной рукой сверху в движении.

Оценка 4.6
Документация +2
docx
физическая культура
5 кл—11 кл
28.05.2020
Методика обучения броску баскетбольного мяча одной рукой сверху в движении.
Баскетбол,.docx

БРОСОК БАСКЕТБОЛЬНОГО МЯЧА

ОДНОЙ РУКОЙ СВЕРХУ В ДВИЖЕНИИ

 

 

Содержание:

1. Общее понятие броска мяча в корзину

2. Бросок одной рукой сверху в движении

3. Обучение броску одной рукой сверху (от плеча, от головы) в движении

4. Организационно-методические указания

5. Основные ошибки

6. Графическое изображение броска одной рукой сверху в движении

 

Общее понятие броска мяча в корзину.

Броски мяча в корзину относятся к наиболее значимым при­емам игры в баскетбол, так как являются конечной целью атаку­ющих действий игроков и их эффективность определяет в итоге результат игры.

Точность броска в корзинуобусловливается многими фактора­ми:

-                    рациональной техникой;

-                    тонким дифференцированием мышечных усилий: правиль­ным чередованием напряжения и расслабления мышц;

-                    четкой согласованностью движения рук, туловища и ног;

-                    силой и подвижностью кистей;

-                    стабильностью движений и управляемостью ими в зависимо­сти от условий выполнения;

-                    психологической устойчивостью, уверенностью в себе;

-                    оптимальной траекторией и вращением мяча, сообщаемым ему завершающим усилием пальцев и др.

При обучении броскам необходимо учитывать, что направле­ние вращения мячадиктуется расстоянием и расположением иг­рока по отношению к корзине, а также степенью противодей­ствия со стороны защитника.

Так, при бросках из трудных положений из-под щита приме­няется преимущественно вращение вокруг вертикальной оси, что позволяет свободнее выбирать точку отражения на щите и более полно использовать пространство за щитом для прохода и броска. Однако в подавляющем большинстве случаев бросков с близких, средних и дальних дистанций мячу придают обратное вращение — вокруг горизонтальной (поперечной) оси в сторону, противополож­ную направлению его полета. И именно такому вращению следует обучать при освоении основ техники бросков.

Для выбора траектории полета мячаруководствуются дистан­цией, ростом игрока, активностью противодействия и ростовыми данными защитника. Установлено, что при сверхнавесной траек­тории в связи с удлинением пути мяча снижается точность броска. Близкая дистанция при прочих идеальных условиях стимулирует применение низкой — «скоростной» траектории. А при бросках сосредней (3 — 6 м от кольца) и дальней (свыше 6 м) дистанций оптимальной траекторией полета мяча будет парабола, при кото­рой высшая точка над уровнем кольца равна 1,4 — 2 м (средняя траектория).

Результативность броскав значительной мере определяется уме­нием игрока выбрать точку прицеливания, угол выпуска мяча и траекторию его полета. Доказано, что броски под углом 15—45° от щита целесообразнее выполнять с отскоком от него, а находясь спереди от корзины или в секторах от лицевой линии до угла 15° и свыше угла 45° — непосредственно в кольцо («чистый» бросок).

Соответственно выбирают точки прицеливания. При бросках с отскоком от щита руководствуются не только своим располо­жением, но и применяемым способом броска. При этом ори­ентиром является маленький квадрат на щите. А при «чистых» бросках — передняя по отношению к бросающему игроку дужка кольца.

Существует несколько разновидностей выполнения бросков. Их название определяется рядом критериев:

-                    количеством рук, участвующих в броске: двумя или одной рукой;

-                    расположением мяча в начальный момент выполняемого броскового движения: от головы (сверху), над головой, от плеча, от груди, снизу);

-                    отношением к опоре: с места, в прыжке;

-                    характером предшествующего броску двигательного действия: в движении (после вышагивания или после получения мяча от партнера), после ведения мяча (проход-бросок).

У каждого игрока есть свой излюбленный («коронный») спо­соб выполнения броска. Однако выбору этого способа обязатель­но должен предшествовать процесс овладения традиционной тех­никой всего арсенала бросков — основой баскетбольной школы движений.

Важной отправной точкой для организации процесса обучения является утверждение о том, что броски вблизи корзины надо уметь уверенно выполнять как правой, так и левой рукой, а со средних и дальних дистанцийсильнейшей.

При овладении навыками игры на занятиях по баскетболу це­лесообразно придерживаться следующей последовательности изу­чения бросков, обучаясь:

-                    способам броска с места;

-                    броскам одной рукой сверху (от плеча или от головы) в дви­жении: после получения мяча от партнера, после вышагивания и после ведения;

-                    основным способам броска в прыжке;

-                    разновидностям бросков в движении, после вышагивания, после ведения и в прыжке.

Бросок одной рукой сверху в движении

Бросок одной рукой сверху в движении — наиболее эффектив­ный прием для завершения атаки корзины с близкого расстояния. Бросок выполняется от плеча или отголовы правой рукой справа от корзины, а левой — слева после овладения мячом в движении. Как правило, броску предшествует удобная для ловли передача партнера.

В и. п. игрок находится в движении.

Подготовительная фаза начинается в момент ловли мяча на удлиненном шаге одноименной с бросающей рукой ноги. Она ставится упруго на всю стопу, туловище незначительно подается впе­ред, а руки тянутся к мячу и обхватывают его пальцами.

Последующий (второй) шаг с постановкой ноги перекатом с пятки на всю стопу — стопорящий. Его длина и направление оп­ределяются оставшимся расстоянием до корзины и местораспо­ложением соперников. Игрок стремится максимально приблизиться к щиту и выйти на удобную для завершающего броскового движе­ния позицию, одновременно затрудняющую противодействие. Мяч при этом кратчайшим путем подносится к туловищу.

Активным выпрямлением и отталкиванием разноименной с бросающей рукой ногой и резким выносом вперед-вверх маховой (одноименной), согнутой под прямым углом в коленном суставе, осуществляется выпрыгивание вверх. Од­новременно с отталкиванием мяч перекладывают на кисть бросаю­щей руки и выносят кратчайшим путем вдоль туловища в положе­ние замаха над плечом (головой). Свободной рукой мяч поддержи­вается сбоку или снизу. Высота поднимания локтя бросающей руки индивидуальна. Неизменным должно быть расположение его под мячом и в одной вертикальной плоскости с одноименной ногой и корзиной. Туловище приводится в вертикальное положение.

Основная фаза — это само бросковое движение, которое начи­нается в высшей точке прыжка выпрямлением бросающей руки вверх для максимального приближения мяча к кольцу и выполня­ется согласно общим положениям о броске одной рукой с места: мяч направляется в кольцо мягкими движениями пальцев и ему придается необходимое вращение.

В завершающей фазе происходит приземление игрока под щи­том на обе согнутые ноги (или толчковую) и восстановление рав­новесия для участия в следующей игровой ситуации.

Изучению броска одной рукой сверху (от плеча, от головы) в движении должно предшествовать овладение техникой остановки двумя шагами с ловлей мяча, одноименной передачи и дистанци­онного броска мяча с места.

Обучение броску одной рукой сверху (от плеча, от головы) в движении.

1.                 Объяснение и показ.

2.                 Выполнение прыжка толчком одной ногой справа и слева от корзины после одного, двух шагов с места — имитация броска без мяча.

3.                 То же, но после предшествующего двухтактному ритму рабо­ты ног передвижения ходьбой или бегом.

4.                 Имитация броска с выпуском мяча вверх над собой после одного шага с места.

5.                 Выполнение броска в корзину после одного шага с места.

6.                 То же, но снимая мяч с вытянутой в сторону руки партнера с использованием двухтактного ритма работы ног.

7.                 То же, но снимая мяч с руки партнера в движении.

8.                 То же, но с ловлей мяча, слегка подброшенного партнером вверх.

9.                 Выполнение приема в целом после встречного набрасывания мяча партнером снизу (передача почти из рук в руки).

10.            Выполнение броска в движении поочередно правой и левой рукой (справа и слева от корзины) после встречной передачи парт­нера с отскоком от пола.

11.            То же, но после встречной передачи по навесной и прямой траекториям.

12.            То же, но варьируя скорость движения игрока.

13.            То же, что в упр. 11, но изменяя направления движения игрока на корзину: под углом, прямо по направлению к щиту, параллельно щиту.

14.            Чередование вариантов броска в движении в сочетании с предшествующим обманным движением и уходом от условного защитника.

15.            Броски в движении после поступательной передачи партне­ра («на ход» игроку) или передачи сбоку.

16.            Выполнение вариантов приема в личных и командных со­ревнованиях на результативность.

17.            Выполнение изучаемого способа броска в целом в сочета­нии с другими игровыми приемами (по мере освоения техники игры).

18.            То же, но в условиях активного единоборства с защитником в игровых заданиях и учебных двусторонних играх.

Организационно-методические указания

Предварительно изучить передачу и бросок одной рукой от плеча и от головы с места, а также прыжок толчком правой и левой ногами с имитацией броскового движения под щитом.

Контролировать и. п. перед началом передвижения: справа от корзины — стойка нападающего, когда правая нога сзади, слева — левая сзади.

Упражнения выполнять поточно (один за другим) группой занимающихся или серийно по 4 — 5 повторений каждым учащимся с последующей сменой ролей между партнерами.

Чередовать выполнение заданий справа и слева от корзины.

Подводящие упражнения на начальном этапе обучения выполнять под углом 30—45° по отношению к щиту, выход на щит осуществлять через второй усик трехсекундной трапеции.

При выполнении приема в целом передавать мяч набегающему игроку вначале практически из рук в руки, затем с отскоком от пола, далее по навесной траектории по сигналу набегающего («дай!», «оп!» и т.п.) и, наконец, по прямой траектории.

После освоения основной структуры приема варьировать ско­рость и направление движения на корзину, а также направление предшествующей броску передачи мяча партнером: навстречу на­бегающему игроку, сбоку от него, сзади-сбоку («на ход») и т.п.

Своевременно и точно снабжать мячом атакующего игрока: избегать преждевременных, запоздалых и неудобных для обработ­ки передач.

В соревнованиях на результативность учитывать качество вы­полнения разновидностей приема, варьировать условия состяза­ний: победителя определять по числу попаданий после выполне­ния заданного количества бросков или за определенный отрезок времени; по быстроте достижения указанного результата, по наи­большему количеству заброшенных подряд мячей или по числу многократных попаданий (двойных, тройных, четверных) и т.п.

При выполнении приема:

-                   ловить мяч на удлиненном шаге, вытягивая к нему руки при встречной передаче партнера; останавливая мяч вытяну­той вперед-вверх дальней от направления его полета рукой, мгно­венно подхватывая другой при поступательной передаче и располагая кисти на одном уровне (дальняя рука полностью выпрямлена, ближняя соответственно согнута) при передаче сбоку;

-                   длину второго шага варьировать в зависимости от расстояния до корзины так, чтобы максимально приближаться к ней, но не проходить при этом щит;

-                   на втором шаге подносить мяч к туловищу кратчайшим пу­тем, укрывая его в сторону бросающей руки;

-                   толчок вверх выполнять перекатом с пятки на всю стопу с энергичным взмахом одноименной с бросающей рукой ноги, согну­той в колене до 90°; полностью выпрямлять толчковую; толкаться вертикально или чуть вперед-вверх, приближаясь к корзине;

-                   вынос мяча осуществлять одновременно с отталкиванием; проносить руки с мячом близко к туловищу, перекладывая его на кисть бросающей руки;

-                   кисть бросающей руки максимально сгибать назад; локоть направлять на корзину, удерживая его под мячом (в сторону не отводить); высоту подъема локтя подбирать индивидуально;

-                   поддерживать мяч свободной рукой снизу или сбоку (не сверху), локоть при этом располагать естественно: в сторону вы­соко не поднимать, с рабочей рукой не сближать;

В безопорной фазе сохранять рациональное положение ног: толчковая — прямая, маховая — согнутая; вертикальное располо­жение в одной плоскости головы, туловища и толчковой ноги;

-                   мяч выпускать в высшей точке прыжка после полного вы­прямления бросающей руки, мягко направляя его через указа­тельный палец в точку прицеливания на щите или через перед­нюю дужку кольцав зависимости от направления движения к нему;

-                   скатывать мяч с конечных фаланг пальцев (указательного, среднего или мизинца), придавая ему соответствующее враще­ние; сопровождать полет мяча расслабленной кистью;

-                   приземляться прямо под кольцом на толчковую или обе ноги, упруго амортизируя;

-                   приходить в устойчивое положение и быть в готовности к подбору отскока при неудачном броске и к последующему доби­ванию мяча.

Основные ошибки при выполнении броска одной рукой сверху в движении

1.                 Снижение скорости передвижения или остановка перед лов­лей мяча; утрированный подбор разбега (неестественное растяги­вание шагов) для ловли мяча под нужную ногу.

2.                 Нет удлиненного шага при встрече с мячом, или воспроиз­водятся типичные ошибки, связанные с его ловлей.

3.                 Рассогласование работы ног и рук: ловля мяча на шаге разно­именной с бросающей рукой ноги.

4.                 Несоответствие направления или длины двухшажного разбега в момент овладения мячом исходному расположению игрока и его расстоянию до корзины: игрок не доходит до щита или проходит его.

5.                 Поперечные движения мячом после ловли (из стороны в сто­рону): возрастает вероятность выбивания или вырывания мяча соперником.

6.                 Вялое, неэффективное отталкивание; отсутствие махового движения одноименной с бросающей рукой ноги: недостаточно высокий прыжок.

7.                 Нерациональное расположение звеньев тела в безопорном положении: сгибание толчковой ноги и разгибание маховой; от­клонение головы или туловища от вертикали; скручивание туло­вища — отведение плеча и локтя бросающей руки в сторону.

8.                 Неправильный вынос мяча при замахе:

9.                 Мяч сильно удален от плеча (головы) вперед или заведен за голову;

10.            Локоть бросающей руки отклонен или отведен в сторону;

11.            Не «взведена» кисть бросающей руки (излишне закрепощена, нет тыльного сгибания в лучезапястном суставе);

12.            Локоть поддерживающей руки сильно поднят, и ее кисть на­кладывается на мяч сверху, а не сбоку или снизу.

13.            Преждевременное или запаздывающее отведение в сторону поддерживающей руки: потеря контроля над мячом в воздухе или выпуск мяча двумя кистями.

14.            Несвоевременный выпуск мяча: до или после достижения игроком высшей точки прыжка; рывковое (чрезмерно резкое) вы­прямление бросающей руки.

15.            Неэффективное завершающее движение бросающей рукой: нет скатывания мяча с конечных фаланг пальцев, или направление сообщающегося мячу вращения не соответствует расположению игрока относительно щита и корзины (например, выпуск мяча через мизинец или с ладони при выходе игрока прямо на корзину); не полностью выпрямляется бросающая рука; кисть расслабленно не сопровождает полет мяча.

16.            Потеря равновесия при приземлении: приход на маховую или на прямые ноги — невозможность быстро включиться в игру

 

Графическое изображение броска одной рукой сверху в движении

 

 

 

 

 

 

 


 

БРОСОК БАСКЕТБОЛЬНОГО МЯЧА ОДНОЙ

БРОСОК БАСКЕТБОЛЬНОГО МЯЧА ОДНОЙ

Результативность броска в значительной мере определяется уме­нием игрока выбрать точку прицеливания, угол выпуска мяча и траекторию его полета

Результативность броска в значительной мере определяется уме­нием игрока выбрать точку прицеливания, угол выпуска мяча и траекторию его полета

В и. п. игрок находится в движении

В и. п. игрок находится в движении

То же, но снимая мяч с руки партнера в движении

То же, но снимая мяч с руки партнера в движении

В соревнованиях на результативность учитывать качество вы­полнения разновидностей приема, варьировать условия состяза­ний: победителя определять по числу попаданий после выполне­ния заданного количества бросков или за определенный…

В соревнованиях на результативность учитывать качество вы­полнения разновидностей приема, варьировать условия состяза­ний: победителя определять по числу попаданий после выполне­ния заданного количества бросков или за определенный…

Основные ошибки при выполнении броска одной рукой сверху в движении 1

Основные ошибки при выполнении броска одной рукой сверху в движении 1

Графическое изображение броска одной рукой сверху в движении

Графическое изображение броска одной рукой сверху в движении
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.05.2020