МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

  • docx
  • 27.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала !!!ГГК Быкова Анна.docx

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 

Быкова Анна Валерьевна

Студентка 4 курса

Специальность «Преподавание в начальных классах»

ГАПОУ «Городецкий Губернский колледж»

Научный руководитель: Пещерова Ольга Васильевна, e-maill: olga.pescherova@yandex.ru

 

Значение выразительного чтения в жизни человека очень важно, потому что выразительное чтение есть художественное чтение, которое является исполнительским искусством, задача его – превратить слово написанное в слово звучащее, а звучащее слово гораздо лучше воспринимается, чем прочитанное. Навык чтения явление синтетическое, состоящие из четырех компонентов: правильности, осознанности, беглости, выразительности. В то же время выработка навыка выразительного чтения у детей способствует формированию правильного четкого произношения, развитию воображения, расширению словарного запаса, делает их речь ярче и образнее. В результате формирования навыка выразительного чтения у детей активизируются познавательные процессы и мыслительная деятельность, развивается память и навыки общения, вырабатывается определенный минимум навыков, связанных с произносительной культурой речи, позволяющий решать задачу наиболее полного усвоения идейного, нравственного и эстетического содержания художественного произведения, превращая этот процесс в сопереживание.

Научно - методическая актуальность обусловлена тем, что в обширной научно-педагогической и методической литературе встречаются разнообразные методики работы над выразительным чтением, освещенные в статьях отечественных авторов, в специализированных и периодических изданиях, в справочной литературе, а также  в трудах таких известных методистов.

Объект исследования: урок литературного чтения в начальной школе.

Предмет исследования: методика обучения выразительному чтению на уроках в начальной школе.

Проблема исследования: каковы особенности обучения выразительному чтению на уроках в начальной школе?

Были применены следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, синтез, обобщение.

Цель исследования: изучение  возможностей работы над выразительностью речи на уроках чтения.

Для решения данной  проблемы   выявлены такие задачи:

1.                 Раскрыть сущность выразительного чтения на уроках в начальной школе.

2.                 Охарактеризовать требования к  организации работы над выразительностью речи.

3.                 Изучить методику обучения выразительному чтению на уроках в начальной школе.

Современный урок литературного чтения направлен на формирование навыка  и качеств полноценного чтения, основ читательской культуры младшего школьника и его литературное развитие. Работа по формированию всех качеств полноценного чтения осуществляется в ходе изучения текста, а также на специально структурно выделенных частях урока чтения: на речевой гимнастике (разминке) и пятиминутке чтения, которые являются важным этапом становления речи детей.

Под выразительным чтением понимают правильное, осмысленное и эмоциональное (в нужных случаях) чтение художественного произведения.

М.А. Рыбникова считала, что «выразительное чтение – это первая и основная форма конкретного наглядного обучения литературе».

Выразительное чтение – это воплощение литературно-художественного произведения звучащей речи. Говорить выразительно – значит выбирать слова образные, то есть слова, вызывающие деятельность воображения, внутреннее видение и эмоциональную оценку изображаемой картины, события, действующего лица. Правильно выражать свои мысли и чувства – значит строго придерживаться норм литературной речи.

Процесс выразительного чтения включает в себя две стороны: техническую и смысловую.

В техническую сторону чтения входят:

ü способ чтения;

ü темп (скорость) чтения;

ü  динамика (увеличение) скорости чтения;

ü  правильность чтения.

Смысловая сторона чтения  включает:

ü выразительность;

ü понимание (сознательность).

Техническая сторона подчиняется и обслуживает смысловую. Но, чтобы использовать чтение как инструмент для получения информации, необходимо научиться читать для достижения навыка в этом процессе, т. е. умения, доведенного до автоматизма. Ребенок, читающий по слогам, хуже понимает прочитанное, чем быстро читающий сверстник.

Психологами и педагогами была установлена взаимосвязь между способом чтения и скоростью, скоростью и динамикой.

К  организации работы над выразительностью речи предъявляются требования. Одним из важных требований является - использование  разнообразных средств речевой выразительности, которые находятся в тесной взаимосвязи и дополняют друг друга.

 

Средства выразительности устной речи

Языковые (вербальные)

Неязыковые (невербальные)

ü  Дыхание                                                                                     

ü  Голос                                                                                           

ü  Дикция                                                                                        

ü  Интонация

ü  Тембр

ü  Ритм

ü  Темп

ü  Логическое ударение

ü  Выразительность     

ü  Мимика

ü  Телодвижение

ü  Жесты

Для эффективной работы над выразительностью чтения учащихся учителю следует знать условия  организации работы над выразительностью чтения. К ним относятся следующие, изложенные М.Р.Львовым:

п/п

Условия работы над выразительностью чтения

Методические рекомендации для осуществления эффективной работы по выразительному чтению

1.

Тщательный анализ художественного произведения перед выразительным чтением.

Упражнения в выразительном чтении проводить на заключительных этапах урока, когда завершена работа над формой и содержанием произведения.

2.

Демонстрация образца выразительного чтения произведения.

Использовать образцовое чтение учителем или чтение мастером художественного слова в записи.

 

3.

Работа над языком произведения

Необходимо наблюдение над выразительно-изобразительными средствами  -  органической частью работы по уяснению идейной направленности произведения.

4.

Опора на воссоздающее воображение школьников

Использовать приемы, развивающие воссоздающее воображение: графическое и словесное иллюстрирование, составление диафильмов, написание киносценариев, чтение по ролям, драматизацию.

5.

Обсуждение в классе вариантов прочтения

В конце урока   чтение вслух учениками  с последующим обсуждением.

Из вышесказанного следует, что главной целью обучения детей выразительному чтению является формирование умения определять задачу чтения вслух: передать слушателям свое понимание произведения при помощи правильно выбранных средств устной речи.

Какова же методика работы над выразительным чтением. Разнообразные методы и приемы обучения выразительному чтению реализуются в специальных упражнениях, используемых на уроке чтения.

В 1 классе важную роль играют упражнения в технике чтения: чтение вслух и про себя, предупреждение ошибок в технике чтения. Выразительность чтение достигается на этом этапе различными приемами работы с текстом: повторно чтение с различными заданиями; деление текста на смысловые части и выяснение связей между ними и другие.

На последующих этапах обучения (2-4 класс) упражнения усложняются большей самостоятельностью их выполнения и привнесением творческих элементов. Л.А. Горбушина предлагает объединить приемы работы с текстом, направленные на формирование выразительности в три группы.

Высказывания творческого характера

Выразительное чтение художественного текста

Высказывание в виде передачи прочитанного текста

рассказывание по впечатлениям или воспоминаниям; рассказывание по данному началу, середине или концу, рассказывание о своих наблюдениях в природе, во время экскурсии.

а) чтение небольших произведений с самостоятельной предварительной подготовкой

б) чтение отрывков из художественного произведения, подготовленного по своему выбору или указанию учителя;

в) рассказа или отрывка «в лицах» (после анализа произведения);

г) чтение произведений различных жанров (басни, сказки, лирического стихотворения, рассказа) с предварительной самостоятельной подготовкой.

 

а) подробная или краткая передача содержания услышанного или прочитанного;

б) передача рассказа или сказки с изменением лица рассказчика;

в) словесное рисование картины из прочитанного произведения;

г) рассказ по содержанию иллюстрации;

д) драматизация и инсценирование рассказа или сказки.

Общий принцип проведения таких упражнений – вызвать интерес к предмету сообщения, создать речевую ситуацию непринужденного общения и предоставить детям решать речевые задачи самостоятельно, укрепляя умение держаться заданной темы, говорить выразительно, то есть с соблюдением соответствующей интонации.

Остановимся на основных методах и приемах обучения выразительному чтению и рассмотрим их более подробно.

На первоначальной стадии обучения показ – наиболее эффективный метод работы. Его смысл сформулирован в народной пословице: «Что надо – укажи, как надо – покажи». Метод показа осуществляется в разных формах.:

1.      Образцовое чтение учителя.

2.      Повторное декламирование учителем отдельных звеньев в процессе обучения.

3.      Слушание грамзаписи с образцовым исполнением артиста.

4.      Показательные чтения лучших учеников.

Цель показа состоит не в том, чтобы навязывать ученикам готовую интонацию, а в том, чтобы вызвать в их воображении живые картины, возбудить их чувства.

Для обозначения различных явлений в устной речи существуют общепринятые знаки разметки текста, которые помогают зафиксировать найденные интонации, сделать заметки, отделить части рассказа, выделить главное в тексте

По месту размещения в тексте знаки классифицируются на строчные, надстрочные и подстрочные. Л.Горбушина предлагает следующие наиболее часто употребляемые партитурные знаки

Партитурный знак

Способ обозначения

Ударение в слове

В трудных случаях обозначается знаком / над буквой.

Ударение фразовое

ударное слово подчеркивается пунктиром логическое – одной чертой, психологическое – [П] перед словом или предложением.

Паузы

короткая – вертикальным пунктиром (¦), средняя – одной вертикальной чертой (│), длительная – двумя вертикальными чертами (││).

Слитное произнесение

обозначается дугой ∩ над словами.

Мелодика

подъем (повышение голоса) – стрелкой вверх над ударной гласной слова (  ); понижение голоса – (  ); монотон – непрерывной горизонтальной чертой над словами.

Замечания о темпе и окраске чтения

ставятся на полях справа словами быстро, медленно, ускоряя и т.п.

С помощью различных педагогических и методических средств учитель облегчает активное усвоение языка: подбирает посильный для данного возраста учебный материал, использует различные методы и приемы обучения, организует занятии в системе. При выборе методов и приемов учитывается содержание программы, специфика понятий и представлений, которые необходимо сформировать при обучении. Рассмотрим наиболее эффективные методы и приемы над выразительностью устной речи: прием сопоставления, устное рисование (словесное рисование), составление диафильма, наводящие вопросы, хоровое чтение, прием чтение в лицах, драматизация, художественное рассказывание.

Учитель, речь которого должна быть образцом для учеников, должен сам иметь хорошую технику речи, совершенствовать ее и проводить в этом направлении целенаправленную систематическую работу с учащимися. Поэтому были разработаны  приложения - памятки «Как разучить скороговорку», «Образец обучения интонационного анализа», «Как подготовиться к выразительному чтению».

Таким образом, учителю важно знать методику работы над выразительным чтением. Именно он прививает первоначальные знания детям по усвоению чтению. Пробудить любовь к чтению сложно, но используя выше описанные правила, можно быстро и эффективно получить нужный результат.