1.Методическая разработка «Методика организации и подготовка экологических экскурсий»
Описание: Материалы
методической разработки содержат рекомендации по организации и проведению
экологических и биологических экскурсий. Адресуется для учителей начальных классов
и биологии, педагогов дополнительного образования.
Цель: помочь педагогам в организации экологических
экскурсий.
Задачи:
- познакомить с возможностями экскурсии в
образовательном процессе;
- рассмотреть отдельные моменты подготовки и
проведения экскурсии;
- показать значение экскурсий для обучения и
воспитания учащихся.
Значение экскурсий
Человек будущего – всесторонне развитая личность,
живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой, действующая в рамках
экологической необходимости.
Существенным моментом в воспитании экологической
культуры школьников является изменение в их сознании представления о приоритете
человека над природой и формирования нового мироощущения, способствующего
восприятию природы и человека во взаимной связи и зависимости.
Сколько раз природа показывала людям, что ее
законы нужно не только знать, но и уважать. Каждое живое существо на Земле
имеет своё предназначение. Какое? Мы далеко не всегда это знаем. В природе нет
ничего лишнего.
Экскурсии не только являются обязательной формой
организации обучения, но и позволяют близко познакомиться с представителями
растительного и животного мира, понаблюдать за ними в естественной обстановке,
понять, что все в природе взаимосвязано и многое зависит от человека, который
является частью природы.
Чем хороши экологические и биологические
экскурсии или прогулки? Это время, которое посвящается общению с природой.
Очень важно, чтобы ребёнок, на прогулке или по дороге домой (в школу) замечал,
что делается вокруг. Во время проведения экскурсии необходимо обращать внимание
на разъяснение всяких небылиц о животных и растениях. Возможно, это спасет
животное или растение.
Практически на любой экскурсии можно наглядно
показать, что такое пищевая цепь. В природе все время кто-то ест. Это закон жизни.
На экскурсии есть возможность задержать внимание детей на этом факте и
показать, насколько все взаимосвязано в природе.
Экскурсии позволяют конкретизировать знания
учащихся, полученные на занятиях, а также расширить их.
Живое общение с природой стимулирует интерес
школьников, которые должны не только смотреть, но и делать выводы из
увиденного. Для закрепления полученных знаний необходимо ещё и проведение
наблюдений в лабораторных условиях. Наблюдения в природе дают хорошую
подготовку и возможность определиться в выборе профессии.
Таким образом, экскурсия – это непосредственное
общение с природой, которое не только позволяет любоваться красотой луга, леса
и т.д., но и получить ответы на многочисленные «почему».
Методика проведения экскурсий
В основу экскурсии должны быть положены 10
«заповедей» экскурсионного дела:
-Помните, что экскурсия – это не прогулка, а
обязательная часть учебных занятий.
-Перед экскурсией изучите место, куда поведете
детей, продумайте ее тему, цель и составьте план-маршрут.
-Придерживайтесь темы экскурсии, не отвлекайтесь
случайными наблюдениями и ответами на вопросы, Подбирайте для беседы только тот
материал, который соответствует теме и возрасту учащихся.
-Рассказывайте на экскурсии только о том, что
можно увидеть и что можно показать, используйте также наглядные пособия,
подготовленные заранее.
-Избегайте длительных объяснений, чтения больших
рассказов, задавайте 3-4 занимательных вопроса.
-Экскурсанты не должны быть только слушателями,
привлекайте их к активной работе, к сбору наглядных пособий, пусть они делают
записи или зарисовки. Для изготовления гербария используйте опавшие листья,
сорняки, дары природы, не нанося вред растениям и животным
-Не перегружайте память экскурсантов
многочисленными понятиями и названиями (они их забудут).
-Умейте правильно показать объекты наблюдений и
обучайте слушателей правильно рассматривать их (объекты должны быть видны
всем).
-Не утомляйте экскурсантов длительными
переходами, они перестанут вас слушать, снизится дисциплина в группе.
-Закрепите увиденное и услышанное на экскурсии в
памяти учащихся последующей проработкой материала (на последней остановке, или
на последующем занятии).
Занятия подготавливают учащихся к экскурсии,
экскурсия расширяет и конкретизирует их знания.
Педагог придумывает структуру экскурсии. В
структуре должны быть следующие обязательные части: задача или тема экскурсии,
краткое введение в форме рассказа или беседы, самостоятельные работы учащихся,
их отчеты, дополнительные сведения педагога, обобщающая беседа.
В группе желательно иметь блокноты, простые
карандаши, бинокль, фотоаппарат, компас, лупу, малую лопатку, метр, шпагат,
папку для сбора листьев, несколько баночек. Школьники должны подготовить для
себя удобную обувь, одежду. На экскурсии в природу следует одеться по
возможности неярко.
При подготовке учащихся к экскурсии нужно не
только сообщить тему экскурсии, выдать оборудование и предупредить, что взять с
собой и как одеться, но как говорил А.И.Герд, «заохотить» учащихся предстоящей
экскурсией.
Очень важно уже с первых походов в природу, во
время экскурсий приучать детей к «правилам поведения во время экскурсии»
Темы экскурсий могут быть комплексными
(одновременно по ботанике, зоологии и краеведению), например – экскурсия на
водоём или специальными, например экскурсия «Птицы в городе».
Обычно проводятся обзорные экскурсии, на которых
чаще всего рассматривают значительное количество видов, пытаясь широтой охвата
изучаемых объектов подтвердить справедливость основных положений темы
экскурсии. Вместе с тем экскурсия приобретает монографический характер, т.е. на
экскурсии происходит изучение одного модельного объекта. Такая экскурсия
заставляет учащихся концентрировать внимание в строгом, точно очертанном
направлении. Этим она способствует развитию наблюдательности в большей мере,
чем обзорные экскурсии. Монографическая экскурсия позволяет за единичными
фактами разглядеть общие закономерности функционирования живой природы.
Например, объектом изучения на экскурсии «Приспособленность организмом к
условиям жизни» может служить одуванчик. На таких экскурсиях кроме качественных
особенностей, полезно включить рассмотрение и количественных характеристик
изучаемого объекта. Всё это придает им исследовательский характер.
При проведении экскурсии в объединении по
интересам следует учитывать не только возрастные особенности ребят, но и
уровень их знаний. На первом этапе стоит больше обращать внимания на всё
прекрасное и необычное, т.е. на эмоционально-познавательную сторону. Постепенно
от экскурсии к экскурсии наблюдения усложняются.
Для ребят детсадовского возраста и младших
школьников лучше использовать не экскурсии, а прогулки в природу. Хорошо
использовать прогулки в конце занятия. Например, при прохождении темы
«Насекомые», можно совершить прогулку «Зимовье насекомых».
Принципы группировки объектов по определенным экскурсионным темам
Существуют принципы группировки объектов по
определенным экскурсионным темам, позволяющие выделить наиболее важный
доступный материал.
Локальный принцип – материал группируется по
связи со средой обитания и по месту нахождения объекта в природе.
Так возникают темы: «Знакомство с животным миром
сада и огорода», «Жизнь пресных вод» и др. Локальной можно считать и экскурсию,
посвященную одному конкретному виду или явлению, например одуванчику
лекарственному.
Сезонный принцип – материал группируется по
временам года. Многие события происходят только в определенное время года.
Сезонные экскурсии менее доступны, и требуют
более серьезной подготовки. Они требуют четкого соблюдения сроков проведения,
например, весной жизнь пробуждается настолько быстро, что не всегда можно
успеть понаблюдать за началом цветения.
Биологический принцип – материал группируется по
довольно узким биологическим темам, поэтому от руководителя требуется
определенная подготовка и умение анализировать происходящее в природе.
Например, вспышка размножения какого-либо
вредителя дает возможность проанализировать взаимоотношение хищника и жертвы
(например, божья коровка-тля), возможность оценить биологические и химические
способы борьбы с вредителями, показать силу и слабость человека перед
природными явлениями.
Систематический принцип – экскурсия посвящается
одной или нескольким систематическим группам, независимо от их места обитания
(жуки, бабочки и т.д.), можно при наличии богатого и доступного материала
вычленить (только жуки-короеды). Примером может служить экскурсия «Птицы в
городе». Такие экскурсии необходимы для ребят, которые стремятся получить более
глубокие знания.
Проведение экскурсий по экологической тропе
предусматривает 2-3 остановки, посвященные вопросам экологии и охраны природы,
проведению общественного – полезного труда по уборке и захоронению мусора,
подкормки птиц и т.д. (в зависимости от сезона года). На остановках хорошо
проводить дидактические игры, загадывать загадки и использовать другие виды
занимательного материала.
Этапы подготовки экскурсии
Таким образом, в процессе подготовки экскурсии
можно выделить 2 этапа:
Теоретическая подготовительная часть
Сюда входят: составление развернутого
плана-конспекта экскурсии с учётом темы, времени года и места проведения
экскурсии, подготовка индивидуальных и групповых заданий для учащихся, подбор
материалов для бесед, занимательного материала с учетом темы экскурсии,
рассмотрение отдельных вопросов, связанных с темой предстоящей экскурсии,
заранее прочитать дома или на занятии литературу по теме экскурсии, подобрать
необходимые дидактические материалы, оборудование, пособия и т.д.
Практическая организационная часть
Она включает предварительное знакомство
руководителя экскурсии с маршрутом, выбором места остановок и объектов
наблюдений; изготовление плана-схемы маршрута, разделении детей на группы для
проведения наблюдений, опытов и сбора материала для коллекции, гербария и
других наглядных пособий; определение начала и конца экскурсии, напоминание
детям маршрута движения, инструктаж о форме одежды и безопасности, повторение
правил поведения во время экскурсии и т.д.
Организация экскурсий
Проведение экскурсий – это одна из форм
воспитания ответственного отношения к окружающей среде у ребят. Во время
экскурсии желательно использовать интересные неожиданные ситуации и наблюдения
по теме, не поощряя случайные вопросы, давая на них краткие ответы или
замечания.
Не показывайте школьникам каждое растение и
любое встреченное животное. Например: на экскурсии «В гости к культурным
растениям» достаточно подробно остановиться на 10-15 видах культурных растений,
а для остальных просто указать полевая, овощная или садовая эта культура.
Характеризуя биологию того или иного вида, его
приспособленность к жизни в конкретных условиях среды, необходимо обращать
внимание учащихся на взаимные связи растений, животных и окружающей среды.
Во время экскурсий стоит, чтобы подчеркнуть
своеобразие и красоту природы, пользоваться художественными образами из
литературы и живописи. Например, при приведении экскурсии «Осень в жизни
растений» (Приложение) с помощью стихов можно показать красоту осени и осенних
явлений в природе. При этом нужно соблюдать меру, чтобы не нарушить хода
биологической экскурсии.
Не стоит превращать экскурсии в занятие с
опросом ребят, экскурсия должна сохранить свое содержание и специфику.
Самостоятельные наблюдения
Непременная часть экскурсии – самостоятельные
наблюдения и выполнения заданий ребятами. Цель этого – научить учащихся видеть
происходящее в окружающей природе явления, понимать их, обращаться к самой
природе для разрешения возникающих вопросов.
Задания должны быть доступны учащимся и
предусматривать сочетание репродуктивной и познавательной творческой
деятельности. Например, на экскурсии на водоём ребята не только должны
определить вид стрекоз, летающих над данным участком водоема, но и попытаться
объяснить, почему их жизнь тесно связана с водоёмом.
Итоги экскурсии
В установленное время ученики собираются для
подведения итогов экскурсии. Предварительные – подводятся на природе, а более
полные – в кабинете или даже на следующем занятии. Например, при проведении
экскурсии на водоём обсуждение наблюдений за моллюсками и пиявками лучше
проводить на следующем занятии т.к. они требуют доработки после экскурсии.
При обсуждении экскурсии педагог обращает
внимание учащихся на наиболее интересные наблюдения, объекты и обобщает
сообщения ребят. После экскурсии учащиеся обрабатывают собранный материал,
оформляют отчеты или отчетные таблицы.
Заключение
Интерес к природе, стремление познать мир живых
растений и животных пробуждается у человека в раннем детстве. Ребенка
интересует, почему лист зеленый, и как животные и растения общаются между
собой, и многие другие «почему». Чем старше становится ребенок, тем больше у
него «почему». Экскурсия отвечает на многие вопросы, путем непосредственного
наблюдения за живыми объектами природы. Она расширяет и закрепляет
теоретические знания о животных и растениях, о влиянии экологических факторов
абиотических, биотических и антропогенных. Экскурсии формируют у детей интерес
и любознательность, наблюдательность и внимательность, бережное отношение к
окружающей природной среде.
На экскурсиях полезно помнить советы
Винсона Брауна:
1.Не пытайтесь запомнить все увиденное. Запись наблюдений и зарисовки дадут
более надежные сведения.
2.Лучшие коллекции – это те, которые умеют,
рассказывать. Лучше коллекционировать рисунки, фотографии и т.п.
3.Задавайте вопросы себе и другим.
4.Слудуйте 4-ом принципам: терпение,
внимательность, точность, сотрудничество.
Каждый человек должен чувствовать любовь к
природе, уважение ко всему живому, предвидеть последствия своего поведения в
природной среде. Для того чтобы охранять природу и её обитателей, надо их знать
и любить. Человек должен знать и беречь в первую очередь ту природу, которая
его непосредственно окружает. И в этом помогают экскурсии в природу. Например,
на занятиях объединения по интересам «Занимательная биология», есть экскурсии,
маршрут которых проходит мимо свалок, при этом дети своими глазами видят её
последствия.
Экскурсии на занятиях в учреждениях
дополнительного образования важны не только для прохождения программы
объединения по интересам, но это и хорошая помощь для лучшего усвоения
школьного материала по таким предметам, как «Человек и мир», «Биология»,
«География». Экскурсии учат наблюдательности, умению самостоятельно выполнять
задания, думать.
2.Методы и приёмы работы на экологической тропе Учебные экологические тропы – это наиболее специализированные в целях обучения маршруты в природе. Их протяженность редко превышает 2 км из расчета проведения учебных экскурсий до 3 часов. Такие тропы рассчитаны, прежде всего, на использование учащимися, поэтому должны быть легкодоступны, и находится в зеленых зонах вблизи населенных пунктов. Основные посетители тропы – организованные учебные группы от младших школьников до педагогов. Цели:
Задачи: экологическое обучение и воспитание; отдых посетителей; сохранение природы в прилегающей зоне.
Чтобы раскрыть смысл и основные приемы выбора трассы и организации тропы, следует дать краткую характеристику трех главных требований, которым она должна удовлетворять. Привлекательность троп для посетителей складывается из трех компонентов: красоты природы, ее своеобразия и разнообразия. Каждая тропа должна быть не похожа на другие. Это достигается не только проложением ее через особо привлекательные природные достопримечательности: причудливые скалы, каньоны, пещеры и т. п., но и с помощью оформления, элементами которого могут быть разные для каждой тропы типы мостиков-переходов, стоянок, маркировочного знака тропы и т. п. Тропа не должна быть монотонной. В процессе благоустройства территории необходимо добиваться смены закрытого пространства открытым, что разнообразит и усилит эмоции от восприятия различных пейзажей. Все три указанных компонента, из которых складывается привлекательность троп, как в фокусе должны сходиться при организации так называемых обзорных точек, т; е. площадок, находящихся обычно на возвышении, с которых наилучшим образом открывается панорама местности. При выборе таких точек наряду с познавательными сведениями географического и биологического плана внимание уделяется сезонной смене аспектов, форм, красок и органолептических качеств окружающих растительных сообществ, а также акустическим явлениям. Например, если на пути грот, то привлекательным моментом будет здесь не только уникальность самого объекта, его формы, но также и своеобразное эхо — отражение от стенок грота звука голосов, проезжающей машины, пролетающего самолета. Критерием выбора трассы тропы могут стать и наличие памятников архитектуры и этнографии, исторические места. Сюда входят и объекты, соединяющие в себе природную и историческую ценность: вековые деревья, эрратические валуны, вулканические «бомбы», пещеры, целебные источники, считающиеся у местного населения священными. Как правило, с ними связаны определенные традиции и обряды, которые помогают сохранить памятники в их естественном состоянии. Выбирая трассу тропы, наиболее привлекательную для посетителей, нельзя забывать о необходимости соблюдения природоохранных требований. Маршрут следует планировать таким образом, чтобы он по возможности обходил стороной места обитания редких видов флоры и фауны, занесенных в Красную книгу или охраняемых специальными постановлениями. Доступность для посетителей — одно из самых главных требований при проектировании учебной тропы - влияет, прежде всего, на выбор трассы. Необходимо чтобы учебная тропа располагалась сравнительно недалеко от населенного пункта и чтобы к ее началу вели хорошие подъездные пути: посетитель не должен ощущать физической и нервной усталости к тому моменту, как он сделает первый шаг по тропе. Сама трасса тропы не должна представлять большой опасности или сложности для прохождения (слишком крутые склоны, длинные осыпи, скалы, большое число холодных бродов и т. п.), чтобы физическая усталость не уничтожила способности наслаждаться пейзажем, стремления к познанию, восприимчивости к воспитанию. Прокладывая тропу, выбирая маршрут и места остановок, желательно как можно более тесно увязывать их со сложившейся рекреационной ситуацией, т. е. существующей системой наиболее привлекательных для туристов объектов, и соединять их дорожками не под прямым углом, как это еще, к сожалению, практикуется в городских парках, а так, как удобно самим посетителями 3. Информативность, т. е. способность удовлетворять познавательные потребности людей в области географических, биологических, экологических и иных проблем, — непременное свойство троп. Большая часть из них имеет явную биологическую направленность. Однако не менее важно создавать такие тропы, которые раскрывают также географические проблемы, и прежде всего характер взаимодействия человека с природой.
Нельзя сказать, чтобы познавательные потребности были развиты у всех людей в одинаковой степени. И порой даже те, кто часто бывает в туристических походах, приносят с собою воспоминания о длине маршрута, его сложности, о печальных или веселых приключениях и очень редко о жизни леса, зверей и птиц, о влиянии людей на жизнь природы. Развитие способностей и потребностей к познанию природы на тропе осуществляют с помощью буклетов, плакатов, щитов, рассказов экскурсовода, умелой планировки тропы.
Желательно, чтобы путь от одного уникального объекта до другого проходил по территории, на которой можно было бы показать весь спектр ландшафтов, типичных для данного района. С информативностью тропы связано и то обстоятельство, что учебные тропы создаются не только там, где есть большое количество уникальных объектов, пользующихся заслуженным вниманием и интересом у населения, но и там, где их нет. В таких местах учебная тропа помогает лучше и всесторонне ознакомиться с привычными ландшафтами и их элементами. При этом так называемая минимальная учебная тропа должна быть спланирована таким образом, чтобы дать вполне точное и достаточное представление обо всей посещаемой территории. Практически для всех компонентов природы характерно еще одно свойство — ритмичность, чередование в рельефе повышений и понижений, в лесу — открытых и закрытых пространств, в погоде — сухих и дождливых дней, в хозяйственной освоенности — населенных и необжитых мест. Все перечисленные свойства существуют в природе объективно, однако восприятие их может быть значительно усилено умелым проложением трассы учебной тропы. Таблица 1 Основные виды работ по созданию учебной экологической тропы
В целях сохранения природной среды и обеспечения комфортности отдыха других посетителей каждый участник на тропе обязан подчиняться определенным правилам:
Учебная экологическая тропа рассчитана на три категории посетителей:
При определении общей протяженности тропы следует исходить из средней продолжительности одной экскурсии для старшеклассников и взрослых (примерно 2-2,5 часа). Этому соответствует оборудованный маршрут длиной около2 километров. Продолжительность экскурсий зависит от состава группы. Так, самые продолжительные экскурсии (до 3 часов) рассчитаны на педагогов, воспитателей и студентов. Для детей младших возрастов могут проводиться ознакомительные экскурсии на части учебной тропы, рассчитанные на 40-50 мин. Дети старшего возраста могут проходить весь маршрут тропы, но выбор представляемых объектов более полный; продолжительность маршрута около 2 часов. Информацию, получаемую на тропе, можно условно разделять на познавательную и предписывающую. Каждому виду информации соответствуют определенные объекты на тропе. Наибольшей популярностью у детей пользуются биологические объекты: растения, грибы, животные. Изучение видового многообразия природы прямо отвечает требованиям учебных программ по биологии. Внимание посетителей любого возраста привлекают результаты труда школьников по защите и улучшению природного окружения. Поэтому целесообразно, чтобы вдоль маршрута учащиеся создавали микро-заказники для насекомых, площадки с искусственными гнездами и кормушками для птиц. Такие объекты используются для проведения школьниками исследовательской работы. Экологическая тропа, прежде всего, создается для детей. Поэтому, если она правильно организована, то позволяет учащимся многогранно раскрыть свои творческие способности, сочетать умственный труд с физическим, развивать высокую активность. Вся работа по созданию и последующему использованию тропы строится на основе сочетания индивидуальной, групповой и массовой форм организации деятельности школьников. Применяются игровые ситуации, диспуты, конкурсы, соревнования. Широко используется проблемный и исследовательский методы обучения.
Примерное содержание работы групп по созданию учебной экологической тропы. 1.Поисковики – в составе 5-6 человек, любителей и знатоков, занимаются исследованием местности, выбранной учителем, прокладкой рекомендованного маршрута, составлением его картосхемы, выявлением экскурсионных объектов, смотровых точек и мест отдыха, разработкой вариантов оборудования маршрута. 2.Организаторы – проводят конкурсы на лучшие призы, лозунг, дорожный знак, на лучший научный или художественный текст в соответствии с перечнем объектов тропы, составленным первой группой. 3.Изготовители – делают стенды, дорожные знаки, информационные доски в соответствии с полученными эскизами. Художники-оформители – получая доски, стенды, знаки от третьей группы, оформляют, выполняют рисунки, пишут тексты. 4.Экскурсоводы – подготавливаются из числа старшеклассников, членов эколого-краеведческого совета или учащихся из первой группы, срок работы которой непродолжителен, а интерес к начатому делу у этих ребят особенно велик. В целом, проведение экскурсии по экологической тропе – это результат переработки большого материала по изучению состояния местной природы, познанию трудовых дел своих земляков, наконец, результаты личного участия школьников в охране природных богатств родного края.
В итоге работы оформляют паспорт на экологическую тропу, который содержит следующие положения:
Вся работа по созданию и последующему использованию тропы строится на основе сочетания индивидуальной, бригадно-групповой и массовой форм организации деятельности школьников. Применяются игровые ситуации, диспуты, конкурсы, соревнования. Широко используются проблемный и исследовательский методы обучения.
|
Примеры оформления стендов
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.