Министерство образования молодежной политики Рязанской области
ОГБПОУ «Сараевский колледж»
Методика
проведения
деловой игры
по дисциплине
«Информационные технологии в профессиональной деятельности»
Разработала преподаватель:
Калюшина О.А.
Аннотация
В методической разработке представлена методика проведения в виде деловой игры урока применения знаний, умений и навыков по теме «Использование возможностей пакета Microsoft Office в профессиональной деятельности» по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности».
Методическая разработка содержит:
· План урока.
· Методику проведения урока.
· Карточки с проблемным заданием.
· Карточки для выполнения практического задания.
· Слайды с учебно-методическим материалом урока.
· Таблицы результатов с критериями оценки заданий.
При проведении занятия используются ресурсы телекоммуникационной сети Интернет. Информационные продукты создаются студентами в среде программ пакета Microsoft Office: текстового редактора Microsoft Word, табличного процессора Microsoft Excel, мастера презентаций Microsoft PowerPoint.
Данная методическая разработка может представлять интерес для преподавателей различных дисциплин при подготовке и проведении занятий с использованием информационных технологий.
Содержание
Введение …………………….…………………………………………..4
План урока ………………….…………………………………………...5
Подготовительный этап ………………………………………………..9
Методика проведения урока .…..……………………………………..10
Заключение …………………………………………………………….14
Литература ……………………………………………………………..15
Приложение 1. Слайды с учебно-методическим материалом………16
Приложение 2. Карточки с
проблемной ситуацией
для работы в группе.………………………………………..18
Приложение 3. Карточки для
выполнения индивидуального
практического задания.…………………………………….20
Приложение 4. Критерии оценки и
рейтинговая таблица
оценки результатов работы…………………….…….……22
Важнейшим компонентом новой модели образования является её ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты, т.е. компетентностный подход.
Отличительная черта современного общества – расширяющееся информационное пространство. Если раньше знания, полученные в школе, техникуме, вузе, могли служить человеку довольно долго, то в настоящее время в век бурных темпов роста информации их необходимо постоянно обновлять, что может быть достигнуто главным образом путем самообразования, а это требует от человека познавательной активности и самостоятельности. Поэтому перед процессом обучения ставятся задачи, состоящих в том, чтобы не только дать студентам знания, но и обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда. Именно на решение этих задач направлены проблемно-поисковые и творчески-воспроизводящие методы, относящиеся к активным методам обучения.
Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство.
Тенденции развития современного производства, и сельскохозяйственного в том числе, а также широкое внедрение в экономико-управленческую деятельность вычислительной техники делают актуальными и востребованными навыки и умения использования информационных технологий в будущей профессиональной деятельности. Компьютерная техника и программное обеспечение находятся в постоянном развитии: появляются новые устройства, разрабатываются многофункциональные программы, предоставляющие пользователям более широкие возможности. Поэтому перед преподавателем дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» ставится задача не просто сформировать у студентов необходимые умения и навыки работы с компьютерной техникой и программным обеспечением, а развить у них познавательную активность и самостоятельность. На выполнение этой задачи и направлено практическое занятие, методика проведения которого представлена в данной разработке.
Урок № 23
Аудитория: конференц-зал
Дата проведения: __________
Группа: 41
Специальность: Механизация сельского хозяйства
Норма времени: 90 мин.
Преподаватель: Калюшина О.А.
Тема: Использование возможностей пакета Microsoft Office в профессиональной деятельности.
Вид занятия: деловая игра
Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков
Цели урока:
1. Образовательная: Дать представление о возможностях использования программ пакета MS Office в профессиональной деятельности. Обобщить и закрепить знания, умения и навыки работы по созданию информационных продуктов в среде программ пакета MS Office.
2. Развивающая: Способствовать развитию творческого потенциала, логического мышления, умения анализировать и применять полученные знания на практике.
3. Воспитательная: Способствовать воспитанию уверенности в своих силах, формированию умения самостоятельной работы и чувства ответственности за порученное дело; формированию умения осуществлять взаимосотрудничество; формированию познавательного интереса к изучаемой дисциплине.
Методы обучения: наглядно-иллюстративный (демонстрация приемов работы при актуализации знаний, демонстрация созданных работ); проблемный (постановка проблемного задания); творчески-воспроизводящий (создание информационного продукта); частично-поисковый (поиск информации в сети Интернет, в годовом отчете хозяйства); игровой
Межпредметные связи: дисциплины «Агрономия», «Организация производства на сельскохозяйственном предприятии».
Внутрипредметные связи:
Тема «Работа с информационными ресурсами в сети Интернет»
Тема «Создание служебных бланков и форм в среде текстового процессора Microsoft Word»
Тема «Создание информационных бюллетеней в среде текстового процессора MS Word».
Тема «Создание расчетных форм и выполнение вычислений в среде MS Excel»
Тема «Решение оптимизационных задач в среде табличного процессора Microsoft Excel»
Тема «Создание презентации в среде мастера презентаций MS PowerPoint»
Тема «Использование возможностей мастера презентаций Microsoft PowerPoint для создания каталогов продукции растениеводства»
Обеспечение урока:
1. Наглядные пособия:
· Слайды с методическим материалом урока
· Образцы информационных продуктов.
2. Раздаточный материал:
· Карточка с проблемной ситуацией.
· Карточка для выполнения практического задания
· Годовой отчет СПК (колхоз) Лемазинский
3. ТСО:
· Персональный компьютер IBM PC с выходом в сеть Интернет
· Мультимедийный проектор и экран.
· ПО «Microsoft Office»
4. Литература:
· Е.В. Михеева. Информационные технологии в профессиональной деятельности - М.: Изд.центр «Академия», 2004.
· Микляев А. Учебник пользователя IBM PC. - М.: Альтекс-А, 2001
· Ю.А. Шафрин. Информационные технологии. В 2ч. Ч.1. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2001,
Требования к результатам усвоения учебного материала:
Студенты должны знать: функциональные возможности и основные приемы работы в среде программ пакета Microsoft Office.
Студенты должны уметь: выбрать технологию обработки данных (программу) и применить знания, умения и навыки по созданию информационных продуктов в среде программ пакета Microsoft Office.
Содержание занятия:
1. Организационный момент (1 мин)
· Приветствие
· Определение отсутствующих студентов.
· Организация внимания студентов.
2. Мотивация учебной деятельности (3 мин)
3. Сообщение темы, цели и плана урока.(3 мин)
4. Игровой этап
4.1. Представление групп сотрудников (1 мин)
4.2. Интеллектуальный этап:
4.2.1. Актуализация опорных знаний (3 мин)
Устный опрос по вопросам:
· Назовите программы, входящие в пакет MS Office.
· Какие информационные продукты вы создавали в среде этих программ?
4.2.2. Решение проблемной задачи (8-10 мин)
4.2.3. Заслушивание ответов (10 мин)
4.3. Творческий этап:
4.3.1. Актуализация опорных знаний (14-16 мин)
Устный опрос по вопросам с демонстрацией действий на ПК:
MS Word
· Как изменить параметры шрифта?
· Как вставить объект WordArt и изменить его параметры?
· Как вставить рисунок и задать для него обтекание вокруг рамки?
· Как оформить текст в виде списка?
· Как создать колонки в тексте?
MS Excel
· Как ввести формулу?
· Как выполняется копирование формулы?
· Как рассчитать итоги по столбцам?
· Как установить отображение количества знаков после запятой?
· Как установить защиту на ячейки расчетной формы?
· Как установить границы в таблице?
MS PowerPoint
· Как задать оформление презентации?
· Как изменить разметку слайда?
· Как вставить объекты на слайд?
· Как добавить эффекты анимации для объектов на слайде?
· Как сохранить презентацию в режиме демонстрации?
4.3.2. Создание информационного продукта (35-37 мин).
4.3.3. Демонстрация созданных работ (5 мин)
5. Подведение итогов урока (2 мин). Рефлексия.
6. Сообщение домашнего задания (1 мин)
· подготовка к итоговому зачету (повторение материала по курсу)
Для проведения занятия преподавателем выполняется предварительная работа.
Согласно учебного и календарно-тематического плана для проведения занятия по теме «Использование возможностей пакета Microsoft Office в профессиональной деятельности» дается деление, поэтому на каждом из занятий присутствует половина группы. Студентам предложено самостоятельно, по желанию, объединиться в три творческих коллектива.
Преподавателем проанализирована информация о возможностях использования программ пакета Microsoft Office, осуществлена консультация с преподавателями агрономических, ветеринарных, технических и экономических дисциплин. В результате этой работы подготовлены 3 проблемные ситуации по каждой специальности, определено содержание информационных продуктов, которые должны будут создать студенты на занятии, продуманы вопросы для актуализации опорных знаний.
Преподавателем подготавливается необходимый раздаточный материал для проведения деловой игры:
· карточки с проблемной ситуацией;
· карточки для выполнения практического задания.
Создаются слайды с учебно-методическим материалом для проведения занятия.
Преподавателем также разрабатываются критерии оценки выполненных студентами заданий и созданных работ.
1. Организационная часть
Приветствие. Преподаватель и студенты приветствуют друг друга.
Определение отсутствующих студентов. Дежурный сообщает об отсутствующих студентах. Преподаватель отмечает отсутствующих в журнале.
Организация внимания студентов. Преподаватель настраивает студентов на серьезный лад, предлагает им сосредоточиться и быть внимательными на протяжении всего урока. Создает непринужденную, но рабочую атмосферу на уроке.
В качестве эпиграфа к уроку взято высказывание немецкого физика Макса фон Лауэ: «Не так важно приобретенное знание, как развитие способности мышления. Образование есть то, что остается, когда все выученное забыто». Эпиграф демонстрируется на экране с помощью мультимедийного проектора (см. Приложение 1, слайд 1).
2. Мотивация учебной деятельности
Предлагается сделать акцент на популярности использования программ офисного пакета Microsoft Office. Для этого:
- приводятся результаты исследований, проведенных в 2011 году независимой компанией Forrester Research (см. Приложение 1, слайд 2);
- проводится опрос присутствующих в аудитории на предмет использования пакета Microsoft Office. Для этого предлагается поднять руки тем, кто имеет компьютер и на нем установлен пакет Microsoft Office. Затем предлагается поднять руки тем, кто пользуется другим офисным пакетом.
Затем сообщается о возможностях использования программ пакета Microsoft Office в профессиональной деятельности.
3. Сообщение темы, цели и плана
Сообщается тема занятия и формулируются цели занятия. Тема и цели занятия демонстрируются на слайдах 3 и 4 (см. Приложение 1). Студентам предлагается записать тему и цели занятия.
4. Игровой этап
Далее преподаватель сообщает, что занятие пройдет в виде деловой игры и представляет три группы сотрудников, в которые студенты предварительно объединяются.
4.1. Интеллектуальный этап.
Преподаватель объясняет задание интеллектуального этапа:
На этом этапе работа осуществляется в группе. Каждой группе сотрудников предлагается проблемная ситуация, связанная с возможной будущей профессиональной деятельностью. Студенты должны найти решение проблемы, используя информационные технологии, и обосновать свой выбор.
Прежде чем студенты приступят к выполнению задания, предлагается провести актуализацию опорных знаний. Преподаватель напоминает, что на протяжении нескольких занятий студенты знакомились с функциональными возможностями программам пакета Microsoft Office и задает вопросы:
- Назовите программы, входящие в пакет MS Office.
- Какие информационные продукты вы создавали в среде этих программ? (демонстрируются образцы документов, ранее создаваемые на занятиях).
Ответы студентов сопровождаются демонстрацией слайда 5 с анимационными эффектами (см. Приложение 1).
Затем представителю из каждой группы студентов предлагается вытянуть карточку с проблемной ситуацией (см. Приложение 2).
Преподаватель акцентирует внимание студентов на содержании карточки, которая включает описание ситуации, задание и критерии оценки. Убеждается, что задание понятно и предлагает студентам приступить к его выполнению. Преподаватель осуществляет консультацию и контроль выполнения задания.
По окончании выполнения задания заслушиваются ответы представителя от каждой группы сотрудников. Описание проблемных ситуаций выводится на слайдах 6-8 (см. Приложение 1). Названные приемы работы в среде конкретной программы записываются преподавателем на доске. Ответы студентов обобщаются преподавателем.
4.2. Творческий этап.
Преподаватель объясняет задание творческого этапа.
На этом этапе каждый студент выполняет задание индивидуально. Необходимо создать информационный продукт в среде выбранной программы.
Прежде чем студенты приступят к выполнению задания, предлагается провести актуализацию опорных знаний. При проведении актуализации широко используются возможности мультимедийного проектора. Студенты свои ответы на вопросы сопровождают демонстрацией на экране приемов работы в среде программ пакета Microsoft Office.
Вопросы для актуализации знаний:
MS Word
- Как изменить параметры шрифта?
- Как вставить объект WordArt и изменить его параметры?
- Как вставить рисунок и задать для него обтекание вокруг рамки?
- Как оформить текст в виде списка?
- Как создать колонки в тексте?
MS Excel
- Как ввести формулу?
- Как выполняется копирование формулы?
- Как рассчитать итоги по столбцам?
- Как установить отображение количества знаков после запятой?
- Как установить защиту на ячейки расчетной формы?
- Как установить границы в таблице?
MS PowerPoint
- Как задать оформление презентации?
- Как изменить разметку слайда?
- Как вставить объекты на слайд?
- Как добавить эффекты анимации для объектов на слайде?
- Как сохранить презентацию в режиме демонстрации?
Затем студентам раздаются карточки для выполнения индивидуального задания (Приложение 3), и предлагается ознакомиться с их содержанием. Преподаватель напоминает, что для поиска нужной информации можно воспользоваться ресурсами сети Интернет. Убеждается, что задание понятно и предлагает студентам приступить к его выполнению. Преподаватель осуществляет консультацию и контроль выполнения задания.
По окончании выполнения задания, преподаватель демонстрирует созданные работы, сопровождая их комментариями: отмечает достоинства работы, указывает на ошибки.
5. Подведение итогов урока
Преподаватель представляет рейтинговую таблицу оценки деятельности студентов и итоги выполнения интеллектуального этапа (демонстрация слайда 9 Приложение 1). Затем отмечает работу студентов и называет оценки.
6. Сообщение домашнего задания
Студентам предлагается записать домашнее задание.
В заключении преподаватель напоминает студентам о существовании альтернативного офисного пакета OpenOffice.org (демонстрация слайда 10, Приложение 1), который относится к категории бесплатно-распространяемых программ.
В конце занятия преподаватель благодарит студентов и присутствующих за внимание.
Современный учебный процесс рассматривается в педагогической науке как процесс, обеспечивающий обучающимся возможность приобретать опыт профессиональной деятельности. Для этих целей как нельзя более подходит игровая технология обучения. Игра традиционно применяется в обучении как средство возбуждения интереса к учению. Игры способствуют развитию у студентов логического мышления; умения мыслить нестандартно, умения анализировать и делать выводы, развитию культуры речи, воображения, творческого потенциала, уверенности в своих силах.
Представленный в данной методической разработке урок деловая игра относится к разряду нетрадиционных уроков и был проведен в учебных группах по всем специальностям подготовки. А в качестве открытого урока в группе студентов, обучающихся по специальности «Агрономия».
Анализируя проведенный урок можно отметить, что он в большей или меньшей степени, но вызвал интерес у всех студентов. Они работали активно и смогли показать приобретенные знания, умения и навыки использования информационных технологий в профессиональной деятельности и я, как преподаватель, достигла поставленных целей.
Считаю, что в целом представленная методика проведения занятия имеет место для дальнейшего совершенствования и использования при изучении дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности». А также может представлять интерес для преподавателей других дисциплин при организации подобных уроков.
1. А. Микляев. Учебник пользователя IBM PC. -М.:Альтекс-А, 2001
2. Е.В. Михеева. Информационные технологии в профессиональной деятельности. –М.: Издательский центр «Академия», 2004
3. А.В. Могилев и др. Информатика: Учебное пособие для студентов пед.вузов.-М.: Изд.центр «Академия», 2001.
4. Л.Г. Семушина, Н.Г. Ярошенко. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях. –М.: Мастерство, 2001.
5. В.Т. Сергованцев, Е.А. Воронин, Т.И. Воловник, Н.Л. Катасонова. Компьютеризация сельскохозяйственного производства. –М.: Колос, 2001.
6. Ю.А. Шафрин. Информационные технологии. В 2ч. Ч.1. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2001
Приложение 1
Слайды с учебно-методическим материалом
Слайд 1. Эпиграф к уроку Слайд 2. Мотивация учебной деятельности
Слайд 3. Тема урока Слайд 4. Цели урока
Слайд 5. Актуализация опорных знаний
Слайд 6. Проблемная ситуация 1 Слайд 7. Проблемная ситуация 2
Слайд 8. Проблемная ситуация 3 Слайд 9. Подведение итогов
Слайд 10. Заключение
Приложение 2
Карточка
с проблемной ситуацией для работы в группе
по специальности 35.02.05 «Агрономия»
Ситуация 1:
Вы являетесь специалистами сельскохозяйственного предприятия. Руководитель поставил перед вами задачу - выполнить анализ рентабельности и экономической эффективности сельскохозяйственного производства за текущий год (отрасль растениеводство). Как вы решите эту задачу, используя информационные технологии?
|
|
Задания: Задание 1. Вам необходимо: a. определить тип информационного продукта; b. выбрать программу, в среде которой вы его будете создавать; c. обосновать свой выбор. Задание 2. Назвать основные приемы работы в среде выбранной программы. |
|
Критерии оценки: 1. Правильность определения информационного продукта – 1 балл 2. Правильность выбора программы – 1 балл 3. Обоснование своего выбора – 2 балла 4. Объем названных приёмов работы – 3 балла |
Приложение 3
Карточки
для выполнения индивидуального практического задания
в среде Microsoft Word
Специальность 35.02.05 «Агрономия»
в среде Microsoft PowerPoint
Специальность 35.02.05 «Агрономия»
в среде Microsoft Excel
Специальность 35.02.05 «Агрономия»
Приложение 4
Критерии оценки
и рейтинговая таблица оценки результатов работы
Критерии оценки группового задания (проблемная ситуация):
1. Правильность определения информационного продукта – 1 балл
2. Правильность выбора программы – 1 балл
3. Обоснование своего выбора – 2 балла
4. Объем названных приёмов работы – 3 балла
Критерии оценки индивидуального практического задания (создание информационного продукта):
1. Правильность выполнения задания – 5 баллов
2. Наглядность оформления документа – 2 балла
Рейтинговая таблица оценки результатов
Количество баллов |
Оценка |
13-14 |
5 |
10-12 |
4 |
7-9 |
3 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.