Методика проведения нравственной беседы
Оценка 5

Методика проведения нравственной беседы

Оценка 5
docx
27.02.2024
Методика проведения нравственной беседы
урок.docx

Методика проведения нравственной беседы Беседа – диалог, разговор учителя и ученика, учителя и коллектива учащихся. Этическая беседа рассматривается в практике работы школы как специфическая форма организации нравственного воспитания учащихся. Цель нравственной беседы – вооружение учащихся знаниями этических норм, правил культуры поведения; формирование умений и навыков нравственного поведения, соблюдение норм морали; воспитание уважения человека к себе и другим; формирование потребности в соблюдении нравственных норм и пропаганде норм нравственности во взаимоотношениях людей. Методика проведения беседы, нравственной беседы, предполагает учет индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, уровня их воспитанности, личностных потребностей учащихся и коллектива школьников. Чтобы откровенный разговор не подменился монологом или не превратился в бесполезную болтовню необходимо соблюдать следующие требования. При обсуждении необходимо: использовать морально-нравственные ситуации, соответствующее содержание; соблюдать принципы научной обоснованности, доступности нравственных понятий, вводимых в беседу; гуманизации и демократизации отношений в системе «учитель-ученик»; отбирать такие вопросы для обсуждения, которые вызовут детей на откровенный разговор; осуществлять личностно-ориентированный подход к учащимся (учитывать личностные качества, индивидуальные и возрастные особенности учащегося, на этой основе сделать содержание беседы личностно значимым для каждого питомца), реализовывать диалогический и имитационно-игровой подход; увязывать материал с реальной жизнью класса, с проблемами жизни детей. Этапы подготовки и проведения нравственной беседы: Подготовительный этап, наиболее длительный и трудоемкий, включает в себя разнообразную совместную деятельность учителя и воспитанников. Выбор темы нравственной беседы и целеполагания и задач проводится с учетом программы воспитания коллектива школьников, а также положения в классном коллективе. Учителю необходимо подобрать литературу, вспомогательные материалы по теме. Важную роль в достижении цели играет включение каждого учащегося в подготовку и проведение беседы. Для этого целесообразно разбить класс на творческие группы с учетом интересов и возможностей учащихся. Каждая группа должна получать разноуровневые задачи: репродуктивного, частично поискового, творческого характера по содержанию беседы. Ориентировочный план-конспект проведения нравственной беседы: 1. Введение – описание яркого факта или события (рассказ воспитателя), чтение рассказа, стиха, сказки; рассказы детей из жизни. Особый интерес вызывает у учащихся воспроизведение конкретных ситуаций, отрывков из рассказов, сценок, где раскрывается эмоциональное отношение к происходящему. 2. Основная часть. Проводится посредством беседы, направленной на выяснение детьми морально-этических понятий. В их числе: вопросы, направленные на анализ и оценку поведения героев, знакомых детей; разъяснение воспитательных норм и правил поведения, рассказы-загадки (альтернативные задачи), решение нравственных задач учащимися, создание жизненных ситуаций для убеждения детей в необходимости нравственных поступков, викторины. 3. Заключительное слово ведущего. Выводы. Тематика бесед зависит от возраста и развития школьников. Например, для учащихся 4-5 классов: «О доброте и внимании к людям», «О дружбе». «Быть дисциплинированным – что это значит?», «О точности и чистоплотности», «О скромности и зазнайстве», «Какой он – человека труда?», «Волшебный мир природы родного края». Тематика бесед для учащихся 6-9 классов: «Гражданин или обыватель», «Чего в другом не любишь, того не делай сам», «О долге и чести», «Как слово наше отзовется», «Если друг оказался... », «Как дарить подарки», «С улыбкой день светлее!» Тематика бесед для учащихся 10-12 классов: «Золотое правило нравственности, что оно значит для тебя», «Нравственные основы взаимоотношений юношей и девушек», «Одиночество вдвоем», «Уметь дарить радость людям», «Любить или быть любимым?», «Познай себя и сделай себя лучше», «За деньги не все покупается. За деньги не все продается. Основные приемы, применяемые при проведении нравственной беседы [7]: 1. Говорите спокойным голосом. Дети лучше реагируют на нормальный звуковой уровень голоса, чем на крик. 2. Используйте языковые разновидности: полные предложения, краткие предложения, используйте речевые повторы, устоявшиеся языковые конструкции, ударения, акцентирование. 3. Повторяйте то, что говорят ученики, исправляйте их, поощряйте высказывать собственные идеи и чувства. 4. Используйте наводящие вопросы, такие как: Как вы понимаете? Что вы думаете в связи с обсуждаемой проблемой? Почему вы так думаете? Когда вас это волнует. Как вы поступите? и др. 5. Избегайте вопросов, требующих ответов «да» или «нет».


 

Методика проведения нравственной беседы

Методика проведения нравственной беседы

Когда вас это волнует. Как вы поступите? и др

Когда вас это волнует. Как вы поступите? и др
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.02.2024