Методика работы и организация эффективного взаимодействия с одарёнными детьми"

  • docx
  • 30.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Работа с одарёнными детьми.docx

Министерство образования  и науки Российской Федерации

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия  № 29  г. Уссурийска»

Уссурийского городского округа

 

 

гимназия-посл-09 028

«Многоязычие в системе гимназического образования через клубную деятельность»

 

«МЕТОДИКА РАБОТЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ»

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                   Автор:

                                                                                                                  Ронская Ольга Леонидовна,

                                                                                                                  учитель английского языка

                                                                                                                  высшей   квалификационной  

                                                                                                                  категории

 

 

                                                          

 

                                                            Уссурийск 2025 г.

В современном обществе одним из главных ценностей является сам человек. Человеческий ресурс – это главное богатство любой страны. Именно поэтому одной из линий государственной образовательной политики является развитие и педагогическое сопровождение одаренных детей. Ученые на протяжении всего существования человечества пытались понять причину появления необычных, незаурядных людей.

Одной из современных зарубежных концепций одаренности является теория Дж. Рензулли. Он полагает, что одаренность нельзя определить по тесту на уровень IQ. Она заключается в сочетании сразу трех характеристик:

  • интеллектуальные способности выше среднего уровня;
  • креативность;
  • мотивация, ориентированность на задачу.

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Современные исследователи рассматривают одаренность, как интегральное, изменяющееся в течение жизни, качество личности.

До сих пор ученые так и пришли к единому мнению, насколько часто проявляется детская одаренность. На сегодняшний день существуют две противоположные точки зрения:

1.     Все дети являются одаренными.

2.     Одаренные дети встречаются очень редко.

3.     Сторонники первой точки зрения, считают, что при условии создания благоприятных условий, каждый ребенок может проявить свою одаренность. Другие же специалисты уверены, что одаренность – это редкое явление, поэтому внимание стоит сосредоточить не на развитии способностей у всех детей, а на поиске действительно талантливых.

4.     Ребенок может проявить успешность во многих видах деятельности, ведь возможности их психики пластичны. Именно поэтому у ребенка могут быть сформированы разные виды одаренности, более того, в одном и том же виде деятельности, разные дети могут проявить своеобразные таланты. Важное значение для понимания одаренности имеет положение о существовании разных ее видов.

На сегодняшний день, зарубежные и отечественные исследователи различают следующие виды одаренности:

Общая интеллектуальная одаренность

Дети, обладающие интеллектуальной одаренностью, проявляют высокую степень любознательности и интереса к новой информации. У них хорошо развиты сенсорные способности уже в раннем детстве. Такие дети постоянно стремятся классифицировать предметы и явления окружающего мира, хотят все объяснить, обнаружить причинно-следственные связи. Они способны демонстрировать высокую концентрацию внимания во время занятий интеллектуальной деятельности. Такие дети быстро овладевают новыми понятиями и запоминают новую информацию. Они обладают высокими способностями к переработке информации, что позволяет им преуспевать во многих областях знаний. Ученые полагают, что это наиболее редко встречающийся вид одаренности, который напрямую связан с высоким уровнем развития интеллекта у ребенка. Однако он не настолько исключительный, в среднем в популяции есть примерно около 2-3% людей с высоким уровнем интеллекта.

Специфическая академическая одаренность

Такая одаренность проявляется как успешное обучение по отдельным учебным предметам. Иначе такую одаренность называют «школьной». Дети, обладающие школьной одаренностью, могут демонстрировать высокие результаты в овладении математикой, иностранным языком, биологией, физикой и другими учебными дисциплинами. Но при этом по другим предметам у них могут быть посредственные успехи. Такая выраженная избирательность по отношению к образовательным областям может привести к возникновению у ребенка проблем в школе и дома. Взрослые часто недовольны, что ребенок не успевает одинаково хорошо по всем предметам, не признают его одаренности и не пытаются поддержать его.

Художественная, исполнительская и музыкальная одаренность

Детям, демонстрирующим данный вид одаренности свойственны повышенный интерес к художественной и музыкальной деятельности. Они обычно проявляют высокую эмоциональную отзывчивость к прекрасному, высокий уровень развития сенсорных способностей. У них хорошо развита образная память. Дети, имеющие художественную одаренность способны продуцировать оригинальные продукты художественной, музыкальной и сценической деятельности.

Психомоторная одаренность

Признаками психомоторной одаренности являются: легкость усвоения новых движений, повышенная склонность к двигательной активности, овладение сложноскоординированными движениями. Такие дети демонстрируют ловкость и точность движений, высокий уровень развития моторных способностей. Они способны целенаправленно управлять движениями, постоянно стремятся тренировать новые двигательные навыки. Выявление таких детей необходимо для отбора их в специальные образовательные учреждения спортивной и хореографической направленности. При этом отмечено, что незаурядные психомоторные способности иногда демонстрирую дети, имеющие посредственные интеллектуальные способности. А бывает так, что дети с интеллектуальной и академической одаренностью проявляют низкое развитие психомоторных функций. 

Творческая одаренность

Специалисты спорят о том, необходимо ли выделять такой тип одаренности. Одни из них полагают, что творческие способности или креативность являются обязательным компонентом любого вида одаренности. Другие уверены, что творческая одаренность существует как отдельный вид. Часто, дети, обладающие творческой одаренностью, пренебрегают правилами, условностями и авторитетами. Они достаточно независимы в суждениях, имеют хорошее чувство юмора, яркий темперамент, при этом не обращают внимания на порядок организации деятельности.

Социальная одаренность

Социальная одаренность – это способность устанавливать зрелые, конструктивные отношения с окружающими людьми. Исследователи выделяют такие особенности социальной одаренности:

  • социальная перцепция, или возможность понимать чувства и поступки других людей;
  • нравственность;
  • хорошие организаторские способности.

Специалисты психологи называют социально одаренными людей с высоко развитым социальным интеллектом. В целом, такие люди являются внешне привлекательными, выглядят аккуратно, их принимают большинство людей. Как правило, такие люди всегда заняты в различных общественных мероприятиях. Социально одаренные люди относятся к людям любого возраста как к равным, открыты в общении, выражают свои чувства, поддерживают длительные дружеские взаимоотношения. Социальная одаренность может стать предпосылкой для успешности во многих областях деятельности. Такие люди становятся хорошими педагогами, психологами и социальными работниками, поскольку сопереживают другим, понимают людей. Эти способности сопряжены с лидерскими качествами. Они характеризуются способностью принимать решения, планировать будущее, умеют ясно выражать мысли, уверены в себе.

 В становлении детской одаренности огромная роль принадлежит педагогу, ведь именно он оказывается первым человеком, который профессионально оценивает потенциал конкретного ребенка и на основе этой оценки создает условия для развития. Это невозможно без эффективного сотрудничества с родителями учащихся и другими заинтересованными специалистами. Оценка конкретного ребенка как одаренного в значительной мере условна. Самые замечательные способности ребенка не являются прямым и достаточным показателем его достижений в будущем. Нельзя закрывать глаза на то, что признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Учет этого обстоятельства особенно важен при организации практической работы с одаренными детьми.

Одаренный ребенок может обучаться индивидуально, может участвовать в групповой работе. Такие методы обладают очень высоким познавательно-мотивирующим потенциалом и в полной мере соответствуют познавательной активности одаренного ребенка. Творческий характер таких методов обучения позволяет развивать творческое мышление ребенка, а также такие качества личности как учебную мотивацию, самостоятельность, уверенность в своих силах, эмоциональную устойчивость и способность к сотрудничеству. Учитель должен быть готов к тому, что ребенок сам будет выбирать траекторию своего обучения на основе выбора наиболее интересного вида деятельности. Позиция педагога теперь заключается не в том, чтобы быть носителем знаний для ребенка, а в том, чтобы стать помощником, способствовать становлению личности ученика.

Практические приемы работы с одаренными детьми

Для работы с одаренными учениками можно использовать следующие приемы:

  • Прием «Особое задание». Данный прием заключается в следующем: одаренные дети получают от педагога особо сложное задание. Его необходимо выполнять в тетради. Как правило, это тренировочные и творческие задания повышенной сложности.
  • Прием «Три уровня домашнего задания». Ребенок получает одновременно задание двух или трех уровней. Первый уровень – задание, так называемый обязательный минимум. Второй уровень – тренировочное задание, которое могут выполнить ученики, которые стремятся хорошо знать предмет и осваивают программу без трудностей. Третий уровень – творческое задание. Дети выполняют его по желанию. В качестве поощрения получают хорошую оценку и похвалу.
  • Прием «Энциклопедист». Заключается в самостоятельном поиске обучающимися дополнительного материала, с помощью которого можно решить усложненные задачи. А также такой информации, при помощи которой можно провести дополнительные занятия.

 

Технологии, используемые в работе с одаренными детьми

1.     Технология проблемного обучения. Деятельность одаренного ребенка может быть наиболее эффективно организована в процессе выполнения заданий проблемного характера. Ребенок обнаруживает пробел в знаниях и пытается решить проблему, обращаясь к дополнительным источникам информации.

2.     Технология проектного обучения. Самостоятельная поисковая деятельность обучающихся помогает им творчески усваивать знания. В ходе проектирования ребенок реализует свой познавательный интерес и в конце получает некий реальный продукт – проект.

3.     Здоровьесберегающие технологии направлены на сохранение и приумножение физического, психического, нравственного и духовного здоровья. Создание безопасного пространства, обеспечение двигательной активности, рациональная организация учебного процесса в соответствие с возрастными и индивидуальными особенностями обеспечивают ребенку условия для развития способностей.

4.     Игровые технологии способствуют ускорению процесса адаптации, межличностному взаимодействию, выявлению лидеров и аутсайдеров.

5.     Технология «Форум-театр» использует опыт тренингов и интерактивного театра. «Форум-театр» влияет на эмоциональный интеллект человека, формируя творческий подход к позитивному решению проблемы.

6.     Методика стратегии креативности Уолта Диснея выражается в организации мыслительного процесса человека при планировании так, чтобы способствовать активизации его творческого потенциала, причём, в любое необходимое время и в любом месте.

В методе «Форум-театра» в ходе спектакля разыгрывается конкретная, заранее спланированная сцена, отражающая проблему. В качестве проблемы рассматриваются реальные повседневные конфликты (в семье, в школе и т.д.), а затем следует драматическая ситуация и кульминация. Поиск в рамках предложенного спектакля вместе с участниками путей решения проблемы или выхода из сложной жизненной ситуации. Конечно, подобное мероприятие проводится в старших классах, где дети имеют хороший словарный запас. Я использую эту технологию третий год и стараюсь завершать каждую изученную тему Форум- театром, где нет пассивно сидящих учеников, все вовлечены в работу. Это даёт детям свободно общаться на иностранном языке, не бояться высказывать свою точку зрения, ведь «правильных» ответов нет.

Суть стратегии креативности Уолта Диснея заключается в точном разделении творческого процесса на несколько этапов, а ее необычайная эффективность объясняется следующими характеристиками.

Каждый этап требует исполнения определенной роли: МЕЧТАТЕЛЬ формирует новые идеи и цели, РЕАЛИСТ преобразует эти идеи в конкретные предложения, КРИТИК является фильтром и стимулом к усовершенствованию.

МЕЧТАТЕЛЬ — человек, создающий самые красивые «воздушные замки». Все, что он умеет делать — гениально мечтать, «отрываясь» от современной реальности и полностью направляя все свои творческие способности на создание самой совершенной и единственной в своем роде мечты. Представляем в своём воображении самую лучшую, идеальную возможность реализации задачи либо проекта. Представляем самый лучший образ самих себя, а также то, как мы реализуем проект. Наибольших результатов можно достичь посредством визуализации.

НАБЛЮДАТЕЛЬ — лицо нейтральное. Его цель — наладить эффективную работу всех трех позиций и осуществлять своевременную связь между ними. Необходимо оценить продуктивность работы МЕЧТАТЕЛЯ, дать соответствующие рекомендации и после этого мысленно передать репрезентацию плана реализации проекта от МЕЧТАТЕЛЯ к РЕАЛИСТУ.

РЕАЛИСТ — человек дела. Он получает удовольствие от процесса реализации доверенного ему проекта. Его меньше интересует, что было вчера и что будет завтра, зато он точно знает, что можно и нужно делать прямо сейчас. В работе ему помогает его чувство реальности, благодаря которому, он всегда может выбрать из многообразия предложений только те, которые можно реализовать в условиях данной реальности. РЕАЛИСТ рассматривает проект реализации мечты, предложенный Мечтателем, и выбирает из него только те пункты, за реализацию которых он точно может поручиться.

 Входим в позицию КРИТИК. Настраиваемся позитивно. На этом этапе требуется проанализировать наш план, спрогнозировать возможные препятствия и ошибки и предупредить их. Сделать это нужно ещё до реализации плана. Очень важно также сформулировать для МЕЧТАТЕЛЯ необходимые вопросы и задачи, подумав о возможных проблемах. Что может произойти в процессе реализации? Может ли наш проект как-то и на что-то отрицательно повлиять? Требующиеся задачи по доработке плана следует указать именно в позитивной форме.

1. Определите состав команд МЕЧТАТЕЛЕЙ, РЕАЛИСТОВ И КРИТИКОВ, учитывая их личностные особенности и предпочтения. ВЕДУЩИЙ (координатор) исполняет роль НАБЛЮДАТЕЛЯ.

2. Сформулируйте краткое описание ситуации и задачи, требующей решения.

3. Попросите каждую из групп «заякорить» чистое и сильное состояние для каждой из трех позиций — МЕЧТАТЕЛЯ, РЕАЛИСТА И КРИТИКА. Помогите им выработать наилучшее состояние, попросив их вспомнить случай, когда они: а) мечтали, б) были практичны, в) критиковали.

4. Первыми включаются в работу МЕЧТАТЕЛИ. Их задача — дать как можно больше оригинальных идей и решений задачи. Работа проходит в режиме «мозгового штурма» — критика запрещена.

5. Идеи, полученные МЕЧТАТЕЛЯМИ, передаются НАБЛЮДАТЕЛЕМ группе РЕАЛИСТОВ. Их задача — выбрать из них те, которые пригодны для реализации, и доработать до вида, приемлемого для практического воплощения. РЕАЛИСТЫ должны составить поэтапный план реализации данных решений задачи.

6. План, предложенный РЕАЛИСТАМИ, НАБЛЮДАТЕЛЬ передает группе КРИТИКОВ. КРИТИКИ выявляют изъяны и недостатки каждого проекта.

7. При необходимости решение передается на доработку МЕЧТАТЕЛЯМ и РЕАЛИСТАМ и потом возвращается КРИТИКАМ — до тех пор, пока все стороны не будут полностью удовлетворены полученным результатом.

Главная задача НАБЛЮДАТЕЛЯ, кроме передачи результатов работы от группы к группе, строго следить за сохранением чистоты ролей. МЕЧТАТЕЛЯМ запрещается критиковать, РЕАЛИСТАМ и КРИТИКАМ — предаваться фантазиям.

При регулярном использовании метода Уолта Диснея для решения самых разных творческих задач обучаемые начинают применять разделение состояний для генерации идей, поиска путей их реализации и критики автоматически, поскольку формируется соответствующий навык, дающий замечательные результаты.

Учитель может создать такой микроклимат в классном коллективе, который будет поощрять проявление детьми своих творческих способностей. Для создания такого микроклимата педагог должен вести себя определенным образом:

1.      Стараться избегать проявлений группового давления и не провоцировать зависть между детьми. Ведь в такой обстановке ребенок старается не выделяться. Творческие способности напротив стимулирует доброжелательная атмосфера и дружеское командное соревнование.

2.      Cтараться избегать негативных оценок по отношению к ребенку. Даже если с первого взгляда его идеи кажутся смешными и пустыми. Чтобы в полной мере оценить продуктивность той или иной идеи, ее вначале необходимо воплотить в реальность. То, что оригинальная идея вообще возникла, это уже большая удача.

3.      Поощрять не только выдвижение идей, но и полную их разработку и реализацию.

4.      Одобрять желание детей задавать вопросы и стараться самому искать на них ответы тоже. Если педагог говорит детям: «Это не ваше дело», «Это относится к другой теме», «Это мы изучим позже», то креативность воспитанников может и не проявиться.

5.      Не задавать детям такие вопросы, на которые они могут просто ответить «Да» или «Нет».

6.      Не слишком быстро давать детям помощь в поиске путей решения проблемной задачи. Помощь должна быть строго порционной.

7.      Давать право детям делать ошибки. Даже неверные решения – это ценный опыт для ребенка.

8.      Критикуя, принимать и одобрять личность ребенка. Замечания стоит начинать с признания достоинств и сильных сторон.

9.      Поддерживать оригинальные мысли и необычные идеи детей.

10.    Поощрять детское интеллектуальное творчество и смелые догадки.

Хотелось бы отметить, что проблема развития креативности должна быть решена и для сохранения человечества как вида. Ведь способность к творчеству – это та самая характеристика, которая делает человека человеком. Не существует творческих профессий. Творческим может быть только человек. В настоящее время творческое отношение к делу, нестандартность мышления – одни из самых востребованных качеств личности.

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru