Методика работы над музыкальными произведениями
Оценка 4.8

Методика работы над музыкальными произведениями

Оценка 4.8
docx
25.02.2022
Методика работы над музыкальными произведениями
методика работы над прозведениями.docx

 

 

Методика работы над музыкальными произведениями

 

 

 

 

 

Автор: А.В. Есипов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         Правильная работа над музыкальным произведением является основой процесса обучения на всех духовых инструментах, поскольку она служит самым эффективным средством художественного воспитания студентов. При систематическом изучении различных музыкальных произведений студенты по мере своего общемузыкального развития и приобретения исполнительского опыта, постепенно овладевают рядом необходимых навыков. Например, осмысленной передачей звуками своего инструмента музыкально-образного содержания произведений; различными видами исполнительской техники; умением выражать в ходе игры свои чувства и эмоции; отражать свою творческую индивидуальность; находить наиболее целесообразные способы работы над нотным текстом и т.п. Вот почему и педагоги, и студенты должны ясно представлять себе методические принципы работы исполнителя над музыкальным произведением, которые уже сложились в современной музыкально-исполнительской практике.

                   Русская музыкальная педагогика исходит из того. Что творческий процесс работы над произведением условно может быть подразделен на четыре взаимосвязанных этапа.  Первый из них – это этап предварительного ознакомления с пьесой. Он начинается с того, что педагог сообщает студенту краткие сведения о композиторе, о характере музыки данного произведения, об основных деталях его художественного содержания. После этого студент, опираясь на свой внутренний слух, должен прочитать нотный текст и постараться представить в воображении контуры его реального звучания. Если же развитие внутренних представлений у данного студента оказывается недостаточным, то следует прибегнуть к проигрыванию пьесы на инструменте. На ранних ступенях обучения это должен делать сам педагог, а более подготовленным студентам полезно проиграть  пьесу самостоятельно. В результате такого проигрывания студент должен хотя бы в общих чертах представить характер музыки, темповые обозначения, главные и второстепенные темпы, ритмику, динамические оттенки, а также обозначить для себя основные технические трудности, которые потребуют особого внимания в процессе дальнейшей работы над  пьесой.

                   Предварительное ознакомление с новым музыкальным произведением должно заканчиваться формированием у студента исполнительского замысла, или плана последующей работы  над нотным текстом.

                   Второй этап работы над музыкальным произведением связан с более детальным его изучением по частям. Это наиболее длительный и сложный период, когда решается целый комплекс исполнительских задач, совершается вся «черновая» работа по техническому и художественному освоению музыки. Разучивая произведение небольшими частями, более или менее законченными музыкально-смысловыми построениями (фразами, предложениями, периодами и т.д.) играющий, непрерывно вслушиваясь в музыку, должен научиться : правильно исполнять нотный текст  со всеми авторскими обозначениями, выявлять наиболее трудноисполнимые фразы и находить правильные способы  работы над ними, определять роль основных выразительных средств (мелодии, гармонии, метроритма, штрихов, фразировки, фактуры сопровождения и т.д.) в раскрытии художественного содержания музыки.

                   Каждому проигрыванию отдельного музыкального эпизода должно предшествовать осмысление тех задач, которые должны решаться в процессе игры. Работая над быстрыми, технически сложными построениями произведения, целесообразно применять различные приемы освоения музыкального материала. Важнейшим из них следует считать игру в замедленном темпе, позволяющую музыканту полностью контролировать все детали исполнения: качество звука, тембр, ритм, динамику, звуковысотную интонацию, выразительность фразировки, точность выполнения штрихов и т.д.     

                   В процессе  тщательной работы над отдельными эпизодами исполнитель, наряду с другими исполнительскими задачами, должен овладеть еще одной – выучить нотный текст исполняемой пьесы на память. Для этого необходимо овладеть методикой заучивания нотного материала на память, построенной на сочетании слуховых, мыслительных и двигательных действий. Например, вначале нужно проиграть отрывок по нотам в замедленном темпе, затем, держа инструмент в руках, проинтонировать отрывок в уме, сначала глядя в ноты, а затем и без нот. Выученные наизусть мелкие построения следует постоянно укрупнять, т.е. присоединять к ним ряд предыдущих и  последующих  эпизодов. Для проверки прочности запоминания нотного текста следует применять нацеленные, однократные проигрывания выученных отрывков, добиваясь от ученика, чтобы он мог безошибочно исполнить любой из них по требованию педагога.

                   Третий этап работы над произведением – это исполнение его целиком на память, по возможности без ошибок и остановок, и обязательно в сопровождении аккомпанемента. Основной задачей этого периода является реализация целостного художественного замысла, определяющего трактовку всех частей и деталей пьесы, «собирание» их в единое целое. Во время такого «сквозного» проигрывания на первый план выдвигается задача полного раскрытия художественного содержания музыки, достижение максимальной технической точности, выразительности, уверенности и ансамблевой слаженности исполнения.  Играя произведение целиком, студент должен обратить особое внимание на точное воплощение авторского замысла, на эмоционально-логическое осмысление исполняемой музыки, проявлять чувство меры в отношении темпов, динамических оттенков, кульминаций и других элементов музыкальной выразительности. Не менее важной на этом этапе должна стать работа музыканта по закреплению произведения в памяти, по осуществлению прочного запоминания всего нотного текста. Для этой цели целесообразно  использовать  два следующих варианта : во-первых, проигрывать отдельные отрывки пьесы в очень медленном темпе, который позволяет полностью использовать непрерывную смену реальной и мысленной игры, когда один небольшой отрывок  исполняется реально, а следующий за ним – мысленно и  т.д.

         Работая над пьесой в плане ее целостного оформления, музыкант должен научиться: восстанавливать в памяти весь ход каждого исполнения,  следить за тем, чтобы качество проигрывания с каждым разом улучшалось, точно определять успехи и недостатки своего исполнения. Без этого трудно строить дальнейшую работу над произведением, завершением которой обычно является его исполнение в концерте или перед экзаменационной комиссией.

         Поэтому четвертый, заключительный этап работы над музыкальным произведением  направлен на достижение эстрадной готовности исполнения.  На этой стадии проигрывание пьесы должно носить характер репетиции перед воображаемой аудиторией, и эту репетицию следует проводить с полной отдачей, с мобилизацией душевных и физических сил. Известно, что далеко не всем музыкантам-исполнителям удается высококачественное  исполнение произведения на эстраде. Основной причиной этого является чрезмерное волнение, которое нарушает привычные нервно-мышечные связи в организме играющего, сильно сковывает его исполнительский аппарат.  У играющих на духовых инструментах это проявляется по-разному. Одни музыканты, волнуясь, теряют контроль над своим дыханием, другие ощущают сильную сухость языка и губ, третьи – утрачивают координированную подвижность пальцев и т.д. Причины чрезмерного волнения во многом зависят от индивидуальных особенностей психики играющего, а также от степени готовности произведения к концертному исполнению.

         Определить концертную готовность исполнения можно по следующим признакам:

- когда исполнитель может свободно проиграть в уме все произведение целиком или любой его отрывок

- когда любой эпизод произведения хорошо исполняется с первого раза как в нормальном, так и в замедленном темпе;

- когда исполнитель может проиграть несколько раз подряд, не снижая качество игры, любой эпизод произведения;

 

- когда у исполнителя, по мере овладения исполнительскими навыками, исчезнут представления о технических  трудностях данной пьесы.

         В целях предупреждения возможных неудач на эстраде студентам и педагогам необходимо учитывать также следующие практические советы:

         Музыкальное произведение, намеченное к исполнению, не должно превышать реальных возможностей ученика.

         Исполнитель должен твердо знать нотный текст произведения на память и хорошо «обыграть» пьесу на нескольких репетициях в том зале, где запланировано выступление.

         Инструмент исполнителя к моменту выступления должен быть в полном порядке, т.к. любая его неисправность повлечет за собой дополнительное волнение и будет отвлекать внимание исполнителя.

         В процессе игры исполнитель должен полностью сосредоточить свое внимание на музыке, не думать о постороннем, не обращать внимание на возможный шум или движение в зале.

         Для преодоления чувства страха и «эстрадобоязни» лучшим средством является   систематическое участие музыканта в сольно- концертной практике.

         Таковы общие методические  принципы работы музыканта-духовика над музыкальными произведениями, применимые к любому произведению, вне зависимости от его формы и жанровой принадлежности. Именно с помощью этих принципов, в основе которых должна лежать непрерывная слуховая и мыслительная деятельность, играющий сможет добиться главного – овладения высоким исполнительским мастерством.

                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Методика работы над музыкальными произведениями

Методика работы над музыкальными произведениями

Правильная работа над музыкальным произведением является основой процесса обучения на всех духовых инструментах, поскольку она служит самым эффективным средством художественного воспитания студентов

Правильная работа над музыкальным произведением является основой процесса обучения на всех духовых инструментах, поскольку она служит самым эффективным средством художественного воспитания студентов

Предварительное ознакомление с новым музыкальным произведением должно заканчиваться формированием у студента исполнительского замысла, или плана последующей работы над нотным текстом

Предварительное ознакомление с новым музыкальным произведением должно заканчиваться формированием у студента исполнительского замысла, или плана последующей работы над нотным текстом

Например, вначале нужно проиграть отрывок по нотам в замедленном темпе, затем, держа инструмент в руках, проинтонировать отрывок в уме, сначала глядя в ноты, а затем…

Например, вначале нужно проиграть отрывок по нотам в замедленном темпе, затем, держа инструмент в руках, проинтонировать отрывок в уме, сначала глядя в ноты, а затем…

Работая над пьесой в плане ее целостного оформления, музыкант должен научиться: восстанавливать в памяти весь ход каждого исполнения, следить за тем, чтобы качество проигрывания с…

Работая над пьесой в плане ее целостного оформления, музыкант должен научиться: восстанавливать в памяти весь ход каждого исполнения, следить за тем, чтобы качество проигрывания с…

В целях предупреждения возможных неудач на эстраде студентам и педагогам необходимо учитывать также следующие практические советы:

В целях предупреждения возможных неудач на эстраде студентам и педагогам необходимо учитывать также следующие практические советы:

Методика работы над музыкальными произведениями

Методика работы над музыкальными произведениями
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.02.2022