Методика работы над предложением по русскому языку в начальной школе в рамках подготовки к ВПР"
Оценка 4.6

Методика работы над предложением по русскому языку в начальной школе в рамках подготовки к ВПР"

Оценка 4.6
Документация
docx
русский язык +1
1 кл—4 кл
30.10.2024
Методика работы над предложением по русскому языку в начальной школе в рамках подготовки к ВПР"
Одной из важнейших задач уроков русского языка в начальной школе является формирование у детей умения сознательно пользоваться предложением для выражения своих мыслей. Научить школьников сознательно пользоваться предложением – значит развивать у них умение делить поток речи на законченные структурно – смысловые единицы, вычленять предмет мысли, структурно и интонационно оформлять мысль, соединяя слова в предложения. Предложение выступает в качестве той основной единицы речи, на фундаменте которой младшие школьники осознают роль в нашем языке имён существительных, прилагательных, глаголов, местоимений, наречий, их основные категории.
Методика работы над предложением на уроках русского языка в начальной школе.docx

 

Кузнецова  Екатерина  Александровна

учитель высшей  квалификационной  категории

МОБУ  СОШ № 10

 

МЕТОДИКА  РАБОТЫ  НАД  ПРЕДЛОЖЕНИЕМ  В  РАМКАХ  ПОДГОТОВКИ  К  ВПР НА УРОКАХ  РУССКОГО  ЯЗЫКА  В  НАЧАЛЬНОЙ  ШКОЛЕ

 

Одной  из  важнейших  задач  уроков  русского  языка  в  начальной  школе  является  формирование у  детей  умения  сознательно  пользоваться  предложением  для  выражения  своих  мыслей.  Научить  школьников  сознательно  пользоваться  предложением – значит  развивать  у  них  умение  делить  поток  речи  на  законченные  структурно – смысловые  единицы,  вычленять  предмет  мысли,  структурно  и  интонационно  оформлять  мысль,  соединяя  слова  в  предложения. Предложение  выступает  в  качестве  той  основной  единицы  речи,  на  фундаменте  которой  младшие  школьники  осознают  роль в  нашем  языке  имён  существительных,  прилагательных,  глаголов,  местоимений,  наречий,  их  основные  категории.

В работе  над  предложением  в  начальных  классах  условно  выделяют  пять  направлений:

1.      Формирование  грамматического  понятия  «предложение». Изучение  существенных  признаков  данной  языковой  единицы.

2.      Овладение  учащимися  структурой  предложения. Работа  над  пониманием  сущности  связи  в  предложении,  над  осознанием  грамматической  основы  предложения,  над  распространённым  и  нераспространённым  предложением.

3.      Формирование  у  учащихся  умения  пользоваться  в  своей  речи  предложениями  разными  по  цели  высказывания  и  интонации.

4.      Развитие  умения  точно  употреблять  слова  в  предложениях.

5.      Формировать  умения  оформлять  предложения  в  письменной  речи  (прописная  буква,  знаки  препинания).

Синтаксис. Тема  «Предложение»   является  сквозной.  Она  изучается  на  протяжении  всех  четырёх  лет.  Постоянно  углубляются  и  расширяются  знания  о  признаках  предложения  от элементарных  навыков  о  предложении  как  о  смысловой  единице  до  изучения  сложных  предложений.  Первоначальный  этап  работы  над  предложением  совпадает  с  периодом  обучения  грамоте. Здесь  учащиеся  овладевают  знаниями  о  предложении,  как  о  законченной  мысли  и  содержат  интонационную  завершённость. Но  это не  войдёт  в  осознание  учеников  до  тех  пор,  пока  они  не  смогут  выделять  грамматическую  основу.  Подлежащее  и  сказуемое.  Именно  поэтому  в  рамках  подготовки  написания  ВПР  во  втором  классе  первоклассникам  необходимо  проводить  наблюдения  над  главными  членами  предложения  и  чёткому  выражению  своих  мыслей,  после  которого  у  детей  формируются  умения  делить  поток  речи  на  предложения.  Так,  в  первом  классе  дети  учатся  определять  главные  члены  предложения.  Буквально  на  каждом  уроке  на  протяжении  5 – 7 минут  идёт  работа  над  предложением. – О  ком  или  о  чём  говорится  в  предложении?  Чем  он (она)  занят(а)?  Что  делает?  Какие  действия  совершает?  Во  втором  классе  на  основе  знаний  первого  класса  уделяем  внимание  связи  слов  в  предложении.  Именно  тогда  идёт  непрерывная  работа  по  определению  второстепенных  членов  предложения.  На  каждом  уроке  добавляется  работа  по  определению  второстепенных  членов  предложения.  Для  этого  от  главных  слов  к  зависимым  задаются  вопросы.   И   по  вопросам  определяется  роль  зависимых  слов  в  предложении.  Так,  дополнение  это  существительные,  которые  отвечают  на  вопросы  косвенных  падежей  и  обозначают  предмет.  Определение  это  прилагательные  которые  отвечают  на  вопросы  какой?  какая? какое? какие?  и  обозначают  признак  предмета. Обстоятельство  обозначает  признаки  действий  или  признаки  признаков.  Ещё  раз  подчеркну,  что эту работу  надо  проводить  систематически,  на  каждом  уроке.  В  то же  самое  время  в  3  и  4  классе  дальнейшим  развитием  знаний  о  членах  предложения  является  понятие  об  однородных  членах.  Тоже  опираясь на  вопросы  от  главных  к  зависимым  словам. 

Итак,  ведущим  при  усвоении  предложений  является  развитие  у  детей  правильного  представления  о  членах  предложения.  Для  эффективности  усвоения  следует  применять  следующие  виды  упражнений:

- распространение  предложений   (после  выделения  главных  членов  предложения,  нужно  поставить  от  главных  слов  к  зависимым  вопросы  и  продумать  слова  подходящие  по  смыслу)

- Какое  слово  нужно  добавить  в  предложение,  чтобы  стало  понятно,  где…

- От  какого  слова  будет  оно  будет  зависеть?

- Каким  членом  предложения  будет  являться?

- восстановление  деформированных  предложений  (после  нахождения  основы  предложения,  по  вопросам,  задаваемым  от  главных  слов  к  зависимым,  подбирать   второстепенные   члены  предложения   в  правильном  порядке)

- О  ком  говорится  в  предложении?

- Что  о  них  говорится?

- Какие…..?

- Где…?

- деление  сплошного  текста  на  предложения  (также  опираясь  на  основу  предложения,  делить  текст  на  предложения  по  смыслу. Оформление   предложений).

- анализ   предложения  и  составление  схемы

- составление  рассказа  с  последующим  анализом   предложений  и  определение  структуры.

- синтаксический  анализ – необходимый   вид  упражнений,   способствующий  развитию  речи  и  мышления   учащихся,  выработке  у  них  языкового  чутья  и  формированию   орфографических  навыков   у  младших  школьников.

Со  второго  класса  начинается  изучение  частей  речи.  В  третьем  классе  дети  знакомятся  с  категориями  рода,  числа  и  падежа  имён  существительных,  с  категориями  рода  и  числа  имён  прилагательных,  числа   и  времени   глагола.  В  четвёртом    классе   учащиеся  узнают  об  особенностях  каждого  падежа  имён  существительных,  типах   склонения   имён  существительных,  склонении  имён  прилагательных,  неопределённой  форме  глагола.  При  знакомстве  с  понятием  «спряжение»  дети  получают  знания  о  категории    лица,  типах  спряжения   глагола.  Происходит  формирование  общего  представления  о  местоимении,  числительном   и  наречии.   В  процессе  изучения  морфологии  учащиеся  усваивают  следующие  признаки  частей  речи:

- что  означает  слово

- на  какие  вопросы  отвечает

- как  изменяется,  какие  имеет  постоянные  категории

- каким  членом  предложения  является

- какие  имеет  окончания,   как  образуется

 Имя  существительное  отвечает  на  вопросы  кто?  или  что?  и  обозначают  предмет.  Имя  прилагательное  отвечает  на  вопросы  какой?  какая?  какое?  и  обозначает  признак  предмета.  Глагол  отвечает  на  вопросы  что  делать?  что  сделать?  и  обозначает  действия  предмета.

В  четвёртом   классе  у  учащихся  начинается  знакомство  и  работа  с  падежами.  Проходит  распознавание  падежей  по  вопросам  от  главного  к  зависимому  в   простых  и  сложных  предложениях.  Падежи  и  вопросы  изучаются  на  каждом  уроке,  применяя  на  практике.

Также  усваиваются  умения:

- определять  лексико – грамматическое  значение  слов  основных  частей,  их  формальные  признаки  и  функцию  в  предложении

- изменять  части  речи  в  соответствии  с  их  системой  словоизменения

- стилистически   правильно  использовать  изученные  грамматические  единицы  в  речи  с  учётом  цели  и  ситуации

В  это  же  время  в  работу  над  предложением,  которая  проводится  на  каждом  уроке,  кроме  характеристики  (по  цели  в

высказывания,  по  интонации,  распространённое  или  нет,  простое  или  сложное,  есть  ли  однородные  члены),  разбора  по  членам  предложения,  по  частям  речи, добавляем  задания  по  определению  падежей. 

Следует  ещё  раз  подчеркнуть,  что  работа  над  разбором  предложения  должна  проводиться  на  каждом  уроке  русского  языка.  Для  этой  работы  выбираются  несколько  ребят. Каждый  этап  работы  выполняется  следующим  учеником.  Таким  образом  подобной  работой  задействованы  все  ученики   и  аналогичное  задание  на  ВПР  не  вызовет  затруднений. 

Итак,  по  мере  работы   над  предложением  на  протяжении  всего  курса  изучения  русского  языка  в  начальной  школе  проходит  подготовка  к  написанию  ВПР  по  основным  вопросам.

- определять  грамматические  признаки  имён  существительных,  прилагательных,  глаголов

- различать  предложение,  связь  слов  в  предложении,  определение  предложений  по  цели  высказывания  и  интонации

- находить  главные  и  второстепенные  члены  предложения

- различать  предложения  с  однородными  членами  и  предложения  простые  и  сложные.


 

Кузнецова Екатерина Александровна учитель высшей квалификационной категории

Кузнецова Екатерина Александровна учитель высшей квалификационной категории

Итак, ведущим при усвоении предложений является развитие у детей правильного представления о членах предложения

Итак, ведущим при усвоении предложений является развитие у детей правильного представления о членах предложения

Следует ещё раз подчеркнуть, что работа над разбором предложения должна проводиться на каждом уроке русского языка

Следует ещё раз подчеркнуть, что работа над разбором предложения должна проводиться на каждом уроке русского языка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.10.2024