Методика работы с текстом на индивидуальных занятиях Развитие слухового восприятия на примере текста «Забота о птицах». I занятие – Целостное восприятие текста.

  • docx
  • 25.12.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала методичка.docx

 

Методика   работы  с  текстом    на   индивидуальных  занятиях 

 

Развитие слухового восприятия  на примере текста «Забота о птицах».

I занятие Целостное восприятие текста.

 

Пример работы с ребёнком, имеющим низкие слухоречевые возможности

 

Ø  Будешь слушать рассказ. Послушай, покажи картинку.

Ø  Перед ребенком 2-3 картинки с похожими (или нет) сюжетами. Ребенок слухозрительно воспринимает текст, а затем показывает нужную картинку.

G Если ребенок понял Вас, то покажет верно. Если показал не ту картинку, то читаем ещё раз (до 3-х раз).

 

Пример работы с ребенком, имеющим более высокие слухоречевые возможности

 

Смотреть предыдущий пункт.

+ задать вопрос: - Что услышал? (может называть отдельные слова, фразы), - Как называется рассказ?

 

 

Пример работы с ребенком, имеющим определенные остатки слуха (слабослышащий, IV-V степень)

 

Ø Будешь слушать рассказ. Послушай, покажи картинку.

G Берем картинки близкие по сюжету

 

Пример работы с ребенком, имеющим более высокие слухоречевые возможности (III- IV ст.)

 

Ø Будешь слушать рассказ. Послушай,   скажи, что услышал.

Ø Что запомнил? (без опорных картинок). Если не сказал ничего, то читаем до 3-х раз.

 

Пример работы с ребёнком, имеющим достаточно высокие слухоречевые возможности (II-III ст.)

 

Ø   -//-//-//

Ø Как называется рассказ, который ты слушал?

Ø Что запомнил? О чём рассказ?

 

II занятие – Различение текста по вопросам, словам,

сл/сочетаниям, фразам, предложениям.

 

Пример работы с ребёнком, имеющим низкие слухоречевые возможности (глухие (слухозрительно), слабослышащие IV- V ст. (слух.воспр. сл/зр)

 

1.        Различение вопросов:

Ø   Как называется рассказ, который ты   слушал на прошлом занятии?

G Ребенок может сказать хоть  одно слово. Может опять показать нужную картинку. (Можно намеренно предложить другую картинку, обратившись с вопросом: - Верно?)

Пример работы с ребёнком, имеющим более высокие слухоречевые возможности (II-III ст.)

 

 

Ø  Как называется рассказ, который ты слушал на прошлом занятии?

Ø  О чем рассказ? Что запомнил?

Пример работы с ребёнком, имеющим низкие слухоречевые возможности.

Глухие (сл.зр.) сл/сл IV -V ст.

 

2.        Различение слов, сл/сочетаний  и фраз.

Ø  «Будешь слушать слова (сл/с). Послушай, покажи на картинке (в тексте,  покажи сам, нарисуй).

Например: послушай «прилетели». «Покажи, как  прилетели (клюют, насыпали, и т.д.)». Ребёнок имитирует полёт птички.

 

 

Пример работы с ребенком, имеющим более высокие слухоречевые возможности.

Сл/сл II - III ст.

 

Ø Будешь слушать слова (сл/сл, фразы): «клюют корм», «насыпают в кормушку»  и т.д.  Послушай. Повтори (покажи на картинке,  покажи сам, нарисуй.

 

Пример работы с ребенком, имеющим низкие слухоречевые возможности.

Глухие (сл.зр.) сл/сл IV -V ст.

 

3.    Различение предложений.

Ø Будешь слушать предложения. Послушай, найди в рассказе  (покажи на картинке, покажи сам, нарисуй). Можно использовать динамические картинки.

Ø Перед ребёнком лежит целостный текст. Вы читаете. Ребёнок воспринимает. Ищет в тексте и читает (либо просто показывает нужное предложение или  показывает на картинке).

 

Пример работы с ребенком, имеющим более высокие слухоречевые возможности.

Сл/сл  III- IV ст.

 

Ø Будешь слушать предложения. Послушай, вставь пропущенные слова.

Перед ребенком текст с окошечками, а рядом на табличках пропущенные слова. Ребёнок ищет сам нужное слово после того, как воспринял  предложение и вставляет в окошечко.

Ø Будешь слушать предложения. Послушай, найди табличку. Разложи правильно.

Перед ребенком вразбивку (справа) лежит предложения из текста (все). Ребёнок слушает, находит табличку, раскладывает рядом на столе (слева). В конце работы можно дать текст готовый, чтобы сравнивать (верно или нет выполнил задание).

 

Пример работы с ребёнком, имеющим достаточно высокие слухоречевые возможности (II-III ст.)

 

Ø  Будешь  слушать предложения. Найди в тексте, прочитай.

Перед ребенком целостный текст. Ребёнок воспринимает (на слух) 2 (сложных) предложения и выполняет задание.

Ø Будешь слушать предложения. Послушай, повтори, вставь сам пропущенные слова.

Перед ребенком текст с закрытыми словами (выборочно). Читаем всё предложение. Ребёнок слушает и затем повторяет. Может проверить правильность, открыв закрытое слово.

G Если трудно справляется, то можно предоставить таблички со всеми пропущенными словами (как опорные).

Ø Будешь слушать предложения. Послушай, повтори.

Перед ребенком текст, в котором вместо некоторых слов наклеены картинки.

Ø Будешь слушать предложения. Послушай, составь предложения сам.

Перед ребенком лежат только деформированные (по отдельным словам) разрезанные предложения (2-3, зависит от уровня ребенка). Ребенок слушает и составляет предложения. Можно дать ещё раз правильный образец: «Послушай ещё. Ты сделал правильно?».

 

 

III занятие

 

Пример работы с детьми, имеющие низкие слухоречевые возможности

 

 

Как называется рассказ, который ты слушал?

Что запомнил? Расскажи сам. Нарисуй.

GМожет использовать динамические картинки при рассказе.

 

Пример работы с детьми, имеющими более высокие слухоречевые возможности

 

Как называется рассказ, который ты слушал?

О чём рассказ?

Кто прилетел в сад?

Что сделали ребята? и т.д.

Можно включить восприятие трудных слов из текста, трудных сл/сочетаний.

Нарисуй сам.

G Можно использовать задания на РПП.

Послушай предложение. Найди ошибку. Скажи правильно. Пример: «Они насыпают в кормушку зерно». «Они едят корм» и т.д.

Послушай предложение. Угадай, какое слово я пропустила.