Методика работы с текстом на индивидуальных занятиях
Развитие слухового восприятия на примере текста «Забота о птицах».
I занятие – Целостное восприятие текста.
Пример работы с ребёнком, имеющим низкие слухоречевые возможности |
|
Ø Будешь слушать рассказ. Послушай, покажи картинку. Ø Перед ребенком 2-3 картинки с похожими (или нет) сюжетами. Ребенок слухозрительно воспринимает текст, а затем показывает нужную картинку. G Если ребенок понял Вас, то покажет верно. Если показал не ту картинку, то читаем ещё раз (до 3-х раз).
|
Пример работы с ребенком, имеющим более высокие слухоречевые возможности |
|
Смотреть предыдущий пункт. + задать вопрос: - Что услышал? (может называть отдельные слова, фразы), - Как называется рассказ?
|
Пример работы с ребенком, имеющим определенные остатки слуха (слабослышащий, IV-V степень) |
|
Ø Будешь слушать рассказ. Послушай, покажи картинку. G Берем картинки близкие по сюжету
|
Пример работы с ребенком, имеющим более высокие слухоречевые возможности (III- IV ст.) |
|
Ø Будешь слушать рассказ. Послушай, скажи, что услышал. Ø Что запомнил? (без опорных картинок). Если не сказал ничего, то читаем до 3-х раз.
|
Пример работы с ребёнком, имеющим достаточно высокие слухоречевые возможности (II-III ст.) |
|
Ø -//-//-// Ø Как называется рассказ, который ты слушал? Ø Что запомнил? О чём рассказ? |
II занятие – Различение текста по вопросам, словам,
сл/сочетаниям, фразам, предложениям.
Пример работы с ребёнком, имеющим низкие слухоречевые возможности (глухие (слухозрительно), слабослышащие IV- V ст. (слух.воспр. сл/зр) |
|
1. Различение вопросов: Ø Как называется рассказ, который ты слушал на прошлом занятии? G Ребенок может сказать хоть одно слово. Может опять показать нужную картинку. (Можно намеренно предложить другую картинку, обратившись с вопросом: - Верно?) |
Пример работы с ребёнком, имеющим более высокие слухоречевые возможности (II-III ст.)
|
|
Ø Как называется рассказ, который ты слушал на прошлом занятии? Ø О чем рассказ? Что запомнил? |
Пример работы с ребёнком, имеющим низкие слухоречевые возможности. Глухие (сл.зр.) сл/сл IV -V ст. |
|
2. Различение слов, сл/сочетаний и фраз. Ø «Будешь слушать слова (сл/с). Послушай, покажи на картинке (в тексте, покажи сам, нарисуй). Например: послушай «прилетели». «Покажи, как прилетели (клюют, насыпали, и т.д.)». Ребёнок имитирует полёт птички.
|
Пример работы с ребенком, имеющим более высокие слухоречевые возможности. Сл/сл II - III ст. |
|
Ø Будешь слушать слова (сл/сл, фразы): «клюют корм», «насыпают в кормушку» и т.д. Послушай. Повтори (покажи на картинке, покажи сам, нарисуй.
|
Пример работы с ребенком, имеющим низкие слухоречевые возможности. Глухие (сл.зр.) сл/сл IV -V ст. |
|
3. Различение предложений. Ø Будешь слушать предложения. Послушай, найди в рассказе (покажи на картинке, покажи сам, нарисуй). Можно использовать динамические картинки. Ø Перед ребёнком лежит целостный текст. Вы читаете. Ребёнок воспринимает. Ищет в тексте и читает (либо просто показывает нужное предложение или показывает на картинке).
|
Пример работы с ребенком, имеющим более высокие слухоречевые возможности. Сл/сл III- IV ст. |
|
Ø Будешь слушать предложения. Послушай, вставь пропущенные слова. Перед ребенком текст с окошечками, а рядом на табличках пропущенные слова. Ребёнок ищет сам нужное слово после того, как воспринял предложение и вставляет в окошечко. Ø Будешь слушать предложения. Послушай, найди табличку. Разложи правильно. Перед ребенком вразбивку (справа) лежит предложения из текста (все). Ребёнок слушает, находит табличку, раскладывает рядом на столе (слева). В конце работы можно дать текст готовый, чтобы сравнивать (верно или нет выполнил задание).
|
Пример работы с ребёнком, имеющим достаточно высокие слухоречевые возможности (II-III ст.) |
|
Ø Будешь слушать предложения. Найди в тексте, прочитай. Перед ребенком целостный текст. Ребёнок воспринимает (на слух) 2 (сложных) предложения и выполняет задание. Ø Будешь слушать предложения. Послушай, повтори, вставь сам пропущенные слова. Перед ребенком текст с закрытыми словами (выборочно). Читаем всё предложение. Ребёнок слушает и затем повторяет. Может проверить правильность, открыв закрытое слово. G Если трудно справляется, то можно предоставить таблички со всеми пропущенными словами (как опорные). Ø Будешь слушать предложения. Послушай, повтори. Перед ребенком текст, в котором вместо некоторых слов наклеены картинки. Ø Будешь слушать предложения. Послушай, составь предложения сам. Перед ребенком лежат только деформированные (по отдельным словам) разрезанные предложения (2-3, зависит от уровня ребенка). Ребенок слушает и составляет предложения. Можно дать ещё раз правильный образец: «Послушай ещё. Ты сделал правильно?».
|
III занятие
Пример работы с детьми, имеющие низкие слухоречевые возможности
|
|
…Как называется рассказ, который ты слушал? …Что запомнил? Расскажи сам. Нарисуй. GМожет использовать динамические картинки при рассказе.
|
Пример работы с детьми, имеющими более высокие слухоречевые возможности |
|
… Как называется рассказ, который ты слушал? … О чём рассказ? … Кто прилетел в сад? … Что сделали ребята? и т.д. Можно включить восприятие трудных слов из текста, трудных сл/сочетаний. … Нарисуй сам. G Можно использовать задания на РПП. … Послушай предложение. Найди ошибку. Скажи правильно. Пример: «Они насыпают в кормушку зерно». «Они едят корм» и т.д. …Послушай предложение. Угадай, какое слово я пропустила.
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.