Методика развития связной речи В. К. Воробьевой
Оценка 4.8

Методика развития связной речи В. К. Воробьевой

Оценка 4.8
pptx
13.06.2020
Методика развития связной речи В. К. Воробьевой
Воробьёва (2).pptx

Методика развития связной речи

Методика развития связной речи

Методика развития связной речи В. К. Воробьевой

Содержание методики I раздел

Содержание методики I раздел

Содержание методики

I раздел. Формирование ориентировочной основы действий по узнаванию связного сообщения, т.е. рассказа.
II раздел. Формирование первоначального навыка связного говорения. Знакомство с правилами смысловой и языковой организации связной речи.
III раздел. Закрепление правил смысловой и языковой организации связной речи.
IV раздел. Переход к самостоятельной связной речи с опорой на правила смысловой и языковой организации текстового сообщения.

I раздел. Формирование ориентировочной основы действий по узнаванию связного сообщения, т

I раздел. Формирование ориентировочной основы действий по узнаванию связного сообщения, т

I раздел. Формирование ориентировочной основы действий по узнаванию связного сообщения, т.е. рассказа.

Формирование ориентировочной основы действий по узнаванию образцов связной речи.
Развитие ориентировки в признаках рассказа требует последовательного решения первоначально эмоционально-образной, затем на ее основе мыслительной задачи, а уже потом лингвистической. В соответствии с этим определена следующая последовательность логопедической работы, которая включает в себя два этапа:
- этап формирования ориентировки в смысловой цельности рассказа;
- этап формирования ориентировки в языковых средствах рассказа.
На этапе формирования ориентировки в смысловой целостности рассказа дети учатся сравнивать и отличать нормированное связное сообщение с различными вариантами ненормированной речи. На этапе формирования ориентировки в языковых средствах перед детьми ставится задача сравнить два нормативных образца связной речи, в которых об одном и том же рассказывается по-разному (наиболее удачным материалом для реализации намеченной цели являются парные загадки, в которых об одном и том же предмете рассказывается в разной речевой форме).

Формирование ориентировки в смысловой цельности связного сообщения

Формирование ориентировки в смысловой цельности связного сообщения

Формирование ориентировки в смысловой цельности связного сообщения

Обучение умению отличать рассказ от «не рассказа» осуществляется на логопедических занятиях в связи с выполнением специальных сопоставительных упражнений следующего типа:
• Сравнение рассказа и набора слов из него.
• Сравнение рассказа и бессвязного набора предложений.
• Сравнение рассказа и отдельного коммуникативно слабого предложения.
• Сравнение рассказа и его деформированного варианта.
• Сравнения рассказа и его некомплектного варианта,
• Сравнение двух нормированных рассказов, в которых об одном и том же предмете или событии рассказывается по-разному.
Учитывая недостатки смыслового восприятия, свойственные детям с тяжелыми нарушениями речи, первоначальный объем рассказов, предъявляемых на слух, не должен превышать 5-7 предложений. В дальнейшем объем текстов постепенно увеличивается. Специально разработанные проблемные ситуации естественным образом направляют поисковую деятельность детей, повышая ее мотивационно-побуди-тельный аспект. В качестве проблемных ситуаций могут быть использованы реальные случаи из жизни: «Конкурс на лучший рассказ», «Рассказываем дома об увиденном или прочитанном», «Рисуем по рассказам детей» и т.д

II раздел . Формирование первоначального навыка связного говорения

II раздел . Формирование первоначального навыка связного говорения

II раздел. Формирование первоначального навыка связного говорения. Знакомство с правилами смысловой и языковой организации связной речи.

Этап развития навыка связной речи практическими методами
формирование тех мотивов, которые обеспечивают развитие связной речи;
формирование относительно длительного рассказа.
Приемы:
Игры на восстановление порядка картин серии;
Игры эвристического характера;
Игры на развитие замысла;
Игры в «семантические абсурды» (небылицы);
Ассоциативные словесные игры;
Чтение как прием развития связной речи.
Этап формирования умения осознавать правила, по которым строится рассказ.

Формирование навыков связной описательной речи

Формирование навыков связной описательной речи

Формирование навыков связной описательной речи

Задачи: формировать исследовательскую деятельность; знакомить с программой описательного рассказа.
I этап. Организационный.
II этап. Знакомство и первоначальное изучение предмета.
III этап. Знакомство с сенсорно-графической программой исследования предмета.
Графическая запись структуры исследовательской деятельности включает в себя три части (справа налево):
- первая часть представляет собой перечень символов, обозначающих сенсорный канал, по которому мы «ищем» тот или иной признак;
- вторая часть представляет собой перечень признаков;
- третья часть — изображение самого предмета.
IV этап. Словарная работа.
V этап. Составление рассказа с опорой на графический план.

Предметно-схематическая модель

Предметно-схематическая модель

Предметно-схематическая модель
Используется при описании времен года

Предметно-схематическая модель
Используется при описании предметов

III раздел. Закрепление правил смысловой и языковой организации связной речи

III раздел. Закрепление правил смысловой и языковой организации связной речи

III раздел. Закрепление правил смысловой и языковой организации связной речи.

Задача: данного раздела входит не только закрепление усвоенных правил на материале тренировочных упражнений, но и постепенный переход к обучению навыкам самостоятельной связной речи.
Задания:
Построить сообщение с опорой на заданные компоненты содержания с одновременной опорой на графическую запись;
Задания без опоры на содержательные компоненты, но с опорой на модель будущего рассказа;
Анализ в устной речи, вначале с опорой на предметы сообщения или наглядные символы описания, а затем и без опоры.

IV раздел. Переход к самостоятельной связной речи с опорой на правила смысловой и языковой организации текстового сообщения

IV раздел. Переход к самостоятельной связной речи с опорой на правила смысловой и языковой организации текстового сообщения

IV раздел. Переход к самостоятельной связной речи с опорой на правила смысловой и языковой организации текстового сообщения.

I этап. Формирование учебных действий анализа по выявлению смысловых и лингвистических правил строения сложного текста.
Задача: обучение детей правилам построения более сложного текста, состоящего из нескольких смысловых частей.
Знакомство учащихся с различными видами графической записи смысловой программы текстового сообщения:
предметно-графическим планом;
вербально-графическим планом;
графическим планом.

Общая последовательность работы включает следующее: чтение текста; анализ текста с целью построения его смысловой программы; пересказ текста с опорой на план; преобразование программы (перестановки, изъятия)…

Общая последовательность работы включает следующее: чтение текста; анализ текста с целью построения его смысловой программы; пересказ текста с опорой на план; преобразование программы (перестановки, изъятия)…

Общая последовательность работы включает следующее:
чтение текста;
анализ текста с целью построения его смысловой программы;
пересказ текста с опорой на план;
преобразование программы (перестановки, изъятия) с целью предупреждения возникновения смысловых пробелов;
самостоятельное придумывание сюжета по данному плану вначале с опорой на заданные предметные картинки, а затем самостоятельно.

II этап. Формирование учебных действий по освоению правил лексико-синтаксической организации текстов, имеющих сложную организацию

II этап. Формирование учебных действий по освоению правил лексико-синтаксической организации текстов, имеющих сложную организацию

II этап. Формирование учебных действий по освоению правил лексико-синтаксической организации текстов, имеющих сложную организацию.

Задача: помимо обучения построению различных видов планов, включено и обучение учащихся умению создавать различные связные сообщения с опорой на изученные модели текстов.
Детям предлагаются разнообразные речевые задания:
воспроизведение рассказа с опорой на предварительно составленную программу (прямой пересказ);
пересказ рассказа с опорой на план, включающий задания, связанные изменением лексико-синтаксических связок между предложениями;
пересказ с новыми грамматическими заданиями (изменение лица глагола, времени и т.д.);
пересказ с частичной опорой на план, когда отдельные семантические части текста передаются по памяти;
воссоздание текстов по памяти;
воссоздание заданного текста своими словами;
создание рассказов с опорой на наглядный материал: сюжетные картинки, серии сюжетных картин;
придумывание недостающего смыслового отрывка;
рассказывание по заданной тематике;
рассказывание на основе личных впечатлений.

Игры на восстановление порядка картин серии , объединенных единой темой, с последующим составлением рассказа или его фрагмента

Игры на восстановление порядка картин серии , объединенных единой темой, с последующим составлением рассказа или его фрагмента

Игры на восстановление порядка картин серии, объединенных единой темой, с последующим составлением рассказа или его фрагмента

Детям предлагается:

Отобрать из ряда предложенных сюжетных картинок только те, которые иллюстрируют прочитанный логопедом рассказ, расположить их в последовательности протекания события

Восстановить заданный порядок картинок по ранее прочитанному рассказу, т.е. по памяти

Расположить картинки серии соответственно опорным словам или словосочетаниям, предложенным логопедом

Исправить «ошибку» в чтении рассказа логопедом посредством правильного расположения картинок серии

Найти «ошибку» логопеда и восстановить правильный порядок элементов серии

Самостоятельно расположить картинки в последовательности рассказа и составить по ним рассказ с определенной эмоциональной установкой

Например, восстановить порядок картинок по ранее прочитанной сказке «Репка»

Например, восстановить порядок картинок по ранее прочитанной сказке «Репка»

Например, восстановить порядок картинок по ранее прочитанной сказке «Репка»

Игры эвристического характера направлены на выбор недостающего элемента ситуации

Игры эвристического характера направлены на выбор недостающего элемента ситуации

Игры эвристического характера направлены на выбор недостающего элемента ситуации
Варианты игр:

найти «пропавшую» картинку среди фоновых, определить ее место в ряду заданных

найти лишнюю картинку, оставшиеся картинки расположить в соответствии с логикой протекания события

выстроить последовательность события по одной заданной картинке, отобрать из нескольких наборов сюжетных серий картинки, адекватные по содержанию представленной

«распутать» две сюжетные цепочки, состоящие из двух наборов серий. Причем первоначально целесообразно предложить эпизоды диаметрально противоположных событий, постепенно сближая их по ситуации. Сначала предлагается «развести» содержание таких ситуаций, которые происходят в различное время года, например: «делают снежную горку — ловят рыбу», а затем таких ситуаций, как «ловят рыбу — случай на реке»

подобрать к сюжетной картинке отдельные предметные изображения субъектов и объектов ситуации

подобрать к каждой картинке серии адекватные предметные изображения и т.д

Ребята построили скворечник. Скворечник повесили на дерево

Ребята построили скворечник. Скворечник повесили на дерево

«Ребята построили скворечник. Скворечник повесили на дерево. Вскоре на дереве поселились скворцы»

Пример варианта игры: найти лишнюю картинку, оставшиеся картинки расположить в соответствии с логикой протекания событий

Игры на развитие замысла , побуждающие детей к придумыванию небольшого сюжета с последующим его оречевлением

Игры на развитие замысла , побуждающие детей к придумыванию небольшого сюжета с последующим его оречевлением

Игры на развитие замысла, побуждающие детей к придумыванию небольшого сюжета с последующим его оречевлением

Учитывая сложность предлагаемого задания, логопед последовательно формирует такие умения на основе специально подобранного дидактического материала, предлагая детям сначала придумать событие с опорой на заданную программу, которая представлена последовательностью предметных картинок, например: «дедушка – мальчик – лес – пенёк – кучка сухих листьев - ёжик»

Затем задание усложняется : детям предлагается самостоятельно из банка предметных картинок отобрать только те, которые помогут придумать какой-либо случай

Игры в «семантические абсурды» (небылицы )

Игры в «семантические абсурды» (небылицы )

Игры в «семантические абсурды» (небылицы)
Детям предлагается:

найти несоответствие между рассказом и иллюстрацией к нему

найти несоответствие в содержании речевого сообщения

найти в рассказе слова, словосочетания и фразы, не подходящие по смыслу, и заменить их подходящими

Игра «Что напутал Буратино?» Задание: находить ошибки в описании и исправлять их

Игра «Что напутал Буратино?» Задание: находить ошибки в описании и исправлять их

Игра «Что напутал Буратино?»
Задание: находить ошибки в описании и исправлять их.
В гости к ребенку приходит Буратино со своим другом утенком. Рассказывая про своего друга, Буратино делает ошибки и допускает неточности в описании, например:
«У утенка синий клюв и маленькие лапы, он кричит «мяу!».
«У зайца маленькие ушки, он зеленый».
«У кошки колючая шубка».
Ребенок исправляет неточности.

— Послушай стихотворение Л.Станчева «Это правда или нет?». Надо внимательно слушать, тогда можно заметить, чего на свете не бывает.

Теплая весна сейчас,
Виноград созрел у нас.
Конь рогатый на лугу
Летом прыгает в снегу.
Поздней осенью медведь
Любит в речке посидеть.
А зимой среди ветвей
«Га-га-га!» — пел соловей.

— Быстро дайте мне ответ: это правда или нет?

Например:

Ассоциативные словесные игры Игры направлены на актуализацию выбора слов из долговременной памяти и систематизацию имеющегося у ребенка лексикона

Ассоциативные словесные игры Игры направлены на актуализацию выбора слов из долговременной памяти и систематизацию имеющегося у ребенка лексикона

Ассоциативные словесные игры
Игры направлены на актуализацию выбора слов из долговременной памяти и систематизацию имеющегося у ребенка лексикона. Система подобных упражнений носит подготовительный характер к пересказу рассказа своими словами.
Проведение таких игр связано с разнообразными заданиями на:

нахождение ряда слов к слову педагога

нахождение обобщённого слова по ряду заданных

нахождение слова для адекватного завершения смысла предложения

поиск слов антонимов среди глаголов и прилагательных

накопление синонимического ряда слов

Например:
«Я хотел устроить бал и гостей к себе…(позвал)  
Я  взял муку, и взял творог, испёк рассыпчатый…(пирог)»

Чтение как прием развития связной речи создает возможность развития интереса к различным типам связного сообщения: сказкам, рассказам и т

Чтение как прием развития связной речи создает возможность развития интереса к различным типам связного сообщения: сказкам, рассказам и т

Чтение как прием развития связной речи создает возможность развития интереса к различным типам связного сообщения: сказкам, рассказам и т.п.
- прочитанный отрывок из рассказа является хорошим поводом для того, чтобы предложить детям использовать его в качестве зачина для придумывания продолжения;
- чтение с различными установками, нацеливающими ребенка на придумывание начала, конца, середины к прочитанному фрагменту рассказа является эффективным приемом, обеспечивающим развитие желания создавать относительно длительные связные сообщения.

Прочитать такую историю:
«Жил–был колдун. Он умел заколдовывать разные предметы и вещи. Заколдует и несет к себе в пещеру. Но колдун заколдовывал только ту вещь, которая была одна. Если же предметы объединялись, колдун не мог их утащить». 
Далее предложить ребенку придумать продолжение самому.

«Волк и семеро козлят»
Цель: учить детей придумывать новое окончание знакомой сказки.
Сначала надо вспомнить сказку «Волк и семеро козлят». Сказка закончилась, но взрослый предлагает послушать, что было дальше:
«Ушла коза снова в лес. Козлята остались дома одни. Вдруг в дверь снова постучали. Козлята испугались, попрятались. А это был маленький... (показывается игрушка) зайчик. Зайчик говорит:... («Не бойтесь меня; это я, маленький зайчик»). Козлята... (впустили зайчика). Они угостили его... (капустой, морковкой). Поели малыши и стали... (играть, веселиться, резвиться). Зайчик играл... (на барабане). А козлята... (весело прыгали)».

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.06.2020