Методика реализации мини-проекта на уроке физики
Оценка 4.9

Методика реализации мини-проекта на уроке физики

Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
физика
08.04.2023
Методика реализации мини-проекта на уроке физики
Методика внедрения мини-проекта по физике в урочную деятельность.
Методическая разработка Мини проект.docx

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа № 33 с углублённым изучением отдельных предметов»

пер. Урожайный, д. 4, г. Нижний Новгород, 603109

тел. 430 – 08 – 18, 430 – 84 – 51

E-mail: [email protected]

 

 

Методика реализации мини-проектов на уроке физики

 

МБОУ школа № 33

учитель физики

Шерстнева А.В.

 

Несмотря на положительное отношение к предмету физике, при ее изучении ученики сталкиваются со значительными трудностями. А, поскольку многие учащиеся все-таки собираются сдавать экзамены по физике, в дальнейшем использовать знания и умения, возникает необходимость поиска такой технологии или методики, которая бы позволила заинтересовать учащихся предметом и включить их в его изучение на посильном для каждого уровне.   Применяемая технология, кроме того, должна помочь сформировать умения, заложенные как результаты обучения согласно новому образовательному стандарту.

Исследуя особенности учащихся, их потребности, познавательные возможности было сделано предположение, которое после первых проб подтвердилось, что наиболее эффективной технологией обучения школьников, которым нужна, в основном, практическая физика, является технология проектного обучения. Это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, разрешение проблемной ситуации. Проектное обучение позволяет рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных проблем, сформировать у учащегося опыт творческой деятельности, позволяет ученику самостоятельно либо, работая в группе, ставить проблему и решать её. Многими педагогами доказано, что при использовании метода проектов в обучении возникает высокая мотивация, заинтересованность учеников в самостоятельном получении новых знаний.  На современном этапе развития школьного образования эффективнее использовать метод проектов в преподавании учебных дисциплин в рамках одного урока. Такие проекты, которые укладываются в один урок, часть урока или несколько занятий наиболее востребованы в школе и интересны с методической точки зрения.  Основной формой работы на уроке при выполнении мини - проектов является групповая работа, которая способствует взаимообучаемости школьников, взаиморазвитию, формированию востребованных в настоящее время проблемных, информационных, коммуникативных умений. Содержание курса физики дает возможность формировать все указанные результаты обучения при организации мини - проектов. 

При выборе тем проектов необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся, предметное содержание курса физики, результативность проектной деятельности.  В таблице 1 отражена тематика мини – проектов.

Таблица 1.

Тематика мини - проектов

Класс

Тема урока

Продукт

7

 

Наблюдение и опыты

Задание на формирование гипотез. Работа с текстом.

Измерение физических величин

Градирование мензурки. Мензурка со шкалой.

Физика и мир, в котором мы живем

Правила оформления презентации. Презентация по теме «Физика и техника»

Наблюдения и опыты

Задание на формирование гипотез. Работа с текстом.

Молекулы. Движение молекул.

Моделирование молекул различных веществ. Модель молекулы.

Диффузия.

«Диффузия в различных жидкостях при различных начальных условиях» Сравнительная таблица.

Три состояния вещества

Работа с текстом. Сравнительная таблица.

Сообщающиеся сосуды

Создание фонтана

Архимедова сила

«Картезианский водолаз»

Закон Паскаля

Шар Паскаля

Гидростатическое давление

Прибор для демонстрации гидростатического давления

Атмосферное давление

Модель рукомойника

Модель поилки для птиц

Модель «ливера»

Плавание тел

 

«Ареометр»

8

Способы изменения внутренней энергии.

«Зависимость внутренней энергии»

Паровая турбина. КПД теплового двигателя. Экологические проблемы использования тепловых машин.

Проект «Изготовления модели ДВС»

Лампа накаливания. Электрические приборы.

Схема электропроводки в квартире

Электрический ток.

Проводники и изоляторы

Электрические явления.

Модель «Электроскопа»

Глаз как оптическая система. Оптические приборы

Макет глаза

Обобщающий урок

Камера-обскура

9

Реактивное движение

Проект реактивное движение. Макет ракеты.

Малые тела Солнечной системы

Модель солнечной системы.

Обобщающий урок

Проект «Стрелялки для опытов по механики».

 

 Период начала изучения физики совпадает со средним школьным возрастом – это 12 -14 лет. Неумение связывать восприятие окружающей жизни с учебным материалом – характерная особенность учеников среднего школьного возраста. Ведущая деятельность учеников данного возраста – общение, характерная черта внимания – его специфическая избирательность: интересные уроки или интересные дела очень увлекают подростков, и тогда они могут долго сосредотачиваться на одном явлении или материале. Именно в этом возрасте доминирует познавательная потребность и при ее удовлетворении, у ученика формируются устойчивые познавательные интересы, которые определяют его положительное отношение к учебным предметам. В 7 классе важно сформировать устойчивую мотивацию к изучению физики, познавательный интерес. Учащимся предлагаются информационно-практические проекты (проекты, ориентированные на изучение явлений природы).

Таблица 2

Организация проектной деятельности на уроке физики

Этапы урока-проекта

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

1. Оформление замысла (идеи)проекта. Постановка цели.

Обсуждают идею проекта, формулируют цель.

Направляет обсуждение идеи. Участвует в формулировке цели.

2. Планирование способа реализации идеи проекта для достижения цели.

Планируют способ выполнения проекта. Распределяют между собой виды деятельности ( поиск недостающей информации, анализ и обобщение информации, планирование эксперимента и пр.)

Консультирует учеников, оказывает помощь в распределении совместной работы в группе.

3. Выполнение проекта

Выполняют проект

 Корректирует деятельность учеников

4. Проверка и оценка результатов проектной деятельности.

Сопоставляют полученный результат с поставленной целью. Оценивают вклад каждого члена группы в общую работу по созданию проекта.

Разрабатывает вместе с учениками критерии оценки совместной деятельности в проекте. Предлагает способ оценки по критериям.

5. Рефлексия

Осуществляют рефлексию по карте рефлексии.

Предлагает ученикам карту рефлексии.

6. Представление результатов проекта (защита проекта), отметка за проект.

Выделяют представителя от группы для защиты проекта, оформителя проекта, учеников, отвечающих на вопросы по содержанию проекта, экспертов. Эксперты вместе с учителем разрабатывают экспертную карту.

Выставляет оценку участникам проектной деятельности вместе с экспертами. Участвует  в разработке экспертной карты или разрабатывает сам.

 

 

 

Мини – проекты по физике 7 класс

Урок 1. Мини – проект «Шар Паскаля»

Ученикам предстоит выполнить мини - проект, направленный на изучение физических явлений по теме «Давление в жидкости и давление газа» таблица 3.

Таблица 3

План выполнения мини – проекта по теме «Шар Паскаля»

Этапы урока-проекта

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

1. Оформление замысла (идеи)проекта. Постановка цели.

Обсуждают тему: давление газа и давление в жидкости

Формулируют цель: изготовить прибор для экспериментального подтверждения закона Паскаля.

Предлагает изготовить прибор для экспериментального подтверждения закона Паскаля.

2. Планирование способа реализации идеи проекта для достижения цели.

Подбирают какое необходимое оборудование нужно будет для выполнения проекта.

Консультирует учеников, оказывает помощь при работе в группах.

3. Выполнение проекта

Распределившись на группы, выполняют проект. Самостоятельно собирают шар Паскаля.

Заполняют бланк «Дневник проекта».

Корректирует деятельность учеников, помогает ученикам при необходимости.

Выдает ученикам «Дневник проекта»

4. Проверка и оценка результатов проектной деятельности.

Проверяют закон Паскаля с помощью проектного продукта (шара Паскаля).

Предлагает способ оценки по критериям: очередность выполнения, правильность работы прибора и заполнения дневника проекта.

5. Рефлексия

Осуществляют рефлексию по карте рефлексии.

Предлагает ученикам карту рефлексии.

6. Представление результатов проекта (защита проекта), отметка за проект.

Выделяются:

1.      группа учеников, которая оформляет проект.

2.      группа учеников, которая защищает проект;

3.      группа учеников, которая отвечает на вопросы по содержанию проекта;

4.      экспертная группа;

 

 

 

Выбираем одного члена группы в качестве эксперта, таким образом, формируется экспертная группа, которая вместе с учителем выставляет оценку участникам проектной деятельности.
Эксперты выставляют отметки от 1 до 5 баллов соответственно критериям.
1. Грамотное изложение
2. Участие всей группы в работе
3. Наличие выводов
4. Физически грамотное решение  и оформление задач
5. Умение отвечать на вопросы

 

Карта рефлексии для учеников

1. Своей работой на уроке я                                      (доволен / не доволен)
2. Материал урока мне был                                       (полезен / бесполезен                                                                         

                                                                                       интересен / скучен)
3. Мое настроение                                                      (стало лучше / стало хуже)
4. Какой стиль общения преобладал в работе вашей группы? (ориентированный на человека; ориентированный на выполнение задания)
5. Где  вам в жизни пригодятся полученные сегодня знания и умения?
6. Какие новые умения приобретены Вами?

 

Урок 2. Мини – проект «Гидравлический пресс»

Ученикам предстоит выполнить мини - проект, направленный на изучение физических явлений по теме «Использование давления в технических условиях» таблица 4.

План выполнения мини – проекта по теме «Гидравлический пресс». Таблица 4

Этапы урока-проекта

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

1. Оформление замысла (идеи)проекта. Постановка цели.

Обсуждают тему: закон Паскаля, сообщающиеся сосуды

Формулируют цель: изготовить прибор и экспериментально исследовать принцип действия гидравлического пресса.

Предлагает изготовить модель гидравлического пресса.

2. Планирование способа реализации идеи проекта для достижения цели.

Подбирают какое необходимое оборудование нужно будет для выполнения проекта.

Консультирует учеников, оказывает помощь при работе в группах.

3. Выполнение проекта

Распределившись на группы, выполняют проект. Самостоятельно собирают модель гидравлического пресса.

Заполняют бланк «Дневник проекта».

Корректирует деятельность учеников, помогает ученикам при необходимости.

 

Выдает ученикам «Дневник проекта»

4. Проверка и оценка результатов проектной деятельности.

Проверяют принцип работы гидравлического пресса экспериментально.

Предлагает способ оценки по критериям: очередность выполнения, правильность работы прибора и заполнения дневника проекта.

5. Рефлексия

Осуществляют рефлексию по карте рефлексии.

Предлагает ученикам карту рефлексии.

6. Представление результатов проекта (защита проекта), отметка за проект.

Выделяются:

5.      группа учеников, которая оформляет проект.

6.      группа учеников, которая защищает проект;

7.      группа учеников, которая отвечает на вопросы по содержанию проекта;

8.      экспертная группа;

 

 

Выбираем одного члена группы в качестве эксперта, таким образом, формируется экспертная группа, которая вместе с учителем выставляет оценку участникам проектной деятельности.
Эксперты выставляют отметки от 1 до 5 баллов соответственно критериям.
1. Грамотное изложение
2. Участие всей группы в работе
3. Наличие выводов
4. Физически грамотное решение  и оформление задач
5. Умение отвечать на вопросы

 

 

Мини – проекты по физике 8 класс

Урок 1. Мини – проект «Электроскоп». Подготовка к мини-проекту «Электроскоп». При изучении темы «Электризация тел. Электрический заряд» ученики при выполнении домашнего задания самостоятельно изучают тему «Проводники и диэлектрики» оформляя конспект в тетради.

Ученикам предстоит выполнить мини - проект, направленный на изучение физических явлений по теме «Электрические явления» таблица 5.

Таблица 5

План выполнения мини – проекта по теме «Электроскоп»

Этапы урока-проекта

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

1. Оформление замысла (идеи)проекта. Постановка цели.

Обсуждают что такое электризация, как взаимодействуют два наэлектризованных тела. Формулируют цель: изготовить прибор для определения статического электричества.

Предлагает изготовить прибор для определения статического электричества.

2. Планирование способа реализации идеи проекта для достижения цели.

Подбирают какое необходимое оборудование нужно будет для выполнения проекта.

Анализируют какой информации недостаточно для выполнения проекта: самостоятельно изучают тему «Проводники и диэлектрики»

Консультирует учеников, оказывает помощь при работе в парах.

3. Выполнение проекта

Распределившись на пары или индивидуально, выполняют проект. Самостоятельно собирают электроскоп.

Заполняют бланк  «Дневник проекта».

Корректирует деятельность учеников, помогает ученикам при необходимости.

 

Выдает ученикам «Дневник проекта»

4. Проверка и оценка результатов проектной деятельности.

Проверяют работуспособность проектного продукта (электроскопа). Решают качественные задачи по этой теме из сборника задач по физике 7-9 класс Лукашик В.И, Иванова Е.В.

Предлагает способ оценки по критериям: очередность выполнения, правильность решения задачи и заполнения дневника проекта,.

5. Рефлексия

Осуществляют рефлексию по карте рефлексии.

Предлагает ученикам карту рефлексии.

6. Представление результатов проекта (защита проекта), отметка за проект.

Выделяются:

9.      группа учеников, которая оформляет проект.

10.  группа учеников, которая защищает проект;

11.  группа учеников, которая отвечает на вопросы по содержанию проекта;

12.  экспертная группа;

 

 

 

Выбираем одного члена группы в качестве эксперта, таким образом, формируется экспертная группа, которая вместе с учителем выставляет оценку участникам проектной деятельности.
Эксперты выставляют отметки от 1 до 5 баллов соответственно критериям.
1. Грамотное изложение
2. Участие всей группы в работе
3. Наличие выводов
4. Физически грамотное решение  и оформление задач
5. Умение отвечать на вопросы

 

 

Урок 2. Мини – проект «Проводники и диэлектрики»

Ученикам предстоит выполнить мини - проект, направленный на изучение физических явлений по теме «Электрический ток» таблица 6

Таблица 6

План выполнения мини – проекта по теме «Проводники» и «Изоляторы»

Этапы урока-проекта

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

1. Оформление замысла (идеи)проекта. Постановка цели.

Обсуждают что такое электрический ток, проводники и диэлектрики

 Формулируют цель: систематизировать вещества на проводники и изоляторы.

Предлагает систематизировать вещества на проводники и изоляторы

Составить коллекции «Проводники» и «Изоляторы».

2. Планирование способа реализации идеи проекта для достижения цели.

Подбирают какое необходимое оборудование нужно будет для выполнения проекта.

Подбирают необходимые материалы.

Консультирует учеников, оказывает помощь при работе в группах.

3. Выполнение проекта

Распределившись группы выполняют проект. Самостоятельно собирают электрическую цепь (источник тока, ключ замыкания, лампочка и исследуемое вещество) включая в нее поочередно все вещества.

Заполняют дневник проекта.

Корректирует деятельность учеников, помогает ученикам при необходимости.

 

 

 

Выдает ученикам «Дневник проекта»

4. Проверка и оценка результатов проектной деятельности.

Получают две группы веществ «Проводники» и «Изоляторы»

Объявляет, какая группа первая систематизировала все исследуемые материалы.  Предлагает способ оценки по критериям: очередность выполнения, правильность получившихся групп «Проводники» и «Изоляторы»

5. Рефлексия

Осуществляют рефлексию по карте рефлексии.

Предлагает ученикам карту рефлексии.

6. Представление результатов проекта (защита проекта), отметка за проект.

Выделяются:

13.  группа учеников, которая оформляет проект.

14.  группа учеников, которая защищает проект;

15.  группа учеников, которая отвечает на вопросы по содержанию проекта;

16.  экспертная группа;

 

 

 

Выбираем одного члена группы в качестве эксперта, таким образом, формируется экспертная группа, которая вместе с учителем выставляет оценку участникам проектной деятельности.
Эксперты выставляют отметки от 1 до 5 баллов соответственно критериям.
1. Грамотное изложение
2. Участие всей группы в работе
3. Наличие выводов
4. Физически грамотное решение  и оформление задач
5. Умение отвечать на вопросы

 

Мини – проекты по физике 9 класс

Урок 1. Мини – проект «Модель Солнечной системы»

Ученикам предстоит выполнить мини - проект, направленный на изучение физических явлений по теме «Строение и Эволюция Вселенной» таблица 7

Таблица 7

План выполнения мини – проекта по теме «Модель Солнечной системы»

Этапы урока-проекта

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

1. Оформление замысла (идеи)проекта. Постановка цели.

Обсуждают происхождение и строение Солнечной системы.

 Формулируют цель: изготовить модель Солнечной системы для недели физики.

Предлагает изготовить модель Солнечной системы для проведения урока по физики в начальной школе.

2. Планирование способа реализации идеи проекта для достижения цели.

Подбирают материалы необходимые для выполнения проекта.

Консультирует учеников, оказывает помощь при работе в группах.

3. Выполнение проекта

Распределившись группы выполняют проект. Самостоятельно собирают модель Солнечной системы.

Корректирует деятельность учеников, помогает ученикам при необходимости.

 

4. Проверка и оценка результатов проектной деятельности.

Получают модель Солнечной системы. Готовят развивающий урок по физике для начальной школы.

Предлагает провести развивающий урок по физике для начальной школы в рамках предметной неделе.

5. Рефлексия

Осуществляют рефлексию по карте рефлексии.

Предлагает ученикам карту рефлексии.

6. Представление результатов проекта (защита проекта), отметка за проект.

Выделяются:

17.  группа учеников, которая оформляет проект.

18.  группа учеников, которая готовит развивающий урок;

19.  группа учеников, которая проводит урок для начальной школы;

20.  экспертная группа;

 

 

 

Выбираем одного члена группы в качестве эксперта, таким образом, формируется экспертная группа, которая вместе с учителем выставляет оценку участникам проектной деятельности.
Эксперты выставляют отметки от 1 до 5 баллов соответственно критериям.
1. Грамотное изложение
2. Участие всей группы в работе
3. Наличие выводов
4. Физически грамотное решение  и оформление задач
5. Умение отвечать на вопросы

В процессе выполнений мини - проектов у учеников формируются экспериментальные умения, навыки работы с измерительными приборами, умение проводить наблюдения, умения связывать полученные знания с повседневной жизнью, а также формируются навыки работы в группе с выполнением различных ролей. А также у учеников формируется устойчивый познавательный интерес к предмету, потому что физические знания тесно переплетаются с повседневной жизнью.

Педагогический эксперимент по включению метода мини - проектов в классно-урочную систему продолжается второй год и дает положительные результаты. Уроки мини - проекты позволяют формировать практические и экспериментальные умения, позволяют ученикам углубить свои знания, а также у учащихся формируются коммуникативные навыки, устойчивый познавательный интерес к физике. Основным показателем повышения интереса к предмету можно считать увеличение количество участников НОУ среди учащихся 9 классов (рис. 1). После защиты проектных работ, учащиеся дорабатывали исследования и выступали на НОУ.

Рис.1 Диаграмма участия в НОУ учеников 9 класса на базе проектной деятельности.

 

 

Список используемой литературы

1.      Лебедева О.В. Учебно-исследовательская деятельность при обучении физике в школе: Проектирование и организация: монография. – Нижний Новгород: Издательство Нижегородского госуниверситета им Н.И Лобачевского, 2018. - 205с.

2.     Лебедева О.В. Проектирование и организация учебно-исследовательской деятельности при обучении физике в седьмом классе: учебно – методическое пособие. – Московская обл., Ногинск: Аналитика Родис, 2016. – 74с.

3.      Учебные проекты по школьному физическому эксперименту: 7 класс. Дидактические ресурсы проектной деятельности/Е. И. Вараксина, В. В. Майер. / 3-е изд., стер. - М.: ФЛИНТА, 2019. – 172 с.

4.     Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. – URL: http://минобрнауки.рф/документы/2365  (дата обращения: 07.04.2021).

5.     Перышкин А.В. Физика. 7 кл.: учебник/А.В. Перышкин. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2017. – 224с.

6.     Перышкин А.В. Физика. 8 кл.: учебник/А.В. Перышкин. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2018. – 238 с.

7.     Перышкин А.В. Физика: 9 класс: учебник/А.В. Перышкин, Е.М. Гутник. – 7-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2019. – 350 с.

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА

На современном этапе развития школьного образования эффективнее использовать метод проектов в преподавании учебных дисциплин в рамках одного урока

На современном этапе развития школьного образования эффективнее использовать метод проектов в преподавании учебных дисциплин в рамках одного урока

На современном этапе развития школьного образования эффективнее использовать метод проектов в преподавании учебных дисциплин в рамках одного урока

На современном этапе развития школьного образования эффективнее использовать метод проектов в преподавании учебных дисциплин в рамках одного урока

Учащимся предлагаются информационно-практические проекты (проекты, ориентированные на изучение явлений природы)

Учащимся предлагаются информационно-практические проекты (проекты, ориентированные на изучение явлений природы)

Мини – проекты по физике 7 класс

Мини – проекты по физике 7 класс

Выбираем одного члена группы в качестве эксперта, таким образом, формируется экспертная группа, которая вместе с учителем выставляет оценку участникам проектной деятельности

Выбираем одного члена группы в качестве эксперта, таким образом, формируется экспертная группа, которая вместе с учителем выставляет оценку участникам проектной деятельности

Оформление замысла (идеи)проекта

Оформление замысла (идеи)проекта

Мини – проекты по физике 8 класс

Мини – проекты по физике 8 класс

Лукашик В.И, Иванова Е.В.Предлагает способ оценки по критериям: очередность выполнения, правильность решения задачи и заполнения дневника проекта,

Лукашик В.И, Иванова Е.В.Предлагает способ оценки по критериям: очередность выполнения, правильность решения задачи и заполнения дневника проекта,

Планирование способа реализации идеи проекта для достижения цели

Планирование способа реализации идеи проекта для достижения цели

Таблица 7 План выполнения мини – проекта по теме «Модель

Таблица 7 План выполнения мини – проекта по теме «Модель

В процессе выполнений мини - проектов у учеников формируются экспериментальные умения, навыки работы с измерительными приборами, умение проводить наблюдения, умения связывать полученные знания с повседневной…

В процессе выполнений мини - проектов у учеников формируются экспериментальные умения, навыки работы с измерительными приборами, умение проводить наблюдения, умения связывать полученные знания с повседневной…

Список используемой литературы 1

Список используемой литературы 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.04.2023