Методика редактирования
Оценка 4.9

Методика редактирования

Оценка 4.9
ppt
04.03.2021
Методика редактирования
Методика редактирования.ppt

МЕТОДИКА РЕДАКТИРОВАНИЯ

МЕТОДИКА РЕДАКТИРОВАНИЯ


МЕТОДИКА РЕДАКТИРОВАНИЯ

Как работа автора текста, так и труд редактора – это процесс творческий

Как работа автора текста, так и труд редактора – это процесс творческий

Как работа автора текста, так и труд редактора – это процесс творческий. Если редактирование одного и того же текста поручить двум или нескольким людям, мы получим совершенно разные варианты, и работа каждого может быть признана правильной. Подобное возможно даже в том случае, если редакторы выбрали один и тот же вид правки. А уж если один решил максимально сократить текст, другой – обработать, а третий – переделать, то конечный результат каждого будет значительно отличаться от других.

Существует четыре вида правки : правка-вычитка правка-сокращение правка-обработка правка-переделка

Существует четыре вида правки : правка-вычитка правка-сокращение правка-обработка правка-переделка

Существует четыре вида правки:
правка-вычитка
правка-сокращение
правка-обработка
правка-переделка

Виды правки

Правка-вычитка Правка-вычитка применяется при переиздании литературы всех типов, если она выпускается без переработки, а также при переиздании художественных произведений с дефинитивных (окончательно установленных текстов)

Правка-вычитка Правка-вычитка применяется при переиздании литературы всех типов, если она выпускается без переработки, а также при переиздании художественных произведений с дефинитивных (окончательно установленных текстов)




Правка-вычитка

Правка-вычитка применяется при переиздании литературы всех типов, если она выпускается без переработки, а также при переиздании художественных произведений с дефинитивных (окончательно установленных текстов). Задача литературного редактора заключается в сличении текста с наиболее безукоризненным, заслуживающим внимания оригиналом и в исправлении погрешностей, если они в тексте есть. Это чтение текста «насквозь». Корректорская вычитка устанавливает единообразие орфографии и пунктуации, условных обозначений и терминов. При переиздании может возникнуть вопрос об исправлении не замеченных ранее ошибок.
Вычитка обычно поручается опытным сотрудникам. Как правило, один из них читает текст вслух, а другой (подчитчик) следит за соответствием текста оригиналу.

Правка-сокращение Цель правки-сокращения – уменьшить объем текста, довести его до заданного размера

Правка-сокращение Цель правки-сокращения – уменьшить объем текста, довести его до заданного размера

Правка-сокращение
Цель правки-сокращения – уменьшить объем текста, довести его до заданного размера. Редактор вычеркивает часть текста и укладывает материал в строго отведенное число строк или листов, сохраняя при этом все существенное. В оставшейся части текста либо не делается никаких изменений, либо вносятся небольшие стилистические исправления, цель которых – восстановить нарушенные при сокращении связи между частями текста.
Различают сокращения текста частями и внутритекстовые сокращения. Первые используются при редактировании работ хрестоматийного характера, переиздаваемых для отдельных читательских групп, например, для детей и подростков. Редактор оставляет лишь то, что касается заданной темы. Вторые используются, например, при правке популярной брошюры, когда редактор из множества доказательств оставляет только самое убедительное, убирает длинноты и повторы.

Сокращение необходимо, когда произведение растянуто, загромождено однотипными примерами и данными

Сокращение необходимо, когда произведение растянуто, загромождено однотипными примерами и данными

Сокращение необходимо, когда произведение растянуто, загромождено однотипными примерами и данными. В таких случаях содержание тонет в многословии.
Наибольшим сокращениям подвергаются газетные и журнальные статьи, работа над которыми идет с известной оперативностью, отчего зачастую страдает качество. Правка-сокращение в подобных случаях переходит в правку-переделку.

Память бывает разная. Есть память чувств, в которой хранятся радости и печали

Память бывает разная. Есть память чувств, в которой хранятся радости и печали

Память бывает разная. Есть память чувств, в которой хранятся радости
и печали. Есть память ума, сохраняющая обдуманное и понятое. Можно помнить вкус дыни, которую вы ели месяц назад, потому что
у вас есть память на вкусовые ощущения. А еще есть память на запахи.
Людям во всем помогают разные виды памяти. Но чтобы они по-
настоящему выручали, о них надо заботиться: тренировать. Иными словами, память надо развивать.

Выделим в нем информационные центры предложений и ключевые слова:
Память бывает разная. Есть память чувств, в которой хранятся радости и печали. Есть память ума, сохраняющая обдуманное и понятое. Можно помнить вкус дыни, которую вы ели месяц назад, потому что у вас есть память на вкусовые ощущения. А еще есть память на запахи. Людям во всем помогают разные виды памяти. Но чтобы они по-настоящему выручали, о них надо заботиться: тренировать и развивать.

Теперь легко указать подтемы текста: 1) память бывает разная; 2) людям помогают разные виды памяти; 3) память можно и нужно тренировать

Теперь легко указать подтемы текста: 1) память бывает разная; 2) людям помогают разные виды памяти; 3) память можно и нужно тренировать

Теперь легко указать подтемы текста:
1) память бывает разная;
2) людям помогают разные виды памяти;
3) память можно и нужно тренировать.

Главная мысль текста — Любой вид памяти надо тренировать и развивать.

А теперь можно предложить сокращенный вариант текста:

А теперь можно предложить сокращенный вариант текста:



А теперь можно предложить сокращенный вариант текста:

Память бывает разная: память чувств, запахов, вкусовых ощущений, наконец, — память ума. Все виды памяти нужны человеку. Но чтобы они нам помогали, надо их тренировать, развивать.

СРАВНИМ: Память бывает разная

СРАВНИМ: Память бывает разная

СРАВНИМ:
Память бывает разная. Есть память чувств, в которой хранятся радости и печали. Есть память ума, сохраняющая обдуманное и понятое. Можно помнить вкус дыни, которую вы ели месяц назад, потому что у вас есть память на вкусовые ощущения. А еще есть память на запахи.
Людям во всем помогают разные виды памяти. Но чтобы они по- настоящему выручали, о них надо заботиться: тренировать. Иными словами, память надо развивать.

А теперь можно предложить сокращенный вариант текста:

Память бывает разная: память чувств, запахов, вкусовых ощущений, наконец, — память ума. Все виды памяти нужны человеку. Но чтобы они нам помогали, надо их тренировать, развивать.

Неотредактированный текст Писатель-фантаст

Неотредактированный текст Писатель-фантаст

Неотредактированный текст

Писатель-фантаст Жюль Верн много
часов тратил на изучение научной литературы, чем и объясняется удивляющая читателей осведомленность романиста в самых
разнообразных областях науки и техники. Жюль Верн как бы представлял собой институт
научной информации современных
ему знаний. Составленной им картотеке из 20 тысяч карточек могло бы позавидовать
и ученое общество.
Сокращенный текст

Глубокое и всестороннее
изучение научной литературы
сыграло огромную роль в
творчестве писателя-фантаста
Жюля Верна.

Правка - обработка Обработка – самый распространенный вид правки

Правка - обработка Обработка – самый распространенный вид правки

Правка - обработка

Обработка – самый распространенный вид правки. Ее задача – подготовка к публикации окончательного варианта текста. Цель правки-обработки – литературная отделка текста, формы, замысла. Литературно обработать текст – не значит написать его заново. Редактор не выходит за границы авторского текста, он лишь помогает автору устранить погрешности в языке и стиле, все неубедительное в аргументации и нелогичное в композиции. Редактор поможет заменить неудачные слова и обороты, устранит неясности и путаницу. Но он сохранит индивидуальные особенности слога автора и не будет подгонять авторский текст под свой трафарет. В идеале редактор не должен сам править рукопись, он должен убедить автора сделать это. Редактор сам обрабатывает рукопись лишь в том случае, когда имеет дело с работой автора-практика, не владеющего навыками литературного мастерства.

Правка - переделка При такой правке-переделке основное внимание редактор обращает на стиль, устраняет «странные» сравнения, речевые ошибки, а композиция, как правило, не меняется

Правка - переделка При такой правке-переделке основное внимание редактор обращает на стиль, устраняет «странные» сравнения, речевые ошибки, а композиция, как правило, не меняется

Правка - переделка

При такой правке-переделке основное внимание редактор обращает на стиль, устраняет «странные» сравнения, речевые ошибки, а композиция, как правило, не меняется. Но в иных случаях, если представлен лишь фактический материал для газетной публикации, а редактору нужно придать ему литературную форму, можно трансформировать текст, менять композицию кардинально, по-новому группировать материал, отказываясь от малозначительных фактов.

Неотредактированный текст ...Было так хорошо, что хотелось, чтобы время стало, а все живущее замерло, чтобы не испортить прекрасной и удивительной ночи

Неотредактированный текст ...Было так хорошо, что хотелось, чтобы время стало, а все живущее замерло, чтобы не испортить прекрасной и удивительной ночи

Неотредактированный текст ...Было так хорошо, что хотелось, чтобы время стало, а все живущее замерло, чтобы не испортить прекрасной и удивительной ночи. Неожиданно из моря вышла женщина, собственно он не видел, откуда она появилась. При нем вроде никто не заходил в воду и не выходил из нее. Она выросла из прибрежной скалы, а быть может, опустилась с неба. Это дочь моря, она покинула родную стихию, чтобы немного погулять по берегу. Тончайшее покрывало обнажало плечи; мраморные ноги, величественный стан, голова горделиво откинута, легкий бриз играет пышными локонами. Женщина была так красива, что следовало остеречься прикосновения к ней, чтобы не повредить божественной гармонии. Она шествовала вперед, ее босые ноги оставляли на ровной, влажной песчаной поверхности маленькие отпечатки, ветер заигрывал с ее покрывалом, обнажал грудь; а полы покрывала раздувались на ветру. Отредактированный текст ...Было так хорошо, что хотелось, чтобы время остановилось, а все живое замерло, и ничто не могло бы испортить прелести этой удивительной ночи. Неожиданно он увидел у моря женщину, но он не знал, откуда она явилась. Она словно вышла из прибрежной скалы или опустилась с неба. Это дочь моря, она покинула родную стихию, чтобы немного погулять по берегу. Тончайшее покрывало оставляло обнаженными плечи; ноги точно из мрамора, легкий стан, голова чуть откинута, слабый ветер играет пышными локонами. Женщина была так красива, что было страшно прикоснуться к ней, чтобы не нарушить божественную гармонию. Она приближалась, ее босые ноги оставляли на влажном песке маленькие следы, ветер играл с ее покрывалом, и легкая ткань разлеталась на ветру.

Правка - переделка Правка-переделка применяется при подготовке к печати рукописей авторов, плохо владеющих литературным языком

Правка - переделка Правка-переделка применяется при подготовке к печати рукописей авторов, плохо владеющих литературным языком

Правка - переделка

Правка-переделка применяется при подготовке к печати рукописей авторов, плохо владеющих литературным языком. Цель правки-переделки – создание нового варианта текста на основе материала, представленного автором. Строго основываясь на фактах, редактор придает мысли автора литературную форму.
Правка-переделка предусматривает возможность изменения жанровой структуры, тона и стиля материала. Работа редактора над процессом правки-переделки мало отличается от самостоятельного творчества. Чтобы не исказить факты и мысль автора, редактор должен хорошо знать ту отрасль, которой посвящено произведение.

Употребление слова без учета семантики·

Употребление слова без учета семантики·

Употребление слова без учета семантики· Эвфемистичность речи

В процессе литературного редактирования рукописи необходимо выявить случаи неправильного выбора слов. Наиболее часто встречается употребление слова без учета его семантики:

Погода сопутствовала хорошему отдыху (следует: благоприятствовала);

В центре внимания должно быть развитие качества продукции (следует: улучшение)

Неотредактированный текст 1.

Неотредактированный текст 1.

Неотредактированный текст 1. Морские контейнерные перевозки в нашей стране торговых грузов получили широкое развитие с 70-х годов. 2. С тридцати лет и до конца своей жизни он становится римлянином. 3. Сферой формирования общественного сознания человека, его нравственных качеств, духовной жизни является художественная литература. Отредактированный текст 1. Морские контейнерные перевозки торговых грузов в нашей стране стали широко применяться с 70-х годов. 2. В тридцать лет он переезжает в Рим и остается в нем до конца жизни. 3. На формирование общественного сознания человека, его нравственных принципов, на его духовную жизнь огромное влияние оказывает художественная литература.

Анахронизм Неправильное словоупотребление нередко становится причиной различных фактических и логических ошибок в речи

Анахронизм Неправильное словоупотребление нередко становится причиной различных фактических и логических ошибок в речи

Анахронизм

Неправильное словоупотребление нередко становится причиной
различных фактических и логических ошибок в речи.
Например: В Ленинграде в XVIII веке было открыто несколько типографий. Употребив здесь название города на Неве, которое было ему присвоено в годы советской власти, автор допустил анахронизм (следовало написать: в Петербурге).

Анахронизмы объясняются небрежностью автора. Так, в очерке читаем:
Не помню имен и фамилий этих античных героев и богов, но их изваяния
остались навсегда в моей памяти;

С конца VI века до н.э. поток греческих туристов устремился в Египет...

В наше время появилось множество анахронизмов в связи с переименованием городов, улиц и даже стран:

В наше время появилось множество анахронизмов в связи с переименованием городов, улиц и даже стран:

В наше время появилось множество анахронизмов в связи с переименованием городов, улиц и даже стран:
В Сталинграде будут выборы губернатора (Какое причудливое смешение реалий — Сталинград отошел в прошлое вместе с Советским Союзом, а губернатор вернулся к нам из небытия!);

Надо ехать в Казахстан, вот тогда и заеду в Акмолинску
на мою «малую родину» (а теперь этот город переименован: не Акмолинск, а Астана).

Чтобы не пропустить подобные ошибки, редактор должен быть в курсе всех событий и знать указы о присвоении новых географических названий городам, поселкам и т

Чтобы не пропустить подобные ошибки, редактор должен быть в курсе всех событий и знать указы о присвоении новых географических названий городам, поселкам и т


Чтобы не пропустить подобные
ошибки, редактор должен быть
в курсе всех событий и знать указы о присвоении новых географических названий городам, поселкам и т.п.

Проблема лексической сочетаемости

Проблема лексической сочетаемости

Проблема лексической сочетаемости

Для правильного употребления слов в речи необходимо учитывать особенности их л е к с и ч е с к о й сочетаемости, их способность соединяться друг с другом. Слова с одинаковым значением могут иметь разную лексическую сочетаемость:

говорят одержал победу, но нельзя сказать одержал поражение, употребительны сочетания глубокая осень, глубокая ночь, но не глубокая весна, глубокое утро.

Неправильный выбор слова часто осложняется нарушением лексической сочетаемости:

Неправильный выбор слова часто осложняется нарушением лексической сочетаемости:

Неправильный выбор слова часто осложняется нарушением лексической сочетаемости:

Этот архитектурный памятник в вопиющем состоянии. Слово вопиющий, означающее «вызывающий крайнее возмущение, совершенно недопустимый», имеет ограниченные возможности лексической сочетаемости:
можно сказать вопиющая несправедливость (безобразие, обман), но с существительным состояние это прилагательное не сочетается, следовало написать: в аварийном (катастрофическом) состоянии. Еще пример:
Поэт был присужден к смертной казни (следует: приговорен).

В глубоком детстве он был похож на мать (ошибочное словосочетание возникло вследствие ассоциации с выражением в глубокой старости, а следовало написать: в раннем детстве)

В глубоком детстве он был похож на мать (ошибочное словосочетание возникло вследствие ассоциации с выражением в глубокой старости, а следовало написать: в раннем детстве)

В глубоком детстве он был похож на мать (ошибочное словосочетание возникло вследствие ассоциации с выражением в глубокой старости, а следовало написать: в раннем детстве).

Нарушение лексической сочетаемости часто возникает в тех случаях, когда мы не учитываем экспрессивной окраски слов, имеющих отрицательный оттенок, и соединяем их с такими, которые обладают…

Нарушение лексической сочетаемости часто возникает в тех случаях, когда мы не учитываем экспрессивной окраски слов, имеющих отрицательный оттенок, и соединяем их с такими, которые обладают…

Нарушение лексической сочетаемости часто возникает в тех случаях, когда мы не учитываем экспрессивной окраски слов, имеющих отрицательный оттенок, и соединяем их с такими, которые обладают положительной экспрессией:

Его неожиданно постигла слава;
Новый фильм обречен на большой успех;
Выпуску товаров предшествуют испытания, приводящие к крайне положительным результатам.

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2021