|
Методика решения кейсов |
|
|
«Метод решения кейсов» – как вид самостоятельной работы студента по систематизации информации в рамках постановки или решения конкретных проблем. Такой вид самостоятельной работы направлен на развитие мышления, творческих умений, усвоение знаний, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем. |
|
|
|
|
Содержание
1. Понимание задачи.. 2
2. Просмотр кейса.. 2
3. Составление описания как путь изучения ситуации и определения тем... 2
4. Диагностика проблемы... 4
5. Формулировка проблем.. 4
6. Выбор критериев решения проблемы... 5
7. Генерирование альтернатив.. 5
8. Оценка вариантов и выбор наиболее подходящего из них. 5
9. Презентация ваших выводов.. 5
Критерии внешней оценки: 6
Список используемых ресурсов. 7
1. Понимание задачи
Одно из ваших первых обязательных действий студента – понять, что от вас требуется:
· Усвоение какой учебной темы предлагает решение кейса;
· Какого рода результат требуется;
· Нужно ли дать оценку тому, что произошло, или рекомендации в отношении того, что должно произойти;
· Если требуется прогноз, на какой период времени вы должны разработать подробный план действий;
· Какая форма презентации требуется, каковы требования к ней;
· Сколько времени вы должны работать с кейсом?
После того как студенты узнали, каких действий
от них ждут, они должны "почувствовать" ситуацию кейса:
· Посмотреть его содержание, старясь понять основную идею и вид предоставленной информации;
· Если на этой стадии возникают вопросы, или "выскакивают" важные мысли, или кажутся подходящими те или иные концепции курса, прочитав текст до конца, следует их выписать;
· После этого прочитать кейс медленнее, отмечая маркером или записывая пункты, которые кажутся существенными.
3. Составление описания как путь изучения ситуации и определения тем
При просмотре кейса вы неизбежно начнете
· структурировать ситуацию, оценивая одни аспекты как важные, а другие как несущественные;
· Определить и отобразить все моменты, которые могли иметь отношение к ситуации. Из них можно построить систему взаимосвязанных проблем, которые сделали ситуацию заслуживающей анализа;
· Рассмотреть факторы, находящиеся вне прямого контекста проблемы, поскольку они могут быть чрезвычайно важны;
· Выделить "темы" – связанные группы факторов, которые могут воздействовать на каждый аспект ситуации. Например, одна их часть может иметь дело с воспринимаемым низким качеством, другая – с изменениями в поведении конкурента;
· Описать ситуацию ( сравнивая свои действия с поведением адвоката, расспрашивающего клиента, или врача, интересующегося у пациента его состоянием). ответив на вопросы:
o Кто считает, что есть проблема, и почему?
o На каком основании базируется мнение этих людей?
Процесс определения проблемы включает в себя следующие действия:
· вспомнить изученные ранее темы и провести по ним мозговой
штурм для выявления потенциально соответствующих кейсу теоретических знаний;
· вертикально структурируйте вопрос, начиная с тех, которые касаются отдельных работников, затем группы или подразделения, организации в целом и, наконец, окружающей среды;
· изучите обстоятельства возникновения ситуации;
· не забывать возвращаться к информации кейса и более внимательно рассматривать факторы, ставшие важными в ходе диагностики (нужно будет предъявить доказательства в поддержку вашего диагноза);
· отделять доказательства от предположений, факты от мнений , отвечая на два вопроса: до какой степени вы уверены в правильности своих представлений, и до какой степени их правильность важна для вашего диагноза;
На этой стадии следует:
· письменно сформулировать восприятие основных проблем;
· при наличии нескольких проблем следует установить их приоритетность, используя следующие критерии:
o важность – что произойдет, если эта проблема не будет решена;
o срочность – как быстро нужно решить эту проблему;
o иерархическое положение — до какой степени эта проблема является причиной других проблем;
o разрешимость – можете ли вы сделать что-либо для ее решения.
Сразу после выяснения структуры проблемы следует подумать о критериях выбора решений.
Например, если выяснилось, что самая серьезная проблема связана с корпоративной культурой, тогда решения должны будут повлиять на ее улучшение. Но если существуют также финансовые проблемы, тогда будут критерии выбора, связанные и с ними.
Важно разработать достаточно широкий круг вариантов решения проблемы, опираясь на известные или изучаемые концепции, чтобы предложить лучшие способы действий, опыт решения других кейсов, креативные методы (мозговой штурм, аналогия, метафора и др.).
1. Необходимо определите критерии предпочтительности варианта.
2. Критерии выбора варианта должны быть основаны на том, в какой мере они способствуют решению проблемы в целом, а также по признакам выполнимости, быстроты, эффективности, экономичности.
3. Каждый из критериев необходимо проанализировать с позиций всех групп интересов.
4. При оценке вариантов вы должны подумать о том, как они будут воздействовать не только на центральную проблему, но и на всю ситуацию в целом.
5. Определите вероятные последствия использования ваших вариантов.
Роль студента:
· Изучить учебную информацию по теме;
· Провести системно–структурированный анализ содержания темы;
· Выделить проблему, имеющую интеллектуальное затруднение, согласовать с преподавателем;
· Дать обстоятельную характеристику условий задачи;
· Критически осмыслить варианты и попытаться их модифицировать(упростить в плане избыточности);
· Выбрать оптимальный вариант(подобрать известные и стандартные алгоритмы действия) или варианты разрешения проблемы (если она нестандартная);
· Оформить и сдать на контроль в уставленный срок.
· Соответствие содержания заданной теме;
· Содержание задачи носит проблемный характер;
· Решение задачи правильное, демонстрирует применение аналитического и творческого подходов;
· Продемонстрированы умения работы в ситуации неоднозначности и неопределенности;
· Задача представлена на контроль в срок.
1. Особенности и методика решения кейса (практического задания)
https://docviewer.yandex.ru/view/0/?*=2NNffPkQxa78yH4BpVwlJEZchLF7InVybCI6Imh0dHA6Ly9lY29uc3BlY2Rpcy51Y296LnJ1L1NSUy9rZWpzLXByYWt0aWNoZXNrb2VfemFkYW5pZS5wZGYiLCJ0aXRsZSI6ImtlanMtcHJha3RpY2hlc2tvZV96YWRhbmllLnBkZiIsInVpZCI6IjAiLCJ5dSI6IjExMDIxMzAwNzE0NDMxODIzNTMiLCJub2lmcmFtZSI6dHJ1ZSwidHMiOjE1MDk1MjIyMjI0MTl9&page=3&lang=ru
2. Понятие "бизнес-кейсов" и методика их решения http://www.trainings.ru/library/exclusive/?id=6812
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.