В своем подходе к изучению конфликтных явлений К. Томас делал акцент на изменении традиционного отношения к конфликтам. Указывая, что на ранних этапах их изучения широко использовался термин «разрешение конфликтов», он подчеркивал, что термин подразумевает, что конфликт можно и необходимо разрешать или элиминировать. Целью разрешения конфликтов, таким образом, было некоторое идеальное бесконфликтное состояние, где люди работают в полной гармонии. Однако в последнее время произошло существенное изменение в отношении специалистов к этому аспекту исследования конфликтов. Оно было вызвано, по мнению К. Томаса, по меньшей мере двумя обстоятельствами: осознанием тщетности усилий по полной элиминации конфликтов, увеличением числа исследований, указывающих на позитивные функции конфликтов.
МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ К
КОНФЛИКТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ К. ТОМАСА
АДАПТАЦИЯ Н. В. ГРИШИНОЙ
В своем подходе к изучению конфликтных явлений К. Томас делал акцент на изменении
традиционного отношения к конфликтам. Указывая, что на ранних этапах их изучения широко
использовался термин «разрешение конфликтов», он подчеркивал, что термин подразумевает, что
конфликт можно и необходимо разрешать или элиминировать. Целью разрешения конфликтов,
таким образом, было некоторое идеальное бесконфликтное состояние, где люди работают в
полной гармонии. Однако в последнее время произошло существенное изменение в отношении
специалистов к этому аспекту исследования конфликтов. Оно было вызвано, по мнению К.
Томаса, по меньшей мере двумя обстоятельствами: осознанием тщетности усилий по полной
элиминации конфликтов, увеличением числа исследований, указывающих на позитивные функции
конфликтов. Отсюда, по мысли автора, ударение должно быть перенесено с элиминирования
конфликтов на управление ими. В соответствии с этим К. Томас считает нужным
сконцентрировать внимание на следующих аспектах изучения конфликтов: какие формы
поведения в конфликтных ситуациях характерны для людей, какие из них являются более
продуктивными или деструктивными; каким образом возможно стимулировать продуктивное
поведение. Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях К. Томас считает
применимой двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями в
которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей,
вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных
интересов. Соответственно этим двум основным измерениям К. Томас выделяет следующие
способы регулирования конфликтов:
1) соревнование (конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в
ущерб другому;
2) приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву
собственных интересов ради другого;
3) компромисс;
4) избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и
отсутствие тенденции к достижению собственных целей;
5) сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью
удовлетворяющей интересы обеих сторон.
Пять способов регулирования конфликтов К.Томаса
Напористость
(внимание к своим
интересам)
Соревнование
Избегание
Компромисс
Сотрудничество
Приспособление
Кооперация (внимание к интересам другого)К. Томас считает, что при избегании конфликта ни одна из сторон не достигает успеха; при
таких формах поведения, как конкуренция, приспособление и компромисс, или один из участников
оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на
компромиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в
выигрыше.
В своем опроснике по выявлению типичных форм поведения К. Томас описывает каждый из пяти
перечисленных возможных вариантов 12 суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации.
В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается
выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения.
С помощью адаптированной Н.В.Гришиной методики американского социального психолога
К.Н. Томаса ( 1973 ) определяются типические способы реагирования на конфликтные ситуации .
Можно выявить насколько человек склонен к соперничеству и сотрудничеству в группе , школьной
команде , стремиться ли он к компромиссам , избегает ли конфликтов или , наоборот , старается
обострить их . Методика позволяет также оценить степень адаптации каждого члена коллектива к
совместной спортивной деятельности .
По каждому из пяти разделов опросника ( соперничество , сотрудничество , компромисс ,
избегание , приспособление ) подсчитывается количество ответов , совпадающих с ключом .
КЛЮЧ
Соперничество : 3а , 6б , 8а , 9б , 10а , 13б , 14б , 16б , 17а , 22б , 25а , 28а .
Сотрудничество : 2б , 5а , 8б , 11а , 14а , 19а ,20а , 21б , 23а , 26б , 28б , 30б .
Компромисс : 2а , 4а , 7б , 10б , 12б , 13а , 18б , 20б , 22а , 24б , 26а , 29а .
Избегание : 1а , 5б , 7а , 9а , 12а , 15б , 17б , 19б , 21а , 23б , 27а , 29б .
Приспособление : 1б , 3б , 4б, 6а , 11б , 15а , 16а , 18а , 24а , 25б , 27б , 30а .КЛЮЧ
Б
Б
А
Б
А
А
А
А
Б
Б
Б
Б
Б
Б
Б
А
А
А
Б
Б
Б
Б
А
А
А
Б
А
№ Соперничество Сотрудничество Компромисс Избегание Приспособление
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
А
А
Б
Б
Б
Б
Б
Б
Б
Б
А
А
А
Б
А
А
Б
А
А
Б
А
Б
Б
А
А
А
А
А
Б
А
А
А
Б
Полученные качественные оценки сравниваются между собой для выявления наиболее
предпочитаемой формы социального поведения испытуемого в ситуации конфликта , тенденции его
взаимоотношений в сложных условиях .Стиль предрасположенности личности к конфликтному
поведению (К.Томас)
Протокол обследования
Фамилия, имя испытуемого ________________________ Возраст _________
Дата проведения__________
1. а) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение
спорного вопроса ;
б) Вместо того , чтобы обсуждать то , в чем мы расходимся , я стараюсь обратить внимание на
то , в чем мы оба согласны .
2. а) Я стараюсь найти компромиссное решение ;
б) Я пытаюсь уладить его с учетом всех интересов другого человека и моих собственных .
3. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего ;
б) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека .
4. а) Я стараюсь найти компромиссное решение ;
б) Я стараюсь не задеть чувств другого человека .
5. а) Улаживая спорную ситуацию , я все время пытаюсь найти поддержку у другого ;
б) Я стараюсь делать все , чтобы избежать бесполезной напряженности .
6. а) Я пытаюсь избежать неприятности для себя ;
б) Я стараюсь добиться своего .
7. а) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса , с тем , чтобы со временем решить его
окончательно ;
б) Я считаю возможным в чем то уступить , чтобы добить другого .
8. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего ;
б) Я первым делом стараюсь определить то , в чем состоят все затронутые интересы и
спорные вопросы .
9. а) Думаю , что не всегда стоит волноваться из – за каких – то возникших разногласий ;
б) Я предпринимаю усилия , чтобы добиться своего .
10.а) Я твердо стремлюсь добиться своего ;
б) Я пытаюсь найти компромиссное решение .
11.а) Первым делом я стремлюсь ясно определить то , в чем состоят все затронутые интересы и
спорные вопросы ;
б) Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
12.а) Зачастую я избегаю занимать позицию , которая может вызвать споры ;б) Я даю возможность другому в чем – то остаться при своем мнении , если он также идет на
встречу .
13.а) Я предлагаю среднюю позицию ;
б) Я настаиваю , чтобы все было сделано по – моему .
14.а) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах ;
б) Я пытаюсь показать другому логику и преимущество моих взглядов .
15.а) Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения ;
б) Я стараюсь сделать все необходимое , чтобы избежать напряжения .
16.а) Я стараюсь не задеть чувств другого ;
б) Я обычно пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции .
17.а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего ;
б) Я стараюсь сделать все , чтобы избежать бесполезной напряженности .
18.а) Если это сделает другого счастливым , я дам ему возможность настоять на своем ;
б) Я дам другому возможность остаться при своем мнении , если он идет мне на встречу .
19.а) Первым делом я пытаюсь определить то , в чём состоят все затронутые интересы и спорные
вопросы ;
человека ;
б) Я стараюсь отложить спорные вопросы с тем , чтобы со временем решить их окончательно .
20.а) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия ;
б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих .
21.а) Ведя переговоры стараюсь быть внимательным к другому ;
б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы .
22.а) Я пытаюсь найти позицию , которая находится посередине между моей и позицией другого
б) Я отстаиваю свою позицию .
23.а) Как правило , я озабочен тем , чтобы удовлетворить желания каждого из нас ;
б) Иногда предоставляю другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса .
24.а) Если позиция другого кажется ему очень важной , я стараюсь идти ему навстречу ;
б) Я стараюсь убедить другого пойти на компромисс .
25.а) Я пытаюсь убедить другого в своей правоте ;
б) Ведя переговоры , я стараюсь быть внимательным к аргументам другого .
26.а) Я обычно предлагаю среднюю позицию ;
б) Я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас .
27.а) Зачастую стремлюсь избежать споров ;
б) Если это сделает другого человека счастливым , я дам ему возможность настоять на
своем .
28.а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего ;
б) Улаживая ситуацию , я обычно стремлюсь найти поддержку у другого .
29.а) Я предлагаю среднюю позицию ;
б) Думаю , что не всегда стоит волноваться из – за возникающих разногласий .
30.а) Я стараюсь не задеть чувств другого ;
б) Я всегда занимаю такую позицию в споре , чтобы мы совместно могли добиться успеха .