МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 17.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В своем подходе к изучению конфликтных явлений К. Томас делал акцент на изменении традиционного отношения к конфликтам. Указывая, что на ранних этапах их изучения широко использовался термин «разрешение конфликтов», он подчеркивал, что термин подразумевает, что конфликт можно и необходимо разрешать или элиминировать. Целью разрешения конфликтов, таким образом, было некоторое идеальное бесконфликтное состояние, где люди работают в полной гармонии. Однако в последнее время произошло существенное изменение в отношении специалистов к этому аспекту исследования конфликтов. Оно было вызвано, по мнению К. Томаса, по меньшей мере двумя обстоятельствами: осознанием тщетности усилий по полной элиминации конфликтов, увеличением числа исследований, указывающих на позитивные функции конфликтов.
Иконка файла материала МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ.doc
МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ К КОНФЛИКТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ К. ТОМАСА   АДАПТАЦИЯ Н. В. ГРИШИНОЙ  В своем подходе к изучению конфликтных явлений К. Томас делал акцент на изменении  традиционного отношения к конфликтам. Указывая, что на ранних этапах их изучения широко  использовался термин «разрешение конфликтов», он подчеркивал, что термин подразумевает, что  конфликт можно и необходимо разрешать или элиминировать. Целью разрешения конфликтов,  таким образом, было некоторое идеальное бесконфликтное состояние, где люди работают в  полной гармонии. Однако в последнее время произошло существенное изменение в отношении  специалистов к этому аспекту исследования конфликтов. Оно было вызвано, по мнению К.  Томаса, по меньшей мере двумя обстоятельствами: осознанием тщетности усилий по полной  элиминации конфликтов, увеличением числа исследований, указывающих на позитивные функции  конфликтов. Отсюда, по мысли автора, ударение должно быть перенесено с элиминирования  конфликтов на управление ими. В соответствии с этим К. Томас считает нужным  сконцентрировать внимание на следующих аспектах изучения конфликтов: какие формы  поведения в конфликтных ситуациях характерны для людей, какие из них являются более  продуктивными или деструктивными; каким образом возможно стимулировать продуктивное  поведение. Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях К. Томас считает  применимой двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями в  которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей,  вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных  интересов. Соответственно этим двум основным измерениям К. Томас выделяет следующие  способы регулирования конфликтов: 1) соревнование (конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в  ущерб другому; 2) приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву  собственных интересов ради другого; 3) компромисс; 4) избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и  отсутствие тенденции к достижению собственных целей; 5) сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью  удовлетворяющей интересы обеих сторон. Пять способов регулирования конфликтов К.Томаса Напористость (внимание к своим интересам) Соревнование Избегание Компромисс Сотрудничество Приспособление Кооперация (внимание к интересам другого)К. Томас считает, что при избегании конфликта ни одна из сторон не достигает успеха; при  таких формах поведения, как конкуренция, приспособление и компромисс, или один из участников  оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на  компромиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в  выигрыше. В своем опроснике по выявлению типичных форм поведения К. Томас описывает каждый из пяти  перечисленных возможных вариантов 12 суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается  выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения. С помощью адаптированной Н.В.Гришиной методики американского социального психолога  К.Н. Томаса ( 1973 ) определяются типические способы реагирования на конфликтные ситуации .  Можно выявить насколько человек склонен к соперничеству и сотрудничеству в группе , школьной  команде , стремиться ли он к компромиссам , избегает ли конфликтов  или , наоборот , старается  обострить их . Методика   позволяет  также оценить степень адаптации каждого члена коллектива к  совместной спортивной деятельности .     По каждому из пяти разделов опросника  ( соперничество , сотрудничество , компромисс ,  избегание , приспособление ) подсчитывается количество ответов , совпадающих с ключом .                                               КЛЮЧ  Соперничество : 3а , 6б , 8а , 9б , 10а , 13б , 14б , 16б , 17а , 22б , 25а , 28а . Сотрудничество : 2б , 5а , 8б , 11а , 14а , 19а ,20а , 21б , 23а , 26б , 28б , 30б . Компромисс : 2а , 4а , 7б , 10б , 12б , 13а , 18б , 20б , 22а , 24б , 26а , 29а . Избегание : 1а , 5б , 7а , 9а , 12а , 15б , 17б , 19б , 21а , 23б , 27а , 29б . Приспособление : 1б , 3б , 4б, 6а , 11б , 15а , 16а , 18а , 24а , 25б , 27б , 30а .КЛЮЧ Б Б А Б А А А А Б Б Б Б Б Б Б А А А Б Б Б Б А А А Б А № Соперничество Сотрудничество Компромисс Избегание Приспособление 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 А А Б Б Б Б Б Б Б Б А А А Б А А Б А А Б А Б Б А А А А А Б А А А Б   Полученные качественные оценки сравниваются между собой для выявления  наиболее  предпочитаемой формы социального поведения испытуемого в ситуации конфликта , тенденции его взаимоотношений в сложных условиях .Стиль предрасположенности личности к конфликтному                                      поведению (К.Томас)                Протокол обследования Фамилия, имя испытуемого ________________________          Возраст _________ Дата проведения__________ 1. а) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя  ответственность за решение  спорного вопроса ;     б) Вместо того , чтобы обсуждать то , в чем мы расходимся , я стараюсь обратить внимание на то , в чем мы оба согласны . 2. а) Я стараюсь найти компромиссное решение ;     б) Я пытаюсь уладить его с учетом всех интересов другого человека и моих собственных .  3. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего ;     б) Иногда я жертвую своими собственными интересами  ради интересов другого человека . 4. а) Я стараюсь найти компромиссное решение ;     б) Я стараюсь не задеть чувств другого человека  . 5. а) Улаживая спорную ситуацию , я все время пытаюсь найти поддержку у другого ;    б) Я стараюсь делать все , чтобы избежать бесполезной напряженности . 6. а) Я пытаюсь избежать  неприятности для себя ;     б) Я стараюсь добиться своего . 7. а) Я стараюсь отложить решение спорного  вопроса  , с тем , чтобы со временем решить его  окончательно ;     б) Я считаю возможным в чем­ то уступить  , чтобы добить другого . 8. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего ;     б) Я первым делом стараюсь определить то , в чем состоят все затронутые интересы и  спорные вопросы . 9. а) Думаю , что не всегда стоит волноваться из – за каких – то возникших разногласий ;    б) Я предпринимаю усилия , чтобы добиться своего . 10.а) Я твердо стремлюсь добиться своего ;      б) Я пытаюсь найти компромиссное решение . 11.а) Первым делом я стремлюсь ясно определить то , в чем состоят все затронутые интересы и  спорные вопросы ;      б) Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения. 12.а) Зачастую я избегаю занимать позицию , которая может вызвать споры ;б) Я даю возможность другому в чем – то остаться при своем мнении , если он также идет на  встречу . 13.а) Я предлагаю среднюю позицию ;      б) Я настаиваю , чтобы все было сделано по – моему . 14.а) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах ;      б) Я пытаюсь показать другому логику и преимущество моих взглядов . 15.а) Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения ;      б) Я стараюсь сделать все необходимое , чтобы избежать напряжения . 16.а) Я стараюсь не задеть чувств  другого ;      б) Я обычно пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции . 17.а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего ;      б) Я стараюсь сделать все , чтобы избежать бесполезной напряженности . 18.а) Если это сделает другого счастливым , я дам ему возможность настоять на своем ;      б) Я дам другому  возможность остаться при своем мнении , если он идет мне на встречу . 19.а) Первым делом я пытаюсь определить то , в чём состоят все затронутые интересы и спорные вопросы ; человека ;      б) Я стараюсь отложить спорные вопросы с тем , чтобы со временем решить их окончательно . 20.а) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия ;      б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих  . 21.а) Ведя переговоры стараюсь быть внимательным к другому ;      б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы . 22.а) Я пытаюсь найти позицию , которая находится посередине между моей и позицией другого       б) Я отстаиваю свою позицию . 23.а) Как правило , я озабочен тем , чтобы удовлетворить желания каждого из нас ;      б) Иногда предоставляю другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса . 24.а) Если позиция другого кажется ему очень важной , я стараюсь идти ему навстречу ;      б) Я стараюсь убедить другого  пойти на компромисс . 25.а) Я пытаюсь убедить другого в своей правоте ;      б) Ведя переговоры , я стараюсь быть внимательным к аргументам другого . 26.а) Я обычно предлагаю среднюю позицию ;      б) Я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас . 27.а) Зачастую стремлюсь избежать споров ;      б) Если это сделает другого человека счастливым , я дам ему возможность настоять на  своем . 28.а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего ;      б) Улаживая ситуацию , я обычно стремлюсь найти поддержку у другого . 29.а) Я предлагаю среднюю позицию ;      б) Думаю , что не всегда стоит волноваться из – за возникающих разногласий . 30.а) Я стараюсь не задеть чувств другого ;      б) Я всегда занимаю такую позицию в споре , чтобы мы совместно могли добиться успеха .