Методика диагностики уровня эмоционального выгорания

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 16.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Эмоциональное выгорание представляет собой стереотип эмоционального, чаще всего профессионального проведения. «Выгорание» отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В го же время могут возникать и дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами. Под термином «партнер» понимается субъект профессиональной деятельности. В педагогической деятельности это учащиеся.
Иконка файла материала Методика диагностики уровня эмоционального выгорания.DOC
Методика диагностики уровня эмоционального выгорания (В.В.Бойко) Во время работы педагог находится далеко не в комфортных условиях. Здесь   имеются   в   виду   не   только   физиологические   факторы,   связанные   с нездоровыми условиями труда: гиподинамия, повышенная нагрузка на слуховой и   голосовой   аппарат   и  т.  д.  Прежде  всего,   речь   идет   о   психологических   и организационных   трудностях,   связанных   с   преподаванием,   а   именно: необходимость   постоянно   «быть   в   форме»,   невозможность   эмоциональной разрядки,   неравномерность   временной   занятости,   непостоянство   возрастного состава   учащихся   и   т.   д.   Все   они   могут   привести   к   «эмоциональному выгоранию» По мнению автора методики (В. В. Бойко), эмоциональное выгорание ­ это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или   частичного   исключения   эмоций  в   ответ   на   психотравмирующие воздействия. Эмоциональное выгорание представляет собой стереотип эмоционального, чаще   всего   профессионального   проведения.   «Выгорание»   отчасти функциональный   стереотип,   поскольку   позволяет   человеку   дозировать   и экономно расходовать энергетические ресурсы. В го же время могут возникать и дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении  профессиональной деятельности и отношениях с партнерами. Под термином   «партнер»   понимается   субъект   профессиональной   деятельности.   В педагогической деятельности это учащиеся. Методика   позволяет     диагностировать  симптомы «эмоционального выгорания» и определить, к какой фазе развития стресса они относятся: «напряжения», «резистенции», «истощения». Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования   синдрома   «выгорания»,   можно   дать   достаточно   объемную характеристику личности, оценить адекватность эмоционального реагирования в конфликтной ситуации, наметить индивидуальные меры ведущие Методика   состоит   из   84   суждений,   позволяющих  диагностировать   три симптома «эмоционального выгорания»: напряжение, резистенция и истощение. Каждая фаза стресса, диагностируется на основе четырех, характерных для нее симптомов. Фаза стресса  НАПРЯЖЕНИЕ РЕЗИСТЕНЦИЯ ИСТОЩЕНИЕ СИМПТОМ № 1 Переживание психотравмирующих обстоятельств  2 Неудовлетворенность собой  3 «Загнанность в клетку»  4 Тревога и депрессия  1 Неадекватное эмоциональное реагирование  2 Эмоционально­нравственная дезориентация  3 Расширение сферы экономии эмоций  4 Редукция профессиональных обязанностей  1 Эмоциональный дефицит  2 Эмоциональная отстраненность3 Личностная отстраненность (деперсонализация)  4 Психосоматические и психовегетативные нарушения  Инструкция. Прочтите суждения и, в случае согласия отвечайте «Да», а в случае несогласия ­ «Heт». Текст опросника 1. Организационные   недостатки   на  paботе   постоянно   заставляют нервничать, переживать, напрягаться. 2. Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры. 3. Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место). 4. Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее). 5. Теплота   взаимодействия   с   партнерами   очень   зависит  or  моего настроения ­ хорошего или плохого. 6. От меня как профессионала мало зависит благополучие партнера. 7. Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа 2­3) мне хочется побыть наедине, чтобы со мной никто не общался. 8. Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие). 9. Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует профессиональный долг. 10. Моя работа притупляет эмоции. 11. Я   откровенно   устал   от   человеческих   проблем,   с   которыми приходится иметь дело на работе. 12. Бывает,   я   плохо   засыпаю   (сплю)   из­за   переживаний,   связанных   с работой. 13. Взаимодействие   с   партнерами   требует   от   меня   большого напряжения. 14. Работа с людьми приносит мне все меньше удовлетворения. 15. Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность. 16. Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом  оказать партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь. 17. Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты. 18. Меня очень огорчает, если что­то не ладится в отношениях с деловым партнером. 19. Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше. 20. Из­за   нехватки   времени,   усталости   или   напряжения   часто  уделяю внимание партнеру меньше, чем положено. 21. Иногда   самые   обычные   ситуации   общения   на   работе   вызывают раздражение. 22. Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров.23. Общение с партнерами побудило меня сторониться людей. 24. При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение. 25. Конфликты   или   разногласия   с   коллегами   отнимают   много  сил   и эмоций. 26. Мне   все   труднее   устанавливать   или   поддерживать   контакты  с деловыми партнерами. 27. Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной 28. У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с  работой: что­то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли я сделать все как надо, не сократят ли и т. д. 29. Если партнер мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания. 30. В общении не работе я придерживаюсь  принципа: «не делай людям добра, не получишь зла». 31. Я охотно рассказываю домашним о своей работе. 32. Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах   работы   (меньше   делаю,   снижается   качество,   случаются конфликты). 33. Порой   я   чувствую,   что   надо   проявить   к   партнеру   эмоциональную отзывчивость, но не могу. 34. Я очень переживаю за свою работу 35. Партнерам   по   работе   отдаешь   внимания   и   заботы   больше,  чем получаешь oт них признательности. 36. При   мысли   о   работе   мне   обычно   становится   не   по   себе   начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль. 37. У   меня   хорошие   (вполне   удовлетворительные)   отношения   с непосредственным руководителем. 38. Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям. 39. Последнее время (или как всегда) меня преследуют неудачи на работе. 40. Некоторые   стороны   (факты)   моей   работы   вызывают   глубокое разочарование, повергают в уныние. 41. Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются  хуже, чем обычно. 42. Я разделяю деловых партнеров (субъектов деятельности) на приятных и неприятных. 43. Усталость   от   работы   приводит   к   тому,   что   я   стараюсь   сократить общение с друзьями и знакомыми. 44. Я обычно проявляю интерес к личности партнера помимо  того) что касается дела. 45. Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении. 46. Я   иногда   ловлю   себя   на   том,   что   работаю   с   партнерами автоматически, без души.47. На   работе   встречаются   настолько   неприятные   люди,   что   невольно желаешь им чего­нибудь плохого. 48. После общения с неприятными партнерами у меня бывает ухудшение психического и физического самочувствия. 49. На   работе   я   испытываю   постоянные   физические   и   психические перегрузки. 50. Успехи в работе вдохновляют меня. 51. Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется безысходной. 52. Я потерял покой из­за работы. 53. На протяжении последнего года были жалобы (была жалоба) в мой адрес со стороны партнеров. 54. Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое происходящее с партнерами я не принимаю близко к сердцу. 55. Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции. 56. Я часто работаю через силу. 57. Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам, чем теперь. 58. В   работе   с   людьми   руководствуюсь   принципом:   не   трать  нервы, береги здоровье. 59. Иногда иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать. 60. После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание. 61. Контингент партеров, с которыми я работаю, очень трудный. 62. Иногда   мне   кажется,   что   результаты   моей   работы   не   стоят  тех усилий, которые я затрачиваю 63. Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив 64. 64 Я в отчаянии оттого, что на работе у меня серьезные проблемы. 65. Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мною. 66. Я осуждаю партеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание. 67. Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил заниматься домашними делами. 68. Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился. 69. Состояния, просьбы, потребности партнеров обычно меня  искренне волнуют. 70. Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий меня от чужих страданий, и отрицательных эмоций. 71. Работа с людьми (партнерами) очень разочаровала меня. 72. Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства. 73. Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко. 74. Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я ­достигаю в силу обстоятельств. 75. Моя карьера сложилась удачно.76. Я очень нервничаю из­за всего, что связано с работой. 77. Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел бы  видеть и слышать. 78. Я   одобряю   коллег,   которые   полностью   посвящают   себя   людям (партнерам), забывая о собственных интересах. 79. Моя   усталость   на   работе   обычно   мало   сказывается   (никак   не сказывается) в общении с домашними и друзьями. 80. Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил. 81. Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе. 82. Ко   всему   (почти   ко   всему),   что   происходит   на   работе,   я   утратил интерес, живое чувство. 83. Работа   с   людьми   плохо   повлияла   на   меня   как   профессионала   ­ обозлила, сделала нервным, притупила эмоции. 84. Работа с людьми явно подрывает мое здоровье. Обработка и интерпретация данных (лист обработки лежит здесь) 1.  Определите  сумму баллов,  раздельно   для  каждого  из 12 симптомов «выгорания».   Для   этого   выпишите   название   четырех   шкал   по   каждому   из симптомов.   Обнаружив   совпадение   ответов   с   ключом,   оцените   тем количеством баллов, которое указано рядом с номером вопроса в графе «Б». Каждая шкала включает семь вопросов и максимальное количество баллов равно 30.  2.   Подсчитайте   сумму   показателей   симптомов   для   каждой   из   3­х   фаз формирования   симптома   «выгорания».   Для   этого   сложите   результаты   по четырем шкалам каждой фазы в отдельности. 3. Найдите итоговый показатель синдрома «эмоционального выгорания», подсчитав сумму показателей всех 12 симптомов.Ключ  НАПРЯЖЕНИЕ Переживание психотравмирующих обстоятельств № Б № Б № Б № Б № Б № Б № Б 1+ 5 61+ 13+ 49+ 25+ 37­ 73­ 10 2 3 2 3 5 Неудовлетворенность собой 2– 3+ 4+ 3 14+ 10 15+ 2 16+ 2 5 3 26+ 27+ 28+ 2 10 38­ 39+ 50­ «Загнанность в клетку» 2 51+ Тревога и депрессия 5 52+ РЕЗИСТЕНЦИЯ 40+ 2 5 5 5 62+ 63+ 10 64+ 5 1 2 74+ 75­ 76+ 3 5 3 Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование № Б № Б № Б № Б № Б № Б № Б 5 5+ 41 + 65+ 77+ 29+ 17­ 5 2 3 6+ 7+ 8 + 10 18­ 2 5 19+ 20+ №  9+  Б  №  21+  3  2 10 3 Эмоционально­нравственная дезориентация 3 30+ Расширение сферы экономии эмоций 53+ 42+ 54+ 3 5 2 66+ 2 31­ 10 Редукция профессиональных обязанностей 5 43+ 55+ 32+ 5 3 2 3 67+ 68+ 2 44­ 56+ ИСТОЩЕНИЕ Эмоциональный дефицит  Б  №  33 +  2  Б  №  45­  5  Б  №  69­  3  Эмоциональная отстраненность  34­  5  Б  №  57 +  5  58 +  46+  70+  3  2  2 3 3 78­ 79­ 5 5 80+ 10 Б  №  81+  10  5  82+  Б  2  5  22 +  3  10 +  11 +  12+  2  5  3  Личностная отстраненность (деперсонализация)  23 +  3  2  Психосоматические и психовегетативные нарушения  72+  47+  59+  35+  5  5  3  83 +  10  24 +  2  36+  5  48 +  3  60+  2  72+  10  84+  5Предложенная   методика   дает   подробную   картину   синдрома «эмоциональною   выгорания»   Показатель   выраженности   каждого   симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов 9 баллов и меньше ­ не сложившийся симптом, 10­15 баллов ­ складывающийся симптом, 16 и более ­ сложившийся симптом Симптомы с показателями 20 и более баллов относятся к доминирующим в фазе или всем синдроме «эмоционального выгорания» В каждой стадии стресса возможна оценка от 0 до 100 баллов. Однако, сопоставление   полученных   баллов   по   фазам   не   правомерно,   так   как   не свидетельствует об их относительной роли или вкладе в синдром. Дело в том, что   измеряемые   в   них   явления   существенно   разные   ­   реакция   на   внешние   и внутренние   факторы,   приемы  психологической   защиты,   состояние   нервной системы По   количественным   показателям   правомерно   судить   только   о  том, несколько каждая фаза сформировалась в большей или меньшей степени 36 и менее баллов фаза не сформировалась, 37­60 баллов ­ фаза в стадии формирования, 61 и более баллов ­ сформировавшаяся фаза При интерпретации результатов можно рассмотреть следующие вопросы  какие симптомы доминируют;  какими сложившимися и доминирующими симптомами сопровождается «истощение»,  объяснимо   ли   «истощение»   (если   оно   выявлено)   факторами профессиональной деятельности, вошедшими в симптоматику «выгорания», или субъективными факторами,  в  каких   направлениях   надо   влиять   на   производственную   обстановку, чтобы снизить нервное напряжение; какие   признаки   и   аспекты   поведения   самой   личности   подлежат коррекции,   чтобы   «эмоциональное   выгорание»   не   наносило   ущерба   ей, профессиональной деятельности и партнерам.