Обучение использованию алгоритмов проходит 3 этапа.
1.Подготовительный этап - подготовка базы для работы с новым
материалом , актуализация навыков, на которых основано применение
алгоритма, формирование нового навыка. Учащиеся должны быть под-
готовлены к выполнению всех элементарных операций алгоритма.
Время, отведенное на эту работу, зависит от уровня подготов-
ленности учащихся.
МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗРЕШАЮЩИХ АЛГОРИТМОВ
Обучение использованию алгоритмов проходит 3 этапа.
1.Подготовительный этап подготовка базы для работы с новым
материалом , актуализация навыков, на которых основано применение
алгоритма, формирование нового навыка. Учащиеся должны быть под
готовлены к выполнению всех элементарных операций алгоритма.
Время, отведенное на эту работу, зависит от уровня подготов
ленности учащихся.
Без этого этапа упражнения по алгоритму могут привести к
закреплению ошибок.
2.Основной этап:
а)начинается с момента объяснения правила. Класс должен ак
тивно участвовать в составлении и записи алгоритма. Учитель про
водит беседу, в результате которой на доске появляется запись ал
горитма. Она облегчает понимание и усвоение алгоритма.
б)далее по схеме разбираются 23 примера.
в)раздаются карточки с алгоритмами или работа ведется по об
щей таблице.
Содержание перечитывается одним учеником. Затем выполняются
тренировочные упражнения (сначала коллективно, затем самосто
ятельно). Необходима жесткая фиксация умственных действий (напри
мер, в форме таблицы).
ш1
TTT¬
¦ есть ли в ¦ оканчивается ¦ есть ли ¦ запись ¦
¦ слове ¦ ли она на ¦ после ¦ слова ¦
¦ приставка? ¦ согласный? ¦ приставки ¦ ¦
¦ ¦ ¦ е,е,ю,я? ¦ ¦
+++++
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ да ¦ да ¦ да, Е ¦ ПОДъЕЗД ¦
L+++
ш2
г)развернутое комментирование (карточки закрываются)
д) дети стараются не использовать карточки и комментарии (но
при необходимости пользуются).
Тренировочный материал на этом этапе: упражнения учебника,
специально подобранные слова и тексты, запись под диктовку и са
мостоятельно из учебника (словосочетания, предложения или выбо
рочные слова).
3.Этап сокращения операций.
На этом этапе происходит процесс автоматизации навыка: неко
торые операции совершаются параллельно, некоторые интуитивным
путем, без напряжения памяти. Процесс свертывания происходит не
одновременно и разными путями у разных учащихся.
Своевременному свертыванию алгоритма способствуют сокращен
ные комментарии и образцы. Комментарии эффективны тогда, когда
скрывают в себе стройную логическую систему, когда они связаны
между собой общими признаками и имеют определенную последователь
ность.
Проблемы работы с обобщающими алгоритмами примерно те же.
Для улучшения усвоения модели алгоритма существуют специаль
ные приемы:
1) выполнить дома упражнения по алгоритму и постараться за
помнить последовательность операций;
2) письмо с использованием алгоритма без схемы, одному изучащихся можно предложить задавать альтернативные вопросы, а дру
гому отвечать на них;
3) вопросы учащихся типа: "что будем писать при двух ответах
"да", при четырех "нет"?
Вспомогательный алгоритм (формирование грамматических поня
тий) не требует особых приемов работы. Они просты и усваиваются
без наглядных схем и карточек. Строятся они на основе анализа
грамматического значения и грамматических форм слова. Сначала
идет различение слов по значению (предмет: кто? что?). Одновре
менно практические навыки в определении грамматических форм:
число (одинмного), лицо (ятыон) и т.д. Потом алгоритм на опре
деление частей речи:
1) Установи связь слов.
2) Что обозначает слово?
3) Что обозначает его окончание ( суффикс )?
4) Как изменяется слово?
5) На какие вопросы оно отвечает?