Одним из ведущих средств физического воспитания школьников является легкая атлетика. Применение упражнений легкой атлетики в процессе физического воспитания учащихся на всех ступенях обучения в школе, способствует укреплению их здоровья, совершенствованию физической подготовленности. В программе легкой атлетики есть барьерный бег и бег с препятствиями. Применение упражнений из этих видов на уроках физической культуры эффективно влияют на развитее физических качеств учеников. Кроме того бег с барьерами и преодоление препятствий воспитывают смелость и решительность и имеют прикладное значение. В учебных пособиях «Программы физического воспитания учащихся I-XI классов» (2010) методика и средства обучения школьников разучивание техники преодоления препятствий изложены очень сжато. В учебниках для студентов институтов физической культуры «Легкая атлетика» , «Легкая атлетика и методика преподавания», в учебнике для студентов пединститутов «Легкая атлетика» (материал в основном изложен в обобщенном виде и не раскрывает особенностей изучения техники преодоления препятствия и использование специальных и подводящих упражнения на разных этапах обучения в общеобразовательной школе. А это особенно важно для учащихся основной ступени обучения.
Методика
обучения бегу с барьерами
на уроках физической
культуры
Содержание
Введение
Характерные особенности обучения барьерному бегу
I.
II.
III. Методическая последовательность обучения бегу с препятствиями
способом «барьерный шаг»
IV. Организация урока и использование инвентаря при обучении бегу с
барьерами
V.
Заключение
1I. Введение
Одним из ведущих средств физического воспитания школьников
является легкая атлетика. Применение упражнений легкой атлетики в
процессе физического воспитания учащихся на всех ступенях обучения в
школе,
способствует укреплению их здоровья, совершенствованию
физической подготовленности. В программе легкой атлетики есть барьерный
бег и бег с препятствиями. Применение упражнений из этих видов на уроках
физической культуры эффективно влияют на развитее физических качеств
учеников. Кроме того бег с барьерами и преодоление препятствий
2воспитывают смелость и решительность и имеют прикладное значение. В
учебных пособиях «Программы физического воспитания учащихся IXI
классов» (2010) методика и средства обучения школьников разучивание
техники преодоления препятствий изложены очень сжато. В учебниках для
студентов институтов физической культуры «Легкая атлетика» , «Легкая
атлетика и методика преподавания», в учебнике для студентов пединститутов
«Легкая атлетика» (материал в основном изложен в обобщенном виде и не
раскрывает особенностей изучения техники преодоления препятствия и
использование специальных и подводящих упражнения на разных этапах
обучения в общеобразовательной школе. А это особенно важно для учащихся
основной ступени обучения.
В данной работе мною предпринята попытка поделится своим опытом в
организации обучения бегу с преодолением вертикальных препятствий
применяемом в беге с барьерами .
II. Характерные особенности обучения
Барьерный бег и бег с преодолением препятствий одни из самых зрелищных
видов легкой атлетики. Обучение этим видам обязательно должно проходить
на хорошем эмоциональном подъеме, в игре. Важно подбирать упражнения
адекватные возрасту и физической подготовленности учеников. Страх и
неуверенность в своих силах ученика значительно затрудняют процесс
освоения техники преодоления препятствия и снижают мотивацию к
обучению. Принципы постепенности и последовательности в освоении
упражнения приобретают особую значимость так как форсирование в
обучении (подъем высоты препятствия, увеличение расстояния между ними и
сложности преодоления)
и неучитывание уровня физической
подготовленности приводит к травмам. Хорошее развитие скоростносиловых
качеств, быстроты, координации, гибкости и подвижности в суставах
способствует быстрейшему освоению техники преодоления препятствия. Эти
упражнения достаточно хорошо представлены в методических пособиях и
специальной литературе по легкой атлетике и должны включаться в
программу каждого урока.
III. Методическая последовательность обучения бегу с
препятствиями способом «барьерный шаг»
3Задача 1я – познакомить учеников с техникой преодоления препятствия.
Создать у занимающихся представление о правильной технике преодоления
барьера. Для наибольшей наглядности можно использовать технику бега на
100 и 110 м. с барьерами.
Средства:
Наглядный пример бега барьериста высокой квалификации на фото,
видеозаписи, кинограмме с обязательной демонстрацией целостного бега.
Методические указания:
Преподаватель должен обратить внимание на самые важные моменты:
высокую скорость и динамичность бега между барьерами, шаговое движение
через барьер, общую координацию движений.
Задача 2я научить правильному переходу через барьер.
Средства :
Специальные
и подводящие
упражнения барьериста на месте и в движении.
Приступая к решению этой задачи занимающиеся переходят к освоению
отдельных элементов барьерного шага посредством выполнения подводящих
упражнений. Это в значительной мере предотвратит возникновение целого
ряда ошибок и ускорит процесс овладения техникой преодоления
препятствий. Подводящие упражнения целесообразно выполнять в той
последовательности, в которой производиться движения в барьерном беге.
В первую очередь следует освоить упражнения на овладение правильным
выполнением отталкивания и входа на препятствие.
Следующие упражнения должны быть направлены на освоение правильных
движений толчковой ноги, совместной работе толчковой и маховой ног в
сочетании с «работой» рук при переходе через барьер и, наконец движений
при сходе с барьера и ритм бега.
Упражнения выполняются без барьера, с преодолением барьера сбоку, через
середину в шаге и в беге с высоким подниманием колена. Дальнейшее
обучение техники перехода через барьер происходит одновременно с
обучением ритму бега между барьерами.
Методические указания:
4Очень важно добиваться правильного выполнения всех движений.
Особое внимание необходимо обратить на
1. Максимально высокое расположение ОЦМТ над опорой
( достигается полным выпрямлением опорной ноги в коленном суставе
и максимальным разгибанием стопы опорной ноги)
2. Проекция ОЦМТ на опору должна быть ближе к барьеру, чем место
отталкивания.
Для того, чтобы добиться правильного выполнения упражнения необходимо
использовать невысокие препятствия и выполнять движения медленно.
Задача 3я научить ритмичному бегу с барьерами
Средства :
Бег с барьерами с высоким подниманием колена в 1,3,5,7 шагов.
1. Бег с барьерами с боку перенося через барьер только толчковую ногу
2. Бег с барьерами с боку перенося через барьер только маховую ногу
3. Бег с барьерами через середину
Методические указания:
Важно следить за тем, чтобы спортсмены не отталкивались близко к
барьеру, не прыгали высоко через них, естественно соединяли пробегание
через барьеры и бег между ними.
необходимо своевременно изменять расстояние между барьерами, уменьшая
его для слабых и неуверенных учеников и увеличивая для более сильных и
смелых.
подбирать высоту барьера исходя из возраста, технической и физической
подготовленности ученика для того, чтобы избежать возникновения страха
преодоления препятствия.
необходимо последовательно обращать их внимание на основные моменты
техники: активный вход на барьер без раннего наклона туловища; полное
выталкивание на барьер без раннего распрямления маховой ноги;
5недопустимость поспешного подтягивания толчковой ноги; непрерывность
перехода в бег после схода с барьера без откидывания плеч назад; отсутствие
прыжкообразного бега между барьерами.
Задача 4я научить преодолевать препятствие барьерным шагом с разбега
Средства:
Бег с высокого и низкого старта с преодолением 13 барьеров с 68 шагов
разбега. Бег с высокого старта с 1012 шагов разбега
Методические указания:
Добиться правильной атаки и схода с первого барьера, что определяется
местом отталкивания, углом атаки и положением туловища при сходе с
барьера.
Для решения этой задачи можно использовать следующии приемы:
установка сдвоенных барьеров ( расстояние между барьерами 1030см.)
ограничение минимального расстояния места отталкивания на барьер
установкой перед барьером поролоновой ленты непозволяющей оттолкнуться
на барьер слишком близко.
Задача 5я научить бегу с барьерами по дистанции
Средства:
Бег с барьерами разной высоты с высокого и низкого старта в 37 шагов
Методические указания:
Движения должны быть легкие и свободные без закрепощения верхнего
плечевого пояса. Избегать стопорящей постановки толчковой ноги перед
барьером.
IV. Организация урока и использование инвентаря при обучении бегу
6с барьерами.
При организации урока важно подбирать наиболее безопасные
препятствия соответствующие возрасту и физической подготовленности
учеников для того чтобы избегать травм и возникновения страха у учеников
при преодолении препятствия. В обучении барьерному бегу это могут быть
учебные легкоатлетические барьеры изменяемой высоты, самодельные
барьеры из толстой и гибкой проволоки, поролоновые кубики различных
размеров. Перед первым барьером должно быть достаточно места для набора
скорости, а после последнего безопасное расстояние для остановки.
VI.
Заключение
Методическая разработка стала результатом многолетнего опыта работы
автора со спортсменами в условиях СДЮСШОР и учениками
общеобразовательной школы. Буду рад, если изложенный материал будет
полезен в работе моих коллег.
78