Методика обучения бегу с барьерами на уроках физической культуры

  • Документация
  • Занимательные материалы
  • doc
  • 14.05.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Одним из ведущих средств физического воспитания школьников является легкая атлетика. Применение упражнений легкой атлетики в процессе физического воспитания учащихся на всех ступенях обучения в школе, способствует укреплению их здоровья, совершенствованию физической подготовленности. В программе легкой атлетики есть барьерный бег и бег с препятствиями. Применение упражнений из этих видов на уроках физической культуры эффективно влияют на развитее физических качеств учеников. Кроме того бег с барьерами и преодоление препятствий воспитывают смелость и решительность и имеют прикладное значение. В учебных пособиях «Программы физического воспитания учащихся I-XI классов» (2010) методика и средства обучения школьников разучивание техники преодоления препятствий изложены очень сжато. В учебниках для студентов институтов физической культуры «Легкая атлетика» , «Легкая атлетика и методика преподавания», в учебнике для студентов пединститутов «Легкая атлетика» (материал в основном изложен в обобщенном виде и не раскрывает особенностей изучения техники преодоления препятствия и использование специальных и подводящих упражнения на разных этапах обучения в общеобразовательной школе. А это особенно важно для учащихся основной ступени обучения.
Иконка файла материала moya_metod.razrabotka.doc
Методика обучения бегу с барьерами на уроках физической культуры                                Содержание         Введение         Характерные особенности обучения барьерному бегу I. II. III. Методическая последовательность обучения бегу с препятствиями способом «барьерный шаг» IV. Организация урока и использование инвентаря при обучении бегу с барьерами V.      Заключение 1I.                     Введение   Одним   из   ведущих   средств   физического   воспитания   школьников является   легкая   атлетика.   Применение   упражнений   легкой   атлетики   в процессе   физического   воспитания   учащихся   на   всех   ступенях   обучения   в школе,   способствует   укреплению   их   здоровья,   совершенствованию физической подготовленности. В программе легкой атлетики есть барьерный бег и бег с препятствиями. Применение упражнений из этих видов на уроках физической культуры эффективно влияют на развитее физических качеств учеников.   Кроме   того   бег   с   барьерами   и   преодоление   препятствий 2воспитывают   смелость   и   решительность   и   имеют   прикладное   значение.     В учебных   пособиях   «Программы   физического   воспитания   учащихся  I­XI классов»   (2010)   методика   и   средства   обучения   школьников   разучивание техники преодоления препятствий изложены очень сжато.   В учебниках для студентов   институтов   физической   культуры   «Легкая   атлетика»   ,   «Легкая атлетика и методика преподавания», в учебнике для студентов пединститутов «Легкая атлетика» (материал в основном изложен в обобщенном виде и не раскрывает   особенностей   изучения   техники   преодоления     препятствия   и использование   специальных   и   подводящих   упражнения   на   разных   этапах обучения в общеобразовательной школе. А это особенно важно для учащихся основной ступени обучения. В данной работе мною предпринята попытка поделится своим опытом в организации   обучения   бегу   с   преодолением   вертикальных   препятствий применяемом в беге с барьерами . II.           Характерные особенности обучения   Барьерный бег и бег с преодолением препятствий одни из самых зрелищных видов легкой атлетики. Обучение этим видам обязательно должно проходить на хорошем эмоциональном подъеме, в игре. Важно подбирать упражнения адекватные   возрасту   и   физической   подготовленности   учеников.   Страх   и неуверенность   в   своих   силах   ученика     значительно   затрудняют   процесс освоения   техники   преодоления   препятствия   и   снижают   мотивацию   к обучению.   Принципы   постепенности   и   последовательности     в   освоении упражнения   приобретают   особую     значимость   так   как   форсирование   в обучении (подъем высоты препятствия, увеличение расстояния между ними и сложности   преодоления)   и   неучитывание   уровня   физической подготовленности приводит к травмам. Хорошее развитие скоростно­силовых качеств,   быстроты,   координации,   гибкости   и   подвижности   в   суставах способствует быстрейшему освоению техники преодоления препятствия. Эти упражнения   достаточно хорошо представлены в методических пособиях и специальной   литературе   по   легкой   атлетике   и   должны   включаться   в программу каждого урока.  III.    Методическая последовательность обучения бегу с препятствиями способом «барьерный шаг» 3Задача 1­я – познакомить учеников с техникой преодоления препятствия. Создать у занимающихся представление о правильной технике преодоления барьера. Для наибольшей наглядности можно использовать технику бега на 100 и 110 м. с барьерами. Средства:  Наглядный   пример   бега   барьериста   высокой   квалификации   на   фото, видеозаписи, кинограмме с обязательной демонстрацией целостного бега. Методические указания:  Преподаватель  должен обратить внимание на самые важные моменты:         высокую скорость и динамичность бега между барьерами,  шаговое  движение  через барьер, общую координацию движений.  Задача  2­я ­ научить правильному переходу через барьер.  Средства :   Специальные    и подводящие       упражнения барьериста на месте и в движении. Приступая     к   решению   этой   задачи   занимающиеся   переходят   к   освоению отдельных элементов барьерного шага посредством выполнения подводящих упражнений.   Это   в   значительной   мере   предотвратит   возникновение   целого ряда   ошибок   и   ускорит   процесс   овладения   техникой   преодоления препятствий.   Подводящие   упражнения   целесообразно   выполнять   в   той последовательности, в которой производиться движения в барьерном беге.   В   первую   очередь   следует   освоить   упражнения   на   овладение   правильным выполнением отталкивания и входа на препятствие. Следующие   упражнения   должны   быть   направлены   на   освоение  правильных движений   толчковой   ноги,   совместной   работе   толчковой   и   маховой   ног   в сочетании с «работой» рук при переходе через барьер и, наконец движений при сходе с барьера и ритм бега. Упражнения выполняются без барьера, с преодолением барьера сбоку, через середину   в   шаге   и   в   беге   с   высоким   подниманием   колена.   Дальнейшее обучение   техники   перехода   через   барьер   происходит   одновременно   с обучением ритму бега между барьерами. Методические указания: 4Очень важно добиваться правильного выполнения всех движений. Особое внимание необходимо обратить на 1. Максимально высокое расположение ОЦМТ над опорой ( достигается полным выпрямлением опорной ноги в коленном суставе и максимальным разгибанием стопы опорной ноги) 2. Проекция ОЦМТ на опору должна быть ближе к барьеру, чем место отталкивания. Для того, чтобы добиться правильного выполнения упражнения необходимо использовать невысокие препятствия и выполнять движения медленно. Задача 3­я ­ научить ритмичному бегу с барьерами  Средства :    Бег с барьерами с высоким подниманием колена в 1,3,5,7  шагов. 1. Бег с барьерами с боку перенося через барьер только толчковую ногу 2. Бег с барьерами с боку перенося через барьер только маховую ногу 3. Бег с барьерами через середину  Методические указания:   Важно  ­  следить   за   тем,   чтобы   спортсмены   не   отталкивались   близко   к барьеру,   не   прыгали   высоко   через   них,   естественно   соединяли   пробегание через барьеры и бег между ними.  ­ необходимо своевременно изменять расстояние между барьерами, уменьшая его для слабых и неуверенных  учеников  и увеличивая для более сильных и смелых.  ­ подбирать высоту барьера исходя из возраста, технической и физической подготовленности  ученика для того, чтобы избежать  возникновения  страха преодоления препятствия.  ­  необходимо последовательно обращать их внимание на основные моменты техники:   активный   вход   на   барьер   без   раннего   наклона   туловища;   полное выталкивание   на   барьер   без   раннего   распрямления   маховой   ноги; 5недопустимость   поспешного   подтягивания   толчковой   ноги;   непрерывность перехода в бег после схода с барьера без откидывания плеч назад; отсутствие прыжкообразного бега между барьерами. Задача 4­я ­ научить преодолевать препятствие барьерным шагом с  разбега Средства: Бег с высокого и низкого старта с преодолением 1­3 барьеров с 6­8 шагов разбега.  Бег с высокого старта с 10­12 шагов разбега Методические указания:  Добиться   правильной   атаки   и   схода   с   первого   барьера,   что   определяется местом   отталкивания,   углом   атаки   и   положением   туловища   при   сходе   с барьера. Для решения этой задачи можно использовать следующии приемы: ­ установка сдвоенных барьеров ( расстояние между барьерами 10­30см.) ­ ограничение минимального расстояния места отталкивания на барьер  установкой перед барьером поролоновой ленты непозволяющей оттолкнуться на барьер слишком близко. Задача 5­я ­ научить бегу с барьерами по дистанции Средства: Бег с барьерами разной высоты с высокого и низкого старта в 3­7 шагов  Методические указания:  Движения   должны   быть   легкие   и   свободные   без   закрепощения   верхнего плечевого   пояса.   Избегать   стопорящей   постановки   толчковой   ноги   перед барьером.    IV.    Организация  урока  и  использование  инвентаря  при обучении бегу 6с барьерами.          При организации урока важно подбирать наиболее безопасные препятствия соответствующие возрасту и физической подготовленности учеников для того чтобы избегать травм и  возникновения страха у учеников при преодолении препятствия. В обучении барьерному бегу это могут быть учебные   легкоатлетические   барьеры   изменяемой   высоты,   самодельные барьеры   из   толстой   и   гибкой   проволоки,   поролоновые   кубики   различных размеров. Перед первым барьером  должно быть достаточно места для набора скорости, а после последнего безопасное расстояние для остановки. VI. Заключение Методическая разработка стала результатом многолетнего опыта работы автора   со   спортсменами   в   условиях   СДЮСШОР   и   учениками общеобразовательной школы. Буду рад, если изложенный материал будет полезен в работе моих коллег. 78