Методика обучения грамматике «Части речи немецкого языка как материал преподавания»
Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа
docx
немецкий язык
Взрослым
13.11.2017
В современном обществе возрастает роль интернационального воспитания, а в качестве наивысшей ценности провозглашается свободная, образованная, творческая личность, готовая к межличностному и межкультурному сотрудничеству. И здесь предмет "иностранный язык" обладает большими возможностями, чем остальные предметы школьного цикла. Сейчас как никогда необходимо, чтобы люди владели иностранными языками. Изучение иностранных языков, как известно, составляет несколько аспектов. Одним из таких аспектов является грамматика, которая имеет первостепенное значение, так как с ее помощью происходит формирование умений устного и письменного общения. Это своего рода каркас, на котором базируется лексика. На основе грамматических законов слова объединяются в словосочетания и предложения, благодаря чему речь приобретает осмысленный характер.
Реферат по методике обучения грамматике иностранного языка. Лакина Е.Н..docx
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Ташаринская средняя общеобразовательная школа»
Мошковского района Новосибирской области
Реферат по дисциплине:
«Методика обучения грамматике иностранного языка»
По теме:
«Части речи немецкого языка как материал преподавания»
Исполнитель:
Лакина Елена Николаевна Новосибирск, 2017 год
Содержание
Введение……………………………………………………………………...с.3
1. Части речи в немецком языке…………………………………………....с.4
2. Принципы классификации частей речи в немецком языке………….
………………………………………………………..…..с.5
3. Спорные вопросы в теории частей речи……………………………..…с.10
Заключение…………………………………………………………………..с.13
Список литературы……………………………………………….………....с.14
2 Введение
В современном обществе возрастает роль интернационального воспитания, а в
качестве наивысшей ценности провозглашается свободная, образованная,
творческая личность, готовая к межличностному и межкультурному
сотрудничеству. И здесь предмет "иностранный язык" обладает большими
возможностями, чем остальные предметы школьного цикла. Сейчас как никогда
необходимо, чтобы люди владели иностранными языками. Изучение
иностранных языков, как известно, составляет несколько аспектов. Одним из
таких аспектов является грамматика, которая имеет первостепенное значение,
так как с ее помощью происходит формирование умений устного и письменного
общения. Это своего рода каркас, на котором базируется лексика. На основе
грамматических законов слова объединяются в словосочетания и предложения,
благодаря чему речь приобретает осмысленный характер.
Актуальность работы обусловлена научной и практической значимостью при
обучении немецкой грамматике на среднем этапе обучения в школе. Проблема
заключается в сложности отбора и организации методического материала при
обучении грамматике иностранного языка. Противоречие между большой ролью
грамматики как основы овладения иностранным языком и разногласиями при
выборе наиболее эффективной методики ее формирования в учебном процессе.
Сложность обучения грамматике немецкого языка обусловлена еще и тем, что
многие грамматические темы являются не вполне изученными. Так например,
вопрос о том, как классифицировать части речи в немецком языке, является
спорным.
3 Грамматике, как важному аспекту обучения иностранному языку, посвящены
работы И.Л. Бим (1988), Н.Д. Гальсковой (2006), С.Ф. Шатилова (1988), В.А.
Бухбиндера (1984) и многих других.
Цель работы выявление особенностей классификации частей речи в
грамматике немецкого языка.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить вопрос о делении слов в немецком языке на части речи;
2. Рассмотреть принципы классификации частей речи в немецком языке;
3. Определить спорные вопросы в теории частей речи.
В ходе работы применяются теоретический анализ работ педагогов и
методистов, посвященных данной проблеме и метод научного сопоставления.
Теоретической базой работы явились труды Е.И. Пассова, И.Л. Бим, С.Ф.
Шатилова, В.А. Бухбиндера, Б.В. Беляева и др.
Реферат состоит из Введения, трех глав, Заключения и библиографического
списка.
1.Части речи в немецком языке
Словарный запас каждого языка можно рассматривать как систему, которая
имеет сложное построение. Эта система состоит из тысячи разнородных
элементов, которые связаны друг с другом с помощью разнообразных
отношений. Поэтому это открытая система, которая способна обогащаться за
4 счёт новых элементов. С разных точек зрения их можно группировать по
разному. Эти классы слов принято называть частями речи. Разделение слов на
части речи это обязательный предварительный этап грамматического описания
частей речи. Количество частей речи варьируется в немецком языке от 4 до 14,
чаще всего упоминается 9 10 классов слов. Количество и типы частей речи
зависят от применяемых способов их выделения: принципа выделения классов
слов, уровня обобщения или наоборот дифференциации. Спорным является
вопрос, о том как классифицировать части речи. Обсуждается число и вид
применяемых критериев. Но ясно одно, что слово это такой объект, который
обладает значением, функцией и формой, его нужно рассматривать под разным
углом.
Все части речи в немецком языке, как и в русском, можно разделить на
самостоятельные
(неполнозначные). К
полнозначным частям речи относятся Имя существительное (Substativ) , Имя
и служебные
(полнозначные)
прилагательное (Adjektiv), глагол (Verb), местоимение (Pronomen), наречие
(Adverb), числительное (Numerale). К неполнозначным в немецком языке
относятся предлог (Präposition), союз (Konjuktion), частица (Partikel), артикль
(Artikel). Особняком, поскольку не относится ни к служебным, ни к
самостоятельным, стоит междометие (Interjektion).
2.Принципы классификации частей речи в немецком языке
5 Полная характеристика классов слов требует характеристики каждой части
речи по всем ее морфологическим, синтаксическим и семантическим
признакам.
Семантический принцип
Существует несколько версий выделения частей речи по семантическому
принципу:
Принимается во внимание связь между словом и понятием. Этот принцип может
быть применен только к так называемым значимым частям речи.
Принимается во внимание способ отражения и выражения действительности.
Предполагается выделение следующих классов слов:
Слова, выражающие и обозначающие понятия: существительное, прилагательное,
местоимение, числительное, наречие и глагол.
Слова, выражающие чувства и восприятия, но не обозначающие, называющие их:
междометия, некоторые вводные слова.
Слова, выражающие связи между понятиями и представляющие связи слов в
предложении: предлоги, союзы, артикли, связки. Нужно отметить, что внутри
каждой группы выделяются отдельные классы слов.
Предполагается существование прямой связи слов определенного класса с
явлениями действительности и возможность различать Dingworter
существительные, Eigenschaftsworter прилагательные, Tatigkeitsworter
глаголы, Umstandsworter наречия, Verhaltnisworter предлоги_ Bindeworter
союзы.
6 Части речи соотносятся не непосредственно с предметным значением слов, но с
обобщенным значением, возникающим в процессе человеческого мышления.
Существительные не просто слова, обозначающие предметы, а слова, которые
соответствуют отражению вещей или величин в мышлении.
Прилагательные не просто названия качеств, а слова, обобщенно выражающие
определенные явления реального мира в виде качеств.
Части речи понимаются как «языковое выражение в нашем сознании категорий,
по которым мысль человека классифицирует явления действительности» <1> в
«языковые формы понятийно категориального отражения объективной
действительности» <2>. Слова не отождествляются непосредственно с
внеязыковыми отношениями, а в значительной мере идентифицируются с
категориями мышления человека.
К семантическому принципу относится и деление слов на знаменательные и
служебные. Здесь говорят об автосемантике и синсемантике (Москальская О.
И., 1956:9).
Морфологический принцип
Морфологический принцип опирается на формальные признаки: спряжение,
склонение, образование степеней сравнения, т.е. на наличие грамматических
категорий и парадигм соответствующей части речи.
Достоинство: ясность и бесспорность того, что следует понимать под данным
критерием и как его применять. Большинство частей речи может быть выявлено
на его основе, т.к. этот критерий опирается на доступные внешнему наблюдению
и выявляемые в потоке речи признаки.
7 Недостаток: Применяется для языков флективного типа, поэтому он не
является универсальным.
Существует множество классификаций, одной из наиболее значимых является
классификация предложенная Flaming.
Синтаксический принцип
Обычно речь идет о «синтаксической функции» или об «употреблении в
предложении». Синтаксическая функция это конкретная позиция и возможная
субституция в линейной речевой цепи. Хельбиг и Буша определяют
«диагностические рамки». Имеется в виду, что слова каждой части речи имеют
типичные синтаксические рамки. Для самостоятельных частей речи
предполагается наличие следующих рамок:
для существительного: Der ... arbeitet flie?ig.
для глагола: Der Student ... flei?ig.
для прилагательного: Der ... Student arbeitet.
для наречия: Der Student arbeitet ...
Важен также критерий значимость / незначимость в предложении и значимость /
незначимость для членов предложения. Этой проблемой занимались Флемиг и
Москальская. К синтаксическому принципу можно причислить и разделение по
функции в сложноподчиненном предложении (Степанова М.Д., Хельбиг
Г.,1978:12)
Комплексный принцип (различные классификации на различных
критериях)
8 Этот принцип позволяет рассматривать синтаксические, морфологические и
семантические значения слов как критерии для выделения частей речи и
показать, как различные критерии приводят к различным результатам.
Признание или непризнание числительного в качестве самостоятельной части
речи связано со многими критериями. Числительное самостоятельно только с
точки зрения семантического критерия, т.е. все его разряды обозначают число.
Согласно другим принципам, числительные не образуют отдельной группы, а
примыкают к некоторым частям речи.
Er schreibt einen dritten Brief. (прилагательное)
Er schreibt eine Drei. (существительное)
Er schreibt dreimal. (наречие)
Сложен вопрос о части речи «местоимения», элементы которых могут, с точки
зрения поверхностного синтаксиса занимать разные позиции в предложении:
Dieser Mann ist verungluckt. (местоимение занимает позицию артикля и в
широком смысле может рассматриваться как сопроводитель существительного).
Er ist verungluckt. (местоимение употреблено субстантивно, стоит в позиции
существительного и может рассматриваться как существительное в широком
смысле)
Неизменяемые части речи (наречия, модальные слова, междометия, предлоги,
союзы, частицы) обладают определенными семантическими и синтаксическими,
но не морфологическими категориями, так что с точки зрения
морфологического критерия речь может идти у них о «нулевом показателе».
9 Трудность представляет также выделение частиц. Морфологически они не
отличаются от наречий и модальных слов, но обладают собственными
синтаксическими и семантическими признаками.
Особое место занимают слова отрицания, которые иногда рассматриваются как
отдельная часть речи. Семантически они образуют единообразную группу слов и
общими признаками
обладают общим морфологическим признаком,
словоизменения, согласно которым слова отрицания делятся на классы и
весьма неоднородны, разнообразны и их синтаксические функции, согласно
которым они могут быть отнесены к разным частям речи.
Специального рассмотрения заслуживают две части речи ярко выраженного
служебного характера: артикль и вспомогательные глаголы. Артикли в
грамматиках рассматриваются по разному, вспомогательные глаголы же в
качестве самостоятельной части речи выделяет только О.И. Москальская.
Е. В. Галыга принимает во внимание такие критерии как: обобщенное значение,
грамматическую категорию, способность к формоизменению, синтаксическая
функция, словообразующие аффиксы. Её системы содержит 11 частей речи. Они
делятся на значимые части речи (глагол, существительное, прилагательное,
числительное, местоимение); модальные слова; словасвязки (предлоги, союзы,
модальные и грамматические частицы); междометия.
М. Д. Степанова придерживается той точки зрения, что необходимо в равной
степени учитывать семантические, синтаксические и морфологические
критерии.
О. И. Москальская выделяет в немецком языке 14 частей речи. В качестве
первого структурносемантического разряда слов выделяется категория слов
названий. Они служат для обозначений предметов, процессов, качеств,
10 признаков, числовых связей и отношений, обстоятельственных и качественно
обстоятельственных отношений. К этой же группе принадлежат заместители
словназваний местоимения.
3.Спорные вопросы в теории частей речи
Лингвисты ведут дискуссию не только о классификации частей речи, но и о
границах и связях частей речи, а также о части каждой части речи в словарном
составе языка. По мнению О.И. Москальской лишь две части речи не
подверглись расхождению мнений: существительное и глагол.
Традиционно выделяются финитные и инфинитные глаголы. Инфинитив
отличается от финитума с морфологической и синтаксической точек зрения.
Инфинитив не обладает личными формами. По своей синтаксической функции
приближается инфинитив к существительному.
Партицип отличается от финитума в морфологическом и синтаксическом
планах. Синтаксически они ведут себя так же как прилагательные. Основанием,
по которому финитум, инфинитив и партицип могут быть отнесены к
определенной грамматическому классу слов, выступает совпадение их
лексической семантики и то, что инфинитив и партицип 2 являются
аналитическими формами глагола.
11 Варьируется объем части речи «существительное» в отдельных формах.
Традиционно существительные выступают как слова, обозначающие явления
предметного содержания: Tisch, Freiheit, Sprung, Hohe usw.
Часто имеет место мнение, что к этой части речи относятся
субстантивированные местоимения (А. Алференко, Г. Хельбиг, А.М.
Пешковский), так как эти местоимения обладают теми же синтаксическими
функциями и морфологическими признаками.
К части речи «существительное» относят зачастую и местоименное наречие,
выступающее в той же синтаксической позиции, кроме номинатива, что и
существительное.
Дискуссии ведутся по поводу выделения такой части речи, как прилагательное.
Сомнению подвергаются так называемые качественные наречия, которые в
морфологическом плане не отличимы от схожих по звучанию кратких форм
прилагательных. Существует три пути решения проблемы кратких форм:
Традиционная грамматика признает существование качесвенных наречий. В.Г.
Адмони высказывает мнение, что «краткая форма образует общий сегмент двух
грамматических полей, поля прилагательного и наречия».
О.И. Москальская причисляет качественные наречия к части речи
прилагательное (gut, flei?ig, tuchtig arbeiten).
Другое решение предлагает Эрбсен и связывает прилагательное и наречие под
понятие «charakterisierendes Beiwort» в одну группу. Для него морфологические
и семантико синтаксические факторы играют решающую роль.
Часть речи имя прилагательное понимается А.М. Пешковским в связи с
прилагательными местоимениями. Преобладающим является синтаксический
12 принцип деления на части речи, при котором числительные рассматриваются как
прилагательные.
Сомнению подвергаются и статус местоимения. Традиционно местоимение
является самостоятельной частью речи. Многие лингвисты разделяют
местоимение на три части речи и распределяют их между существительным,
прилагательным и наречием (А.М. Пешковский, Л.В. Щерба). В. Шмидт
определяет местоимения в класс заместителей или слов, сопровождающих
Хельбиг относит местоимения частично к
существительное.
Г.
существительному, частично к артиклю.
Числительные не всегда относятся к самостоятельной части речи. Хельбиг,
Шмидт, Эрбен, Юнг, Зюттерлин, Пешковский, Адмони выделяют числительные
в отдельную часть речи.
Отрицание выделяются в самостоятельную часть речи Адмони, Хельбиг же
причисляет его к различным частям речи: к наречию, модальным словам,
артиклям, частицам.
Артикль образует самостоятельную часть речи по мнению некоторых лигвистов,
среди них О.И. Москальская. Иногда артикль не выделяется в какой либо класс.
Х. Глинц объединяет артикль и местоимение или числительное. Хельбиг и
Шмидт как слово, сопровождающее существительное. К классу определяющих,
наряду с указательным, притяжательным, качественным и количественным
местоимением, артикль относится по мнению У. Энгеля.
Местоименные наречия относятся к словам заместителям, однако
морфологически неизменяемы, как наречия. Их синтаксико дистрибутивная
функция своеобразна: они могут быть обстоятельственными словами
13 (Worauf liegt das Buch? Er stand daneben) или предложными дополнениями
(Womit bist du unzufrieden? Wir haben daruber gesprochen).
Заключение
В изучении иностранного языка грамматика играет чрезвычайно важную
роль как средство, с помощью которого язык приобретает четкий, осмысленный
характер. Грамматика иностранного языка составляет одну из основных частей
курса обучения этому языку во всех классах средней школы.
Сложность обучения грамматике немецкого языка обусловлена тем, что многие
грамматические темы являются не вполне изученными.
Обязательным предварительным этапом грамматического описания частей речи
является разделение слов на части речи. Их количество в немецком языке
варьируется от 4 до 14, чаще всего упоминается 9 10 классов слов. Количество
и типы частей речи зависят от применяемых способов их выделения: принципа
выделения классов слов, уровня обобщения или наоборот дифференциации.
Грамматическая категория частей речи самая объемная в области морфологии.
Находится на стыке грамматики и лексики,
это
классификационная, или лексикограмматическая категория. Части речи –
следовательно,
лексикограмматические разряды лексики. Это центральная категория в языке, с
нее обычно начинается описание грамматического строя языка.
14 Таким образом, полная характеристика классов слов требует характеристики
каждой части речи по всем ее признакам: морфологическим, синтаксическим и
семантическим.
Лингвисты ведут дискуссию не только о классификации частей речи, но и о
границах и связях частей речи, а также о части каждой части речи в словарном
составе языка.
Список литературы
1. Абрамов Б.А. Теоретическая грамматика немецкого языка. М., 2001.
2. Белогрудова В.П. Грамматика. Это интересно // Иностр. яз. в школе.
2004. № 1. 29 с.
3. Бим И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе:
Проблемы и перспективы. М.: Просвещение, 1988. 256 с.
4. Бухбиндер В.А. и др. Методика обучения немецкому языку в средней
школе. Киев: Вища школа, 1984. 200 с.
5. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам.
Лингводидактика и методика. М.: Академия, 2006. 336 с.
6. Гез Н.И., Ляховицкий М.В., Миролюбов А.А., Фоломкина С.К., Шатилов
С.Ф. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М:
Высшая школа, 1982. 373 с.
7. Кушнир, А.А. Педагогика иностранного языка: учебник / А.А. Кушнир.
М.: Школьные технологии, 1997. 191 с
8. Леонтьева А.А. Управление освоением иностранного языка// Иностранные
языки в школе. 1975. № 2. 83 с.
15 9. Москальская О. И. Грамматика немецкого языка (теоретический курс) М.,
1956.
10.Пассов Е.И. Основы методики обучения иностранным языкам. М.: Русс.
яз., 1977. 216 с.
11.Роговая Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Б. Методика обучения
иностранным языкам в средней школе. М.: Просвещение, 1991. 287 с.
12.Степанова М.Д., Хельбиг Г. Части речи и проблема валентности в
современном немецком языке. М., 1978.
13.Шатилов С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе.
М.: Просвещение, 1986. 223 с.
16
Методика обучения грамматике «Части речи немецкого языка как материал преподавания»
Методика обучения грамматике «Части речи немецкого языка как материал преподавания»
Методика обучения грамматике «Части речи немецкого языка как материал преподавания»
Методика обучения грамматике «Части речи немецкого языка как материал преподавания»
Методика обучения грамматике «Части речи немецкого языка как материал преподавания»
Методика обучения грамматике «Части речи немецкого языка как материал преподавания»
Методика обучения грамматике «Части речи немецкого языка как материал преподавания»
Методика обучения грамматике «Части речи немецкого языка как материал преподавания»
Методика обучения грамматике «Части речи немецкого языка как материал преподавания»
Методика обучения грамматике «Части речи немецкого языка как материал преподавания»
Методика обучения грамматике «Части речи немецкого языка как материал преподавания»
Методика обучения грамматике «Части речи немецкого языка как материал преподавания»
Методика обучения грамматике «Части речи немецкого языка как материал преподавания»
Методика обучения грамматике «Части речи немецкого языка как материал преподавания»
Методика обучения грамматике «Части речи немецкого языка как материал преподавания»
Методика обучения грамматике «Части речи немецкого языка как материал преподавания»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.