«Методика обучения патта начинающих гольфистов"

  • Документация
  • Занимательные материалы
  • doc
  • 14.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

На право считаться изобретателями игры претендуют итальянцы и голландцы. Первые опираются в своих доводах на фрагменты старинных фресок, найденных под Вероной, и ссылаются на так называемую "паганику", в которую играли в Риме с помощью набитого перьями кожаного мячика. У голландцев на множестве средневековых полотен изображены люди, играющие в "кольф". Сторонники "голландской" версии утверждают, что из Нидерландов гольф был экспортирован в Шотландию, с которой в средние века у них были особо крепкие связи.
Иконка файла материала 249043.doc
«Методика обучения патта начинающих гольфистов"Гольф в России.................................................................................................................................6ВВЕДЕНИЕ Суть   гольфа   заключается   в   попадание   в   лунку   за   меньшее   количество ударов. Для этого игроку разрешается использовать не более 14 клюшек. Каждая клюшка   бьет   на   определенную   дистанцию.   Все   клюшки   делятся   на   3   вида   ­ паттер,     и   вуды.   Клюшки   сложны   в   изготовлении,   постоянно   айроны   совершенствуются технологии, материалы, которые способствуют более точному и дальнему полету. Главную часть составляет индивидуальный подбор инвентаря по физическим данным, уровню игры.  Соответственно клюшкам, техника игры каждого удара различна. Если «драйв» зависит от силы и владения телом самого игрока,   то   патт   –   это   кульминация   согласованной   работы   тела,   сознания   и нервной   системы   и   виртуозное   владение   клюшкой,   которое   закладывается тренером с первых тренировок.  Актуальность. Все профессионалы сходятся на том, что патт – это 60 % игры. Следовательно, и в тренировочном процессе пату следует уделять столько же времени. Самое главное это выработать правильные азы техники. Техника   формируются в течение жизни человека под влиянием  многих факторов, и процесс их формирования может приобретать различный характер. Оптимизация этого процесса достигается в условиях рационально построенного обучения.  Объектом   исследования  является   учебно­тренировочный   процесс начинающих гольфистов, направленный на освоение техники патта.  Предметом исследования является хват, и метод обучения техники патта.  Гипотеза   исследования.  Мы   полагаем,   что   данная   методика   обучения, позволит изначально избежать распространенных ошибок патта. Цель исследования. Создать методику, при которой будет возможность  еще на начальном этапе научить, технически правильно выполнять удар патт. ~ 3 ~Научная   новизна.  В   ходе   работы   получены   современные   данные   о техниках патта игроков тура.  Обычно   патт   начинают   преподавать   используя стандартный хват, мы же предлагаем новую методику.  Практическая значимость. Исследование особенностей патта позволяет  выявить пробелы в подготовке, реализация которых окажет существенную  помощь в улучшении всего тренировочного процесса. От этого будет зависеть  рациональное построение тренировочного процесса и рост спортивного  результата гольфистов. ~ 4 ~ГЛАВА 1. ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ВОПРОСА ПО ДАННЫМ  ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ История возникновения игры в гольф Человек   издавна   экспериментировал   с   круглыми   предметами,   в   том   числе   и,   пытаясь, применить к ним всякого рода инструменты ­ обыкновенную палку, ракетку, клюшку и др. Как правило, суть этих развлечений была предельно проста и состояла в том, чтобы направить круглый объект к цели. Таким образом возникло множество современных игр. История же возникновения гольфа точно не доказана. На   право  считаться   изобретателями   игры  претендуют   итальянцы   и   голландцы.  Первые опираются   в   своих   доводах   на   фрагменты   старинных   фресок,   найденных   под   Вероной,   и ссылаются   на   так   называемую   "паганику",   в   которую   играли   в   Риме   с   помощью   набитого перьями кожаного мячика.  У голландцев на множестве средневековых полотен изображены люди,   играющие   в   "кольф".   Сторонники   "голландской"   версии   утверждают,   что   из Нидерландов гольф был экспортирован в Шотландию,  с  которой в средние века у них были особо крепкие связи. Что касается самой Шотландии, то самая старая запись датирована 1452 годом, а затем 1457 годом  ­ в связи со знаменитым эдиктом короля  Якова  2, запрещавшего игру  в гольф  и в футбол, тат как это мешало военной подготовке его солдат. В 1754 году в Сент­Эндрюсе появляются первые официальные правила, чуть ли не старейшие письменные игровые законы, придуманные человечеством. Именно в этом виде гольф  начал свою победную поступь по всему миру, в том числе и за океан. К концу 19 века существенные сдвиги в общественной жизни Великобритании привели к бурному развитию  многих видов спорта, включая гольф.  Если в 1875 году в Соединенном Королевстве   было  всего  77  гольф­клубов,   в том  числе  17 ­  в  Англии,   то  к 1886  году  их количество  увеличилось   до   171,   включая   50   английских   клубов,   а   к   1900   подданные   Ее Величества встречались уже с 1357  клубами, 685 из которых было в Англии.  К  1910  году количество клубов  составляло 2729 по всей стране и 1379 в одной лишь Англии. Первый клуб за пределами Великобритании появился в Индии в 1829 году ­ Королевский Калькуттский Клуб. Несколько десятилетий спустя ­ в 1870 году открывается первый гольф­ клуб в Австралии ­ "Королевский Клуб Аделаиды", и сейчас в этой стране приходится больше всего гольф­полей на душу населения ­ чуть ли не по одному на каждую тысячу. ~ 5 ~В Африку гольф проник через юг континента, где в 1885 году создается "Королевский Клуб Кейп". До Японии гольф добрался в 1903 году, когда было построено первое поле в пригороде Кобе. Первое полноценное гольф­поле в Америке было построено в 1873 году ­ "Королевский Клуб Монреаля". В США официально принято отсчитывать историю гольфа лишь с 1888 года ­ с момента основания "Сент­Эндрюс Гольф Клаб" в Йонкерсе, штат Нью­Йорк. Игра   в   Старом   и   Новом   свете   долгое   время   развивалась   независимо   друг   от   друга. Европейские, а точнее, правила гольфа Сэнт­Эндрюса не действовали в США, а американские ­ не признавались в Европе. В 1894 году ­ Ассоциация гольфа Соединенных Штатов, а в 1916 ­ Ассоциация   профессиональных   гольфистов   США.   К   тому   времени   профессионалы Великобритании уже справили 15­летие своей организации. В относительно короткие сроки, построив тысячи полей и возведя гольф в ранг национальной игры,   американцы   постоянно   опережали   родоначальников   игры.   В   1926   году,   а   в   США официально   разрешают   играть   клюшками   с   металлическим   стержнем,   с   чем   Королевский Старинный Гольф Клуб Св. Эндрю соглашается лишь тремя годами позже.  Ограничивает количество клюшек до 14. На следующий год англичане следуют этому примеру. Однако по­прежнему остаются разногласия по поводу веса и размеров мяча, а также по ряду принципиальных пунктов Правил. В 1951 году Королевский Старинный Клуб Св. Эндрю и Ассоциация гольфа Соединенных Штатов   на   объединенном   собрании   наконец­то   договорились   об   унификации   правил   и применении их в согласованном виде по всему миру. С 1952 года тексты американского и английского изданий Правил гольфа идентичны, а сами Правила также совместно изменяются и дополняются раз в четыре года. Первый официальный (лицензированный) перевод полных Правил на русском языке вышел в свет только в 1999 году. Как бы в продолжение давнего соперничества между Старым и Новым Светом в 1927 году  проходит первый матч между сборными США и Великобритании ­ впоследствии знаменитый  "Кубок Райдера". Первая победа на своей территории осталась за американцами.  Гольф в России Россия, к сожалению, вплоть до последнего времени оставалась в стороне от развития этой замечательной игры. Наиболее ранний "русский" след обозначился только   в   начале   20   века,   да   и   то   не   в   России.   Великий   Князь   Михаил,   как ~ 6 ~известно, из­за своего брака с графиней де Торби оказался лишенным царской милости и, по сути дела, отправлен в зарубежную ссылку. Побывав в Шотландии, он влюбился в гольф, а позднее, осев на юге Франции, основал там первый гольф­ клуб   "Канн­Манделье".   Князь   лично   налаживал   клубную   жизнь,   превратив,   в конце концов, свое детище в самое любимое здешней знатью место. И в дальнейшем в формировании французского гольфа также мелькают великие русские   имена:   Алексей   Орлов   ­   основатель   гольф­музея   в   Париже,   Князь Голицын ­ директор одного из гольф­клубов на Лазурном берегу. В нашу страну, правда, гольф привезли не французы и не соотечественники, увлекшиеся игрой на чужбине.  Знаменитый  шведский спортсмен Свен   Тумба Юхансон, в конце семидесятых закончив карьеру, ушел из хоккея, где он снискал славу чемпиона мира и одного из самых самобытных игроков. Со спортом он, однако, не расстался, посвятив всего себя новому увлечению ­ гольфу. Быстро, как   и   все,   что   он   делал,   овладел   навыками   игры,   Свен   Тумба   с   удвоенной энергией   принялся   развивать   ее   у   себя   на   родине,   в   Швеции.   К   середине восьмидесятых он уже не просто известный гольфист, но и автор нескольких великолепных проектов гольф­полей. К   середине   восьмидесятых   настал   пик   гольф­активности   Свена   Тумбы. Тогдашний глава Московского спорткомитета, а впоследствии сподвижник Свена Тумбы   и   основатель   первого   российского   гольф­клуба,   Анатолий   Николаевич Ковалев, вспоминает, что в зарубежных командировках перед ним, в том числе ставилась задача изучить опыт строительства гольф полей, и пришлось изрядно потрудиться, колеся по европейским, американским и японским гольф полям. Свен   Тумба  был   известен   в  России.  Может  быть,  поэтому   ему  удалось   так быстро   решить   все   организационные   проблемы,   связанные   с   совершенно незнакомым россиянам делом,­ основать совместное предприятие и приступить к строительству   гольф­полей   в   совершенно   неожиданном   для   многих   месте  ­   в ~ 7 ~пойме  р. Сетунь, недалеко  от ул. Мосфильмовской. Сейчас  это  "Московский городской Гольф Клуб" ­ 9­луночное поле почти в центре Москвы.  Именно   отсюда   отсчитывается   история   российского   гольфа,   связанная  с именами   основателей   клубов,   первой   школой   гольфа   и   первыми   юниорами, вскоре ставшими первыми российскими чемпионами и первыми отечественными профессионалами. В 1994 году в подмосковном Нахабино открывается первое 18­луночное гольф­ поле чемпионского класса. Уже в 1996 году клуб основал уникальный для России турнир с призовым фондом "Рашен Оупен", который вскоре становится первым международным профессиональным гольф турниром на территории России. И так за последние 15 лет появилось еще несколько клубов,  и не только в Москве. В Московской области появились  Гольф Клубы «Пестово»,  «Пирогово» около Клязьминского   водохранилища,   «Агаларов»   в  Истринском   районе,  «Целеево». Так и по всей России  гольф клуб «Дюны» в    Санкт­Петербурге,  Клуб "Дон" в Ростове­на­Дону,    «Старый Оскол» в    Белгородской,  Гольф­клуб «Имение» в Тольятти и Клуб «Гольф Казан». Сейчас   уже   можно   говорить   о   зарождении   у   нас   в   стране   традиционных компонентах   гольф   индустрии.   В   Российском   Государственном   Университете Физической   Культуры   открыта   и   действует   кафедра   гольфа,   налаживающая научные   исследования   в   области   гольфа.   Действуют   семинары   и   курсы переподготовки тренерского состава. Закладывается   основа   воспитания   собственных   кадров   по   уходу   за   гольф   архитекторов   и   строителей   гольф­сооружений.   Вслед   за полями, немногочисленными   отечественными   специалистами,   работающими   в   первых российских гольф клубах, формируется национальный контингент «гринкиперов" на базе сельскохозяйственный институтов. Одно   из   конверсионных   российских   предприятий   в   короткие   сроки   смогло добиться высокого качества отечественных гольф­клюшек и с 1997 года наладить ~ 8 ~их   серийное   производство,   а   полной   комплектации,   включая   "драйверы", "айроны" и "паттеры", игровые характеристики которых, по оценкам зарубежных экспертов, не уступают лучшим иностранным образцам. Появляются   и   отечественные   гольф­тренажеры   ­   оригинальные   обучающие устройства, зачастую не имеющие аналогов в мировой практике. Зарождается система специализированного обслуживания на гольф ­ курортах и в гольф­отелях. Появились  турфирмы, желающие профессионально работать в области гольф­туризма. Как показывает зарубежная практика, огромный потенциал заложен в развитии полиграфии   и   периодики,  посвященной   гольфу.  В  России   уже   изданы   первые правила и пособия для гольфистов, включая детей. С 1998 выпускается русское издание знаменитого "гольф Дайджеста", имеющего многомиллионный тираж по всему миру. В   1992   году   основана   Ассоциация   гольфа   России   (АГР),   официально признанная   Олимпийским   комитетом   России,   Королевским   Старинным   Гольф Клубом   Св.   Эндрю,  Европейской   Ассоциацией   гольфа   и   Всемирным   Советом любительского гольфа. В 1997 году создана отечественная Федерация профессиональных гольфистов. Важная дата в истории гольфа 9 октября 2009 года гольф вновь был представлен как   олимпийский   вид   спорта,     профессиональные   гольфисты   смогут   принять участие в Олимпиаде 2016 года. Значение хвата при игре патером Хват является основополагающим элементом техники игры в гольф. С освоения хвата   начинается   тренировочный   процесс   любого   начинающего   игрока. Правильный   хват   дает   возможность   оптимального   контроля   над   клюшкой. «Правильный хват» понятие весьма широкое т.к. помимо разнообразия хватов, которые  предлагает  тренер своему  ученику, чтобы  тот  мог  выбрать для  себя ~ 9 ~наиболее   приемлемый,   существуют   также   вариации   классических   хватов,   их гибриды и изменения, связанные с индивидуальными особенностями игрока. Разнообразие видов хватов связано с различными концепциями игроков (чаще высокого   уровня)   и   с   конструкцией   самого   патера   и   его   гриппа.   Пробуя различные варианты и модификации шаблонных хватов во время тренировочного процесса,   дополняя   изменениями,   дающими   улучшение   ощущений   в   контроле удара.   Игроки   находят   наиболее   эффективные   варианты   техники.   К   этим изменениям относятся: положение рук на гриппе, положение пальцев, угол между предплечьем и кистью, степень супинации предплечий, доминирование той или иной   руки,   положение   указательных   пальцев,   степень   силы   сжатия   гриппа (мышечное напряжение) и т.д. Таким   образом,   техника   хвата   игроков,   так   или   иначе,   эволюционирует   в процессе   поиска   наилучшего   (наиболее   удобного   и   биомеханически оправданного) варианта.  Условные обозначения В   связи   со   специфичностью   терминов,   используемых   в   гольфе   ниже приводиться их расшифровка с подробными комментариями. Паттинг­ короткая игра в гольфе ( игра на грине), которой игрок завершает прохождение каждой лунки ( условно подразделяется на короткий, средний и длинный).   Для   игрока   паттинг   составляет     45%   процентов   игры,   его   часто называю   «игрой   в   игре».   Основное   отличие   паттинга   от   остальных   ударов   в гольфе – отсутствие фазы полета мяча (мяч катиться) Паттер  – клюшка для удара патт в гольфе. Не смотря на многообразие видов конструкций паттера, каждый паттер состоит из нескольких частей сегментов.   Гриппа (рукоятка) – резиновое покрытие шафта клюшки   Шафта  (стержня) – металлический стержень клюшки   Головки клюшки, она имеет ударную поверхность и обратную сторону ~ 10 ~Патеры бывают четырех типов – Патеры в форме клюшки, с головкой  клюшки, напоминающей молоток, патеры, у которых шафт приходит в  середину головки клюшки, с массой, распределенной к пятке, носку и по  центру. Последние два вида удобнее, чем паттер виде клюшки, так как у них  больше ударная поверхность. Длина патеров варьируется, и подбирается под  игрока индивидуально. Соответственно если паттер слишком длинный,  появляется ошибка – слишком согнутые руки, центр веса смещается назад.  Если короче нормы, вес смещается к носкам, есть возможность закрывания  кистей. Угол наклона лицевой поверхности паттера может колебаться в пределах 3­7 градусов. Для быстрых соревновательных гринов лучше подходят патеры с  меньшим углом. Большой угол используют те игроки, кто смещает кисти  вперед. Вес, так же как и длинна паттера подбирается индивидуально. Есть  версия что более легкий паттер труднее контролировать. Но на самом деле  вес паттера следует менять в зависимости от скорости грина. Чем медленнее  грин , тем тяжелее должен быть паттер. Паттинг Многие гольфисты называют паттинг “игрой в игре”, другие считают это упражнением для развития терпения. “Люди думают, что паттинг – это другая игра, потому что мяч при этом ударе катится, а не взлетает в воздух”(3).   Есть игроки, которые любят патт, есть игроки, которые его ненавидят. В любом случае, тем и другим приходится на каждой лунке доставать паттер и забивать мяч в лунку. Как пишет Дэйв Пельц в книге “Моя Библия Патта”: “ патт ­ это всего лишь успешное завершение каждой из 18­ти лунок на поле. Только с разным количеством ударов”(4).  Итак,   можно   любить   удар   патт,   можно   не   любить,   однако   полностью избежать   его   выполнения   на   поле     точно   не   удастся.   Поэтому   в   интересах уменьшения счета стоит достичь наилучшего результата на патте. Задача тренера ~ 11 ~научить спортсмена именно той технике, которая поможет ему добиться лучшего результата. Патт   является   основной   частью   игры   в   гольф   и   тренировке   этого   вида удара   стоит   посвящать   не   менее   40%   от   общего   времени   практики.   Можно значительно изменить свой гандикап в лучшую сторону, “спасая” пары с 2­х, 3­х метров. Есть много составляющих игры помимо патта   ­ драйв, апроуч удары, навесы и т.д. Однако стоит учесть, что при плохом патте вы сведете на нет все усилия, приложенные для того, чтобы достичь грина за минимальное  количество ударов (нелогично делать пар вместо берди или игла, попав на грин 2­м ударом и, сделав 3 патта на лунке пар пять).  В   работе   на   примере   профессиональных   игроков   рассмотрены   наиболее эффективные виды техники удара патт.  При обучении технике патта прежде всего рекомендуется поставить головку клюшки   на   землю,   так   чтобы   ее   ударная   поверхность   была   перпендикулярна линии удара. Левая кисть свободно висит рядом с клюшкой. Затем игрок берется за грипп. Кончик большого пальца  и сустав указательного должны быть примерно на одном уровне, а линия между большим и указательными пальцами   должна идти к правому предплечью.  После   добавления   правой   кисти   ладони   должны   оставаться   за   клюшкой, которая удерживается лишь кончиками пальцев. Кисть сжимается таким образом, чтобы большой палец левой руки оказался зажат правой кистью. Указательный палец немного отдален от следующего в положении, напоминающем положение для стрельбы; большой палец правой кисти смотрит вниз. Плоский   впереди   грипп   помогает   принять   правильный   хват­   ­   большие пальцы впереди, кисти сбоку. ~ 12 ~Стойка:   колени   чуть   согнуты,  корпус   наклонен   вперед,   но   позвоночник   в прямом положении.   Все линии ( линия бедер, ног , плеч) параллельны линии удара. На рис.1  показана линия удара сверху.  Рис.1 Линия удара сверху На верхнем изображении ­ Линия удара сверху, внизу – ударная поверхность  паттера. Глаза располагаются прямо над мячом. ~ 13 ~В патте необходимость в силе минимальна, удар является самым коротким изо   всех   свингов   в   гольфе.   При   более   коротком   ударе   наблюдается   меньшее открытие и закрытие ударной поверхности клюшки. Современные   тренеры   рекомендуют   стойку   близкую   к   вертикальной, подразумевая под этим большее провисание рук. Это обеспечивает естественный хват.   Поскольку   игрок   стоит   ближе   к   мячу   и   положение   клюшки   более приближается к вертикали это помогает уменьшить вращение запястий. Нет единого мнения о том, как  выполнять  удар патт. Игроки в процессе тренировок находят новые технические решения, который становиться решающим для их успеха, но одни и те же механизмы не могут подходить всем. Например, Арнольд  Палмер   для  стабилизации  корпуса  использует  стойку  со  сведенными внутрь   коленями,   когда   стопы   смотрят   внутрь.   Не   может   быть   ни   одного элемента, с которым согласились бы все великие гольфисты, но есть основные – наиболее значимые:        Глаза находятся над мячом (если смотреть по линии удара) Ударная поверхность клюшки перпендикулярна к линии удара Мяч располагается под левым глазом (с фронтального ракурса) Движения головой и бедрами исключены Ритм ­ всегда ускорение в момент касания клюшки с мячом Стойка  должна быть удобна для игрока Удар должен совершаться центром головки клюшки В том случае, когда данные рекомендации не выполняются, техника удара   изменяется,  что  вызывает   отклонение  мяча   от   нужной   траектории.  Так смещение   кистей  в  перед (в  сторону  лунки)  или  назад    будет  открывать   или закрывать   паттер   еще   в   изначальной   стойке.   Потеря   баланса,   как   следствие смещение   глаз   с   линии   мяча   исказит   восприятие   траектории   мяча.   Главная ошибка,   которую   нельзя   обойти,   не   исправив   –   это   изменение   угла   между кистями и предплечьями при патте. Часто тренер сначала   преподает свинг и ~ 14 ~только после патт. Игрок ассоциирует эти два удара, хотя у них есть серьезные различия. Патт очень статичен, и если представить идеальный удар,   то в нем игрок   делал   бы   единственное   движение   –   поворот   плеч.   Голова,   бедра   не двигаются и угол между клюшкой и кистями не меняется. В   работе   предложена   методика,   которая   позволит   выделить   патт   в отдельную часть игры для гольфиста, что должно упростить и ускорить обучение для тренера. Есть исключения. Боб Лоук , Бобби Джонс во время патта не удерживают бедра, при замахе открывают, а при выходе закрывают, тем не менее в патте им не было равных. Боб Росбург, великий игрок, имевший невероятный успех, считает, что пятка паттера должна находиться на земле, т.е. паттер изначально закрыт. Это доказывает   возможность   использования   разных  техник,  для  достижения   одной цели. Существуют и другие исключения от приведенных выше принципов. Тренер не   должен   и   воспринимать   их   как   догму,   но   далеко   отходить   от   них нежелательно. Составляющие патта На точность удара влияет несколько факторов, одни зависят от игрока ­ это стойка, хват, ритм, умение читать брейк, контроль дистанции. Другие не зависят, например, качество грина, особенности инвентаря, погодные условия и т.д. Мы рассмотриваем   только   те   аспекты,   которые   связаны   с   хватом,   т.е.   на   что   он влияет. Хват  –  влияет на  положение  клюшки  при ударе,  а, следовательно, на траекторию мяча  Для   получения   точного   удара   игрок   должен     технично   выполнить   удар патером, который задает траекторию мяча .  Траектория   мяча   определяется     направлением   и   силой   удара.   Чтобы направить мяч по правильной траектории игрок должен предвидеть особенности движения мяча – этот процесс называется чтение грина. На решение игрока при ~ 15 ~выборе траектории влияет рельеф грина (наличие и степень брейка), скорость и направление роста травы, расстояние от мяча до лунки. Направление: Удар будет точнее, если угол клюшки при соприкосновении с мячом будет иметь минимальный разброс.   На рис.1   видно, что клюшка «закрыта» смотрит левее цели, и угол равен  1,5°.  Так же направление зависит от линии удара, которая определяется точкой соприкосновения мяча с клюшкой относительно ее центра. На рис.2 показан вид сверху на линию удара, и видно, что все пять после удара по мячу, закрывают клюшку. Из­за чего мяч уходит левее. Мяч касается не центра головки, контактное пятно смещено, что влияет на положение головки. Если правее, то клюшка закроется и наоборот, если левее, откроется.  ~ 16 ~Рис.2 Вид сверху на линию удара   Сила удара  Сила удара  влияет на дистанцию. Оптимальная дистанция 0,5 м за лункой .  Если мяч не достигает лунки, он не может туда закатиться, и это демонстрирует  отсутствие чувства дистанции у игрока.  Избежать все эти ошибки можно с помощью правильно подобранного хвата. Виды хватов, используемые ведущими игроками По мнению Чарльза Б. Кливланда, основополагающим моментом при  совершенствовании патта является не столько поиск нового технического  решения, сколько совершенствование своего однажды выбранного метода на  практике. В своей работе мы рассмотриваем самые популярные в туре виды хвата. 1. Стандартный 2. Обратный ( левая рука ниже правой) 3. «Клешня» ­  левая рука на клюшке, правая сверху, касаясь только  пальцами, немного смещена. ~ 17 ~4. Параллельный, руки на одном уровне 5. Параллельный , у клюшки толстый грипп, пальцы мало соприкасаются 6. Длинный шафт, грипп упирается в живот или грудь, левая рука на гриппе,  правая придерживает за центр шафта. 7. Хват Бернарда Лангера 8. Хват, при котором Указательные пальцы направлены вниз 9. Хват «ладони с противопоставленными десятью пальцами» 1. Стандартный  Этот хват в любительском гольфе самый распространенный (рис. 3) Основной   недостаток этого хвата в том,   что правая рука доминирует и левая  кисть имеет возможность  сгибаться, а это дает нестабильный удар. Трудно  контролировать силу удара, частая ошибка ­ закрытая клюшка. Рис. 3 Стандартный хват 2. «Обратный» хват (рис. 4) Более   профессиональный   хват.   Таким   хватом   играет   Джим   Фьюрик,   Зак Джонсон.  Этот   хват   –  полная   противоположность   предыдущему.  В  нем   левое предплечье, левая кисть и патер фиксируются на одной прямой, что позволяет ~ 18 ~делать   стабильный   удар   и   полностью   исключает   ошибки,   описанные   в СТАНДАРТНОМ   хвате.   В   профессиональном   туре   этот   хват   и   его   вариации очень распространены.  Его использует многие игроки тура, но у каждого есть свои особенности. Например   Бобби   Локк   смещает   кисти   ниже   по   гриппу,   что   дает   ему   больше контроля.   Гари   Плэйер,   на   его   счету   более   120   крупных   побед,   держал указательный палец прямым. По его мнению это дает лучшее чувство дистанции. Арнольд Палмер ­Обладатель коллекции из 3000 паттеров, всегда ставил патт выше остальных ударов в гольфе. Не смотря на то что левая рука ниже , У него правая   рука   ведущая.   И   еще   многие   игроки   использовали   этот   грипп:   Джек Никлаус, Билли Каспер, Хортон Смит, Пол Райан, Сив Балестрос и др.  Рис. 4 Обратный» хват  3. «Клешня» (рис. 5)  Левая рука на клюшке, правая сверху, касаясь только пальцами, немного  смещена. Такой хват использует Крис Демарко. Этот специфический хват  используется для того, чтобы зафиксировать кисти. В отличие от  СТАНДАРТНОГО хвата, не смотря на то, что левая рука выше правой.  Правая рука не дает вращения,  а толкает клюшку по линии удара. Второй  ~ 19 ~хват представляет собой немного видоизмененную «Клешню». Ладонь правой руки смотрит на цель.       Рис. 5 «Клешня»  Параллельный хват. (рис. 6)  Пользуется популярностью, так как с ним можно добиться хорошего  ритма, правая и левая рука на одном уровне, одинаково тянут и толкают  клюшку. Получается полная симметрия замаха и удара. Рис. 6 Параллельный хват. ~ 20 ~4. Параллельный хват, с использованием утолщенного грипа. (рис.7)  У клюшки утолщенный грип, поэтому пальцы мало соприкасаются, и  клюшка удерживается ладонями. Линия «предплечье­шафт­головка»  выдерживается более естественно. Мышцы пальцев выключены, движение  более плавное.  Рис.7. Параллельный хват, с использованием утолщенного грипа.  Длинный шафт (рис.8)  Грипп упирается в живот или грудь, левая рука на гриппе, правая  придерживает за центр шафта. Например, Виджей Синкх использовал в  течение 2х лет, когда находился в первой сотне рейтинга тура. Чаще  используется в Сеньорс туре, из­за физического состояния игроков. Так как  тренировка патта занимает большую часть в тренировочном цикле, возможны боли в спине. С этим хватом не нужно сильно наклоняться,  амплитуда  движения небольшая ~ 21 ~Рис.8 Использование длинного шафта Так же его использовал Чарли Оусэн  Хват Бернарда Лангера (рис. 9) При этом хвате левая рука находится в идеальном положении, лучше, чем в  «Обратном». Левая кисть полностью выключена. Правое плечо выполняет  толкательное движение по прямой линии. Такой хват требует большего  наклона корпуса, следовательно, больше нагрузка на спину. Рис. 9 Хват Бернарда Лангера  Хват «Указательные пальцы вдоль гриппа»  Грипп паттера лежит на 3,4,5 пальцах левой руки, сверху накрытых пальцами правой, в то время как большие пальцы.  Удобный хват ­ это модификация  стандартного хвата, с тем лишь различием, что указательные пальцы дают  одновременное сопротивление и блокируют движение кистей. В тоже время  одна рука может сильнее участвовать в ударе. Если это будет правая,  клюшка закроется, мяч пройдет слева от цели. Если левая рука, то трудно  контролировать силу удара, так как мышцы указательных пальцев находятся  в напряжении. ~ 22 ~5. Хват «ладони с противопоставленными десятью пальцами» (рис. 10) Вид хвата, при котором кисти развернуты наружу,  пальцы лежат наискосок от  гриппа. Данный хват вынуждает игрока развернуть предплечья наружу ­  супинировать, что дает дополнительную жесткость при удержании паттера. Рис. 10 Хват «ладони с противопоставленными десятью пальцами»  Все выше упомянутые хваты являются лишь шаблонами, опираясь на которые  каждый игрок может найти свой хват.  На   основании   просмотра   литературных   источников,   можно   выделить наиболее распространенные виды хвата в гольфе, однако не дало достаточной информации   о   различиях   в   эффективности   применения   и   их   удобства использования делать следующие выводы. Развитию методы преподавания патта, ~ 23 ~никто   из   авторов   не   уделяет   достаточного   внимания.   Так   же   не   удалось обнаружить   в   имеющихся   изданиях   (в   том   числе   и   периодических   изданиях) надежных данных детального анализа хвата и данных об эффективности того или иного хвата в отличие от других его аналогов. Тем не менее, анализ литературных источников показал набор хватов, являющихся наиболее популярными как среди начинающих гольфистов, так и их вариации  на примере техники хвата великих игроков в гольф. В то время как наличие такой информации   является очень важным (в особенности при работе с новичками), так как от нее будет зависеть рациональное   построение   тренировочного   процесса   и   рост   спортивного результата   гольфистов.   Исходя   из   этих   воззрений,   выбранную   нами   тему   для исследования   мы   считаем   актуальной   и   современной.   Применение   данных исследований   и   соответствующих   выводов   на   практике,   по   нашему   мнению, может повысить уровень спортсменов ­ гольфистов различной квалификации. ~ 24 ~ГЛАВА II ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Цель работы ­ Разработать методику начального обучения патту.  Были поставлены следующие задачи:  1. Определить виды хватов, применяемые при игре паттером в гольфе по их основным признакам. 2. Определить отклонения мяча от точки прицеливания при   использовании различных хватов паттера. 3. Разработать комплекс упражнений по обучению патту. 4. Определить эффективность методик Методы исследования Для решения поставленных задач применялись следующие методы  исследования: 1. Изучение и анализ литературных источников 2. Тестирования  3. Педагогическое наблюдение,  4. Педагогический эксперимент 5. Видео съемка 6. Метод математической статистики Изучение и анализ  литературных источников     При проведении исследования было проанализировано пятнадцать источников литературы, в том числе девять на иностранном языке и шесть на русском. Педагогический эксперимент Проводились   эксперименты   с   целью   установления   влияния   хвата   на точность   удара.   Эксперименты   проводились   в   2010   году   в   гольф   клубе Эффингем. В экспериментах принимали участие игроки  в возрасте от 16 до 40 лет.  Как   я   уже   писала,   удар   патт   не   предъявляет   особых   требований     к физической   подготовке,   поэтому   из   требований   к   подбору   участников ~ 25 ~эксперимента   будет   только начальный уровень игры. Ни возраст, ни уровень физической подготовки не будут браться в расчет.  Все   экспериментальные   задания   были   стандартны   для   всех   спортсменов. Предварительно все участники были ознакомлены с условиями эксперимента. С ними   был   проведен   детальный   анализ   хватов   и   их   апробирование   на   игровой площадке, с тем, чтобы свести к минимуму ложное толкование техники. Для проведения нашего эксперимента были отобраны наиболее популярные виды хвата в мировом гольфе, но редко применяемые на практике   отечественными тренерами и спортсменами. Мы провели 4 тестирования.  Первое   тестирование   проводилось   для   того   чтобы   выявить   наиболее эффективные хваты. В нем приняли участие не новички а гольфисты любители, для того чтобы данные были достоверны. В этом эксперименте приняли участие члены гольф клуба Эффингем, 12 человек, которые регулярно играют в гольф Во   втором   и   последующих   экспериментах   принимали   участие   игроки, находящиеся на начальном уровне подготовки. В этих тестах приняли участие 26 человек. Краткая информация об игроках представлена в Приложении 1. Тесты проводятся на тренировочном грине гольф клуба Эффенгем, на специально выбранной  лунке без брейка.  По   результатам   второго     тестирования   ученики   делятся   на   две   одинаковые группы. Данные представлены в таблице 3.  В первую группу   вошли игроки с нечетными   номерами,   а   во   вторую   с   четными.  Цель   тестирования   определить уровень  игроков до применения методики. Третий тест позволит определить влияние методик результаты в таблице 4. Четвертый тест проводится для проверки умения реализовать технический навык в игровой ситуации. В конечном результате тренировки тренеру важно, какой результат игрок покажет на поле. В эксперименте   приняли участие две группы, в каждой группе 13 человек, начинающих игроков. ~ 26 ~Исследование   поводиться   3   месяца.   Обе   группы     проводят   одинаковое количество часов, тренируясь, и выполняя одни и те же упражнения. Различие состоит в том что: Группа №1 начинает со «Стандартным» хватом и все 3 месяца тренируется только с ним, а группа №2 начинает с хвата «Лангера» практикует его 2 месяца и последний месяц «Обратный» хват. Занятие   длится 1  час и  проводится 2  раза  в  неделю.  То  есть  эксперимент составляет 24 часа.  Видео контроль  Ведется видео проверка – на первом занятии и далее раз в месяц я снимаю на камеру, каждого игрока, с сагиттального ракурса.  Цель – проверить, что методика улучшает не только статистические данные, но и технику занимающихся. Измерялся   угол   между   левым   предплечьем     шафтом   патера.   Нет определенного   правильного   угла,   у   каждого   игрока   он   зависит   от   роста, телосложения, угла самой клюшки и т.д. Но есть закономерность – чем меньше изменяется   угол   между   левым   предплечьем     шафтом   патера,   тем   стабильнее будет патт. Метод математической статистики Для этого из данных полученных в результате тестирования необходимо было: Вычислить среднюю арифметическую величину. 1. Вычисления   этого   показателя   производилось   путем   сложения   всех полученных   значений   (которые   называются   вариантами)   и   деления вычислительной суммы на количество вариант: M  V n , где  ­ (сигма) знак суммирования; ~ 27 ~V – полученные в исследовании значения (варианты);         n ­  количество вариант. По   этой   формуле     вычисляется   так   называемая   простая   средняя арифметическая   величина.   Применяется   она   в   тех   случаях,   когда   имеется небольшое количество вариант. 2. Вычислить среднее квадратическое отклонение. Величина   среднего     квадратического   отклонения   является   показателем рассеивания, то есть отклонения вариант, которые получены в исследовании, от них средней величины, и тем самым призвана дополнять характеристику группы явлений. На   основе   теории     распределения   размаха   для   статистических совокупностей   (К.   Пирсон,   1901;   Л.   Типпет,   1925;   С.С.   Ермолов,   1959;   Н.А. Толоконцев   1961;   и   другие)   разработан   элементарный   способ   очень   быстрого определения среднего квадратического отклонения по формуле: V  макс  К V мин , где Vмакс – наибольшее значение варианты;        Vмин – наименьшее значение варианты;                 К   –   табличный   коэффициент,   соответствующий   определенной величине размаха. Коэффициент   К   определяется   по   таблице   Л.   Типпета.   Необходимость упрощения  диктовалась тем, что характер педагогических исследований, как уже говорилась,   позволяет   производить   математические   вычисления     с   меньшей точностью. Поэтому все показатели таблицы   Л. Типпета были округленны по правилу четного числа, до второго знака после запятой. В таблице значения К вычислены для количества вариант от 2 до 1000. ~ 28 ~Содержание тестов В работе проводились 4 тестирования.  1 тест проводится для выявления наиболее результативных хватов. 2 тест проводится для определения начального уровня игроков. 3 тест выявляет, какая методика является наиболее продуктивной. 4 тест подтверждает результаты 3­его тестирования, показывает насколько  хорошо игроки смогу применить новые навыки в игровой ситуации. Тест №1 Тест включал в себя выполнение спортсменами 6­ти стандартных попыток, по  следующим заданиям: 1. Попадание в лунку с 1 м – регистрировалось количество попаданий мяча в  лунку; 2. попадание в лунку с 2 м – регистрировалось количество попаданий мяча в  лунку; 3. Регистрация удаления мяча от цели. Цель находилась на расстоянии 5, 10, 15 м. После удара произведенного игроком по указанной цели (стандартной для всех игроков в конкретном виде теста) производились замеры отклонения мяча от цели. Тест № 2 Игрокам дается 10 попыток с каждой точки,  оценивается количество попаданий  «Стандартным» хватом. a. попадание с 1 метра b. попадание с 3 метров c. попадание с 5 метров  Использовалась бальная оценка, так как забить патт с 5м гораздо труднее, чем с  1м. Поэтому за попадание с 1м ­ игрок получает 1 балл, с 3м – 2 балла и с 5м – 3  балла. Тест № 3 ~ 29 ~Игрокам дается 10 попыток с каждой точки,  оценивается количество попаданий  «Стандартным» и «Обратным хватом»  a. попадание с 1 метра b. попадание с 3 метров c. попадание с 5 метров в сектор радиусом  Результаты приведены в таблице 4.  Тест № 4 Игровое тестирование «Спайдер» проводится для проверки реализации  технических  умений в игровой ситуации, на обычном тренировочном грине, с  небольшим брейком.  Вокруг лунки по радиусу с равным интервалом  устанавливается 16 маркеров (8 на расстоянии 1м, 8 на расстоянии 2 м).  Игрок  должен попасть в лунку со всех маркеров. Попадание с 1м приносит 1 очко,  попадание с 2м дает 2 очка. Очки суммируются. Данные приведены в таблице 5. ~ 30 ~Глава 3. Полученные результаты исследований и их обсуждение Результаты По результатам наблюдения были выделены 9 наиболее распространенных хватов, применяемых игроками. Так же было выявлено, что любители в основном используют Стандартный хват, а профессионалы подбирают хват под себя.  Результаты первого тестирования. Из таблицы 1 видно, что при коротком патте при использовании хватов 1 (Стандартный) и 2 («Обратный») на дистанции 1  м    в   среднем   было   5,9  попаданий   в   лунку   из   6  возможных.  Использование хватов:   3,4,6,7,8   и   9   показали   5,8   среднего   значения,   тогда   как   тестирование игроками   Параллельного   хвата,   с   использованием   утолщенного   гриппа   после обработки   данных   дало   наименьшее   значение   среднего­5,7.     Для   хвата   1   на дистанции 2 м среднее значение составило 4,1, для хвата   2 – 4,2, для хватов 3,4,6,7,8   и   9   –   4,   для   хвата   5   –   3,7.   Проведенные   тестирования   игроков   на количество попаданий мяча в лунку при коротком пате с расстояния1 и 2 метра выявили достоверные различия, при уровне значимости P>0,05, для хватов1, 2 и 5. Тестирование игроков на дистанции 5 м   дало следующие показания среднего значения отклонения от цели:23,4см хвата 8; 23,5 см для хватов 3,4, и 7; 23,6см для хвата 9; 21,8 для хватов 1и 6 ; 27,6 см для хвата 5 и 18 см для хвата 2 соответственно.   Результаты   подобного   тестирования   на   дистанции   10   метров имеют следующие значения: 37 см для хватов 1,6,7,8,9; 37,5см для 4­го хвата; 35,9 см для 3­го хвата; 45,2 см для 5­го и 30 см для 2­го хвата. Результаты тестирования   игроков   на   показания   отклонения   от   цели   (в   см),   используя   9 различных видов хватов при ударе с расстояния 15 м в среднем значении имеют следующие показания: 40,1 см – хват 1; 44,6см ­ хват 3; 46 cм – хваты 2 и 7; 47см – хват 9; 54,9 см – хват 5; 48,1 см – хват 6 48,4 – хват 8;  46,6 см для хвата 4. ~ 31 ~Среднее арифметические и стандартные отклонения  Виды хватов Дистанция Среднее арифметическое значение. Станд.Откл. Таблица 1. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 2 3 4 5 6 1м 1м 1м 1м 1м 1м 1м 1м 1м 2м 2м 2м 2м 2м 2м 2м 2м 2м 5м 5м 5м 5м 5м 5м 5м 5м 5м 10м 10м 10м 10м 10м 10м 10м 10м 10м 15м 15м 15м 15м 15м 15м 5,9 5,9 5,8 5,8 5,7 5,8 5,8 5,8 5,8 4,1 4,2 4 4 3,7 4 4 4 4 21,8 18 23,5 23,5 27,6 21,8 23,5 23,4 23,6 37,4 30,9 35,9 37,5 45,2 37,4 37,3 37,4 36,9 40,1 46 44,6 46,6 54,9 48,1 ~ 32 ~ 0,707 0,707 0,837 0,837 0,962 0,837 0,837 0,837 0,837 0,894 0,548 0,894 0,894 0,948 0,844 0,894 0,894 0,844 3,722 3,098 3,586 3,962 5,646 4,743 3,162 3,959 3,158 2,95 2,73 1,871 4,183 3,05 2,965 2,281 2,95 2,84 4,344 4,848 4,16 2,702 4,625 3,9277 8 9 15м 15м 15м 46 48,4 47,3 3,276 4,591 2,693 ~ 33 ~Таким образом анализ полученных данных показал, что между 2­м и 1,5­м хватами   есть   достоверное   различие   в   результатах   всех   экспериментальных заданий при уровне значимости  P>0,05 в тесте на 1 м , тогда, как показатели среднего  значения  при  других  видах  хвата  не  достоверны.  В тестировании  на дистанции 2 м также прослеживается достоверное различие между хватом 5, с наименьшим   количеством   точных   попаданий   и   существенно   отличающимся   от него по величине среднего значения хвата 2, хват 1 дал в данном тестировании второе значение точности. В тестах на длинный паттинг с  расстояния 5, 10 и 15 м мы регистрировали отклонение мяча от цели в сантиметрах и получили следующие результаты: хват 5 по результатам 3­х тестирований показал среднее значение отклонения мяча от цели, хват 2 напротив как по сумме средних значений тестов на удары с 5,10 и 15 м, так и по их отдельным показателей  дал в результате  наименьшее значение отклонений так же как хват 1. Хваты 3,4,6,7,8 и 9 при данных тестированиях дали примерно одинаковые значения среднего значения отклонения мяча от цели на всех дистанциях P<0,05. Что говорит о недостоверности различий между хватами 3,4,6 ,7,8 и 9.  Второе   тестирование,   показало,   что,   не   смотря   на   то,   что   все   игроки новички под влиянием некоторых факторов у каждого из них есть свой уровень игры. Результаты так же посчитаны в баллах. Игроки расположены по ухудшению уровня игры (таблица 2). По результатам этого теста,  игроки были поделены на 2 группы. В первой группе среднее значение баллов 7,38, а во второй 7, 15. Эти данные приведены в таблице 3. Далее после проведения эксперимента был проведен еще один тест, его данные   приведены   в   таблице   4.   В   тех   же   условиях,   в   результате   обе   группы улучшили свой результат за 3 месяца. Первая группа с 7,38 поднялась до 13,62, ~ 34 ~что составляет 84%. Вторая группа от результата 7,15 дошла до результата 17,8. Данные приведены в таблице 6.  Ранжирование игроков по исходному мастерству Тест 2 Ранжирование игроков по исходному мастерству   Рейтинг игрока Количество попаданий Сумма баллов Фамилия игрока 1м 3м 5м Попадание с дистанции 1м ­ 1 балл, с 3м ­ 2 балла, с 5м ­ 3 баллов Таблица 2 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 Полесский Антон Лебедева Милада Балкарова Галина Peggy Galvin Sarah Gogan Sam Lee Harry Lees Silva Pedro Jose Maria Rodrigues Anny Gray Stuart Hibrt Susie Johnson Sam Hollingdale Deborah Lees Labors Sergejs Makarovs Igor Матяш Игорь Mikle O'Kane Ledezky Igor Jhon Russell David Webb Robert Powel Thomas Gareth Jack Cox Nathan Hope Rahman Kamal Среднее значение Стандартное  отклонение 4 3 3 3 2 3 3 3 3 3 3 4 4 3 3 3 2 2 3 3 3 3 3 3 2 3 3 0,52 3 2 2 2 2 1 1 1 1 1 1 2 2 2 2 2 2 2 1 1 1 1 1 1 1 0 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 13 13 10 10 9 8 8 8 8 8 8 8 8 7 7 7 6 6 5 5 5 5 5 5 4 3 1,46 0,63 0,46 0,57 7,27 2,41 По результатам второго тестирования мы разделили игроков на 2 группы, данные представлены в таблице 3. ~ 35 ~Контрольная и экспериментальные группы до эксперимента Группа 1 ­ Для обучения стандартным хватом 1м 3м 5м Сумма баллов Таблица 3 Рейтинг игрока Фамилия игрока Количество попаданий 1 3 5 7 9 11 13 15 17 19 21 23 25 Полесский А. Балкарова Г. Sarah Gogan Harry Lees Jose Rodrigues Stuart Hibrt Sam Hollingdale Labors Sergejs Матяш Игорь Ledezky Igor David Webb Thomas Gareth Nathan Hope 4 3 2 3 3 3 4 3 2 3 3 3 2 3 2 2 1 1 1 2 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 0 0 0 0 0 0 0 Среднее значение Стандартное  отклонение 2,92 0,64 1,54 0,66 0,46 0,52 Попадание с дистанции 1м ­ 1 балл, с 3м ­ 2 балла, с 5м ­ 3 балла 13 10 9 8 8 8 8 7 6 5 5 5 4 7,38 2,47 Группа 2 ­ для обучения обратным хватом 1м 3м 5м Сумма баллов Рейтинг игрока Фамилия игрока Количество попаданий 2 4 6 8 10 12 14 16 18 20 22 24 26 Лебедева М. Peggy Galvin Sam Lee Silva Pedro Anny Gray Susie Jhonson Deborah Lees Makarovs Igor Mikle O'Kane Jhon Russell Robert Powel Jack Cox Rahman Kamal 3 3 3 3 3 4 3 3 2 3 3 3 3 2 1 1 1 1 0 0 0 0 0 0 0 0 2 2 1 1 1 2 2 2 2 1 1 1 0 ~ 36 ~ Попадание с дистанции 1м ­ 1 балл, с 3м ­ 2 балла, с 5м ­ 3 балла 13 10 8 8 8 8 7 7 6 5 5 5 3Среднее значение Стандартное  отклонение 3,00 0,41 1,38 0,65 0,46 0,66 7,15 2,54 Средние   арифметические   контрольной   группы   и   экспериментальной достоверно не отличаются при уровне значимости 0,5. Таблица 4 Результаты третьего теста Группа 1 ­ Обучалась и тестировалась стандартным хватом 1м 3м 5м Сумма баллов Рейтинг игрока Фамилия игрока Количество попаданий Попадание с дистанции 1м ­ 1 балл, с 5м ­ 3 балла, с 10м ­ 5 баллов 1 3 5 7 9 11 13 15 17 19 21 23 25 Полесский А. Балкарова Г. Sarah Gogan Harry Lees Jose Rodrigues Stuart Hibrt Sam Hollingdale Labors Sergejs Матяш Игорь Ledezky Igor David Webb Thomas Gareth Nathan Hope Среднее  значение Стандартное  отклонение 8 4 8 6 5 6 7 5 7 6 5 4 6 4 3 2 3 2 3 3 3 2 2 3 1 4 2 1 1 1 1 1 0 1 0 1 0 1 0 22 13 15 15 12 15 13 14 11 13 11 9 14 5,92 2,69 0,77 1,32 0,85 0,60 13,62 3,10 Группа 2 ­ Обучалась и тестировалась обратным хватом 1м 3м 5м Сумма баллов Рейтинг игрока Фамилия игрока Количество попаданий Попадание с дистанции 1м ­ 1 балл, с 5м ­ 3 балла, с 10м ­ 5 баллов 2 4 6 8 10 12 14 16 18 20 22 24 Лебедева М. Peggy Galvin Sam Lee Silva Pedro Anny Gray Susie Jhonson Deborah Lees Makarovs Igor Mikle O'Kane Jhon Russell Robert Powel Jack Cox 9 5 8 7 6 7 8 5 8 6 5 5 4 3 5 3 3 5 2 2 5 3 2 3 3 2 2 2 1 0 2 1 2 0 1 0 ~ 37 ~ 26 17 24 19 15 17 18 12 24 12 12 1126 Rahman Kamal Среднее  значение Стандартное  отклонение 6 3 1 6,54 3,31 1,31 1,39 1,11 0,95 15 17,08 5,02 Средние   арифметические   контрольные   группы   и   экспериментальные достоверно отличаются на уровне значимости 0,5. Результаты четвертого теста Таблица 5 Результаты 1й группы Фамилия Рейтинг игрока игрока Позиция маркера(1­8 одно очко, 9­16 два очка) 3 0 1 0 1 1 0 1 0 1 1 1 10 0 0 2 0 0 0 2 0 0 0 2 12 0 0 0 0 2 2 0 0 0 2 0 14 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 11 2 0 2 0 2 0 0 2 2 2 2 13 2 0 0 2 0 0 2 0 2 0 2 5 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 6 1 0 0 0 0 1 0 0 0 0 0 7 0 1 0 1 1 1 0 1 0 0 1 8 0 0 0 1 0 0 0 1 0 0 1 9 0 2 2 0 0 0 2 2 0 2 0 4 0 0 0 0 0 0 0 1 0 1 0 0 1 0 1 0 1 1 0 0 0 0 0 0 2 2 0 2 0 2 0 2 0 1 0 0 1 1 0 1 0 0 1 0 0 2 0 0 1 0 0 0 0 0 1 1 0 0 0 Полесский А. Балкарова Г. Sarah Gogan Harry Lees Jose Rodrigues Stuart Hibrt Sam Hollingdale Labors Sergejs Матяш Игорь Ledezky Igor David Webb Thomas  Gareth Nathan Hope 0 Среднее значение Стандартное отклонение 0 1 0 15 0 2 2 2 0 0 0 0 2 2 0 2 0 15 0 2 0 2 2 2 2 0 2 2 0 2 0 16 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 16 0 2 0 0 0 0 2 0 0 2 2 0 0 Сумма очков 6 7 11 9 7 6 8 8 10 12 10 12 5 8,54 2,33 Сумма очков 9 16 8 17 12 9 15 14 15 9 15 9 7 11,9 3,5 1 3 5 7 9 11 13 15 17 19 21 23 25 2 4 6 8 10 12 14 16 18 20 22 24 26 Результаты 2й группы Фамилия Рейтинг игрока игрока Позиция маркера(1­8 одно очко, 9­16 два очка) 3 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 13 0 0 2 2 0 0 2 2 2 0 2 2 2 11 2 2 2 2 2 0 2 0 2 0 2 0 0 10 0 2 0 2 0 0 0 0 0 0 0 0 0 12 0 0 0 2 0 0 0 2 2 0 0 0 0 14 0 0 0 0 0 0 2 2 0 0 2 0 0 5 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 6 1 0 1 0 1 1 0 1 0 0 1 0 0 7 1 1 0 1 1 0 1 0 1 1 1 1 1 8 0 0 0 0 1 0 1 0 0 0 0 1 1 9 2 2 0 2 2 2 0 2 2 0 0 0 0 4 0 1 1 1 1 1 0 1 1 0 1 0 0 2 0 1 0 0 0 0 0 1 0 1 1 0 0 1 Лебедева М. 1 Peggy Galvin 1 Sam Lee 0 Silva Pedro 1 Anny Gray 0 Susie Jhonson 1 Deborah Lees 1 Makarovs Igor 1 1 Miсhael O'Kane Jhon Russell 1 Robert Powel 1 Jack Cox 1 Rahman Kamal 1 Среднее значение Стандартное отклонение ~ 38 ~Средние арифметические контрольные группы и экспериментальные  достоверно отличаются на уровне значимости 0,5. ~ 39 ~Сравнение 1­я группа (стандартный хват) до и после эксперимента 1м 3м 5м Сумма баллов Таблица 6 Показатель Количество попаданий Попадание с дистанции 1м ­ 1 балл, с 5м ­ 3 балла, с 10м ­ 5 баллов Исходные результаты Среднее значение Стандартное отклонение После тренеровочного эксперимента Среднее значение Стандартное отклонение Улучшение результатов В абсолютных единицах В процентах от исходного рез­ та     2,92 0,64 5,92 1,32 3,00 103%       1,54 0,66 2,69 0,85 1,15 75%       0,46 0,52 0,77 0,60 0,31 67%       7,38 2,47 13,62 3,10 6,23 84% Сравнение 2­я группа (обратный хват) до и после эксперимента 1м 3м 5м Сумма баллов Показатель Количество попаданий Попадание с дистанции 1м ­ 1 балл, с 5м ­ 3 балла, с 10м ­ 5 баллов Исходные результаты Среднее значение Стандартное отклонение После тренеровочного эксперимента Среднее значение Стандартное отклонение Улучшение результатов В абсолютных единицах В процентах от исходного рез­ та     3,00 0,41 6,54 1,39 3,54 118%   1,38 0,65 3,31 1,11 1,92       0,46 0,66 1,31 0,95 0,85     139% 183%       7,15 2,54 17,08 5,02 9,92 139% Сравнение 1й и 2й группы после тренировочного эксперимента 1м 3м 5м Сумма баллов Показатель Количество попаданий Попадание с дистанции 1м ­ 1 балл, с 5м ­ 3 балла, с 10м ­ 5 баллов 5,92 1,32 1 группа после тренировочного эксперимента Среднее значение Стандартное отклонение 2 группа После тренеровочного эксперимента Среднее значение Стандартное отклонение Улучшение результатов В абсолютных единицах В процентах друг от друга 6,54 1,39 0,62 10%       0,77 0,60 1,31 0,95 0,54 70%         2,69 0,85 3,31 1,11 0,62 23%   13,62 3,10 17,08 5,02 3,46 25% Обе группы улучшили свой результат, но есть некоторая особенность. При использовании   Стандартного   хвата   в   тренировках   максимально   улучшился ~ 40 ~короткий патт с 1 м (103%), меньше с 3 м (75%) и с 5м (65%). Во второй же группе наблюдается другая тенденция: С 1м (118%), с 3м (139%), а с 5м (183%). Получается что использование второй методики, больше сказывается на длинных паттах. Если же сравнить группы между собой, то вторая группа на 25% больше улучшила свои показатели, если сравнить по средним значениям то на 3,46. Если же посмотреть отличия по дистанциям, то самый большой разрыв, конечно же, получается   на   дистанции   с   5м,   так   как   у   первой   группы   был   минимальный прирост с 5 м, а у второй наоборот максимальный, что и дает 70%. Последние игровое тестирование также подтвердило,  что во второй группе динамика патта лучше, (таблица 8). Вторая группа на 39% лучше прошла игровое тестирование.  Вывод игрового тестирования "Спайдер" Показатель Сумма очков Таблица 8 1 группа  Среднее значение Стандартное отклонение 2 группа  Среднее значение Стандартное отклонение Улучшение результатов В абсолютных единицах В процентах друг от друга   8,54 2,33 11,90 3,50 3,36 39%     ~ 41 ~Выводы 1. Выявлены виды хватов, применяемые при игре паттером в гольфе по их основным признакам. 2. Определены   отклонения   мяча   от   точки   прицеливания   при использовании различных хватов паттера. Наибольшее отклонение по результатам   тестирования   12   спортсменов­гольфистов  высокой квалификации   зарегистрировано   при  «Параллельном»  хвате. Наименьшее отклонение по результатам проведенных тестирований на   отклонение   мяча   от   заданной   цели   было   зарегистрировано   при «Обратном» и Стандартном хватах. 3. Разработан комплекс упражнений, с использованием хвата Лангера и Обратного хвата 4. По   завершении   эксперимента,   тестирования   показали,   что тренировочный курс достоверно улучшил результаты игроков в обоих группах, но использование в тренировках Хвата Бернарда Лангера и «Обратного»  хвата дает большую эффективность.  5. Выявлено, что предлагаемая методика достоверно более эффективна традиционная. ~ 42 ~Практические рекомендации  В связи с тем, что при изучении научной литературы по гольфу не было дано   описание   многих   хватов,   применяемых   на   практике   ведущими мировыми спортсменами. Вместе с тем не были описаны преимущества того   или   иного   вида   хвата   по   отношению   к   остальным.   Описание   и сравнительный   анализ   этих   хватов   по   результатам   тестирования, проведенный   в   данной   работе,   является   новым   шагом   в   изучении проблем   техники   игры   патером.   А   проведенный   анализ   результатов эксперимента   дает   полные   основания   к   следующим   практическим рекомендациям: 1.   Целесообразно   обучать   новичков     «Обратному»   хвату,   так   как   он помимо легкости освоения дает, как показали результаты тестирования, наилучший результат по количеству попаданий с разных дистанций. 2.   Результаты,   полученные   после   обработки   данных   проведенного   могут   послужить   основой   для педагогического   эксперимент, использования тренерами в их практической работе как при обучении азам патта с новичками, так и при тренировке на грине спортсменов более высокого класса. ~ 43 ~Список используемой литературы 1. Вивьен Сандерс «Руководство по игре в гольф» 2003 г. Олимпия пресс, Москва 2. Дэйв Пельц «Моя библия патта» 1996 г. Dave Pelsch “ My Bible of Putt” New York Post 3. Дэйв  Пельц  «Моя  библия  короткой  игры» 1998  г. Dave  Pelsch  “My Bible of the Short Game” New York Post 4. Боб  Ротелла  “  Гольф  не  знает  совершенства» 1979 Bob Rotella «Golf is not Game of Perfect” Simon &Scuster, New York 5. Боб  Ротелла  «Паттинг  за  пределами  разума» 1995  г.  Bob Rotella “ Putting Out of your Mind” Simon&Scuster, New York 6. Журнал “Гольф Дайджест» 2009 год 1­11 номера 7. Журнал «Гольф Стайл» 2009 год 1­11 номера 8. Боб  Ротелла  «  Уверенность  в  гольфе»   2001  г.  Bob  Rotella  “Confidence  in  Golf” Simon&Scuster, New York 9. Дэвид  Ледбеттер  “Основы  гольфа» 1989  г.  David Leadbetter  “Golf Foundations” New York Post 10.Дэвид  Ледбеттер  “Паттинг  как  важнейший  элемент  игры  в  гольф»     1994  David Leadbetter «Putting as the most Important Element of Golf” New York Post  11.Грэг Норман “ 100 способов сохранять удары во время игры» 1990 г. Greg Norman “100 variations to save your shots” Greg Norman’s Library ~ 44 ~12.Бранчуков С.В., Федоров Е.Н., Николов А.Л., Спицин С.А., Нижебетский В.С. Азбука Гольфа: пособие для начинающих гольфистов. С.­ Пб.: АДИА­М + ДЕАН, 1997. 13.Сандерс В. Гольф: Полное руководство по игре в гольф. / Пер. с англ. М. Л. Романовой; Под общ. Ред. Б. А. Яковлева. – М.: Терра­Спорт, 209. – 224 с.; ил. 14.Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры: Учеб. Для ин­тов физ. Культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1991. 15.Томми Армор  “Как играть в ваш лучший гольф постоянно”1989 г. Tommy Armour “How to play your best golf all the time” Toronto Press ~ 45 ~Краткая характеристика участников экспериментов Приложение  Фамилия игрока Anny Gray David Webb Deborah Lees Harry Lees Jack Cox Jhon Russell Jose Rodrigues Labors Sergejs Ledezky Igor Makarovs Igor Mikle O'Kane Nathan Hope Pedro Silva Peggy Galvin Rahman Kamal Robert Powel Sam Hollingdale Sam Lee Sarah Gogan Stuart Hibert Susie Johnson Thomas Gareth Балкарова Галина Лебедева Милада Матяш Игорь Возрас т 19 16 26 26 34 28 55 22 25 45 19 40 18 22 33 46 32 40 25 34 45 50 60 35 27 Пол жен муж жен муж муж муж муж муж муж муж муж муж муж жен жен муж муж муж жен муж жен муж жен жен муж Описание Хорошая координация, регулярно занимается  спортом Средняя координация движений, занимается  верховой ездой Хорошая координация, регулярно занимается  спортом Хорошая координация, занимается стендовой  стрельбой Плохая координация движений, мало  занимается спортом,  Средняя координация, менеджер, посещает  тренажерный зал Хорошая координация, имеет разряд по борьбе Хорошая координация, занимался борьбой,  имеет разряд Средняя координация, занимается верховой  ездой, банковский работник  Средняя координация, играет в большой теннис Средняя координация движений, юрист,  посещает тренажерный зал Плохая координация движений, редко  занимается спортом, Хорошая координация, занимается йогой Хорошая координация движений, легкая  атлетика Плохая координация движений, редко  занимается спортом, адвокат Плохая координация, никогда не занимался  спортом Хорошая координация, занимался легкой   атлетикой Хорошая координация движений, регулярно  играет в дартс Хорошая координация, играла за университет в  бадминтон Хорошая координация, регулярно занимается  спортом Хорошая координация,  с детства занимается  танцами Средняя координация движений,  профессиональный спортсмен рыболов  спиннингист Средняя координация движений, врач Хорошая координация движений, бывшая  горнолыжница Хорошая координация, имеет разряд по  большому теннису Хорошая координация движений, бывший  Исполнитель ВКР                             _________________                                           Матусяк М. Полесский А. 25 муж ~ 46 ~Яковлев Б.А.       Захаров А.А. Научный руководитель ВКР           _________________        Заведующий кафедрой                    __________________       Дата защиты                                      __________________ Оценка за работу                              __________________ Председатель Государственной Аттестационной комиссии                _________________ ~ 47 ~