На сегодняшний день стремление к усложнению соревновательных программ и совершенствованию исполнительского мастерства является непременной особенностью гимнастики высших достижений. Процесс поиска новых, технически сложных и рискованных упражнений и путей их освоения, составляет основу профессиональной функции тренеров, гимнастов и работников в области спортивной науки.
Важной частью тренировочного процесса в гимнастике является техническая подготовка, где основное внимание уделяется изучению и совершенствованию элементам и их соединениям. Уровень технической подготовленности гимнастов, в свою очередь, определяется их физической подготовленностью. Удержание рабочего положения на снаряде и сохранение динамической осанки заставляет гимнастов и гимнасток прилагать необходимые для этого мышечные усилия.
«МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПЕРЕЛЕТАМ С КОНТР ВРАЩЕНИЕМ НА
ПЕРЕКЛАДИНЕ У ГИМНАСТОВ 1го ВЗРОСЛОГО РАЗРЯДА»Содержание
Ведение
Глава I. Анализ специальной литературы
3
6
1.1. Мужское гимнастическое многоборье 6
1.2. Упражнения на перекладине 6
1.3 Вращательная подготовка спортсмена
1.4 Полетные элементы с контрвращением на примере
9
перелета Ткачева.
10
Глава II. Задачи, методы и организация исследования
2.1. Задачи исследования
2.2. Методы исследования
2.2.1. Изучение и анализ научнометодической литературы
2.2.2. Педагогические наблюдения
2.2.3. Сравнительный анализ видеозаписей
2.2.4. Методы математической статистики
2.3. Организация исследования
2.4. Педагогический эксперимент
12
12
12
13
13
13
14
14
14
Глава III. Результаты исследования
3.1. Трудность элементов с контрвращением на перекладине
15
15
3.2. Техника выполнения перелета Ткачев ноги врозь
3.3. Сравнительный анализ техники перелета Ткачева, выполняемого с
15
различными положениями тела 18
3.4. Методика обучения перелету махом вперед с контрвращением вперед через
перекладину в вис 21
Выводы
23
2Список литературы
Приложения
Введение
25
32
Актуальность. Современная спортивная гимнастика в настоящее время
предъявляет спортсмену высочайшие требования со стороны технической,
физической, тактической, теоретической и психологической подготовки в их
единстве и взаимосвязи. Техническая подготовка является доминирующей над
другими сторонами подготовки, так как является предметом соревновательной
оценки.
На сегодняшний день стремление к усложнению соревновательных
программ и совершенствованию исполнительского мастерства является
непременной особенностью гимнастики высших достижений. Процесс поиска
новых, технически сложных и рискованных упражнений и путей их освоения,
составляет основу профессиональной функции тренеров, гимнастов и
работников в области спортивной науки.
Важной частью тренировочного процесса в гимнастике является
техническая подготовка, где основное внимание уделяется изучению и
совершенствованию элементам и их соединениям. Уровень технической
подготовленности гимнастов, в свою очередь, определяется их физической
подготовленностью. Удержание рабочего положения на снаряде и сохранение
динамической осанки заставляет гимнастов и гимнасток прилагать необходимые
для этого мышечные усилия.
Бурное развитие спортивной гимнастики предъявляет к спортсменам все
более высокие требования. Это продиктовано возросшей конкуренцией не
только на соревнованиях российского уровня, но и на международной арене. В
3конечном итоге требования заключаются как в повышении уровня физических
качеств спортсмена, так и в совершенствовании выполнения соревновательных
упражнений.
Объект исследования. Процесс освоения учебнотренировочных
упражнений
Предметом исследования является: методика обучения перелетам с
контр вращением у гимнастов первого взрослого разряда.
1.
Задачи исследования :
Изучить существующее состояние теории и методики обучения
перелетов с контр вращением у гимнастов первого взрослого разряда в
спортивной гимнастике на основе существующей специальной
литературы.
2. С помощью интервью и анкетирования тренеров выявить, наиболее
ключевые моменты в обучении, а также характерные трудности
возникающие при освоении полетных элементов с контрвращением на
перекладине.
3. На основе полученных результатов исследования и педагогических
наблюдений разработать новую методику обучения перелетам с контр
вращением у гимнастов первого взрослого разряда.
Гипотеза исследования предполагается, что новый метод обучения повысит
уровень надежности выполнения и сократит время, затрачиваемое на обучение.
Цель работы – заключалась, в совершенствовании методики подготовки
гимнастов старших разрядов и освоения сложных полетных упражнений с контр
вращением.
4Научная новизна: выявлена взаимосвязь между длинной и высотой подлета
гимнаста над перекладиной от угла в плечевых суставах во время отпускания
рук от грифа перекладины гимнаста.
Практическая значимость: разработка
и
внедрение в учебно
тренировочный процесс юных гимнастов методики обучения полетным
движениям, направленных на повышение надежности выполнения элементов
этого типа.
5ГЛАВА I
Анализ специальной литературы.
1.1.
Мужское гимнастическое многоборье.
Современное гимнастическое многоборье представляет собой
совокупность различных снарядов, упражнения на которых позволяют
воспитывать такие физические качества как, ловкость, быстроту, выносливость,
силу и гибкость. Мужское гимнастическое многоборье включает в себя :
вольные упражнения, упражнения на коне махи, упражнения на кольцах,
опорный прыжок, упражнения на брусьях и перекладине. Мужские
гимнастические виды можно условно разделить на несколько групп. Первая
группа упражнения акробатического характера с вращательным уклоном,
выполняются на вольных упражнениях и опорном прыжке. Вторая группа это
упражнения вращательного характера с условиями балансировки тела и
сохранением равновесия. В основном используются на коне махи. Третья группа
маховые и силовые упражнения выполняются на кольцах и параллельных
брусьях. И четвертая условная группа маховобросковые упражнения
выполняются на перекладине.
1.2. Упражнения на перекладине
На перекладине выполняются висы, упоры, подъемы, перевороты,
обороты, размахивания, повороты, перелеты ( являются самыми зрелищными
6упражнениями) и соскоки. Они могут быть простыми и очень сложными,
поддающимися овладению только гимнастам с наработанной базой подводящих
и подготовительных элементов.[ 14,20,23] Упражнения на перекладине
выполняются на соревнованиях гимнастов всех уровней подготовленности от
новичков, до мастеров. Самые “быстрые” звенья тела при движении на
перекладине, как правило, ноги, в особенности стопы, то есть те звенья, которые
перемещаются по максимальному радиусу [ 4,5,24].
Высокие показатели скоростей движения при исполнении маховых
движений в положениях типа виса – стойки означают и высокую степень
энергонасыщения этих движений, а значит, и возможность возможность
выполнения сложных упражнений [2534 ].
В гимнастике существует такое понятие “время безопорных движений”,
оно во многом определяет класс исполнения и преспективы развития
упражнения. Но всегда следует помнить, что высокое движение не всегда дает
наилучшие показатели времени полета [ 13,5].
Рабочие положения на снарядах.
Вис – это самое главное и самое основное рабочее положение для
начинающего гимнаста. Тело при выполнении виса находится в выпрямленном
положении, и максимально оттянуто от опоры. Вис следует выполнять с
высоким мышечным тонусом. Выполняя вис не следует забывать об осанке.
Различают несколько типов осанки: закрытая, полузакртая, полуоткрытая.
Если гимнаст активно висит, то его руки должны быть чуть уже ширины
плеч, а мышцы плечевого пояса вплотную прилегают к голове.
Висы выполняются, как согнувшись, так и согнувшись. С самых ранних лет
детей обучают этим движениям. К примеру, подъемы разгибом выполняются из
виса согнувшись.
Хваты, перехваты и выкруты – необходимый компонент технической
подготовки на перекладине, без них невозможно выполнение упражнений.
7Первым хватом, которые пробуют дети – это хват сверху, при котором кисть
накладывается на гриф сверху. Четыре пальца находятся сверху грифа, а
большой палец с противопоставлением к другим.
Хват снизу менее удобен при разучивании и к нему нужно привыкать, даже
привыкнув к хвату снизу, над ним стоит постоянно работать.
Размахивания в висе важнейшее базовое движение, совершенствование
которого должно продолжаться на пути всей спортивной карьеры. Схема
движение при махах очень проста: “оттяжка от опоры при спаде – приближение
масс тела к опоре при подъеме”.
Сальто, подлеты, перелеты.
Эта группа движений наиболее современная в спортивной гимнастике.
Добавление таких упражнений в комбинацию будет напрямую зависеть от
степени освоенности больших оборотов.
Типичные соединительные движения на перекладине. К ним относятся
подъемы разгибом, махи дугой, малые обороты, отмахи и тд. (подъемы разгибом
– классическое соединительное, служебное упражнение на перекладине [ 36
39]).
Большие обороты. Правильный оборот в стойку требует определенной
техники его выполнения: лучшие исполнители оборотов делают это за счет силы
тяжести, инерционного движения и проч. [ 36].
При работе на перекладине, да и на любом виде многоборья важно
качество исполнения упражнений. Большие усилия гимнастов прилагаются для
достижения требуемого качества и устранение технических ошибок.
Во время работы на перекладине для мышечного аппарата характерна одна
кардинальная закономерность: хорошо работает только оптимально натянутая
мышца, а особенно эффективно сокращаются лишь те из них, которые были не
просто предварительно натянуты, а натянуты в напряженном состоянии.
Согласно Говердовскому Ю.К. “Напряженном, а не расслабленном!”
8Главное не забывать про высокую степень готовности мышечного аппарата у
гимнастов при активных действиях, и как следствие, высокая эффективность
его работы.
Элементы с фазой полета появились в конце 70х годов. Сальто вперед в вис
большим махом, перелет Ткачева, и ряд других элементов были опубликованы в
1969 году ( журнал “Мастерство гимнастов”, статья “Это реально”). Полетные
упражнения на перекладине выполняются большим махом вперед и назад, с
перелетом через неё и без перелета. Основными параметрами при выполнения
таких элементов являются скорость вылета О.Ц.М и величина кинетического
момента тела. Благодаря Хлестовым движениям гимнасты научились
корректировать величину этих параметров. [ 2729,40].
1.3. Вращательная подготовка спортсмена
В современных условиях значительно увеличился объем деятельности,
осуществляемой в вероятностных и неожиданно возникающих ситуациях,
которая требует проявления находчивости, быстроты реакции, способности к
концентрации и переключе¬нию внимания, пространственной, временной,
динамической точности движений и их биомеханической рациональности. Все
эти качества или способности в теории физического воспитания связывают с
понятием ловкость — способностью человека быст¬ро, оперативно,
целесообразно, т.е. наиболее рационально, осваи¬вать новые двигательные
успешно решать двигательные задачи в изменяющихся
действия,
условиях[ 18,36,53].
Хорошая координация движений является неотъемлемой частью
спортсменов высокой квалификации используемая в различных видах спорта.
Чем выше координация у спортсмена, тем выше шанс на победу, как у отдельно
взятого спортсмена, так и у команды.
9Акробатическая подготовка способствует освоению правильной техники
управления движением в полете, которая затем используется при выполнении
сложнокоординационных упражнений. Высокий уровень акробатической
подготовки является необходимым условием овладения сложными
гимнастическими упражнениями[ 19,22,54].
Вращательная подготовка – это разновидность специальной подготовки
спортсменов на батуте в системе «батут поролоновая яма», а так же с
использованием всех возможных тренажеров и гимнастических лонж. В процессе
этой подготовки спортсмены выполняют многократные вращения во круг
продольной, вертикальной и поперечной осей вращения своего тела, в
облегченных условиях,
приспособлений[16,47,48 ].
а так же при помощи вспомогательных
Вращательная подготовка осуществляется разнообразными средствами,
среди которых и общедоступные, в том числе самые простые упражнения
(например, длинные серии кувырков), и упражнения на специальных снарядах и
приспособлениях: роторах с одной и двумя осями вращения, ренских колесах,
лопингах. Последние годы появляется и практически используется все большее
число вращательных тренажеров, в том числе для освоения движений с
поворотом (А. Цомая, Н. Г. Сучилин, Ю. К. Гавердовский и Ф. П. Мамедов).
Задачами вращательной подготовки являются: отработка навыков
управления вращательным движением на опоре и в полете, создание
функциональной избыточности во вращательных движениях. Акробатические
упражнения являются основными средствами вращательной подготовки.
1.4 Полетные элементы с контрвращением на примере перелета Ткачева.
Движение в перелетах типа « Ткачевский » построено по схеме «вращение
– контр –вращение». Это означает, что чем сильнее будет исходное вращение
10назад на опоре, тем труднее будет гимнасту получить последующее контр
вращение вперед. Это первое противоречие.
От контрвращения зависит прежде всего успех исполнения упражнения
наличие достаточного вращения вперед в полете, возможность меньше сгибаться
в без опорном положении, раньше дохватиться и др. Если же, пытаясь облегчить
решение этой задачи, ослабить бросок ногами, то работать на контр темпе будет,
действительно, легче, но чем слабее бросок, тем более вялым, при прочих
равных условиях, будет контр темп, т.к. биомеханически он оказывается хуже
подготовленным. Это второе противоречие.
Бросковое движение естественным образом подготавливает действие
контр темпа, оно совершенно необходимо и как средство подъема, ведь гимнаст
должен быстрым движением “выбросить” свое тело вверх назад и тем больше
тело успевает повернуться назад и тем больше и быстрее придется гимнасту
поворачиваться затем в обратном направлении – вперед. Т.о., бросок
одновременно и нужен и – “вреден”. Это третье противоречие.
Но главным ключом для решения этих противоречий заложенных в этом
движении является мощность контрдействия. [44,49,50,51,53]
При перелете “Ткачева” возможен сильный спад, но увы теоретически, так
как его приходится сдерживать для того, что бы успеть после броска выполнить
контрвращение, разгибанием туловища и отработкой мышцами плечевого пояса
(подрыв грудью [11,14,23,27,38,40,41]). Гимнастами в мировой практике
применялись и применяются различные виды спадов перед “ткачевским”: спады
с действиями сгибания и разгибания, пригашенный спад, либо начало из более
низкого исходного положения перелета.
У “ткачевского” можно увидеть разные вариации его выполнения. В
первом случае многие гимнасты делаю поздний отход, что ведет к смещению
тела по горизонтали с невысоким подлетом и часто ведет к отрыву. Во втором
же случае отход наоборот происходит ранний и он уже ведет к высокому
11полету, но траектория делается крутой, что часто как на тренировках, так и на
соревнованиях приводит к падению на гриф. Но если же бросок будет мощным и
спад более быстрым и резкость выполнения контрдействия так же будет более
мощной, то более разумно будет делать отход в меру ранним.
При выполнении “ткачевского” усилия гимнаста направлены на ускорение
контрвращения вперед, при этом важно поднять и повернуть вперед голову,
плечи и руки, чтобы подготовиться к дохвату.
Важно помнить, что при слабом контртемпе плечи поднимаются мало, а ноги
идут вверх больше обычного, и все тело имеет тенденцию запрокидывания назад,
а если контртемп эффективнее обычного, тем больше выражено вращение
плечами вперед в полете.
12ГЛАВА II.
ЗАДАЧИ МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Задачи исследования.
Настоящие исследования были направлены на изучение главного вопроса:
процесс обучения полетным элементам на перекладине с контрвращением. В
связи с поставленной целью были сформулированы следующие задачи :
1. Изучить существующее состояние теории и методики обучения полетным
элементам на перекладине в спортивной гимнастике на основе
существующей специальной литературы.
2. С помощью интервью и анкетирования тренеров выявить, наиболее
ключевые моменты в обучении, а также характерные трудности
возникающие при освоении полетных элементов с контрвращением на
перекладине.
3. На основе полученных результатов исследования и педагогических
наблюдений разработать новую улучшенную методику обучения полетным
элементам на перекладине у гимнастов 1 взрослого разряда.
2.2. Методы исследования.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы
исследования:
1. Изучение и анализ научнометодической литературы.
2. Педагогические наблюдения.
3. Сравнительный анализ видеозаписей движений на материалах сильнейших
спортсменов.
134. Методы математической статистики.
5. Педагогический эксперимент.
2.2.1. Изучение и анализ научнометодической литературы.
Для создания представления о состоянии изучаемого вопроса ис
следовались литературные данные отечественных авторов по проблеме обучения
перелетов с контр вращением у гимнастов первого взрослого разряда. Всего
было проанализировано 56 источников, которые вошли в список литературы.
2.2.2. Педагогические наблюдения.
Педагогические наблюдения проводились на соревнованиях различного
масштаба, а также на тренировках в СДЮШОР УОР №1. В наблюдениях
участвовали 10 человек.
В процессе наблюдений учитывались разнообразие, трудность, количество и
качество исполнения перелетов на перекладине.
2.2.3. Сравнительный анализ видеозаписей движений на материалах
сильнейших спортсменов.
Нами был проведен сравнительный анализ видеоматериалов соревнований
различного уровня:
Первенство и Чемпионат России 2014г.
Чемпионат Европы 2014г.
Юношеские Олимпийские игры 2014г.
Чемпионат Мира 2014 г.
142.2.4. Методы математической статистики.
Получаемый фактический материал был обработан по следующим статистическим
величинам:
1. Средняя арифметическая вычислялась по формуле:
VΣ
Х =
n
– знак суммирования
x – средняя арифметическая
Σ
V – результаты измерения признака
n – число измерений (объектов)
2.3. Организация исследования.
Организация исследования осуществлялась в несколько этапов. Первый
этап анализ литературных источников, анализ соревнований различного ранга,
анкетирование.
Второй этап – педагогические наблюдения ,контрольных и модельных
занятий.
Третий этап обработка полученных данных и результатов исследования.
Исследования проводились на базе СДЮШОР УОР №1. В эксперименте
принимали участие юноши 19992002 гг. рождения, из них 6 гимнастов 1
взрослого разряда, 4 спортсмена КМС. Эксперимент длился 12 месяцев в
период с 2014 по 2015 год.
2.4. Педагогический эксперимент.
15Педагогический эксперимент проводился с 2014 по 2015 год на базе СДЮШОР
УОР №1. В эксперименте принимали участие 10 человек .
16ГЛАВА III.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
3.1. Трудность элементов с контрвращением на перекладине.
Согласно международным и всероссийским правилам соревнований
содержание упражнений на перекладине должны соответствовать набору
определенных элементов и спец требований. Основной составной частью
соревновательных комбинаций на перекладине являются, большие обороты,
элементы с поворотами, элементы с обратным хватом, элементы с
приближением к опоре, перелеты и соскок. Высокая конкуренция среди
гимнастов на отдельных видах многоборья требует поиска новых форм
движений и соединений, их разучивания. Поэтому полетные упражнения типа
«Ткачев» очень перспективны, особенно с возможностью их выполнения в
различных позах, условиях, а также в соединениях с другими служебными
элементами в соединениях с иными перелетами.
По международным правилам соревнований семейство элементов
«Ткачев» имеет следующую трудность:
Группа трудности С перелет Ткачева предусматривает дополнительную
прибавку в 0,3 балла.
Группа трудности D перелет Ткачева прямым телом предусматривает
дополнительную прибавку в 0,4 балла.
Группа трудности F перелет Ткачева прямым телом с поворотом на 3600
предусматривает дополнительную прибавку в 0,6 балла.
3.2. Техника выполнения перелета Ткачев ноги врозь
Этот элемент хорошо освоен как опытными, так и молодыми гимнастами.
Фактически все финалисты соревнований на перекладине выполняют этот
элемент и его другие формы в финальных соревнованиях.
17В перелете ткачев предполагается резкое изменение направления
вращательного движения с последующим, после перехода в полет,
вращательным движением тела вперед. Это обусловливает целый ряд
технических и общебиомеханических особенностей исполнения этого движения,
а также соответствующие этому особенности обучения данному движению,
включая специальную физическую подготовку.
Рис.1 Перелет Ткачева ноги врозь.
Феноменология перелета ткачев неоднократно рассматривалась в
публикациях его автора Ю.К.Гавердовского [3436]. В данном случае
рассмотрим структуру и технику данного упражнения по экспериментальным
данным, пользуясь определенной схемой.
Подготовительные действия. На рис. 1 показан один из возможных вариантов
исполнения этого движения, при котором гимнаст избегает выполнения спада
прямым телом и использует хорошо выраженные подготовительные действия
виде начального сгибания тела в тазобедренном и плечевых суставах (к.1 )1.
Следующей фазой подготовительных действий ткачева является
быстрое мощное разгибание тела с ярко выраженным отставанием дистальных
звеньев и резким прогибанием всего тела фаза (рис. 1к. 2). При этом мышцы
1 В отличие от анатомической терминологии, под сгибанием в данном случае подразумеваются действия,
которые так или иначе приводят к сближению масс тела гимнаста с опорой, что наиболее важно при исполнении
действий типа отталкивания и притягивания. Под разгибанием подразумевается, соответственно, действия,
удаляющие массы тела от опоры.
18вентральной группы передней поверхности тела мощно натягиваются,
изготавливаясь к последующей работе во время «броскового» движения.
Основные действия. Действуя из предварительно сильно растянутого,
акцентированно прогнутого положения (к. 2), гимнаст еще на спаде начинает
форсированное бросковое движение ногами, при котором стопы быстро
перемещаются по кругу внизвпередвверхназад, но наиболее важное свое
движение, в значительной мере предопределяющее направление будущего
вылета через опору, совершают во второй половине подъема. При прохождении
нижней зоны движения тело гимнаста всегда имеет наибольшую, для данной
реализации, скорость движения, которая затем, в виде потенциала кинетической
энергии, используется при подъеме и вылете вверхназад. После прохождения
нижней вертикали гимнаст продолжает с высокой скоростью сгибаться как в
тазобедренных так и в плечевых суставах, направляя бросок стопами вверх (к.
3). Все эти действия «работают» на поддержание возможно более высокой
скорости движения с вращением тела назад.
Контровой цикл действий следует непосредственно за бросковым
как правило
циклом. Его действия представляют собой резкое,
последовательное, разгибание как бы пресекающее бросок и начинающееся в
тазобедренных суставах (к. 4), далее захватывающее суставы туловища и
завершающееся резким отбрасывающим движением руками назад, «за голову».
Эффективность и конечный результат таких контрдействий
существенно
зависят как от кинематики, так и динамики действий броскового цикла.
Бросковые действия со сгибанием тела в тазобедренных суставах
биодинамически непосредственно подготавливают и обусловливают
контрдействия. Без быстрого, темпового сгибания тела невозможно активное
его разгибание. Вместе с тем, чем больше предварительное сгибание и чем
позднее и выше оно заканчивается, тем больше затрудняется решение основной
19задачи контрдействий – преодоление начального вращения тела назад и
получение контрвращения вперед.
Действия реализации. Как и в других полетных движениях, действия
реализации включают в себя в данном случае безопорное движение(к.5),
собственно полет. Здесь это – перемещение ОЦМ тела по параболе с
одновременным вращательным движением вперед, позволяющими в итоге
выполнить возвращение на снаряд.
Завершающая действия. Как отмечалось,
завершающая стадия
полетных движений начинается, как правило, еще в безопорном положении,
до реального прихода на опору (к. 6). При перелете ткачев вхождение в
завершающую стадию упражнения начинается с момента когда гимнаст, опуская
голову, получает возможность визировать перекладину и рассчитывать действия
захвата. Соответственно этому, для исполнения действий завершающей стадии,
упреждающих реальный дохват, гимнаст имеет время порядка 0,160,20 с.
Вместе с тем, учитывая возможность препрограмирования действий на
предыдущих стадиях движений, когда гимнаст заранее знает какой именно
эффект можно ожидать в завершающей стадии движения, эти действия могут
ментально программироваться еще раньше. Гимнаст готовится к исполнению
этих действий задолго до того, как это становится возможным физически. В
приводимом примере, гимнаст начинает опускать голову и посылает кисти рук к
грифу. Реальный дохват происходит на (к. 6); гимнаст находится с несколько
согнутом положении, ОЦМ тела располагается над опорой. В идеале все звенья
тела в этот момент также должны были бы находиться над опорной плоскостью.
При этом, чем больше гимнасту удается выпрямиться, тем более управляемым и
надежным становятся дальнейшие движения в висе.
3.3. Сравнительный анализ техники перелета Ткачева, выполняемого с
различными положениями тела
20Особенности техники выполнения перелетов махом вперед с контр
вращением вперед через перекладину в вис целесообразно проследить по
основным фазам двигательного действия. Рассмотрим технику выполнения
двигательных действий в подготовительной фазе.
Сравнивая перелеты «Ткачев» ноги врозь ( рис. 2), согнувшись (рис 3. ) и
прогнувшись (рис 4. ), можно заключить, что подготовительные действия перед
выполнением этих элементов имеют общие сходства и существенные различия.
Общими чертами техники являются:
1.
обязательное выполнение больших оборотов с высокой
скоростью, т.е. разгонных оборотов броском;
2.
3.
максимальное прогибание тела в нижней вертикали;
сохранение структуры: максимальный прогиб в плечевых и
тазобедренных суставах подготовка к бросковому движению ().
Рис.2. Перелет «Ткачева» ноги врозь.
Рис 3. Перелет «Ткачева» согнувшись.
21Рис.4. Перелет «Ткачева» прямым телом.
Отличительные особенности техники проявляются в различии величин
углов между руками и горизонталью, углов в плечевых и тазобедренных
суставах. Уменьшение углов в плечевых и тазобедренных суставах способствует
увеличению угловой скорости перемещения тела гимнаста, приближению
обычного центра масс частей тела к оси вращения. Это позволяет увеличить
контрвращение тела в фазе полета. Максимальное оттягивание и провисание
является энергообразующим фактором, определяющим амплитуду полета,
высоту выполнения над перекладиной.
В зависимости от позы тела при выполнении перелета «Ткачева»
мощность контрдействий на опоре увеличивается.
Выполняя перелет «Ткачева» ноги врозь угол плечевых суставов и хватом
по отношению к нижней вертикали составляет 58600, согнувшись – 68690,
прогнувшись –71720; углы в плечевых суставах в момент активной работы
руками перед отпусканием (разгибание рук) соответственно составляют:
1870,1920 и 1970. Следовательно, вращающий момент, который обеспечивает
перелет через перекладину и достаточную амплитуду полета согнувшись и
прогнувшись, достигается за счет более активной работы в плечевых суставах.
Момент отпускания рук происходит с приближением плечевого сустава к
горизонтальной линии грифа перекладины.
Техника выполнения фазы полета определяется позой тела ( рис. 2,3,4).
22В связи с тем, что скорость вращения с раскрыванием тела (согнувшись и
прогнувшись) замедляется, угол ориентации увеличивается от 210 (ноги врозь)
до 360 (согнувшись) и 380 (выпрямившись). Поэтому дохват происходит позж В
ходе эксперимента, были выявлены зоны смещения ОЦМ гимнастов по высоте и
длине от грифа перекладины таблица 1. Из таблицы видно что, оптимальная зона
высоты и длины смещения ОЦМ составляет 1,50 1,62 /1,251,37 метра от грифа
перекладины.
Табл. 1. Перелет ткачев. Оценочные зоны смещения тела гимнаста,
м
Плоскости
Зоны смещения
Горизонтальная
Вертикальная
I. Оптимальн./
II. Ближняя/
III. Дальняя/
высшая
1,251,37
1,501,62
Средняя
0,500,62
1,251,37
Низшая
1,501,62
1,001,12
В заключении следует отметить, что выявления особенности техники
выполнения двигательных действий определяют перспективу соединения
полетных элементов с поворотами на, 3600 с элементами других структурных
групп. Можно полагать, что уменьшение угла ориентации позволит реализовать
перспективное развитие упражнений на перекладине.
3.4. Методика обучения перелету махом вперед с контрвращением
вперед через перекладину в вис
23Обобщение спортивной практики позволило определить современную
методику обучения техники перелета махом вперед с контрвращением вперед
через перекладину в вис.
Перед началом обучения перелету «Ткачева» гимнаст должен в
совершенстве овладеть бросковой техникой выполнения больших оборотов
назад. Нами предложена следующая методика:
Перелет Ткачева:
1. Стоя у стены в ноги в 4060 см от стены, ладонями касание стены,
голова в ровном положении, спина касается стены, резким разгибанем
туловища переход в положение руки прямые кругом выносим вперед,
голова ровно тело в полумостике переходит О.С. с небольшим
наклоном туловища вперед.
2. Гриф на возвышенности 4070 см с одной стороны, с другой
гимнастический мост на платформе 70100 см. Ноги на краю моста
в положении растянутого
руки на грифе лицом к потолку
гимнастического моста выполнение раскачки с помощью стоп и
работой плеч. Положение тело натянутое.
3. Из положение сед на полу ноги вместе руки в упоре сзади (при
исполнение упражнения руки переносятся вперед и двигаются в
сторону кувырка) кувырком назад с прямыми ногами и резким
разгибанием прямых рук в плечевом суставе приходим в положение
растянутого гимнастического моста.
4. Лежа на спине на батуте руки за головой раскачиваниями принимаем
положение вытянутого моста, но не фиксируем положение, а
продолжаем выполнять упражнение подряд.
5. Обучение бросковым махам, бросковые махи с выходом в
предполетное положение.
246. С размахиваний на 35 мах бросковым махом отпускаем руки и
переворачиваемся на живот перед грифом на маты или в поролоновую
яму.
7. Бросковые оброты, бросковые обороты в предполетное положение.
8. Со страховкой тренера отмахом в стойку выполняем перелет ткачева с
соблюдением броска и работой рук в плечевых суставах делаем ткачева
ноги вместе с вставанием на гриф с разведенными в сторону рками в
руках тренера. Соскок в яму на живот за гриф не хватаясь за него.
9. Отмахом большие обороты далее бросковым оборотом делаем перелет
ткачева тело в прямом положении ноги вместе, икроножными мышцами
касаясь турника (с матом) переваливаемся за гриф ( в яму).
10. Отмахом от перекладины делаем большие обороты бросковым с
броскового оборота выполняем перелет Ткачева ноги врозь руками
касаемся грифа, но не держимся(касание руками за мат падение на
живот на маты или в яму).
11. Отмахом от перекладины делаем большие обороты бросковым с
броскового оборота выполняем перелет Ткачева ноги врозь или ноги
вместе хватаясь за гриф.
Выводы.
1.Полетные элементы типа махом вперед с контрвращением вперед через
перекладину в вис по международным правилам относятся к элементам
трудности С и D предусматривают прибавку в 0,3 и 0,4 балла соответственно.
2.Видеоциклограммы показывают, что успешное выполнение перелетов типа
Ткачев возможно при наличии разгонных больших оборотов назад, сохранении
правильного ритма двигательных действий в тазобедренных и плечевых
25суставах, достаточной высоты и ранней ориентации при вращении вперед по для
обеспечения надежного и стабильного дохвата.
3.Выполнение перелетов «Ткачев» согнувшись и прогнувшись, расхлест и
бросок начинается позже; основные действия – бросок и активное разгибание в
плечевых суставах выполняются энергичнее при уменьшении угла в плечевых
суставах от 1870 (ноги врозь) до 1920 (согнувшись) и 1970 (прямым телом).
4.Методика обучения перелетам типа Ткачев и усложненных вариантов их
выполнения должна отвечать требованиям структурносистемного подхода.
Практические рекомендации.
При обучении сложным полетным упражнениям следует
руководствоваться рядом теоретикометодических положений, имеющих
непосредственное практическое значение.
Проверка уровня готовности гимнаста к освоению полетного движения с
контролем уровня владения по четырем основным компонентам:
1. Владение упражнениямианалогами, могущими играть роль базовых
движений. Прежде всего это: большие обороты с произвольно изменяющимся
темпом движения, ускоренные обороты, полетные движения типа сальто,
26движения с возвращением на снаряд и уверенным дохватом; для «контровых»
движений типа «ткачев» владение упрощенными контровыми аналогами;
2. Степень владения формирующими действиями на опоре: спадом из
стойки на руках с произвольно избранной скоростью движения и вариативным
исполнением подготовительных действий; бросковым движением с различной
скоростью и мощностью по высоте и времени исполнения;
3. Степень владения безопорными вращательными движениями типа
сальто назад и вперед (в акробатике, на других снарядах, включая батут).
4. Уровень специальной физической и функциональной подготовки, в
особенности в расчете на освоение «контровых» действий на опоре.
В соответствии с результатами проверки в дальнейшем избирается стратегия
обучения данного гимнаста данному конкретному упражнению, включая
необходимые подготовительные шаги работы, предшествующие углубленному
освоению полетного упражнения.
Список литературы:
1. Абрамов Э.Н. Совсем не страшная перекладина : [о выполнении упражнений
на перекладине] / Э.Н. Абрамов // Физическая культура в школе. 2004. N 7.
С. 43.
272. Аксенов Е.М., Кузнецов Ю.Л. Комплекс средств для совершенствования
специальной физической подготовки гимнастов // Гимнастика 1977. № 1. С.
5355.
3. Алекперов С.А. Исследование техники выполнения оберучных поворотов на
брусьях и совершенствование методики обучения им: Дис. на соиск. учен. степ.
канд. пед. наук. — Л., 1954. 284 с.
4. Алекперов С.А. Закономерности техники выполнения соскоков «сальто» с
перекладины //Материалы науч.конф — Л., Типография факта физ. культуры и
спорта при ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта, 1961С.41.
5. Алекперов С.А., Степанов В.И., Винокуров В.Н. Техника выполнения и
методика изучения сальто вперед хлестовым движением с перекладины //Сб.
Труды факта. Л., 1961. Вып.ХХУП. С.6473.
6. Алекперов С.А. Основы техники выполнения гимнастических упражнений
//Гимнастика Л.:, 1963 С.4549.
7. Алекперов С.А., Винокуров В.Н., Кашеваров Б.П. Соскок сальто вперед с
поворотом на 540° с перекладины //Сб. науч.исслед. работа ВК ФФК и С при
ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта за 1965 г. Л., 1966С.1922.
8. Алекперов A.C., Гринштейн А.Ф. Исследование техники перелета согнувшись
с поворотом кругом в вис с высоким полетом над перекладиной //Материалы
итог, науч.конф.факта за 1966 год Л., 1967 С.5457.
9. Алекперов С.А., Гринштейн А.Ф. Это реально! (К вопросу о прогнозировании
техники сложных упражнений на перекладине) //Мастерство гимнастов. М.:
Физкультура и спорт, 1969 С. 106108.
2810. Алекперов С.А., Гринштейн А.Ф. Об эволюции содержания упражнеий
спортивной гимнастики на перекладине //Тез.докл.итог.науч.конф.факта
ЛВДКФФК и С при ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта Л., 1973. С.121.
11. Алекперов С.А., Аксенов В.П. Перспектива развития полетных упражнений
на перекладине //Теория и практика физ.культуры 1977 — №10 С.5455.
12. Алекперов С.А., Чебураев B.C., Ипполитов Ю.А., Макаров Н.В., Иванов
K.M., Шолуха В.А. Прогнозирование новых сложных элементов и соединений в
гимнастике (методические рекомендации).— М.: ВНИИФК, 1989. 24 с.
13. Алешинский С.Ю., Зациорский В.М. Механикоматематические модели
движений человека //Биомеханика физических упражненийРига, 1974. Вып.1.
С.6061.
14. Аллахвердиев Ф.А. Техника и методика обучения упражнениям с
промежуточной фазой полета на перекладине: автореф. дис. ... канд. пед. наук :
13.00.04. Л., 1986.144 с.
15. Аллахвердиев Ф.А., Алекперов С.А. Способы повышения надежности
дохвата в полетных упражнениях на перекладине //Гимнастика.— М.:
Физкультура и спорт, 1982 Вып.2 С.3738.
16. Аркаев Л.Я., Плоткин А.Б., Рубин B.C. Совершенствование физических
качеств гимнастов //Научноспортивный вестник. М., 1983, № 1, с 1.
17. Аркаев Л.Я., Александров A.C., Сучилин Н.Г., Чебураев B.C. Опыт
подготовки абсолютного чемпиона мира по гимнастике Дмитрия Билозерчева //
Научноспортивный вестник. М., 1984, № 4, с 3.
2918. Аркаев Л.Я. Методологические основы современной системы подготовки
гимнастов высшего класса / Л.Я. Аркаев, Н.Г. Сучилин // Теория и практика
физической культуры № 11, 1997
19. Болобан В.Н. Юный акробат. Киев: Здоров'я, 1982. — 160 с.
20. Бормотов A.C. Исследование техники и методики изучения сложных
гимнастических упражнений, требующих высокой подвижности в верхних
конечностях. : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04, М., 1971.
21. Верхошанский Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте. 2е
изд., М.: Физкультура и спорт, 1977. 214 с.
22. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки
спортсменов. — М.: Физкультура и спорт, 1988. — 331 е., ил.
23. Вельдяев С.В. Методика обучения рабочим осанкам в упражнениях на
перекладине : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Вельдяев Сергей
Владимирович; ВГАФК. Волгоград, 1999. 25 с.: ил.
24. Виноградова В.И. Биомеханические основы высших достижений в фигурном
катании // Медицинская биомеханика. Спортивная биомеханика: Тезисы
докладов. II том. III Всероссийская конференция по биомеханике. — Нижний
Новгород, 1—4 октября. 1996 г. — С. 211212.
25. Гавердовский Ю.К. Общие основы техники на гимнастических снарядах. В
кн.: Спортивная гимнастика (учебник для институтов физической культуры).
Под общей редакцией доцента M.JL Украна. М.: Физкультура и спорт, 1965. С.
249277.
3026. Гавердовский Ю.К. Сложные гимнастические упражнения и обучение им :
автореф. дис. ... дра пед. наук: / Гавердовский Юрий Константинович;
ГЦОЛИФК. М., 1986. 33 с.
27. Гавердовский Ю.К. Тракт о пяти способах изобретать «ультраси». — В <
кн.: Мастерство гимнастов (В помощь тренеру).: Физкультура и спорт, 1969.С.
80106.
28. Гавердовский Ю.К. Упражнения на перекладине. Гимнастическое
многоборьеМ.: Физкультура и спорт, 1975 152 с.
29. Гавердовский Ю.К. Не только по программе (о специализированной
подготовке в гимнастике) //Гимнастика— М.: Физкультура и спорт, 1978 Вып.2
— С.18 —29.
30. Гавердовский Ю.К. Биомеханические основы техники гимнастических
упражнений. — В ich.: Спортивная гимнастика (учебник для институтов
физической культуры).: Физкультура и спорт, 1979. — С. 34—66.
31. Гавердовский Ю.К. Гимнастическая эволюция: фантазии, реальность,
перспективы // Гимнастика. 1983. № 2. С. 4452.
32. Гавердовский Ю.К. Гимнастическое многоборье. Мужские виды. М.:
Физкультура и спорт, 1987 С.335479.
33. Гавердовский Ю.К. О режимах работы мышц гимнаста. ГимнастикаМ.:
Физкультура и спорт, 1987 С. 4249.
34. Гавердовский Ю.К. Сложные гимнастические упражнения и обучение им:
Дис. докт. пед. наук. М.,1986.39.40,41.44
3135. Гавердовский Ю. Биомеханика гимнастики : скрытые возможности / Юрий
Гавердовский // Наука в олимпийском спорте. 2013. N 2. С. 5764.
36. Гавердовский Ю.К. Техника гимнастических упражнений : Попул. учеб.
пособие / Гавердовский Юрий Константинович. М.: Терраспорт, 2002. 508 с.
37. Гимнастика : прогр. для слушателей фак. довуз. подгот. : [рек. Эксперт.
метод. советом РГУФК] / [сост. Б.И. Бирючков] ; Рос. гос. унт физ. культуры,
спорта и туризма. М., 2007. 6 с.: табл.
38. Говердовский В.И. Методические подходы к исследованию двигательного
ритма в маховых движениях = Methodical Approaches to Research of Motor
Rhythm in Flapping Motions / Говердовский В.И., Терентьева О.С. // Теория и
практика физ.
N 6.
С.
культуры.
2004.
4446.
39. Девицкий Г.И. Универсальная перекладина / Г.И. Девицкий, Е.Г. Нестерова //
Физическая культура в школе. 2013. N 8. С. 30.
40. Дударев В.Т. Биомеханический анализ техники перелета "Ткачева" // Труды
Смоленского государственного института физической культуры. Смоленск,
1995. С. 9193.
41. Загревский В.И. Биомеханические параметры стартовых условий полетной
части перелетовых упражнений "Ткачев" на перекладине / В.И. Загревский, В.С.
Шерин // Теория и практика физ. культуры. 2008. N 10. С. 611.
3242. Загревский В.И. Влияние фазового состава биомеханических событий в
спортивных упражнениях на структурный компонент двигательных действий /
В.И. Загревский, В.О. Загревский, В.Г. Шилько // Теория и практика физ.
культуры. 2012. N 12. С. 3337.
43. Коробицын В. Написано пером... : терминология гимнаст. упражнений /
Владимир Коробицын // Спорт в школе. 2012. N 5. С. 4749.
44. Лавшук Д.А. Оптимизация техники гимнастических упражнений на основе
данных имитационного моделирования двигательных действий / Д.А. Лавшук //
Теория и практика физ. культуры. 2007. N 1. С. 7275.
45. Лукьянов В.А. Подтягивание в висе лежа / В.А. Лукьянов // Физическая
культура в школе. 2014. N 7. С. 3840.
46. Парахин В.А. Обучение перелету Ткачева на перекладине / В.А. Парахин //
Детский тренер. 2013. N 4. С. 7076.
47. Парахин В.А. Обучение разновидностям больших оборотов на перекладине в
спортивной гимнастике / В.А. Парахин, А.В. Кузин // Детский тренер. 2013. N
1. С. 2630.
48. Парахин В.А. Освоение и совершенствование полетных гимнастических
упражнений / В.А. Парахин // Физическая культура: воспитание, образование,
тренировка. 2010. N 6. С. 25.
49. Парахин В.А. Освоение и совершенствование сложных гимнастических
упражнений типа перелетов : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 /
33Парахин Виктор Александрович; РГУФКСМиТ (ГЦОЛИФК). М., 2011. 24 с.:
ил.
50. Парахин В.А. Построение обучения гимнастическим упражнениям с
использованием структурнокоррекционных матриц / В.А. Парахин // Теория и
практика физ. культуры. 2011. N 1. С. 2831.
51. Парахин В.А. Формирование точностного двигательного навыка при
освоении полетных гимнастических упражнений / В.А. Парахин // Теория и
практика физ. культуры : тренер : журнал в журнале. 2011. N 2. С. 7275.
52. Семенов В. Из виса в упор : Упражнения на перекладине / Владимир Семенов
// Спорт в школе. 2013. N 11. С. 1819.
53. Сучилин Н.Г. Биомеханическая структура естественного движения тела
спортсмена / Н.Г. Сучилин, Л.А. Хасин // Современный олимпийский спорт и
спорт для всех : 7 Междунар. науч. конгр. : Материалы конф., 2427 мая 2003 г.
М., 2003. Т. 2. С. 280281.
54. Тихонов В.Н. Гимнастика как базовая основа физкультурноспортивной
деятельности : учеб.метод. пособие для студентов ВУЗов физ. культуры,
обучающихся по напрвлениям подгот. бакалавров : [одобрено и утв. науч.
метод. советом МГАФК] 034300.62, 034400.62 / В.Н. Тихонов ; ФГБОУ "Моск.
гос. акад. физ. культуры". Малаховка, 2012. 318 с.: ил.
55. Шерин В.С. Совершенствование методики обучения перелетовым
упражнениям на перекладине на основе биомеханического анализа их техники
автореф. дис. ... канд. пед. наук / Шерин В.С.; Сургут., 2008. 24с.
3456. Шерин В.С. Профилирующие упражнения на перекладине гимнастов разной
квалификации / В.С. Шерин // Теория и практика физ. культуры. 2013. N 7.
С. 4851.
Интернет ресурсы:
http://www.sportgymrus.ru/
http://vtbrussia.ru/sport/gymnastic/
http://fsgoo.ru/
http://summer.sportexpress.ru/gymnastics/
http://sportgymnastic.borda.ru/
35