Настольный теннис – это сложный технический и координационный вид спорта. Уже больше века люди играют в него. Во время развития этой игры инвентарь по нынешним меркам был довольно примитивен – ракетки либо вообще были лишены покрытия, либо использовался слой пробки, наждачная бумага, тонкий слой резины. Соответственно и игра не отличалась разнообразием технических приемов, и подавляющее большинство игроков использовало пассивный стиль игры, основанный на длительной перекидке мяча. Основными элементами были подставка, толчок и срезка. С появлением современного инвентаря произошло бурное развитие технических возможностей игры.
1
«МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ
ПРИСТАВНЫМИ ШАГАМИ В НАСТОЛЬНОМ ТЕННИСЕ
МУЖЧИН СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА»
Содержание
ВВЕДЕНИЕ...........................................................................................................3
Глава 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР......................................................................5
1.1. Физиологические особенности людей среднего возраста и влияние
двигательной активности на их здоровье..........................................................5
1.2. Техника передвижений в настольном теннисе.................................8
1.3. Методики обучения технике передвижения приставными
шагами.................................................................................................................14
1.4. Заключение по 1 главе.......................................................................16
Глава 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ
ИССЛЕДОВАНИЯ..............................................................................................18
2.1. Цель и задачи исследования..............................................................18
2.2. Методы исследования........................................................................18
2.3. Организация исследования................................................................21
Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ и ИХ ОБСУЖДЕНИЕ................22
3.1. Методика обучения передвижениям приставными шагами мужчин2
среднего возраста................................................................................................22
3.2. Результаты педагогического эксперимента.....................................25
3.3 Заключение..........................................................................................33
ВЫВОДЫ.............................................................................................................35
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.............................................................37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...................................................................................393
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в современном обществе идет постоянная
пропаганда здорового образа жизни при помощи различных средств,
важнейшим из которых является двигательная активность. В связи с этим
развиваются целые системы фитнес клубов, доступные населению. В таких
спортивных заведениях можно заниматься не только силовой и
функциональной подготовкой, но и разными видами спорта. Одним из них
является настольный теннис, который с каждым годом набирает все большую
популярность.
Настольный теннис – это сложный технический и координационный вид
спорта. Уже больше века люди играют в него. Во время развития этой игры
инвентарь по нынешним меркам был довольно примитивен – ракетки либо
вообще были лишены покрытия, либо использовался слой пробки, наждачная
бумага, тонкий слой резины. Соответственно и игра не отличалась
разнообразием технических приемов, и подавляющее большинство игроков
использовало пассивный стиль игры, основанный на длительной перекидке
мяча. Основными элементами были подставка, толчок и срезка. С появлением
современного инвентаря произошло бурное развитие технических
возможностей игры.
Современный настольный теннис – это мощные атакующие удары,
требующие значительных физических усилий, а многократность их
повторения ведёт к специальной выносливости. Большие скорости вращения
мяча и высокая частота обмена ударами требуют максимальной скорости
движения и скоростной выносливости. Все это привело к тому, что одну из
главенствующих ролей в игре стали занимать передвижения.
Актуальность. В связи с тем, что в настоящее время очень хорошо
развита система фитнес клубов, в которых настольный теннис с каждымгодом набирает популярность, следует проблема обучения взрослых людей
4
данному виду деятельности.
Объект исследования.
занимающиеся в фитнес клубе.
Мужчины среднего возраста, 4050 лет,
Предмет исследования. Техника передвижения приставными шагами в
настольном теннисе мужчин среднего возраста.
Гипотеза исследования.
Разработка методики обучения технике
передвижений приставными шагами в настольном теннисе мужчин среднего
возраста улучшит технику подхода к мячу, повысит скорость передвижений у
стола, что скажется на эффективности их игры.
Научная новизна Заключается в исследовании техники передвижений
приставными шагами мужчин среднего возраста , занимающихся настольным
теннисом.
Практическая значимость Разработанную методику можно будет
использовать для обучения настольному теннису людей, ранее не игравших
профессионально.5
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ТЕМЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Физиологические особенности людей среднего возраста и влияние
двигательной активности на их здоровье
В настоящее время в современном обществе идет постоянная
пропаганда здорового образа жизни при помощи различных средств,
важнейшим из которых является двигательная активность. Доза и уровень
нагрузки зависит от многих факторов, один из которых — возраст. В данной
работе мы будем рассматривать мужчин от 38 до 50 лет. Итак, средний
возраст — это возрастной период человека, предшествующий пожилому
возрасту [23]. Западные ученые определяют его границы поразному: начало
— от конца третьего десятилетия до 40 лет, конец — от конца четвертого
десятилетия до 60 лет.
Физиологически средний возраст характеризуется явным проявлением
признаков старения: кожа теряет эластичность, волосы седеют, уменьшается
рост, возможны значительные изменения веса и соотношения мышц и жировых
отложений. Однако среди людей, ведущих разный образ жизни, может
наблюдаться значительное отличие физиологического состояния. Также в
вербальная
этом возрасте наблюдается стабильность интеллекта,
составляющая испытывает значительный подъём. Процесс интеллектуального
старения напрямую связан с интеллектуальной активностью [4,22].
Для нормального функционирования человеческого организма и
сохранения здоровья всегда нужна определенная доза двигательной
активности. В любом возрасте с помощью занятий физической культурой
можно повысить аэробные возможности и уровень выносливости показатели
биологического возраста организма и его жизнеспособности. Таким образом,
оздоровительный эффект занятий физической культурой связан прежде всего6
с повышением аэробных возможностей организма, уровня общей
выносливости и физической работоспособности [10,11]. Повышение
физической работоспособности сопровождается профилактическим
эффектом в отношении факторов риска сердечнососудистых заболеваний:
снижением веса тела и жировой массы, содержания холестерина в крови,
снижением артериального давления и частоты сердечных сокращений. Также
занятия физической культурой позволяют в значительной степени затормозить
развитие возрастных физиологических функций, дегенеративных изменений
различных органов и систем[29]. Не является исключением в этом отношении
и костномышечная система. Двигательная активность увеличивает приток
лимфы к суставным хрящам и препятствует развитию дегенеративных
изменений, связанных с возрастом и гиподинамией. Ни для кого не секрет, что
малоподвижный образ жизни, стрессовые ситуации, более характерные для
людей среднего возраста, ускоряют процесс старения организма. Этому всему
могут препятствовать занятия физическими упражнениями[16,17,29].
Резкое ограничение двигательной активности в последние десятилетия
привело к снижению функциональных возможностей людей среднего возраста.
Так, например, величина МПК у здоровых мужчин снизилась примерно с 45,0
до 36,0 мл/кг. Таким образом, у большей части современного населения
экономически развитых стран возникла реальная опасность ухудшения
здоровья, в связи с малой двигательной активностью. В результате нарушается
энергетический и пластический обмен и, прежде всего, в мышечной системе.
Механизм защитного действия интенсивных физических упражнений заложен
в генетическом коде человеческого организма. Скелетные мышцы, в среднем
составляющие 40 % массы тела (у мужчин), генетически запрограммированы
природой на тяжелую физическую работу. «Двигательная активность
принадлежит к числу основных факторов, определяющих уровень обменных
процессов организма и состояние его костной, мышечной и сердечно7
сосудистой систем», писал академик В.В. Парин. Мышцы человека являются
мощным генератором энергии. Они посылают сильный поток нервных
импульсов для поддержания оптимального тонуса ЦНС, облегчают движение
венозной крови по сосудам к сердцу, создают необходимое напряжение для
нормального функционирования двигательного аппарата.
«энергетическому правилу скелетных мышц» И.А.
Согласно
Аршавского,
энергетический потенциал организма и функциональное состояние всех
органов и систем зависит от характера деятельности скелетных мышц [4]. Чем
интенсивнее двигательная деятельность в границах оптимальной зоны, тем
полнее реализуется генетическая программа и увеличиваются энергетический
потенциал, функциональные ресурсы организма и продолжительность жизни
[29]. И, плюс ко всему, занятия физическими упражнениями являются
отличным активным отдыхом и хорошей психологической разгрузкой.
Технический прогресс, содействуя улучшению здоровья за счет
развития науки и медицины, улучшения экономических условий жизни, вместе
с тем изменил образ жизни человека, создал новые проблемы для его здоровья
и жизнедеятельности. Учеными было отмечено, что в настоящее время
человек в среднем в сравнении со своими предками, которые жили 100 лет
назад, двигается гораздо меньше, что еще раз подчеркивает проблему
гиподинамии в современном обществе [18].
Под влиянием физических нагрузок происходят физиологические
изменения в организме. Это зависит от длительности и интенсивности работы.
а
Длительность нагрузки измеряется во временных показателях,
интенсивность в единицах, оценивающих работу, например, ваттах,
килокалориях, джоулях.
При длительной или интенсивной физической нагрузке весь организм
начинает работать на обеспечение такого высокого уровня
жизнедеятельности. Даже мало интенсивная мышечная работа является8
деятельностью не только мышц, а всего организма[11].
При физических нагрузках происходят изменения в сердечно
сосудистой деятельности. Такой вид спорта как настольный теннис, о
котором в дальнейшем пойдет речь, является отличной кардионагрузкой.
Данный вид спорта хорош тем, что это игровая деятельность, люди всегда
заинтересованы и у них присутствует азарт, немаловажный для регулярности
занятий, и, как следствие, постоянной физической нагрузки[3,15].
Мощные стимулирующие влияния вследствие мышечной активности
способствуют задержке развития возрастных изменений в организме.
Положительное воздействие мышечной деятельности на систему
кровообращения и дыхательную систему повышает приспособительные
возможности организма и прочность регулирующих систем.
Физическая деятельность улучшает не только питание мышечной
системы, но и всех жизненно важных органов. Это влияние происходит
благодаря рефлексу включения с мышц на органы. Такое воздействие играет
огромную роль в жизнедеятельности организма, что позволяет рассматривать
физическую активность как рычаг воздействия через мышцы на уровень
обмена веществ и состояние важнейших функциональных систем организма
[22].
Известный французский клиницист А. Труссо еще в прошлом веке
писал, что все лечебные средства мира не могут заменить действие движения,
что несомненно говорит о колоссальной значимости физической активности.
Именно поэтому, в настоящее время, развита система фитнес клубов,
предоставляющая населению многообразие спортивных видов деятельности,
которыми можно заниматься. Настольный теннис входит в этот список и
является одним из самых популярных среди игровых видов спорта.
1.2 Техника передвижений в настольном теннисе9
Настольный теннис является олимпийским видом спорта и, в настоящее
время, им занимаются все больше людей. Это индивидуальная спортивная
игра, которая ведется по определенным правилам двумя (одиночная игра) или
четырьмя (парная игра) игроками, ракеткой и мячом на теннисном столе,
разделенным на две равные половины сеткой, до выигрыша одним (одними) из
соперников 11 очков при преимуществе не менее чем в 2 очка [7,8].
Важнейшую роль в настольном теннисе играют передвижения. Быстрая
смена игровых ситуаций требует от теннисиста частой и рациональной смены
исходных положений. В настольном теннисе передвижения являются основой
игры, ведь без правильного подхода к мячу становится не всегда возможно
выполнить удар на высоком уровне. Переместиться к мячу и занять
правильное опорное положение нужно до выполнения удара, а не в момент
движения. По словам многих тренеров, сначала нужно сыграть головой, затем
ногами и только потом рукой. С ускорением темпа игры и сокращением
времени розыгрыша очка все важнее становится своевременность и точность
передвижений. Во время игры перемещения теннисиста должны выполняться
как можно в более короткий промежуток времени и носить рациональный
характер [6,9].
Многие начинающие и неопытные теннисисты после выполнения своих
действий останавливаются и немного выпрямляются, прослеживая результаты
своих действий, и, соответственно, забывают о необходимости подготовки к
выполнению следующего удара.
По словам Шпраха, любые действия по подготовке к удару должны
начинаться с работы ног [30].
В настольном теннисе нужно не только отбивать мяч, но и активно
двигаться, хотя бы для того, чтобы этот самый мяч и принять. Кроме того,
движение помогает принять игроку наилучшую позицию в тот или иной
момент игры. Передвижения профессиональных теннисистов настолько10
отточены, что создаётся впечатление, будто не они идут на встречу к мячу, а
мяч летит туда, куда они встанут. Один из заслуженных тренеров Советского
Союза С.Д. Шпрах говорил, что одним из главных качеств успешного игрока
является мышление на опережение.
Шпрах выделил cледующие виды передвижений в наcтольном теннисе:
одношажный — по направлению в сторону движения мяча
делаетcя шаг ближайшей ногой, а вторая нога cскользящим движением
подтягиваетcя до исходного положения. Такое передвижение используется в
ближней и средней игре;
двухшажный — первый шаг совершается дальней от мяча ногой
как бы накрест ближней, а затем ближней ногой производят одношажном
способе. Это применяется в случае, когда необходимо принять косой мяч в
середине стола или при дальней игре;
иные способы — к ним относятся различные прыжки и
приставные шаги. Они несут небольшое значение, т. к. содержат в себе много
лишних движений и не позволяют преодолевать большие расстояния[30].
Главная цель всех передвижений игрока во время игры — занять
исходную позицию удобную для принятия мяча и подачи его сопернику. Во
время розыгрыша исходная позиция подразумевает принятие основной
стойки, расслабление мышц и равновесие.
Для удержания тела в равновесии, заканчивая любое передвижение,
необходимо притормозить. Поэтому у игрока в настольный теннис физически
развиты, должны быть не только руки, но и ноги. Кроме того, рука, свободная
от ракетки помогает балансировать при торможении — она должна двигаться
в противоположном направлении от изначального перемещения. Разрабатывая
руки, ноги и корпус тела, игрок получает в помощь повышенную
координацию, что необходимо, так как настольный теннис является очень
активной игрой[1,8].11
Вдобавок ко всему в настольном теннисе удар начинается именно с ног,
поскольку они являются начальным звеном импульса, передаваемого в
ракетку.
Во время выполнения передвижений участвуют следующие группы
мышц:
Разгибатели бедра — двуглавая мышца бедра, полусухожильна мышца,
полуперепонная мышца, большая ягодичная мышца.
Пронаторы бедра — мышца, напрягающая широкие фасции бедра,
передние пучки средней и малой ягодичных мышц.
Супинаторы бедра — подвздошная мышца, портняжная мышца, большая
ягодичная мышца, задние пучки средней и малой ягодичных мышц.
Разгибатели стопы — четырехглавая мышца голени.
Сгибатели стопы — трехглавая мышца голени, задняя большеберцовая
мышца, длинный сгибатель большого пальца стопы[8].
Правильность постановки ног играет ключевую роль в выполнении
удара, ведь заняв хорошую позицию, спортсмену не составит труда правильно
и удачно совершить двигательное действие.
Классификация передвижений по Барчуковой Г.В. представляет собой
более широкое разнообразие.
Шаги являются основным способом передвижения в настольном
теннисе. Хотя может быть и бесшажный способ передвижения, так как при
выполнении технических приемов туловище тоже должно принимать участие.
В передвижении без шагов спортсмен перемещает отдельные звенья опорно
двигательного аппарата, не отрывая ног от опоры.
Шаги применяются чаще всего при перемещениях теннисиста на
незначительные расстояния или чтобы занять правильную позицию.
Под одношажным способом передвижения понимают перемещения ноги,
с переносом на нее веса тела. Шаги, в зависимости от игровой ситуации, могут12
быть маленькими, средними и большими. Все зависит от того, куда прилетел
мяч в тот или иной момент и расположения к нему игрока. Сюда можно
отнести и выпады, которые чаще всего применяются для подхода к короткому
мячу.
Еще одним способом передвижения является скрестный шаг. Он, как
правило используется для перемещения на большие расстояния, когда
спортсмен уже не успевает подойти к мячу другими способами. Суть данного
способа передвижения заключается в переносе шаговой ноги перед опорной
на большое расстояние с переносом на нее веса тела, а после этого действия
переноса другой ноги до возвращения в первоначальную позицию. Только
лишь после того как спортсмен развернет корпус будет возможно выполнить
данное техническое действие. Движение при таком способе всегда начинает
дальняя к мячу нога. Выполняются скрестные шаги чаще всего при
передвижениях вдоль стола и диагональных.
Одним из самых частых способов передвижения, применяемых в игре,
являются приставные шаги. Они используются, как правило, для перемещений
вдоль стола в обе стороны. По словам Барчуковой Г.В. и многих других
специалистов «первый, основной шаг выполняется ближней к мячу ногой, а
вторая нога подтягивается до уровня основной стойки». Спортсмен может
выполнить несколько приставных шагов, если находится в значительном
удалении от мяча.
Для хорошей техники передвижения также всегда нужно помнить, что
шаги не должны быть высокими, чтобы не терять равновесие и драгоценное
время. Они должны быть быстрыми: важно использовать взрывную силу ног
для того, чтобы старт к мячу был мгновенным. И плюс ко всему обязательным
является рационализация передвижений, т. е. лишних шагов быть не должно,
ввиду ограниченного лимита времени [24,25].
Соответственно, как и в любом виде спорта, в настольном теннисе13
просматривается связь с физическими качествами. В передвижениях
основополагающими являются скоростносиловые качества, координационные
качества и выносливость [13].
Скоростносиловые способности характеризуются непредельными
напряжениями мышц, проявляемые с необходимой, часто максимальной
мощностью в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью, как
правило предельной величины [12].
Именно скоростносиловые способности наиболее востребованы в
настольном теннисе. Взрывная сила проявляется во многих двигательных
действиях теннисиста — там, где необходимо в минимальное время
применить максимально возможную в этих условиях силу. Она как раз
необходима для быстрых, качественных передвижений.
Координационные способности — это умение формировать целостные
двигательные акты, а также способность преобразовывать выработанные
формы действий, переключаться от одних к другим при меняющихся
условиях [19,20].
В настольном теннисе благодаря развитию координационных
способностей игроки повышают свою технику игры, а также начинают быстро
приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям в процессе игры и
выбирать эффективные средства ее ведения.
Выносливость — способность человека выполнять продолжительную
работу без снижения ее мощности и эффективности. Специальная
выносливость характеризуется этими же критериями в избранном виде спорта
[19,20].
Вся наша методика обучения, безусловно, была нацелена на обучение
людей передвижениям, и, соответственно, на специальные физические
качества, которые играют ведущую роль в формировании двигательных
способностей теннисиста и направлена на развитие и проявление14
двигательных качеств при выполнении технических элементов игрока в
настольном теннисе.
Общая физическая подготовка, на которую, в частности, были
направлены наши упражнения, обеспечивает всестороннее развитие
теннисиста. Она направлена на подъем функциональных возможностей
организма. С помощью ОФП также всесторонне развиваются и приобретаются
двигательные навыки. Физическая подготовленность создает основу для
совершенствования спортивной техники [5,21,24,26].
1.3 Методики обучения передвижению приставными шагами
В многих спортивных школах тренеры используют разные методики
обучения передвижениям. Классическим видом передвижения приставными
шагами являются передвижения, когда первый шаг делает ближняя к мячу
нога, а затем вторая приставляется к ней до исходного положения. Таким
передвижениям учили и в Советском союзе, и учит сейчас большинство
тренеров [2,31]. Некоторые тренеры обучают передвижениям, когда первой
стартует дальняя к мячу нога, а затем только приставляется ближняя до
исходного положения.
Важным фактором при обучении передвижениям приставными шагами
является стойка. Из очень широкой стойки будет практически невозможно
переместиться к дальнему мячу начиная движение с ближней к нему ноге. Из
узкой же стойки не логично будет делать передвижение, когда первой
стартует дальняя к мячу нога, поскольку далекий мяч тоже достать не
удастся. Но это мы с вами рассмотрели стойки, встречающиеся гораздо реже,
чем средняя стойка. Из нее является возможным перемещаться обоими
способами. Здесь уже ключевую роль играет тренер, который занимается
постановкой техники. Высококвалифицированные игроки обладают широким
спектром умений и могут сочетать разные виды передвижений и подхода к15
мячу, но поскольку в данной работе мы рассматриваем любителей среднего
возраста, у которых нет мышечной памяти к данному виду деятельности,
обучение приставным шагам будет проходить по одному виду техники
передвижения, чтобы они не сбивались и не путались, по крайней мере, на
начальном этапе [26,27,28].
Во всех спортивных школах отработка передвижений приставными
шагами выполняется не только с игрой на столе, но и при помощи
специальных физических упражнений, имитационных упражнений и общей
физической подготовки, поскольку перемещения спортсмена, конечно же,
завязаны с физическими качествами. В начале обучения имитационные
упражнения особенно актуальны, поскольку соединить движения ногами и
руками довольно сложно сразу. Расчлененный метод позволяет быстрее и
продуктивнее усваивать данный материал. Также отрабатываются различные
сочетания передвижений для хорошей координации ног, умении действовать
быстро, слаженно, рационально и эффективно [14,31].
Задачей тренера в обучении передвижениям является исправление
ошибок. Также нужен постоянный контроль за выполнением передвижений
для закрепления мышечной памяти, при которой перемещения выполняются
правильно.
В учебнике под руководством Барчуковой Г. В. написано, что при
обучении необходимо добиваться отработки начала движения с той ноги,
которая ближе к направлению движения. Правильное и рациональное
выполнение передвижения закладывает основу техники и ритма работы
ног[8].
Практикой настольного тенниса выработаны определенные правила
передвижений, которых следует обязательно придерживаться.
Во время передвижения нельзя терять равновесие
Вовремя вставать в позицию удара Шаги не должны быть высокими
16
Шаги должны быть рациональными
Многими авторами были предложены следующие рекомендации для
отработки передвижений.
Все удары нужно начинать, находясь в правильном исходном
положении, поскольку от этого зависит быстрота старта в нужном
направлении.
При перемещении ноги должны быть согнуты, туловище немного
наклонено вперед, чтобы все позиции игрока были устойчивыми.
После каждого удара самым коротким способом возвращаться в
исходное положение и готовиться к приему следующего мяча.
Во время передвижений не суетиться, двигаться легко и рационально.
Постоянно нужно совершенствовать общие и специальные физические
качества: Скоростносиловые, выносливость, гибкость, координацию,
быстроту, ведь игра в настольный теннис требует динамики, стремительности
и хорошей физической подготовленности.
Учиться передвигаться одинаково хорошо в обе стороны.
Для освоения и закрепления правильной техники постоянно
использовать имитационные упражнения [8,26,27].
1.4 Заключение по 1 главе
После проведенного анализа литературных источников мы еще раз
убедились, что полноценно жить без физических упражнений становится
невозможно, ведь у людей среднего возраста происходит старение, все
системы начинают работать гораздо хуже, становятся неизбежными
негативные изменения в организме. Для замедления этого процесса,
предотвращения различных заболеваний, поддержания мышечного тонуса,
улучшения дыхательной, сердечнососудистой систем и опорнодвигательного17
аппарата постоянно нужна двигательная активность и физические
упражнения. В современном обществе это является актуальнейшей
проблемой, поскольку большинство людей ведет малоподвижный образ
жизни. От здоровья нации зависит здоровье и процветание страны.
В связи с этим развиваются системы фитнес клубов в которых
предоставляется возможность заниматься разными видами спорта.
Настольный теннис, который входит в этот список с каждым годом набирает
все большую популярность. Отсюда следует проблема обучения людей
среднего возраста данному виду деятельности.
В ходе анализа литературных источников видно, что в игре
неотъемлемую часть занимают передвижения. Многие авторы подчеркивали,
что научиться хорошо играть, не осваивая перемещения, невозможно,
поскольку не подойдя правильно к мячу игроку будет очень проблематично
попасть на стол.
Одним из самых частых видов передвижений являются приставные
шаги. Используются они, как правило, для перемещений вдоль стола в обе
стороны.
Основополагающими являются две методики обучения передвижениям
приставными шагами. В первой говорится, что движение начинается с
ближней к мячу ноге, а затем приставляется дальняя. Эта методика обучения
приставным шагам является более популярной. Во втором способе обучения
передвижениям движение начинает дальняя к мячу нога, а затем
переставляется ближняя до расстояния как в исходном положении.
В научнометодической литературе встречается довольно мало
материала про описание передвижений и обучение им. И уж тем более не было
работ где исследовалось обучение людей среднего возраста данному виду
деятельности. Это еще раз подчеркивает актуальность работы, ведь в
настоящее время в настольный теннис вовлекается все больше и большелюдей.
1819
ГЛАВА 2.ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ
ИССЛЕДОВАНИЯ
Цель и задачи исследования
Целью нашего исследования была разработка методики обучения
технике передвижений приставными шагами в настольном теннисе мужчин
среднего возраста.
Исходя из такой цели были поставлены и решались следующие задачи:
1.
2.
Проанализировать литературу по исследуемому материалу.
Разработать программу методики обучения приставными шагами
для людей среднего возраста.
3.
Разработать практические рекомендации по методике обучения
технике передвижения приставными шагами в настольном теннисе.
4.
Провести анализ эффективности использованной методики
обучения.
2.2 Методы исследования
В работе были использованы следующие методы исследования:
1. Анализ литературных источников.
2. Педагогические наблюдения.
3. Тестирование.
4. Методы математической обработки данных.
2.2.1 Анализ литературных источников
Анализ литературных источников проводился с целью исследования
материала по изучаемой проблеме, а именно: физиологические особенности
людей среднего возраста и роль двигательной активности для них, виды20
передвижений в настольном теннисе и методики обучения перемещениям
приставными шагами.
В данной работе было изучено и рассмотрено 28 российских авторов и
трое зарубежных.
Педагогическое наблюдение
Педагогическое наблюдение – метод, в основе которого лежит
целенаправленное восприятие исследователем определенных сторон и
явлений педагогической практики. Наблюдение планируется: составляется
его программа, которая учитывает частоту и количество наблюдений, время,
характеристики выделяемые для наблюдения педагогических ситуаций.
В данном исследовании основными методами педагогического
наблюдения были записи тренера по количественнокачественным
показателям и видеозапись исполнения передвижений испытуемых.
Количественнокачественные показатели использовались тренером
для анализа динамики прогресса испытуемых. В процессе работы
занимающиеся выполняли специальные упражнения на передвижения.
В одних заданиях мы брали количество передвижений за единицу времени,
постепенно увеличивая скорость. В других — количество попаданий на стол,
ведь качественные удары напрямую зависят от хорошего подхода ногами к
мячу. Затем смотрели динамику улучшения.
Также в процессе тренировок мы использовали такой метод как
видеозапись. С помощью нее игроки могли сами убедиться в своих ошибках и
пытаться их исправить. Ведь всем испытуемым казалось, что они выполняют
правильные движения до того как они сами не смотрели видеозапись своей
игры. С помощью этого метода мы наглядно разбирали все ошибки и в
дальнейшем стремились их исправить.21
Тестирование
Метод проводился с целью получения начальных и конечных данных по
исследованию. В процессе работы использовались следующие тесты:
Тест «Касания стоек сетки».
Выполнялись передвижения
приставными шагами с касаниями стоек сетки игровой рукой вокруг одной
половины стола в течение 30 с. Проводился данный тест до и после
исследования.
Тест «Прыжок в длину с места с двух ног». Проводился 2 раза
с целью определения уровня физической подготовленности до и после
исследования. Испытуемые выполняли по три попытки, лучшая из которых
засчитывалась. Попытки совершались поочередно, с небольшим интервалом
отдыха.
Тест «Передвижения вокруг конуса с имитацией». Игроки
выполняли имитацию наката слева, затем приставными шагами перемещались
вокруг конуса, который находился в двух метрах от них в правой стороне, и
возвращались в исходное положение для выполнения нового движения. От
стола конус располагался на расстоянии метра. Испытуемые должны были
выполнить 12 имитационных движений. Считалось время, за которое они это
сделали.
Тест «Топспины справа с двух точек». Испытуемые в течение
60с перемещаются поочередно из правого угла в центр и из центра в правый
угол приставными шагами и выполняют топспины справа. Считается
количество попаданий мяча на стол.
Методы математической обработки данных
Полученные данные обрабатывались с помощью общепринятых методов
математической обработки. При обработке данных высчитывались средние
значения измеряемых показателей и проценты эффективности прироста в22
показателях тестов передвижений до и после педагогического эксперимента.
Данные исследования обрабатывались с помощью статистического пакета
«Exel».
2.3 Организация исследования
Педагогический эксперимент проводился в течение шести месяцев с
сентября 2014 года по февраль 2015 года в фитнес клубе «World Class» на
мужчинах в возрасте от 40 до 50 лет. Исследование проходило с целью
получения данных о передвижениях и динамике обучения. В исследовании
принимало участие 10 человек, любителей настольного тенниса первого года
обучения.
Сначала проводился литературный поиск по проблеме, разрабатывалась
гипотеза исследования. После проводился эксперимент. На начальном этапе
были проведены тесты по физическим качествам людей среднего возраста и
их умению передвигаться. Затем игроки тренировались по предложенной
методике. В конце исследования мы провели контрольное тестирование. На
последнем этапе обрабатывались и анализировались полученные данные и
оформлялась работа.ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
23
3.1 Методика обучения передвижениям приставными шагами мужчин
среднего возраста
Исследование проводилось в течение полугода. Испытуемые занимались
настольным теннисом регулярно в этот период времени. Частота занятий — 2
раза в неделю. Длительность занятия была равна одному часу.
До начала основной части тренировки игроки разминались в зале при
помощи общих развивающих упражнений, бега и беговых упражнений.
Основная часть начиналась с разминки на столе. Поскольку испытуемые
уже занимались до исследования настольным теннисом в течение полугода,
определенный уровень подготовленности и мастерства у них уже был. Они
владели различными видами ударов по мячу. Отталкиваясь от уровня
занимающихся строился тренировочный процесс. Были подобраны 10 человек,
которые начали заниматься приблизительно в одно время.
В основной части тренировки также присутствовала разминка. В
течение двух минут игроки разминались подрезками, затем переходили на
накаты справа и слева. Этому уделялось еще пять минут. Затем выполняли
более сложные технические элементы — топспины, на которые тратили еще 6
8 минут. Еще раз отмечу, что тренировка проходила так ввиду определенной
подготовленности игроков. Раннее всему вышеперечисленному уделялась
большая часть занятия. После чего мы уже начинали работать по
предложенной методике, т. е. регулярно включали в тренировочный процесс
упражнения для обучения передвижению приставными шагами.
Третью часть тренировки мы стали уделять передвижениям.
На первом этапе обучения использовался метод показа и объяснения. За
основу взяли методику перемещения, при которой движение начинает дальняя
к мячу нога. Ноги при этом не скрещиваются. При передвижении в правую24
сторону из исходного положения, дальняя нога приставляется к ближней
примерно до расстояния двадцати сантиметров, а затем перемещается
ближняя к мячу нога и уходит совсем немного по диагонали, с переносом на
нее веса тела. Расстояние между ногами до и после передвижения должно
быть примерно одинаковым.
При передвижении в левую сторону происходит обратный алгоритм
действий. Правая нога приставляется к левой до расстояния двадцати
сантиметров и затем левая нога передвигается в сторону мяча совсем немного
по диагонали до исходного расстояния между ногами с переносом на
последнюю веса тела для выполнения удара.
При выполнении атакующих ударов справа вес тела должен быть на
правой ноге для переноса его на левую во время удара. Но при этом импульс
должен быть не в сторону, а вперед, по направлению движения мяча.
Обратный алгоритм должен использоваться при ударах слева.
Отличие передвижения в правую сторону заключается в том, что при
перемещении вправо ближняя нога уходит по диагонали больше, нежели чем
при перемещении влево( левая нога уходит значительно меньше по
диагонали).
Затем мы использовали метод повторения. Двигались только вправо.
Ученики становились за моей спиной и повторяли перемещения в правую
сторону. После делали то же самое в левую сторону. На моем примере игроки
очень хорошо улавливали суть и идеально повторяли. Следующим шагом было
их самостоятельное выполнение передвижений без моего показа.
После данного обучения мы попробовали также, с показом,
перемещаться уже поочередно в правую и в левую сторону. Дальше было то
же самое, но уже самостоятельно. Начинали, как и положено, обучение
технике передвижения игроки с невысокого темпа. Постепенно мы
наращивали скорость, ведь главным было поставить занимающимся25
правильную технику передвижения, и только потом увеличивать скорость и
выносливость в данных упражнениях.
После того, как испытуемые уже научились неплохо передвигаться мы
заменили вышеуказанные имитационные упражнения на другие, более
сложные. Это были передвижения восьмерками, передвижения вокруг конуса,
передвижения по указанным тренером направлениям.
После выполнения имитации испытуемые становились к столу, и мы
начинали отрабатывать передвижения уже сочетая с игрой. Начинали все с
медленного темпа, применяя для выполнения упражнения большое
количество мячей, т.е. тренер набрасывал игрокам с определенной скоростью
по одному мячу, а те его отбивали. Акцент на начальном этапе освоения
данного упражнения конечно же делался на правильность передвижения, а не
на попадания мяча на стол. Базовым упражнением у нас были передвижения с
двух точек справа и передвижения с двух точек слева.
С течением времени в этих упражнениях мы увеличивали скорость
передвижения, обращали внимание на попадания. Начинали использовать
более сложные удары. Вместо простых накатов игроки в передвижении
выполняли такой технический элемент, как топспин, которым на стол попасть
гораздо труднее без правильного подхода к мячу.
В одном из тестов мы как раз использовали передвижения с двух точек с
выполнением топспинов.
Проводился постоянный контроль за правильностью выполнения
передвижений. Распространенной ошибкой испытуемых было то, что они
играли часто в движении. Мы в процессе тренировок добились довольно
хорошего результата. Игроки стали играть в опорном положении. Ведь в
настольном теннисе всегда нужно сначала занять позицию, а потом выполнять
ударное движение.
Упражнения на передвижения постоянно чередовались с менее26
энергозатратными упражнениями. Поскольку у людей среднего возраста
снижены показатели общей и специальной выносливости, мы в ходе
эксперимента работали с меньшей интенсивностью.
Интервалы
восстановления были больше. При этом тренировочный процесс не
прекращался, просто происходила смена задания, в котором не было
акцентированной скоростносиловой работы и выносливости. Например, мы
начинали отрабатывать подрезки, или испытуемые начинали работать на
приеме.
Затем вновь включали упражнения на передвижения. Делали
перемещения вокруг половины стола приставными шагами с касанием стоек
сетки игровой рукой за определенное время. Выполняли по два подхода,
совершенствуя косвенным образом специальную и общую выносливость.
В дальнейшем постоянно в тренировках использовали упражнения на
передвижения, закрепляя тем самым технику и совершенствуя специальные
физические качества. Применяли после предыдущих упражнений различные
сочетания. В конце тренировки обязательно играли на счет, ведь главным
является перенесение всего того, чему научились в игру.
3.2 Результаты педагогического эксперимента
Испытуемые 10 мужчин среднего возраста от 40 до 50 лет, ранее не
занимавшиеся настольным теннисом тренировались по предложенной
методике. Для оценки уровня развития специальных физических качеств и
уровня обученности технике передвижений были во время исследования
пользованы четыре теста, изложенные ранее в о 2ой главе. Тестирование было
проведено до и после эксперимента.
В ходе тестирования по 1 тесту мы установили прирост испытуемых (в
процентах) после использования введенной методики (см. таблицу № 1), а
также высчитали средний прирост по всей группе. В качестве теста мы взяли27
передвижения приставными шагами вокруг одной половины стола с касанием
стоек сетки игровой рукой за 30 с.
Показатели тестирования мужчин среднего возраста в тесте 1 «Касания стоек
сетки» по передвижениям приставными шагами до и после эксперимента
Ф.И.О. игрока
До эксперимента
После
эксперимента
прирост в %
Таблица 1
Климов Сергей
Георгиев Игорь
Меркушев Владимир
Еремичев Олег
Костерин Константин
Степанов Павел
Черевков Алексей
Колпаков Александр
Маркин Дмитрий
Заболотный Сергей
Х ср.
12
13
10
14
10
9
10
12
9
10
10,9
16
15
14
17
12
12
16
15
12
13
14,2
25
13
29
18
17
25
37,5
20
25
23
23,2528
До эксперимента
После эксперимента
18
16
14
12
10
8
6
4
2
0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Рис. 1. Показатели скорости передвижения в тесте до и после эксперимента
16
14
12
10
8
6
4
2
0
Среднее значение
До эксперимента
После эксперимента
Рис. 2. Средние показатели скорости передвижения мужчин среднего возраста
Средний прирост всей группы очень хороший. Такое прибавление
говорит о том, что поставленная правильная техника передвижения дает
хороший результат. Средние данные прироста составили 23,25 %. Все
спортсмены прибавили независимо от своих начальных показателей.
У игроков улучшились скоростносиловые качества.
Это
прослеживается по их быстрому старту после каждого касания стойки сетки.29
Также у испытуемых улучшилась специальная выносливость. Игроки на
протяжении 30 с работали практически без снижения работоспособности.
Еще одним из успехов занимающихся было то, что они начали
передвигаться приставными шагами уже не задумываясь о правильности
передвижения, как было при первых месяцах обучения перемещениям.
Также в данном тесте присутствовала координация, что проявлялось не
только в передвижении, но и в касании стойки сетки игровой рукой.
Во втором тестировании мы смотрели взаимосвязь тренировок по
настольному теннису с общей физической подготовленностью. Ведь этот
игровой вид спорта не является исключением. В нем, как и в других видах,
важны физические качества. Для передвижений более всего характерны
скоростносиловые способности и выносливость.
Нашим тестом в данном исследовании был прыжок в длину с места с
двух ног. Для информативности игроки прыгали по три раза и выбиралась
лучшая попытка из этих трех (см. таблицу № 2).
Таблица № 2
Показатели тестирования мужчин среднего возраста в тесте 2 « прыжок в
длину с места с двух ног»
Ф.И.О. игрока
До эксперимента
После
прирост в %
эксперимента
260
250
Климов Сергей
Георгиев Игорь
Меркушев Владимир
Еремичев Олег
Костерин Константин
Степанов Павел
Черевков Алексей
Колпаков Александр
Маркин Дмитрий
Заболотный Сергей
210
240
230
220
Х ср.
200
190
233
225
223
246
221
218
234
233
216
221
227
234
233
225
250
222
224
240
233
219
229
231
0,4
3,5
0,9
1,6
0,5
2,7
2,5
0
1,4
3,5
1,7
До эксперимента
После эксперимента
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1030
Рис.3 Показатели прыжка в длину с места с двух ног мужчин среднего
возраста
231
230
229
228
227
226
225
Среднее значение
До эксперимента
После эксперимента
Рис 4. Средние показатели прыжка в длину с места с двух ног мужчин
среднего возраста
Прослеживается взаимосвязь специальных физических качеств и общих,
поскольку занимаясь передвижениями в настольном теннисе у испытуемых на
1,7 % выросли показатели прыжка в длину с места с двух ног.
Также по таблице видно, что у каждого игрока свои морфо
функциональные особенности и возможности. И, не смотря на это,
практически у всех испытуемых было улучшение первоначальных
показателей.
После включения нами в работу передвижений совершенствовались и
физические качества. Главными среди них были скоростносиловые
способности и выносливость. С течением времени испытуемые могли
выполнять более длительную работу, нежели раньше, без снижения ее
мощности и эффективности. Также у игроков развивалась способность к
проявлению предельных возможных усилий в кратчайший промежуток
времени. Их взрывная сила ног значительно улучшилась, о чемсвидетельствуют данные этого теста.
31
Как видно из практики, для достижения спортивных результатов
необходимо всестороннее развитие двигательных способностей.
Третьим нашим тестированием были передвижения вокруг конуса,
находящегося в двух метрах от точки удара. Испытуемые выполняли
имитацию удара слева из левого угла, перемещались приставными шагами
вокруг конуса и возвращались в исходную точку для повторного выполнения
движения. В данном тестировании мы взяли за единицу измерения секунды.
Испытуемые должны были выполнить имитационное движение и
переместиться в исходное положение. Выполнить нужно это 12 раз за
наименьшее время.
Хочется отметить, что перед первым выполнением данного упражнения
игроки не имели преставления о правильности передвижения и просто бегали.
Показатели тестирования мужчин среднего возраста по тесту 3
«Передвижения вокруг конуса с имитацией» по передвижениям приставными
Таблица 3
шагами
Ф.И.О. игрока
До исследования
После
прироста в %
исследования
Климов Сергей
Георгиев Игорь
Меркушев Владимир
Еремичев Олег
Костерин Константин
Степанов Павел
Черевков Алексей
Колпаков Александр
Маркин Дмитрий
Заболотный Сергей
33
45
38
29
46
51
31
33
51
45
28
38
31
25
38
45
27
28
45
39
15,2
15,5
18,5
13,8
17,4
11,8
13
15,2
11,8
13,332
Х ср.
40,2
34,4
14,5
Заболотный С
Маркин Д
Черевков А
Колпаков А
Степанов П
Костерин К
Еремичев О
Меркушев В
Георгиев И
Климов С
До эксперимента
После эксперимента
0
10
20
30
40
50
60
Рис. 5 Показатели скорости передвижения до и после исследования
После эксперимента
До эксперимента
Среднее значение
31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41
Рис 6. Средние показатели скорости передвижения мужчин среднего возраста
Испытуемые после введенной методики тренировок стали двигаться
быстрее и лучше, о чем свидетельствует прирост на 14,5 %. Это говорит о
положительном результате данного эксперимента.
Игроки стали двигаться более профессионально, их перемещения стали
рациональнее и быстрее. У испытуемых сформировалась определенная
мышечная память и они стали двигаться благодаря этому уже не думая о
правильности своих перемещений.33
В четвертом тесте мы решили посмотреть взаимосвязь правильности
передвижений с результативностью атакующих ударов. Испытуемые
выполняли топспины с двух точек в течение минуты. Считалось количество
попаданий. Взят был сложный технический элемент не с проста. Ведь без
правильного подхода к мячу выполнить его гораздо труднее, нежели другие
технические приемы. Упражнение выполнялось в течение шестидесяти
секунд.
Количественные показатели попадания на стол
Ф.И.О. игрока
До исследования
После
Дельта прироста в
Таблица № 4
Климов Сергей
Георгиев Игорь
Меркушев Владимир
Еремичев Олег
Костерин Константин
Степанов Павел
Черевков Алексей
Колпаков Александр
Маркин Дмитрий
Заболотный Сергей
Х ср.
36
39
30
39
36
28
33
38
24
30
33,3
исследования
43
46
39
45
45
35
40
43
32
38
40,6
%
16,2
15,2
23
13,3
20
20
17,5
11,6
25
21
1850
45
40
35
30
25
20
15
10
5
0
34
До эксперимента
После экперимента
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Рис.7 Показатели количества попаданий мяча на стол с двух точек
топспинами справа
45
40
35
30
25
20
15
10
5
0
Среднее значение
До эксперимента
После эксперимента
Рис.8 Средние показатели попадания топспинами справа с двух точек на стол
Средний прирост всей группы составляет 14,5 %. Такое прибавление
говорит о том, что поставленная правильная техника передвижения дает
хороший результат. Все спортсмены прибавили независимо от своих
начальных показателей. Плюс ко всему мы параллельно тренировали технику
выполнения ударов, что в сумме дало хороший прирост. Ведь результат
растет не только от улучшения одного показателя.
Благодаря этому тестированию можно увидеть, что передвижения
играют существенную роль в попаданиях на стол. Ведь важнейшим35
показателем хорошего класса игры спортсмена всегда являлся правильный
подход к мячу.
3.3 Заключение
После проведенного эксперимента стало понятно, что разработанная
методика дала результат. Абсолютно все испытуемые улучшили свои
показатели в игровой деятельности, поскольку она, в свою очередь, связана с
передвижениями(правильным подходом к мячу). Также улучшились и
физические качества испытуемых. Исследование отразило взаимосвязь
специальных и общих показателей подготовленности.
Исходя из полученных данных видно, что разработанную методику
можно будет широко внедрять в практику обучения любителей настольного
тенниса. Также эта программа подходит и для обучения различных
тренировочных групп с учетом их особенностей и корректировкой по
нагрузке и интенсивности.
Многие спортивные школы и секции не уделяют сейчас должного
внимания общей и специальной подготовке спортсмена, без которых
невозможно добиться высоких результатов. К тому же, упражнения на
развитие физических способностей актуальны в любом возрасте. В данной
методике присутствуют специальные упражнения, направленные на развитие
общих и специальных физических качеств, что является еще одним ее
плюсом.
Для большей эффективности тренировки нужно учитывать возраст
игроков и уровень их подготовленности. Поскольку в фитнес клубе занятия
проходили индивидуально, это было сделать гораздо легче, чем если бы
занятия были групповые. Уделять внимание при проведении тренировки
нужно морфофункциональным особенностям игрока,
подготовленности.
уровню его36
Использованная методика передвижений позволяет быстро
перемещаться к длинным мячам, подстраиваться к ним. Она довольно проста
и понятна в обучении.
В ходе работы также была определена примерная последовательность
заданий на тренировке для любителей настольного тенниса, направленная на
отработку разных технических действий.
Подводя итоги можно отметить, что данная методика приносит
хороший результат при обучении людей среднего возраста благодаря
правильной последовательности обучения и учета возраста и физических
особенностей людей данной возрастной категории.
ВЫВОДЫ
1. В связи с тем, что настольный теннис с каждым годом набирает
популярность, в него вовлекаются все большие массы, многие из которых
люди среднего возраста. Из этого следует проблема обучения людей данному
виду деятельности.
2. Анализ литературных источников показал, что нет конкретных работ,
в которых описывается методика обучения приставным шагам людей среднего
возраста. По ходу исследования стала ясна значимость занятий физическими
упражнениями для людей среднего возраста. Также было выявлено, что в
литературе не описано методики передвижения, по которой мы провели наше
исследование, что подтверждает актуальность данной работы.
3. В ходе исследования была разработана программа методики обучения
приставным шагам людей среднего возраста. Описана последовательность
выполняемых упражнений.
4. По результатам анализа эффективности проведенной методики
можно отметить следующее:37
у всей группы после тренировок по данной методике обучения
просматривается хороший прирост количественных показателей перемещений
за единицу времени, что говорит о том, что испытуемые стали двигаться
гораздо быстрее;
после тренировок по данной методике у испытуемых повысилось
количество попаданий мяча на стол, что говорит о зависимости попаданий от
перемещений. Ведь при правильном подходе к мячу попасть на стол
становится гораздо легче;
игроки стали более координированными, перестали путаться при
передвижениях, у них появилась правильная мышечная память к данному
виду деятельности, передвижения стали более рациональными;
для большей эффективности тренировочного процесса людей
среднего возраста нужно чередовать упражнения на передвижения с менее
интенсивными упражнениями, например с работой на приеме или с
подрезками.
5. После тренировок по данной методике обучения передвижениям
приставными шагами у испытуемых был отмечен прирост общих физических
качеств.
6. На основании проведенных исследований разработаны практические
и методические рекомендации по методике обучения передвижениям
приставными шагами людей среднего возраста.38
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Для улучшения качества обучения приставным шагам людей среднего
возраста можно предложить следующие практические рекомендации и
методические указания.
1. Перед началом тренировки обязательно проводить разминку, начиная
с общих развивающих упражнений и потом при помощи бега и беговых
упражнений. Вопервых, игроки разогреваются и сразу включаются в работу, а
вовторых, хорошая разминка предотвращает получение травм во время
занятий.
2. Необходимо учитывать индивидуальные особенности занимающихся,
ведь у всех людей среднего возраста разные показатели подготовленности.
3. Стараться все время держать равновесие тела, корпус должен быть
немного наклонен вперед. Это позволит всегда находиться в устойчивом
положении.
4. Шаги во время передвижений не должны быть высокими, чтобы
быстрее двигаться и не терять равновесие.
5. Импульс движения к мячу должен быть мощным и динамичным, ведь
своевременный подход обеспечивает надежность попадания и экономию
драгоценного времени.
6. Стараться двигаться рационально, без суеты, ведь лишние движения
— это трата времени.
7. Стараться вес тела держать на носках и быть все время
сосредоточенным, что позволит мгновенно принимать правильные решения и
быстро стартовать в нужном направлении.
8. Для освоения и закрепления правильной техники передвижений
всегда нужно использовать имитационные упражнения.
9. Планировать и организовывать тренировочный процесс в зависимости39
от целей и задач занятия. Руководствоваться при этом индивидуальными
особенностями игрока, уровнем его подготовленности.
10. Использовать большое количество мячей при отработке
передвижений, ведь тогда попадания на стол на первоначальном этапе
выставляются на второй план и игровой процесс идет не прерываясь.
Возможно использование робота для отработки определенных технических
элементов.
11. Использовать промежуточное тестирование для проверки
эффективности тренировок и для определения подготовленности в текущий
момент.
12. Постоянно совершенствовать не только специальные, но и общие
физические качества.40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Амелин А.Н. Настольный теннис (Азбука спорта)/ А.Н. Амелин, В.А.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Пашин – М., 1985.
Амелин А.Н. Современный настольный теннис/ А.Н. Амелин –
М.,1982.
Амосов Н.М. Физическая Активность и сердце / Н.М. Амосов, Я.А.
Бендет. Киев: Здоровье, 1984, С. 814.
Аршавский И.А. Физиологические механизмы индивидуального
развития — М.: Наука, 1982.
Байгулов Ю.П. Настольный теннис. Вчера, сегодня, завтра / Ю.П.
Байгулов. М.: «Физкультура и спорт», 2000.
Байгулов Ю.П. Основы настольного тенниса / Ю.П. Байгулов, А.Н.
Романин — М., 1999, 18 с.
Барчукова Г.В. Игра, доступная всем / Г.В. Барчукова, С.Д. Шпрах.
М., 1991.
Барчукова Г.В. Теория и методика настольного тенниса. Учебник для
студентов высших учебных заведений / Г.В. Барчукова, В.М. Богушас,
О.В, Матыцин; под ред. Г.В. Барчуковой – М.: Издательский центр
«Академия», 2006.
Барчукова Г.В. Техника игры в настольный теннис. Лекции для
9.
студентов ГЦОЛИФКа. – М., 1985. С. 28
10. Березин И.П. Школа здоровья. / И.П. Березин, Ю.В. Дергачев. М.
Московский рабочий, 1989.
11. Жеребцов А.В. Физкультура и труд / А.В. Жеребцов.
М.:
Физкультура и труд, 1986.
12. Зайцев А.А. Силовые способности: лекции для студентов КГТУ. / А.А.
Зайцев, 2008.
13. Зациорский В.И. Физические качества спортсменов. / В.И. Зациорский.– М.: Физкультура и спорт, 1986.
41
14. Иванов В.С. Коллегорский В.В. Настольный теннис. / В.С. Иванов, В.В.
Коллегорский. – М.: Физкультура и спорт, 1970.
15. Карпман В.Л. Сердечная деятельности в условиях мышечной работы /
В.Л. Карпман. М.: Сердце и спорт: Очерки по спортивной кардиологии.
С. 4064
16. Коростелов Н.Б. От А до Я. / Н. Б. Коростелов. М.: Медицина, 1987.
17. Лесгафт П.Ф. Избранные педагогические сочинения / П.Ф. Лесгафт.
Спб.: Педагогика, 1988.
18. Лещинский Л.А. Берегите здоровье. / Л.А. Лещинский. М.:
«Физкультура и спорт», 1995.
19. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки: Учеб. пособие для
институтов физической культуры / Л. П. Матвеев – М.: Физкультура и
спорт, 1977.
20. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы
теории и методики физического воспитания; теоретикометодические
аспекты спорта и профессиональноприкладных форм физической
культуры): Учеб. для институтов физической культуры. / Л.П. Матвеев.
– М.: Физкультура и спорт, 1991.
21. Матыцин О.В. Неизвестное об известном. Настольный теннис. / О.В.
Матыцин. М.: 1994.
22. Петровский Б.В. Популярная медицинская энциклопедия. / Б.В.
Петровский. М.: Советская энциклопедия, 1987.
23. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. / Е.Е. Сапогова. М.:
Аспектпресс, 2009. С. 460
24. Серова Л.К. Содержание спортивной подготовки в настольном теннисе.
Курс лекций / Л.К. Серова. Спб., 2001.
25. Старожилец А.А. Формулы успеха:Подготовка спортсмена / А.А.42
Старожилец. М.: Настольный теннис. 1993.
26. Сюй Я. Ш. Настольный теннис./Под ред. Сюй Янь Шена; пер. с кит. –
М.,1987.
27. Ую Чжунхуэй, Чжуан Узефу и др. Настольный теннис. / Ую Чжунхуэй,
Чжуан Узефу. М.: Физкультура и спорт, 1987.
28. Шестеркин О.Н. Методика технической подготовки игроков в
настольный теннис на этапе начальной спортивной специализации./ О.Н.
Шестеркин. – М., 2000 г.
29. Шефард Р.Ж. Старение и упражнения / Т. Д. Фейхи, Р.Ж. Шефард.
М.: Энциклопедия спортивной медицины и науки, 1998.
30. Шпрах С.Д. У меня секретов нет. Учебнометодическое пособие для
тренеров, спортсменов, любителей / М., 1970
31. Шрамков И.П., Коллегорский В.В. Настольный теннис: Учеб. пособие
для секций и коллективов. / И.П. Шрамков, В.В. Коллегорский. М.:
Физкультура и спорт.,1985.43
Исполнитель работы ___________________________________(Карпеш Р.Д)
Научный руководитель ________________________________(Барчукова Г.В.)
Зав.кафедрой теории и методики индивидуально
игровых видов спорта _________________________________(Барчукова Г.В.)
Дата защиты _________________
Оценка за работу _________________
Председатель государственной
экзаменационной комиссии____________________________( )