Методика "Определение устойчивости растений к высоким температурам".
Оценка 4.9
Исследовательские работы +5
docx
Междисциплинарный 6
8 кл—11 кл +1
09.04.2017
Данная методика может быть использована при проведении школьниками практических, лабораторных работ, исследований естественнонаучной направленности. Методика вполне доступна для самостоятельного исполнения школьниками среднего и старшего возраста. Также может быть использована при проведении мониторинговых работ экологической направленности. Применима как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Работа 1.docx
Работа № 1. Определение устойчивости растений к высоким
температурам.
(По методу Мацкова Ф.Ф.)
Методические рекомендации к работе.
Температура – один из основных экологических факторов. Она
меняется в широких пределах в зависимости от природных зон и конкретных
условий местности. Разные типы растений по разному относятся к данному
фактору. Так, С4 – растения выдерживают более высокие температуры, чем С3
– растения. В пределах последней группы также имеются широкие различия.
Работа проводится с группой древесных растений различных видов,
встречающихся в озеленении школьной территории. Это дает возможность
построить ряд древесных видов по степени устойчивости к высоким
температурам, выявить наиболее устойчивые из них, что очень важно для
создания зеленых зон в условиях высоких температур в теплые сезоны года.
Для работы срезаются 56 образцов древесных пород со свежими
листьями. Данный метод основан на установлении порога повреждения живых
клеток от экстремальных температур. Если подвергнуть листья действию
высоких температур, а затем погрузить в слабый раствор соляной кислоты, то
поврежденные и мертвые клетки побуреют вследствие свободного
проникновения в них кислоты, которая вызовет превращение хлорофилла в
другое вещество – феофитин бурого цвета, тогда как неповрежденные клетки
останутся зелеными. У растений с кислым клеточным соком данный процесс
может произойти и без обработки соляной кислотой.
Данную работу лучше проводить в период начальной вегетации
растений и когда еще не наблюдается естественного разрушения хлорофилла
у древесных пород. В период вынужденного покоя (февраль – апрель) свежие
листья древесных пород можно получить путем прогрева веток в теплой воде
и дальнейшего распускания листьев в воде комнатной температуры.
Оборудование, реактивы, материалы.
1) водяная баня, 2) термометр, 3)пинцет, 4) чашки Петри 5 штук, 5) стакан
с водой, 6) тонкая проволока, 7) карандаш по стеклу, 8) 0,2н раствор
соляной кислоты, 9) свежие листья древесных растений (береза, липа,
ель, катальпа, клен и др.)
Ход работы. Водяную баню нагреть до 400С, погрузить в нее пучок из 5 одинаковых
листьев исследуемых растений, скрепив черешки проволокой. Листья
выдерживают 30 минут. Затем взять первую пробу: оторвать по листу каждого
растения и поместить в чашку Петри с холодной водой. После охлаждения
взять лист пинцетом и перенести в чашку с соляной кислотой.
Поднять температуру в водяной бане до 500С и через 10 минут извлечь из
нее еще по одному листу, повторив операцию и перенеся охлажденный в воде
лист в новую чашку Петри с соляной кислотой. Так постепенно довести
температуру до 800Сберя пробы через каждые 10 минут при повышении
температуры на 100С.
Через 20 минут после погружения листа в соляную кислоту учесть степень
повреждения по количеству бурых пятен. Результаты записать в таблицу,
обозначив отсутствие побурении знаком «» , слабое побурение «+»,
побурение более 50% площади листа «++» и сплошное побурение «+++»
Записать результаты повреждений по разным древесным растениям в общую
таблицу.
Объект
Степень повреждения листьев
400С 500С 600С 700С 800С
Береза и т.
д.
Построить ряд
термостойкости древесных пород по степени убывания. Сделать
соответствующие выводы.
Методика "Определение устойчивости растений к высоким температурам".
Методика "Определение устойчивости растений к высоким температурам".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.