Методика подготовки и проведения викторин в школе при изучении русского языка.

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 29.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Викторины как особый вид внеклассных занятий сочетают в себе все особенности выше перечисленных форм внеклассной работы. Они обладают исключительной занимательностью и являются богатой почвой для формирования стойкого познавательного интереса и развития логического мышления школьников. Одним из важных требований к выбору методов обучения является необходимость активизации учебно-познавательной деятельности слушателей. Активная мыслительная и практическая деятельность обучаемых в учебном процессе является важным фактором повышения освоения изучаемого материала.
Иконка файла материала Методика подготовки и проведения викторин в школе при изучении русского языка.doc
Методика подготовки и проведения викторин в школе при  изучении русского языка. Викторины  как   особый   вид   внеклассных   занятий   сочетают   в   себе   все особенности   выше   перечисленных   форм   внеклассной   работы.   Они   обладают исключительной   занимательностью   и   являются   богатой   почвой   для формирования   стойкого   познавательного   интереса   и   развития   логического мышления школьников. Одним   из   важных   требований   к   выбору   методов   обучения   является необходимость   активизации   учебно­познавательной   деятельности   слушателей. Активная   мыслительная   и   практическая   деятельность   обучаемых   в   учебном процессе   является   важным   фактором   повышения   освоения   изучаемого материала. Непосредственное   вовлечение   обучаемых   в   активную   учебно­ познавательную деятельность в ходе учебного процесса связано с применением соответствующих   приемов   и   методов,   получивших   название   активных   методов обучения.1 Попробуем   рассмотреть   викторину   в   контексте   творческих   и интеллектуальных игр, конкурсов. Они,   в   свою   очередь   выступают   как   средство   развития   и   коррекции личности старших школьников. Интеллектуальная   игра   ­   индивидуальное   или   (чаще)   коллективное выполнение   заданий,   требующих   применения   продуктивного   мышления   в условиях   ограниченного   времени   и   соревнования.   Интеллектуальные   игры объединяют   в   себе   черты   как   игровой,   так   и   учебной   деятельности   ­   они развивают   теоретическое   мышление,   требуя   формулирования   понятий, выполнения   основных   мыслительных   операций   (классификации,   анализа, синтеза и т.п.). С другой стороны, сама по себе эта деятельность является не целью, а средством достижения игрового результата (победы в соревновании), причем и 1 Смолкин А.М. Методы активного обучения, М.: Высшая школа, 1991.­207с.этот   результат   быстро   теряет   ценность   сам   по   себе   и   цель   смещается   с результата непосредственно на процесс поиска и принятия решения. К   активизирующим   задачам   относят   следующие   требования:   сочетание посильности   и   определенной   трудности   ­   постепенное   усложнение   заданий; включение   операций   сравнения,   сопоставления,   обобщения,   ведущих   к активизации   аналитической   деятельности   учащихся;   введение   операции “переноса   знаний”   в   новую   ситуацию;   связанность   заданий   с   интересами   и жизненным опытом учащихся. К этим принципам, нами были добавлены моменты, облегчающие  подросткам понимание заданий, учитывая их отставание в степени сформированности   теоретического   мышления   ­   использование   двигательных упражнений   при   формулировании   вопроса   и   как   подсказки   для   поиска правильного   ответа;   разыгрывание   импровизированных   сцен   по   ключевым моментам   задания,   применение   парадоксальных   вопросов   для   вызывания эмоциональных реакций. При   подготовке   эксперимента   задания   интеллектуальных   игр   были построены так, чтобы эти условия (кроме последнего, поскольку жизненный опыт современных подростков далеко не всегда располагает к его использованию в развивающих   ситуациях)   в   максимальной   степени   соблюдались.   Особое внимание   было   уделено   введению   операции   “переноса   знаний”,   поскольку именно   она,   на   наш   взгляд,   в   наибольшей   степени   способствует   творческому развитию личности  подростков.  Участие в интеллектуальных играх требует от подростков развития своего хронотопа (совокупности личностных представлений о пространстве и времени), поскольку одним из обязательных их условий является ограничение времени, что предполагает необходимость его структурирования.  Кроме   групповых   занятий,   на   всех   этапах   работы   в   клубах интеллектуальных   игр   предусматривается   и   индивидуальная   работа.   Она   не обязательно   означает   работу   по   типу   консультирования   ­   просто   каждый подросток   наряду   с   групповыми   заданиями   получает   и   свои   личные, рассчитанные   именно   на   его   индивидуальные   особенности.   Формулирование этих задач возможно только после того, как у подростка возникает потребность во внутренних изменениях, и он сам обращается к руководителю за помощью. Надо отметить, что для многих подростков такое действие само по себе являетсясерьезнейшим нравственным поступком, поскольку фактически означает отказ от образа взрослого как врага или противника.  Наконец,   еще   одним   обязательным   условием   является   недерективное введение   инструкций.   Более   того,   педагог   прямо   требует   от   подростка самостоятельности.   Именно   осознание   собственной   ответственности   за   свои действия и поведение является мощным стимулом для подростка в совершении даже   эмоционально­трудных   для   себя   действий.   Особенно   это   важно   для “трудных”   подростков. Трудновоспитуемые  рассматривают   самовоспитание  как процесс,   оторванный   от   общественного   воспитания,   и   потому   положительно оценивают его. В этом проявляется их стремление к автономному социальному миру, к действиям, не ограниченным требованиям общества. Все интеллектуальные игры условно можно разделить на  элементарные и составные (представляющие из себя сочетание элементарных). В свою очередь, элементарные   игры   можно   классифицировать   в   зависимости   от   количества вариантов ответов, из которых участники выбирают правильный. Естественно, что любая интеллектуальная игра может проводиться как в индивидуальном, так и в групповом варианте. Простейшей   интеллектуальной   игрой   являются   тестовые   игры,   которые представляют   собой   набор   утверждений   и   заданного   количества   вариантов ответов к ним – от 2 (эта игра называется “Веришь – не веришь”) до 5 (“Эрудит­ лото»). Этот тип игр применяется обычно в качестве разминки, для игр с залом или в перерывах между “основными” интеллектуальными играми. Их достоинство –   высокая   роль   везения,   что   позволяет   добиваться   успеха   даже   не   слишком подготовленным   участникам,   а   также   возможность   варьировать   сложность заданий. Наиболее   сложной   из   этих   игр   являются   так   называемые   “странные обстоятельства”,  когда  об  искомом   объекте   сообщаются  последовательно  все более   конкретные   сведения.   Чем   раньше   человек   (команда)   разгадает зашифрованное понятие, тем больше очков он получает. Стандартный объем этих игр – 15 вопросов “Веришь – не веришь” или 8­10 вопросов “Эрудит­лото”. (Конкретные примеры этих игр – см. Приложение).Этот   вид   игр   является   серьезным   средством   развития,     когда   в   них содержится неявный, но четкий алгоритм поиска правильного решения, задание представляет   из   себя   парадокс,   и/или   требует   принятия   парадоксального решения. Вторую   группу   (относительно   малораспространенную)   составляют   игры, которые   условно   можно   назвать   “заполнением   пропусков”   (во   фразе пропускается или заменяется ключевое слово, которое необходимо восстановить или   вспомнить),   “восстановлением   списков”   (“Кто   кого   любил”,   “Откуда   взята фраза”, “Поговорим на разных языках”). Третью   группу   составляют   игры,   в   которых   участникам   предлагается сгруппировать предметы по определенным признакам, чаще всего выделяемым самими   участниками.   В   Клубах   интеллектуальных   игр   разработаны   несколько вариантов таких игр: “Каждый   охотник   желает   знать”.  Весьма   важной   характеристикой пространства является его цветовое оформление. Цвет является так же основой эмоциональной   памяти   человека.   Поэтому   при   коррекции   пространственного элемента   хронотопа,   мы   применяем   эту   игру,   которая   может   быть   в   двух вариантах   –   в   первом   из   них   участвует   семь   игроков,   каждому   из   которых “поручен” определенный цвет (на первых этапах это цвета основного спектра, потом задания могут быть усложнены). Затем называется тот или иной объект, и за   ограниченное   время   в   условиях   соревнования   на   этот   стимул   должен отреагировать соответствующий игрок. При наличии большого помещения ответ может   быть   затруднен   необходимостью   выполнить   дополнительные манипуляции   с   пространством.   В   более   простом   варианте   игры,   (может участвовать   не   менее   двух   человек),   каждому   игроку   нужно   в   условиях соревнования (или ограничения времени) правильно назвать цвет определенного объекта. “Север   –   Юг”  Эта   игра   также   применяется   для   формирования рационального   образа   пространства.   Проводится   она   в   форме   соревнования, участвуют   обычно   пары.   Ведущий   называет   объект   (элемент   географической среды, литературный), а участники должны ответить (причем отвечает только тот, за кем закреплено соответствующее направление, что требует координации в паре). Находится ли этот объект севернее или южнее (вариант – западнее иливосточнее)   заданного   ведущим   объекта).   Более   сложным   вариантом   игры является   тот,   при   котором   участники   должны   в   виде   правильного   ответа изменить соответственно условиям свое пространственное положение. Четвертую     группу   представляют   интеллектуальные   игры,   в   которых участникам   предлагается   за   определенное   время   ответить   на   тот   или   иной вопрос.   Индивидуальную   форму   представляет   “Своя   игра”   (в   ней   обычно участвуют по три участника в каждом туре). Однако основными играми этого типа, несомненно, являются “Брейн­ринг” и “Что? Где? Когда?”. Первая представляет из себя очное состязание команд, а вторая   –   турнир,   в   котором   задача   команды   состоит   в   том,   чтобы   набрать максимальное количество очков. Что? Где? Когда? Несомненно, что именно эта игра, являющаяся в то же время наиболее сложной   и   интересной   из   всех   игр,   превратила   в   отечественной   практике интеллектуальные   игры   в   самостоятельный   вид   творческой   деятельности   и направление в воспитании и развитии школьников и молодежи. В   традиционном   телевизионном   варианте   игры   единственная   команда соревнуется   с   командой   телезрителей   и/или   ведущим.   В   практике   клубов интеллектуальных   игр   ЧГК   проводится,   обычно,   в   тех   случаях,   когда соревнуются большое количество команд (более 10). Они отвечают на вопросы письменно.  Основные правила игры: 1. В игре принимают участие команды (традиционное количество участников – шесть). 2. Для   ответа   на   вопрос   команде   (командам)   предоставляется   ограниченное количество времени (от 30 с до 1 минуты). В случае если на вопрос отвечает несколько команд, им дается равное время. 3. Команды могут отвечать письменно или устно. В случае устного ответа его   Письменные   ответы   оценивает правильность   оценивает   ведущий. компетентное жюри, сравнивая варианты команд, с ответами автора вопроса. 4. Обычно правильным ответом считается тот, в котором содержится “ключевое” слово.5. В случае, если в ответе команды содержится более чем одна версия, – он не засчитывается.  6. Все команды отвечают на заранее оговоренное количество вопросов (в одном туре целесообразно  использовать от 12  до 18  вопросов, количество  туров зависит   от   количества   и   возраста   команд,   а   также   от   уровня   подготовки команд). 7. Победителем   считается   команда,   ответившая   на   большее   количество вопросов.   В   случае   равного   количества   правильных   ответов   обычно применяется   рейтинг   (показатель   сложности   вопросов,   определяемый   как разность между общим количеством команд и количеством команд, правильно ответивших на вопросы) или сумма мест, полученных командой в отдельных турах.   (Чем   меньше   сумма   мест,   тем   выше   итоговое   место).   Возможно применение и других способов определения победителей, но нужно помнить о том, что чем проще правила, тем меньше конфликтов.  Викторина «Как получить “5”» для 5 и 9 классов. Викторина   «Как   получить   “5”»   была   проведена   в   5   классе   Анишинской средней школы. Этот   вид   викторины   (с     вариантами   ответов),   учитывая   особенности мышления младших школьников наиболее эффективен для данного возраста, о чем свидетельствуют и ее результаты. Темы   уроков   по   русскому Вопросы и задания языку в 5 классе. 1.Изучение фонетики.     Звуки речи. Расположить определенные слова в порядке уменьшения в них звуков. С помощью чего человек выражает свои мысли? 2.Фонетический разбор. Что значит сделать фонетический  разбор слова?3.Изучение орфографии. «е»? В каком времени года не живет буква     Как пишется слово ХОРОШО? В каком из нескольких слов после «ц»  пишется буква «и»? В каком из слов пишется одна буква  «л»?   4.   «Имя   существительное» Что обозначает имя существительное? как часть речи. 5.Имена   существительные и   одушевленные неодушевленные. Какой из данных предметов не умеет  дышать?   6.Наречие как часть речи. Изменяются ли наречия? 7.Имя   прилагательное   как Какой из данных предметов не является часть речи.  языковым? Таким   образом,   можно   сделать   вывод,   что   вопросы   используемые   в викторине, охватывают многие темы в программе изучения русского языка в 5 классе. Также   необходимо   отметить,   что   предварительно   разобранные   вопросы облегчают задачу учащихся в нахождении правильного ответа. Темы уроков по русскому языку в 9 классе. 1.Повторение.   Словосочитания. Виды словосочетаний. 2.Типы словосочетаний. Вопросы и задания Какое из словосочетаний является сочинительным? Каким по характеру главного слова является данное словосочетание? 3.Повторение. предложение.   Простое Чем не может осложняться простое  предложение?   4. Виды простых односоставных предложений. Какое из односоставных предложения  является именным? 5.Повторение. простом предложении.   Пунктуация   в 6.Повторение.   Виды   простых предложений цели высказывания   и   эмоциональной окраске. по     Какие знаки препинания ставятся в конце  простых предложений?   Что заключается в повествовательном  предложении? С помощью чего в  предложении выражаются восторг и  радость?7.Синтаксис предложения.    сложного Что изучает синтаксис? 8.Виды сложных предложений. Сколько грамматических основ не может  входить в состав сложного предложения? 9.Сложносочиненное предложение.  10.Сложноподчиненное предложение. 11.Бессоюзное предложение. Какими союзами в сложносочиненном  предложении простые предложения не  соединяются? Какие союзы соединяют придаточные  определительные с главным предложением? Какой связи не может быть в  сложноподчиненном предложении между  придаточными? Какими средствами связи соединяются  бессоюзные предложения Можно   сделать   вывод   о   прямой   связи   вопросов,   использованных   в викторине, практически со всеми темами программы изучения русского языка в 9 классе. Заранее разобранные вопросы и вопросы, направленные на повторение, облегчают задачу учащихся.   Соответствие вопросов викторины «Брейн­ринг» тематическому планированию по русскому языку в 9 классе. Темы уроков по русскому языку в 9 классе. 1.Некоторые   вопросы   истории русского языка. 2.Повторение. Фонетика. Вопросы и задания Как в современном языке звучит слово «град»? Буквами, какой азбуки являются буквы «аз», «буки», «веди»? Какие древнерусские азбуки вы знаете? Какой звук обозначает «Ъ» в древнерусском языке? Какой раздел науки о языке изучает звуки? Какие буквы русского алфавита не  обозначают звуков?3.Повторние. Орфография.      Как называется буква, которая составляет  трудность в написании? 4.Повторение. фразеология.   Лексика   и Что означает фразеологизм «дамоклов  меч»? 5.Повторение. Морфемика. Как называется раздел науки о языке,  который изучает строение слов?  6.Повторение. Морфология. 7.Повторение. Пунктуация.    Синтаксис. Сколько склонений в русском языке? Какая часть речи означает признак  предмета по действию? Какой признак у глаголов был, есть и будет? Как называется часть речи, служащая для  связи слов в предложении? Что объединяет слова «уж», «замуж»,  «невтерпеж»? Какие знаки препинания ставятся в конце  повествовательных предложений? Как еще называют главные члены  предложения? Вопросы   к   «Брейн­рингу»   составлялись   с   учетом   изучения   и   повторения многих тем предусмотренных учебной программой по русскому языку. Вопросы   тесно   связаны   с   изучаемой   программой   и   предусматривают предварительный их разбор. Викторине   предшествовала   подготовка,   которая   включала   контрольную работу  (текст   прилагается);   рассказ   учителя   о  русском   языке,  как   о   науке;  о людях­ученых,   занимающихся   языками;   ознакомление   с   историей   языка   на факультативных занятиях; повторение изученного материала.  Результаты   контрольной   работы,   проведенной   в   этом   классе, свидетельствовали о готовности учащихся к проведению викторины. Викторина   «Как   получить   “5”»   аналогична   викторине   «Кто   хочет   стать миллионером», транслируемой по телевидению. Ведущим задается вопрос отборочного тура. Выбирается игрок из всего класса (в классе 7 человек), быстрее всех ответивший на вопрос правильно. Затем этот игрок приглашается за игральный стол. Игральный стол стоит в середине класса, на нем вместо миллиона нарисована «5».  Ведущий (это может быть учитель или учащийся более старшего возраста) объясняет игроку правила игры. Игроку, чтобы получить «5» нужно ответить на 15   вопросов.   За   каждый   правильный   ответ   сумма   очков   удваивается.   Две несгораемые оценки – «3» и «4».1. 100 очков 2. 200  3. 300 4. 500 5. 1000 – 1­ая несгораемая оценка «3» 6. 2000 7. 4000 8. 8000 9. 16000 10.32000 – вторая несгораемая оценка «4» 11.64000 12.125000 13.250000 14.500000 15.1000000 – «5» ­ главный приз. При этом у игрока есть право на три подсказки: 50/50 (выбор вариантов за ведущим),   совет   друга   (любой   ученик,   выбранный   игроком),   помощь   класса (учащиеся поднимают таблички с буквой варианта: а, б, с, д). Данная викторина проводилась в течение одного часа. Участвовали три игрока, один из которых получил «5», а остальные двое – «4».   В   работе   прилагается   вариант,   в   котором  ученица   5   класса   Анишинской средней школы Сдашникова Наталья выиграла «главный приз» ­ «5». В   роли   ведущего   выступил   ученик   9   класса   Гавриков   Евгений.   Наташа ответила на все вопросы, использовав при этом 2 подсказки: в вопросе № 14 и № 9. Вопрос отборочного тура: Расположите слова в порядке уменьшения в них звуков: А) соль С) вечер Ответ: д­с­в­а Вопросы викторины: В) каша Д) собака 1. В каком времени года не живет буква «е»?А) лето С) зима В) осень Д) весна Ответ: с 2. Что обозначает имя существительное? А) предмет С) действие В) признак Д) признак признака Ответ: а 3. Какой из предметов не умеет дышать? А) собака С) крот В) шкаф Д) кот Ответ: в 4. С помощью чего человек выражает свои мысли? А) жестов С) шипения В) криков Д) слов Ответ: д 5. Что значит сделать фонетический разбор слова? Разобрать по А) звукам С) значению  В) составу Д) членам предложения Ответ: д 6. Какой   знак   нужно   поставить   в   словах   принцессы   из   сказки «Двенадцать месяцев», чтобы спасти человеку жизнь: «Казнить нельзя помиловать»? А) точка С) запятая В) восклицательный знак Д) тире Ответ: с 7. Как пишется слово х…р…шо? А) ара С) аро В) ора Д) оро Ответ: д 8. В каком из слов пишется после «ц» буква «и»? А) цыпленок С) цитрон Ответ: с В) цыган Д) на цыпочках9. Какое из слов не является наречием? А) внимательно В) окно С) плохо Ответ: в Д) вправо 10.Какой из этих терминов не является языковым? А) синоним В) орфограмма С) суффикс Ответ: д Д) расстояние 11.Сколько гласных букв в алфавите: А) 9 В) 10 С) 11 Ответ: в Д) 12 12.Какой из данных признаков обозначает материал? А) зеленый В) деревянный С) лисий Ответ: в Д) радостный 13.В каком слове одна буква «л»? А) аллея В) троллейбус С) воллейбол Ответ: д Д) алеет 14.Как называют главные члены предложения? А) основа грамматическая В) смысл предложения С) все, кроме второстепенных членов  Д) самое нужное Ответ: а 15.Как изменяются наречия? А) не изменяются В) по падежам С) по числам Ответ: а Д) по временам Викторина «Как получать 5» была также проведена в 9 классе Анишинской средней школы. Вопросы викторины подбирались с учетом повторения различныхтем  русского языка  и  изучения  синтаксиса сложных предложений. Викторине предшествовала   подготовка,   которая   включала   в   себя   проведение   различных тестов   на   определение   уровня   развития   мышления   учащихся,   установление скорости   совершения   мыслительных   операций   и   уровня   познавательных потребностей, а также беседа, рассказ учителя об истории языка и контрольная работа, направленная на повторение ранее полученных знаний. Викторина «Как получить пятерку» в 9 классе. Вопрос отборочного тура: Расположите разделы науки о языке, по мере их изучения в школе. А) морфология               В) орфография С) синтаксис                  D) фонетика (Ответ: D, B, A, C) Вопросы основного тура: 1. Что такое синтаксис?  А) часть слова                          В) звук С) раздел науки о языке          D) постоянный признак. (Ответ: С)            2. Мирный труд – это А) предложение                       В) слово С) сводная конструкция          D) постоянный признак. (Ответ: D) 3. Подлежащее и сказуемое является: А) предложением                     В) сложным предложением С) словосочетанием                 D) второстепенным членом. (Ответ: А) 4. Какое из словосочетаний является сочинительным: А) быстро бежать                     В) день и ночь С) торопиться в школу            D) красивое платье. (Ответ: В) 5. По характеру главного слова, словосочетание «прыгать с трамплина»: А) именное                               В) наречное С) глагольное                           D) частичное. (Ответ: С) 6. Зеленеет трава – это:А) словосочетание                   В) простое предложение С) вводная конструкция          D) сложное предложение. (Ответ: В) 7. В повествовательном предложении заключается: А) суждение                             В) требование С) вопрос                                  D) приказ. (Ответ: А) 8. С помощью чего в предложении выражается восторг и радость: А) мимика                                 В) интонация С) жесты                                   D) взгляд. (Ответ: В) 9. Какое из односоставных предложений является именным: А) назывное                              В) безличное С) определенно­личное           D) неопределенно­личное. (Ответ: А) 10. Чем не может осложняться простое предложение: А) обособленное обстоятельство  В) однородные члены С) обособленное определение       D) придаточное предложение. (Ответ: D) 11. Сколько грамматических основ не может входить в состав сложного предложения: А) одна                                     В) три С) две                                       D) пять. (Ответ: А) 12.   В   сложносочиненном   предложении   простые   предложения   не соединяются: А) соединительными союзами  В) противительными С) разделительными                   D) подчинительными. (Ответ: D) 13. Какой из данных союзов, соединяет придаточное определительное с главным предложением: А) как                                        В) который С) чтобы                                    D) пока. (Ответ: В) 14. Какой связи не может быть в сложноподчиненном предложении между придаточными:А) однородная                          В) сочинительная С) последовательная                D) параллельная. (Ответ: В) 15.   Какими   средствами   связи   соединяются   сложные   бессоюзные предложения: А) союз подчинительный       В) союзное слово С) союз сочинительный          D) интонация. (Ответ: D) Подробнее остановимся на игре Брейн­ринг и осветим основные вопросы методики подготовки и проведения. Правила игры: 1. В каждом матче чаще всего участвуют две команды, хотя в принципе, количество   участников   ограничено   только   возможностями   аппаратуры   (в частности, очень интересно проходят бои с участием четырех команд).  2. Основной принцип игры: побеждает та команда, которая большее число раз   раньше   других   правильно   ответит   на   заданный   вопрос.   Сигналом   о готовности   команды   ответить   служит   звуковой   или   световой   сигнал,   которым управляет   капитан   или   специально   определенный   им   человек.   Максимальный лимит   времени   составляет   1   минуту.   Обычно   существует   запрет   отвечать   до определенного   момента.   Если   команда   нарушает   этот   запрет,   ее   ответ   на засчитывается и она лишается права отвечать на этот вопрос. 3.   Обычно   отвечающего   назначает   капитан,   однако   в   последних телевизионных "Брейн­рингах" введено правило, согласно которому это делает ведущий   игры.   Это   сделано   для   того,   чтобы   повысить   значение   именно КОМАНДНОЙ игры и повысить роль игроков "второго плана", чтобы они отныне не могли отсидеться за спинами лидеров. Такое решение еще более увеличивает роль ведущего соревнования. 4.   В   случае,   если   первая   команда   отвечает   на   вопрос   неправильно, оставшимся   командам   может   даваться   на   ответ   10,   20   секунд,   или   время, оставшееся от минуты на момент ответа первой команды. (Чем больше команд играют одновременно, тем меньшим должен быть лимит времени, остающийся каждой   последующей   команде.   С   другой   стороны,   чем   моложе   играющие команды, тем этот лимит должен быть больше).5. Если ни одна из команд не дала правильного ответа на вопрос, или было просрочено время, то очко считается неразыгранным. Если в турнире участвует большое   количество   команд   (а   лимит   времени   и   вопросов,   естественно, ограничен),   то   вводится   правило   "накопления   очков",   то   есть   неразыгранные очки   переходят   на   следующий   вопрос,   цена   которого,   соответственно, возрастает. 6. Если все играющие команды не отвечают на 3 вопроса подряд, то они дисквалифицируются и им всем засчитывается поражение. Турниры   по   Брейн­рингу   проводятся   в   групповой   форме,   когда   все команды по жребию или по рейтингу делятся на группы по 3­4 команды и каждая играет   с   каждой   или   по   "олимпийской   системе"   (игра   на   "вылет").   В   первом случае обычно разыгрывается определенное количество вопросов (например 5 или   7)   и   может   быть   зафиксирована   "ничья",   при   олимпийской   системе   игра ведется   до   победы   ­   кто   быстрее   наберет   определенное   количество   очков. (Обычно в отборочных турнирах играют до 3 очков, в финале ­ до 5 или 6) Основные правила составления вопросов для “Брейн­ринга” Дискуссии о том, “что такое хороший вопрос”, очевидно, будут происходить в рядах членов движения интеллектуальных игр столько времени, сколько будет существовать   это   движение.   Необходимо   отметить,   что   и   в   литературе   по педагогической психологии проблема постановки учебно­развивающих вопросов остается   практически   неразработанной.   Поэтому   указанные   ниже   правила составления   вопросов   (многие   из   которых   основаны   на   известных общедидактических принципах), естественно, являются примерными: 1. Сложность вопроса должна находиться на пределе возможностей участников игры. (Известный принцип развивающего  обучения). В своей работе со школьниками мы ориентируемся прежде всего на объем знаний получаемых в рамках школьной программы. Кроме того, в каждом клубе должны иметься списки рекомендуемой литературы (а еще лучше – сама эта литература) для развития духовной культуры школьников. 2. Поскольку   среди   участников   игры   могут   быть   люди   с   разными ведущими видами мышления, восприятия и памяти, пакет вопросов долженбыть   составлен   с   учетом   этого   факта   (то   есть   наряду   с   вопросами   на эрудицию должны быть вопросы на ассоциативное мышление, требующие осуществления   практических   действий,   вопросы   с   использованием наглядности и т.п.). 3. В отличие от других видов игр, “Брейн­ринг” развивает в основном понятийное мышление. Фактически ответ на вопрос есть восстановление понятия по его признакам. Соответственно, сам вопрос должен, с одной стороны, содержать  значимые  принципы  понятия,  а с  другой –   должен быть   составлен   таким   образом,   чтобы   исключить   попадание   под   эти признаки   любого   другого   понятия.   Иными   словами,   информации, содержащейся   в   вопросе,   должен   отвечать   только   один   ответ.   “Дуэль” является основанием для снятия вопроса. 4. В   хорошо   составленном   вопросе   правильный   ответ   должен   быть сформулирован как можно короче и не требовать сложных фонетических конструкций. Особенно это важно, когда команды отвечают письменно. 5. Хороший вопрос обычно предполагает объединение в себе знаний из разных научных и практических областей знания или, как минимум, из разных разделов программы. 6. В   тексте   вопроса   должны   присутствовать   как   “подсказки”, упрощающие поиск искомого ответа, так и “лишняя” информация, которая затрудняет или “затемняет” правильный ответ. 7. Хороший вопрос должен опираться на чувство юмора. При   проведении   конкретного   мероприятия   сценарий   обычно   включает объединение отдельных видов интеллектуальных  игр в соответствии с общей идеей   данного   мероприятия,   а   также   исходя   из   задач   зрелищности, поддержания внимания как у участников, так и зрителей. Поэтому обычно такие игры   представляют   из   себя   сочетание   определенных   элементарных интеллектуальных игр. Творческие   игры,   в   отличие   от   интеллектуальных   игр,   предполагают наличие заданий с “открытым ответом” (отсутствием единственно правильного решения),   в   процессе   этого   вида   игр   подростки   самовыражаются   средствамитого   или   иного   вида   искусства,   наконец,     в   результате   таких   игр   должен рождаться некий уникальный, не запланированный изначально результат. Главная задача, решаемая посредством творческих игр,   состоит в том, чтобы,   сохраняя   игровой   характер   деятельности,   привести   личностные возможности   подростков   и   юношей   в   соответствие   с   необходимостью эффективно   действовать   в   высоко   конкурентной   обстановке   соревнования, приобрести навыки самораскрытия, спонтанности, эмпатии в отношении других членов   группы,   а   также   непосредственно   отработать   усвоенный   на   уроках русского языка материал или  приобрести дополнительные знания, даваемые вне основной программы. Большинство творческих игр, основаны на различных формах тренинга как психологического, так и прежде всего театрального. В то же время, в отличие от этих   видов   педагогической   деятельности,   творческие   игры   не   являются самостоятельным   видом   работы   и   не   ставят   прямо   декларируемой   цели преобразование личности подростка или юноши.  Викторина,   как   уже   неоднократно   указывалось   в   работе,   может   быть настолько   же   интересной,   насколько   позволит   фантазия   и   профессионализм учителя и “степень увлеченности” учащихся.  «Брейн­ринг» по русскому языку для 9 класса. 1. Виды   сложных   предложений,   которые   связываются   по   смыслу   и интонационно.  (бессоюзные). 2. Стихотворение в прозе о языке И.С. Тургенева.   («Русский язык»). 3. Фамилия известного автора – составителя словаря.     (В.Даль). 4. Раздел науки о языке, изучающий части речи.   (морфология). 5. Вид работы по русскому языку, в котором учащийся имеет возможность изложить своё мнение.    (сочинение). 6. Как   называются   слова   пришедшие   в   русский   язык   из   других   языков? (заимствованные). 7. Каких звуков больше в русском языке?     (согласных). 8. Из чего состоят гласные буквы?      (голос) 9. Как называется разговор двух или более лиц?    (диалог). 10.Какой   тип   речи   очень   напоминает   геометрическую   теорему? (рассуждение) 11.Каким признаком обладают глаголы с постфиксом  ­ся?   (возвратность). 12.Слова, одинаковые по звучанию, но разные по лексическому значению? (омонимы). 13.Как   звали   братьев­монахов,   которые   в   9   веке   создали   славянский алфавит?  (Кирилл и Мефодий).14.С   какой   целью   до   1918   года   в   словах,   оканчивающихся   на   согласный, использовали   «Ъ»?   (слог   не   мог   оканчиваться   на   согласный,   а   Ъ обозначал гласный). 15.Сколько букв в русском алфавите?      (33). 16.Что такое русский язык?            (наука). 17.Как   в   современном   языке   звучит   древнерусское   слово   град   «град»? (город). 18.Что означает фразеологизм «дамоклов меч»?         (угроза) 19.Какие   знаки   препинания   ставятся   в   конце   повествовательных предложений?   (точка и восклицательный знак). 20.Как   еще   называют   главные   члены   предложения?       (грамматическая основа). 21.Как   называется   часть   речи,   обозначающая   признак   предмета   по действию? (причастие). 22.Какое местоимения нужно прибавить к другому, чтобы получились овощи? (ТЫ к ВЫ). 23.Как называются по отношению друг к другу слова «слабый»­«сильный»? (антонимы). 24.Сколько «А» в слове сорока?  (сорок «А»). 25.Буквами   какой   азбуки   называются   буквы   «аз»,   «буки»,   «веди»? (кириллица). 26.Какую еще древнерусскую азбуку Вы знаете?   (глаголица). 27.Сколько склонений в русском языке? (три). 28.Какой признак у глаголов был, есть и будет?      (время). 29.Что обозначают слова «уж», «замуж», «невтерпеж»?        (это наречия). 30.Как называется служебная часть речи, служащая для соединения слов в предложении?    (предлог). 31.Как называется раздел науки о языке, который изучает строение слов? (морфемика). 32.Как   пишется   частица   НЕ   с   глаголами,   употребляемыми   без   нее? (раздельно). 33.Какая приставка в слове «прекрасный»?      (пре­). 34.Как пишутся со словами «то», «либо», «нибудь»?         (через дефис). 35.Как в русском языке называется буква, которая составляет трудность в написании? (орфограмма). 36.Как изменяются наречия?   (наречия не изменяются). 37. Как звук обозначает Ь?      (не обозначает звука). 38.Какой звук обозначал Ъ в древнерусском языке?  (гласный). 39.Какой раздел науки о языке изучает звуки?          (фонетика). 40.Какая первая буква пишется в слове «интеллигенция»?     (буква «И»). 2.2. Результаты опытной работы по развитию логического мышления в процессе подготовки и проведения викторин. Характеристика 5 класса Анишинской средней общеобразовательной школы Веневского района Тульской области.В 5 классе 7 учащихся. У них, преобладающим является наглядно­образное мышление,   хотя   у   слабых   учеников   наблюдается   преобладание   наглядно­ действенного   (сенсомоторного)   мышления.   Распространение   таких   типов мышления   определяется   психологическими,   социальными   и   наследственными факторами   развития   детей.   Соотношение   способностей   к   анализу   и   синтезу определяет   преобладание   аналитического   мышления   над   синтетическим,   что определяется возрастными особенностями детей. Мышление, являясь идеальным отражением действительности, имеет материальную форму своего проявления. В   данном   возрасте   материальным   проявлением   является   «проговаривание» совершаемое во внутренней речи, а в случае мыслительных затруднений может приобретать развернутую форму и переходить в громкую речь.  Учащиеся хорошо владеют мыслительной операцией сравнение, некоторые используют   операцию  обобщение,   а   остальные   операции   (абстрагирование, классификация, конкретизация) не применяются, что определяется возрастными особенностями   психики.   Использование   операций   сравнения   и   обобщения является основой понимания учебного материала.  На уроках русского языка, сравнивая, например, прилагательное и глагол, учащиеся познают особенности данных частей речи. В самых простых случаях, на основе   разобранных   конкретных   примеров,   хорошие   учащиеся   способны, используя операцию обобщение, сформулировать простейшие свойства частей речи   (выделение   знаками   препинания,   использование   в   составлении предложений и т.д.) Мыслительная   деятельность   учащихся   является,   в   большей   степени, практической   (структурной   единицей,   которого   является   ­   действие,   а коммуникативной ­ сигнал) и в меньшей степени – художественной (структурной единицей которого является – образ, а коммуникативной символ). На основе вышесказанного можно сделать вывод, что мышление учеников данного класса является алгоритмическим, т.е. осуществляется в соответствии с установленной последовательностью элементарных действий, направленных на решение конкретно поставленных задач.  Учитывая маленький объем выборки, мы решили в каждом классе выделить микрогруппы наиболее проблемных, с точки зрения сформированности операций мышления, учащихся.  «Слабые» ученики. У   учащегося   5   класса   Козлова   Вячеслава   достаточно   слабо   развиты способности владения операциями мышления. Он плохо анализирует, а из своего анализа конкретного предмета часто не может вывести результат. Очень плохо он владеет и операцией сравнения. Учащийся   Козлов   Алексей   фактически   не   может   применять   операции мышления   в   работах   по   русскому   языку.   Очень   тяжело   ему   дается   анализ   и синтез предметов, но некоторые навыки в сравнении имеются. У   «слабых»   учащихся   данного   класса   явное   преобладание   наглядно   – действенного   (сенсомоторного)   мышления   и   практически   полное   отсутствие наглядно­образного. «Средние» ученики.Ученик   5   класса   Ковалев   Антон   достаточно   хорошо   владеет   операцией сравнения, но в то же время слабо развиты возможности в овладении анализом и синтезом. Также   способности   в   овладении   операциями   мышления   неравномерно развиты у Михайловской Наталии. Учащиеся   достаточно   хорошо   владеют   операцией   сравнения,   способности учащихся в овладении анализом и синтезом  развиты слабо. Характеристика 9 класса Анишинской средней общеобразовательной школы Веневского района Тульской области. В 9 классе 7 учащихся. У них, преобладающим является наглядно­образное мышление, хотя в некоторых ситуациях отчетливо видны проявления абстрактно –   теоретического   мышления.   Распространение   таких   типов   мышления определяется психологическими  и возрастными факторами развития учащихся. Соотношение   способностей   к   анализу   и   синтезу   определяет   преобладание аналитического мышления над синтетическим, но это преобладание выражено менее   ярко,   чем   в   5   классе.   Мышление,   являясь   идеальным   отражением действительности,   имеет   материальную   форму   своего   проявления.   В   данном возрасте   материальным   проявлением   еще   является   «проговаривание» совершаемое во внутренней речи, но в отличие от младших школьников, в случае мыслительных затруднений не приобретает развернутую форму и не переходит в громкую речь. Учащиеся   хорошо   владеют   мыслительными   операциями  сравнение  и обобщение,   некоторые   используют  конкретизацию,   а  абстрагирование  и классификация  применяются   неосознанно,   что   определяется   возрастными особенностями   психики.   Использование   операций   сравнения,   обобщения   и конкретизации является основой понимания учебного материала. На уроках русского языка, сравнивая, например, причастие и деепричастие, учащиеся   выявляют   особенности   образования  данных   частей   речи.   Используя операцию обобщение, учащиеся способны, сформулировать простейшие свойства частей   речи   (выделение   знаками   препинания,   использование   в   составлении предложений   и   т.д.).   Операция   конкретизации   позволяет,   на   основании собственного опыта, ввести элементарные алгоритмы действий для простейших практических случаев. Мыслительная   деятельность   учащихся   является,   в   равной   степени, практической   (структурной   единицей   которого   является   ­   действие,   а коммуникативной ­ сигнал) и   художественной (структурной единицей которого является   –   образ,   а   коммуникативной   символ),   а   в   меньшей   степени   научной (структурной единицей которого является – понятие, а коммуникативной ­ знак). На основе вышесказанного можно сделать вывод, что мышление учеников данного класса является алгоритмическим, т.е. осуществляется в соответствии с установленной последовательностью элементарных действий, направленных на решение   конкретно   поставленных   задач.   Но   встречаются   проявления эвристического мышления. «Слабые» ученики.У   учащегося   9   класса   Гаврикова   Евгения   достаточно   слабо   развиты способности   владения   операциями   мышления.   Он   плохо   анализирует.   Очень плохо он владеет и операциями сравнения и обобщения. Учащийся Иванов Евгений плохо применяет операции мышления в работах по русскому   языку.   Очень   тяжело   ему   дается   анализ   и   синтез   предметов,   но определенные навыки в сравнении и обобщении имеются. У   «слабых»   учащихся   данного   класса   явное   преобладание   наглядно   – действенного (сенсомоторного) мышления и плохо развито наглядно­образное. «Средние» ученики. Ученик   9   класса   Сафронов   Илья   достаточно   хорошо   владеет   операциями сравнения и обобщения, но в то же время не достаточно развиты возможности в овладении анализом и синтезом. Также   способности   в   овладении   операциями   мышления   неравномерно развиты у Чиненова Сергея. Учащиеся достаточно хорошо владеют операциями сравнения и обобщения. Способности учащихся в овладении анализом и синтезом  развиты недостаточно. С целью установить уровень познавательной потребности учащихся 5 и 9  класса Анишинской средней школы, им был предложены следующие вопросы ан­ кеты и таковы ее результаты. Результаты анкетирования, проведенного в 5 классе. Вопросы Кол­во утвердит. ответов Кол­во отрицат. Ответов                                %утвердит .                            ответов    5                          % отрицат.                              ответов         2                             70%                                 30%    4         3                             55%    3                           45%         4                             45%                           55%   1.   Вы   часто   занимае­ тесь умственной работой   по   русскому языку?  2.Когда   задан   вопрос на   сообразительность, Вы   сами   пытаетесь найти ответ на него? 3.Вы   много   читаете дополнительной литературы   русскому языку? поочень 4.Вы эмоционально относитесь к интересному   для   Вас занятию, связанному с изучением   в   школе русского языка?  Вы   часто   задаете вопросы   на   уроках русского языка?    5         2                             70%                            30%     4         3                              55%                            45% Результат анкетирования, проведенного в 9 классе. Вопросы Кол­во утвердит. ответов Кол­во отрицат. Ответов   1.   Вы   часто   занимае­ тесь умственной работой   по   русскому языку?  2.Когда   задан   вопрос на   сообразительность, Вы   сами   пытаетесь найти ответ на него? 3.Вы   много   читаете дополнительной литературы   русскому языку? 4.Вы эмоционально относитесь к интересному   для   Вас занятию, связанному с изучением   в   школе русского языка?  5.Вы   часто   задаете вопросы   на   уроках русского языка? очень по                                                % утвердит.                            ответов    7                          % отрицат.                              ответов         0                             100%                           0%    4         3                             55%    1                           45%         6                             15%    5                           85%         2                             70%                            30%     4         3                              55%                            45% Сравнив   результаты   анкетирования   в   обоих   классах,   можно   с уверенностью сказать, что познавательные потребности у 9 класса ниже, чем у 5 класса.   Следовательно,   уровень   познавательных   потребностей   в   языке   свозрастом падает, поэтому необходимо применять разнообразные способы для поднятия   интереса   учащихся   к   родному   слову   и   родному   языку.   В   5   классе познавательные потребности выражены не так ярко, поэтому также необходимо развивать и прививать интерес к изучению русского языка. Для изучения скорости протекания мыслительных операций учащихся 5 и 9 класса им был предложен  тест, состоящий в заполнении пропущенных букв в предложенных словах. С этой целью учащимся предлагалось несколько родов слов, каждый из которых отличается по трудности. Сравнительная таблица результатов тестирования учащихся 5 и 9 классов. Задания Возможные ответы 1.п_ро    к_са    р_ка    г_ра    п_ле 2.з_р_о    д_р_во    к_м_нь    х_л_д    к_в_р 3.в_л_с    б_л_он    к_р_он    п_л_а    п_д_ак   4.т_а_а    к_и_а    к_ы_а    п_е_о Перо Коса Река Гора Поле Зерно Дерево Камень Холод Ковер Волос Балкон Картон Палка Пиджак Трата Книга Крыса Пекло Среднее   время, затраченное Среднее   время, затраченное учащимися класса.   5 учащимися класса.   9 55 секунд       20 секунд 80 секунд       50 секунд 120 секунд        60 секунд 180 секунд        90 секундр_с_ок  Росток Сравнивая результаты таблицы, можно сделать выводы, что учащимся 9 класса   понадобилось   гораздо   меньше   времени   для   выполнения   задания. Следовательно,   у   учащихся   9   класса   скорость   протекания   мыслительных операций   выше,   т.к.   уровень   подготовки   и   владения   этими   операциями   тоже выше. Учащиеся 5 класса в силу еще слабо развитых возможностей и уровня владения   мыслительными   операциями,   гораздо   медленнее   справлялись   с заданиями. В   9   классе   Анишинской   школы   был   проведен   тест,   направленный   на выявление уровня мышления учащихся. Учащимся предъявлялся бланк, на котором были даны задания с двумя связанными между собой категорическими суждениями и вывод – умозаключение (силлогизм).   Умозаключения   частично   были   даны   логично,   а   в   ряде   случаев заведомо ложно. Требовалось определить, какие выводы правильные, а какие ошибочные. Результаты теста «Логичность» Суждения Кол­во правильных ответов Кол­во неправильных ответов                       % прав.                            ответов    5                          % неправ.                              ответов         2                             70%                                 30%   В   конце   всех 1. вопросительных предложений ставится «?».   «Сколько   тебе лет?»   заканчивается «?»,   следовательно оно вопросительное.2.Перед прямой речью всегда ставится «:». В предложении,   «спектр содержит семь цветов: красный, оранжевый и т.д.»   имеется   «:». Следовательно   это предложение с прямой речью. 3.Некоторые   разделы языка   изучаются   в   5 классе.   Синтаксис сложного предложения – раздел языка.   Следовательно синтаксис   сложного предложения изучается в 5 классе. 4.Все   части   речи изучает   морфология. Предлог – часть речи. Следовательно, предлог   изучается   в морфологии.   буквы 5.Все содержаться в   алфавите.  «А» ­ буква. Следовательно   она содержится в алфавите.  6.Все   приставки   со словами пишутся слитно. ­ приставка.   она Следовательно, пишется   со   словами слитно. 7.Все ученики Анишинской   школы изучают русский язык. Женя   Иванов   – изучает   русский   язык. Следовательно,   он ученик   Анишинской колы.   «ПРИ»              5         2                             70%                           30%    7         0                             100%                            0%    7         0                             100%     7                           0%          0                              100%                            0%     7          0                              100%                            0%     6          1                                85%                            15%8.Некоторые   ученые являются лингвистами. Петров   П.П.­   ученый. Следовательно,   он лингвист.  9.Все ученики 9 класса изучают виды сложных предложений. Сидоров –   изучает   виды сложных предложений. Следовательно, ученик 9 класса. 10.Все   ученики   9 класса   хорошо   знают русский язык. Петрова –   ученица   9   класса. Следовательно,   она хорошо   знает   русский язык.   он    5         2                                70%    6                             30%         1                                85%                             15%    7         0                               100%                                0%   По  результатам тестирования можно судить, что у учащихся 9 класса в целом сформированы мыслительные операции.  Для   выявления   умений   устанавливать   и   обобщать   отношения   между понятиями   использовался   следующий   тест   для   учащихся   9   класса. Руководствуясь существенными признаками  «целое (часть)», учащиеся должны были установить и обобщить отношения. Результаты теста. Вопросы Кол­во правильных ответов Кол­во неправильных. Ответов   –   1.Синтаксис (предложение) Морфология (окончание, наречие, науки).  2.Словосочетание (сочинительная   связь) – предложение (двусоставное, слово, раздел                           % прав.                            ответов    7                          % неправ.                              ответов         0                             100%                           0%    5               2грамматическая основа, слова, термин).                               70%                           30%   язык – 3.Русский (морфология) синтаксис (словосочетание, раздел   науки,   части слова, звуки речи). 4.Сложное предложение (бессоюзное) сложноподчиненное предложение (изъявительное, двусоставное, союзное, сложное).  (знаки 5.Пунктуация   препинания)   –   Знаки препинания   (запятая, вводное слово, причастие, звук). –          6         1                             85%                           15%    7         0                             100%                            0%     4              3                                55%                            45% На основании результатов проведенного теста можно сделать вывод, что в целом учащиеся владеют операцией обобщения и установления отношений. Для   выявления   умений   устанавливать   и   обобщать   отношения   между понятиями   использовался   следующий   тест   для   учащихся   5   класса. Руководствуясь признаком  «целое (часть)», учащиеся должны были установить и обобщить отношения.   Вопросы Кол­во правильных ответов Кол­во неправильных. Ответов                       % прав.                            ответов    7                          % неправ.                              ответов         0                             100%    6                                     85%                           0%         1                           15% 1.Слово (звуки) – Звук (буква,   слово,   голос, предложение).  2.Алфавит   (буквы)   – (слова, Лексикон звуки, буквы, предложения).строчная, (глухой)   – 3.Звуки   Буква(согласная, заглавная, звонкая).  язык 4.Русский (правила) – Упражнение   (задание, набор букв, предложение, разбор). 5.Существительное (предмет)   –   Глагол (действие,   признак, признак действия, признак признака).        6         1                             85%    7                           15%         0                             100%                                  0%     7              0                                100%                            0% На основании результатов теста сделали вывод, что учащиеся, с учетом их возраста, неплохо владеют операцией обобщения. Учитывая   особенности   викторины,   как   педагогического   инструмента развития мышления (высокая эмоциональность, игровой характер), мы решили провести   анкетирование   учащихся   для   выяснения   их   мнения   об   этой   форме работы. Приведем основные результаты. Результаты анкетирования учащихся 5 класса после проведения викторины «Как получить 5» Вопросы Понравилась ли Вам викторина «Как получить 5» ? Приняли ли вы участие в игре ?            85% утвердительных %   ответов          100% %   отрицательных ответов              ­             15% Хотели бы вы принять участие в игре? Вы   хотели   бы   получить   5   в результате игры? Нужно   ли   проводить   ещё викторину «Как получить 5»?          100%               ­            85%               15%           100%               ­Интереснее   ли   Вам   стало   на уроках   русского   языка   после проведения викторины?           100%               ­ Результаты анкетирования учащихся 9 класса после проведения викторины «Как получить 5» Вопросы Понравилась ли Вам викторина «Как получить 5» ? утвердительных %   ответов          100% %   отрицательных ответов              ­ Приняли ли вы участие в игре ?            80%             20% Хотели бы вы принять участие в игре? Вы   хотели   бы   получить   5   в результате игры? Нужно   ли   проводить   ещё викторину «Как получить 5»? Интереснее   ли   Вам   стало   на уроках   русского   языка   после проведения викторины?          100%               ­            70%               30%           100%               ­            100%               ­