Осуществляя отбор игр, учитываются в них следующие типы заданий:
1. Рассмотреть предметы или их изображения; сгруппировать, классифицировать поступившую информацию по заданному основанию или по самостоятельно найденному основанию; проверить правильность классификации познавательно значимых сведений, выделенных в соответствии с поставленной познавательной задачей.
2. Прослушать сообщение; классифицировать поступившую информацию, то есть разделить содержащиеся в источнике знаний сведения по заданному или самостоятельно найденному основанию; проверить правильность классификации познавательно-значимых сведений.
Методика проведения дидактических игр,
направленных на развитие мышления.
Осуществляя отбор игр, учитываются в них следующие типы заданий:
1. Рассмотреть
предметы или их изображения;
сгруппировать,
классифицировать поступившую информацию по заданному основанию
или по самостоятельно найденному основанию;
проверить
правильность классификации познавательно значимых сведений,
выделенных в соответствии с поставленной познавательной задачей.
2. Прослушать
поступившую
информацию, то есть разделить содержащиеся в источнике знаний
классифицировать
сообщение;
сведения по заданному или самостоятельно найденному основанию;
проверить правильность
классификации познавательнозначимых
сведений.
3. Рассмотреть предметы или их изображения; обобщить содержащиеся
в них главные, познавательно значимые сведения;
проверить
правильность обобщения усваиваемых знаний.
4. Прослушать сообщения; обобщить содержащиеся в нем главные,
познавательнозначимые сведения – представить их в более обобщенном
виде; проверить правильность обобщения.
В соответствии с этими заданиями можно выделить:
1. Игры первого вида содействуют формированию у детей умений
активного, целенаправленного, зрительного восприятия информации,
представленной
умениями классификации и самоконтролем.
наглядно
в
сочетании
с
2. Игры второго вида направлены на развитие у детей умений
анализировать поступающие посредством слуха сигналы и
определенным образом группировать их.3. Суть дидактических игр третьего вида – формирование у детей
умений анализировать зрительно представленную информацию и
обобщать ее, находя общее в частном, устанавливать родовидовые
отношения.
4. Игры четвертого вида способствуют становлению у детей умения
обобщать признаки предметов, явлений.
На начальных этапах детей знакомят с дидактическими играми,
направленными на формирование у детей умения классифицировать в
сочетании умениями активно, целенаправленно воспринимать наглядную
информацию, и самоконтролем.
Вначале для группировки детям предлагают реальные объекты,
находящиеся непосредственно в поле их зрения в группе, на улице. На первых
порах педагог задает игрокам основание для группировки, которую они
должны выполнить. В других играх этого вида игровая задача, стоящая перед
детьми усложняется, и поиск основания для классификации объектов
осуществляется детьми самостоятельно.
Далее используют игры, где в качестве игрового материала выступают
изображения предметов (картинки). Они помогают знакомить детей с
возможностями включения одного и того же объекта в разные группы в
зависимости от того, какое свойство каждый раз лежит в основе группировки,
тем самым преодолевать формирование «однолинейности» детского
мышления, прикованности к какойлибо одной стороне рассматриваемого
объекта.
Кроме того, игры этой группы позволяют обратить внимание детей
на то, что признаки, по которым может быть проведена классификация,
весьма разнообразны и не могут быть сведены только к внешним (цвет, форма,
величина). Дети учатся группировать объекты по материалу, из которого они
сделаны, функциональным признакам, месту нахождения в пространстве ит.п., постепенно подводя к наиболее сложном виду группировки смысловой
(категориальной), в основе которой лежит выделение родовидовых отношений
между объектами.
Игры второго вида направлены на развитие у детей умений
анализировать поступающие посредством слуха сигналы и определенным
образом группировать их. В качестве игрового материала используют
неречевые звуки (бытовые шумы, звучание музыкальных инструментов,
мелодий и др.). Постепенно подводят детей к группировке речевых звуков
слов по акустическим, формально структурным или смысловым признакам.
Например, в игре «Кто сказал комплимент?» дети учатся различать голоса
друг друга по индивидуальным тембровым характеристикам; в игре «Угадай,
кого
позову»
по ритмическому рисунку и слоговой структуре слов; в игре «Летает не
летает» основой группировки слов служит их значение. Игровая задача
усложняется – дети классифицируют поступающую на слух информацию по
самостоятельно найденному основанию.
Дидактические игры третьего вида направлены на формирование у
детей комплекса умений анализировать зрительно представленную
информацию и обобщать ее, находя общее в частном, устанавливать
родовидовые отношения. В этих играх детей учат выделять наиболее
значимые, сущностные признаки в предметах и явлениях и на этой основе
познавать главное, составляющее внутреннее единство объектов, скрытые за
разнообразием их внешних выражений, несущественных признаков.
Обобщение признаков предметов, явлений дети осуществляют в играх
четвертого вида. В качестве игрового материала таких игр используют
представленные в той или иной форме загадки. Определение загадки
позволяет рассматривать ее как логическую задачу, содержащую проблемную
ситуацию, а поэтому ее отгадывание требует от детей определенного уровня
развития интеллектуальных действий, активизирует логическое мышление.Используют загадки, которые являются описанием не конкретного предмета
или явления, а описанием вида предметов (явлений). Поэтому, чтобы ее
отгадать, от детей требуется не только знание признаков объекта, но и умение
увидеть среди них существенные, установить их иерархию, соотнести слова с
существенными признаками, составляющими содержание понятия и
закрепленными в слове.
Таким образом, при подборе дидактических игр соблюдается условие
направленности их на удовлетворение познавательного интереса.
Используемые интеллектуально развивающие игры позволяют вводить
понятные и близкие для детей цели; замечать полученный ребенком результат,
как бы мал он ни был; показывать достижения ребенка; использовать
самоконтроль, что способствует эмоциональному переживанию ребенком
результата игры; формирует доверительные отношения к лицам, с которыми
он играет (взрослым, сверстникам).
Соблюдается условие особой позиции взрослого по отношению к
ребенку: предоставление ребенку возможности самостоятельно найти
требуемый ответ, терпимость и понимание необычных и нелогичных
объяснений и т.д. Никогда, ни в коем случае не пресекать шутливые ответы,
т.к. зачастую именно они являются наиболее ярким проявлением
нестандартности мышления. Всегда стараться установить «золотую середину»
между количеством и качеством ответов: с одной стороны, стимулировать как
можно большее число ответов, с другой прежде всего поощрять
оригинальные, творческие решения.
Необходимо отметить, что работа по формированию мышления старших
дошкольников будет более эффективна, если ее проводить систематически и
планомерно. В этой связи предлагаются следующие методические
рекомендации:
1. Со всеми играми надо познакомить детей, а затем в свободной
деятельности отработать. Тут уже будут играть только желающие. Играни в коем случае не должна быть для ребенка вынужденной, для того,
чтобы ребенок в ней не выполнял механические действия, не слепо
подражал, но при этом еще и мыслил.
2. Игры должны быть доступны для детей, чтобы ребенок мог брать какую
захочет и когда захочет, пригласить поиграть других ребят.
3. В группе необходимо иметь комплект представленных игр, чтобы дети
имели возможность выбора; а еще потому, что известно одни дети
склонны к выработке идей, а другие к их критическому анализу. По
ходу игры возникает обсуждение. При обсуждении «генераторы» и
«критики» часто мешают друг другу: первые чтобы не выглядеть
смешными, предпочитают отмалчиваются, а высказавшись и попав под
огонь резкой критики, смущаются и т.д. Чтобы исключить это
необходимо изготовить данные игры не в единичном варианте. Иногда
пример товарищей заразителен: увидев первого играющего, тут же
появляются желающие поиграть в эту же игру.
4. Занятия по знакомству с играми желательно проводить не чаще 2 х раз
в неделю, чтобы усвоенный материал мог быть в достаточной мере
осмыслен ребенком прежде, чем он получит новый.
5. Для того чтобы ребенок захотел заниматься (знакомиться с новой
игрой), чтобы вызвать у него познавательный интерес, нужно правильно
выбрать место и определить время игр, ведь внимание у дошкольников
еще недостаточно сформировано, его отвлекает любой посторонний
раздражитель. Наиболее удобное время для занятий утро и сразу после
сна.
6. Интерес к игре легко притупить не только небольшим нажимом,
принуждением, но даже просто «перебарщиванием», доведением игры
до того, что она стала надоедать. Поэтому никогда не следует доводить
занятия играми до перенасыщения, до того, что ребенку не захочетсяиграть. Заканчивать игру нужно, как промелькнет только первый
признак потери интереса к ней, но пообещайте, что завтра или «в другой
раз мы поиграем побольше».
7. Можно поручить обучить игре своего товарища ребенку, который
хорошо понял содержание и правила игры, который уже быстро и
осмысленно выполняет игровые действия. При этом важно быть всегда
рядом, оказывать ему помощь при затруднении в рассказе, хвалить, при
необходимости сдерживать его активность в подсказках и
торопливость, несдержанность в оценке действий своего товарища.
8. По окончании игры необходимо подводить итоги игры, анализировать
ход, результаты игры. Необходимо отметить, что подведение итогов
это самый ответственный момент в руководстве, т. к. по результатам
можно судить об эффективности игры, как она будет использована в
самостоятельной деятельности детей.