Методика проведения познавательных игр
Оценка 4.9

Методика проведения познавательных игр

Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
воспитательная работа
Взрослым
20.01.2017
Методика проведения познавательных игр
К сожалению, часть начинающих учителей заканчивает свою работу в школе в первый же год. Причин здесь можно назвать несколько и одна из них – неумение правильно общаться в педагогическом, ученическом и родительских коллективах. Такое неумение переходит в скрытые или открытые конфликты, из которых учитель не видит выхода и, как следствие, увольняется. В работе с начинающими учителями очень важно учить их различать виды конфликтов, учить способам выхода из них.
методика проведения познавательных игр.docx
МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО­ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИГР Интеллектуально­познавательные игры (известные также как эрудиционы, викторины) — на сегодняшний день одна из самых популярных форм работы с детьми. С   точки   зрения   педагогики   интеллектуально­познавательные   игры   обладают огромным   воспитательным   потенциалом.  Конечно,   потенциал   одного   отдельно   взятого эрудициона незначителен, одна игра не позволяет решить какие­либо воспитательные задачи (за   исключением   одной   —   обеспечить   занятость  ребенка   на   время   игры).   Но   когда интеллектуально­познавательные игры организуются в школе как система, когда в классах возникают долговременные команды и клубы знатоков, тогда  эрудиционы могут дать детям очень многое. Во­первых, система таких игр стимулирует познавательный интерес ребенка, формирует стремление к постоянному пополнению багажа знаний. Во­вторых, момент соревновательности позволяет ребенку оценить свои возможности, а в случае победы — утвердиться в глазах сверстников. В­третьих,   наличие   команды   или   клуба   способствует   развитию   у   детей   навыков коллективной мыследеятельности, совместного поиска решения проблемы... Можно   продолжить   этот   перечень   и   отметить,   чем   эрудиционы   полезны   детям   в­ четвертых, в­пятых и в­шестых. Но необходимо всегда помнить, что любой воспитательный потенциал  может  и не реализоваться, возможное становится действительным  лишь  при грамотной организационной работе со стороны тех, кто готовит и проводит эрудицион. Все интеллектуально­познавательные игры обладают сходными чертами, а их подготовка и   проведение   осуществляются   по   одному  организационному   алгоритму.   Но   прежде   чем раскрыть этот алгоритм, необходимо выделить сходные черты, которые присущи  всем без исключения эрудиционам. Ведь именно тому, что объединяет все игры, и предстоит уделить основное внимание во время подготовки игры. Вот три ключевых признака любой интеллектуально­познавательной игры: 1. Наличие специальных вопросов, на которые следует ответить во время игры ее  2. Наличие  специальных  правил,  придерживаясь которых, следует отвечать на вопросы. 3. Наличие игрового сюжета, игровой интриги, которая является внешней  участникам. «оболочкой» игры. На каждом из этих компонентов следует остановиться подробнее. Вопросы Не всякий вопрос годится для интеллектуально­познавательной игры. К сожалению, этой, казалось бы, очевидной истиной  очень   часто   пренебрегают   многие   организаторы игр. Порой в  той или иной игре встречаются некорректные вопросы, и это  приводит к спорам   и   конфликтам   между   участниками   и   ведущим.   Порой   в   той   или   иной   игре встречаются банальные, скучные, а то и откровенно глупые вопросы, и это приводит к угаса­ нию азарта игроков, к падению интереса к подобным играм в целом.  Для   того   чтобы   вопросы   были   яркими,   интересными   или,  как   еще   говорят, «вкусными», необходимо придерживаться нескольких правил. 1. Хороший вопрос — это тот, для ответа на который нужны не только знания, но и  умение логически мыслить (сочетание эрудиции и логики 50:50). 2. Хороший вопрос — это тот, который несет в себе много информации; даже если ответ   на   него   не   будет   дан,   участники  игры   обогатятся   новыми   знаниями, заключенными в самом вопросе. 3. Хороший вопрос — это тот, в котором есть ирония, юмор. 4. Хороший вопрос — это тот, который соответствует теме, игры, сюжету игры. 5. А самое главное, хороший вопрос — это такой вопрос, про который не ответившие, проигравшие игроки могут без лукавства и без обиды сказать: «Это был хороший вопрос». Образцы   интересных,   корректных,   развивающих   вопросов  сегодня   демонстрируют преимущественно три телеэрудициона: «Что? Где? Когда?», «Брэйн­ринг» и «Своя игра». Правила В   каждой   интеллектуально­познавательной   игре   есть   свои  правила,   и   даже   можно сказать, что игры отличаются друг от друга прежде всего правилами. Всего этих вопросов, или организационных проблем, десять:  1. Кто принимает участие в игре: команды или индивидуальные участники? 2. Если играют команды, из скольких человек они состоят? 3. Сколько всего команд (индивидуальных участников) одновременно принимают участие в игре? 4. Кто задает вопросы: ведущий или участники друг другу? 5. Как   задаются   вопросы:   одновременно   всем   участникам,  последовательно   или   по принципу жребия (могут быть и другие варианты)? 6. Сколько времени дается на подготовку ответа? 7. Как участники должны демонстрировать готовность к ответу? 8. Кто оценивает правильность ответа? 9. Каким образом начисляются очки (баллы) за ответ? 10. До каких пор продолжается игра: пока не закончатся вопросы, пока не истечет время, пока не наберется определенная сумма баллов? Иногда в играх бывает несколько раундов, при этом правила  каждого нового раунда изменяются («Счастливый случай»). Но и здесь все вышеперечисленные организационные вопросы не теряют своей актуальности, просто они прилагаются теперь к каждому раунду в отдельности. Если   при   разработке   правил   организаторы   упустят   хотя   бы  один   оргвопрос,   не определятся с ответом на него, то правила игры окажутся неполными, а это может привести к недоразумениям или даже конфликтам. Правила эрудициона обычно сообщаются игрокам заранее, но в начале игры они должны быть во всеуслышание повторены еще раз. При этом правила облачаются в игровые одежды, то есть из скучного набора указаний превращаются в игровой сюжет. Игровой сюжет Игровой сюжет позволяет не только «придумывать» игры.  Это даже не главное его предназначение   и   достоинство.   Прежде  всего,   игровой   сюжет   обеспечивает   динамизм игры.   Наличие  сюжета   дает   возможность   ведущему   ярко,   красочно   комментировать происходящие   события,   играть   на   чувствах   участников   и  болельщиков,   вносить   в достаточно   скучную   форму   вопросно­ответного   общения   эмоциональность   и   азарт. Сюжет и роли — это как раз то, что превращает набор вопросов и перечень правил в игру. Таким образом, можно уже сформулировать первые три пункта организационного алгоритма, единого для всех интеллектуально­познавательных игр. Выглядеть они могут так: Другими этапами организации интеллектуально­познавательной игры будут:      разработка вопросов игры; разработка правил игры; разработка игрового сюжета. создание и подготовка команд; оформление места проведения игры;       подготовка необходимого реквизита; техническое обеспечение игры; приглашение болельщиков; приобретение призов для участников; выбор жюри; работа с ведущим. То   есть,   за   исключением   первых   трех   пунктов,   организационный   алгоритм интеллектуально­познавательной   игры   ничем   не  отличается   от   организационного алгоритма конкурсных программ. СИТУАЦИОННО­РОЛЕВАЯ ИГРА:  РАЗРАБОТКА  И  ПРОВЕДЕНИЕ Ситуационно­ролевые   игры   (известные   также   как   МИГи   —   «малые   игры», хоббитские   игры,   социально­психологические   игры)   сегодня   все   шире   завоевывают досуговое пространство в клубах и объединениях подростков и молодежи. Но что же такое ситуационно­ролевая игра, как грамотно разработать и провести ее? Термины «ролевая игра» и «ситуационная игра» активно использовались в работах известного психотерапевта Я.Л. Морено.  Термин «ситуационно­ролевая игра» введен в научный   оборот   в   середине   семидесятых   годов   Н.Н.   Богомоловой.   Однако   рассмат­ риваемая нами ситуационно­ролевая игра существенно отличается   от   игр,   описанных З.И.   Лаврентьевой,   Н.Н.   Богомоловой,  Н.П.   Аникеевой   и   рядом   других исследователей. Она зародилась в системе коммунарских отрядов «Рассветный» в Москве в начале восьмидесятых годов. По всей вероятности, источниками ее возникновения послужили стихийные подростковые игры и практика коллективно­творческой деятельности. В своей книге «Игры учащихся как феномен культуры» С.А. Шмаков называл эту разновидность сюжетно­ролевой игры хоббитскими играми. А.Г. Сопельняк, Т.И. Игнашова, М.А. Разбаш использовали термин «социально­психологические игры». Старт Игра   представляет   собой   путешествие   групп   (команд),   которые   проходят определенный   маршрут   по   замкнутому   кругу,   выполняя   на   каждом   этапе   задания. Содержание задания становится известным только на этапе. Правила организации игры: 1.   Количество этапов должно быть равным или кратным количеству групп, участвующих 2. Каждый этап длится 7—10 минут. 3. Следует   установить   единый   сигнал   перехода   с   этапа   на  этап   (звонок,   музыка, в игре. фраза и т. д.). 4. У каждой группы свой маршрутный лист, в котором обозначены последовательность прохождения этапов и их местонахождение. 5. Переходы  с этапа на этап учитываются    по времени    и  должны быть предельно короткими. Этому может способствовать     рациональное     расположение     этапов недалеко друг от друга и, условно, по кругу. 6. Задания,   выполняемые   группами   на   этапах,   должны   быть   рассчитаны   на коллективное исполнение и по сложности решаемы за время, отведенное на этап. 7. Важно,   чтобы   формы   заданий     на   этапах   не     повторяли  друг   друга,     были разнообразными;   давали     возможность  ребятам     переключиться   с   одного   вида деятельности на другой. Формы работы с классным коллективом Воспитывать – значит организовывать деятельность учащихся. Человек развивается, формирует   свои   навыки,   модели   поведения,   ценности,   чувства   в   процессе   совместной деятельности с людьми и в ходе общения с ними. Поэтому классный руководитель для достижения воспитательных целей должен уметь организовать разнообразную деятельность учащихся.  Виды внеурочной деятельности:       познавательная; ценностно­ориентационная; общественная; эстетическая; досуговая. Познавательная деятельность направлена на развитие познавательных интересов, накопление   знаний,   формирование   умственных   способностей   и   пр.   Организуется   она   в таких формах внеурочной деятельности, как экскурсии, олимпиады, конкурсы, лектории, недели книг и т. Д. Ценностно­ориентационная   деятельность  представляет   собой   процесс формирования отношений к миру, убеждений, взглядов, усвоения нравственных и других норм жизни людей – всего тог, что называют ценностями. Классный руководитель имеет богатые   возможности   стимулировать   выработку   школьниками   отношений,   взглядов   на жизнь в различных формах внеурочной деятельности: беседы по социально­нравственной проблематике, классные собрания, дискуссии, диспуты. Конечно, усвоение школьниками социальных ценностей происходит и во всех других формах и видах деятельности. Общественная   деятельность  предполагает   участие   школьников   в   органах управления школой, различных ученических и молодежных объединениях в школе и вне ее. Это   происходит   в   таких   формах,   как   работа   по   самообслуживанию,   уборка   школы, школьные собрания, заседания, выборы и работа ученических органов управления, вечера, праздники и пр. Эстетическая деятельность развивает художественный вкус, интересы, культуру, способности   учащихся.   Трудно   переоценить   значение   эстетических   занятий   учащихся, которые   могут   быть   организованы   особенно   эффективно   вне   школы   и   специальных учреждениях дополнительного образования, клубах. Можно применять следующие формы: инсценировки,   конкурсы,   школьные   театры,   концерты,   фестивали,   экскурсии   в   музеи, посещение театров и многое другое. Досуговая деятельность означает содержательный, развивающий отдых, свободное общение, в котором инициатива должна принадлежать ученикам, однако учитель не должен быть  сторонним   наблюдателем,  помнить  о  своих  функциях   воспитывающего  взрослого. Сюда же можно отнести и спортивно­оздоровительную деятельность. Свободное общение, досуг учеников могут проходить в самых разных формах: игры, праздники, вечера отдыха, коллективные дни рождения, соревнования, совместные прогулки, походы и т. Д. Учитель должен многое знать и уметь для методически правильной организации всех этих форм работы. Реализуя свои функции, классный руководитель осуществляет выбор форм работы с учащимися.   Прежде   всего   они   связаны   с   организацией   разнообразной   деятельности учеников. Можно различать формы по видам деятельности – учебная, трудовая, спортивная, художественная; по способу влияния педагога – непосредственные и опосредованные. По времени проведения формы можно разделить на:    кратковременные; продолжительные; традиционные. По   времени   подготовки  можно   говорить   о   формах   работы,   проводимых   с учащимися   без   включения   их   в   предварительную   подготовку,   а   также   о   формах, предусматривающих предварительную работу, подготовку учащихся. По субъекту организации классификация форм может быть следующей: организаторами учеников выступают педагоги, родители и другие взрослые; деятельность организуется на основе сотрудничества; инициатива и ее реализация принадлежат ученикам.        По результату все формы можно разделить на следующие группы: результат – информационный обмен; результат – выработка общего решения; результат – общественно значимый продукт. По числу участников формы могут быть:  индивидуальные;  групповые;  массовые. Многообразие   форм   и   практическая   необходимость   постоянного   их   обновления ставят   педагогов   перед   проблемой   их   выбора.   При   выборе   формы   целесообразно руководствоваться следующими положениями: 1. учесть воспитательные задачи, определенные на очередной период работы; каждая форма работы должна способствовать их решению; 2. на основе задач определить содержание работы, основные виды деятельности, в которые целесообразно включить учеников;     3. составить набор возможных способов реализации намеченных задач, форм работы с учетом: принципов организации воспитательного процесса; возможностей,подготовленности,интересов и потребностей учеников; внешних условий; возможностей педагогов, родителей; 4.         организовать   коллективный   с   участниками   работы   поиск   форм   на   основе коллективного целеполагания; 5.     в процессе поиска и выбора важно обеспечить непротиворечивость содержания и форм воспитательной работы. Активно­игровые формы воспитательной работы Процесс   осмысления   отечественной   педагогической   методологии   способствовал реализации широких экспериментальных  проектов в области детства, заметной интеграции российской и мировой науки. Задумываясь самостоятельно над глобальными  проблемами, человек склонен искать поддержку в трудах великих ученых. Обратившись к трудам И. Канта,   читаем,   что   он,  разделяя  культуру  простых  умений  и  культуру  дисциплины  воли, отмечал, что первая способна проложить дорогу зла, если вторая не составляет ей надежного противовеса. Наступление на культуру в современном нам обществе оказалось наступлением на детство. Дети — это настоящее. И то,  что происходит с ними каждодневно, заставляет взрослых задумываться о будущем.  Выступая перед широкой педагогической аудиторией,   известный   актер   и   режиссер Р.   Быков   сказал: «Детство — это система мироздания, ибо ребенок не существует без отца и матери — тогда это сиротство. Дети не существуют без школы, игрушек, соседей, друзей­ ровесников. Если всех взрослых на свете рассматривать как родителей, а остальных — как их детей, получится система мироздания. Если не будет взрослых матерей и отцов, ни у кого не будет ни Родины, ни Отечества». Высокий   уровень   обсуждаемой   проблемы   помогает   разобраться   в   сложностях, противоречиях современности и убедиться, прежде всего, самому, что культура отражает духовное здоровье   нации.   Игра   —  это  первый   шаг   ребенка   в  культуру.   Первая  проба собственных сил, первое обретение многогранного мира  фантазии и творчества, который хранит множество тайн и загадок. Главное — не бояться именно этого первого шага. Понимая это, в Международной Федерации детских организаций СПО — ФДО и была разработана программа «Игра — дело серьезное», в которой каждый проект, программа, сценарная разработка является результатом совместной деятельности детей  и взрослых. Сегодня   в   Удмуртии,   Марий   Эл,   Башкортостане,  Республике   Коми,   Самаре,   Томске, Екатеринбурге, Оренбурге, Костроме, Мурманске — везде есть настоящие друзья игры.  Игра   —   один   из   тех   видов   деятельности   детской   общественной   организации, которые   используются   в   целях   социализации,  обучения   различным   действиям   с предметами, способам и средствам общения. В игре ребенок развивается как личность, у него  формируются   те   стороны   психики,   от   которых   впоследствии   будут   зависеть успешность его социальной практики, его отношения с окружающими людьми и самим собой. Сама природа игры уникальна. Объединение в общем переживании, деятельном со­ трудничестве, общей радости, которую приносит коллективный успех, и горечи общего поражения.   Как   часто   из­за   отсутствия,  прежде   всего   у   взрослых,   навыков   игровой культуры сводятся на нет все начинания и инициативы ребят.   Детские   общественные   объединения   и   игра   всегда   рядом.  Ведь   наиболее запомнившиеся праздники, коллективно­творческие дела, сюжеты — это проявление игровой культуры. «Человек  разумный», «Человек моральный», «Человек творческий» — эти три характеристики­категории,   принципиально   отличающие   современного   человека   во   всей полноте   реализованных   функций  личности,   послужили   основой   к   отбору   самых разнообразных  игровых   программ,   появившихся   в   практике   детских   объединений   и коллективов. Наиболее важным исследовательским результатом программы «Игра — дело серьезное» является разработанный механизм обеспечения через игровые формы свободы выбора   взглядов,   мнений,   суждений,   оценок,   идеалов   готовности   к   обогащению   своего социального   опыта,   изменению   творческого   и   лидерского   потенциала   участника   детского объединения.   Этот   результат   был   достигнут   при   разработке   и   внедрении  следующих направлений программы: 1. Исследовательская, опытно­экспериментальная работа по внедрению игровых программ в детских организациях коллективах, объединениях. 2. Привлечение   внимания   общественности,   государственных  структур   к   проблеме организации досуга, отдыха детей и подростков. 3. Сбор,   анализ   представленных   материалов   региональных  областных,   профильных организаций и объединений. 4. Непосредственная   помощь   координаторам,   организаторам  программы   «Игра   ­   дело серьезное». Организация семинаров и встреч детей и взрослых. Игровая   программа,   участниками   которой   выступают   представители   детских объединений,   коллективов,   обладает   большим  потенциалом   развития:   во­первых, концентрирует внимание детей на социальном значении происходящего, высвечивая социально­ культурную   ценность   во   всей   общечеловеческой   значимости,   во­вторых,   создает   поле эмоционального   напряжения   в   котором   ребенок   приобретает   опыт   эмоционального выражения    собственного   «Я»,   в­третьих,   реальное   взаимодействие   в   ходе   игры   создает условия   для   проявления   чувства   товарищества   чувства   своей   группы,   где   происходит осознание своей индивидуальности каждым участником игры; и, в конечном счете, в игровой деятельности   легко   и   незаметно   для   участника   игры   формируются   способности взаимодействия с людьми и воздействия на окружающие объекты реальной действительности. «Возмужание – это, прежде всего, переход к самостоятельному мышлению» ­ писал Д. И. Писарев. Мысль, идея, переживание, чувство есть материализованный показатель тех изменений,   которые   происходят   с   участниками   игровой   программы.   Об   этом   спорят, задумываются, пробуют и находят свой путь в сложном мире игры те, кто сегодня щедро делится с ребятами собственным творчеством – союзники и единомышленники программы «Игра – дело серьезное» Международной Федерации детских организаций СПО – ФДО. В школах проводятся, и будут проводиться воспитательные мероприятия. И хотя они не являются единственно возможным видом работы с детьми, хотя многие задачи воспитания   можно и  нужно решать иными способами, мероприятия остаются, и орга­ низовывать их нужно методически грамотно, с максимальным воспитательным эффектом. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ КОНКУРСНЫХ ПРОГРАММ Воспитательное   мероприятие   —   это   относительно   завершенная   совместная деятельность детей в определенный фиксированный промежуток времени, организованная педагогом с воспитательной целью (определение А.Г. Кирпичника). Любое  воспитательное  мероприятие,   как  и  любой другой продукт человеческой деятельности,   имеет   форму   и   содержание.   И,   конечно   же,   любое   воспитательное мероприятие имеет название. Если сопоставить перечень названий тех мероприятий, ко­ торые проводятся сегодня в школе, то получится  список, насчитывающий  несколько сотен пунктов. Но при внимательном изучении этого списка можно обнаружить, что, при всем разнообразии названий, в основе большинства мероприятий лежат одни и  те же формы.   Еще   можно   заметить,   что   в   различных   по   форме  мероприятиях   нередко заключено   одно   и   то   же   содержание.   Например,   «аукцион   исторических   знаний»   и «аукцион географических знаний» — это одна и та же форма, наполненная различным содержанием.   А   «экологический   эрудицией»   и   «экологический   десант»   —   две совершенно разные формы, имеющие сходное содержание. Умение   видеть   в   каждом   мероприятии   его   форму   и   содержание   —   это определенный показатель методической грамотности. К сожалению, подобного умения лишены многие педагоги. Они ошибочно отождествляют название с формой, а форму с содержанием. А это в свою очередь приводит к низкой эффективности воспитательной работы, к бесконечному, сумбурному поиску «новых» форм, которых в принципе просто нет. На сегодняшний день существует всего несколько десятков форм работы с детьми, а все   многообразие   мероприятий   есть   лишь   результат   наполнения   этих   форм   новым содержанием с последующим придумыванием «старым формам с новым содержанием» привлекательных  названий.   Это   явление   не   свойственно   исключительно   педагогике, такую   же   ситуацию   можно   наблюдать   в   любой   области   человеческой   практики: количество  форм всегда меньше, чем количество  возможных  вариантов  содержания внутри этих форм, а число вариантов содержания всегда меньше, чем число возможных названий.   Педагог,   усвоивший   эту,   казалось   бы,   элементарную   истину,   находится   в более выигрышном положении, чем педагог,   не   принимающий   ее   и   продолжающий бесконечно­бессмысленный   процесс   поиска   «новых форм   воспитательной  работы». Ведь для успешного проведения  мероприятий нужно лишь: 1) знать существующие формы; 2) уметь наполнить эти формы каждый раз нужным содержанием; 3) уметь придумать полученному результату название.  И не существует необходимости владеть методикой организации сотен мероприятий, все мероприятия одной формы организуются по одной технологии, по одному алгоритму. Владение двумя десятками организационных алгоритмов и технологией «придумывания» — это все, что требуется от педагога для проведения воспитательных мероприятий. Все конкурсные программы организуются одинаково, какие бы названия они при этом ни имели, как бы ни разнилось их содержание. То есть, с точки зрения организации, конкурс молодых  вокалистов, конкурс рисунков  на асфальте  и конкурс на  лучшую инсценировку анекдота про Чебурашку ничем не отличаются друг от друга. Для того чтобы вычленить алгоритм   организации   конкурсных   программ,   нужно   сначала   определить,   что   будет подразумеваться под этим термином. В   основе   любой   конкурсной   программы   лежит   принцип   соревновательности, состязательности. Этот принцип не является  чисто педагогическим, он не является даже чисто человеческим:  соревновательность в специфических формах присуща всей живой и даже неживой природе. Поэтому отрицать соревновательный момент в воспитательной работе, как это пытаются делать некоторые педагоги, — это все равно, что отрицать законы природы на том основании, что они нам не нравятся. Дети всегда будут спонтанно состязаться, сравнивая себя с другими в самых  различных сферах: кто быстрее съест яблоко, кто дальше швырнет камень, кто назовет больше имен девочек на букву «А» — и так до бесконечности. Конкурсные   программы   —   это   соревнования   в   каком­либо   виде   человеческой деятельности, и практически любой ее вид может лечь в основу конкурса. Это, как видно из   перечня,   может   быть   профессиональная   или   близкая   к  профессиональной деятельность; это может быть деятельность,  связанная с различными видами и жанрами искусства; это может  быть деятельность, во время которой используется тот или иной природный   или   синтетический   материал;   при   которой   создаются   разнообразные   вещи, предметы, а также произведения искусства или литературы. То есть все, что человек делает руками, головой, да и всем телом, он может делать, соревнуясь с другими людьми.  Поскольку цель такого соревнования — сравнение уровней  мастерства участников, постольку конкурсные программы являются мощным стимулом к развитию человека, к совершенствованию его навыков. В этом и заключается главный педагогический эффект конкурсных   программ:   развиваться   можно,   только   сравнивая   себя   с   окружающими,   а конкурс   —   это   и   есть   момент  сравнения.   То   есть   конкурсные   программы   позволяют ребенку:      сформировать адекватную самооценку;  развить свои волевые качества;  самоопределиться в мире увлечений и профессий;  воспитать свой эстетический вкус и т.д. Но, конечно же, эти воспитательно­развивающие возможности конкурсных программ могут   остаться   и   нереализованными,  что   очень   часто   происходит   при   небрежной   или безграмотной  организации   конкурсов.   Организация  конкурсных   программ   —  процесс   не столько   сложный,   сколько   многоэтапный,   предусматривающий   учет   многих   деталей, проблем, вопросов. При этом, как уже было сказано, все конкурсные программы, от самых маленьких, рассчитанных на один час и один класс, до грандиозных, охватывающих всю школу   в   течение   месяца,   подготавливаются   и  проводятся по одному алгоритму. И не обязательно эти программы должны иметь в своем названии слово «конкурс», они могут называться «турнир», «бой»,  «поединок», «защита», «сражение», «смотр» (синонимический ряд можно продолжить) — от этого  организационный алгоритм также не меняется. Если попытаться   в  максимально   компактной   форме   перечислить   те   вопросы   и   проблемы, которые неизбежно встанут перед организатором любой конкурсной программы, то можно составить перечень из десяти слов: 1. Участники. 2. Задания. 3. Критерии. 4. Жюри. 5. Призы. 6. Ведущий. 7. Реквизит. 8. Техника. 9. Помещение.           10.  Зрители. После того, как решение принято, и до того, как о нем узнают будущие  участники, организатор должен:       1) придумать конкурсу яркое название; 2) сформулировать конкурсные задания; 3) разработать условия и критерии конкурса. К сожалению, при объявлении заданий организаторы часто не объясняют условия их выполнения, не задают критерии, по которым будут оцениваться результаты. В зависимости от содержания конкурсных программ в условия могут входить или не входить такие пункты:  время на подготовку конкурсного задания;   срок предварительной демонстрации подготовленного результата;   размеры конечного продукта (в сантиметрах, в минутах, в страницах  и т.д.);   возможность получения помощи со стороны взрослых или сверстников;   возможность использования заготовок, трафаретов, чужих идей и пр.;  перечень   разрешенных   и   неразрешенных   материалов, приспособлений, инструментов и т.д. Также должны быть оговорены условия, связанные с техникой безопасности, и особые условия, отражающие особенности  жанра или технологии. Условия конкурса обязательно должны быть зафиксированы в письменном виде. А итогом всей предварительной работы должно стать Положение о конкурсе, в котором указываются   название   конкурса,  цели   его   проведения,   возраст   участников,   четко формулируются  конкурсные   задания,   разъясняются   условия   и,   возможно,   объявляется   о награде победителю. После того как Положение составлено, работа организатора должна быть направлена на решение сразу нескольких задач. Во­первых, организатор должен найти будущих участников конкурса. Одни конкурсные программы предполагают индивидуальное участие, другие — наличие команд. Не бывает лишь конкурсов без участников. А их может действительно не оказаться,  если не организовать рекламно­разъяснительную   кампанию.   Во   время   этой   кампании   можно   применять   как массовую,   так   и   индивидуальную   работу,   можно   использовать   приглашения,   листовки, стенды,   радио,   телевидение   —   выбор   средств   зависит   от  масштабности   конкурса   и   от традиций   каждой   конкретной   школы.   Главное   —   сделать   так,   чтобы   ребята   захотели участвовать в конкурсной программе, и чтобы желающих было много. Во­вторых, организатор должен позаботиться о наличии материалов и инструментов, текстов  и  нот,  столов  и  стульев,  то  есть  всего того, что необходимо для проведения конкурса. Возможно, что материальное обеспечение должен взять на себя сам участник, но в этом   случае   данный   вопрос   должен   быть   оговорен   в   условиях  конкурсной   программы. Например: «Участники конкурса рисунков на асфальте должны явиться в назначенное время и место со  своим мелом!» И, разумеется, не всегда целесообразно перекладывать заботу о необходимом реквизите на плечи детей. Дети могут просто отказаться от участия в конкурсе из­за отсутствия у них  того или иного материала или инструмента. А кроме того, подобная ситуация ставит детей в прямую зависимость от материальных возможностей родителей. Девочка, которой на заказ сшили очень красивое бальное платье, заранее имеет преимущество перед девочкой, чья мама не может позволить себе таких расходов, при этом уровень танцевального мастерства обеих девочек может быть  равным. Нужно, чтобы исход конкурса зависел в большей степени от таланта и упорства ребенка и в меньшей степени — от возможности материального обеспечения его работы. В­третьих, организатор должен пригласить для оценки результатов конкурсной работы компетентное жюри. В отличие от спортивных соревнований и эрудиционов, где победитель определяется   по   количественным   показателям   (время,   расстояние,  число   правильных ответов), в конкурсных программах для определения победителя используются качественные показатели (изящество, остроумие, находчивость и т.д.). Поскольку понимание этих категорий у разных людей разное, постольку абсолютно  объективной оценки при подведении итогов конкурса   быть   не  может,   результат   всегда   в   той   или   иной   мере   зависит   от   чьего­то субъективного мнения, личного вкуса. Но, тем не менее, существуют способы снизить эту опасность. Для этого нужно: 1. Никогда  не доверять судейство  в  конкурсной  программе одному человеку, число членов жюри должно быть от З до 7. 2. Никогда не приглашать в жюри людей, не имеющих собственного опыта в деятельности, которую предстоит оценить. Никогда не полагаться на людей, лично заинтересованных в результате.    Соблюдение хотя бы этих трех правил может значительно повысить объективность оценки.   Главное   —   сделать   так,   чтобы  судейство   не   стало   причиной   возможных конфликтов и детских обид.    И, в­четвертых, организатор конкурсной программы должен заранее решить вопрос о награждении победителей, об эмоциональной и материальной оценке труда детей.    Подготовительный этап конкурсной программы должен завершиться демонстрацией конечных продуктов деятельности. Как правило, демонстрация проходит в виде выставки работ   или  в   виде   показательного   выступления   на   сцене   или   другой   специально оборудованной   площадке.   Только   в   некоторых   случаях  (например,   конкурс   на   лучшее сочинение или конкурс на лучший перевод) результат публично не демонстрируется. Этап демонстрации результатов должен стать ярким эмоциональным событием в жизни ребенка­ кон курсанта. К сожалению, так бывает не всегда.    Порой организаторы отказываются от выставки, и детские  поделки   видит   только жюри,   которое   затем   объявляет   свои  оценки.   Вместо   концерта­шоу   иногда   проходят выступления солистов   и   коллективов   в   зале,   где   присутствуют   только   члены  жюри и коллеги­конкурсанты. При таком подходе воспитательный потенциал конкурсных программ многократно снижается. Для детей, безусловно, значим момент объявления о распределении мест, но еще более значимо для них внимание со стороны  ровесников и взрослых  к их творчеству и труду. Без зрителей, без аплодисментов, без оформленного места проведения конкурса­выставки   или   кон   курса­концерта   почувствовать   это   внимание  невозможно. Поэтому   организатор   на   финальном   этапе   своей  работы   должен   решить   десятки организационно­содержательных  вопросов:    как пригласить зрителей; когда провести предварительный просмотр; кого пригласить ведущим;          как оформить помещение; где посадить жюри; на чем расположить экспонаты; как организовать церемонию открытия; какую подобрать музыку; во что будут одеты участники; где жюри будет обсуждать итоги; кто будет вручать призы; как будет проходить ритуал награждения и многое другое. Точку в проведении конкурсной программы можно поставить лишь после того, как будет  проведен анализ планов и результатов.

Методика проведения познавательных игр

Методика проведения познавательных игр

Методика проведения познавательных игр

Методика проведения познавательных игр

Методика проведения познавательных игр

Методика проведения познавательных игр

Методика проведения познавательных игр

Методика проведения познавательных игр

Методика проведения познавательных игр

Методика проведения познавательных игр

Методика проведения познавательных игр

Методика проведения познавательных игр

Методика проведения познавательных игр

Методика проведения познавательных игр

Методика проведения познавательных игр

Методика проведения познавательных игр

Методика проведения познавательных игр

Методика проведения познавательных игр

Методика проведения познавательных игр

Методика проведения познавательных игр

Методика проведения познавательных игр

Методика проведения познавательных игр
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2017