Методика проведения занятий по русскому народному танцу
Оценка 4.6

Методика проведения занятий по русскому народному танцу

Оценка 4.6
Лекции
docx
искусство
Взрослым
03.08.2018
Методика проведения занятий по русскому народному танцу
В материале представлена лекция по русскому народному танцу, описывается какие школы танца существуют, кто внёс большой вклад в развитие направления народного танца, какие особенности построения танца характерны для урока хореографии, как оптимально строить урок хореографии, какие особенности и нюансы присутствуют в построении структуры урока.
Методика урок русского танца.docx
Лекционный материал    Любовь Валентиновна Блинкова, преподаватель ОБПОУ  «Курский колледж культуры» г. Курск Тема: «Методика проведения занятий по русскому народному танцу» Цель: создать условия для расширения теоретической подготовки по методике преподавания русского народного танца,  для составления плана урока русского танца, для подготовки и проведения урока русского народного танца;   План:  1. Школа русского народного  танца. 2. Особенности построения урока русского народного танца. 3. Структура урока русского народного  танца.   1. Школа русского народного  танца. Русский танец – это искусство, имеющее могучую силу. Он   воспитывает гордость и национальное  самосознание, передаёт любовь  к культуре в целом. Русский танец является таким же культурным достоянием нашего народа, как русский   язык   и   русская   литература.   Первый   опыт   преподавания   русского народного   танца   в   специальном   учебном   заведении   принадлежит   Т.А. Устиновой.   Педагогический   процесс   предполагает   три   вещи:   наличие программы, определённую форму занятий и методику обучения. Всё это было разработано Т. А. Устиновой для Московского хореографического училища и впоследствии для Московского государственного института культуры. Ею была создана   основа   школы   русского   танца   как   направления   в   искусстве.   Школа расширяет   возможности   танцора.   Она   вырабатывает   пластико­интонационные 1 навыки, развивает технику. Цель школы – вооружить исполнителя техническими приёмами, которые помогут ему выразительно танцевать, исполнять разные по характеру и степени трудности произведения. Школа   в значительной степени   занимающихся   единый направлена   на   то,   чтобы   создать   в   коллективе   исполнительский почерк. Наличие школы позволило выделить и сформировать дисциплину «Русский народный танец» (до этого являлся одним из разделов народного   танца)   и   впервые   в   хореографической   практике   отказаться   от экзерсиса у станка (станок используется для разучивания технически трудных элементов, например: присядок, трюков и т.д.). А так же, школа русского танца впервые стала обращать особое внимание на изучение отдельных региональных особенностей,   манеры   исполнения   танцев.   Т.   Устиновой   была   написана программа   по   русскому   танцу   –   краткое   изложение   содержания   учебного предмета.   Творческая   биография   Т.А.   Устиновой   неразрывно   связана   с Государственным   академическим   русским   народным   хором   им.   М.Е. Пятницкого   (с   1938г.).   (Просмотр   выступления   хора   диск,   программка выступления). Практический опыт, фольклорные экспедиции помогли Татьяне Устиновой создать свою методику усвоения техники движения в неразрывной связи с манерой и характером конкретного региона, где главной задачей было привитие любви и подлинного глубокого интереса к русскому танцевальному искусству.   Процесс   обучения   основан   на   индивидуальности   исполнителей. Лучшим показателем школы танца являются воспитанники, прошедшие полный курс   обучения   по  «методе»    и  программе   данной   танцевальной   дисциплины. «Методу»   Т.   Устиновой   восприняли   и   продолжили   её   ученики:   А.   Климов, О.Золотова. Г.Власенко, Н.Заикин, В. Щанкин, Г. Богданов и др. Преподавательская  деятельность  А.А. Климова, который  был   солистом танцевальной   группы   в   хоре  им.   Пятницкого,  началась   под   руководством   Т. Устиновой,   а   в   1963   году   его   пригласили   в   Московское   академическое хореографическое училище при Большом театре, на должность преподавателя 2 русского   танца.   Одним   из   первых   учеников   А.   Климова   был   В.   Васильев, который готовил роль Данилы в балете «Каменный цветок». В училище было создано русско­классическое отделение, которым А.Климов руководил до 1975 года.   Параллельно   велась   работа   во   МГИКе,   позже   в   Государственном музыкально­педагогическом   институте   им.   Гнесиных.   И   везде   работу приходилось начинать с нуля. Хотя какие то традиции исполнения народного танца конечно были. В 1971 году был создан учебный фильм «Основные виды русского   народного   танца»   состоящий   из   17   частей   на   студии «Центрнаучфильм».   В   1981   году   А.   Климовым,   при   поддержке   учителей   и коллег,   был   создан   учебник   «Основы   русского   народного   танца»   который завершил процесс создания школы русского танца.  Государственный   академический   хореографический   ансамбль   «Берёзка»   (Н. Надеждина,  М. Кольцова). 2. Особенности построения урока русского народного танца. Урок русского танца существенно отличается от уроков характерного, народно­ сценического   танцев,   и   тем   более   от   классического   танца.   Урок   русского народного   танца   проходит   только   на   середине   зала.   Вместе   с   системой шлифовалось   методика   освоения   танца,   структура   занятий.   Каждый   урок опирается на закономерности развития хореографического искусства, строится по   принципу   от   простого   к   сложному,   от   малого   к   большому   и   является очередным звеном в общей цепи всего курса обучения. В   русском   народном   танцевальном   творчестве   бытовал   свой   метод разучивания танца. «Разогрев» опорно­двигательного аппарата занимающегося, развитие   необходимых   физических,   эмоциональных   качеств   происходил естественно   по   ходу   разучивания   и   отработки   самих   элементов   танца. Структура урока складывается из двух частей: вначале разучиваются отдельные элементы,   затем   элементы   комбинируются.   Из   отдельных   движений составляются   небольшие   комбинации.   Во   второй   части   следуют   этюды, 3 фрагменты танцев, хореографических композиций различных регионов России. Меняется   принцип   подбора   музыкального   сопровождения   в   уроке.   Музыка, звучащая на уроке, должна соответствовать этнографической стороне танца. 3.Структура урока русского народного танца. Урок   русского   народного   танца   включает   в   себя   элементы   трех   видов художественно­эстетической деятельности: ­ исполнительства ­ зрительского восприятия лучших произведений ­ непосредственного композиционного творчества. Урок состоит из четырех разделов: ­ азбука народного танца ­ региональные особенности исполнения русских народных танцев ­ композиционные формы (виды) русских народных танцев ­ методика и практика импровизации в русском танце. И   хотя   каждый   из   разделов   решает   свои   конкретные   задачи,   имеет   свое содержание,   свои   средства   обучения   –   воспитания,   все   они   тесно взаимосвязанны и взаимообусловленны. Урок русского танца начинают с поклонов. Поклон в русском народном танце – это церемониал. Поклонов и приветствий много. Во­первых, женский народный поклон и мужской народный поклон существенно отличаются один от другого.   Во­вторых,   в   каждом   регионе   России   традиционно   приняты   свои поклоны   и   приветствия.   В­третьих,   будничные   поклоны   отличаются   от праздничных.   Ритуальные   не   похожи   ни   на   те,   ни   на   другие.   В­четвертых, исстари в России каждая социальная группа имела свои поклоны и приветствия (головной, поясной (45), земной). Раздел. Азбука русского народного танца. 4 Это основные, простейшие начала танца, которые нарабатывают выучку, дают   опыт.   В   уроке   русского   танца   это   комплексы   упражнений,   регулярное выполнение   которых   знакомит   занимающихся,   во­первых,   с   основными стилевыми позициями и положениями ног, рук, корпуса и головы, во­вторых с эстетикой, с образно­пластическими нормами, принятыми в русском народном танцевальном искусстве. Занимающиеся,   осваивая   азбуку,   приобретают   исполнительские   навыки, отрабатывают русские народные плясовые приемы, повышают свое мастерство. У них развивается подвижность двигательного аппарата, тренируется нервная система,   вырабатывается   сила   и   гибкость,   мягкость   и   точность   движений, развивается   ритмичность,   эмоциональная   выразительность,   танцевальность.   В результате всего этого происходит подготовка занимающихся к восприятию и воспроизведению   региональных  особенностей  исполнения  русского   народного танца, его композиционных форм. В основе комплексов упражнений лежат семь «колен» русской народной пляски.   Это   «шаг»,   «притоп»   (или   «удар»),   «подскок»   (или   «прыжок»), «приседание», «поворот» (или «вращение»), «хлопушка», «маховое движение». Из этих семи элементов­колен и складываются комплексы упражнений. В уроке наличествует, как правило, два комплекса. Один плавный, мягкий, исполняемый под спокойную, неторопливую мелодию, другой резкий, четкий, отрывистый – под соответствующую моторную, плясовую музыку. Комплекс может строится на материале одного колена, допустим»приседания» или «шага». Однако чаще всего он включает в себя два­три элемента и более. В комплексе упражнений элементы­колена   комбинируются,   варьируются,   развиваются,   усложняются, видоизменяются. Характер   и   структура   комплекса   зависят   от   той   конкретной   задачи, которую   необходимо   решать   на   уроке.   Комплексы   упражнений   могут   быть разных видов. Одни, например, будут предшествовать разучиванию какого­либо 5 танца. Они составляются преподавателями на материале данного танцевального номера и готовят исполнителей к усвоению того нового, что в нем встретится. Другие   будут   определяться   учебным   планом   и   программой.   Третьи   виды комплексов   упражнений   исполняются   в   качестве   «разогрева»   перед выступлением или особо трудной репетиции. В них вводятся приемы, которые способствуют   воспитанию   нескольких   навыков,   имеющих   значение   для повседневной исполнительской работы. Азбука   русского   народного   танца   имеет   и   общие   свойства.   Многие поколения талантливых мастеров русской пляски выработали, можно сказать, определенный кодекс правил. В народе говорят: «У плясуна ноги должны быть веселыми, легкими; поступь – твердая (у плясуньи – лебединая); стан – гибкий; руки – широкими, вольными (у плясуньи – поющими), взор – вдохновленным, темперамент – кипучим, но внешне скрытым; дыхание – глубоким; мастерство – щеголеватым». Перед   тем,   как   предложить   исполнителю   выполнить   тот   или   иной комплекс   или   упражнение,   преподаватель   обязан   поставить   определенную задачу.   Необходимо,   чтобы   исполнитель   знал,   как   надо   выполнять   каждое упражнение в отдельности и весь комплекс в целом. Не менее важно также, чтобы он мог понять, хорошо или плохо выполняется им задание. Если плохо, то в чем ошибка. От сознания целесообразности упражнений и от понимания того, что   преодолена   конкретная   трудность,   несомненно   повышается   активность занимающихся.   Комплексы   упражнений   лишь   тогда   приносят   пользу,   когда исполняются активно, с удовольствием. Раздел. Региональные особенности исполнения танцев. Русский   народный   танец   чрезвычайно   богат   и   разнообразен   в   своих региональных особенностях. К началу XX века на всей территории проживания русского   населения   сложилось   несколько   этнографических   зон,   которые заметно отличаются одна от другой в быту, культуре, искусстве, в том числе и в 6 танцы:   северорусская   этнозона   (Архангельск),   южнорусская   этнозона, среднерусская   зона,   русско­белорусское   пограничье,   русско­украинское пограничье,   среднее   Поволжье   (Самара,   Саратов,   Пенза,   Нижний   Новгород), русское Приуралье (Челябинск, Екатеринбург), Западная Сибирь(Новосибирск, Омск), Восточная Сибирь (Иркутск).Этнография это часть исторической науки изучающей народы, этносы др этнич образования, их происхождение, состав, расселение,   культурно­бытовые   особенности,   а   так   же   их   материальную   и духовную культуру. Танцевальный материал изучаемого региона дается на уроке в следующем порядке: ­ руки, положения ­ шаги, ходы, проходки ­ боковые передвижения (гармошки, елочки, припадания) ­ притопы, подбивки, дроби, ключи и т.п. ­ ковырялочки, качалочки, молоточки, моталочки, веревочки и т.п. ­ хлопушки ­ приседания, закладки, ползунки, растяжки, разножки и т.п. ­ верчения, вращения ­ перескоки и прыжки ­ имитационно­подражательные движения.  Раздел. Композиционные формы русских народных танцев. В   русском   народном   танце   исторически   сложились   типовые композиционные формы и виды танцевальных произведений. Изучение данного раздела   начинается   с   внимательного   рассмотрения,   с   анализа   движения,   как основополагающего элемента композиционной формы. Затем уже изучаются: ­ первичная композиционная форма – танцевальная комбинация 7 ­   сольная   композиция   русского   народного   танца,   такие   ее   виды,  как   соло   в   Рассматриваются ансамбле,   импровизационная   пляска,   пляска­игра. особенности мужской и женской пляски ­   дуэтная   композиция   русского   народного   танца.   Виды   дуэтов: импровизационная пляска двух девушек под частушки, перепляс двух юношей, парная пляска юноши и девушки, сюжетный дуэтный танец ­ малые ансамблевые формы: из трех, четырех, пять исполнителей ­ парно­массовые композиции русского народного танца, такие как «кадриль», «ланце», «полька», «полька­кадриль», «кадрильная пляска», «игры парами». ­ массовые ансамблевые формы (хороводы, сюиты, хореографические картины). В   этом   же   разделе   изучаются   отдельные   русские   народные   танцы   с обязательными аксессуарами (веточки, ленты, платки, шали).  Раздел. Импровизация в русском народном танце. «Импровизация – создание музыкальной пьесы без предварительной подготовки,   Характерна   для   эпохи   романтизма»1. в   процессе   её   исполнения. Импровизировать, значит исполнять художественное произведение, создавая его в   момент   исполнения.   Это   сиюминутное   действо.   Т.А.   Устинова   уделяла большое   внимание   этому   разделу   урока.   Как   практически   осуществляется содержание   этого   раздела   в   уроке.   Начинает   звучать   русская   танцевальная музыка.   Занимающиеся   некоторое   время,   не   танцуя,   вслушиваются.   Находят нужный   мотив,   который,   по   их   мнению,   более   всего   отвечает   настроению, характеру   данной   музыки.   И,   используя   традиционные   приемы   развития движений, начинают сознательно импровизировать. В конце урока даются заключительные поклоны. Обычно повторяются те, с которых урок начинался. 1 Большой советский энциклопедический словарь под ред. А.М. Прохорова. – М.: Советская  энциклопедия. –1981. – 1600 с. 8 Методические   указания  для   самоподготовки: После   изучения   основных   вопросов   темы   ответьте    на   следующие вопросы: 1. Кто является основателем школы русского танца? 2. Из каких частей состоит урок русского танца? 3. Что входит в понятие «школа» русского танца? 4. Перечислите  основные группы движений русского танца. 5. Каковы этапы  разучивания движения русского танца? 6. Какие методы и методические приёмы  используются при обучении  русскому танцу? 7. Как по времени распределяется урок русского народного танца? 8. Дайте краткую аннотацию  учебнику А. Климова «Основы русского  народного танца». 1. Богданов Г. Ф.; Самобытность русского танца. – М.,  МГУКИ,  2001г.; 221 Список литературы: с; 2. Богданов Г.Ф.; Урок русского народного танца. – М., Всероссийское музыкальное общество, 1995. – 62 с; 3. Заикин Н.И.; Заикина Н.А. Областные особенности русского народного танца. Часть 1. –  Орёл, 1999. – 552 с; 4. Заикин,   Н.И.;   Заикина,   Н.А.   Областные   особенности   русского народного танца. Часть 2. –  Орёл, 2004. – 688 с; 5. Захаров, В.М. Поэтика русского танца. – М.: Святогор, 2004. – Т.1. – 552 с; 6. Климов А.А. Основы русского народного танца. – М.:  МГУКИ, 2004. – 320 с;     Устинова,   Т.А.   Избранные   русские   народные   танцы.   –   М.: 7. Искусство, 2000. –  592 с.   9

Методика проведения занятий по русскому народному танцу

Методика проведения занятий по русскому народному танцу

Методика проведения занятий по русскому народному танцу

Методика проведения занятий по русскому народному танцу

Методика проведения занятий по русскому народному танцу

Методика проведения занятий по русскому народному танцу

Методика проведения занятий по русскому народному танцу

Методика проведения занятий по русскому народному танцу

Методика проведения занятий по русскому народному танцу

Методика проведения занятий по русскому народному танцу

Методика проведения занятий по русскому народному танцу

Методика проведения занятий по русскому народному танцу

Методика проведения занятий по русскому народному танцу

Методика проведения занятий по русскому народному танцу

Методика проведения занятий по русскому народному танцу

Методика проведения занятий по русскому народному танцу

Методика проведения занятий по русскому народному танцу

Методика проведения занятий по русскому народному танцу
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.08.2018