Урок № 1 Дата _________ 11 класс
Тема. Металлы и неметаллы
Цель урока: Обеспечить усвоение знаний о металлах и неметаллах, об особенностях их строения, физических и
химических свойствах.
Задачи урока:
Образовательная: способствовать формирования коммуникативных навыков учащихся; навыков работы в паре и
группах, личной и коллективной ответственности за результаты работы; проводить рефлексию собственной
деятельности; содействовать воспитанию потребности в здоровом образе жизни; возбудить интерес к дальнейшей
учебной деятельности, снять напряжение при ответах.
Развивающая: создать условия для самореализации личности, развивать у обучающихся способность легко
отличать простые вещества от сложных, металлы от неметаллов; развивать умение логически мыслить,
сопоставлять, анализировать, делать выводы и умозаключения; продолжить развитие у учащихся навыков работы с
различными источниками информации.
Воспитательная: Воспитание чувства уверенности в своих силах, способствовать развитию объективной
самооценки.
Тип урока: Урок формирования и совершенствования знаний.
Вид урока: Урок – беседа.
Методы и методические приёмы: частичнопоисковый, частичноисследовательский, иллюстративный,
эвристический; работа в паре и в группах, тестирование, самоконтроль, взаимоконтроль.
Ход урока
I .Организационный этап ( 2 3 мин.): проверка подготовленности учащихся к уроку; организация внимания
и настрой на урок, сообщение темы изучения нового материала
II. Актуализация знаний ( 10 15 мин.).
1) Анализ контрольной работы, выполненной учащимися на прошлом уроке.
2) Вопросы учащихся и выполнение заданий, интересующих учеников по контрольной работе.
Вопросы, подводящие к новой теме:
Вопрос №1: Что такое вещество?
Ответ ученика: Вещество – это то, из чего состоит физическое тело; Вещество – это группа атомов.
Вопрос №2: Как классифицируются вещества?
Ответ ученика: простые и сложные ; металлы и неметаллы.
Вопрос №3: Какие классы веществ вы знаете?
Ответ ученика: кислоты, основания, оксиды, соли.
Вопрос №4: Они все обладают одинаковыми свойствами?
Ответ ученика: Нет. Все обладают разными свойствами и каждому классу присуще свои свойства и признаки.
Вопрос №5: Как вы думаете чаще всего металлы встречаются в природе в чистом виде или в виде соединений?
Ответ ученика: Чаще всего встречаются в виде солей неорганических кислот и оксидов.
III. Изучение нового материала ( 20 25 мин.):
Сегодня вы узнаете о удивительном мире неметаллов и металлов. Из 109 элементов 22 являются неметаллами.
Земная кора, включая атмосферу и гидросферу, на 76,7% состоит из таких неметаллов, как кислород, кремний,
водород, хлор, фосфор, углерод и азот. В морской воде – колыбели жизни на Земле – господствуют три неметалла:
кислород, водород и хлор. Их общее содержание в морской воде составляет 99%. Сегодня мы изучим физические
свойства неметаллов. Сравним их со свойствами металлов. В атомах неметаллов число электронов на внешнем энергетическом уровне от 4 до 8. Радиус атомов неметаллов в
пределах одного периода уменьшается, а в пределах одной подгруппы увеличивается с ростом порядкового
номера элементов. В простых веществахнеметаллах – ковалентная неполярная химическая связь.
Первые попытки классификации химических элементов были предприняты еще в 70х годах XVIII века. Все
известные элементы были разделены на металлы и неметаллы. Вспомним физические свойства металлов.
Таблица №1 “Физические свойства неметаллов и металлов”
Металлы
Неметаллы
1. Твердые вещества ( Исключение – ртуть).
2. Металлический блеск.
3. Хорошие проводники тока и тепла.
4. Ковкие, пластичные.
1. Агрегатное состояние (газы, твердые вещества, жидкие – бром).
2. Металлическим блеском не обладают ( исключение – йод).
3. Изоляторы.
4. Хрупкие.
Неметаллы – это химические элементы, которые образуют в свободном виде простые вещества, необладающие
физическими свойствами металлов.
Учитель: У элементов – неметаллов наблюдается явление, когда одному химическому элементу соответствуют
несколько простых веществ, отличающихся друг от друга по свойствам.
Данное явление называется – аллотропией (существование двух и более простых веществ одного и того же
химического элемента, различных по строению и свойствам — так называемых аллотропных (или
аллотропических) модификаций или форм). Оно широко распространено среди химических элементов –
неметаллов.
Учитель: Металлы обычно существуют не в виде изолированных атомов, а в виде слитка или металлического
изделия.
Атомы большинства металлов на внешнем уровне содержат небольшое число электронов1,2,3.Эти электроны
легко открываются, и атомы при этом превращаются в положительные ионы. Оторвавшиеся электроны
перемещаются одного иона к другому, связывая их в единое целое.
Все оторвавшиеся электроны стали общими. Соединяясь с ионами, эти электроны временно образуют атомы,
потом снова открываются и соединяются уже с другим ионом.
Следовательно, в обьеме металла атомы непрерывно превращаются в ионы и наоборот.
Связь в металлах между ионами посредством обобществленных электронов называются металлической. Каждый
атом натрия окружен восемью соседними атомами. Металлическая связь имеет некоторое сходство с ковалентной,
так как основана на обобществлении внешних электронов.
Металлическая связь характерна как для чистых металлов, так и для смесей различных металлов сплавов,
находящихся в твердом и жидком состояниях.
Пары металлов состоят из отдельных молекул(одноатомных и двухатомных)
IV. Закрепление полученных знаний ( 10 13 мин.):
Методика решения задач по химии
Методика решения задач по химии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.