Методика углубленного психолого-педагогического обследование учащихся.

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 26.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Обследование ребенка младшего школьного возраста, развития и состояния его речевой функциональной системы рассматривается в контексте социальной си¬туации развития, иерархии деятельностей, учета психофизических особенностей де-тей, закономерностей онтогенеза в целом. Исходя из этого, при обследовании необ¬ходимо выяснить развитие ребенка на ранних этапах онтогенеза, используя данные анамнеза. Во время индивидуального обследования важно выявить особенности по-ведения и те основные отклонения или нарушения речи, которые позволят обосно¬вать логопедическое заключение.
Иконка файла материала Методика углубленного психолого.doc
Методика углубленного  психолого­педагогического обследование учащихся. Обследование ребенка младшего школьного возраста, развития и состояния его речевой функциональной системы рассматривается в контексте социальной ситуации развития, иерархии деятельностей, учета   психофизических   особенностей   детей,   закономерностей онтогенеза в целом. Исходя из этого, при обследовании необходимо выяснить развитие ребенка на ранних этапах онтогенеза, используя данные   анамнеза.   Во   время   индивидуального   обследования   важно выявить   особенности   поведения   и   те   основные   отклонения   или нарушения   речи,   которые   позволят   обосновать   логопедическое заключение.   Приведенная   методика   обследования   дана   по   Г.   А. Волковой (1993). МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ АНАМНЕЗА. Пренатальный период. Во время беседы с матерью или обоими родителями выясняются некоторые наследственные факторы: состояние здоровья родителей до   рождения   ребенка   (наличие   нервно­психических   расстройств, речевой   патологии).  '*  Также   выясняются   основные   моменты дородового развития ребенка: 1) Возраст матери (более 35 лет) при рождении ребенка. 2) Заболевания матери во время беременности, особенно такие, как   краснуха,   грипп,   ангина,   токсоплазмоз,   сахарный   диабет, заболевания печени, почек, анемия.3)   Неблагоприятные   факторы   внутриутробного   развития ребенка:   нарушения   кровообращения   плода,   кровоизлияния   в   мозг плода,   ушибы   и   падения   матери   с   последующей   травматизацией плода,   неблагоприятное   течение   беременности   (явления угрожающего   выкидыша:   кровотечение,   родовые   схватки), лекарственная   терапия,   рентгеновское   или   какое­либо   другое радиоактивное излучение. 1.2. Натальный период Далее выясняются неблагоприятные факторы в течении родов: 1) Рождение ребенка недоношенным (во сколько месяцев). 2) Раннее отхождение вод (за 20 и более часов до рождения ребенка). 3) Длительность родов: первых ­ более 20 часов, повторных ­ более 12 часов. 4)   Родовспоможения   (наложение   щипцов,   использование вакуум­экстрактора). 5)   Применение   фармакологических   средств   для   стимуляции родовой деятельности. 6) Рождение ребенка в асфиксии. 7) Вес менее 1500 гр. 8) Наличие травм: переломы, кровоизлияния, родовая опухоль, вывих тазобедренного сустава и другие повреждения. 9) Наличие резус­конфликтов.ПОСТНАТАЛЬНЫЙ ПЕРИОД. Выясняются следующие неблагоприятные факторы: 1)  Когда  было  первое  кормление  (через   несколько   часов  или суток). 2) Отклонения в поведении малыша в бодрствующем состоянии в течение первых трех месяцев жизни: крик, плач, возбудимость или наоборот, вялость, повышенная сонливость,  отсутствие  реакций  на игрушки, речь взрослого и др. 3) Болезни в течение первого месяца жизни: желтуха, сепсис, пневмония, диспепсия, анемия, грипп. 4)   Болезни   на   первом   году   жизни:   пневмония,   простудные заболевания,   грипп,   корь,   скарлатина,   коклюш,   диспепсия, дизентерия. 5) Болезни от 1 года до 3 лет: инфекционные и соматические, длительно текущие и вызывающие истощение нервной системы. 6) Травмы головы (с потерей сознания, без потери сознания). 7)   Недостаточность   речевых   и   интеллектуальных   контактов   с ребенком. 8) Наличие двуязычия в семье ребенка. Ряд выявленных неблагоприятных факторов из указанных выше, могут быть причиной алалии и разных уровней недоразвития речи, заикания, стертых форм дизартрии. Помимо   этимологических   факторов,   целесообразно   выяснить основные моменты в развитии моторики, речи. Полученные сведения сопоставляются   с   нормальным   онтогенезом,   знание   которого позволяет   уточнить   задержку   или   нарушение   в   формированиифункции. В моторном развитии ребенка отметить необходимо следующие основные   моменты   (в   скобках   мы   считаем   нужным   указать   время нормального развития функции): 1) Начал держать голову (до 3 месяцев); 2) поворачиваться со спины на бок (с 4 ­ 5 месяцев); 3) ползать (5­6 месяцев); 4) самостоятельно садиться и сидеть без поддержки взрослых (7 месяцев); 5) самостоятельно ходить (от 1 года до 1 года 3 месяцев); 6) самостоятельно есть ложкой (от 1 года 6 месяцев); 7) частично одеваться и раздеваться (от 1 года 6 месяцев до 2 лет). В речевом развитии ребенка сначала следует выявить основные моменты развития импрессивной речи: 1) Отвечает сосательными движениями на речь (конец 1 месяца жизни); 2)   успокаивается,   слыша   колыбельную   песню   (конец   1­го   ­ начало 2­го месяца жизни); 3) поворачивает голову в сторону говорящего с ним, улыбается, смеется (конец 2­го месяца жизни); 4)   выражает   ликование,   слыша   речь   взрослого,   перестает плакать,   есть,   поворачивается,   слыша   свое   имя   (на   з­м   месяце жизни); 5) понимает приказы: «Дай ручку», «Иди ко мне» (к 6 месяцам);6)  понимает значение  8­10 слов, произносимых  взрослым, выполняет действия по слову (9 месяцев);          7) понимает имена окружающих его людей, названий предметов, воспринимает целую фразу (10­11 месяцев); 8) развивается активный интерес к окружающему, к картинкам, выбирает   нужный   предмет   среди   многих,   выполняет   словесные поручения (от 1 года 1 месяца до 1 года 6 месяцев); 9) совместная игра детей с игрушками (1 год 3 месяца); 10)скачок   в   развитии   импрессивной   речи:   обобщенное понимание некоторых слов, например, слова «кукла», различение на слух звуков речи (от 1 года 6 месяцев до 1 года 8 месяцев); 11)любит   слушать   сказки,   песенки,   стихи,   дифференцирует слова,   различающиеся   одной   фонемой,   например,   показывает   на картинке, где усы, уши; где ложки, рожки (1 год 9 месяцев ­ 1 год 11 месяцев). По   данным   анамнеза   выясняются   основные   этапы   развития экспрессивной   речи.  В   скобках   также   указано   время   нормального развития функции. 1) Предречевые вокализации: гуканье, гуление, вскрики  (на 3 месяце жизни и в 3 месяца); 2)   перекликается   со   взрослым   на   расстоянии   во   время «комплекса оживления» (на 4 месяце); 3) приближение взрослого встречает улыбкой, смехом, лепетом (4 месяца); 4) слоговой лепет устойчив, оформлен (6 месяцев); 5)   по   подражанию   взрослому   говорит   слова   из   одинаковых слогов: «па ­ па», «ля­ля» и т. д. (9 месяцев);6) самостоятельно говорит слова (12 месяцев); 7) скачок в формировании экспрессивной речи: обращается ко взрослому, называет предметы, активно подражает речи взрослого (1 год 6 месяцев ­ 1 год 7 месяцев); 8)  воспроизводит  в речи двухсложные слова, во фразе  ­  два аморфных слова (1 год 9 месяцев); 9) возникает описательная речь: говорит о том, что видит на улице, о прошлых событиях, фантазирует (1 год 10 месяцев ­ 2 года); 10)умеет ответить на вопрос, говорит фразами из двух и более слов, запоминает множество двустиший, концовки песен и повторяет их (2 года).   МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА. Исследование неречевых функций. Исследование общительности. При   первой   встрече   с   ребенком   отметить,   как   он   вступает   в контакт: ­ легко, тяготеет к незнакомому человеку; ­   держится   настороженно.   В   логопедическом заключении указать степень общительности: 1) легко устанавливает контакт; 2)   инициативен   в   общении   (задает   вопросы,   интересуется игрушками, картинками); 3) общение устойчивое (контактен на протяжении всего времени общения); 4)  общение  неустойчивое  (требуется  активизация  контакта  состороны взрослого); 5)   избирательное   общение   (с   одним   взрослым   устанавливает контакт, с другим ­ нет или только при побуждении к общению); 6) избирательный негативизм. ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОМОТОРИКИ. Необходимо   использовать   сведения   из   подготовленных логопедами   документов   о   состоянии   общей   моторики.   Во   время непосредственного   обследования   обратить   внимание   на   состояние пальчиковой и ручной моторики. Предлагаем следующие пробы: 1) Показать 2­й и 3­й пальцы на правой (левой) руке. 2) Показать 2­й и 5­й пальцы на правой (левой) руке. 3)   Сложить   поочередно   пальцы   в  кольцо:   каждый   палец   касается большого: «Здравствуй, пальчик», на правой, левой руках. 4) Сложить все пальцы в кольцо на правой, левой руках. О несформированности функции можно говорить, если имеются персерватив­ные   повторения   одного   и   того   же   движения, застревание   на   одном   движении   или   позе,   резко   выраженная замедленность движения. ИССЛЕДОВАНИЕ ГНОЗИСА. Исследование предметного гнозиса: 1) Узнавание реальных предметов; 2)   узнавание   предметов,   изображенных   контурно   (моркови, ромашки, утки, рыбы и т.д.;3)   узнавание   предметов,   изображенных   пунктирно   (елки, месяца, мяча, гриба, флажка); 4)   узнавание   предметов   в   условиях   наложения   (фигуры Поппельрейтера):   чайник,   яблоко;   флажок,   утка;   елка,   гриб,   лист; бутылка, ложка, вилка, тарелка; 5)   узнавание   вписанных   друг   в   друга   геометрических   фигур: квадрат, треугольник, круг; прямоугольник, квадрат, овал; три круга разных диаметров, треугольник; 6)   узнавание   пунктирных   изображений   предметов   с недостающими  деталями: заяц без уха и лапы, чайник  без носика; кастрюля без ручек; ведро без дужки. Ориентировка в окружающем пространстве 1)   Указать   рукой   (относительного   собственного   тела) направление: левое, правое, переднее,заднее,верхнее, нижнее; 2)   определение   своего   положения   среди   предметов   (перед предметами,   сзади,   слева,   справа):   «Скажи,   где   ты   находишься относительно   стола?   Справа,   слева   или   перед   столом?».солнце, свеча. Для   дошкольников   можно   предложить   обобщение   на   другом материале: фрукты, овощи, одежда, обувь, посуда, мебель и т.п. Исследование импрессивной речи. 1)   Исследование   понимание   связной   речи   (используется составление рассказа по серии сюжетных картинок); 2)   понимание   предложений   (выполнение   поручений,   типа, «Возьми игрушку», «Подай, пожалуйста, книжку» и т.п.); 3) исследование понимания различных грамматических форм:а) Предлагаем для сравнения две фразы: «Мальчик бежит за собакой», «Собака бежит за мальчиком». Одинаковы ли эти фразы? б)   Понимание   предложных   конструкций   (с   предлогами   НА,   В, ПОД, ЗА, НАД, ОКОЛО). Инструкция: «Положи ручку на тетрадь», «... под тетрадь», «... за тетрадь», и т.д. Можно   использовать   рисунки   детей:   «Нарисуй   дерево   около дома», «Нарисуй трубу на крыше дома». в)   Дифференциация   единственного   и   множественного   числа существительных.   Предлагаются   две   картинки:   карандаш   ­ карандаши, стол ­ столы, книга ­ книги, окно ­ окна.  г) Дифференциация глаголов с различными приставками. Предлагаются картинки: «Покажи, где мальчик вышел из дома, где   перешел   улицу,   где   вошел   в   дом»   и   т.д.   Можно   использовать картинки   с   самолетом   (улетел,   прилетел,   вылетел,   облетел),   с машиной (приехала, уехала, выехала и т. д.). Полноценное   понимание   слов   может   осуществляться   при наличии   достаточно   развитого   фонематического   восприятия   у ребенка и прочной связи между стабильным звуковым комплексом и предметом,   действием,   качеством,   отношением,   которое   он обозначает. Ребенок   показывает   называемые   логопедом  предметы.   Далее вперед   ребенком   раскладывают   три   ­   четыре   ­   пять   картинок,   и предлагают показать: где клюв? Где весло? Где табуретка? и т. д.      Для детей 7­ 8 лет условия обследования усложняются за счет расширения   объема   воспринятого   на   слух.   Перед   ребенком раскладывается   шесть   ­   восемь   картинок   и   он   должен последовательно показать два­ три предмета: «Где стакан ­ книга­ ручка? Где перчатки ­ фартук ­ сачок?» и т. д.А.   Р.   Лурия   рекомендует   использовать   многократное повторение   слов   или   группы   слов   для   проверки   понимания   в затрудненных условиях. Например, покажи стакан, книгу, карандаш, стакан, книгу и т. д. Необходимо обратить внимание на то, возникает ли   «отчуждение»   смысла   слова.   В   этом   случае   у   ребенка   может страдать не дифференцированное восприятие звуков, а удержание их последовательности и объем. Для   выявления   особенностей   понимания   слов   детьми, владеющими фразовой речью и имеющими более стертые проявления речевого   недоразвития,   следует   использовать   сложные   виды заданий   Например,   подобрать   к   названным   качествам   подходящие предметы:   МОКРЫЙ   ­   ...,   ТЯЖЕЛЫЙ   ­   ...,   РАДОСТНЫЙ   ­   ...; подобрать   к   названию   целого   название   части:   ПЛАТЬЕ   ­   РУКАВ, ДВЕРЬ ­ ..., ЗАБОР ­ ..., ДОМ ­   ...;   подобрать   к   названию   общего   понятия   частное: ЖИВОТНОЕ ­ СОБАКА, РАСТЕНИЕ ­ ..., НАСЕКОМОЕ ­ ...; подыскать названия   предметов   по   названным   действиям:   ...   СВЕТИТ,   ... ПИШЕТ, ... ШЬЕТ, ... ВИСИТ. Приведенные   выше   задания   позволяют   выявить   у   детей   с недоразвитием   речи   недостаточность   номинативной   стороны   речи. Учащиеся   также   обнаруживают   недостаточное   усвоение синоптических   отношений   языка,   для   них   близкие   значения   слов недостаточно   дифференцированы   и   часто   применяются   вне зависимости   от   контекста.   Непонимание   оттенков   значений затрудняет   выбор   и   актуализацию   слов   и   задерживает формирование развернутой активной речи.