Методика выявления страхов у детей с помощью рисования страхов.

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 01.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Методика выявления страхов у детей с помощью рисунков проводится с целью понять интересы, увле- чения детей, особенности их темперамента, пережива ний и внутреннего мира ребёнка. Детям предлагалось рисовать на темы : «В школе», «На улице, во дворе», «Семья», «Что мне снится страш ное или чего я боюсь днём», «Что было со мной самое плохое или самое хорошее», «Кем я хочу стать». Сначала детям было предложено рисовать цветными карандашами.
Иконка файла материала Методика выявления страхов у детей с помощью рисования страхов.doc
Методика выявления страхов у детей с помощью  рисования страхов.     Методика выявления страхов у детей с помощью  рисунков проводится с целью понять интересы, увле­  чения детей, особенности их темперамента, пережива ний  и внутреннего мира ребёнка.     Детям предлагалось рисовать на темы : «В школе», «На улице, во дворе», «Семья», «Что мне снится страш ное  или чего я боюсь днём», «Что было со мной самое плохое  или самое хорошее», «Кем я хочу стать». Сначала детям было предложено рисовать цветными  карандашами. С целью активизации интереса к рисова  нию дома, за месяц до этого, детей попросила принес – ти свои рисунки, чтобы некоторые из них показать в классе.  На первых двух подготовительных занятиях бы ло  предложено детям темы выбрать самим. Дети рисо вали :  медведя, машины, деревья, лес, людей и т.д. После подготовительных занятий можно приступать к  тематическому рисованию. Такие занятия проводи –  лись два раза в неделю и затрагивали одну или две те –  мы.                          Анализ рисунков.       Рисунки на тему «В школе» Рисунки получились самые разнообразные. Некоторые  дети рисовали только школу, столы и учителя ; другие  рисовали только своих одноклассников, учителей, чем  занимаются на переменах, в группе продлённого дня ;  третьи же рисовали только себя в центре внимания.Таблица N1.       Исследование страхов с помощью рисунков. В центре внимания­ Мало друзей среди Нет друзей среди сам ученик 20% сверстников сверстников 45% 35%    В рисунках на тему «В школе» самое важное то, как  ребёнок взаимно располагает фигуры сверстников и себя.  Те дети, которые рисуют себя в центре группы это дети с  истерическими чертами характера. Те дети, у которых на  рисунке оказалось мало сверстников или они отсутствуют совсем это дети с невротическими реакциями. Это также  отражает прблемы взаимопони – мания со сверстниками.  То же самое относится к рисун кам на тему «На улице, во дворе».Если в рисунке ребёнка мало сверстников, то это  указывает на затруд­ нения в приобретении дружеских,  устойчивых контак­ тов и чрезмерную опёку в семье.        Рисунки на тему «Семья».     Детям даётся задание нарисовать всех, с кем живёт  ребёнок.                                                                   Таблица N2.         Исследование страхов с помощью рисунков. Ребёнок между родителями 35% Ребёнок ближе к маме или к папе 65%          В этих рисунках имеет большое значение порядок и  близость расположения фигур и особенно место ребён ка.  Если ребёнок рисует себя между родителями­ этоговорит о привязанности к обоим родителям, если вблизи  к одному из них­ это говорит о выраженной  привязанности к одному родителю. Наконец, цветовая  гамма, общая с одним из взрослых, в частности одна и та  же окраска туловища, указывает на большую степень  отождествления с ним по признаку пола.         Рисунки на тему «Что мне снится страшное или  чего я боюсь днём».     Перед детьми ставится цель отобразить наиболее яркий страх. Какой именно детям не объясняется, каж дый  ребёнок должен выбрать его сам.                                                                     Таблица N3.         Исследование страхов с помощью рисунков.       Не нарисовали Нарисовали страх 30% страх 70%     Некоторые дети не нарисовали страх вообще. Дру­ гие  дети смогли нарисовать рисунок и преодолеть барьер  страха в своём сознании, и отразить волевым,  целенаправленным усилием то, о чём он старается не  думать.      Рисование страхов детьми не приводит к его усиле нию, а наоборот, снижает напряжение от тревожного ожидания его реакции. В рисунках страх уже во мно гом реализован, как нечто уже происшедшее, фактичес ки случившееся ;  остаётся меньше недоказанного, неяс ного,  неопределённого. Вместе всё это снимает аффек­ тивно­травмирующее звучание страха и психике ребён ка.  Важно, во первых, то, что задание задаёт учитель, ребёнок которому доверяет. Во вторых, само рисова – ние  происходит в жизнерадостной атмосфере общения со  сверстниками,обеспечивая поддержку с их стороны,  не  говоря уж об одобрении самого учителя.         Рисунки на тему «Самое хорошее или самое               плохое» Ребёнку была предоставлена возможность выбора  событий, происходивших с ним.                                                                    Таблица N4.           Исследование страхов с помощью рисунков. Хорошие, радостные эпизоды 80% Неприятные события 20%                                   Большинство детей предпочитают отображать в ри­  сунке хорошие, радостные эпизоды из своей жизни. Тем  не менее в классе присутствуют дети, рисующие  неприятные события, что может послужить основой для  последующей психотерапевтически ориентирован ной  беседы с ними.     Преобладание в рисунка серых тонов и доминирова ние чёрного цвета подчёркивает отсутствие жизнера – достности, пониженный тон настроения, большое коли  чество страхов, с которымы не может справиться ребё­  нок. Наоборот, яркие, светлые и насыщенные краскиуказывают на активный жизненный тонус и оптимизм.  Широкие мазки при рисовании красками, масштаб –  ность, отсутствие предварительных набросков и после  дующих, изменяющих первоночальный сюжет дорисо­  вок, показывают уверенность и решительность. Повы­  шенная возбудимость и особенно гиперактивность на­  ходят своё выражение в неустойчивости изображения, его смазанности или большом числе отчётливых, но   непересекающихся линий. В некоторых рисунках дети  рисовали очень мало, что говорит об их заторможен –  ности и беспокойстве. Такие дети предпочитают дру – гие виды деятельности.     Следующий этап рисования­направленное устране­  ние всех страхов, которым подвержен ребёнок. Проводится индивидуальная беседа, в которой выясня­ ется боится ли ребёнок одиночества, нападения (банди  тов), заболеть, умереть, смерти родителей, некоторых  людей, наказания, сказочных персонажей, темноты,  животных, транспорта, стихии, высоты, глубины,воды,  огня, врачей, крови. Составив список страхов каждого   ребёнка, учитель даёт задание нарисовать их.        Ни в коем случае нельзя торопить ребёнка с  выполнением задания, так как мысли о том, как изоб­  разить страх, подразумевают встречу с ним, контакт,  соприкосновение, что само по себе уменьшает остроту  его восприятия. В современных цивилизациях существует всё более  возрастающее число объектов, событий, условий, си –туации,которые пугают или потенциально могут быть  пугающими. Вероятно, именно этим можно объяснить тот  факт, что страх является предметом научного ис –  следования, познаний, чаще, чем какая­либо другая  эмоция.     Страх­это эмоция, которая может возникнуть в любом  возрастном периоде. Очень большая часть страхов  младших школьников лежит в области учеб­ ной  деятельности. Здоровые психически и физически дети с  радостью и нетерпением ждут начала школьной жизни.  Они быстро осваиваются в ней, не вызывая ни­ каких  невротических реакций на изменение своей жизни. Вместе с тем, есть дети, которые страдают нас­ тоящей школьной фобией.     Исследавания,которые были проведены показали, что  работая с тревожными детьми, следует учитывать их  особое, специфическое отношение к успеху, неуспе  ху,оценке и результату. Тревожные дети очень чувст –  вительны к результатам собственной деятельности,  боятся и избегают неуспеха. Им очень трудно оценить  результаты своей деятельности, они не могут сами ре­  шить, правильно сделали что­либо, а ждут этой оценки от  взрослого.      Достаточно высокий уровень тревожности характерен  для периода поступления в школу, осо­ бенно первых  месяцев учёбы. Однако, после адапта – ционного периода, который продолжается обычно в первой и второй  четверти положение меняется. Эмо­ циональное  самочувствие стабилизируется.Есть множество страхов, возникновение которых не  связано с учебной деятельностью. Опрошенные дети в  младшем школьном возрасте от 7 до 10 лет боятся:  оставаться одни дома, заболеть, умереть, сказочных  персонажей, темноты. Исследования показали, что число  страхов выше у девочек, чем у мальчиков (девочки более  чувствительны).Психологи выделяют способы  преодоления тревожности и страхов у детей. Для этого  существуют целые комплексы приёмов, уп­ ражнений.     В любом классе обязательно есть тревожные дети или  дети, которые испытывают страхи в различных областях  деятельности. Учитель, работая в таком клас­ се, должен  проводить работу по снятию школьной тревожности и  страхов. Занятия проводятся используя отдельные  методы и приёмы. Эта работа будет иметь эффект только при создании благоприятных условий в семье и школе, где поддерживаются хорошие условия для ребёнка со  стороны окружающих.