МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ учащихся 10 «А» класса 2016-2017 учебный год Классный руководитель Римашевская Марина Вячеславовна. Дорогой друг! Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и варианты ответов к нему. Подчеркни или обведи два варианта ответов, которые совпадают с твоим собственным мнением.
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
учащихся 10 «А» класса
20162017 учебный год
Классный руководитель Римашевская М.В.
Дата___________Ф. И.____________________
Дорогой друг!
Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и
варианты ответов к нему. Подчеркни два варианта ответов, которые
совпадают с твоим собственным мнением.
I блок
1. Обучение в школе и знания необходимы мне для...
а) получения образования;
б) поступления в ВУЗ;
в) будущей профессии;
г) ориентировки в жизни;
д) того, чтобы устроиться на работу.
2. Я бы не учился, если бы...
а) не было школы;
б) не жил в России;
в) не воля родителей;
г) не получал знания;
д) не жил.
3. Мне нравится, когда меня хвалят за...
а) хорошие отметки;
б) успехи в учебе;
в) приложенные усилия;
г) мои способности;
д) выполнение домашнего задания;
е) мои личные качества.
II блок
4. Мне кажется, что цель моей жизни...
а) работать, жить и наслаждаться жизнью;
б) закончить школу;
в) доставлять пользу людям;
г) обучение.5. Моя цель на уроке...
а) усвоить чтото новое;
б) пообщаться с друзьями;
в) слушать учителя;
г) получить хорошую оценку;
д) никому не мешать.
6. При планировании своей работы я...
а) тщательно обдумываю ее;
б) сравниваю ее с имеющимся у меня опытом;
в) сначала стараюсь понять ее суть;
г) стараюсь сделать это так, чтобы работа была выполнена полностью;
д) обращаюсь за помощью к старшим;
е) сначала отдыхаю.
III блок
7. Самое интересное на уроке – это...
а) общение с друзьями;
б) общение с учителем;
в) изучение новой темы;
г) объяснение учителем нового материала;
д) получать хорошие отметки;
е) отвечать устно.
8. Я изучаю материал добросовестно, если...
а) он для меня интересен;
б) у меня хорошее настроение;
в) меня заставляют;
г) мне не дают списать;
д) мне надо исправить плохую отметку;
е) я его хорошо понимаю.
9. Мне нравится делать уроки, когда...
а) ничто меня не отвлекает;
б) они несложные;
в) остается много свободного времени, чтобы погулять;
г) я хорошо понимаю тему;
д) нет возможности списать;
е) всегда, так как это необходимо для глубоких знаний.
IV блок
10. Учиться лучше меня побуждает (побуждают)...
а) деньги, которые я заработаю в будущем;б) родители и(или) учителя;
в) чувство долга;
г) низкие отметки;
д) желание получать знания;
е) общение.
11. Я более активно работаю на занятиях, если...
а) ожидаю одобрения окружающих;
б) мне интересна выполняемая работа;
в) мне нужна высокая отметка;
г) хочу больше узнать;
д) хочу, чтобы на меня обратили внимание;
е) изучаемый материал мне понадобится в дальнейшем.
12. Хорошие отметки – это результат...
а) моей упорной работы;
б) заискивания перед учителем;
в) подготовленности и внимания на уроках;
г) моего везения;
д) получения качественных знаний;
е) помощи родителей или друзей.
V блок
13. Мой успех при выполнении заданий на уроке зависит от...
а) настроения;
б) трудности заданий;
в) моих способностей;
г) приложенных усилий и старания;
д) моего везения;
е) внимания к объяснению учебного материала учителем.
14. Я буду активным на уроке, если...
а) хорошо знаю тему и понимаю учебный материал;
б) смогу справиться с предлагаемыми учителем заданиями;
в) считаю нужным всегда так поступать;
г) меня не будут ругать за ошибку;
д) я уверен, что отвечу хорошо;
е) иногда мне так хочется.
15. Если учебный материал мне не понятен (труден для меня), то я...
а) ничего не предпринимаю;
б) прибегаю к помощи товарищей;
в) мирюсь с ситуацией;
г) стараюсь разобраться во что бы то ни стало;д) надеюсь, что разберусь потом;
е) вспоминаю объяснение учителя и просматриваю записи, сделанные на
уроке.
VI блок
16. Сделав ощибку при выполнении задания, я...
а) выполняю его повторно, исправляя ошибки;
б) теряюсь;
в) прошу помощи у товарищей;
г) нервничаю;
д) продолжаю думать над ним;
е) отказываюсь от его выполнения.
17. Если я не знаю, как выполнить учебное задание, то я...
а) обращаюсь за помощью к товарищам;
б) отказываюсь от его выполнения;
в) думаю и рассуждаю;
г) списываю у товарища;
д) обращаюсь к учебнику;
е) огорчаюсь.
18. Мне не нравится выполнять учебные задания, если они...
а) требуют большого умственного напряжения;
б) не требуют усилий;
в) письменные;
г) не требуют сообразительности;
д) сложные и большие;
е) однообразные и не требуют логического мышления.
Ключ для показателей I, II, III мотивации
Номера
предложений и
баллы, им
соответствующие
1
2
3
4
5
6
7
8
Варианты ответов
а
5
0
2
3
5
5
1
3
б
4
3
2
0
1
3
3
1
в
4
0
5
4
3
5
5
0
г
3
5
2
5
2
3
4
0
д
4
4
5
0
0
2
2
Показатели
мотивации
I
II
III
е
3
1
3
59
0
3
1
3
0
5
Уровень
мотива
ции
I
II
III
IV
V
I
26–28
22–25
18–21
15–17
до 14
Показатели мотивации
II
24–27
20–23
15–19
9–14
до 8
III
22–25
17–21
13–16
7–12
до 6
Сумма баллов
итогового уровня
мотивации
7080
5769
4456
2943
до 28
Выявление основных мотивов у школьников 10 класса
Варианты ответов
Номера предложений
а)
б)
в)
г)
д)
е)
7
И
П
У
С
О
П
8
П
И
В
В
О
У
9
О
П
И
П
В
У
Условные обозначения мотивов:
У – учебный мотив;
С – социальный мотив;
П – позиционный мотив;
О – оценочный мотив;
И – игровой мотив;
В – внешний мотив.
Подсчет суммы баллов и выводы
Номера
предложений и
баллы, им
соответствующие
10
11
Варианты ответов
а
+5
5
б
5
+5
в
+5
5
г
5
+5
д
+5
5
е
5
+5
Показатели
мотивации
IV12
13
14
15
16
17
18
+5
5
+5
5
+5
+5
5
5
+5
5
+5
5
5
+5
+5
5
+5
5
+5
+5
5
5
+5
5
+5
5
5
+5
+5
5
5
5
+5
+5
5
5
+5
+5
+5
5
5
+5
V
VI