Методика_социометрия
Оценка 4.6

Методика_социометрия

Оценка 4.6
doc
27.05.2021
Методика_социометрия
Методика_социометрия.doc

Методика  «Социометрия».

Цель: изучить социометрический статус каждого ученика в классе, особенности взаимоотношений, состав группировок.

Ход выполнения: эксперимент проводится с учащимися всего класса. Каждому школьнику дается лист бумаги. В правом верхнем углу ученики пишут свою фамилию. Учащимся зачитывается один из вопросов и предлагается ответить на него, записав на листах фамилии трех одноклассников, можно также указать тех, кого ни в коем случае не хотели бы выбрать для совместной деятельности (не более 3-х отрицательных выборов), однако настаивать на этом не рекомендуется.

 

Варианты вопросов:

  1. Кого из одноклассников ты пригласил бы на день рождения?
  2. С кем из одноклассников ты отправился бы в опасное путешествие?
  3. С кем из одноклассников ты хотел бы сидеть за одной партой?
  4. С кем из одноклассников ты хотел бы играть на перемене? и т.п.

 

Обработка: I этап: определение социометрического статуса.

            По данным листов, заполненных школьниками, составляется матрица №1. Положительный выбор обозначается знаком «+», отрицательный выбор знаком «-».

Матрица №1

Кого выбирают

Кто выбирает

1

2

3

36

37

38

 

Учащиеся

 

 

 

 

 

 

 

1

Антонова

+

-

-

-

+

+

-

2

Буланова

+

-

+

+

 

-

+

3

Васильева

-

+

+

+

+

+

+

38

Яковлев

+

+

+

-

-

-

+

 

Сумма выборов

+

-

+

-

-

+

-

 

Анализ матрицы№1.

  1. Подсчитать для каждого ученика количество полученных положительных и отрицательных выборов.
  2. Определить количество взаимных выборов.
  3. Дать характеристику социометрического статуса школьников на основе полученных ими выборов, взаимных выборов и их соотношений: лидера(«звезды») – максимальное количество положительных выборов, «предпочитаемые» - достаточно больше количество положительных выборов, «принятые» - 2-3 положительных выбора, «изолированные» - нет никаких выборов, «отверженные» - получившие отрицательные выборы. Высказать предположения о возможных причинах того или иного статуса ученика.
  4. На основе матрицы №1 составить концентрическую социограмму, поместив в центральную окружность лидеров, в следующую – «предпочитаемых» и т.д., отверженных следует поместить за пределами последней окружности. Мальчиков обозначают треугольниками, девочек – кружками, поместив внутри номер, соответствующий фамилии по списку в матрице №1.
  5. Вычислить коэффициент взаимности выборов (КВ):

,

где А – общее количество выборов, сделанных в эксперименте, А1 – число взаимных выборов. Высокий показатель взаимности – 67-100%, средний показатель – 33-67%, низкий – 0-33%.

  1. Определить уровень благополучия межличностных отношений. Для этого следует сравнить количество учащихся, имеющих высокий и средний статус (лидеры и «предпочитаемые») с количеством учащихся, имеющих низкий статус («принятые», «изолированные», «отверженные»). Уровень благополучия считается высоким, если большинство учащихся имеет статус лидеров и «предпочитаемых», равно количеству учащихся с более низким статусом; низким, если число учащихся с низким статусом превышает число учащихся со средним и высоким статусом.
  2. Определить коэффициент изолированности (КИ). Для этого следует определить процент учащихся, имеющих статус «изолированных» и «отверженных». Чем выше КИ, тем ниже уровень благополучия межличностных отношений, тем хуже обстановка в классе. КИ считается высоким, начиная с 15%.

II этап: определение микрогрупп в классном коллективе. На основе матрицы №1 составляется матрица №2, которая показывает микро климат группы. Техника составления матрицы №2:

a)      Заготовить сетку. В ней провести из вершины левого в нижний правый угол диагональ, которой перечеркнуты клетки, соответствующие одному и тому же школьнику.

b)      Выделить в матрице №1 любого школьника, имеющего взаимный выбор с кем либо из учеников.

c)      Вписать, сохранив номер из 1-й матрицы, его фамилию и первую строчку и в первую колонку, поставив его сохранившийся номер.

d)      Во вторую строчку вписать фамилию ученика, оказавшего во взаимном выборе. Фамилию вписать под тем номером, под которым он значится в матрице №1. Этот же номер проставляется во 2-ой коленке.

e)      В клетках пересечения этих двух номеров поставить знак взаимного выбора.

f)       В следующих строчках и колонках вписываются фамилии и номера всех учеников, которые находятся во взаимном выборе с двумя предшествующими.

g)      После того, как исчерпан круг учащихся, которые находятся во взаимном выборе, знаки, проставленные в матрице, обводятся жирной линией. Учащиеся, оказавшиеся в пределах этой линии, составляют одну микрогруппу.

h)      Аналогичная работа проделывается с оставшимися учащимися в классе. В классе может быть несколько микрогрупп. Учащиеся, не имеющие взаимных выборов, записываются в конце матрицы.

Анализ матрицы №2.

1.      Определить количество микрогрупп в классе.

2.      Сопоставить официальные и неофициальные микрогруппы.

3.      Дать характеристику неофициальных микрогрупп: половой состав, причины объединения детей в микрогрппу, кто является лидером, на чем основано лидерство, каков характер отношений данной микрогруппы с другими  и т.д.

4.      На основе матрицы №2 составить социограмму произвольного вида, где выборы должны быть изображены простой стрелкой, отрицательные выборы – обоюдоострой стрелкой. При этом изображения учеников (треугольники и кружочек с номером) расположить так, чтобы микрогруппы выделялись.

 


Методика «Социометрия». Цель: изучить социометрический статус каждого ученика в классе, особенности взаимоотношений, состав группировок

Методика «Социометрия». Цель: изучить социометрический статус каждого ученика в классе, особенности взаимоотношений, состав группировок

Определить уровень благополучия межличностных отношений

Определить уровень благополучия межличностных отношений
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.05.2021