Методика «Социометрия».
Цель: изучить социометрический статус каждого ученика в классе, особенности взаимоотношений, состав группировок.
Ход выполнения: эксперимент проводится с учащимися всего класса. Каждому школьнику дается лист бумаги. В правом верхнем углу ученики пишут свою фамилию. Учащимся зачитывается один из вопросов и предлагается ответить на него, записав на листах фамилии трех одноклассников, можно также указать тех, кого ни в коем случае не хотели бы выбрать для совместной деятельности (не более 3-х отрицательных выборов), однако настаивать на этом не рекомендуется.
Варианты вопросов:
Обработка: I этап: определение социометрического статуса.
По данным листов, заполненных школьниками, составляется матрица №1. Положительный выбор обозначается знаком «+», отрицательный выбор знаком «-».
Матрица №1
№ |
Кого выбирают Кто выбирает |
1 |
2 |
3 |
… |
36 |
37 |
38 |
|
Учащиеся |
|
|
|
|
|
|
|
1 |
Антонова |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
2 |
Буланова |
+ |
- |
+ |
+ |
|
- |
+ |
3 |
Васильева |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
38 |
Яковлев |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
+ |
|
Сумма выборов |
+ |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
Анализ матрицы№1.
,
где А – общее количество выборов, сделанных в эксперименте, А1 – число взаимных выборов. Высокий показатель взаимности – 67-100%, средний показатель – 33-67%, низкий – 0-33%.
II этап: определение микрогрупп в классном коллективе. На основе матрицы №1 составляется матрица №2, которая показывает микро климат группы. Техника составления матрицы №2:
a) Заготовить сетку. В ней провести из вершины левого в нижний правый угол диагональ, которой перечеркнуты клетки, соответствующие одному и тому же школьнику.
b) Выделить в матрице №1 любого школьника, имеющего взаимный выбор с кем либо из учеников.
c) Вписать, сохранив номер из 1-й матрицы, его фамилию и первую строчку и в первую колонку, поставив его сохранившийся номер.
d) Во вторую строчку вписать фамилию ученика, оказавшего во взаимном выборе. Фамилию вписать под тем номером, под которым он значится в матрице №1. Этот же номер проставляется во 2-ой коленке.
e) В клетках пересечения этих двух номеров поставить знак взаимного выбора.
f) В следующих строчках и колонках вписываются фамилии и номера всех учеников, которые находятся во взаимном выборе с двумя предшествующими.
g) После того, как исчерпан круг учащихся, которые находятся во взаимном выборе, знаки, проставленные в матрице, обводятся жирной линией. Учащиеся, оказавшиеся в пределах этой линии, составляют одну микрогруппу.
h) Аналогичная работа проделывается с оставшимися учащимися в классе. В классе может быть несколько микрогрупп. Учащиеся, не имеющие взаимных выборов, записываются в конце матрицы.
Анализ матрицы №2.
1. Определить количество микрогрупп в классе.
2. Сопоставить официальные и неофициальные микрогруппы.
3. Дать характеристику неофициальных микрогрупп: половой состав, причины объединения детей в микрогрппу, кто является лидером, на чем основано лидерство, каков характер отношений данной микрогруппы с другими и т.д.
4. На основе матрицы №2 составить социограмму произвольного вида, где выборы должны быть изображены простой стрелкой, отрицательные выборы – обоюдоострой стрелкой. При этом изображения учеников (треугольники и кружочек с номером) расположить так, чтобы микрогруппы выделялись.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.