Методики для диагностики детей в ДОУ

  • docx
  • 28.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Методики для диагностики детей в ДОУ.docx

Методика «Узнавание фигур»

Инструкция 1: «Сейчас тебе будет предъявлено изображение фигур. У тебя есть всего несколько секунд, чтобы постараться запомнить как можно большее количество фигур».

Инструкция 2: «На следующем рисунке, выбери те, которые ты запомнил из первого рисунка».

СИТУМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ.

1

2

Обработка результатов теста

Экспериментатор отмечает и подсчитывает количество правильно и неправильно узнанных фигур. Уровень узнавания (Е) подсчитывается по формуле:

E = M / 9 + N, где

М – число правильно узнанных фигур,

N – число неправильно узнанных фигур.

Наиболее оптимальный уровень узнавания равен единице, поэтому, чем ближе результаты испытуемого к единице, тем лучше у него функционируют процессы узнавания наглядного материала. Аналогичным образом можно исследовать процессы узнавания другого материала: буквенного, цифрового, словесного.

 

 

 

 

 

Приложение 2.

Методика Н.В. Бабкиной «Графический узор»»

Инструкция: «Сейчас тебе будет предъявлено изображение узора. Тебе нужно его перерисовать в свой тетрадный лист и затем, продолжить его еще несколько раз».

 

СИТУМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ.

34

 

Приложение 3.

Методика Л.А. Венгер «Лабиринт»

Инструкция дается после того, как дети открыли первый листок тетради с вводной задачей.

"Перед вами полянка, на ней нарисованы дорожки и домики в конце каждой из них. Нужно правильно найти один домик и зачеркнуть его. Чтобы найти этот домик, надо посмотреть на письмо. (Экспери¬ментатор указывает на нижнюю часть страницы, где оно помещено.) В письме нарисовано, что надо идти мимо травки, мимо елочки, а потом мимо грибка, тогда найдете правильный домик. Найдите этот домик, а я посмотрю, не ошиблись ли".

Проверяющий смотрит, как решил задачу ребенок, и, если нужно, объясняет и исправляет ошибки.

Переходя ко второй задаче, проверяющий предлагает детям перевернуть листок и говорит:

"Здесь тоже два домика, и опять нужно найти домик. Но письмо тут другое: в нем нарисовано, как идти и куда поворачивать. Нужно опять идти от травки прямо, а потом повернуть в сторону".

Проверяющий при этих словах проводит рукой по чертежу в "письме". Решение задачи снова проверяется, ошибки объясняются и исправляются.

Затем идет решение основных задач. К каждой из них дается краткая дополнительная инструкция.

К задачам 1-2:

"В письме нарисовано, как надо идти, в какую сторону поворачивать. Начинайте двигаться от травки. Найдите нужный домик и зачеркните его".

К задаче 3:

"Смотрите на письмо. Надо идти от травки, мимо цветочка, потом мимо грибка, потом мимо березки, потом елочки. Найдите нужный домик и зачеркните его".

К задаче 4:

"Смотрите на письмо. Надо пройти от травки, сначала мимо березки, потом мимо грибка, мимо елочки, потом стульчика. Отметьте домик".

К задачам 5-6:

"Будьте очень внимательны. Смотрите на письмо, отыскивайте нужный домик и зачеркните его".

К задачам 7-10:

"Смотрите на письмо, в нем нарисовано, как нужно идти, около какого предмета поворачивать и в какую сторону. Будьте внимательны, отыщите нужный домик и зачеркните его".

 

СИТУМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ.

Вводные задачи

 


Задачи 1-2

а) полянка, б) первое письмо, в) второе письмо

 

а) полянка, б) первое письмо, в) второе письмо


Задачи 5-6

 

а) полянка, б) первое письмо, в) второе письмо


 

 

а) полянка, б) первое письмо, в) второе письмо


Задачи 9-10

 

 

а) полянка, б) первое письмо, в) второе письмо


 

Ключ к задачам 1-6 (номера домиков)

Ключ к задачам 9-10 (номера домиков)


Протокол к методике "Лабиринт"

Фамилия,

имя ребенка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Сумма

Примечания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4.

Опросник Л.И. Божович и Н.И. Гуткиной.

 

Вопросы для экспериментальной беседы по выявлению «внутренней позиции школьника»

1.                 Ты хочешь идти в школу? Почему?

2.                 Ты хочешь еще на год остаться в детском саду (дома)?

3.                 Какие занятия тебе больше всего нравились в детском саду? Почему?

4.                 Ты любишь, когда тебе читают книжки?

5.                 Ты сам (сама) просишь, чтобы тебе почитали книжку?

6.                 Какие у тебя любимые книжки?

7.                 Работу, которая у тебя не получается, ты стараешься выполнить или бросаешь ее?

8.                 Тебе нравятся школьные принадлежности?

9.                 Если тебе разрешат дома пользоваться школьными принадлежностями, а в школу

10.            разрешат не ходить, устроит ли это тебя? Почему?

11.            Если сейчас ты с ребятами будешь играть в школу, то кем бы ты хотел быть: учеником

12.            или учителем? Почему?

13.            В игре в школу что бы тебе хотелось: чтобы длиннее был урок или перемена? Почему?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5.

Психокоррекционная программа, направленная на повышение уровня готовности к обучению в школе, детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

Цель программы: организация коррекционно-развивающей среды для повышения готовности к школьному обучению детей младшего школьного возраста с ЗПР.

Задачи:

1.                 Диагностика состояния общей готовности к школьному обучению.

2.                 Развитие процессов внимания и узнавания.

3.                 Увеличение объема кратковременной зрительной памяти.

4.                 Развитие мелкой моторики и навыка ориентировки.

5.                 Развитие наглядно-образного мышления.

6.                 Развитие мотивационно-потрбеностной сферы.

Структура программы:

Программа включает в себя три этапа, различающихся по продолжительности и решаемым задачам:

1.Этап – ориентировочно-диагностический. В рамках данного этапа разработано 1 занятие, направленное на знакомство членов группы, актуализацию процессов взаимодействия в группе, повышение психологического настроя участников, стабилизацию психоэмоционального состояния, а также диагностику состояния готовности к школьному обучению и определение индивидуальных особенностей.

2.Этап – развивающий (4 занятия). На данном этапе проводится основная работа, по решению поставленных задач.

3.Этап – итоговый (1 занятия). На данном этапе проводится комплекс упражнений, направленных на закрепление полученных знаний, умений и навыков, проводится повторная диагностика, определяются перспективы дальнейшего развития программы.

Организация занятий:

1.                 уточнение проблемы, диагностика (одно занятие),

2.                 работа над проблемой (четыре занятия),

3.                 закрепление материала (одно занятие),

Структура занятия.

Все занятия программы имеют гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей детей и степени выраженности дефекта. Занятия построены на основе принципов системности и преемственности.

Все занятия программы построены следующим образом:

I. Организационный момент. Приветствие (2-5 минут). Выполняет функцию установления эмоционально-позитивного настроя на занятие, сброса инертности физического и психического самочувствия, вызывание интереса и привлечение внимания ребенка к совместному творчеству, настройка детей на активную работу в партнерстве.

II. Основная часть. Работа по развитию определенных навыков и умений (20-30 минут). В основную часть занятия входят арт-терапевтические и игровые упражнения, направленные на повышение готовности детей младшего школьного возраста с ЗПР к обучению в школе..

III. Прощание (3-5 минут). Направлено на закрепление приобретенного опыта и эмоционального состояния детей, подведение итогов, разбор того, что было усвоено на занятии.

Методы групповой психокоррекции: игротерапия (основной метод коррекции); дополнительные методы – арт-терапевтические средства.

Период проведения: с 1 сентября по 7 октября 2018.

Частота встреч: два раза в неделю: вторник, пятница.

Продолжительность занятий: 30-40 минут.

Состав группы: дети младшего школьного возраста с задержкой психического развития 6 лет.

Количество человек в группе: 7 человек.

Место проведения: кабинет психолога.