Методика «Узнавание фигур»
Инструкция 1: «Сейчас тебе будет предъявлено изображение фигур. У тебя есть всего несколько секунд, чтобы постараться запомнить как можно большее количество фигур».
Инструкция 2: «На следующем рисунке, выбери те, которые ты запомнил из первого рисунка».
СИТУМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ.
Обработка результатов теста
Экспериментатор отмечает и подсчитывает количество правильно и неправильно узнанных фигур. Уровень узнавания (Е) подсчитывается по формуле:
E = M / 9 + N, где
М – число правильно узнанных фигур,
N – число неправильно узнанных фигур.
Наиболее оптимальный уровень узнавания равен единице, поэтому, чем ближе результаты испытуемого к единице, тем лучше у него функционируют процессы узнавания наглядного материала. Аналогичным образом можно исследовать процессы узнавания другого материала: буквенного, цифрового, словесного.
Приложение 2.
Методика Н.В. Бабкиной «Графический узор»»
Инструкция: «Сейчас тебе будет предъявлено изображение узора. Тебе нужно его перерисовать в свой тетрадный лист и затем, продолжить его еще несколько раз».
СИТУМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ.
Приложение 3.
Методика Л.А. Венгер «Лабиринт»
Инструкция дается после того, как дети открыли первый листок тетради с вводной задачей.
"Перед вами полянка, на ней нарисованы дорожки и домики в конце каждой из них. Нужно правильно найти один домик и зачеркнуть его. Чтобы найти этот домик, надо посмотреть на письмо. (Экспери¬ментатор указывает на нижнюю часть страницы, где оно помещено.) В письме нарисовано, что надо идти мимо травки, мимо елочки, а потом мимо грибка, тогда найдете правильный домик. Найдите этот домик, а я посмотрю, не ошиблись ли".
Проверяющий смотрит, как решил задачу ребенок, и, если нужно, объясняет и исправляет ошибки.
Переходя ко второй задаче, проверяющий предлагает детям перевернуть листок и говорит:
"Здесь тоже два домика, и опять нужно найти домик. Но письмо тут другое: в нем нарисовано, как идти и куда поворачивать. Нужно опять идти от травки прямо, а потом повернуть в сторону".
Проверяющий при этих словах проводит рукой по чертежу в "письме". Решение задачи снова проверяется, ошибки объясняются и исправляются.
Затем идет решение основных задач. К каждой из них дается краткая дополнительная инструкция.
К задачам 1-2:
"В письме нарисовано, как надо идти, в какую сторону поворачивать. Начинайте двигаться от травки. Найдите нужный домик и зачеркните его".
К задаче 3:
"Смотрите на письмо. Надо идти от травки, мимо цветочка, потом мимо грибка, потом мимо березки, потом елочки. Найдите нужный домик и зачеркните его".
К задаче 4:
"Смотрите на письмо. Надо пройти от травки, сначала мимо березки, потом мимо грибка, мимо елочки, потом стульчика. Отметьте домик".
К задачам 5-6:
"Будьте очень внимательны. Смотрите на письмо, отыскивайте нужный домик и зачеркните его".
К задачам 7-10:
"Смотрите на письмо, в нем нарисовано, как нужно идти, около какого предмета поворачивать и в какую сторону. Будьте внимательны, отыщите нужный домик и зачеркните его".
СИТУМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ.
Вводные задачи
Задачи 1-2
а) полянка, б) первое письмо, в) второе письмо
а) полянка, б) первое письмо, в) второе письмо
Задачи 5-6
а) полянка, б) первое письмо, в) второе письмо
а) полянка, б) первое письмо, в) второе письмо
Задачи 9-10
а) полянка, б) первое письмо, в) второе письмо
Ключ к задачам 1-6 (номера домиков)
Ключ к задачам 9-10 (номера домиков)
Протокол к методике "Лабиринт"
№ |
Фамилия, имя ребенка |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Сумма |
Примечания |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 4.
Опросник Л.И. Божович и Н.И. Гуткиной.
Вопросы для экспериментальной беседы по выявлению «внутренней позиции школьника»
1. Ты хочешь идти в школу? Почему?
2. Ты хочешь еще на год остаться в детском саду (дома)?
3. Какие занятия тебе больше всего нравились в детском саду? Почему?
4. Ты любишь, когда тебе читают книжки?
5. Ты сам (сама) просишь, чтобы тебе почитали книжку?
6. Какие у тебя любимые книжки?
7. Работу, которая у тебя не получается, ты стараешься выполнить или бросаешь ее?
8. Тебе нравятся школьные принадлежности?
9. Если тебе разрешат дома пользоваться школьными принадлежностями, а в школу
10. разрешат не ходить, устроит ли это тебя? Почему?
11. Если сейчас ты с ребятами будешь играть в школу, то кем бы ты хотел быть: учеником
12. или учителем? Почему?
13. В игре в школу что бы тебе хотелось: чтобы длиннее был урок или перемена? Почему?
Приложение 5.
Психокоррекционная программа, направленная на повышение уровня готовности к обучению в школе, детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Цель программы: организация коррекционно-развивающей среды для повышения готовности к школьному обучению детей младшего школьного возраста с ЗПР.
Задачи:
1. Диагностика состояния общей готовности к школьному обучению.
2. Развитие процессов внимания и узнавания.
3. Увеличение объема кратковременной зрительной памяти.
4. Развитие мелкой моторики и навыка ориентировки.
5. Развитие наглядно-образного мышления.
6. Развитие мотивационно-потрбеностной сферы.
Структура программы:
Программа включает в себя три этапа, различающихся по продолжительности и решаемым задачам:
1.Этап – ориентировочно-диагностический. В рамках данного этапа разработано 1 занятие, направленное на знакомство членов группы, актуализацию процессов взаимодействия в группе, повышение психологического настроя участников, стабилизацию психоэмоционального состояния, а также диагностику состояния готовности к школьному обучению и определение индивидуальных особенностей.
2.Этап – развивающий (4 занятия). На данном этапе проводится основная работа, по решению поставленных задач.
3.Этап – итоговый (1 занятия). На данном этапе проводится комплекс упражнений, направленных на закрепление полученных знаний, умений и навыков, проводится повторная диагностика, определяются перспективы дальнейшего развития программы.
Организация занятий:
1. уточнение проблемы, диагностика (одно занятие),
2. работа над проблемой (четыре занятия),
3. закрепление материала (одно занятие),
Структура занятия.
Все занятия программы имеют гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей детей и степени выраженности дефекта. Занятия построены на основе принципов системности и преемственности.
Все занятия программы построены следующим образом:
I. Организационный момент. Приветствие (2-5 минут). Выполняет функцию установления эмоционально-позитивного настроя на занятие, сброса инертности физического и психического самочувствия, вызывание интереса и привлечение внимания ребенка к совместному творчеству, настройка детей на активную работу в партнерстве.
II. Основная часть. Работа по развитию определенных навыков и умений (20-30 минут). В основную часть занятия входят арт-терапевтические и игровые упражнения, направленные на повышение готовности детей младшего школьного возраста с ЗПР к обучению в школе..
III. Прощание (3-5 минут). Направлено на закрепление приобретенного опыта и эмоционального состояния детей, подведение итогов, разбор того, что было усвоено на занятии.
Методы групповой психокоррекции: игротерапия (основной метод коррекции); дополнительные методы – арт-терапевтические средства.
Период проведения: с 1 сентября по 7 октября 2018.
Частота встреч: два раза в неделю: вторник, пятница.
Продолжительность занятий: 30-40 минут.
Состав группы: дети младшего школьного возраста с задержкой психического развития 6 лет.
Количество человек в группе: 7 человек.
Место проведения: кабинет психолога.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.