Цель – изучить уровень благоприятности или не благоприятности студенческого (ученического или педагогического) коллектива.
Социально-психологический климат - это преобладающий и относительно устойчивый психический настрой коллектива, который находит многообразные формы проявления во всей его жизнедеятельности.
Оценка уровняпсихологического климата коллектива
(А.Н. Лутошкин)
Кандидат психологических наук, лауреат премии Ленинского комсомола.
Инструкция: «Используя схему, следует прочесть сначала предложение слева, затем справа и после этого знаком «+» отметить в средней части листа ту оценку, которая наиболее соответствует истине».
Надо иметь в виду, что оценки означают:
+3 – свойство, указанное слева, проявляется в данном коллективе всегда;
+2 – свойство проявляется в большинстве случаев;
+1 – свойство проявляется достаточно часто;
0 – ни это, ни противоположное (указанное справа) свойства не проявляются достаточно ясно, или то и другое проявляются в одинаковой степени;
– 1 – достаточно часто проявляется противоположное свойство (указанное справа);
– 2 – свойство проявляется в большинстве случаев;
– 3 – свойство проявляется всегда.
Положительные особенности | +3 | +2 | +1 | 0 | -1 | -2 | -3 | Отрицательные особенности |
1.Преобладает бодрое и жизнерадостное настроение |
| Преобладает подавленное настроение, пессимистический тон | ||||||
2. Преобладают доброжелательность во взаимоотношениях, взаимные симпатии | Преобладает конфликтность в отношениях, агрессивность, антипатии | |||||||
3. В отношениях между группами внутри коллектива существует взаимное расположение и понимание | Группировки конфликтуют между собой | |||||||
4. Членам коллектива нравится быть вместе, участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время | Члены коллектива проявляют безразличие к более тесному общению, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности | |||||||
5.Успех или неудачи отдельных членов коллектива вызывают сопереживание, участие всех членов коллектива | Успехи и неудачи членов коллектива оставляют равнодушными остальных, а иногда вызывают зависть и злорадство | |||||||
6.Преобладают одобрение и поддержка, упрёки и критика высказываются с добрыми побуждениями | Критические замечания носят характер явных и скрытых выпадов | |||||||
7.Члены коллектива с уважением относятся к мнению друг друга | В коллективе каждый считает своё мнение главным и нетерпим к мнениям товарищей | |||||||
8.В трудные для коллектива минуты происходит эмоциональное единение по принципу <один за всех и все за одного> | В трудных случаях коллектив <раскисает>, появляется растерянность, возникают ссоры, взаимные обвинения | |||||||
9. Достижения или неудачи коллектива переживаются всеми как свои собственные | Достижения или неудачи всего коллектива не находят отклика у его отдельных представителей | |||||||
10. Коллектив участливо и доброжелательно относится к новым членам, старается помочь им освоиться | Новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним нередко проявляется враждебность | |||||||
11. Коллектив активен, полон энергии | Коллектив пассивен, инертен | |||||||
12. Коллектив быстро откликается, если нужно сделать полезное дело | Коллектив невозможно поднять на совместное дело, каждый думает только о собственных интересах | |||||||
13. В коллективе существует справедливое отношение ко всем членам, здесь поддерживают слабых, выступают в их защиту | Коллектив разделяется на <привилегированных> и <пренебрегаемых>, здесь презрительно относятся к слабым, высмеивают их | |||||||
14. У членов коллектива проявляется чувство гордости за свой коллектив, если его отмечают руководители | К похвалам и поощрениям коллектива здесь относятся равнодушно |
Обработка и интерпретация результатов
1. Сложить все абсолютные величины сначала (+), потом (-) оценок, данных каждым участником опроса. Затем из большей величины вычесть меньшую.Получается цифра с положительным или отрицательным знаком.2. Все индивидуальные значения сложить и разделить на количество отвечающих. Полученную цифру сравнить с «ключом».
Ключ:
+22 и более – высокая степень благоприятности социально-психологического климата;От +8 до +21 – средняя степень благоприятности социально-психологического климата;От 0 до +8 – низкая степень благоприятности социально-психологического климата;От 0 до – 8 – начальная неблагоприятность социально-психологического климата;От 8 до – 10 – средняя неблагоприятность;От 10 и ниже в отрицательные значения – сильная неблагоприятность социально-психологического климата.
Такой подсчет можно сделать по каждому свойству:
1. Записать, а затем сложить оценки, данные отдельному свойству каждым участником опроса;2. Полученную цифру разделить на число участников: получаем индексы по каждому свойству.3. Проранжировать показатели по степени убывания величины индексов. Таким образом, выявляются свойства, способствующие сплоченности коллектива (положительные индексы) или противодействующие (отрицательные индексы). При многократном исследовании можно проследить динамику развития групповой сплоченности, а также изменение вклада в неё каждого диагностируемого свойства.
Цель – изучить степень удовлетворенности психологическим климатом в педагогическом коллективе.
Оценка психологического климата в педагогическом коллективе
(Р.Х. Шакуров)
Советский и российский психолог, доктор психологических наук, профессор (1980), действительный член АПН СССР (1989).
Инструкция: Чтобы ответить на эти вопросы, просит отметить каждый пункт соответствующей оценкой:
5 – если Вы полностью удовлетворены;
4 – скорее удовлетворены;
3 – трудно сказать;
2 – скорее неудовлетворенны;
1 – совершенно неудовлетворенны.
№ | В какой степени Вы удовлетворены: | Оценка |
1 | Вашей работой в данном образовательном учреждении |
|
2 | Вашими взаимоотношениями с коллегами | |
3 | Заботой администрации об удовлетворении Ваших нужд | |
4 | Готовностью коллег оказать помощь в работе | |
5 | Настроением в коллективе (его жизнерадостностью, оптимизмом) | |
6 | Культурной и интеллектуальной атмосферой в коллективе | |
7 | Тем, в какой мере администрация прислушивается к Вашим замечаниям и предложениям, касающимся работы образовательного учреждения | |
8 | Культурно-массовыми мероприятиями, совместным отдыхом. | |
9 | Тем, насколько доброжелательно и объективно оценивается Ваша работа | |
10 | Отношением коллектива к работе | |
11 | Организованностью и порядком работы образовательного учреждения | |
12 | Творческой атмосферой в коллективе | |
13 | Вашими взаимоотношениями с руководителями. | |
14 | Согласованностью и единством действий педагогов | |
15 | Отношением воспитанников (учащихся) к образовательному учреждению. | |
16 | Учебно-материальной базой. | |
17 | Отсутствием «формализма и показухи» в работе. | |
18 | Заработной платой. |
При возможности выбора места работы в любой другой школе (ДОУ, УДОД) выберете ли Вы ту школу (ДОУ, УДОД), в которой сейчас работаете? Уйдете в другое место?
Ответы: (нужное подчеркнуть)
Обязательно выберу свою школу (ДОУ, УДОД);
Не знаю;
Обязательно уйду в другое место.
Обработка данных: По каждому пункту подсчитывается среднеарифметический балл.
Изучение уровня эмоционального выгорания в педагогическом коллективе
(В.В.Бойко)
Цель обследования: определить уровень нервно-психической устойчивости и симптомы «эмоционального выгорания» педагогов.
Доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии и медицинской деонтологии (СПбИНСТОМ)
ТЕКСТ ОПРОСНИКА
Если вы являетесь профессионалом в какой-либо сфере взаимодействия с людьми, вам будет интересно увидеть, в какой степени у вас сформировалась психологическая защита в форме эмоционального выгорания. Читайте по-одному суждения и ставьте в бланке ответов «+», если Вы согласны с данным утверждением и «-», если нет. Примите во внимание, что, если в формулировках опросника идет речь о партнерах, то имеются в виду субъекты Вашей профессиональной деятельности - пациенты, клиенты, потребители, заказчики, учащиеся и другие люди, с которыми вы ежедневно работаете.
1. Организационные недостатки на работе постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться.2. Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.3. Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место).4. Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее).5. Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит от моего настроения - хорошего или плохого.6. От меня как профессионала мало зависит благополучие партнеров.7. Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа 2-3) мне хочется побыть наедине, чтобы со мной никто не общался.8. Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие).9. Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует профессиональный долг.10. Моя работа притупляет эмоции.11. Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе.12. Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой.13. Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения.14. Работа с людьми приносит все меньше удовлетворения.15. Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.16. Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь.17. Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты.18. Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером.19. Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше.20. Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимание партнеру меньше, чем положено.
21. Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение.22. Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров.23. Общение с партнерами побудило меня сторониться людей.24. При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение.25. Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций.26. Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами.27. Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной.28. У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все, как надо, не сократят ли и т. п.29. Если партнер мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания.30. В общении на работе я придерживаюсь принципа: "не делай людям добра, не получишь зла".31. Я охотно рассказываю домашним о своей работе.32. Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты).33. Порой я чувствую, что надо проявить к партнеру эмоциональную отзывчивость, но не могу.34. Я очень переживаю за свою работу.35. Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности.36. При мысли о работе мне обычно становится не по себе: начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль.37. У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным руководителем.38. Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям.39. Последнее время (или как всегда) меня преследуют неудачи в работе.40. Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние.
41. Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно.42. Я разделяю деловых партнеров (субъектов деятельности) хуже, чем обычно.43. Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми.44. Я обычно проявляю интерес к личности партнера помимо того, что касается дела.45. Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении.46. Я иногда ловлю себя на том, что работаю с партнерами автоматически, без души.47. По работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого.48. После общения с неприятными партнерами у меня бывает ухудшение физического или психического самочувствия.49. На работе я испытываю постоянные физические или психологические перегрузки.50. Успехи в работе вдохновляют меня.51. Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется безысходной (почти безысходной).52. Я потерял покой из-за работы.53. На протяжении последнего года была жалоба (были жалобы) в мой адрес со стороны партнера (ов).54. Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего с партнерами я не принимаю близко к сердцу.55. Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции.56. Я часто работаю через силу.57. Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам, чем теперь.58. В работе с людьми руководствуюсь принципом: не трать нервы, береги здоровье.59. Иногда иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать.60. После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание.
61. Контингент партнеров, с которым я работаю, очень трудный.62. Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю.63. Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив.64. Я в отчаянии из-за того, что на работе у меня серьезные проблемы.65. Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мной.66. Я осуждаю партнеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание.67. Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил заниматься домашними делами.68. Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился.69. Состояния, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют.70. Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций.71. Работа с людьми (партнерами) очень разочаровала меня.72. Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства.73. Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко.74. Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств.75. Моя карьера сложилась удачно.76. Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой.77. Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел бы видеть и слышать.78. Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям (партнерам), забывая о собственных интересах.79. Моя усталость на работе обычно мало сказывается (никак не сказывается) в общении с домашними и друзьями.80. Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил.81. Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе.82. Ко всему (почти ко всему), что происходит на работе я утратил интерес, живое чувство.83. Работа с людьми плохо повлияла на меня как профессионала - обозлила, сделала нервным, притупила эмоции.84. Работа с людьми явно подрывает мое здоровье.
ОБРАБОТКА ДАННЫХ
Каждый вариант ответа предварительно оценен компетентными судьями тем или иным числом баллов - указывается в "ключе" рядом с номером суждения в скобках. Это сделано потому, что признаки, включенные в симптом, имеют разное значение в определении его тяжести. Максимальную оценку - 10 баллов получил от судей признак, наиболее показательный для симптома. В соответствии с "ключом" осуществляются следующие подсчеты:
1) определяется сумма баллов раздельно для каждого из 12 симптомов "выгорания",
2) подсчитывается сумма показателей симптомов для каждой из 3-х фаз формирования "выгорания",
"НАПРЯЖЕНИЕ"1. Переживание психотравмирующих обстоятельств:1 (2), 13 (3), 25 (2), -37 (3), 49 (10), 61 (5), -73 (5)2. Неудовлетворенность собой:-2 (3), 14 (2), 26 (2), -38 (10), -50 (5), 62 (5), 74 (3)3. " Загнанность в клетку":3 (10), 15 (5), 27 (2), 39 (2), 51 (5), 63 (1), -75 (5)4. Тревога и депрессия: 4 (2). 16 (3), 28 (5), 40 (5), 52 (10), 64 (2), 76 (3)
"РЕЗИСТЕНЦИЯ"1. Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование:5 (5), -17 (3), 29 (10). 41 (2), 53 (2), 65 (3), 77 (5)2. Эмоционально-нравственная дезориентация:6 (10), -18 (3), 30 (3), ' 42 (5), 54 (2), 66 (2), -78 (5)3. Расширение сферы экономии эмоций:7 (2), 19 (10), -31 (2), 43 (5), 55 (3), 67 (3), -79 (5)4. Редукция профессиональных обязанностей:8 (5), 20 (5), 32 (2), -44 (2), 56 (3), 68 (3), 80 (10)
"ИСТОЩЕНИЕ"1. Эмоциональный дефицит:9 (3), 21 (2), 33 (5), -45 (5), 57 (3), -69 (10), 81 (2)2. Эмоциональная отстраненность:10 (2), 22 (3), -34 (2), 46 (3), 58 (5), 70 (5), 82 (10)3. Личностная отстраненность (деперсонализация):11 (5), 23 (3). 35 (3), 47 (5), 59 (5), 71 (2), 83 (10)4. Психосоматические и психовегетативные нарушения:12 (3), 24 (2), 36 (5), 48 (3), 60 (2), 72 (10), 84 (5)
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
Предложенная методика дает подробную картину синдрома "эмоционального выгорания".
Определение выраженности симптомов.
Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов:
9 и менее баллов - не сложившийся симптом,
10-15 баллов - складывающийся симптом,
16 и более - сложившийся.
Симптомы с показателями 20 и более баллов относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме "эмоционального выгорания".
Методика позволяет увидеть ведущие симптомы " выгорания". Существенно важно отметить, к какой фазе формирования стресса относятся доминирующие симптомы и в какой фазе их наибольшее число.
Определение сформированности фаз развития стресса.
В каждой из фаз оценка возможна в пределах от 0 до 120 баллов. Однако сопоставление баллов, полученных для фаз, не правомерно, ибо не свидетельствует об их относительной роли или вкладе в синдром. Дело в том, что измеряемые в них явления существенно разные - реакция на внешние и внутренние факторы, приемы психологической защиты, состояние нервной системы. По количественным показателям правомерно судить только о том, насколько каждая фаза сформировалась, какая фаза сформировалась в большей или меньшей степени: - 36 и менее баллов - фаза не сформировалась;- 37-60 баллов - фаза в стадии формирования;- 61 и более баллов - сформировавшаяся фаза.
Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома "выгорания", можно дать достаточно объемную характеристику личности и, что не менее важно, наметить индивидуальные меры профилактики и психокоррекции. Освещаются следующие вопросы:- какие симптомы доминируют;- какими сложившимися и доминирующими симптомами сопровождается "истощение";- объяснимо ли "истощение" (если оно выявлено) факторами профессиональной деятельности, вошедшими в симптоматику "выгорания", или субъективными факторами;- какой симптом (какие симптомы) более всего отягощают эмоциональное состояние личности;- в каких направлениях надо влиять на производственную обстановку, чтобы снизить нервное напряжение;- какие признаки и аспекты поведения самой личности подлежат коррекции, чтобы эмоциональное "выгорание" не наносило ущерба ей, профессиональной деятельности и партнерам.
Изучение реактивной и личной тревожности
(Спилбергер-Ханин)
Цель - выявить уровень реактивной и личностной тревожности у педагогов.
Американский психолог, специалист по проблемам клинической психологии, психометрики, психологии личности, эмоций и стресса
Тест Спилбергера-Ханина принадлежит к числу методик, исследующих психологический феномен тревожности. Этот опросник состоит из 20 высказываний, относящихся к тревожности как состоянию (состояние тревожности, реактивная или ситуативная тревожность) и из 20 высказываний на определение тревожности как диспозиции, личностной особенности (свойство тревожности). Что понимает Спилбергер под обеими мерами тревожности видно из следующей цитаты: «Состояние тревожности характеризуется субъективными, сознательно воспринимаемыми ощущениями угрозы и напряжения, сопровождаемыми или связанными с активацией или возбуждением автономной нервной системы». Тревожность как черта личности, по-видимому, означает мотив или приобретенную поведенческую диспозицию, которая обязывает индивида к восприятию широкого круга объективно безопасных обстоятельств, как содержащих угрозу, побуждая реагировать на них состояниями тревоги, интенсивность которых не соответствует величине реальной опасности. Шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера является единственной методикой, позволяющей дифференцированно измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние. В нашей стране употребляется в модификации Ю.Л. Ханина (1976), которая им же была адаптирована к русскому языку. Реактивная (ситуативная) тревожность — состояние субъекта в данный момент времени, которая характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью в данной конкретной обстановке. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на экстремальную или стрессовую ситуацию, может быть разным по интенсивности и динамичным во времени.
Инструкция к тесту ситуативной тревожности:
Прочитайте внимательно каждое из приведенных предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь. Обычно первый ответ, который приходит в голову, является наиболее правильным, адекватным Вашему состоянию.
| Суждение | нет, это не так | пожалуй, так | верно | совершенно верно |
1 | Я спокоен | 1 | 2 | 3 | 4 |
2 | Мне ничто не угрожает | ||||
3 | Я нахожусь в напряжении | ||||
4 | Я внутренне скован | ||||
5 | Я чувствую себя свободно | ||||
6 | Я расстроен | ||||
7 | Меня волнуют возможные неудачи | ||||
8 | Я ощущаю душевный покой | ||||
9 | Я встревожен | ||||
10 | Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения | ||||
11 | Я уверен в себе | ||||
12 | Я нервничаю | ||||
13 | Я не нахожу себе места | ||||
14 | Я взвинчен | ||||
15 | Я не чувствую скованности, напряжения | ||||
16 | Я доволен | ||||
17 | Я озабочен | ||||
18 | Я слишком возбужден и мне не по себе | ||||
19 | Мне радостно | ||||
20 | Мне приятно |
Таблица 1
Бланк ответов по шкале ситуативной (реактивной) тревожности
Таблица 1 (Ситуативная) | Шкала ситуативной тревожности | Таблица 2 (Личностная) | Шкала личностной тревожности |
Номер | Баллы за ответы | Номер | Баллы за ответы |
1 | 4 3 2 1 | 1 | 4 3 2 1 |
2 | 2 | 1 2 3 4 | |
3 | 1 2 3 4 | 3 | 4 3 2 1 |
4 | 4 | 1 2 3 4 | |
5 | 4 3 2 1 | 5 | |
6 | 1 2 3 4 | 6 | 4 3 2 1 |
7 | 7 | ||
8 | 4 3 2 1 | 8 | 1 2 3 4 |
9 | 1 2 3 4 | 9 | |
10 | 4 3 2 1 | 10 | 4 3 2 1 |
11 | 11 | 1 2 3 4 | |
12 | 1 2 3 4 | 12 | |
13 | 13 | ||
14 | 14 | ||
15 | 4 3 2 1 | 15 | |
16 | 16 | 4 3 2 1 | |
17 | 1 2 3 4 | 17 | 1 2 3 4 |
18 | 18 | ||
19 | 4 3 2 1 | 19 | 4 3 2 1 |
20 | 20 | 1 2 3 4 |
ОБРАБОТКА
Баллы по каждой из шкал начисляются в соответствии с ключом.
Ключ к методике:
Подсчитывается общее количество баллов по каждой из шкал, показатели сравниваются с нормативными.
- до 30 баллов – тревожность отсутствует; - от 31 до 44 баллов – умеренная тревожность; - 45 и более – выраженная тревожность.
| Суждение | Никогда | почти никогда | часто | почти всегда |
1 | У меня бывает приподнятое настроение | 1 | 2 | 3 | 4 |
2 | Я бываю раздражительным | ||||
3 | Я легко могу расстроиться | ||||
4 | Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие | ||||
5 | Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть | 1 | 2 | 3 | 4 |
6 | Я чувствую прилив сил, желание работать | 1 | 2 | 3 | 4 |
7 | Я спокоен, хладнокровен и собран | ||||
8 | Меня тревожат возможные трудности | ||||
9 | Я слишком переживаю из-за пустяков | ||||
10 | Я бываю вполне счастлив | ||||
11 | Я все принимаю близко к сердцу | ||||
12 | Мне не хватает уверенности в себе | ||||
13 | Я чувствую себя беззащитным | ||||
14 | Я стараюсь избегать критических ситуаций | ||||
15 | У меня бывает хандра | ||||
16 | Я бываю доволен | ||||
17 | Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня | ||||
18 | Бывает, что я чувствую себя неудачником | ||||
19 | Я уравновешенный человек | ||||
20 | Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах |
Таблица 2
Бланк ответов по шкале личностной тревожности
Цель: определить степень удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в коллективе и своим положением в нем.
Ход проведения. Педагогам предлагается прочитать включенные в тест утверждения и с помощью шкалы оценок выразить степень своего согласия с ними. Для этого педагогу следует поставить напротив каждого утверждения одну из пяти цифр, которая означает ответ, соответствующий его точке зрения.
Цифры означают следующие ответы:
4 – совершенно согласен;
3 – согласен;
2 – трудно сказать;
1 – не согласен;
о – совершенно не согласен.
№ | Утверждение | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
1 | Я удовлетворен(а) своей учебной нагрузкой |
| ||||
2 | Меня устраивает составленное расписание уроков | |||||
3 | Мое рабочее время благодаря собственным усилиям и действиям администрации тратится рационально | |||||
4 | Меня устраивает работа кафедры (методического объединения) и мое участие в ней | |||||
5 | У меня существует реальная возможность повышать свое профессиональное мастерство, проявлять творчество и способности | |||||
6 | Я испытываю потребность в профессиональном и личностном росте и стараюсь ее реализовать | |||||
7 | Мои достижения и успехи замечаются администрацией и педагогами | |||||
8 | Мне нравится, что в «Дегтярёвце» идет научно-методический поиск | |||||
9 | У меня сложились с коллегами неконфликтные отношения | |||||
10 | Я ощущаю в работе поддержку своих коллег | |||||
11 | Мне кажется, что администрация справедливо оценивает результаты моей работы | |||||
12 | Я ощущаю доброжелательное отношение к себе со стороны администрации | |||||
13 | Я комфортно чувствую себя в среде учащихся | |||||
14 | Я удовлетворен(а) отношением учащихся ко мне и моему предмету | |||||
15 | В большинстве случаев я испытываю чувство взаимопонимания в контактах с родителями учащихся | |||||
16 | Мне кажется, что родители разделяют и поддерживают мои педагогические требования | |||||
17 | Мне нравится мой кабинет, оборудование и условия работы в нем | |||||
18 | Меня устраивает сложившийся нравственно-психологический климат в учебном заведении | |||||
19 | На мой взгляд, созданная в нашем учебном заведении система научно-методического обеспечения способствует повышению моего профессионального мастерства | |||||
20 | Я доволен размером заработной платы и своевременностью ее выплаты |
Обработка полученных результатов. Показателем удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении (У) является частное от деления общей суммы баллов всех ответов педагогов на общее количество ответов. Принято считать, что если коэффициент У равен или больше 3, то можно констатировать высокий уровень удовлетворенности; если он равен или больше 2, то это свидетельствует о средней степени удовлетворенности, если же данный коэффициент меньше 2, то можно предположить, что существует низкая степень удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в коллективе и своим положением в нем.
Наряду с выявлением общей удовлетворенности целесообразно определить, насколько удовлетворены педагоги такими аспектами жизнедеятельности образовательного учреждения, как:
– организация труда (утверждения 1–4);
– возможность проявления и реализации профессиональных и других личностных качеств педагога (5–8);
– отношения с учителями и администрацией учебного за ведения (9–12);
– отношения с учащимися и их родителями (13–16);
– обеспечение деятельности педагога (17–20).
Коэффициент удовлетворенности педагогов перечисленными аспектами жизнедеятельности определяется с помощью тех же вычислительных операций, но подсчитывается сумма баллов и количество ответов лишь по тем утверждениям, которые соответствуют изучаемому аспекту.
МОТИВАЦИЯ УСПЕХА И БОЯЗНЬ НЕУДАЧИ
(А. А. РЕАН)
Цель: определение поведения: желание добиться успеха или избежать неудачи.
Российский психолог, общественный деятель; специалист в области психологии личности, социальной и педагогической психологии. Доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО, академик РАО по отделению психологии и возрастной физиологии.
Инструкция. Отвечая на нижеприведенные вопросы, необходимо выбрать ответ "да" или "нет". Если Вы затрудняетесь с ответом, то вспомните, что "да" объединяет как явное "да", так и "скорее да, чем нет". То же относится и к ответу "нет": он объединяет явное "нет" и "скорее нет, чем да". Отвечать на вопросы следует быстро, не задумываясь надолго. Ответ, который первый приходит в голову, как правило, является и наиболее точным.
Текст опросника
1. Включаясь в работу, надеюсь на успех.2. В деятельности активен.3. Склонен к проявлению инициативы.4. При выполнении сложных заданий стараюсь, по возможности, найти причины отказаться от них.5. Часто выбираю крайности: либо занижено легкие задания, либо нереально трудные.6. При встрече с препятствиями, как правило, не отступаю, а ищу способы их преодоления.7. При чередовании успехов и неудач склонен к переоценке своих успехов.8. Продуктивность деятельности в основном зависит от моей целеустремленности, а не от внешнего контроля.9. При выполнении достаточно трудных заданий в условиях ограниченного времени продуктивность моей деятельности снижается.10. Я склонен проявлять настойчивость в достижении цели.11. Я склонен планировать свое будущее на достаточно отдаленную перспективу.12. Если рискую, то с умом, а не бесшабашно.13. Я не очень настойчив в достижении цели, особенно если отсутствует внешний контроль.14. Предпочитаю ставить перед собой средние по трудности или слегка завышенные, но достижимые цели.15. В случае неудачи при выполнении задания его привлекательность для меня снижается.16. При чередовании успехов и неудач я больше склонен к переоценке своих неудач.17. Предпочитаю планировать свое будущее лишь на ближайшую перспективу.18. При работе в условиях ограниченного времени продуктивность моей деятельности увеличивается, даже если задание достаточно трудное.19. В случае неудачи я, как правило, не отказываюсь от поставленной цели.20. Если я сам выбрал для себя задание, в случае неудачи его привлекательность для меня только возрастает.
Ключ к опроснику:
один балл испытуемый получает за ответ «да» на вопросы: 1-3, 6, 8, 10-12, 14, 16, 18-20 и ответы «нет» на вопросы 4, 5, 7, 9, 13, 15, 17.Подсчитывается общее количество баллов.
Выводы
1-7 баллов — диагностируется мотивация на неудачу (боязнь неудачи).8-13 баллов — мотивационный полюс не выражен. Оценивается близость полученного испытуемым балла к тому или иному полюсу.14-20 баллов — диагностируется мотивация на успех (надежда на успех).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.