Методики изучения школьной адаптации
Оценка 4.7

Методики изучения школьной адаптации

Оценка 4.7
Документация +1
docx
психологическая работа +1
1 кл—5 кл
14.02.2017
Методики изучения школьной адаптации
В материале дается описание методик изучения школьной адаптации и дезадаптации, т.к. наблюдение. Результаты наблюдения с помощью данных оценочных шкал сводятся в таблицу. Составляется карта школьной адаптации. В целях изучения тревожности детей, связанной со школьным обучением, используются два опросника «Школьная тревожность», которые заполняются учителями и родителями.
Методики изучения школьной адаптации.docx
Методики изучения школьной адаптации и дезадаптации. Наблюдение – наиболее распространённый и незаменимый метод в работе с  первоклассниками, хотя он может применяться в изучении развития детей любого возраста.  Наблюдения бывают сплошными, когда исследователя интересуют все особенности поведения  ребёнка, но чаще применяется выборочное, когда фиксируются только некоторые из них.  Использование метода наблюдения должно отвечать ряду требований. Это чётко поставленная  цель, разработка схемы наблюдения (что видеть, как это фиксировать), систематичность  наблюдения (в эпизодических наблюдениях можно выявить только случайные моменты, зависящие  от сиюминутного состояния ребёнка и не показывающие закономерностей его развития),  объективность наблюдения (описывается сам факт, а не его толкование наблюдателем). Сложность в организации наблюдения в период адаптации к школьному обучению состоит в том,  что приходится наблюдать одновременно за поведением 20 и более учащихся.  В процессе первичного наблюдения, проводимого на двух – четырёх уроках и переменах между  ними (иногда и после уроков), регистрируются все исключительные случаи, т.е. такое поведение  ребёнка, которое так или иначе выделяет его из общей массы детей. Приведём примеры. 1. Все дети сидят тихо и внимательно слушают учителя, а кто­то начинает ёрзать, суетиться,  вертеться, разговаривать, встаёт из­за парты. 2. Все дети активно включаются в работу, а кто­то скучает, смотрит в окно, рисует на парте,  занимается другими посторонними делами.  3. На перемене кто­то скучает в стороне, кто­то всё время дерётся, конфликтует с другими детьми  и т.п. Фиксируются резко выраженные эмоциональные реакции, характерные ответы и ошибки, темп  работы, активность на уроках, отношение к успехам неудачам и т.д. Путём наблюдения выделяются дети моторно­расторможенные, возбудимые, раздражительные,  малоподвижные, дети эмоционально неустойчивые и с преобладанием определённого типа эмоций,  социально смелые, легко вступающие в контакт, робкие, застенчивые и т.д. При более длительном наблюдении рекомендуется проводить анализ выполнения детьми учебных  заданий: просмотр тетрадей, прослушивание ответов на уроках, а также учитывать динамику  успеваемости по всем школьным предметам. Результаты наблюдений за учеником оцениваются  учителем или психологом по семи шкалам в соответствии со следующими показателями. 1­я шкала – учебная активность. 5 – активно работает на уроке, часто поднимает руку, отвечает правильно. 4 – на уроке работает, положительные и отрицательные ответы чередуются. 3 – редко поднимает руку, но отвечает верно. 2 – часто отвлекается, не слышит вопроса, активность кратковременная. 1 – пассивен на уроке, даёт отрицательные ответы. 0 – учебная активность отсутствует полностью. 2­я шкала – усвоение программных материалов. 5 – правильное и безошибочное выполнение учебных заданий. 4 – единичные ошибки. 3 – нестабильная успеваемость, перепады правильных и неправильных ответов. 2 – плохое усвоение материалов по одному из предметов. 1 – частые ошибки, неаккуратность в выполнении заданий, много исправлений, зачёркиваний. 0 – плохое усвоение программных материалов, грубые ошибки и их большое количество. 3­я шкала – поведение на уроке.  5 – добросовестное выполнение всех требований учителя, дисциплинированность. 4 – выполняет требования учителя, но иногда отвлекается от уроков.  3 – часто разговаривает с товарищами, не собран. 2 – скован на уроке, напряжён, отвечает мало. 1 – выполняет требования частично, вертится, разговаривает. 0 – преобладают игровые интересы, на уроке занимается посторонними делами. 4­я шкала – поведение на перемене. 5 – высокая игровая активность, охотно участвует в игровых делах. 4 – малая степень активности, предпочитает занятия в классе с кем­либо одним из ребят. 3 – активность ребёнка ограничивается занятиями типа: делает уроки, моет доску, убирает класс. 2 – не может найти себе никакого применения, переходит из одной группы детей в другую. 1 – пассивен, избегает других. 0 – часто нарушает нормы поведения. 5­я шкала – взаимоотношения с одноклассниками.  5 – общителен, легко контактирует с детьми. 4 – мало инициативен, но легко вступает в контакт, если к нему обращаются. 3 – сфера общения ограничена, общается только с некоторыми. 2 – предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступает с ними в контакт. 1 – замкнут, изолирован от других. 0 – проявляет негативизм по отношению к другим детям. 6­я шкала – отношение к учителю. 5 – проявляет дружелюбие по отношению к учителю, часто с ним общается. 4 – дорожит хорошим мнением учителя о себе, стремится выполнять его требования. 3 – старательно выполняет требования учителя, но за помощью часто обращается к  одноклассникам. 2 – выполняет требования учителя формально, стараясь быть незамеченным. 1 – избегает контакта с учителем, при общении с ним теряется, плачет. 0 – общение с учителем приводит к отрицательным эмоциям, плачет при любых замечаниях. 7­я шкала – эмоции. 5 – хорошее настроение, часто улыбается. 4 – спокойное эмоциональное состояние. 3 – эпизодически проявляется снижение настроения (цикличность). 2 – отрицательные эмоции преобладают. 1 – депрессивное настроение. 0 – агрессия. Результаты наблюдения с помощью данных оценочных шкал сводятся в таблицу. Карта школьной адаптации Усвоение  программн ого  материала Взаимоотноше ния с  одноклассник ами Отношен ие к  учителю Учебная активно сть Поведен ие на  уроке Фамил ия, имя Общ ий  балл Вывод ы Эмоц ии Поведен ие на  перемен е         В списке отмечаются дети, имеющие самые низкие показатели по каждой из шкал. При этом  уровень адаптации детей, суммарно набравших 28–35 баллов, можно отнести к высокому, 21–27  баллов – к среднему, менее 20 – к низкому.             Для изучения дезадаптации детей в школе может быть использована и модифицированная Т.В.  Дорожевец карта наблюдений Стотта, предлагаемая ниже. Карта наблюдений Стотта Фамилия, имя ____________________________________________________ Дата _______________ Класс _____________ Школа ___________________ Наблюдатель ____________________________________________________ 12 Асоциальность 11 Инфантильность Подчиняемость 10   Активность Неуверенность   1 2 3 1 2 1 1 1 4 3 2 2 2 5 4 3 3 3 9 8 7 7 7 10 9 8     11 10 9     6 5 4 4 4 7 6 5 5 5 8 7 6 6 6 13 12       14         Фактор «Асоциальность» – 14 пунктов. 1. Очень непослушен, не соблюдает дисциплину. 2. Агрессивен, кричит, угрожает, применяет силу. 3. Шумно ведёт себя, когда учителя нет в классе. 4. В играх с другими детьми проявляет хитрость и непорядочность. 5. Ссорится, обижает других детей. 6. Находится в плохих отношениях с другими детьми. 7. Дерётся несоответствующим образом. 8. Всегда находит предлог задеть учителя своей особой. 9. Бормочет под нос, если чем­то недоволен. 10. Временами лжёт без какого­либо повода и затруднений. 11. Не может удержаться, чтобы не играть перед окружающими. 12. Работает в школе только тогда, когда над ним стоят или заставляют. 13. Работает вне школы только тогда, когда его контролируют или заставляют. 14. Мешает другим детям в играх, подсмеивается над ними, любит их пугать. Фактор «Инфантильность» – 12 пунктов. 1. Играет игрушками, слишком «детскими» для его возраста. 2. Слишком незрел, чтобы прислушиваться и следовать указаниям. 3. Играет преимущественно с более младшими детьми. 4. Постоянно нуждается в помощи и контроле со стороны учителя. 5. В классе не может быть внимательным или длительно сосредоточиться на чём­либо. 6. Непунктуален, нестарателен, часто теряет карандаши, книги, другие предметы. 7. В играх совершенно не владеет собой. 8. Ведёт себя по­разному, старательность в учебной работе меняется почти ежедневно. 9. Выполняя ручную работу, иногда старателен, иногда нет. 10. Часто наблюдаются внезапные и резкие спады энергии. 11. Нетерпелив, теряет интерес к работе по мере её выполнения. 12. Неорганизован, разболтан, несобран. Фактор «Подчиняемость» – 10 пунктов. 1. Ребёнок подчиняется, соглашается на невыигрышные роли, например, во время игры бегает за  мячом, в то время как другие спокойно на это смотрят.  2. Очень охотно выполняет свои обязанности. 3. Заботится о том, чтобы всегда находиться в согласии с большинством. 4. Очень часто приносит и показывает учителю найденные им предметы, рисунки, модели и др. 5. Другие дети часто пристают к нему, он является козлом отпущения. 6. Плачет, когда ему делают замечания. 7. Слишком тревожен, чтобы быть непослушным. 8. Проявляет чрезмерное желание здороваться с учителем. 9. Преувеличенно много рассказывает учителю о своих занятиях в семье. 10. Слишком беспокоен, чтобы работать в одиночку. Фактор «Активность» – 7 пунктов. 1. Проявляет настойчивость и упорство в ручном труде. 2. Слишком смел (рискует без надобности). 3. Незастенчив, но никогда не просит о помощи. 4. Надоедает другим детям, пристаёт к ним. 5. Исключительно нетерпелив, кроме случаев, когда находится в хорошем настроении. 6. Любит быть в центре внимания. 7. Пытается монополизировать учителя. Фактор «Неуверенность» – 7 пунктов. 1. Слишком застенчив, чтобы просить о чём­либо. 2. Вял и безынициативен в классе. 3. Не подходит к учителю по собственной инициативе. 4. Легко примиряется с неудачами в ручном труде. 5. Никогда не предлагает никому помощи, но охотно оказывает её, если его об этом просят. 6. Говорит невыразительно, бормочет, особенно когда с ним здороваются. 7. В классе не может длительно на чём­либо сосредоточиться. За каждый наблюдаемый поведенческий акт присваивается один балл. Исследователь (педагог,  психолог) заполняет протокол и записывает результаты всех детей в общую таблицу, отмечает в  списке детей с самыми высокими показателями по каждому из факторов. Общая таблица результатов наблюдения за поведением детей  с помощью карты Стотта № Фамилия, имя  Активность ученика     Асоци­ альность   Инфан­ тильность   Подчиня­ емость     Неуве­ ренность   В целях изучения тревожности детей, связанной со школьным обучением, используются два  опросника «Школьная тревожность», которые заполняются учителями и родителями. Опросник для учителей № Показатели тревожности 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Ребёнок боится отвечать у доски Во время ответа начинает заикаться При обращении учителя легко краснеет Не уверен в правильности своих ответов, действий Панически реагирует на неудачи в учёбе Очень боится ошибиться при ответе Считает, что к нему плохо относятся в классе На уроке грызёт ногти, сосёт пальцы, крутит волосы Во время ответа совершает беспокойные движения  пальцами Опросник для родителей № Показатели тревожности 1. Перед уходом в школу жалуется на плохое состояние Часто (2б)                   Иногда  (1б)                   Никогда (0б)                   Часто  (2б)   Иногда  (1б)   Никогда (0б) 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Считает себя плохим учеником Боится, что не сможет правильно отвечать на вопросы  учителя Жалуется на плохое отношение одноклассников, учителя к себе В школе неохотно расстается с родителями Бывают ночные страхи со школьной тематикой Избегает разговоров о школе Открыто выражает страх перед школой                                           Количественным показателем выраженности школьной тревожности является сумма баллов,  полученных при оценивании ребёнка учителями и родителями. Результаты применения опросника  «Школьная тревожность» удобно оформить в виде таблицы. Ф. И.  ученика   Оценка показателей тревожности  учителем 3 1     2   4   5   6   7   8       Оценка показателей тревожности  родителями 1   2   3   4   5   6   7   8   Общий балл         Ещё одной методикой, позволяющей выявить эмоциональные проблемы ребёнка (тревожность,  эмоциональное неблагополучие), является методика «Диаграмма «Хорошее – плохое». Детям дают  лист бумаги с изображенными на нём четырьмя подписанными окружностями с обозначенным  центром и предлагают следующую инструкцию. «Посмотри на эти кружки. Это необычные кружки. Представь себе, что первый кружок обозначает  твой дом (семью), всё, что происходит в нём, хорошее и плохое. Второй – это класс, в котором ты  учишься, все события, которые происходят при этом. Третий – это вся школа, в которой есть  другие классы и другие дети, события, которые происходят с ними. Четвёртый кружок – это город  (село), в котором живёшь и учишься ты и многие другие люди.  Везде – и дома, и в классе, и в школе, и в городе, селе – бывает и хорошее, чему ты радуешься, и  плохое, чему ты огорчаешься, расстраиваешься. Как ты думаешь, сколько плохого и хорошего?  Отметь это на каждом кружке. Долю хорошего не закрашивай, оставь светлым, а плохую часть  обозначь тёмным цветом (чёрным, коричневым)».  Детям показывается, как это можно сделать с помощью радиусов. Продемонстрированные образцы  стирают. Показателями дезадаптации (эмоционального неблагополучия) являются большие по сравнению с  другими детьми доли плохого (особенно в кружках «Класс», «Школа»). Основанием для  углубленного изучения является и ситуация, когда ребёнок совсем не фиксирует плохого.

Методики изучения школьной адаптации

Методики изучения школьной адаптации

Методики изучения школьной адаптации

Методики изучения школьной адаптации

Методики изучения школьной адаптации

Методики изучения школьной адаптации

Методики изучения школьной адаптации

Методики изучения школьной адаптации

Методики изучения школьной адаптации

Методики изучения школьной адаптации
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.02.2017