Методики развития общих исследовательских умений и навыков школьников.
Оценка 4.6
Памятки
doc
математика
8 кл—10 кл
26.02.2018
Для формирования у ребенка основ культуры мышления и развития основных умений и навыков исследовательского поведения можно использовать самые разные методики: Развитие умений видеть проблемы. Развитие умений выдвигать гипотезы. . Развитие умений задавать вопросы. Развитие умений классифицировать. Организация работы над проектами.
Елисеева-статья.doc
Методики развития общих исследовательских умений и навыков
школьников.
М.Ю.Елисеева г.
Нижневартовск, МОУ гимназия № 2
Для формирования у ребенка основ культуры мышления и
развития основных умений и навыков исследовательского
поведения можно использовать самые разные методики:
1. Развитие умений видеть проблемы.
Проблема – это затруднение, неопределенность. Чтобы
устранить проблему, требуются действия, в первую очередь – это
действия, направленные на исследование всего, что связано с
данной проблемной ситуацией. Поиск проблем – дело непростое.
Найти проблему часто труднее и поучительнее, чем решить ее.
Выполняя эту часть исследовательской работы с ребенком,
следует проявить гибкость и не стоит непременно требовать
ясного осознания и формулирования проблемы, четкого
обозначения цели. Вполне достаточно ее общей, приблизительной
характеристики. Умение видеть проблемы – интегральное
свойство, характеризующее мышление человека. Развивается оно
в течение длительного времени в самых разных видах
деятельности. Вот некоторые задания, которые помогут в
решении этой сложной педагогической задачи. Одно из самых
важных свойств в деле выявления проблем – способность
изменять собственную точку зрения, смотреть на объект
исследования с разных сторон. Ведь если смотреть на один и тот
же объект с разных точек зрения, то обязательно увидишь то, что
ускользает от традиционного взгляда и часто не замечается
другими [1, 8].
2. Развитие умений выдвигать гипотезы
1 Гипотеза – это основание, предположение, суждение о
закономерной связи явлений. Дети часто высказывают самые
разные гипотезы по поводу того, что видят, слышат, чувствуют.
Множество интересных гипотез рождается в результате попыток
поиска ответов на собственные вопросы. Гипотеза – это
предвидение событий. Изначально гипотеза не истинна и не ложна
– она просто не определена. Стоит ее подтвердить, как она
становится теорией, если ее опровергнуть, она также прекращает
свое существование, превращаясь из гипотезы в ложное
предположение [2, 26]. Первое, что составляет появиться на свет
гипотезу, это – проблема. Способы проверки гипотез обычно
делятся на две большие группы: теоретические и эмпирические.
Первые предполагают опору на логику и анализ других теорий
(имеющихся знаний), в рамках которых данная гипотеза
выдвинута.
Эмпирические способы проверки гипотез
предполагают наблюдения и эксперименты. Построение гипотез –
основа исследовательского, творческого мышления. Гипотезы
позволяют открывать и затем в ходе теоретического анализа,
мысленных или реальных экспериментов оценивать их
вероятность. Таким образом, гипотезы дают возможность увидеть
проблему в другом свете, посмотреть на ситуацию с другой
стороны. Делая предположения, обычно используются слова:
может быть, предположим, допустим, возможно, что если,
наверное [4, 11].
3. Развитие умений задавать вопросы
В процессе исследования, как и любого познания, вопрос
играет одну из ключевых ролей. Вопрос обычно рассматривается
как форма выражения проблемы, по сравнению с вопросом
проблема имеет более сложную структуру, образно говоря, она
имеет больше пустот, которые нужно заполнить. Вопрос
направляет мышление ребенка на поиск ответа, таким образом,
пробуждая потребность в познании, приобщая его к умственному
труду. Какими могут быть вопросы? Вопросы можно поделить на
две группы. Уточняющие (прямые или “ли”вопросы): верно ли,
2 что…; надо ли создавать…; должен ли…; Уточняющие вопрос
могут быть простыми и сложными. Сложными называют вопрос,
состоящие фактически из нескольких вопросов. Простые вопросы
можно поделить на две группы: условные и безусловные.
Например: Правда и, что у тебя дома живет попугай? – простой
безусловный вопрос. Верно ли, что если котенок отказывается от
еды и не играет, то он болен? – простой условный вопрос.
Встречаются и сложные вопросы, которые можно разбить на
несколько простых. Например: Будешь ли ты играть в
компьютерные игры с ребятами или тебе больше нравится играть
одному?
непрямые,
вопросы). Они включают в свой состав слова: где, когда, кто, что,
почему, какие и другие. Эти вопросы также могут быть простыми
и сложными. Например: Кто, когда, и где может построить этот
дом? – сложный вопрос. Его без труда можно разделить на три
самостоятельных вопроса [3, 234].
(или неопределенные,
Восполняющие
4. Развитие умений классифицировать
Классификацией называют операцию деления понятий по
определенному основанию на непересекающиеся классы. Один из
главных признаков классификации – указание на принцип
(основание)
устанавливает
определенный порядок. Она разбивает рассматриваемые объекты
на группы, чтобы упорядочить рассматриваемую область, сделать
ее обозримой. Классификация придает нашему мышлению
строгость и точность [5, 17].
Классификация
деления.
Правила классификации:
члены деления должны быть непересекающимися (должны
исключать друг друга);
деление на каждом этапе должно осуществляться только
по одному основанию;
3
деление должно быть соразмерным. Объем делимого
понятия должен быть равен объединению объемов членов
деления.
Организация работы над проектами.
Этапы работы
Организационный
Планирования
Деятельност
ь учащихся
Деятельнос
ть учителя
Организацио
нные формы
Рассказ,
беседа,
лекция
Беседа
Обсуждение
проблемы.
Выдвижение
предположе
ний, гипотез
и их
обоснование,
уточнение
целей.
Формирован
ие рабочих
групп
Формируют
задачи.
Уточняют
информацио
нные
источники.
Выбирают и
обосновыва
ют свои
критерии
успеха,
форму
отчета
Создание
проблемно
й ситуации
и
постановка
проблемы
Актуализи
рует
мотивацион
ные
состояния
учащихся.
Предлагает
идеи.
Совместно
с
учащимися
устанавлив
ает
критерии
Содержание
работы на
этой стадии
Определение
темы
проекта,
целей.
Организация
рабочих
групп
Определение
источников
информации.
Определение
способов
сбора и
анализа
информации.
Определение
способов
представлени
я результатов
(формы
отчета).
4 Осуществление
целей
Оценка
достижений,
Рефлексия
Защита проекта
Собирают и
уточняют
информацию
.
Корректиру
ют цели,
Уточняют
ход
действий,
Проводят
лабораторны
е
исследовани
я
Анализирую
т и
обобщают
полученные
результаты.
Формулирую
т проблему
для нового
проекта
Проверка
правильности
выбора целей
доказательств
о гипотез
Анализ
выполнения
проекта.
Оценка
частных и
общих целей
Оформление
и
коллективная
защита
проекта
Защищают
проект и
участвуют в
коллективно
й оценке
оценок,
консультир
ует
Наблюдает,
консультир
ует,
поддержив
ает
положител
ьные
эмоции и
состояние
уверенност
и учащихся
в своих
действиях
Семинар
(мозговой
штурм.),
практикум,
самостоятель
ная работа
Наблюдает.
Направляет
процесс
анализа
Семинар.
Консультаци
я
Участвует
в
коллективн
ом анализе
и оценке
результато
в
Беседа.
Консультаци
я
[www.researcher.ru].
5 Информационные источники:
Интернетресурсы
www.researcher.ru Портал развития исследовательской
деятельности учащихся
www.oodi.ru Сайт Общероссийского общественного
движения творческих педагогов "Исследователь".
Литература:
1. Арцев М.Н. «Учебноисследовательская работа учащихся»
(Методические рекомендации для учащихся и педагогов). Научно
практический журнал «Завуч» №6, 2005 г.
2. Гансберг Ф. Творческая работа в школе М., 1913. С. 40.
3. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М., 1982.
С. 536.
6 4. Масленникова А.В. «Материалы для проведения спецкурса
«Основы исследовательской деятельности учащихся». Журнал
«Практика административной работы в школе» №5, 2004 г.
5. Савенков А.И. «Исследователь. Материал для подростков по
самостоятельной исследовательской практике».
Журнал
«Практика административной работы в школе» №5, 2004 г.
7
Методики развития общих исследовательских умений и навыков школьников.
Методики развития общих исследовательских умений и навыков школьников.
Методики развития общих исследовательских умений и навыков школьников.
Методики развития общих исследовательских умений и навыков школьников.
Методики развития общих исследовательских умений и навыков школьников.
Методики развития общих исследовательских умений и навыков школьников.
Методики развития общих исследовательских умений и навыков школьников.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.