Методики развития общих исследовательских умений и навыков школьников.
Оценка 4.6

Методики развития общих исследовательских умений и навыков школьников.

Оценка 4.6
Памятки
doc
математика
8 кл—10 кл
26.02.2018
Методики развития общих исследовательских умений и навыков школьников.
Для формирования у ребенка основ культуры мышления и развития основных умений и навыков исследовательского поведения можно использовать самые разные методики: Развитие умений видеть проблемы. Развитие умений выдвигать гипотезы. . Развитие умений задавать вопросы. Развитие умений классифицировать. Организация работы над проектами.
Елисеева-статья.doc
Методики развития общих исследовательских умений и навыков школьников. М.Ю.Елисеева                                                                                      г. Нижневартовск, МОУ гимназия № 2       Для формирования у ребенка основ культуры мышления и развития   основных   умений   и   навыков   исследовательского поведения можно использовать самые разные методики: 1. Развитие умений видеть проблемы.          Проблема  –  это  затруднение,   неопределенность.  Чтобы устранить проблему, требуются действия, в первую очередь – это действия,   направленные   на   исследование   всего,   что   связано   с данной проблемной ситуацией. Поиск проблем – дело непростое. Найти проблему  часто труднее и поучительнее, чем решить  ее. Выполняя   эту   часть   исследовательской   работы   с   ребенком, следует   проявить   гибкость   и   не   стоит   непременно   требовать ясного   осознания   и   формулирования   проблемы,   четкого обозначения цели. Вполне достаточно ее общей, приблизительной характеристики.   Умение   видеть   проблемы   –   интегральное свойство, характеризующее мышление человека. Развивается оно в   течение   длительного   времени   в   самых   разных   видах деятельности.   Вот   некоторые   задания,   которые   помогут   в решении   этой   сложной   педагогической   задачи.   Одно   из   самых важных   свойств   в   деле   выявления   проблем   –   способность изменять   собственную   точку   зрения,   смотреть   на   объект исследования с разных сторон. Ведь если смотреть на один и тот же объект с разных точек зрения, то обязательно увидишь то, что ускользает   от   традиционного   взгляда   и   часто   не   замечается другими [1, 8]. 2. Развитие умений выдвигать гипотезы 1 Гипотеза   –  это  основание,   предположение,   суждение   о закономерной   связи   явлений.   Дети   часто   высказывают   самые разные гипотезы по поводу того, что видят, слышат, чувствуют. Множество интересных гипотез рождается в результате попыток поиска   ответов   на   собственные   вопросы.   Гипотеза   –   это предвидение событий. Изначально гипотеза не истинна и не ложна –   она   просто   не   определена.   Стоит   ее   подтвердить,   как   она становится теорией, если ее опровергнуть, она также прекращает свое   существование,   превращаясь   из   гипотезы   в   ложное предположение [2, 26]. Первое, что составляет появиться на свет гипотезу,   это   –   проблема.   Способы   проверки   гипотез   обычно делятся на две большие группы: теоретические и эмпирические. Первые предполагают опору на логику и анализ других теорий (имеющихся   знаний),   в   рамках   которых   данная   гипотеза выдвинута.   Эмпирические   способы   проверки   гипотез предполагают наблюдения и эксперименты. Построение гипотез – основа   исследовательского,   творческого   мышления.   Гипотезы позволяют   открывать   и   затем   в   ходе   теоретического   анализа, мысленных   или   реальных   экспериментов   оценивать   их вероятность. Таким образом, гипотезы дают возможность увидеть проблему   в   другом   свете,   посмотреть   на   ситуацию   с   другой стороны.   Делая   предположения,   обычно   используются   слова: может   быть,   предположим,   допустим,   возможно,   что   если, наверное [4, 11].  3. Развитие умений задавать вопросы          В процессе исследования, как и любого познания, вопрос играет одну из ключевых ролей. Вопрос обычно рассматривается как   форма   выражения   проблемы,   по   сравнению   с   вопросом проблема имеет более сложную структуру, образно говоря, она имеет   больше   пустот,   которые   нужно   заполнить.   Вопрос направляет мышление ребенка на поиск ответа, таким образом, пробуждая потребность в познании, приобщая его к умственному труду. Какими могут быть вопросы? Вопросы можно поделить на две группы.  Уточняющие  (прямые или “ли”­вопросы): верно ли, 2 что…;   надо   ли   создавать…;   должен   ли…;   Уточняющие   вопрос могут быть простыми и сложными. Сложными называют вопрос, состоящие фактически из нескольких вопросов. Простые вопросы можно   поделить   на   две   группы:   условные   и   безусловные. Например: Правда и, что у тебя дома живет попугай? – простой безусловный вопрос. Верно ли, что если котенок отказывается от еды   и   не   играет,   то   он   болен?   –   простой   условный   вопрос.   Встречаются   и   сложные   вопросы,   которые   можно   разбить   на несколько   простых.   Например:   Будешь   ли   ты   играть   в компьютерные игры с ребятами или тебе больше нравится играть одному?   непрямые, вопросы). Они включают в свой состав слова: где, когда, кто, что, почему, какие и другие. Эти вопросы также могут быть простыми и сложными. Например: Кто, когда, и где может построить этот дом? – сложный вопрос. Его без труда можно разделить на три самостоятельных вопроса [3, 234]. (или   неопределенные,  Восполняющие  4. Развитие умений классифицировать          Классификацией называют операцию деления понятий по определенному основанию на непересекающиеся классы. Один из главных   признаков   классификации   –   указание   на   принцип (основание) устанавливает определенный порядок. Она разбивает рассматриваемые объекты на группы, чтобы упорядочить рассматриваемую область, сделать ее   обозримой.   Классификация   придает   нашему   мышлению строгость и точность [5, 17].    Классификация     деления. Правила классификации:    члены деления должны быть непересекающимися (должны исключать друг друга); деление на каждом этапе должно осуществляться только по одному основанию; 3  деление   должно   быть   соразмерным.   Объем   делимого понятия должен быть равен объединению объемов членов деления.  Организация работы над проектами. Этапы работы Организационный Планирования Деятельност ь учащихся Деятельнос ть учителя Организацио нные формы Рассказ,  беседа,  лекция Беседа Обсуждение  проблемы.  Выдвижение  предположе ний, гипотез  и их  обоснование, уточнение  целей.  Формирован ие рабочих  групп Формируют  задачи.  Уточняют  информацио нные  источники.  Выбирают и  обосновыва ют свои  критерии  успеха,  форму  отчета Создание  проблемно й ситуации  и  постановка проблемы Актуализи рует  мотивацион ные  состояния  учащихся.  Предлагает идеи.  Совместно  с  учащимися  устанавлив ает  критерии  Содержание работы на этой стадии Определение  темы  проекта,  целей.  Организация  рабочих  групп Определение  источников  информации.  Определение  способов  сбора и  анализа  информации.  Определение  способов  представлени я результатов (формы  отчета). 4 Осуществление  целей Оценка  достижений,  Рефлексия Защита проекта Собирают и  уточняют  информацию .  Корректиру ют цели,  Уточняют  ход  действий,  Проводят  лабораторны е  исследовани я Анализирую т и  обобщают  полученные  результаты.  Формулирую т проблему  для нового  проекта Проверка  правильности выбора целей  доказательств о гипотез Анализ  выполнения  проекта.  Оценка  частных и  общих целей Оформление  и  коллективная защита  проекта Защищают  проект и  участвуют в  коллективно й оценке оценок,  консультир ует  Наблюдает, консультир ует,  поддержив ает  положител ьные  эмоции и  состояние  уверенност и учащихся в своих  действиях Семинар  (мозговой  штурм.),  практикум,  самостоятель ная работа Наблюдает. Направляет процесс  анализа  Семинар.  Консультаци я  Участвует  в  коллективн ом анализе  и оценке  результато в Беседа.  Консультаци я  [www.researcher.ru]. 5 Информационные источники: Интернет­ресурсы  www.researcher.ru  ­ Портал развития исследовательской деятельности учащихся  www.oodi.ru  ­   Сайт   Общероссийского   общественного движения творческих педагогов "Исследователь". Литература: 1.  Арцев   М.Н.   «Учебно­исследовательская   работа   учащихся» (Методические рекомендации для учащихся и педагогов). Научно­ практический журнал «Завуч» №6, 2005 г. 2. Гансберг Ф. Творческая работа в школе М., 1913.  С. 40. 3. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М., 1982. С. 536. 6 4.   Масленникова   А.В.   «Материалы   для   проведения   спецкурса «Основы   исследовательской   деятельности   учащихся».   Журнал «Практика административной работы в школе» №5, 2004 г. 5. Савенков А.И. «Исследователь. Материал для подростков по самостоятельной   исследовательской   практике».   Журнал «Практика административной работы в школе» №5, 2004 г. 7

Методики развития общих исследовательских умений и навыков школьников.

Методики развития общих исследовательских умений и навыков школьников.

Методики развития общих исследовательских умений и навыков школьников.

Методики развития общих исследовательских умений и навыков школьников.

Методики развития общих исследовательских умений и навыков школьников.

Методики развития общих исследовательских умений и навыков школьников.

Методики развития общих исследовательских умений и навыков школьников.

Методики развития общих исследовательских умений и навыков школьников.

Методики развития общих исследовательских умений и навыков школьников.

Методики развития общих исследовательских умений и навыков школьников.

Методики развития общих исследовательских умений и навыков школьников.

Методики развития общих исследовательских умений и навыков школьников.

Методики развития общих исследовательских умений и навыков школьников.

Методики развития общих исследовательских умений и навыков школьников.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.02.2018