Методологические и теоретические основы построения содержания школьного курса математики
Тема: «Степень с целым показателем». 8 класс. Учебник: МакарычевЮ.Н.
Алгебра, 8
Выполнил: Галаева Людмила Анатольевна, МБОУ ООШ №78
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Методологические основы построения содержания
школьного курса математики…………………………………………….………3
1.1. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания
личности гражданина России»…………………………………………….3
1.2. Требования ФГОС ООО к школьному курсу математики………….4
1.3. Содержание курса «Математика»…………………………………….6
Глава 2. Логико-дидактический анализ темы «Степень с целым показателем»….......................................................................................................................6
2.1. Тематическое планирование темы……………………………………6
2.2. Логико-дидактический анализ темы…………………………............7
Литература……………………………………………………………………….12
ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ
СОДЕРЖАНИЯ ШКОЛЬНОГО КУРСА МАТЕМАТИКИ
1.1. «Концепция духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России»
Концепция является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Концепция представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации – семьей, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Концепция определяет:
· характер современного национального воспитательного идеала;
· цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи;
· систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации;
· основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Концепция формулирует социальный заказ современной общеобразовательной школе как определенную систему общих педагогических требований, соответствие которым обеспечит эффективное участие образования в решении важнейших общенациональных задач.
Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество.
Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни.
Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь школьника. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства.
Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе:
· нравственного примера педагога;
· социально-педагогического партнерства;
· индивидуально-личностного развития;
· интегративности программ духовно-нравственного воспитания;
· социальной востребованности воспитания.
1.2. Требования ФГОС ООО к школьному курсу математики
Следствием внешних и внутренних тенденций в развитии общества и образования явилась разработка стандартов второго поколения. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее – Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Методологической основой разработки и реализации Стандарта является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: личностным, метапредметным, предметным.
Изучение математики в основной школе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:
– в личностном направлении: 1)саморазвитию и личностному самоопределению; 2)сформированности их мотивации к обучению и целеноправленной познавательной деятельности; 3)способность ставить цели и строить жизненные планы.
– в метапредметном направлении: 1)освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных); 2)способность использования УУД в учебной, познавательной и социальной практике; 3)умение самостоятельно планировать и осуществлять учебную деятельность.
Требования к предметным результатам по математике сформулированы в примерных программах. В программе конкретизированы на уровне учебного предмета все три вида результатов: 1)умение работать с математическим текстом(структурирование, извлечение необходимой информации); 2)владение базовым понятийным аппаратом; 3)овладение практически значимыми математическими умениями и навыками, их применение к решению математических и нематиматических задач.
1.3. Содержание курса «Математика»
Многочлены и действия над ними. Квадратный трехчлен.
Формулы сокращенного умножения. Разложение многочлена на множители. Алгебраические дроби и действия над ними.
Числовое значение буквенного выражения. Тождественные преобразования. Допустимые значения переменных.
Уравнения, неравенства и их системы. Решение линейных и квадратных уравнений. Рациональные корни многочленов с целыми коэффициентами. Равносильность уравнений, неравенств и их систем.
Составление уравнений, неравенств и их систем по условиям задач. Решение текстовых задач алгебраическим методом. Интерпретация результата, отбор решений.
Расширение понятия числа: натуральные, целые, рациональные и иррациональные числа. Комплексные числа и их геометрическая интерпретация. Основная теорема алгебры (без доказательства).
Числовые последовательности. Арифметическая и геометрическая прогрессии. Сложные проценты. Сумма бесконечно убывающей геометрической прогрессии. Понятие о методе математической индукции.
ГЛАВА 2. ЛОГИКО-ДИДАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ТЕМЫ «Степень с целым показателем»
2.1. Тематическое планирование темы
На изучение темы «Степень с целым показателем» 8 класс, учебник Макарычев Ю.Н, по программе отводится 9 часов. Тематическое планирование изучения данной темы представлено в таблице 1.
Таблица 1.
Тематическое планирование, 3 часа в неделю
Номер параграфа |
Содержание материала |
Количество часов |
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) |
|
ГЛАВА 5. Степень с целым показателем. |
9 |
Формулировать определение степени с целым показателем. Формулировать, записывать в символической форме и иллюстрировать примерами свойства степени с целым показателем; применять свойства степени для преобразования выражений и вычислений. |
||
П.37 |
Определение степени с целым отрицательным показателем. |
2 |
||
П.38 |
Свойства степени с целым показателем |
3 |
||
П.39 |
Стандартный вид числа. |
2 |
||
|
Закрепление по теме «Степень» |
1 |
||
|
Контрольная работа № 9. |
1 |
|
|
2.2. Логико-дидактический анализ содержания темы
2.2.1. Целеполагание
Тема «Степень с целым показателем» занимает важную роль в математике.
Данная тема раскрывается при рассмотрении трёх пунктов параграфа.
В пункте «Определение степени с целым отрицательным показателем» целью является дать определение степени с целым показателем и научить представлять степень с целым отрицательным показателем в виде дроби. В начале пункта используется справочный материал из физики и рассказывается о массе Солнца, массе атома водорода. Также изложение материала опирается на определение степени с натуральным показателем. Тем самым прослеживается связь материала темы с ранее изученной темой «Степень с натуральным показателем». Далее даётся определение степени с целым отрицательным показателем, которое опирается на формулу перехода от степени к дроби. Рассматриваемый материал готовит учащихся к восприятию темы «Стандартный вид числа».
В пункте «Свойства степени с целым показателем», опираясь на ранее рассмотренные свойства с натуральным показателем, вводятся свойства для целого показателя. Закрепление данных свойств рассматривается на различных примерах. В этом пункте наблюдается связь данного материала со свойством возведения одночлена в степень, что позволяет повторить ранее изученную тему «Одночлен и его свойства».
Тема «Стандартный вид числа» также начинается с примеров из физики, что позволяет нам увидеть межпредметную связь. Предлагаемые примеры пункта повторяют тему 5 класса «Умножение и деление десятичной дроби на разрядную единицу». В каждом из пунктов рассматриваемой темы теоретический материал, который необходимо запомнить, даётся как выделенные фрагменты текста особым цветом.
Ожидаемые результаты – ученики должны знать определение степени с целым отрицательным показателем, свойства степени с целым показателем; уметь представлять число в стандартном виде, применять свойства степени с целым показателем в вычислениях и преобразованиях; применять стандартную запись числа к преобразованию именных единиц.
2.2.2. Логико-дидактический анализ материала темы «Степень с целым показателем»
При проведении логико-дидактического анализа выделены особенности структурного построения и методического изложения материала учебника, определено представление задачного материала. На основании данного анализа сделаны выводы.
Результаты логико-дидактического анализа учебного материала представлены в таблице 2.
Таблица 2.
Результаты логико-дидактического анализа учебного материала
темы «Степень с целым показателем»
Учебник/ Компоненты анализа учебника |
Алгебра. 8 класс. / Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворов |
Общая структура |
|
характеристика частей |
материал в учебнике по данной теме представлен в пятой главе в §12, который в свою очередь состоит из 3 пунктов. Итого, содержание темы представлено в трёх пунктах. |
структура наименьшей части |
каждый пункт содержит теоретический материал, подбор заданий для закрепления и отработки данной темы |
Представление задачного материала |
|
классификация |
задачный материал разбит на следующие основные блоки: 1) задания базового (обязательного) уровня; 2) среднего уровня сложности; 3) задания повышенного уровня сложности; 4) упражнения для повторения; |
представление текста задачи |
задачи представлены как стандартным математическим текстом, так и наглядно-поисковым текстом |
Другие структурные особенности |
|
структурные особенности |
При изложении материала используются различные значки типа: в справочной литературе можно найти (опираясь на знания, полученные из физики), напомним, обратите внимание, вернёмся к примеру, докажем; при изложении материала используется разный цвет и шрифт. |
Методические особенности |
|
характер изложения |
Теоретический материал рассматривается сначала на конкретных примерах, а затем делаются обобщения; далее вводится теоретический материал с помощью определений, свойств, который потом объясняется на примерах; номера примеров базового уровня выделяются голубой чертой, среднего уровня не выделяются, а сложного уровня заключают в голубой прямоугольник; начало обоснования утверждения или вывода формулы обозначаются голубой точкой, а окончание обоснования или вывода – бесцветным кружком; |
использование цвета, особых выделений главного |
Материал для заучивания (определения, свойства) выделяются голубой рамкой, закрашенной в голубой цвет, а материал, который важно знать – голубой рамкой, без закрашивания. |
наглядность |
Для данной темы наглядности нет. |
повторение |
Материал для повторения выделен буквой П. |
Выводы |
|
достоинства |
Изложение материала характеризуется чёткостью, выделяются основные этапы рассуждений с фиксацией внимания учащегося на выделенных этапах; чётко выделен материал для запоминания; есть лёгкие задачи, цветное оформление. |
недостатки |
Мало заданий на повторение, нет исторических сведений, мало рисунков, чертежей. |
Анализ дидактической единицы темы
С точки зрения логики:
– в теме представлены понятия: степень с целым отрицательным показателем; стандартный вид числа.
– Алгоритмов в теме три:
1) алгоритм представления степени с целым отрицательным показателем в виде дроби с числителем 1;
2) выполнения основных действий для целых степеней с помощью ранее изученных свойств, для степеней с натуральным показателем;
3) представление больших и малых десятичных дробей в стандартном виде.
Обязательные результаты обучения теме:
– Знать: определение степени с целым показателем; свойства степени с целым показателем; определение числа в стандартном виде.
– Уметь: применять свойства степени с целым показателем в вычислениях и преобразованиях; представлять степень с целым отрицательным показателем в виде дроби и наоборот; записывать число в стандартном виде.
2.2.3. Анализ задачного материала темы
При проведении анализа задачного материала темы определён вид задач и их дидактическая цель. Задачный материал классифицирован по способу задания, характеру требования, способу решения. Результаты анализа представлены в таблице 3.
Таблица 3.
Результаты анализа задачного материала темы
№ задач |
Вид задач |
По способу задания |
По характеру требования |
По способу решения |
По дидактической цели |
964,965 |
Базовый ур. На вычисление |
математический текст |
заменить степень с отрицат.показат. дробью и обратно |
На применение алгоритма |
Отработка алгоритма представления степени с целым показателем в виде дроби |
966,967 |
Базов.ур. практические |
математический текст |
Представить числа в виде степени |
На применение алгоритма |
Отработка определения степени |
969,973,975,976,985,994 |
Базовый уров, средний вычисление |
математический текст |
Найти значение выражения |
На применение свойства с отрицательным показателем |
Отработка определения степени с отрицательным показателем |
968,970,977,986,989,993 995,1020 |
Базовый, средний вычисление |
математический текст |
вычислить |
На применение алгоритма и свойств степеней |
Отработка определения степени с отрицательным показателем, алгоритма применения свойств |
978,979,980 1002,1003 |
Средний преобразование выражений |
математический текст |
Представить в виде дроби, представить в виде произведения дробей |
На применение свойства с отрицательным показателем |
Отработка определения степени с отрицательным показателем |
1005,1007 |
Средний, преобразование выражений |
математический текст |
Упростить выражение |
На применение свойств степеней |
Отработка алгоритма работы со степенями |
1014,1015, 1016 |
Базовый, вычисление |
математический текст |
Записать в стандартном виде |
На применение алгоритма |
Отработка алгоритма записи числа в стандартном виде |
971,972 |
средний, на сравнение |
математический текст |
Сравнить с нулём |
На применение свойств степеней |
Отработка свойства степени с чётным и нечётным показателем |
В результате выполнения анализа задач была проведена их классификация по уровню сложности и виду, на основании которой составлена таблица 4.
Таблица 4.
Классификация задач по теме «Степень с целым показателем»
Вид /сложность задачи |
I уровень сложности |
II уровень сложности |
III уровень сложности |
Задачи на вычисление |
№964,965,968,970,986,989,1014,1015, 1016 |
№969,973,975,976 985,1020 |
№994,977 993,995 |
Задачи на преобразование выражений |
№1002,1003 |
№978,979,1005, 1007 |
№980 |
Задачи на сравнение |
|
№971,972 |
|
Практические задачи |
№966,967 |
|
|
ЛИТЕРАТУРА
1.Алгебра. 8 класс : учебник для общеобразовательных учреждений / Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова – М.: Просвещение, 2009.
2.Фундаментальное ядро содержания общего образования. / Под ред. В.В.Козлова, А.М.Кондакова. – М.: Просвещение, 2011.
3.Асмолов А.Г. Системно – деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения. // Педагогика. – 2009. -№4. – С.18-22.
4.Боженкова Л.И. Алгебра в схемах, таблицах, алгоритмах: учебные материалы. Калуга: КГПУ. 2013.
5.Иванов Д.А, Митрофанов К.Г, Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. – М.: АПКиППРО, 2005.
6. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.– М.: Просвещение, 2011.– 24 с.
7. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа/ [сост. Е.С. Савинов].– М.: Просвещение, 2011.– 342 с.
8. Примерные программы по учебным предметам. Математика. 5–9 классы: проект. 3-изд. перераб.– М.: Просвещение, 2011.– 64 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.