ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха»
Программа социально-психологической адаптации детей младшего школьного возраста
с нарушениями слуха «ТАИСКА»
Автор-составитель: Моисеева Раиса Ивановна – учитель высшей квалификационной категории
3.1 Методологическое и организационное обоснование программы социально-психологической адаптации детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха.
Методология коррекционной программы «ТАИСКА» разработана на основе анимало-, арт-, игро-, сказко-, кино- терапиях.
1. Анималотерапия (зоотерапия) - это психотерапия, в которой психотерапевтическим средством является взаимодействие человека с животным. Анималотерапия (от англ. Animal- животное) - метод оказания психологической помощи через взаимодействие с животными и их символами (образами, рисунками, игрушками). В работе с детьми анималотерапия тесно связана с эффективными методами психокоррекции: сказкотерапией, куклотерапией, игротерапией, арттерапией, кинотерапией. Как и у всякого метода у анималотерапии есть широкий инструментарий - это символы животных: образы, рисунки, сказочные герои, игрушки и настоящие животные, общение с которыми безопасно[3].
2.Арттерапия - это лечение изобразительным искусством. Основная цель арттерапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Неосознаваемые внутренние конфликты и переживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать их в процессе вербальной коррекции. Важнейшей техникой арттерапевтического воздействия является техника активного воображения, направленная на то, чтобы столкнуть лицом к лицу сознательное и бессознательное и примирить их между собой посредством аффективного взаимодействия.
Достоинства Арттерапии состоят в том, что она помогает установлению и углублению контакта, применима для диагностики, выявления динамики развития, позволяет широко разнообразить средства – от рисования палочкой на песке и простым карандашом до живописи и скульптуры, не имеет противопоказаний, применима при широком круге психических расстройств, создаёт и углубляет (особенно у детей) чувство безопасности, позволяет быть ребёнку открытым без ощущения раскрытости и высказываться без страха.
3.Игротерапия — метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. Игра способствует созданию близких отношений между участниками группы, снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий. Психокоррекционный эффект игровых занятий у детей достигается благодаря установлению положительного эмоционального контакта. Игра корригирует подавляемые негативные эмоции, страхи, неуверенность в себе, расширяет способности детей к общению, увеличивает диапазон доступных ребенку действий с предметами. Игра стимулирует и оформляет когнитивное (познавательное) развитие ребёнка игра позволяет ребёнку посредством символизации и механизма фантазийного «исполнения желаний» отреагировать и разрешать внутриличностные конфликты-игра служит полигоном для освоения огромного количества социальных навыков – как делиться игрушками и затем, как делиться идеями, мыслями. Ребёнок в игре становится «хозяином» игры, он способен подчинить себе ситуацию и чувствует себя увереннее, чем в реальной жизни игра позволяет ребёнку эмоционально и моторно самовыразиться. Для ребёнка важен сам процесс игры, а не её результат. Он разыгрывает прошлые переживания, растворяя их в новом восприятии и в новых формах поведения. А.Захаров выделяет следующие функции игры:
1.диагностическая функция. Игра помогает уточнить психопатологию, особенности характера ребёнка и взаимоотношений с окружающими. Дети более полно и непосредственно выражают себя в спонтанной, инициированной ими самими игре, чем в словах.
2.терапевтическая функция. Игра позволяет ребёнку эмоционально и моторно самовыразиться. Для ребёнка важен сам процесс игры, а не её результат. Он разыгрывает прошлые переживания, растворяя их в новом восприятии и в новых формах поведения.
3.обучающая функция. Игра расширяет диапазон общения и жизненного кругозора, социализации, адаптации, перестраивает отношения ребёнка к окружающему миру
4. Сказкотерапия – это метод психокоррекции, который использует сказочную форму для совершенствования взаимоотношений с окружающим миром, интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания.
Образы сказок воздействуют одновременно на 2 психических уровня:
1) на уровень сознания
2) на уровень подсознания
Для развития коммуникативных навыков сказка просто уникальный способ, когда создаётся благоприятная, игровая, естественная, без напряжения, ситуация общения. Сказка осуществляет психологическую подготовку ребёнка и даже взрослого к напряжённым эмоциональным ситуациям, помогает выработать в себе умение адекватно, стойко, реагировать на физиологические и эмоциональные стрессы в жизни, дать возможность спланировать в воображении свое будущее. Современная сказкотерапия «трехлика». Она имеет «лик» диагностический (арсенал проективных методик для исследования человека); «лик» воздействующий и «лик» профилактический (или развивающий).
Для ребенка сказка- особая реальность,
которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в
доступной для понимания ребенка сказочной форме постигать взрослый мир чувств и
переживаний. У маленького ребенка
сильно развит механизм
идентификации, то есть процесс эмоционального объединения себя с другим
человеком, персонажем и присвоение его норм, ценностей,
образцов как своих. Поэтому, воспринимая
сказку, ребенок, с одной стороны, сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не только у него есть
такие проблемы и переживания. С
другой стороны, посредством ненавязчивых
сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных
ситуаций, пути решения возникших конфликтов,
позитивная поддержка его возможностей
и веры в себя. Язык
метафоры, использующийся в сказках, обеспечивает контакт
между левым и правым полушарием мозга. В процессе
восприятия сказки работает левое полушарие, которое извлекает
логический смысл из сюжета, в то время, как правое
полушарие свободно для мечтаний, фантазий, воображения, творчества. Психологи, применяющие сказки, метафоры в работе с клиентами, часто отмечают, что
на осознаваемом, вербальном уровне
ребенок может и не принимать сказку,
однако, положительный эффект от работы все
равно присутствует, т.е. изменения часто происходят на подсознательном уровне.
5. Кинотерапия - это метод терапии,
предполагающий просмотр и обсуждение кинофильма с помощью психолога. В процессе
просмотра кинофильма и анализа собственного восприятия его образов участник
кинотренинга исследует свои личностные особенности.
Целями кинотерапии являются:
эмоциональное переживание и проживание участниками актуальных на данный момент
жизни ситуаций и проблем. Осознование и переосмысление себя и своих целей,
потребностей, психологических проблем, развитие способности самонаблюдений и
умения быть в позиции объективного наблюдения ситуации, развитие способности к
самораскрытию, искренности в выражении чувств и нахождению в контакте с
чувствами и смыслами других людей, способности к сопереживанию, духовный рост,
формирование позитивного мышления и способности видеть многомерность и
многозначность своих мотивов и мотивов значимых для них людей. [19].
Таким образом, во всех вышеперечисленных видах терапии можно вычленить общий психологический способ воздействия при взаимодействии с животными (непосредственном, либо их образами) - проекция и перенос, которые применяются на основе различных психотерапевтических приёмов с целью достижения положительного эффекта в социально-психологической адаптации ребёнка, способствуя активизации способности ребенка к общению (коммуникации, интеракции, формированию я- концепции развитию творчества).
Исходя из индивидуальных особенностей детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха продолжительность каждого занятия 30 минут, два раза в неделю. Программа рассчитана на 36 занятий, общее количество - 18 часов .Количественный состав группы - 5-6 человек, возрастной состав 7−11 лет.
Занятие предусмотрено проводить в специально организованной комнате , в которой имеется половое покрытие , кресло, видеопроектор.
3.2. Содержание программы «ТАИСКА».
Целью программы «ТАИСККА» является преодоление проблем социально−психологической адаптации (совершенствование у ребенка способности адаптироваться к различным жизненным ситуациям): через решения следующих задач:
- отработка механизмов межличностной коммуникации,
- раскрытие потенциала детей,
- развитие эмоциональной сензитивности,
- снятие психо-эмоционального напряжения посредством физических занятий, упражнений.
Задачей анималотерапии является развитие позитивных навыков коммуникации при взаимодействии с домашними животными, расширение поведенческих механизмов адаптации, коррекция самооценки, развитие эмпатии.
Задачей арттерапии является работа с системой проекций направленных на животных, выражение эмоционального состояния детей, рефлексии (рисунки, танцы, этюды).
Задачей игротерапии является развитие личности ребенка, формирования положительного отношения к себе и к окружающим в различных сюжетно-ролевых играх, включающих образы животных.
Задачей сказкотерапии является развитие воображения с использованием образов животных, замена отрицательных образов на положительные. Задачей кинотерапии является комплексное развитие личности ребенка , включающая различные сферы личности: ценностно- потребностную, эмоционально-волевую, когнитивную, социальную и духовную.
Целью курсовой работы является изучение эффективности социально- психологической адаптации детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха при организованном взаимодействии с домашними животными.
Объект - социально-психологическая адаптация детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха.
Предмет - коммуникативный, социально-перцептивный, интерактивный, социально-психологические навыки адаптации, формирующиеся у детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха при взаимодействии с домашними животными.
Критерии социально-психологической адаптации детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха при взаимодействии с домашними животными:
1. Самооценка (социально-перцептивный)
2. Ценностно - потребностная сфера личности и внутриличностный конфликт (ЦПСЛ и ВК). (социально-перцептивный)
3. Рефлексия (коммуникация и интеракция)
4. Эмпатия (коммуникация и интеракция)
5. Когнитивное развитие.
На основе критериев были подобраны методы исследования: беседы, (тестирование) и методики.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН программы социально-психологической адаптации детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха «ТАИСККА»
|
РАЗДЕЛ |
Форма занятия |
Тема I. |
Развитие эмпатии в процессе взаимодействия с домашними животными |
|
Занятие 1.1.
|
Цель: знакомство. Самопрезентация и самовыражение каждого. Сближение группы, нахождение общих интересов. |
Беседа, игры. Сочинение «Мое любимое животное». |
Занятие 1.2. |
Цель: сплочение группы. Эмоциональное сближение детей. Развитие коммуникативных навыков, наблюдательности, воображения, умение работать в общем режиме группы. |
Упражнения, игры. |
Занятие 1.3. |
Цель: развитие эмпатии, умения сопереживать, понимать состояние другого, умения распознавать язык мимики и жестов. |
Творческое задание. Упражнения, игры. |
Занятие 1.4. |
Цель: Умение договориться, работать в группе, думать о других, развитие эмпатии и умения открыто выражать свои чувства. |
Упражнения, игры. |
Занятие 1.5. |
Цель: развитие умения понимать других, сострадания, развитие умения выражать эмоциональные состояния. |
Упражнения, игры. |
Занятие 1.6. |
Цель: развитие умения сопоставлять эмоции причины их появления. |
Упражнение-дискуссия «Почему грустит котенок». |
Занятие 1.7. |
Цель: развитие навыков присоединения в общении, развитие сензитивности, доброжелательности. |
Упражнения, игры. |
Занятие 1.8. |
Цель: совешенствование навыков межличностной коммуникации, развитие эмпатии. |
Упражнения, игры. |
Занятие 1.9. |
Цель: развитие доброты, сострадания, желания помочь, получать удовольствие от возможности оказать посильную помощь тому, кто в ней нуждается. |
Творческая работа. |
Тема II. |
Развитие рефлексии в процессе взаимодействия с домашними животными.
|
|
Занятие 2.1. |
Цель: научить детей ответственному отношению к себе, к людям через ответственное отношение к домашним животным. Д.з. Сочинить рассказ от имени бездомного котенка (кошки, щенка, собаки.) |
Беседа об ответственности за тех, кого приручили.
|
Занятие 2.2. |
Цель: назвитие эмоциональной сферы, умения выражать различные эмоциональные состояния. |
Беседа, игры. |
Занятие 2.3. |
Цель: развитие рефлексии, умения работать в команде, расширение кругозора. |
Упражнения, игры. |
Занятие 2.4. |
Цель: развитие навыков общения, умение просить и отказывать, развитие уверенности в себе. |
Упражнения, игры. |
Занятие 2.5. |
Цель: умение организовать свое поведение. Развитие самоконтроля, выдержки, сдержанности. |
Практическая работа, упражнения. |
Занятие 2.6. |
Цель: Научить детей понимать другие живы существа, ощущать трагизм жестокости, сострадания. |
Упражнения, игры. |
Занятие 2.7. |
Цель: развитие инициативности, смелости, способности постоять за себя. |
Упражнение-дискуссия «Как дружок стал смелым». |
Тема III. |
Коррекция самооценки в процессе взаимодействия с домашними животными.
|
|
Занятие 3.1. |
Цель: развитие адекватной самооценки, конструктивный сброс агрессии, снятие напряжения, расширения кругозора, развитие рефлексии. |
Упражнения, игры. |
Занятие 3.2. |
Цель: повышение уверенности в себе, эмоциональная разрядка. |
Дискуссия, релаксационное упражнение. |
Занятие 3.3. |
Цель: развитие внимания и самоконтроля. |
Упражнения, игры. |
Занятие 3.4. |
Цель: развитие познавательной сферы, развитие ответственности.
|
Беседа, игры. |
Занятие 3.5. |
развитие познавательной сферы, развитие воображения. |
Беседа, игры. |
Занятие 3.6. |
расширение кругозора, развитие умения почувствовать разные жизненные позиции. |
Беседа, игры. |
Занятие 3.7. |
развитие мировоззрения детей и снятие напряжения.
|
Просмотр фильма о жизни животных и последующее обсуждение |
|
|
|
Тема IV. |
Развитие ЦПСЛ и ВК в процессе взаимодействия с домашними животными.
|
|
Занятие 4.1. |
Цель: диагностика внутриличностных конфликтов и их последующая коррекция. |
Практическая работа, игры. |
Занятие 4.2. |
Цель: раскрытие индивидуальных способов оведения, развитие позитивного отношения к жизни. |
Беседа, упражнения, игры. |
Занятие 4.3. |
Цель: наблюдение продуктивности использования времени, мотивацию детей, умение договариваться и просить, качественные и колличественные показатели самостоятельной деятельности детей. |
Самостоятельная работа |
Занятие 4.4. |
Цель: Развитие воображения. |
Упражнения |
Тема V. |
Когнитивное развитие в процессе взаимодействия с домашними животными.
|
|
Занятие 5.1. |
Цель: Развитие познавательной сферы. |
Экскурсия на выставку кошек |
Занятие 5.2. |
Цель: развитие и активизация воображения. |
Упражнения, игры. |
Занятие 5.3. |
Цель: развитие и активизация памяти. |
Упражнения, игры. |
Занятие 5.4. |
Цель: развитие и активизация внимания. |
Упражнения, игры. |
Занятие 5.5. |
Цель: развитие и активизация мыслительной деятельности. |
Групповое сочинение «Чем похожи люди и животные» |
Занятие 5.6. |
Цель: развитие мировоззрения детей. |
Экскурсия в краеведческий музей. |
Занятие 5.7. |
Цель: развитие в детях способности к обобщению, сопоставлению и сравнению, синтезу и анализу.
|
Экскурсия в художественный музей. |
Занятие 5.8. |
Цель: расширение мировоззрения детей. |
Просмотр и обсуждение фильма о жизни животных. |
Занятие 5.9. |
Цель: развитие в детях способности к обобщению, сопоставлению и сравнению, синтезу и анализу.
|
Экскурсия в лес. |
Раздел I
Развитие эмпатии слабослышащих детей младшего школьного возрасат в процессе взаимодействия с домашними животными
Цель раздела - развить эмпатию слабослышащих детеймладшего школьного возраста: умения поставить себя на место другого человека, способности к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей, доброжелательность, готовность помочь другим людям, внимательность к окружающим, способность понимать, сочувствовать, сопереживать людям. От этих качеств характера во многом зависит успешная адаптация слабослышащих в социуме. Эмпатия способствует сбалансированности межличностных отношений. Она делает поведение человека социально обусловленным. Развитая у человека эмпатия – ключевой фактор успеха в тех видах деятельности, которые требуют вживания в мир партнера по общению, и, прежде всего при обучении и воспитании.
Задачи раздела:
1. Знакомство группы. Развитие эмоциональной сензитивности.
2. Сплочение группы. Выявление интересов, увлечений каждого. На основе метафоры происходит перенос Я в образ животного, таким образом, положительное отношение к животным укрепляет взаимотношения в группе.
3. Развитие умения сопереживать, выражать свои чувства, понимать состояние другого, работать в группе, думать о других.
4. Совершенствование навыков межличностной коммуникации. Умение распознавать невербальное поведение. Вербальное?
Методическое и организационное обеспечение.
Занятие рассчитано на 30 минут. Количественный состав группы - 5-6 человек, возрастной состав 7−11 лет.
Занятие предусмотрено проводить в специально организованной комнате, в которой имеется половое покрытие, кресло, видеопроектор.
Общая характеристика раздела.
Посредством различных упражнений, игр с привлечением домашних животных и их образов у детей предполагается развитие эмпатии , умение открыто выражать свои чувства, понимать состояние других людей, умение договориться, работать в группе, думать о других, доброта, сострадание, желание помочь и получать удовольствие от возможности оказать посильную помощь тому, кто в ней нуждается. А также улучшатся навыки межличностной коммуникации.
Дети наблюдая за кошкой, ее поведением, способами ознакомления с незнакомым местом и людьми, отмечают элементы привыкания и установления контактов. Своим естественным поведением кошка помогает понять, что страхи есть у всех, осторожность и осмотрительность необходимы для ощущения безопасности, что одиночество и право заниматься тем, что тебе самому хочется, не всегда отчуждение и, «гуляя сам по себе», можно чувствовать себя свободным и уверенным , но друзья и их поддержка, общение- необходимы.
Дети наблюдая за собакой учатся быть открытыми, смелыми, активно вступать в контакт, если им этого хочется, обращаться с просьбами, выполнять определенные требования, овладевать методами саморегуляции, развивать волю.
Занятие1.1.
Цель: знакомство детей друг с другом. Самопрезентация и самовыражение каждого, нахождение общих интересов.
Оборудование: карандаши, краски, бумага.
Ход занятия.
1. Приветствие.
2. Определение правил группы.
3. Упражнение «На какое животное я похож».
4. Игра «Поменяйтесь местами те, кто…»
5. Рефлексия. Д.з. написать сочинение «Мое любимое животное».
6. завершение занятия.
Здравствуйте. Я рада вас всех видеть. Наверное у всех возник вопрос, а что мы здесь будем делать? Зачем это нужно? Нас с вами ждет долгая и продуктивная работа, в ходе которой вы узнаете много нового, полезного и интересного о себе, мире и друг друге, а помогут нам в этом братья наши меньшие. Давайте вместе составим правила нашей группы.
Правила группы.
1.конфиденциальность
2.активность
3. искренность
4. поддержка со стороны группы
5.Стремиться слушать говорящего, стараясь не перебивать.
(10минут)
Упражнение «На какое животное я похож».
Цель: Самовыражение.
Перед вами лежат мягкие игрушки животных. Каждый из вас должен выбрать животное, на которое он больше всего похож и рассказать о себе от имени животного. Например, я зайчик, я красивый, белый и пушистый. Каждый рассказывает о себе.
Игра: «Поменяйтесь местами»
Цель: сближение группы, нахождение общих интересов.
Все сидят в кругу, в центре круга располагается ведущий. Он говорит утверждения, которые касаются темы животных. «Поменяйтесь местами те, кто . . .» Например, любит животных. Все, кто относит это к себе, меняются местами. Тот кто не успел занять место, становится ведущим.
(Время: 7минут.)
Вот и подходит в концу наша с вами встреча. На следующее занятие напишите сочинение « Мое любимое животное».
Занятие 1.2.
Цель: сплочение группы. Эмоциональное сближение детей. Развитие коммуникативных навыков, наблюдательности, воображения, умение работать в общем режиме группы.
Ход занятия.
1. Рисунок любимого животного.
2. Упражнение « Клубочек»
3. Рефлексия. Прощание.
Дома вы написали сочинение о своем любимом животном. Теперь нарисуйте его и расскажите о нем. (15 минут)
Упражнение « Клубочек»
Котята любят играть с клубочком. Вот и мы будем играть с клубочком. Все садятся в круг. Ведущий держит клубочек , нить обвита вокруг пальца, он задает интересующий его вопрос участнику игры, кидает клубочек ребенку, тот ловит его, обматывает нитку вокруг пальца, отвечает на вопрос, а затем задает свой вопрос следующему участнику. В конце клубочек возвращается ведущему. Все видят нити, связывающие участников игры в одно целое, определяют на что похожа ниточная фигура, многое узнают друг о друге. (15 минут)
Замечание. Если ребенок затрудняется в ответе, ведущий помогает ему, в этом случае он берет клубочек себе назад, подсказывает и опять кидает ребенку. В результате можно увидеть детей испытывающих затруднения в общении,- у ведущего с ними будут двойные, тройные связи.
Оборудование: карандаши, краски, бумага, клубок шерсти.
Занятие 1.3.
Цель: развитие эмпатии, умения сопереживать, понимать состояние другого, умения распознавать язык мимики и жестов.
Ход занятия.
1. Упражнение «Изобрази животное».
2. Игра « Кенгуру»
3. Рефлексия. Прощание.
Упражнение «Изобрази животное».
Цель: снятие психоэмоционального напряжения.
Темы: злая собака, веселый щенок, грустный зайчик, веселый зайчик, хитрая лисичка, озорной котенок, испуганный птенец, косолапый мишка, трусливый зайчишка, смелый заяц, грустная кошка, веселый котенок. (15 минут)
Игра « Кенгуру»
Цель: развить чувство сопереживания другим, эмпатию.
На пояс детей свободно завязывают шарфик, образуя «сумку» кенгуру. В нее сажают «детеныша» −мягкую игрушку. По команде ведущего кенгуру начинают прыгать к условному месту. Стараясь при этом не выронить малыша. Руками придерживать нельзя. Побеждают самые заботливые и быстрые кенгуру. (10 минут)
Занятие 1.4.
Цель: Умение договориться, работать в группе, думать о других, развитие эмпатии и умения открыто выражать свои чувства.
Ход занятия.
1. Игра «Теремок».
2. Игра «Улитка»
3. Рефлексия. Прощание.
Игра «Теремок».
Цель: Умение договориться, работать в группе, думать о других.
На небольшом столике дети должны построить теремок и поселится в нем. Дети советуются и выбирают роли разных животных. Задача- по очереди называя себя, занять место на столике, думая о других. Понятно, что медведь занимает много места, а мышь мало. Пусть каждый помнит о цели− построить и заселить всеми зверями теремок, занимая свой кусочек «жилплощади». (20 минут)
Игра «Улитка».
Цель: развитие самоконтроля, выдержки.
Дети встают в одну линию. Им предлагается представить себя улитками, которые передвигаются очень медленно. По команде все начинают медленно продвигаться к указанному месту. Побеждает «улитка», доковылявшая до финиша самой последней. Останавливаться и разворачиваться нельзя.
Оборудование: Покрывало.
Занятие 1.5.
Цель: развитие умения понимать других, сострадания, развитие умения выражать эмоциональные состояния.
Ход занятия.
1. Упражнение «Представь себя совсем иным».
2. Игры с трафаретами животных.
Упражнение «Представь себя совсем иным».
Читается отрывок из стихотворения Т. Смертиной «Белка»:
Убита белка
На снегу
Она распластана лежала,
Как будто все еще бежала,
Да вдруг застыла на снегу.
Представьте себя этой белкой и расскажите о своей жизни со дня рождения до гибели, об ощущениях, которые белка пережила умирая. Представить судьбу страдающего от холода в мороз воробушка, муравья перед разрушенным муравейником.
Игры с трафаретами животных.
Цель: развитие умения выражать эмоциональные состояния через цвет, развитие эмпатии.
Ребята раскрашивают трафареты животных в соответствии с темой. Темы: грустный котенок, веселый котенок, злая собака, испуганный щенок, зайчик плачет, зайчику весело.
Оборудование: трафареты животных, гуашь.
Занятие 1.6.
Цель: развитие умения сопоставлять эмоции причины их появления.
Ход занятия .Упражнение-дискуссия «Почему грустит котенок».
Ведущий берет в руки игрушку кошки и читает стихотворение:
Жил был маленький котенок
И совсем еще ребенок.
Ну, и этот котя милый
Постоянно был унылый.
Почему? Никто не знал,
Котя это не сказал.
А. Блок
Передавая игрушку по кругу , ведущий просит каждого сказать почему котенок грустил, чего он боялся, чего ему не хватало, как ему помочь?
Занятие 1.7.
Цель: развитие навыков присоединения в общении, развитие сензитивности,
Доброжелательности.
Ход занятия :
1. Упражнение « Кошачий секрет».
2. Упражнение «Собака-поводырь»
3. Прощание.
Упражнение « Кошачий секрет». Всем участникам выдается по «секрету»: пуговке, бусинке, значку цепочке, игрушке из сюрпризного яйца, которые дети зажимают в кулачке. Участники подходят друг к другу и любыми способами пытаются уговорить каждого показать ему свой секрет. Ведущий помогает наиболее робким детям. Обсуждение. (10 минут)
Упражнение «Собака-поводырь». Ведущий рассказывает о том какие чудеса творят собаки: вытаскивают людей из огня, воды, летают в космос, служат на границе. А есть и собаки помогающие жить и передвигаться. Это очень умные животные, они бережно относятся к своим хозяевам, у которых нет зрения. Хотите попробовать как они помогают другим людям?
Дети разбиваются на пары, встают друг за другом, руки стоящего сзади −на плечах поводыря, глаза завязаны платочком. Задача поводыря –походить по комнате, обойти препятствия, заботясь о своем напарнике. Затем дети меняются ролями. Обсуждение.
Оборудование: Платочки для завязывания глаз.
Занятие 1.8.
Цель: совешенствование навыков межличностной коммуникации, развитие эмпатии.
Ход занятия.
1. Игра «Сладкая парочка».
2. Упражнение «Сотворение чуда»
Игра «Сладкая парочка». Из белой бумаги вырезаются трафареты кошки и собаки так, чтобы у каждого была пара, а пары отличаются формой туловища, мордочек, хвостов, ушей, лапок. Дети разбиваются на пары и им дают по одному трафарету. Проявляя внимание, наблюдательность и быстроту, дети ищут свою пару. Затем, получив по три разноцветных карандаша, каждая пара старается аккуратнее и быстрее разукрасить одинаково свои трафареты. Побеждает пара детей, точнее разукрасившая свои трафареты.
Упражнение «Сотворение чуда». Цель: развитие навыков межличностной коммуникации, эмпатии, воображения.
Дети берут свои волшебные палочки, идут навстречу друг другу, дотрагиваются до плеча и спрашивают: «Чем я могу тебе помочь? Что для тебя сделать?». Ответы могут быть ситуативные : «Улыбнись», «Станцуй», «Спой» или перспективные- тогда дети договариваются о месте и времени «сотворения чуда».
Оборудование: трафареты кошек и собак, карандаши, палочки.
Раздел 2. Развитие рефлексии в процессе взаимодействия с домашними животными.
Цель: Развитие рефлексии, ответственности и интеллектуальных способностей ребенка.
Задачи :
1. Развитие и совершенствование навыков общения.
2. Развитие эмоционально- волевой сферы.
3. Формирование и развитие ответственности.
Общая характеристика раздела.
Научить детей понимать другие живые существа, а через них себя и весь мир. Формировать в детях чувство сострадания к животным, чувство ответственности за них, ощущать трагизм жестокости. В отличие от статичной игрушки, животное дышит, бегает, активно играет, забирая часть тревог и напряжения у детей. У кошки ребенок может научится независимости, уверенности в себе, мягкости и спокойствию, а у собаки умению контактировать, знакомиться, послушанию и доброжелательности, преданности и верности.
Методическое и организационное обеспечение.
Занятие рассчитано на 30 минут. Количественный состав группы - 5-6 человек, возрастной состав 7−11 лет.
Занятие предусмотрено проводить в специально организованной комнате, в которой имеется половое покрытие , кресло, видеопроектор.
Занятие 2.1.
Цель: научить детей ответственному отношению к себе, к людям через ответственное отношение к домашним животным.
Ход занятия.
1. Беседа «О жучках и мурках»
Беседа «О жучках и мурках».
Цель: научить детей ответственному отношению к домашним животным. Чтение отрывка из стихотворения А. Дмитриева «Бездомная кошка»
Однажды я встретил бездомную кошку:
−Как ваши дела?
−Ничего, понемножку…
−Я слышал, что вы тяжело заболели…
−Болела.
−Так значит лежали в постели?
−Лежала на улице много недель.
Бездомной мне некуда ставить постель.
−Подумал я: «Странно, что в мире огромном
Нет места котам и кошкам бездомным».
Ребята, откуда берутся бездомные кошки? Кто в этом виноват? Мы в ответе за тех, кого приручили?
После беседы читается отрывок из стихотворения С. Михалкова «Зяблик»:
Хотят на день рождения
Мне подарить щенка,
Но я сказал: «Не надо!
Я не готов пока!»
Как вы думаете, почему он так считает? Что значит «быть готовым иметь домашнее животное»?
Взять животное в дом-это большая ответственность перед ним и окружающими людьми. Любить животных и любить с ними поиграть, погладить -не одно и то же. Любовь к животным требует и времени, и терпения, и труда, и забот, и средств. Животных нужно вовремя кормит, убирать за ними, гулять, следить, чтобы они были чистыми и здоровыми. Только после этого хозяин имеет право на удовольствие от общения с собакой или кошкой. Нельзя брать животное в дом, если кто-то из родных возражает. Хозяин должен отвечать за то, чтобы его четвероногий друг не доставлял неприятностей людям. Часто собак выгуливают без поводка и намордника, не считаясь с тем, что маленькие дети, а порой и взрослые испытывают страх перед ними. Сколько людей от испуга в детстве остались заиками, а сколько с укусами обращаются к врачам! Без намордника и короткого поводка собаку нельзя выводить из дома, а тем более возить в общественном транспорте.
И еще одна обязанность владельцев собак. Выгуливая собаку, нужно брать с собой совок, метелку и пакет, чтобы убрать за своим люьимцем и не вынуждать других людей испытывать чувство брезгливости, проходя по загаженному двору.
Собаку или кошку можно взять только тогда, когда ты уверен, что сможешь ухаживать за ней, не доставляя неприятностей людям. Нередко хозяину становятся в тягость его обязанности, и если он безжалостный человек, то перестает пускать животное в дом. По вине таких людей очень многие животные становятся бездомными и очень несчастными. Они тоскуют по хозяину. Без тепла и из-за недостатка пищи многие из них начинают болеть, многие умирают.
Бросая своих домашних животных или унося от дома, а значит бросая их на произвол судьбы, человек поступает очень безответственно.
Расскажите о своих собаках и кошках? Как вы заботитесь о них?
Д.з. Сочинить рассказ от имени бездомного котенка (кошки, щенка, собаки.)
Занятие 2.2.
Цель: развитие эмоциональной сферы, умения выражать различные эмоциональные состояния.
Ход занятия .
1. Беседа о взрослении и самостоятельности.
2. Коллективный рисунок «На память».
Беседа о взрослении и самостоятельности.
−Для чего живет кошка?
−Что бывает когда котенок становится взрослым?
−Хорошо ли быть взрослым?
−Что ты будешь делать, когда вырастешь?
Коллективный рисунок «На память». На одном листе бумаги дети все вместе рисуют животное ( кто голову, кто туловище, кто лапы, кто хвост). Рассказывают о нем. (20 минут).
Оборудование: карандаши, краски, бумага
Занятие 2.3.
Цель: развитие рефлексии, умения работать в команде, расширение кругозора.
Ход занятия.
1. Беседа о волках и их образе жизни.
2. Упражнение «След в след».
3. Упражнение «По-волчьи выть»
Наше
сегодняшнее занятие посвящено волкам. Волк- хищный зверь, сильный, умный и
осторожный. Волки охотятся стаей, преимущественно по ночам и в сумерки.
Интересной особенностью волка является их умение бежать трусцой друг за другом.
Ставя лапы точно след в след. Постороннему наблюдателю покажется, судя по
следам, что бежал один волк.
Упражнение «След в след».
Цель: расширение кругозора, сплочение, развитие умения подстраиваться, работать в команде.
Мы с вами –волки из стаи. Знаете, что волки умеют ходить по особенному. Попробуем и мы с тобой походить так же. Сначала я пойду за тобой, а потом ты за мной. Мы только учимся, поэтому ходить нужно очень медленно и внимательно. Мы будем ходить по монеткам, которые я разложу на полу. Каким волчонком ты был в этой игре? (Я волчонок наблюдательный, точный, осторожный, внимательный).
Упражнение «По-волчьи выть».
Цедь: развитие рефлексии.
Вой волка имеет много нюансов одним воем волк предупреждает стаю об опасности, другим- призывает поохотится, третьим дает понять, что нашел добычу. Попробуем сначала повыть будто зовем других волков поохотится: «у-у-у-у-у…». Молодцы. А теперь давайте повоем от удовольствия, что мы наелись и нам хорошо лежать в тени деревьев на травке: «у-у-у-у»воем предупреждая других волков об опасности: «у-у-у-у-у».
Оборудование: монетки.
Занятие 2.4.
Цель: Развитие коммуникативных навыков, умение просить и отказывать, развитие уверенности в себе.
Ход занятия.
1. Упражнение «Сороконожка»
2. Упражнение « Дотронься до…»
Упражнение «Сороконожка»
Цель: Развитие навыков общения, умения работать в общем режиме группы.
Выбирается «голова», остальные дети приседают на корточки, берут друг друга за пояс и, следуя за «головой», стараются передвигаться всем «телом», обходя препятствия, падая на бок, замедляя или ускоряя движение, заворачиваясь в кольцо. Задача каждого- не выбиться из общего ритма, не оторваться от частей тела.
Упражнение « Дотронься до…». Дети стоят, в центре игрушки кошки и собаки. Ведущий произносит: «Дотронься до …уха!» Дети должны прикоснуться к чьему-нибудь уху, можно животных. Кто дотронется последним, тот водит.
Занятие 2.5.
Цель: умение организовать свое поведение. Развитие самоконтроля, адаптивных способов поведения.
Ход занятия.
1. Игра «Крокодил».
2. Упражнение «Необычный хор»
Игра «Крокодил».
Цель: развитие, инициативности, наблюдательности, внимания, ловкости. Выбирается водящий- он будет «крокодилом»,- вытягивает вперед руки одна над другой . изображая зубастую пасть. Остальные дети просовывают руки в «пасть». Крокодил отвлекает детей. Поет песни. Притопывает ногами, подпрыгивает и неожиданно смыкает руки -«пасть». Кто попался становится крокодилом.
Оборудование: листы бумаги, карандаши.
Занятие 2.6.
Цель: Научить детей понимать другие живы существа, ощущать трагизм жестокости, сострадание.
Ход занятия.
Читается отрывок из стихотворения Т. Смертиной «Белка»:
Убита белка!
На снегу
Она распластана лежала,
Как будто все еще бежала,
Да вдруг застыла на бегу.
Детям предлагается представить себя белкой и рассказать о своей жизни со дня рождения до гибели, об ощущениях, которые белка пережили умирая. (Рассказ страдающего от голода в мороз воробушка, муравья перед разрушением муравейника, бездомного животного).
Занятие 2.7.
Цель: Развитие инициативности, смелости, способности постоять за себя.
Ход занятия.
1. Упражнение-дискуссия «Как дружок стал смелым». Ведущий читает стихотворение, держа в руках игрушку-собаку:
2. Игра « Петушинные бои»
Упражнение-дискуссия «Как дружок стал смелым». Ведущий читает стихотворение, держа в руках игрушку-собаку:
Обзавелся я щенком
И назвал его Дружком
Этот маленький щенок
Стать героем мне помог
С ним ныряю я в пруду
С ним гуляю я в саду
Забираюсь с ним в кусты
Не пугаюсь темноты.
С. Питимиров.
Передавая игрушку по кругу . ведущий просит каждого сказать , как щенок научился быть смелым, кто ему помогал?
Оборудование: Мягкая игрушка собаки.
« Петушинные бои». Цель: Эмоциональная разрядка, выход агрессии, учит соблюдать правила, снимает телесные зажимы. Дети в парах встают друг против друга, руки спрятаны за спину. На спине у каждого приклеена табличка со словом. Задача состоит в том, чтобы увидеть слово, которое приклеено на спину соперника и при этом не показать свое. Ведущий следит за соблюдением «бойцами» правил.
РАЗДЕЛ 3. Коррекция самооценки В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ДОМАШНИМИ ЖИВОТНЫМИ.
Цель раздела: Развитие адекватной самооценки и интеллектуальных способностей ребенка.
Задачи раздела:
1. Отреагирование агрессии и поиск социально- приемлемых форм выражения агрессивных переживаний.
2. Работа со страхами. Выход психо- физического напряжения, агрессивности, страхов.
3. Развитие воображения.
Методическое и организационное обеспечение.
Занятие рассчитано на 30 минут. Количественный состав группы - 5-6 человек, возрастной состав 7−11 лет.
Занятие предусмотрено проводить в специально организованной комнате, в которой имеется половое покрытие , кресло, видеопроектор.
Тема 3.1.
Цель: развитие адекватной самооценки, конструктивный сброс агрессии, снятие напряжения, расширения кругозора, развитие рефлексии.
Ход занятия.
1. Диалог о зайцах и их образе жизни .
2. Упражнение « Какой я зайчик?»
3. Упражнение «Улетай, Коршун!»
Сегодняшнее занятие будет посвящено зайцам. Что вы знаете о зайцах, об их образе жизни?
Днем зайцы чутко спят, направив мордочку к ветру. Кормятся они по ночам. Летом зайцы поедают злаки, осоку, хвою лиственниц, зимой мелкие ветки, хвою деревьев, сено вокруг стогов. К зиме они меняют цвет шкурки с серого на белый. Весной, когда сходит снег зайцы катаются по земле, старой траве и веткам, стремясь быстрее освободится от клочьев белой шерсти. Зайцы лакомая добыча для многих зверей, они умеют убегать большими, быстрыми прыжками, и даже отбиваться от пернатых хищников сильными ударами задних лап, лежа на спине. Мамы-зайчихи кормят молоком не только своих зайчат, но и любых, встретившихся им на пути.
Упражнение « Какой я зайчик?»
Цель: развитие рефлексии, раскрепощение.
Представьте себя зайчиком и опишите какой вы. (Я белый, пушистый, осторожный, чуткий, дрожащий, опасающийся).
Упражнение «Заячьи прятки».
Цель: развитие рефлексии, научиться чувствовать пространство.
Давайте поиграем в заячьи прятки. Это особенные прятки, в них не надо прятаться под столом или в темной комнате. Зайчонка должно быть видно.
Наша комната стала лесом. Постарайтесь так пристроиться к предметам нашей комнаты, чтобы «слиться» с ними. Замри и чутко прислушивайся к своему телу. Опасайся не увидит ли тебя лиса или волк. Когда я хлопну в ладоши, можно перебежать в другое место. В конце игры дети делятся как они переживали страх, беспокойство, удалось ли им замаскироваться.
Дывайте поговорим по очереди какими мы были в этой игре. (Я заяц боязливый, я чуткий, я дрожащий.)
Упражнение «Улетай, Коршун!»
Цель: конструктивный сброс агрессии, снятие напряжения, повышает самооценку и пробуждает веру в себя.
Когда на зайца нападает хищная птица, например, сова или коршун, то заяц смело сражается, упав на спину и отбиваясь от птицы сильными ударами ног. Разбейтесь по три человека.
Двое из вас будет размахивать тканью, будто птица, а другой, лежа на спине бить по ткани ногами, чтобы птица улетела. Ткань натягивается вертикально и похожа на прозрачную стенку, ребенок сильно бьет по ней ногами, отбиваясь от коршуна. Ткань постепенно ослабевает, а затем и вовсе улетает. Ребята меняются ролями.
Молодцы вы прекрасно сражались и победили. Вы смелые и сильные зайцы. Пусть теперь ваши ножки отдохнут и полежат. Что в них происходит, какими они стали? Какой теперь ты заяц? ( Решительный, смелый, храбрый)
Д.з Сочинить сказку о зайце.
Оборудование: Прочная, прозрачная ткань.
Тема 3.2.
Цель: повышение уверенности в себе, эмоциональная разрядка.
Ход занятия.
1. Упражнение « Ты-олень»
2. Упражнение « Мой портрет глазами других».
Релаксационное упражнение « Ты-олень»
Ведущий предлагает детям закрыть глаза и представить оленя. Он сильный, могучий, уверенный в себе, спокойный и мудрый. Олень красив и выдержан, горд и свободен. Этого оленя зовут как тебя. У него твои глаза, твои руки, ноги, тело, олень-это ты.
Тема3.3.
Цель :развитие внимания и самоконтроля.
Ход занятия.
1. Упражнение «Колючки ежа».
2. Аппликация «Еж».
Сегодняшнее наше занятие будет посвящено ежам. Еж –хищное ночное животное. Днем он прячется под кучей листвы или среди кустарников, ночью выходят кормится. При опасности еж свертывается в клубок.
Упражнение «Колючки ежа».
Цель : развить чувство доверия и надежности.
Как вы уже знаете при опасности еж сворачивается в колючий шар. А любой шар умеет кататься, сейчас и мы почувствуем как это быть колючим ежиком. Разбейтесь на пары. Один человек из пары садится на пол, прижимает коленки к груди, обняв их руками, а голову наклоняет к коленям. Второй аккуратно покачивает своего напарника взад-вперед. Пары меняются ролями.
Давайте на память друг другу сделаем аппликацию ежа и подарим ее.
Оборудование :
Тема3.4.
Цель: развитие познавательной сферы, развитие ответственности.
Ход занятия.
1. Беседа о бурых медведях.
2. Упражнение «Медвежонок и медведица».
Бурый медведь- обитатель леса, достигает в длину 2.5 метра. Передвигается он необычно: попеременно ступает то сразу на обе правые, то на обе левые лапы. Медведь- всеядный зверь. К осени медведи жиреют и готовы залечь в берлогу для спячки в период зимы. Представление, что во время сна медведь сосет лапу неслучайно. Зимой у медведей отслаивается с подошв старая кожа, а молодая чешется и мерзнет. Поэтому медведь облизывает кожу на лапах.
Упражнение «Медвежонок и медведица».
Цель: получить возможность почувствовать себя взрослым родителем, ощутить ответственность за маленьких и слабых, почувствовать потребность опекать и заботиться. Кроме того, звук «р» придает уверенность, решительность и стойкость.
Эти коричневые платки будут нашими медвежатами, а мы с тобой поиграем в мам-медведиц. Встанем на четвереньки и походим как медведицы. Теперь порычим на нашего медвежонка по- разному. Будто зовем его в малинник: р-р-р-р; объясняем, что в соседней речке можно половить рыбу: р-р-р-р; ругаем за драку с братишкой: -р-р-р-; удивляемся как высоко взобрался малыш на дерево: р-р-р-р; радуемся и хвалим медвежонка за то, что он нашел вкусные ягоды: р-р-р-р. Какой медведицей ты был? ( Строгой, заботливой, внимательной, любящей, настойчивой).
Оборудование:
Тема3.5.
Цель: развитие познавательной сферы, развитие воображения.
Ход занятия.
1. Беседа об обезьянах и их образе жизни.
2. Упражнение «Обезьяна-кривляка»
3. Упражнение «Волшебные превращения».
Сегодняшнее наше занятие будет посвящено обезьянам. В природе существует много разновидностей обезьян от очень маленьких 15 см.до огромных, достигающих 2 метров. Большинство обезьян ведут стадный, дневной образ жизни. У обезьян очень крепкие семейные узы: они заботятся друг о друге, а особенно о детенышах. Как вам кажется обезьяны напоминают людей? Чем? А если бы ты превратился в обезьяну, то какой обезьяной ты бы стал? Чем бы ты занимался?
Упражнение «Обезьяна-кривляка».
Цель: снятие эмоционально-психического, телесного напряжения.
Вы знаете, что обезьяны -большие любители подражать другим, повторяя их движения. Сейчас мы превратимся в обезьян и встанем друг напротив друга. Один человек из пары начинает строить рожицы, разные позы обезьян, а второй повторяет за ним как зеркало. Затем партнеры меняются ролями.
Упражнение «Волшебные превращения».
Цель: развитие воображения.
Представим обезьяну, живущую не в джунглях, а в глубоком море? Как она выглядит? А если обезьяну переселить в Антарктику? Как она справится с холодом? Чем станет питаться? Что изменится в ее облике? Представим, что родным домом обезьяны стала квартира. Как станет вести себя обезьяна?
Тема3.6.
Цель: расширение кругозора, развитие умения почувствовать разные жизненные позиции.
Ход занятия.
1. Беседа о тиграх и их образе жизни.
2. Упражнение « Нападение и защита».
Наше сегодняшнее занятие посвящено тиграм. Тигр- самый крупный зверь из семейства кошачьих. Длина его тела достигает 3 метров. Имея огромные размеры и невероятную силу, тигр совершенно бесшумно передвигается по лесу. Тигр, так же как и домашняя кошка, умывается, облизывает лапы, точит когти, царапая ими по стволам упавших деревьев. Охотится тигр преимущественно ночью. Он способен делать прыжок до 7 метров в длину. Посмотрите на рисунок, в чем вы видите сходство тигра с домашней кошкой? Что тебе нравится в тигре, а что не нравится? Что ты еще знаешь о тиграх?
Упражнение « Нападение и защита».
Цель: почувствовать разные позиции, попеременно вживаясь то в образ могучего тигра, то беззащитного животного.
Разбейтесь на пары, один из вас будет нападающим тигром, другой травоядным, защищающимся животным. Затем партнеры меняются ролями. Обсуждение.
Д.з. Сказка о том как тигр стал полосатым. Начало сказки: в одном лесу жил очень странный тигр. Он никак не мог понять какого он цвета…
Тема3.7.
Цель: развитие мировоззрения детей и снятие напряжения.
Ход занятия. Просмотр фильма о жизни животных и последующее обсуждение.
Оборудование: видеопроектор.
РАЗДЕЛ 4. Развитие ценностно-потребностной сферы личности и коррекция внутриличностных конфликтов (ЦПСЛ и ВК) в процессе взаимодействия с домашними животными.
Цель раздела: Развитие ценностно- потребностной сферы личности и коррекция внутриличностных конфликтов в процессе организованного взаимодействия с животными.
Задачи раздела:
1. Диагностика внутриличностных конфликтов и их последующая коррекция.
2. Раскрытие индивидуальных способов поведения детей.
3. Развитие позитивного отношения к жизни.
4. Развитие адаптивных способов поведения.
5. Диагностика и обучение способам установления отношений.
Методическое и организационное обеспечение.
Занятие рассчитано на 20 минут. Количественный состав группы - 5-6 человек, возрастной состав 7−11 лет.
Занятие предусмотрено проводить в специально организованной комнате, в которой имеется половое покрытие , кресло, видеопроектор.
Тема 4.1.
Цель: диагностика внутриличностных конфликтов и их последующая коррекция.
Ход занятия.
1. Проективная методика «Несуществующее животное».
2. Игра «Чудище несусветное»
3. Сказка о звере невиданном и неслыханном.
Игра «Чудище несусветное».
Ваша задача показать нарисованное вами животное всем телом. Все остальные определяют характер получившегося зверя. Как тебя зовут? Как ты передвигаешься? Какой у тебя голос? Как ты разговариваешь?
Сказка о звере невиданном и неслыханном.
Давайте сочиним совместную сказку о звере невиданном и неслыханном. Начинаю я, а вы продолжаете по кругу.
Оборудование: листы бумаги, карандаши, краски.
Тема 4.2.
Цель: раскрытие индивидуальных способов поведения детей. Развитие позитивного отношения к жизни.
Ход занятия.
Упражнение «Волшебные превращения»
Давайте поиграем в волшебные превращения. Попробуем увидеть вместо колючек на спине у ежа что-то другое. Что видишь ты? А у моего ежика на маленькие воздушные шарики вместо игл, их так много, что ежик начинает медленно подниматься в воздух. Теперь я вижу ежа, который похож на цветущий кактус. А вот еж с фонтанчиками. Что еще вы можете придумать?
Тема 4.3.
Цель: наблюдение продуктивности использования времени, мотивацию детей, умение договариваться и просить, качественные и колличественные показатели самостоятельной деятельности детей.
Ход занятия.
Самостоятельная работа, игра « Город».
Все вы, расположившиеся на своих ковриках,- соседи и живете в отдельных квартирах. В центре магазин. Туда можно сходить один раз и выбрать то, чем вы будете заниматься. Можно что-то взять для себя, а что-то –чтобы смастерить и подарить друзьям. Как только это занятие надоест или будет закончен подарок, можно сходить в гости к «соседям» и уговорить поменяться или вместе чем-то заняться.
Оборудование: наборы открыток, книги о кошках и собаках, сундучок с секретами (бусы, брошки, часы, пуговицы, цепочки и др.), бумага, карандаши, трафареты, цветная бумага, ножницы, пластилин, мозаика, конструктор.
Тема 4.4.
Цель: Развитие воображения.
Упражнение «Волшебные превращения»
Представим обезьяну, живущую не в джунглях, а в глубоком море. Что изменится во внешнем облике обезьяны? А как это отразится на ее поведении и характере? А если обезьяну переселить в Антарктиду? Как она справится с холодом? Чем станет питаться? Что изменится в ее облике и поведении?
Раздел 5. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С
ДОМАШНИМИ ЖИВОТНЫМИ.
Цель раздела: Развитие познавательной сферы и интеллектуальных способностей ребенка.
Задачи раздела:
1. Развитие воображения
2. Развитие памяти.
3. Развитие мыслительной деятельности.
4. Развитие внимания.
5. Расширение кругозора и мировоззрения детей.
Методическое и организационное обеспечение.
Занятие рассчитано на 30 минут. Количественный состав группы - 5-6 человек, возрастной состав 7−11 лет.
Занятие предусмотрено проводить в специально организованной комнате, в которой имеется половое покрытие , кресло, видеопроектор.
Общая характеристика раздела.
Наблюдение за животными и взаимодействие с ними. Находя общее в строении и поведении животных и человека, получая знания о животных через общение с ними ребенок учится обобщать, сопоставлять и сравнивать, синтезировать и анализировать. Результаты чувственного опыта перерастают в суждения и абстрактные представления, формируясь через познавательный интерес и любопытство.
Тема5.1.
Цель: развитие познавательной деятельности и расширение кругозора ребят.
Ход занятия. Экскурсия на выставку кошек.
Тема 5.2.
Цель: развитие и активизация воображения.
Ход занятия.
1. Упражнение «Волшебные превращения».
2. Рисунок зайца
3. Д.з. сочинить сказку про зайца.
Давайте пофантазируем и представим про зайца что- то такое, чего на свете не бывает. Можете ли вы представить, например, голубого зайца? А зайца, который живет на дереве? А можете ли вы представить себе зайца величиной с дом? И как же станет жить такой заяц? Идет обсуждение и фантазирование по кругу.
Оборудование: листы бумаги, краски, карандаши.
Тема 5.3.
Цель: Активизация творческого мышления, воображения, фантазии
Ход занятия.
1. Упражнение « Зверь из бумаги»
Упражнение « Зверь из бумаги».
Цель: активизация творческого мышления, развитие моторики рук.
Сегодняшнее наше занятие будет посвящено несуществующему животному. Давайте создадим из газеты несуществующее животное. Газету можно рвать, мять, сворачивать в трубочку или в конвертик. А когда животное будет готово, его можно раскрасить в любые цвета по желанию.
Оборудование: газета.
Тема 5.4.
Цель: развитие и активизация внимания.
Ход занятия.
1. Собаки и петухи»
Цель: развитие внимания и тренировки памяти детей младшего школьного возраста. Участвовать в ней могут от 5 человек. Выберите ведущего. Каждый игрок должен избрать себе название города. Ведущий начинает игру, произнося такую фразу: «Слышал я, что в городе Саратове собаки кукарекают, а петухи лают». Тот, кто выбрал себе «Саратов», должен немедленно ответить: «Нет, в Саратове собаки не кукарекают, а петухи не лают. Тот город, где собаки кукарекают а петухи лают, называется Москва». Тот, кто выбрал себе «Москву», должен продолжить игру. Если кто-то пропустил свою очередь или назвал город, который не был кем-то выбран, он проиграл и выбывает из игры.
Тема 5.5.
Цель: развитие и активизация мыслительной деятельности, воображения.
Ход занятия.
1. Написание совместного группового сочинения «Чем похожи люди и животные».
2. Упражнение «Волшебные превращения»
Давайте представим как по-другому может передвигаться змея, если не ползать. Давайте представим летающую змею. Что вы чувствуете? А если змея прыгает? Можете мне показать как она это будет делать? А если передвигается боком? Перекатывается? Попробуем и мы так же? Еще я вижу змею-художницу. Она рисует. Как, по- твоему, будет это делать змея?
Тема 5.5.
Цель: развитие мировоззрения детей.
Ход занятия. Экскурсия в краеведческий музей.
Тема 5.6.
Цель: развитие логического мышления.
Ход занятия.
1. Упражнение «Дома зверей».
Перед собой вы видите изображение 6 зверей равной формы: слон, медведь, заяц, волк, еж и мышь. Для зверей потребуются дома-6 листов разного размера. Разложите дома от большего к меньшему и расселите зверей. Посе этого звери идут гулять и картинки перемешиваются. На прогулке зайчик вспомнил, что забыл дома морковку. Задача ребенка помочь зайчику найти свой дом.
Тема 5.7.
Цель: Расширение мировоззрения детей.
Ход занятия. Просмотр и обсуждение фильма о жизни животных.
Тема 5.8.
Цель: развитие в детях способности к обобщению, сопоставлению и сравнению, синтезу и анализизу.
Ход занятия. Экскурсия в лес.
Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. — М.: Т1Д «Сфера», 2001.— 512с.
Психокоррекционная и развивающая работа с деть
Д 79 ми: Учеб. пособие
для студ. сред. пед. учеб. заведений /
И.В.Дубровина,
А.Д.Андреева, Е.Е.Данилова, Т.В.Вох
мянина; Под. ред.
И.В.Дубровиной. - 2-е изд., стерео-i
тип. - М.: Издательский
центр «Академия», 2001. - 160 с.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.