Методология внедрения инноваций
Оценка 4.7

Методология внедрения инноваций

Оценка 4.7
docx
05.12.2022
Методология внедрения инноваций
26.01.22 Инновации в образовании.docx

Инновации - это содержание возможных изменений педагогической действительности, которые ведут к ранее неизвестному, ранее не встречавшемуся состоянию, результату, развивающих теорию и практику обучения и воспитания.

ИННОВАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — обозначающий такой тип образования, который подготовит человека к жизни в динамичных, быстро меняющихся условиях

Сегодня практически любое изменение в сфере образования претендует на инновационный статус. Но инновационная деятельность подменяется «педагогическим изобретательством» без существенных нововведений и развития как теории, так и практики. 

Хотелось бы отметить,, новация - это именно средство (новый метод, методика, технология, программа и т.п.), а инновация - это процесс освоения этого средства. Инновация - это целенаправленное изменение, вносящее в среду обитания новые стабильные элементы, вызывающие переход системы из одного состояния в другое

Хочу так же выделить, что не нужно путать инновационные методы в образовании и инновационные технологии

Существуют различные виды инноваций, в зависимости от признака, по которому их разделяют

1.      По видам деятельности (управленческие,педагогические)

2.      По характеру внесенных изменений

3.      По масштабу изменений

4.      По праблемматике

5.      По степени внедрения

6.      По источнику возникновения

7.      По масштабу использования

8.      по уровню интенсивности (в зависимости от возможностей)

9.      по осмыслению перед внедрением

Четыре ключевых компонента инновации:

• Креативность — умение генерировать новые идеи.

 • Стратегия — выяснение того, является ли эта идея такой уж новой и полезной с точки зрения развития успешной корпоративной деятельности.

 • Реализация — переход от новой и полезной идеи до ее реализации в виде конкретных продуктов и услуг. Именно на этапе реализации происходит девальвация многих превосходных творческих и потенциально инновационных идей, и соответственно теряются шансы создать для организации новую успешную модель.

• Прибыльность (результативность) — повышение до максимума ценности конечного продукта и услуг, полученной от реализации новой и полезной идеи

Управление инновационными процессами предполагает выполнение следующих задач (работ):

• разработка и осуществление единой инновационной политики;

 • разработка проектов и программ инновационной деятельности;

• контроль за ходом инновационной деятельности;

• ресурсное обеспечение проектов инновационной деятельности;

• подготовка и обучение персонала для инновационной деятельности;

• формирование целевых коллективов, групп, осуществляющих решение инновационных проектов.

Методы руководства инновационной деятельностью

1) Методы создания (формирования) эффективно работающих творческих, исследовательских групп, развивающие их ценностно-ориентированную зрелость, организованность и сплоченность:

2) Создание эффективной системы коммуникаций

3) Методы мотивации участия в инновационной деятельности:

 • Стимулирование (материальное, моральное, индивидуальное и коллективное, общественное или чье либо признание и т. д.).

• Создание креативного поля

• Постановка целей и выдача заданий участникам нововведений с учетом предоставления им возможности самим ставить цели своей деятельности,

 • Мотивирующий контроль инновационной деятельности

4) Методы создания условий для профессионального роста членов педколлектива

5) Методы регулирования

Результат инновационной деятельности (конкретные изменения в объекте преобразований). Оценивается на основе трех групп критериев:

 • критерия качества преобразований, выражающемся в соотношении реальных результатов деятельности с поставленными целями инновационной деятельности, моделью, государственными образовательными стандартами и т.д.;

• критерия экономичности (эффективности), отражающего отношение достигнутых результатов к затратам времени, усилий, других ресурсов;

• критерия мотивации, т.е. самочувствия учащихся и учителей, преподавателей.

В российских развивающихся образовательных системах инновационные процессы реализуются в следующих направлениях: формирование нового содержания образования, разработка и внедрение новых педагогических технологий, создание новых видов учебных заведений [44, C. 37]. Кроме этого, педагогический коллектив ряда российских образовательных учреждений занимается внедрением в практику инноваций, уже ставших историей педагогической мысли. Например, альтернативных образовательных систем начала ХХ века М. Монтессори, Р. Штайнера, и т.д.

Образовательная технология включает в себя совокупность действий, относящихся к любым образовательным процессам (управление системой образования, развитие образовательного учреждения, формирование педагогического коллектива и т. п.). В структуру образовательной технологии входят такие компоненты, как целеполагание, мониторинг и оценка, при этом основой современной системы образования оказываются информационные технологии. Существенно при этом, что инновационные технологии в образовании требуют не только развития образования на основе информационных технологий, но и создания соответствующей информационно-образовательной среды. Исходя из этого, появился государственный проект федеральной целевой программы [9], реализация которой, во-первых, создает возможности общения между людьми независимо от расстояния и государственных границ, а, во-вторых, обеспечивает реальный выход в мировое образовательное пространство.

1.       Благодаря современным образовательным технологиям образовательные учреждения США предоставляют возможность обучения через всемирную сеть. Если в 1998 г. сетевое обучение предлагали 48 % учебных заведений, то в 2000 г. уже 70 %, а сегодня многие университеты в США предоставляют только сетевое обучение.

2.       Развитие системы дистанционного обучения (ДО) в России только начинается, но, несмотря на это, количество образовательных учреждений, отделений и центров ДО на территории РФ уже составило более ста пятидесяти.( на данный момент говорю не в условиях пандемии) Большой вклад в дело его развития внесли Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ), Евразийская ассоциация дистанционного образования, Ассоциация международного образования и РосНИИ Информационных Систем. В настоящее время разработан проект соответствующей Федеральной программы, определяющей цели задачи, методы, этапы и направления работы в этой области.

НО к сожалению, как и в любом виде, отрасли, при создании продукта есть положительные и отрицательные стороны, которые придется еще доработать:

1.      Сегодня, в условиях возросшей самостоятельности вузов, её руководитель получает возможность опираться непосредственно на нормы закона, в том числе и международного. Такого рода управленческая практика сама по себе является инновационной.

Центральное место в нормативо-правовом обеспечении развития вуза принадлежит закону РФ «Об образовании». Знание Закона позволяет руководителю вуза во всей инновационной деятельности отстаивать интересы своего коллектива, защищать их от любых и чьих бы то ни было посягательств, от некомпетентного вмешательства в педагогический и управленческий процессы, самостоятельно реализуемые вузом.

Возросшая компетенция, реализация принципа автономности вуза означают одновременно и повышение ответственности педагогического персонала, ректора за результаты и последствия любой, но особенно - инновационной деятельности. Вуз в установленном законодательством РФ порядке несёт ответственность за :

- невыполнение функций, отнесённых к её компетенции;

- реализацию в неполном объёме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса;

- качество образования своих выпускников;

- нарушение прав и свобод студентов, слушателей и работников вуза;

- жизнь и здоровье студентов и работников во время образовательного процесса.

Правда, время не стоит на месте, и сегодня многие методические инновации связаны уже с применением интерактивных методов обучения. Интерактивное обучение – это обучение, погруженное в общение. Выполняя интерактивные задания, студенты не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.

Практика показывает, что в результате большинство студентов оказываются вовлеченными в процесс познания, происходит обмен знаниями, идеями, способами деятельности, устанавливаются эмоциональные контакты между студентами, они приучаются работать в команде. Это снимает нервную нагрузку, помогает испытать чувство защищенности, взаимопонимания и собственной успешности.

Особое внимание хотелось бы обратить на эффективность использования такого метода, как деловая игра. Исследователи отмечают, что если при лекционной подаче материала усваивается не более 20% информации, то в деловой игре – до 90%. Именно здесь студент будет стремиться к победе, к успеху, поэтому его активность и вовлеченность в учебный процесс многократно возрастет. Он будет самостоятельно вырабатывать решения и испытывать на этом фоне положительные эмоции. Правда, одного заучивания материала здесь будет недостаточно, потребуется творческий подход.

Но практика показывает, что эти методы стоят вложенного труда. К тому же, однажды созданная хорошая игра может использоваться в течение многих лет как эффективный инструмент обучения нескольких поколений студентов. Конечно, содержание игры должно ежегодно обновляться в соответствии с изменением содержания самой науки. Поэтому на практических занятиях в колледже вполне уместно провести большую деловую игру или даже короткую викторину с заданиями. Соревновательный момент, как правило, увлекает студентов, и они в игровой форме лучше усваивают материал. Все эти факторы способствуют сотрудничеству учителя и учащихся в процессе обучения.

Конечно, весь учебный процесс переводить на нетрадиционные формы обучения не нужно. Именно традиционный урок должен быть основной формой обучения и воспитания, но разнообразить учебный процесс нестандартными занятиями необходимо, так как они помогут активизировать мыслительную деятельность учащихся, развить их творческие способности, повысить мотивацию к учебе. Коллективное обсуждение вопросов формулирует уважение к иной позиции, толерантность, внимание к коллегам. В игре развивается логическое мышление, речевой этикет, коммуникативные умения. Это говорит о продуктивности процесса обучения и возможности использования нетрадиционных форм обучения как средства развития творческих способностей учащихся.

Инновационные методы весьма эффективны, у них множество плюсов. Здесь высокая мотивация, эмоциональная насыщенность процесса обучения, подготовка к профессиональной деятельности, студенты учатся применять свои знания зачастую в нестандартных ситуациях. Известно много прекрасных инновационных методов, например, разработка проектов, исследовательский. Но проблема в том, что они очень трудоемкие, и непосредственно на занятиях преподаватель чаще всего может использовать лишь их элементы.

 

Инновационные технологии в образовании «тормозятся» по различным причинам:

1.      Барьер творчества. Учителя, привыкшие работать по старым программам, не хотят что-либо менять, учиться, развиваться. Они принимают в штыки все нововведения в образовательной системе.

2.      Конформизм. Из-за приспособленчества, нежелания развиваться, боязни выглядеть в глазах других белой вороной, показаться смешными педагоги отказываются принимать необычные педагогические решения.

3.      Личностная тревожность. Из-за неуверенности в себе, способностях, силах, заниженной самооценки, боязни высказывать свои суждения открыто многие учителя до последней возможности сопротивляются любым изменениям в ОУ.

4.      Ригидность мышления. Педагоги старой закалки считают свое мнение единственным, окончательным, не подлежащим пересмотру. Они не стремятся к приобретению новых знаний, навыков, негативно относятся к новым веяниям в современных ОУ.

5.        недостаточное оснащение компьютерной техникой и электронными средствами учебных заведений (в некоторых вузах нет стабильного интернета, не хватает электронных пособий, методических рекомендаций для выполнения практических и лабораторных работ);

6.        недостаточная квалификация в области ИКТ преподавательского состава;

7.        невнимание руководства учебного заведения к применению в образовательном процессе инновационных технологий.

Для решения подобных проблем должна проводиться переподготовка преподавателей, семинары, видеоконференции, вебинары, создание мультимедийных кабинетов, просветительская работа среди студентов по применению современных компьютерных технологий.

И так о самих инновациях: как в ДОУ, СПО,ВУЗАХ

Исследовательская деятельность

Анализируя инновации в образовании, примеры можно найти в исследованиях. С их помощью ребенок учится выявлять актуальность проблемы, определять пути ее решения, выбирать методики для эксперимента, проводить опыты, делать логические выводы, определять перспективы дальнейшего исследования в данной области. Среди основных методов и приемов, необходимых для исследования: опыты, беседы, моделирование ситуаций, дидактически игры. В настоящее время для начинающих исследователей при поддержке ученых ведущие высшие учебные заведения РФ проводят конкурсы и конференции: «Первые шаги в науку», «Я - исследователь». Малыши получают свой первый опыт публичной защиты выполненных экспериментов, ведения научной дискуссии.

Информационно-комунникационные Технологии

Подобные инновации в профессиональном образовании в век научного прогресса стали особенно актуальными и востребованными. Компьютер стал привычным явлением в дошкольных учреждениях, школах, колледжах. Разнообразные увлекательные программы помогают формировать у ребят интерес к математике и чтению, развивают логику и память, вводят в мир «волшебства и превращений». Те анимационные картинки, которые мелькают на мониторе, интригуют малыша, концентрируют его внимание. Современные компьютерные программы позволяют воспитателю вместе с ребятами моделировать разные жизненные ситуации, искать способы их решения. Учитывая индивидуальные способности ребенка, можно подстроить программу под конкретного малыша, следить за его личностным ростом. Среди проблем, связанных с применением ИКТ-технологий, лидирующие позиции занимает чрезмерное применение компьютера на учебных занятиях.

Методика личностно-ориентированного развития

Данная инновационная технология предполагает создание условий для формирования индивидуальности дошкольника. Для реализации данного подхода создают уголки для занятий и игр, сенсорные комнаты. Есть специальные программы, по которым работают дошкольные учреждения: «Радуга», «Детство», «Из детства в отрочество».

Игровые методики

Они являются настоящим фундаментом современного дошкольного образования. С учетом ФГОС на первый план выходит личность малыша. В ходе игры происходит знакомство малышей с различными жизненными ситуациями. Существует множество функций, выполняемых играми: обучающая, познавательная, развивающая. Инновационными игровыми упражнениями считают:

·         игры, помогающие дошкольникам выделять определенные признаки предметов, сравнивать их между собой;

·         обобщение предметов по знакомым признакам;

·         упражнения, в ходе которых малыши учатся отличать реальность от вымысла

Инклюзивное образование

Благодаря инновациям, внедренным за последние годы в образовательный процесс, шанс на полноценное обучение получили ребята, имеющие серьезные проблемы со здоровьем. В министерстве образования РФ был разработан, апробирован национальный проект, в котором указаны все нюансы инклюзивного образования. Государство позаботилось об оснащении современным компьютерным оборудованием не только ребят, но и их наставников. С помощью "Скайпа" учитель проводит дистанционные уроки, проверяет домашние задания. Подобный вариант обучения важен с психологической точки зрения. Малыш понимает, что он нужен не только родителям, но и педагогам. Дети, имеющие проблемы с опорно-двигательным, речевым аппаратом, которые не могут посещать обычные учебные заведения, обучаются с тьюторами по индивидуальным программам.

 

Проектная деятельность

По новым образовательным стандартам, и воспитатели, и педагоги обязаны вместе с воспитанниками участвовать в проектной деятельности. Для дошкольных учреждений такая деятельность осуществляется вместе с педагогом. Целью ее становится решение определённой проблемы, поиск ответа на вопросы, поставленные на начальной стадии работы. Существует подразделение проектов на несколько видов:

·         индивидуальные, фронтальные, групповые, парные (в зависимости от числа участников);

·         игровые, творческие, информационные, исследовательские (по методу проведения);

·         долгосрочные, краткосрочные (по продолжительности);

·         с включением культурных ценностей, общества, семьи, природы (в зависимости от тематики).

В ходе проектной работы ребята самообразовываются, получают навыки работы в команде

 

Защита данных по модели Data Trusts
По данным Accenture, за время пандемии количество кибератак заметно выросло. Только первой половине 2020 года было взломано 36 млрд учетных записей и аккаунтов. Мы стали хранить гораздо больше данных в Сети, работать онлайн и пользоваться корпоративными сервисами с личных устройств. В итоге многие компании пострадали от утечек и вынуждены были усилить кибербезопасность. Многи вузы Росии пользуются на данный момент этой системой, для сохранности своих данных и студентов.

Система модул — бесплатная система электронного обучения и тестирования. Это открытое веб-приложение, на базе которого можно создать специализированную платформу для развития студентов или сотрудников.

Сдача Гиа по Системе ворлд скиллс для СПО

В государственную итоговую аттестацию учащихся профессиональных образовательных организаций добавили формат демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills по 41 компетенции. Проведение экзамена стартовало в 2017 году в пилотном формате в рамках внедрения.
Демонстрационный экзамен по стандартам Ворлдскиллс– это форма государственной итоговой аттестации выпускников по программам СПО образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования,предусматривает:
1. Моделирование реальных производственных условий для демонстрации выпускниками профессиональных умений и навыков;
2. Независимую экспертную оценку выполнения заданий демонстрационного экзамена, в том числе экспертами из числа представителей предприятий;
3. Определение уровня знаний, умений и навыков выпускников в соответствии требованиям.
Но что мы имеем на практике? Демонстрационные экзамены должны проводиться с соответствующим дорогостоящим материальным обеспечением, но финансирование по этому вопросу не предусмотрено. Более того, по некоторым специальностям СПО довольно сложно что-то «продемонстрировать» непосредственно на экзамене. В таких компетенцтях как «Токарные работы», «Монтаж РЭАиП», «Технология машиностроения».

Ну и в заключении я бы хотела сказать, что Инновационные технологии в образовании позволяют регулировать обучение, направлять его в нужное русло. Людей всегда пугало все неизведанное и новое, они негативно относились к любым изменениям. Стереотипы, существующие в массовом сознании, затрагивающие привычный образ жизни, приводят к болезненным явлениям, мешают обновлению всех видов обучения. Причина нежелания людей принимать инновации в современном образовании кроется в блокировке жизненных потребностей в комфорте, безопасности, самоутверждении. Не все готовы к тому, что придется заново изучать теорию, сдавать экзамены, менять свое сознание, тратить на это личное время и средства. После того как запускается процесс обновлений, остановить его можно только с помощью специальных методик.

 


 

Инновации - это содержание возможных изменений педагогической действительности, которые ведут к ранее неизвестному, ранее не встречавшемуся состоянию, результату, развивающих теорию и практику обучения и воспитания

Инновации - это содержание возможных изменений педагогической действительности, которые ведут к ранее неизвестному, ранее не встречавшемуся состоянию, результату, развивающих теорию и практику обучения и воспитания

Постановка целей и выдача заданий участникам нововведений с учетом предоставления им возможности самим ставить цели своей деятельности, •

Постановка целей и выдача заданий участникам нововведений с учетом предоставления им возможности самим ставить цели своей деятельности, •

Центральное место в нормативо-правовом обеспечении развития вуза принадлежит закону

Центральное место в нормативо-правовом обеспечении развития вуза принадлежит закону

Соревновательный момент, как правило, увлекает студентов, и они в игровой форме лучше усваивают материал

Соревновательный момент, как правило, увлекает студентов, и они в игровой форме лучше усваивают материал

ИКТ преподавательского состава; 2

ИКТ преподавательского состава; 2

Благодаря инновациям, внедренным за последние годы в образовательный процесс, шанс на полноценное обучение получили ребята, имеющие серьезные проблемы со здоровьем

Благодаря инновациям, внедренным за последние годы в образовательный процесс, шанс на полноценное обучение получили ребята, имеющие серьезные проблемы со здоровьем

Определение уровня знаний, умений и навыков выпускников в соответствии требованиям

Определение уровня знаний, умений и навыков выпускников в соответствии требованиям
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.12.2022