Методы активизации творческой деятельности учащихся с использованием инновационных технологий на примере хореографического кружка
Материал подготовила:
Яцуненко Е.Е.
Руководитель хореографического
ансамбля «Фолькданс»
педагог дополнительного образования,
первая квалификационная категория.
Хореография является одним из наиболее значимых направлений в формировании эстетической и духовной культуры молодого поколения. Как показывает практика, педагоги хореографы востребованы во всех образовательных учреждениях. Каким же должен быть современный педагог по хореографии? Несомненно, это должен быть человек, обладающий высокой профессиональной компетенцией, мастерством и конкурентоспособностью. Ведь родители, приводящие сегодня своих детей в Центр дополнительного образования, желают получить в нем качественное образование.
Задачами хореографического образования ребенка является развитие его творческого потенциала, информирование профессионального мастерства. Воспитательная функция направлена на формирование устойчивой позиции к самосовершенствованию профессиональных и личностных качеств, от которых зависит успех обучения. Для успешной реализации этих задач сегодняшние в своём объединении широко использую современные образовательные технологии: информационные технологии, проблемное обучение, экспериментальные методики.
Рассмотрим подробнее каждую технологию в процессе обучения детей искусству танца.
· Информационные технологии
Занятия с использованием информационных технологий максимально стимулируют познавательную самостоятельность, творческую активность и инициативу обучающихся. При подготовке к уроку педагог активно работает с Интернет – технологиями: посещение танцевальных сайтов, поиск специальной литературы и необходимой информации по хореографии. На практических занятиях по хореографии могут показываться различные видеоролики, где дети обучаются на примере других танцевальных коллективов, получают творческие знания. На занятиях педагоги используют видео-пособия ,такие как «Азбука классической хореографии», «Композиция народно-сценического танца» и др. Видеоматериал позволяет просмотреть в замедленном темпе каждый этап протекания процесса движения и выявить затруднения при его исполнении.
Методика использования обучающих видео — программ является достаточно эффективной, раскрывает перед юными танцорами и педагогом новые пути и перспективы для формирования творческого потенциала.
· Проблемное обучение
Технология проблемного обучения используется на уроках изучения нового материала и дает возможность заменить традиционное объяснение учителя «открытием» знаний самими обучающимися. Знания и умения, добытые в ходе активного самостоятельного поиска более прочные, чем при традиционном обучении. Проблемное обучение ребенка проходит через активизацию личности, умеющей видеть, ставить и решать нестандартные проблемы. Детей необходимо включать в поисковую деятельность, их надо подталкивать к нахождению принципа решения, они лучше работают тогда, когда характер вопросов — открытый, когда нужно самому додуматься, сообразить, а не когда нужно просто повторить за учителем и запомнить информацию. Тогда ученики будут в тонусе в течение урока, тогда они запомнят и усвоят материал через самостоятельное разрешение проблемной ситуации.
Одной из форм проблемной технологии обучения является игра, где задается тема, ставится проблема и осуществляется совместный поиск её решения. Перед началом каждого занятия педагог дает детям целевую установку решения проблемы: надо – хочу – могу – делаю – получаю. В ходе проведения каждой игры педагог реализует поставленные цели, это может быть изучение танцевального движения или теоретического материала. Ученики выполняют творческое задание и создают единую команду. Игру как метод обучения можно использовать с первых уроков хореографии для развития чувства ритма, пластики, слуха и памяти, координации движений, тренировки внимания, а так же эмоционального раскрытия детей. Также игра может прививать ребенку такие качества как уважение к другим, внимательное отношение друг к другу, сопереживание, целеустремленность и многое другое. Ученики прочно и с удовольствием усваивают знания, полученные игровым методом. Игра, являясь развлечением, способна перерасти в обучение, в педагогическое сотворчество, в модель человеческих отношений.
· Экспериментальные методики.
Примерами экспериментальных методик являются танцевальная импровизация, театрализация танца, танце-терапия.
Танцевальная импровизация.
Танец изначально рождается из импровизации, а хореография появляется только тогда, когда возникает необходимость передачи определенного опыта. Естественный источник импровизации — радость движения и игры. Естественный эволюционный источник хореографии — удовольствие от подражания и единства в движении. Танец всегда ассоциируется со свободой выражения, раскрепощением, «полетом». На занятиях танцевальной импровизацией подход к каждому ребенку состоит в том, чтобы помочь раскрыть его творческие таланты, научить выражать себя. Хореография предполагает изначальную серьезность — мир, созданный по некоторому идеальному образцу, а в импровизации мир еще не создан, он может стать любым.
Театрализация танца
Театр
танца — это мини-спектакль со своей музыкально-танцевальной драматургией и
сценографией. Синтез музыки, актерского мастерства, пластики, а так же костюма,
света, подчинены единой художественной идее. Хореографический спектакль —
художественное произведение, содержание которого воплощается в
музыкально-хореографических образах.
Особенно актуальна эта форма в детских хореографических коллективах, потому,
что в основу очень часто берётся сказочный сюжет. Это вполне объяснимо, так как
добрая и поучительная сказка не подразумевает психологических сложностей в
реализации хореографических образов, и такая масштабная работа позволяет
занимать разновозрастные группы и привлекать исполнителей различного
профессионального уровня подготовки. Использование хореографического
спектакля даёт возможность раскрытию природной одарённости ребенка,
самовыражения, актерского мастерства. Реализация творческого потенциала преподавателя
хореографа начинается уже в процессе подготовки спектакля, куда входят:
учебно-танцевальный процесс, развитие коллективного творчества, овладение
актерским мастерством, из чего и складывается хореографический спектакль.
Танце-терапия
Занятия музыкой и танцами помогают ребенку выражать радость, переживать горе, расти и развиваться. Танцетерапия соединяет хореографию и психологию развития ребенка. Она помогает детям чувствовать себя уверенно в жизни, повысить способность адаптации к различным жизненным ситуациям. Значимость выражения эмоций через движение состоит в том, что именно таким образом осуществляется знакомство с собственными эмоциями, их принятие, а также развитие психологической способности переживать собственные чувства и принимать их у других. Большое удовольствие у детей вызывает сочинение своих танцев, где они могли выразить свои чувства в безопасной форме.
Любое переживание человека, как положительное, так и негативное, выражается в напряжении какой-либо группы мышц.
Основная суть танцетерапии заключается в том, что все психические травмы ребенка мешают ему свободно выражать свои эмоции. Танцевальная терапия направлена на снижение мышечного напряжения. Она способствует увеличению подвижности человека. В танце дети позволяют себе раскрепоститься, освободиться от негативных эмоций, приобрести уверенность.
Моё интересное наблюдение, как педагога, состоит в том, что маленькие дети неохотно играют отрицательных персонажей, предпочитая изображать принцесс и принцев, но они с энтузиазмом сочиняют танец злости, становясь злостью и исполняя ее танец. Танцетерапия связывает хореографическое творчество детей с преодолением комплексов и осознанием собственной успешности, дают ребенку возможность самовыражения.
В процессе обучения по данным образовательным технологиям выделены следующие типы педагогического взаимодействия: преодоление непродуктивности действий с помощью образовательных инноваций; сотворчество с последующей коррекцией умений и навыков; равное партнерство; творческая команда. В дословном переводе «технология» — наука о мастерстве. От мастерства педагога во многом зависит то, каким будет мастерство его ученика.
Хореографического ансамбля «Фолькданс»
Чтобы создать условия для раскрытия и развития творческого потенциала кружковцев, формирования у них устойчивой положительной мотивации к занятиям хореографией и достижения ими высокого творческого результата в современной практике используются различные методы работы, как традиционные, так и инновационные методики.
Работая в системе дополнительного образования, все чаще убеждаюсь, что для успешной профессиональной деятельности необходимы глубокие знания основ педагогики и психологии. Развитие современных информационных технологий влечет за собой внедрение новых подходов к обучению, таких, которые обеспечивали бы развитие профессиональных, коммуникативных и творческих знаний, а также потребностей в самообразовании.
Традиционными методами подготовки являются методы и рекомендации по изучению истории становления и развития искусства танца, основ музыкального движения, танцевальной техники, построению и разучиванию танцевальных комбинаций, постановки танца, отработки движений.
Инновационные методы включают в себя современные педагогические технологии развития лидерских и диалогических способностей; педагогические аспекты творческой деятельности; методы развития межличностного общения в коллективе; интеграцию в процессе создания коллективного творческого продукта танцевального коллектива; методы создания художественной среды средствами хореографии.
Наш инновационный опыт представляет собой применение комплексного способа разучивания танцевальных комбинаций на основе приема «от простого к сложному» для развития танцевальных способностей обучающихся.
Опыт включает в себя следующие компоненты:
- визуальный (знакомство с новыми танцевальными движениями: наглядная подача материала педагогом, просмотр образцовых танцевальных коллективов);
теоретический (объяснение правил выполнения движений с учетом возрастных особенностей детей);
- практический (разучивание и проработка элементов танцевальной комбинации, закрепление путем многократного повторения, тренировка мышечной памяти;
- использование на практических занятиях видеосъемки);
- рефлексивный(видеозаписи практических занятий для анализа, сравнения и оценки достоинств и недостатков работы; установка на домашнее задание, мысленный повтор разученных комбинаций).
1. Ведущими являются технология обучения в сотрудничестве и развивающего обучения, позволяющие организовать обучение детей программам в традиционных для занятий хореографией формах.
Технология обучения в сотрудничестве включает индивидуально- групповую и командно-игровую работы. Для эффективной работы хореографического коллектива и достижения высокого творческого результата в нашей педагогической практике используем такие формы организации занятий:
групповая(группы формируются с учетом возраста детей, половому признаку; насчитывают от 10 до 12 человек; могут состоять из участников какого-либо танца или этюда);
коллективная(такая форма применяется для проведения сводных репетиций, ансамблей, постановок танцев, в которых, например, задействовано несколько возрастных групп);
индивидуальная (работа с солистами, наиболее талантливыми детьми; обучающимися, не усвоившими пройденный материал).
В авторской системе развивающего обучения Л.В. Занков на первое место выдвинул обучение на высоком уровне трудности, преодолеваемой обучающимися в ходе процесса обучения.
Развитие личности проходит ряд этапов, каждый из которых тесно взаимосвязан с предыдущим. Ранее достигнутый этап органически включается в последующий. Также и мы в своей работе последовательно и систематично идем от простого к сложному. На первом году обучения развиваем у детей выворотность ног, подъем стопы, гибкость, танцевальный шаг, мышцы тела партерной гимнастикой; учим простейшим танцевальным движениям (галопы, подскоки, танцевальный бег). На основе уже изученного материала строим более сложные танцевальные комбинации, этюды, что развивает у детей координацию движений, чувство ритма, музыкальность, умение ориентироваться в пространстве на основе рисунков танцев или этюдов. Особое внимание придаем музыкальному, разнохарактерному сопровождению, обогащающему художественный вкус и развивающему общую музыкальную культуру.
Экзерсис у станка содержит много трудных движений, которые в старших классах мы комбинируем, составляя более сложные танцевальные комбинации, что дает возможность развивающее обучение сделать более эффективным. В ансамбле мы постоянно совершенствуем исполнительское мастерство танцоров, выявляем их творческие задатки и развиваем творческие способности.
2. Технология игрового обучения применяется в нашем ансамбле, так как в состав обучения входят дети дошкольного и младшего школьного возраста.
Игровые упражнения, помогают удерживать интерес маленьких танцоров и включать их в активную работу. Игры долгие годы остаются главным и любимым занятием всех детей. В игре происходит рефлексирование, самореализация, принятие решений, за
которые ребенок в ответе, игра также предполагает творческое начало. Дети моделируют в игре свои взаимоотношения с окружающим миром, проигрывают различные ситуации – лидерства, подчинения, ведет совместную деятельность с другими детьми или взрослыми.
3. Информационные технологии активно используются нами для совершенствования образовательного процесса, повышения эффективности обучения хореографии.
Деятельность хореографического ансамбля предполагает постановку танцевальных номеров, проведение концертных выступлений обучающихся, участие их в конкурсах-фестивалях различных уровней. Для качественного звучания танцевальных фонограмм и соответствия современным техническим требованиям, используются компьютерные технологии.
Применение компьютера позволяет:
- накапливать и хранить музыкальные файлы;
- менять темп, звуковысотность музыкального произведения;
- производить монтаж, компоновку музыкального произведения.
Кроме традиционных форм и методов проведения занятий, могут быть использованы такие, как:
методика работы с интернет-технологиями –серфинг по сети Интернет:
· посещение танцевальных сайтов;
· поиск специальной литературы и необходимой информации;
· подбор музыкального материала;
методика использования метода проектов на занятиях хореографии с применением средств Microsoft Office:
· создание банка данных;
· формирование электронных таблиц;
· разработка сценария праздников и концертов;
методика использования творческих заданий с применением средств Microsoft Office:
· создание рекламных буклетов(история создания коллектива, структура
нашего ансамбля, концертная деятельность, конкурсы-фестивали.).
· подготовка концертных программ;
· разработка баннеров; фото-коллажей; фото-презентаций.
Все это каждый учебный год демонстрируется на родительских собраниях в ансамблях танца «Задоринка» и «Вдохновение»
· информационно-новостные публикации о мероприятиях, конкурсах,
концертной деятельности коллектива, фотоматериалы.
Формы организации учебных занятий: беседа, практическое занятие, самостоятельная работа, творческие задания, проекты, интерактивные игры и др.
Формы контроля на занятиях хореографии: практические работы, приуроченные к теме занятий, открытые уроки, опросы, самоконтроль.
4. Технология здоровьесберегающего обучения. Здоровьеформирующие образовательные технологии, по определению Н.К. Смирнова, – психолого- педагогические технологии, программы, методы, направленные на воспитание у обучающихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Здоровьесберегающие технологии, которые мы используем, подразделяются на подгруппы:
· организационно-педагогические,
· психолого-педагогические,
· учебно-воспитательные,
· лечебно-оздоровительные.
5. Технология проблемного обучения. В целях повышения эффективности воспитательной работы важно использовать проблемную методику. Особенностью данного подхода является реализация идеи «обучение через открытие»: ребенок должен сам открыть явление, закон, закономерность, свойства, способ решения задачи, найти ответ на неизвестный ему вопрос. При этом в своей деятельности он может опираться на инструменты познания, строить гипотезы, проверять их и находить путь к верному решению.
Принципами проблемного обучения являются:
· самостоятельность обучающихся;
· развивающий характер обучения;
· интеграция и вариативность в применении различных областей знаний;
· использование дидактических алгоритмизированных задач.
В отличие от традиционной, когда детям сообщается «готовая» информация обучения, проблемная методика предлагает более активную умственную и эмоциональную деятельность. В процессе занятий детям можно предложить дополнить танцевальную комбинацию или сочинить ее полностью, исполнить то или иное движение, которое не касается программы их обучения. Дети сначала робко, а потом смелее, при поддержке педагога, включаются в творческую работу. Важно, чтобы ребенок смог применить свои знания и осуществить задуманное.
Для дополнительного самообразования в социальной сети ВКонтакте существует группа нашего ансамбля, в которой отображается вся жизнь коллектива, публикуются мастер-классы, беседы для детей и их родителей, выступления других как профессиональных, так и самодеятельных танцевальных коллективов и много другой полезной информации.
Необходимо поощрять творческую инициативу обучающихся, так как многие из них, становясь старше, помогают своим учителям в работе с младшими детьми. Разумный педагог, доверяя своему ученику, направляет его в учебной и постановочной работе. Дети, активно включившиеся в атмосферу творчества, выбирают в дальнейшем профессию хореографа. Увлеченные хореографией, они приобретают книги, собирают вырезки из газет и журналов с фотографиями артистов балета, солистами ансамблей, начинают прослушивать аудиокассеты с музыкой различных направлений, просматривать специальные видеозаписи. Здесь уместно привлечь детей к аналитической работе, организуя беседы, диспуты для правильного понимания содержательной стороны хореографического искусства.
Успех детей в хореографическом ансамбле зависит от профессиональных качеств педагога, который должен уметь умело применяет их в практике. Педагогам дополнительного образования в хореографии важно понимать особенности методики работы с детьми разных возрастов, разбираться в причинах наиболее часто встречающихся недочетов в работе. В результате, учебная программа с каждым последующим годом обучения становится полнее и насыщеннее по содержанию. Это отражается и в учебном процессе, и в концертном репертуаре коллектива, способствуя высоким творческим достижениям.
Подводя итог сказанному, отмечу, что применение инновационных технологий в образовательной деятельности хореографического коллектива способствует повышению качества обучения, расширяет рамки образовательных результатов, делать более качественным исполнение хореографических номеров, улучшает процесс самостоятельной творческой деятельности обучающихся.
Хочется надеяться, что совместными усилиями представителей всех уровней сферы дополнительного образования инновационный опыт, накопленный педагогами, будет успешно изучаться, обобщаться и эффективно внедряться в широкую образовательную практику.
1. Пуляева, Л.Е. Некоторые аспекты методики работы с детьми в хореографическом коллективе: учеб. пособие. – Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2011. – 80 с.
2. Пуртурова, Т.В.Учите детей танцевать : учеб. пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования / Т.В. Пуртурова, А.Н. Беликова, О.В. Кветная. –М.: Владос. – 2007. – 256 с.: ил.
3. Тарасенко, Т.В. Положение педагогики в применении к хореографии
/Межд.науч.-теоретич.конф., посвящ. 10-летию образования ЮКПУ, 2013. – С. 33-35.
4. Тарасенко, Т.В. Импровизация – необходимый творческий процесс в становлении личности танцора /Межд.науч.-теоретич. конф. «Ауезовскиечтения
– 3». – Шымкент, 2014. – С. 97-99.
5. Хореографическое искусство. Справочник. – М.: Искусство, 2009.
6. Янковская, О.Н. Учить ребенка танцам необходимо // Начальная школа.
– 2000. – №2. – С. 34-37.
7. Янаева, Н.Н. Хореография :учебник для нач. хореографической школы.
– М.: Релиз. – 2004. – 340 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.